К концу 80-х годов модели АЗЛК, находящиеся в производстве, устарели как технически так и в плане внешнего вида. Поэтому нужен был новый серийный автомобиль. Таким автомобилем должен был стать Москвич-2143 под названием «Яуза»
В начале 90-х годов на Автозаводе имени Ленинского комсомола были разработаны и построены сначала макеты, а затем и ходовой опытный образец седана с самым необычным в истории отечественного автомобилестроения внешним обликом — АЗЛК-2143 «Яуза».
Когда на советских автозаводах начинались работы над перспективными моделями автомобилей, как правило, строили несколько серий опытных образцов. Машины самой первой, «нулевой» серии (иногда это был единственный экземпляр, иногда два однотипных) обычно существенно отличались от «готового» автомобиля, который потом шел в производство. Первый образец всегда считался пристрелкой, пробой сил. На нем конструкторы проверяли правильность
выбранных компоновочных решений, основных размерностей, работоспособность новых узлов и агрегатов. Типичным образцом первой серии как раз и был седан АЗЛК-214Э, который должен был прийти на смену «сорок первому».
Свое решение предложил Марат Антонович Елбаев, опытнейший художник-конструктор, проработавший на заводе около 30 лет. Высокий капот он выполнил в виде округлого «леденца», а невысокому лобовому стеклу придал сферическую форму с плавным переходом к крыше и окнам передних дверей.
Проблема заключалась в том, что окна передних дверей неизбежно приобретали изгиб в двух плоскостях, а технологические возможности тех лет не позволяли при таком сложном изгибе сделать стекла опускающимися.
Самая оригинальная задумка заключалась в принципе установки комбинации приборов. В штатное оборудование автомобиля 90-х годов должна была входить регулируемая по высоте рулевая колонка. Хотя на макетах-«передках» опробовались цифровые комбинации приборов, похожие на модные тогда электронные часы, в окончательном варианте приборы остались традиционными, стрелочными, но с современным для 90-х годов расположением шкал.
В облике приборной панели и консоли АЗЛК-2143 доминировали круглые и овальные элементы, олицетворявшие входивший 8 моду стиль «биодизайн». Это хорошо заметно по скругленным очертаниям ступицы руля, вентиляционных решеток, ручек дверей, «окна» для часов, кнопок и клавиш. Продуманная форма так называемых дверных карт позволила сделать салон уютным, несмотря на низкие разделенные окна. Внизу консоли располагался новый для того времени прибор — бортовой компьютер. Единственным компромиссом можно назвать серийный радиоприемник «Былина», который для экономии времени взяли с обычного «сорок первого».
Базовая модель двигателя с индексом «21414» была бензиновой, карбюраторной, 8-клапанной, рабочим объемом 1,8 л (диаметр цилиндра 82 мм, ход поршня 85 мм). Предусматривалось несколько модификаций, индексы которых иногда пересекались с индексами перспективных автомобилей и шасси. Бензиновый «21415» отличался распределенным впрыском, такая же система питания была у 16-кла-панного «21416». Предусматривались и дизели — один без наддува, другой с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха. Рабочий объем бензиновых моторов мог быть 1,6,1,8 и 2,0 л с возможным увеличением до 2,2 л. Дизели планировались 1,8- или 1,9-литровые.
Производитель: АЗЛК / ОАО «Москвич»
Завод: АЗЛК (Москва, Россия)
Класс: D
Другое имя: Москвич-Яуза
Тип кузова: седан
Компоновка: переднемоторная, переднеприводная
переднемоторная, полноприводная
КПП: 5-ти ступенчатая
Двигатель
Собственная разработка АЗЛК
Характеристики
РазмерыДлина: 4710 мм
Ширина: 1690 мм
Высота: 1400 мм
Колёсная база: 2780 мм
Автор: Сергей Ионес
Вы когда-нибудь слышали про отечественный автомобиль марки «Яуза»? Я был одним из первых столичных автолюбителей, кто видел этот АЗЛК-2143 «живьём». Его внешний дизайн произвёл на меня такое жестокое впечатление, будто я увидел своими глазами живую Медузу Горгону. Представьте себе обычный седан с двухэтажными(!) боковыми окнами! Я очень хорошо представляю. Ходовой образец этого чудища сохранился и в настоящее время выставлен в музее.
