Самый желанный автомобиль в СССР: тест недоступной Волги
ГАЗ-22Д «Волга»: спасти и сохранить
Универсальность автомобилей в нашей стране всегда была желанной – одну и ту же машину использовали и для поездок на работу, и для перевозки мешков с картошкой. ГАЗ-24-02 позволяла сложить два задних ряда сидений вровень с полом, образовав плоскую и длинную грузовую площадку. 400 кг груза – это примерно на сотню килограммов больше, чем могли позволить себе на своих универсалах жигулисты и москвичисты. А на практике такая Волга порой таскала чуть ли не тонну груза.
За кадром подобных подвигов обычно оставался простой факт: страдала комфортабельность машины. Спинки задних сидений были очень тонкими: иначе не удавалось получить ровную площадку. Но на это никто не жаловался: в этой машине уважаемые люди старались располагаться в первых рядах…
Действительно сарай — причем огромный.
Если даже на сиденьях второго ряда было, мягко говоря, некомфортно, то про третий ряд и говорить нечего. Он располагался между кожухами задних колес, причем ощутимо выше остальных. Упереться при этом головой в потолок – проще простого. Выйти из машины тоже непросто: выручало то, что правая одноместная секция второго ряда сидений откидывалась вперед. Однако нижегородские инженеры пояснили (журнал «За рулем», №3, 1973): третий ряд предназначен… для детей! Они и уместятся без вопросов, и открыть на ходу дверь точно не сумеют. Впрочем, была оговорка: мол, при поездках на короткие расстояния взрослому пассажиру можно смириться с неудобствами.
Такого решения в других советских универсалах ранее не встречалось – даже в предшественнице по имени ГАЗ-22.
Волга-универсал выпускалась с 1972 по 1987 год. Очевидно, что в ее комплектацию входили и полноразмерное запасное колесо, и куча инструментов – до пустых багажников и докаток тогда еще не додумались. А чтобы не портить впечатление от ровной грузовой площадки, все это запрятали в отдельный люк под пятой дверью! Понятно, что подобный «технический этаж» увеличивал погрузочную высоту машины, однако же для замены проколотого колеса не требовалось вытаскивать поклажу наружу.
Фрагмент фильма «Опасно для жизни». Вскоре выяснится, что обладатель сверхдефицитной машины вовсе не жулик, а очень даже положительный член общества
«Кривой» руль, 6-местный салон, адская цена… — невероятные факты о ГАЗ-24
Ни на одной отечественной легковушке подобного «гребешка» на крыше не было. Сразу пошли слухи, что это, мол, то ли спойлер, то ли антикрыло, прижимающее машину к дороге на высоких скоростях. Но это, конечно же, ерунда – да и откуда у «сарая» высокие скорости? Всё было проще: на первых прототипах машины этого козырька не было, но в ходе доводки выяснилось, что необходимо существенно улучшить вытяжную вентиляцию салона и как-то снизить загрязняемость заднего стекла. В итоге на крыше «сарая» появился дефлектор-воздухозаборник.
Сверху виднеется дефлектор-воздухозаборник.
Кстати о заднем стекле. Оно было «неотапливаемое», а потому обладатели таких машин старались раздобыть стекло от «санитарки» – оно шло с обогревом.
Про него говорили, что он, дескать, легко заходил в любые кабинеты. Что ж, похоже на правду.
Одним из самых известных обладателей «сарая» был, конечно же, Юрий Никулин. Проблем с приобретением такой машины у него, надо полагать, не возникло – артист лично перегонял ее с завода в Москву. Первые впечатления были вот такими:
«Когда я пригнал новую Волгу из Горького в Москву, выяснилось, что в коробке нет масла. Вытек почти весь антифриз. Через две недели попал под ливень — залило салон. Потом перестала выдвигаться антенна. К концу первого года вышел из строя стеклоподъемник. Кроме того, стал ржаветь кузов».
