В Америке кемпинг очень развит. Каждый год миллионы Американцев отправляются в путешествие в автодомах, трейлерах и кемпингах, чтобы отдохнуть и увидеть множество новых мест в своей стране. Именно поэтому многие автопроизводители уделяют важное внимание Американскому авторынку, с целью продвижение своей продукции в области кемпинга. Одними из самых потрясающих домов на колесах, которые продаются на территории США, являются автодома, созданные на базе полноразмерных автобусов.
Как правило, дорогостоящие автодома имеют роскошный внутренний интерьер, мраморные полы, телевизоры с плоским экраном, встроенную кухонную и спальную мебель, холодильники со встроенным генератором льда и многое другое.
Все это сделано, для того чтобы путешественников ничто не беспокоило во время длительной поездки. Даже тогда когда заканчивается асфальт.
Как правило, Американцы любят передвигаться в своей стране на огромные расстояния. Дело в том, что большая часть населения Америки живет в загородной местности. И каждый год миллионы семей отправляются путешествовать по своей стране, а также посещают своих родственников в отдаленных местах проживания.
Территория США занимает 9,629,091 квадратных километров и состоит из 50 штатов. Для того чтобы исследовать всю территорию понадобится соответствующий транспорт и большое количество времени. Но с большими автодомами это сделать вполне реально. Благодаря большим размерам автодомов основанных на полноразмерных автобусах, ваше путешествие будет комфортно, даже если вы будете путешествовать несколько месяцев.
Наше интернет-издание 1gai.ru предлагает вам посмотреть наиболее интересные Американские автодома, которые удивляют своей роскошью, мраморными полами, элегантными кожаными диванами и развлекательной электроникой, а также своими техническими характеристиками.
Этот дом на колесах будет очень не удобен при парковке в небольших населенных пунктах. Дело в том, что его длина составляет 12 метров. Автобус оснащён 6,7 литровым турбодизельным двигателем мощностью 345 л.с.
————————-
Интерьер Berkshire Forest River роскошен и эксклюзивен. Отдельно выделяется мраморный пол. Большие кожаные кресла создают неповторимый внешний вид интерьера.
————————-
Перед вами задняя часть автодома. Трудно поверить, что этот дворец умеет передвигаться по дороге.
————————-
В передвижном доме есть огромная просторная кухня с холодильником с генератором льда.
————————-
Перед вами гостиная, где можно расслабиться перед электрическим камином в вечернее время.
————————-
Для гостей в автобусе есть два спальных места с окном.
————————-
В основной спальне для хозяина автобуса также все роскошно.
————————-
Так выглядит водительское место Berkshire Forest River
————————-
Перед тем как купить автодом-автобус любой клиент может сделать выбор планировки интерьера.
Компания Newell Coach производит самые дорогие в мире автодома на колесах. Заплатив около 2 млн. долларов, клиент получает пятизвездочный отель на колесах.
————————-
Автобус компании Newell Coach оснащается дизельным мотором Cummins ISX мощностью 600 л.с.
————————-
Интерьер автобуса отделан современными материалами по специальному дизайн-проекту.
————————-
В спальне установлена большая двухспальная кровать.
————————-
В этом дворце на колесах, безусловно, кухня должна быть также на высоте.
————————-
По желанию заказчика, интерьер автобуса может быть выполнен в светлых тонах из натуральной древесины.
————————-
Плоские телевизоры могут по желанию заказчика быть встроены в любые помещения автодома.
————————-
В качестве опции в автодоме Newell Coach доступен даже кабинет.
————————-
Еще один вариант отделки и интерьера.
————————-
Ванная комната автобуса также соответствует пятизвездочному отелю.
————————-
В этом автодоме у вас будет ощущение, что вы проводите время не в дороге, а в отели на отдыхе.
Перед вами автодом от компании Winnebago. Автобус оснащается 8,9 литровым дизельным двигателем мощностью 456 л.с.
————————-
Длина автобуса в 13 метров спокойно позволила создать внутри просторную полноценную кухню.
————————-
При необходимости путешественники могут с комфортом провести время, расположившись на угловом диване.
————————-
Диван легко можно разобрать, превратив его в полноценное спальное место.
————————-
В автодоме есть огромный HD телевизор.
————————-
Телевизор скрывает место для хранения ценных винных бутылок.
————————-
Перед вами спальня автодома Winnebago.
————————-
Два больших кожаных кресла в передней части могут разворачиваться на 360 градусов. В качестве опции заказчик может приобрести функцию массажа для передних сидений.
————————-
Место для водителя оборудовано собственной информационно-развлекательной системой.
Этот автодом основан на рейсовом автобусе. Его длина составляет 12,6 метров. Автодом оснащен 8-ми цилиндровым дизельным мотором мощностью 345 л.с., что позволяет двигаться с комфортом по шоссе на скорости 120 км/ч и выше.