В июле 1994 года мы с двумя друзьями, договорившись с директором Виктором Сергеевичем Вороновым, прорвались в закрытый для обычных посетителей «Музей АЗЛК» возле метро «Текстильщики». Гуляем по круглому помещению, метко прозванному в народе «летающей тарелкой». За рядком привычных глазу «Москвичей» всех поколений неожиданно находим два заботливо укрытых чехлами автомобиля. Мы отлично знаем, что чехлы нельзя снимать. Но это разжигает наше любопытство, и, пользуясь отсутствием обязательных в наше время, но тогда не существовавших видеокамер, нагло лезем под чехлы.
Под первым нас ждёт полное разочарование. Там – американское купе Pontiac Grand Prix года 1988-го. Эту машину в США подарили Генеральному секретарю ЦК КПСС, Президенту СССР М. С. Горбачёву. Он решил доказать всей советской общественности, что, в отличие от своего предшественника Л.И. Брежнева, автомобили он не коллекционирует. Поэтому публично, в торжественной обстановке вручил прекрасный американский подарок Генеральному директору Производственного объединения «Москвич» В.П. Коломникову. Мол, пусть советские конструкторы учатся современному автомобилестроению!
Pontiac Grand Prix ‘1988–91Горбачёв сильно ошибался. Сотрудники Управления конструкторских и экспериментальных работ АЗЛК давно успели подробно изучить более современные и совершенные в техническом отношении иномарки. И Pontiac их не заинтересовал. Тогда автомобили этой модели встречались на улицах Москвы сотнями.
Но под вторым чехлом нас ждал настоящий шок. Вдвоём с другом медленно приподнимаем покрывало со стороны багажника. Сначала видим на месте номера табличку с новым индексом «2143». Интерес вспыхивает. Далее разворачиваем… задок чем-то напоминает SAAB 9000. Вечно у нас всё копируют… Но в следующую секунду видим… машину с двухэтажным боковым остеклением. Нет, ну это точно ни у кого скопировать нельзя! Едва переводим дух.
В середине 1980-х годов, к моменту запуска производства новой базовой модели АЗЛК-2141, Главный конструктор ПО «Москвич» Александр Евгеньевич Сорокин расписал «по полкам» все перспективные модели завода. Среди них были минивэн, микроавтобус, седан более высокого класса. Но особое место отводилось новой модели, которая должна была придти на смену АЗЛК-2141. Базовую модель АЗЛК-2143 сразу же заложили не в виде экзотического хэтчбека, а с более привычным кузовом седан.
Сорокин, дизайнер по специальности, поручил работу над внешним видом опытнейшему художнику-конструктору Марату Антоновичу Елбаеву. Он пришёл на завод в начале 1960-х, его первым экспериментом стал рестайлинг, так называемый «экспортный вариант», Москвич-403ИЭ. Затем Елбаев, возглавляя группу экстерьера, трудился над новыми моделями: Москвич-408, Москвич-412, Москвич-2140, АЗЛК-2141, АЗЛК-2142 и их модификациями.
Марат Антонович устал проектировать обычные машины. Он ждал невероятного, невиданного ранее проекта. Например, в одной частной коллекции хранится макет кузова с идеально обтекаемой формой, изготовленный руками Елбаева в середине 1970-х.Елбаев Марат АнатольевичА в следующем десятилетии конструкторам кузовов как раз поставили задачу добиться обтекаемости потоками воздуха любой ценой. Считалось, что это резко снизит расход топлива. Одна из теорий тех лет гласила, что этого можно достичь, отказавшись от опускаемых боковых стёкол. Водителю достаточно небольшой форточки снизу, чтобы подать документы инспектору ГАИ или пропуск охраннику стоянки. Вентиляцию обеспечит кондиционер. Елбаев решил сделать кузов с двумя этажами стёкол: верхние установлены стационарно, а на нижнем «втором этаже» расположены как раз те самые маленькие форточки. А остекление пусть разрезает на две части мощный силовой брус. Сорокину эта идея понравилась. Так на свет появились первые макеты будущего АЗЛК-2143, получившего новое название «Яуза».
Конструкторам КБ кузовов УКЭР предстояло по мотивам макета разработать первый опытный образец. Ведущим по кузову Сорокин назначил Георгия Викторовича Михайлова. Ему предстояло проектировать остекление совместно с существовавшим в Москве Научно-Исследовательским институтом тонкого стекла (НИИ ТС). Спустя много лет Михайлов признался, что идея «двухэтажных стёкол» не нравилась ему с самого начала. Но он, выполняя приказ Сорокина, уверенно разработал боковины и двери «Яузы». По его словам, он реализовал новейшую идею дверей без фланцев, которую «подсмотрел» у Citroen XM. После развала АЗЛК Георгий Викторович на несколько лет нашел работу и источник средств существования в НИИ ТС. В приватном разговоре Михайлов «признался в нелюбви» к «Яузе» и заявил, что это «единственный проект, за который ему стыдно».