До кучи можно добавить, что вскоре на никулинском «сарае» заменили мотор. Однако на престижности автомобиля это никак не сказалось…
Унизительную старость одной из машин уготовили в Чехии: из нее сделали… дрезину! При этом использовали специальное разворотное устройство – опускающуюся опору, установленную под днищем. Это позволяло приподнимать машины над рельсами и разворачивать на 180 градусов.
Практически все «сараи», которые сегодня присутствуют на вторичном рынке, представляют собой довольно жалкое зрелище. Но цены при этом могут иметь довольно большой разброс – от 20 000 до 250 000 ₽. Уместен ли торг, нужно выяснять в каждом случае.
Модификации ГАЗ 24
ГАЗ-24-01, 1970-1971, для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01, специальной маркировкой кузова типа «шашечки», фонарем зеленого цвета «свободен», отделкой салона из кожзаменителя, допускающей санобработку.
ГАЗ-24-02, 1972-1987, выпускалась серийно с пятидверным кузовом типа универсал.
ГАЗ-24-03, санитарный на базе ГАЗ-24-02.
ГАЗ-24-04, с пятидверным кузовом универсал для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01.
ГАЗ-24-07, 1977-1985, для работы в такси, оснащалась газобаллонной установкой.
ГАЗ-24-24, версия для спецслужб, «догонялка» или «машина сопровождения». Оснащалась модифицированной силовой установкой от ГАЗ-13 «Чайка» — двигателем ЗМЗ-2424, V8, 5,53 л, 195 л. с. и трехступенчатой автоматической коробкой передач, а также гидроусилителем рулевого управления. Имела также усиленные кузов и ходовую часть. Максимальная скорость — до 170 км/ч.
ГАЗ-24-54, праворульная экспортная модификация (выпущено менее 1000 экземпляров).
ГАЗ-24-95, опытная полноприводная модификация, созданная с использованием агрегатов ГАЗ-69, характерная особенность конструкции — отсутствие рамы.
ГАЗ-24А-247 и ГАЗ-24А-948, соответственно фургон и пикап, производившиеся в небольших количествах из аварийных автомобилей-такси на Воронежском авторемонтном заводе. Помимо него, более крупными партиями пикапы и фургоны выпускались так же на Рижском и Чебоксарском авторемонтных заводах (модель ЧАРЗ-274).
ГАЗ-24-76 «Scaldia» — экспортная модификация Волги ГАЗ-24 с кузовом седан, производимые в конце 1970-х гг.
ГАЗ-24-77 «Scaldia» — экспортная модификация Волги ГАЗ-24 с кузовом универсал, производимые в конце 1970-х гг.
Машинокомплекты этих моделей поставлялись для мелкосерийной сборки бельгийской компании Scaldia-Volga S.A.. Силовым агрегатом являлся дизельный двигатель Peugeot Indenor XD2P; тормозная система, конструктивно отличная от штатной ГАЗ — марки Rover. В 1990-е гг. довольно много подержанных автомобилей бельгийской сборки были реэкспортированы в РФ.
Второе поколение ГАЗ 2410
ГАЗ-24-10 — базовый седан.
ГАЗ-24-11 — такси, с кузовом типа «седан».
ГАЗ-24-12 — универсал на базе ГАЗ-24-10. Был разработан для замены «Волги» ГАЗ-24-02.
ГАЗ-24-13 — санитарный, с кузовом типа «универсал». Карета скорой помощи вместимостью 4+1 (на носилках).
ГАЗ-24-14 — грузопассажирское такси, переоборудованный под бензин АИ-76.
ГАЗ-24-17 — такси с двигателем, работающим на сжиженном газе.
ГАЗ-24-34 — «быстроходный автомобиль» или «машина сопровождения» (неофициально работники автозавода и обыватели называли — «догонялка» или «бешеная»).
ГАЗ-24-60 — южное или тропическое исполнение (сухой и влажный климат).
Эксплуатационные характеристики ГАЗ 2402 Волга универсал
Максимальная скорость: 140 км/ч
Расход топлива на 100км по городу: 14 л
Расход топлива на 100км по трассе: 11 л
Объем бензобака: 55 л
Снаряженная масса автомобиля: 1550 кг
Размер шин: 7,35-14
Размер дисков: 127-355 (5-14″)
Характеристики двигателя
Расположение: спереди, продольно
Объем двигателя: 2445 см3
Мощность двигателя: 95 л. с.