————————-
Интерьер автодома может быть выполнен по индивидуальному заказу. Вот например как он может выглядеть.
————————-
Как и большинство роскошных автодомов, автобус Sportscoach Cross Country оборудован шикарной кухней.
————————-
В стандартной комплектации в спальне установлена двухспальная кровать больших размеров.
————————-
В ванной комнате помимо стандартного оборудования также установлена душевая кабина.
Zephyr является флагманской моделью автодома компании Tiffin Motorhomes. Автобус оснащен 11,9 литровым двигателем Cummins мощностью 507 л.с.
————————-
В автобусе Zephyr множество элементов роскоши. Также есть система автоматического освещения и эксклюзивный домашний кинотеатр с системой объемного звучания и DVD-плеером.
————————-
Внутри автодома также есть полностью оборудованная кухня.
————————-
Спальня, как и должно быть в таком автодоме, оборудована большой двухспальной кроватью.
————————-
В отличие от роскошного и пышного интерьера автодома, место для водителя оформлено довольно таки скромно.
Атодом Monaco Coach Dynasty оснащен 15 литровым дизельным мотором Cummins мощностью 500 л.с. Ценник на этот шедевр автопромышленности начинается от полумиллиона долларов.
————————-
Топливный бак автодома вмещает 600 литров дизельного топлива, которого должно хватить для питания электрооборудования. Помимо этого автобус оснащен 6 аккумуляторами и собственным генератором электричества.
Длина автобуса для путешествий составляет 13 метров.
————————-
Отделка деревом возможна в любом цвете по желанию заказчика.
————————-
В гостиной есть телевизор, камин и кожаный диван.
————————-
Обеденный стол выдвигается из стены автодома при необходимости.
————————-
Кроме того, в автодоме Itasca есть двухметровая широкая двухспальная кровать.
————————-
Обязательно в каждом автодоме Winnebago-Tochter установлена большое панорамное лобовое стекло, и комфортабельные одноместные кресла в передней части.
————————-
Конфигурация места для водителя.
————————-
Когда путешественники нашли места для парковки, то лобовое стекло можно закрыть.
————————-
С внешней стороны в качестве опции автодом может быть оборудован мини-холодильником и небольшой плитой.
————————-
Во время пикника на улице путешественники не пропустят свою любимую телепередачу или выпуск новостей, благодаря внешним портативным телевизорам.
Штаты не являются раем для бюджетных туристов, но увидеть страну и заплатить за такое путешествие по минимуму можно. Главное – выбрать подходящий вид транспорта, один из самых бюджетных – автобусы. Что, как, почем и основные плюсы, минусы такого путешествия – тема сегодняшнего обзора.
Чтобы доехать из одного большого города в Америке в другой, нужно потратить около 4 часов в одну сторону. То есть на дорогу уйдет примерно 8 часов. У такого способа путешествовать есть несколько преимуществ и одно из них существенное – это низкая цена, по сравнению с другими существующими вариантами. Так, цена междугородных переездов стартует от 1 доллара. То есть автобус в Америке – это самый оптимальный вариант для бюджетного туриста. Кроме того, к плюсам стоит отнести и виды из окна, дух приключений и нормальный уровень комфорта. Правда, на класс люкс за 1 доллар рассчитывать не стоит, но лучше, чем пешком.
Среди минусов таких путешествий – длительность, не все спокойно переносят поездки по 4 часа и более, затекшие ноги (хотя это можно исправить, если выходить из автобуса во время остановок в пути) и возможность столкнуться с не очень приятным соседом (но, что будет так далеко не факт).
Если автобусное путешествие, организованное самостоятельно – это про вас, тогда читайте следующую важную информацию.
На местном рынке между собой конкурируют два крупных перевозчика:
• «Мегабас».
• «Грейхаунд».
Первая компания-перевозчик предоставляет возможность ездить между крупными городами очень экономно, цена билетов стартует от 1 доллара. Но есть нюансы: Wi-Fi в таких автобусах – редкость, перевозить крупные вещи запрещается. Например, взять с собой велосипед в автобус – это не вариант. Но в целом такая приятная цена сглаживает эти недостатки, и потом, редко кто путешествует с велосипедом по Америке…
Цена проездного на автобусы перевозчика «Грейхаунд» начинается от 12 долларов. Но, заплатив эти деньги, турист сможет рассчитывать на достаточно просторный салон, розетку (при необходимости) и беспроводной Интернет. Кроме того, можно везти с собой крупногабаритные вещи, но придется доплатить за эту услугу.
Важно помнить, что у перевозчиков разные автовокзалы, в крупных городах их, как правило, несколько. Перед тем как отправиться на автобус, уточните, где находится автовокзал, который вас интересует, и как долго к нему добираться.