Интерьером новинки занимался Константин Борисович Громадский. В начале 1980-х в УКЭР АЗЛК по приказу Министра автомобилестроения СССР В. Н. Полякова взяли на работу смелого «самодельщика» из Ухты Коми ССР А. Кулыгина, автора легендарной «Панголины». Он привёл себе в помощники соседа по гаражно-строительному коллективу (ГСК) Громадского. Но вышло так, что Кулыгин не ужился в коллективе, и быстро был вынужден покинуть завод, а Константин Борисович остался – он мечтал с детства работать в конструкторском бюро автозавода.
Громадский Константин БорисовичИнтерьер «Яузы» Громадский разрабатывал в модном для начала 1990-х стиле «биодизайна». Отсюда – мягкие дружелюбные обводы руля и приборов, овальные клавиши на кнопке звукового сигнала. Их планировали в расчёте на уже разработанный в УКЭР «многофункциональный руль», не снимая рук с которого, водитель может пользоваться стеклоподъёмниками, магнитолой, климатической установкой, обогревом сидений. Единственный неизбежный компромисс – откровенно не вписывающийся в силуэт приборной панели серийный советский радиоприёмник «Былина».
АЗЛК-2143 планировался как автомобиль с продольным расположением мотора по типу АЗЛК-2141, но не с передним, а только с полным приводом. Исключалось применение двигателей УЗАМ и ВАЗ. Мотор, без вариантов, только один – из нового семейства разработки КБ Двигателей АЗЛК (Ведущий конструктор – Виктор Александрович Борисов). Но допускалось применение разных модификаций – бензинового АЗЛК-21414, дизельного АЗЛК-21413 или их вариантов с измененными техническими характеристиками. Прототип «Яузы» построили с мотором АЗЛК-21414 третьей опытной серии.
Полноприводную трансмиссию конструировали Д. Дорофеев, В. Новичков, Ю. Степанов и их коллеги под заботливым присмотром опытнейшего заводского специалиста по коробкам передач Льва Исааковича Сморгонского. На много лет раньше Сморгонский начинал как ведущий конструктор полноприводной передачи автомобиля «Москвич-410Н». Для АЗЛК-2143 двигатель и коробку передач понадобилось установить на изменённый, по сравнению с АЗЛК-2141, на 13 градусов угол. Вышел приблизительный аналог трансмиссии немецкого автомобиля Audi Quattro образца 1980 года с автоматически подключаемой муфтой вместо жесткой связи. Такой вариант трансмиссии планировалось внедрить даже в освоенный производством кузов.
Полноприводные АЗЛК-21416 успешно проходили заводские и межведомственные испытания. Забегая вперёд, отметим, что на недолгое время агрегаты аналогичного типа попали на главный конвейер. Их устанавливали в кузова автомобилей «Князь Владимир» и «Иван Калита». Новым машинам 4х4 даже присвоили отдельный индекс АЗЛК-2144. Это доказывает, что разработка была вполне жизнеспособная, а выпуск ничего не мешало освоить.
К сожалению, постройка ездящих своим ходом опытных образцов АЗЛК-2143 совпала с тяжёлым для страны временем. Разваливалось всё: Советский Союз, налаженные десятилетиями экономические связи. Стали недоступными комплектующие, выпускавшиеся в некоторых бывших союзных республиках. АЗЛК «осилил» только один «демонстрационный» опытный образец модели 2143, достроенный в 1993 году. В металле кузов вышел заметно грубее, чем в виде пластилинового макета. Года до 1996-го он ещё считался перспективной моделью, но уже в 1994-м тихо доживал жизнь в заводском музее. По некоторым данным, на том же оборудовании Экспериментального цеха удалось построить ещё 3-4 однотипных машины, только с упрощённым остеклением и с оборудованием салонов, взятым от серийных АЗЛК-2141. Они предназначались для безжалостных ресурсных испытаний и краш-тестов. Судьба этих автомобилей неизвестна, а фотографии пока не найдены.
А всё-таки, несмотря на шокирующий вид, «Яуза» АЗЛК-2143 мне… очень нравится! Я бы с удовольствием приобрёл такую машину себе, хоть новую в автосалоне, хоть идеально сохранившийся у «заботливого дедушки» «гаражный» экземпляр с маленьким пробегом. И, радуясь, использовал бы хоть сейчас в качестве повседневного транспорта. Жаль, у истории нет альтернативного пути!