Количество оборотов: 4500
Крутящий момент: 190/2400 н*м
Система питания: Карбюратор
Турбонаддув: нет
Газораспределительный механизм: нет
Расположение цилиндров: Рядный
Количество цилиндров: 4
Диаметр цилиндра: 92 мм
Ход поршня: 92 мм
Степень сжатия: 8.2
Количество клапанов на цилиндр: 2
Рекомендуемое топливо: АИ-92
Тормозная система
Передние тормоза: Барабанные
Задние тормоза: Барабанные
Рулевое управление
Усилитель руля: нет
Тип рулевого управления: Глобоидный червяк с рециркулирующими шариками
Трансмиссия
Привод: Задний
Количество передач: механическая коробка — 4
Подвеска
Передняя подвеска: Винтовая пружина
Задняя подвеска: Рессора
Кузов
Тип кузова: универсал
Количество дверей: 5
Количество мест: 7
Длина машины: 4735 мм
Ширина машины: 1800 мм
Высота машины: 1576 мм
Колесная база: 2800 мм
Колея передняя: 1470 мм
Колея задняя: 1415 мм
Дорожный просвет (клиренс): 174 мм
Производство
Год выпуска: с 1972 по 1987
Раздел
Эмблемы и декор001-049
Бамперы, молдинги, отделка 050-089
Детали салона автомобиля090-119
Вентиляция дверей автомобиля120-139
Пластиковый салон140-179
Уплотнения и прокладки180-249
Двигатель250-269
Масло моторное270-279
Система питания двигателя 280-294
Выхлопная система двигателя295-299
Система охлаждения двигателя300-309
Тормозная система310-329
Сцепление430-343
Коробки передач344-359
Карданные валы и задний мост360-379
Электрическая система380-428
Приборная панель и радио429-439
Свет и лампы440-479
Стекло480-499
Зеркала500-529
Расходные материалы подвески автомобиля530-569
Подвеска автомобиля570-590
Рулевая машина592-618
Детали кузова и рама619-679
Стеклоочиститель и омыватель лобового стекла680-692
Предметы интерьера, ткани и ковры720-749
Колеса, шины и колпаки750-769
Выводы770-799
Другие компоненты800-829
Инструменты и съемники830-849
Крепеж850-899
Переиздание книг об автомобилях900-906
Автомобильные книги900-924
Подарки для автомобиля925-949
Показать все
Пришедшая на смену M21, полностью новая M24 Volga была запущена в ограниченное производство в 1968 году, хотя полномасштабное производство автомобиля началось только в 1970 году. Универсал (Универсал) ГАЗ 24-02 Универсал появился в 1972 году, и автомобиль породил другие уникальные модели, такие как экспериментальный ГАЗ 24-95 1973/1974 годов, который отличался системой полного привода (хотя только 5 когда-либо производились, один из которых гордо принадлежал советскому лидеру Леониду Ильичу Брежневу). M24 также будет иметь ограниченный успех на зарубежных рынках — единственным исключением является Великобритания, куда только более ранняя M21 Volga импортировалась в очень ограниченном количестве. M24 остался таким же обычным, как и его предшественники, с барабанными тормозами с усилителем в стандартной комплектации и усилителем рулевого управления, входящим в стандартную комплектацию нескольких автомобилей с двигателем V8. M24 оснащался транзисторным AM/FM 3-волновым радиоприемником с антенной питания, обогревателем с антиобледенителем, обогревателем заднего стекла, передними и задними центральными подлокотниками, передними и задними ремнями безопасности (с 1977), электрические часы, 2 омывателя ветрового стекла, защитная обивка приборной панели, мягкие солнцезащитные козырьки, ковровое покрытие, подсветка багажного отделения и бардачка. Заказные автомобили были оснащены кондиционером, тонированными стеклами, нестандартным интерьером, электрическими стеклоподъемниками и дополнительной хромированной отделкой. |