Америка достаточно дорогая страна для туризма. И хотя есть и приятные сюрпризы, например, как проезд за 1 доллар между большими городами, бюджетным путешественникам не стоит расслабляться, экономить нужно на всем, а особенно на сотовой связи. Предлагаем тарифы для поездки в США:
• Оператор Vodafone предлагает приятную цену на Интернет в США – 3 евро (за 200 МБ) + турист получает по 30 минут на все виды голосовых звонков и 60 СМС. Стоимость – 3 евро, действует такой пакет – сутки.
• Тариф от GlobalSim решит вопрос с мобильным интернетом и звонками домой. Цена 1 ГБ (срок действия – 1 месяц) – 19 долларов, стоимость исходящего звонка – 49 центов за минуту. Звонки внутри страны – 29 центов (за исходящие). Входящие предоставляются бесплатно, как и звонки на российские номера Viber (есть оплата за соединение).
Мобильный оператор THREE также предлагает хороший тариф на Интернет за границей, в частности и в США. Подробнее о предложениях на https://euroroaming.ru.
• Приезжать на автовокзал нужно минимум за 30 минут, а то и больше, если есть с собой багаж или хотите занять место в автобусе поудобнее, у окошка. Но лучше всего оградить себя от подобной суеты и взять в поездку только рюкзак. Дело в том, что в Америке нельзя просто поставить большую сумку в багажник, сначала её нужно зарегистрировать.
• Американские автовокзалы обустроены просто, на них можно увидеть небольшое кафе, отдельный туалет не всегда есть. Кроме того, здесь постоянно суетятся пассажиры, а где есть суета нужно внимательно следить за кошельком и ценными вещами.
• Если есть время, скоротать его можно в ближайшем кафе, выпив кофе и съев что-то вкусное. Цены здесь приемлемые.
• Если есть багаж, то его габариты не должны быть больше 157 сантиметров. Бесплатно перевезти можно только один чемодан, за второй нужно будет заплатить. В «Мегабас» эта услуга обойдется в 15 долларов, а в «Грейхаунд» нужно заплатить за перевозку, как за билет. Поэтому мы советуем отказаться от больших сумок и путешествовать налегке, так и дешевле, и удобнее.
• Печатать билет нужно всегда. С электронным, туриста не пустят, даже если номер брони и сам проездной будет отображаться на экране смартфона.
• В Америке рассадка происходит не по купленному билету, а произвольно. То есть кто успел занять место поудобнее – тот молодец.
• Как правило, утром и днем автобусы не заполняются полностью, поэтому есть шанс заплатить за 1 место, а занять по факту 2. Советуем выбирать первые ряды, чтобы было максимально комфортно.
Надеемся, путешествие на автобусе по Америке принесет вам только приятные впечатления и воспоминания. Интересна тема автобусных туров – читайте материалы по ссылке https://euroroaming.ru/category/na-avtobuse-po-miru/.
Я решила путешествовать по США экономно: без перелетов бизнес-классом и «мустангов» в аренду.
Полина Калмыкова
студентка-путешественница
За три недели проехала 3000 километров на автобусе и столько же пролетела на самолете, побывала у канадской границы и на побережье Атлантического океана, видела, где жил Набоков и где снимали «Фарго».
Я проехала по маршруту Миннеаполис/Сент-Пол — Чикаго — Детройт — Итака — Бостон — Нью-Йорк. Из Нью-Йорка в Миннеаполис возвращалась на самолете. Вот карта моего путешествия:
Расскажу, что надо знать про американский транспорт, если хотите повторить мое приключение.
Путешествовать на автобусах между большими городами — это как минимум 4 часа пути, в среднем 8—9 часов. Это затекшие ноги и не всегда приятные соседи. Зато путешествие на автобусе всегда похоже на приключение.
А еще это дешевле любого другого способа: междугородний билет можно купить всего за доллар.
За три недели своего путешествия я провела в автобусах 45 часов, дважды сэкономила на ночлеге и въехала в Нью-Йорк как в кино: со стаканом кофе в руках меланхолично смотрела в окно на небоскребы. Потом я, конечно, два часа стояла в пробках, окруженная желтыми такси.
В США есть две большие автобусные компании: «Мегабас» и «Грейхаунд».