история концепткар
Статьи / Популярные вопросы Как правильно парковаться на уклоне и почему это важно Мы уже не раз говорили о парковке: о том, где можно и нельзя парковаться, что будет, если встать на месте для инвалидов, и как быть, если вам мешает припаркованная на тротуаре машина.
Сег… 68 0 0 24.04.2023Статьи / Новые авто Атмосферник и два дисплея: первое знакомство с BAIC U5 Plus Природа, как известно, не любит пустоты. То же самое можно сказать и о рынке, и как только западные автомобильные компании начали одна за одной уходить из России, автомобилестроители из Подн… 1163 2 3 23.04.2023
Статьи / История Шестнадцать цилиндров для BMW: почему двигатель BMW V16 Goldfisch так и не стал серийным Противостояние двух ведущих немецких автогигантов BMW и Mercedes началось еще в середине семидесятых, когда появилась первая «семёрка» BMW, ставшая конкурентом первому S-классу с индексом W. .. 1176 0 2 22.04.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв 30 лет рабства: тест-драйв ГАЗ-53 Точнее было бы написать «тест-драйв ГАЗ-САЗ-3507 на шасси ГАЗ-53-14», но это слишком сложно. А вот просто ГАЗ-53 узнает каждый, кто успел выпить стакан газировки за одну копейку (с сиропом… 9804 9 878 09.12.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Любителям Volvo, по цене Volvo: тест-драйв обновленной Geely Tugella Впервые с Geely Tugella мы познакомились ровно два года назад, в ноябре 2020. За эти два года флагманский кроссовер нашел свою, пусть и небольшую, аудиторию, заработал определенную репутацию… 8640 3 864 29.11.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 8101 8 9 07.04.2023
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Нажмите, чтобы увеличить
Редкая находка
Цена: €178,32
Загрузка
Доступен только 1
Включены местные налоги (где применимо) плюс стоимость доставки
197 продаж |
5 из 5 звездВы можете сделать предложение только при покупке одного товара
Внесен в список 15 января 2023 г.
10 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении авторских прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.
Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы
Посмотреть список запрещенных предметов и материалов
Ознакомьтесь с нашей политикой в отношении контента для взрослых
Товар на продажу…не ручной работы
не винтаж (20+ лет)
не ремесленные принадлежности
запрещены или используют запрещенные материалы
неправильно помечен как содержимое для взрослых
Пожалуйста, выберите причину
Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.
Посмотреть корзину и проверить
реклама AdoraPrintsUk
Реклама магазина AdoraPrintsUk
AdoraPrintsUk Из магазина AdoraPrintsUk
от €15,46
реклама от LavenderHouseGiftCo
Реклама магазина LavenderHouseGiftCo
лавандаДомПодарокCo Из магазина LavenderHouseGiftCo
€49,24
реклама от LusterPrints
Реклама магазина LusterPrints
LustrePrints Из магазина LusterPrints
Цена продажи €4,95 €4,95
€6,19 Первоначальная цена €6,19(скидка в 20)
реклама от LavenderHouseGiftCo
Реклама магазина LavenderHouseGiftCo
лавандаДомПодарокCo Из магазина LavenderHouseGiftCo
€49,24
реклама от UniqueWordDesigns
Реклама магазина UniqueWordDesigns
УникальныеWordDesigns Из магазина UniqueWordDesigns
от €7,02
Бесплатная доставка
реклама искренне ЭллиМей
Реклама магазина С уважением, Элли, май
С уважениемЭллиМэй Из магазина
Цена продажи €4,76 €4,76
€9,52 Первоначальная цена €9,52 (50% скидка)
JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.
Разместите здесь фотографии своих местных автомобилей PD
Увидеть меньше Узнать больше
Ответить
Сохранить
Нравится
261 — 280 из 2144 сообщений
Демис сказал:
ВАЗ из Латвии
Нажмите, чтобы развернуть…
Фотография, которую вы разместили, из Беларуси…
Увидеть меньше Узнать больше
Ответить
Сохранить
Нравится
извините за ошибку но вы тоже не правы машина на самом деле из ЛИТВЫ У вас есть фото с восточного европрома?
Ответить
Сохранить
Like
Извините за ошибку, но вы тоже ошибаетесь машина ВАЗ ЛИТОВСКАЯ а НЕ Белорусская. Кстати, у вас есть какие-нибудь фотографии из Восточной Европы?
Увидеть меньше Узнать больше
Ответить
Сохранить
Нравится
Беларусь ВАЗ
Увидеть меньше Узнать больше
Ответить
Сохранить
Нравится
Демис сказал:
Извините за ошибку, но вы тоже ошибаетесь, машина ВАЗ ЛИТОВСКАЯ, а НЕ Белорусская. Кстати, у вас есть какие-нибудь фотографии из Восточной Европы?
Нажмите, чтобы развернуть…
Да, моя ошибка. То, что я увидел, было фото УАЗа из Белоруссии, а затем «ВАЗ из Латвии» без фото. Я неправильно понял ВАЗ как УАЗ.
Я сам не из Восточной Европы и у меня нет фотографий полицейских машин, извините. Я посмотрю, смогу ли я сделать несколько фотографий британских полицейских машин (я живу в Лондоне).
Увидеть меньше Узнать больше
Ответить
Сохранить
Нравится
Мексика
Увидеть меньше Узнать больше
Ответить
Сохранить
Нравится
Skoda Fabia — часто используется в Чехии + Словакии
Увидеть меньше Узнать больше
Ответить
Сохранить
Нравится
Увидеть меньше Узнать больше
Ответить
Сохранить
Нравится
Реакции: 1
Увидеть меньше Узнать больше
Ответить
Сохранить
Нравится
Реакции: 1
Вот фото новых украинских милицейских машин против старых. Старшая — Лада, а какая новая — понятия не имею.
Увидеть меньше Узнать больше
Ответить
Сохранить
Нравится
Это старая полицейская машина из России. Если не ошибаюсь, это ВАЗ 2109 (он же Жигули).
Ниже представлена старая японская машина с правым рулем, используемая в качестве полицейской машины. По иронии судьбы, некоторое время назад российское правительство планировало запретить движение всех праворульных автомобилей на дорогах
.Тоже из России. Новый -> Старый -> Старый.
Увидеть меньше Узнать больше
Ответить
Сохранить
Нравится
Алекс фон Кенигсберг сказал:
Вот картинка, показывающая новые и старые украинские полицейские машины. Старшая — Лада, а какая новая — понятия не имею.
Нажмите, чтобы развернуть…
Этот новый, вероятно, Skoda Fabia
. Увидеть меньше Узнать больше
Ответить
Сохранить
Нравится
Через 3 года польская полиция купит 5000 новых полицейских патрульных машин и все они будут в новом серебристо-голубом цвете. Вот предложение, как это будет выглядеть
Увидеть меньше Узнать больше
Ответить
Сохранить
Нравится
Алекс фон Кенигсберг сказал:
Ниже старая японская машина с правым рулем, используемая в качестве полицейской машины. По иронии судьбы, некоторое время назад российское правительство планировало запретить движение всех праворульных автомобилей на дорогах
.Нажмите, чтобы развернуть…
Он спит?
Увидеть меньше Узнать больше
Ответить
Сохранить
Нравится
http://www. atlas-web.com/keisatu/keisatuhome.htm
Увидеть меньше Узнать больше
Ответить
Сохранить
Нравится
Реакции: 1
Тихуана Британская Колумбия, Мексика.
Это несколько фотографий местной и федеральной полиции в моем городе Тихуана, Нижняя Калифорния, МЕКСИКА.
Полицейский перехватчик Crown Victoria
Большинство местных патрульных машин в моем городе — это ПОЛИЦЕЙСКИЕ ПЕРЕХВАЧИКИ Crown Victoria, а также много грузовиков Dodge и Chevy.
Снято 10 июля 2007 г.
Снято 10 июля 2007 г.
Под прикрытием, да, верно! Полицейский перехватчик.
Снято с C300Z, D550Z 10 июля 2007 г.
Снято 10 июля 2007 г.
Снято 10 июля 2007 г. 007-07- 10
Застрелен 11 июля 2007 г.
Застрелен 10 июля 2007 г.
Полицейский мотоцикл.
Застрелен 10 июля 2007 г.
Застрелен 10 июля 2007 г.
Конная полиция
Застрелен 10 июля 2007 г.
Федеральная полиция Мексики и Федеральная дорожная полиция.
Расстрелян 10 июля 2007 г.
Застрелен 10 июля 2007 г.
Мускульный автомобиль Федерального дорожного патруля Dodge Charger.
Снято 10 июля 2007 г.
Снято 10 июля 2007 г.
Снято 10 июля 2007 г.
Увидеть меньше Узнать больше
Ответить
Сохранить
Нравится
есть ли у кого-нибудь фотографии из Молдовы, Армении, Албании, Грузии [Республики], Азербайджана и Казахстана, пожалуйста?
Ответить
Сохранить
Нравится
Мексиканский жук
VolksWagen Beetles когда-то был самым популярным автомобилем в Мексике, настоящим народным автомобилем!
Великолепный образец немецкого машиностроения.