«Мегабас» | «Грейхаунд» |
---|---|
Билет от 1 $ (65 Р) | Билет от 12 $ (777 Р) |
Только популярные маршруты между крупными городами | Ездят везде |
Вай-фай в автобусе — лотерея | Есть вай-фай и розетки |
Нельзя возить велосипед и лыжи | Большой багаж везти можно, но за деньги |
«Мегабас»
Билет от 1 $ (65 Р)
«Грейхаунд»
Билет от 12 $ (777 Р)
«Мегабас»
Ездят везде
«Грейхаунд»
Только популярные маршруты между крупными городами
«Мегабас»
Вай-фай в автобусе — лотерея
«Грейхаунд»
Есть вай-фай и розетки
«Мегабас»
Нельзя возить велосипед и лыжи
«Грейхаунд»
Большой багаж везти можно, но за деньги
Автовокзалы. Вокзалы у каждой компании свои. В больших городах их несколько, разные автобусы идут с разных вокзалов. Важно заранее посмотреть, откуда именно вы отправляетесь, чтобы потом не ехать на такси в другой конец города.
В самом автовокзале может быть мало места, поэтому приходить лучше не раньше чем за полчаса до посадки. Этого времени достаточно, чтобы зарегистрировать багаж, если он есть, и занять свое место.
На автовокзалах обычно грязно, шумно и воняет — как на железнодорожных вокзалах в российской провинции. Иногда нет туалета. Если нужно подождать автобус больше получаса, лучше посидите в соседнем кафе. Это недорого: как-то раз я с полуночи до часу ночи ждала автобус в соседнем «Пицца-хате». Я зарядила ноутбук, написала пост в ЖЖ, выпила чашку фильтр-кофе. Денег не взяли: этот же кофе наливает себе персонал, поэтому им было проще угостить меня, чем пробивать через кассу перед закрытием.
Багаж. Лучше брать с собой только рюкзак. В Америке сумки и чемоданы нельзя просто так положить в багажник автобуса, их нужно предварительно зарегистрировать в автовокзале на стойке. В США по правилам не пускают в салон с чемоданами, даже небольшими. С другими вещами пускают на усмотрение сотрудников автовокзала.
Бесплатно можно взять одно багажное место. Если у вас два чемодана, покупайте еще один билет в «Мегабасе» или доплатите 15 $ (957 Р) в «Грейхаунде».
Сумма длины, ширины и высоты багажа не должна превышать 157 см. Если торчит зонт, то считать будут от его конца.
«Мегабас» не возьмет велосипед, лыжи, сноуборд или гитару. В «Грейхаунде» можно везти всё, но за негабаритный багаж потребуют доплатить 10—40 $ (647—2588 Р).
Билет. Обязательно печатайте билеты. Без бумажки вас в автобус не пустят, даже если вы знаете номер бронирования или покажете бронь с экрана телефона (в «Грейхаунд» не пустят точно, в «Мегабас» — могут, но советую перестраховаться).
Однажды я ехала с пересадками, а распечатала только первый лист билета. Оказалось, что во время пересадки всех пассажиров выгружают с багажом из автобуса, а потом заново просят билет в другом автобусе. Свой первый билет я уже отдала водителю, а других у меня не было. К счастью, сотрудники автовокзала поделились принтером и спасли меня. Иначе осталась бы я одна ночью на окраине Кливленда.
Если на вокзале вам не помогли, идите в ближайший круглосуточный магазин «Волгринс», в отдел оперативной печати.
Места. В автобусе рассаживаются по принципу «кто первый пришел». Чтобы точно сесть с другом, вставайте в очередь на посадку за 15 минут до отправления.
Старайтесь выбрать хорошие места на ночном рейсе. В это время едут самые экономные люди на свете: нищие туристы и мормоны. Если не повезет, придется провести всю ночь рядом со сварливым или дурнопахнущим соседом. На ночных рейсах советую садиться в автобус последним — так сами выберете, к кому подсаживаться.
Зато утренние и дневные рейсы полупустые, можно развалиться на два сиденья. На такие рейсы лучше заходить первым: все постараются занять отдельные места и вряд ли подсядут.
Внутри «Мегабаса»Внутри «Грейхаунда»Удобства. В автобусах туалетов нет. Автобус раз в 3—4 часа делает остановки у «Макдоналдсов», на заправках и автовокзалах. Советую много не пить.
Еду обычно все берут в салон, едят не стесняясь.
Цены. Билет из Нью-Йорка в Вашингтон (по расстоянию как от Москвы до Нижнего Новгорода — 364 км) обойдется от 18 $ (1148 Р) до 25 $ (1595 Р) и в «Грейхаунде», и в «Мегабасе». Сдать билеты нельзя, но можно поменять дату и время выезда.
«Грейхаунд» | «Мегабас» | |
---|---|---|
На завтра | 18—25 $ (1165—1618.06 Р) | 18—25 $ (1165—1618.06 Р) |
За 1,5 месяца до поездки | 11 $ (702 Р) | От 1 $ (65 Р) |
Где купить | На сайте или по телефону | На сайте или в кассе автовокзала |
Обмен билета | 20 $ (1295 Р) | 5—9,5 $ (324 — 615 Р). Если до поездки осталось меньше 3 часов, билет не обменяют |
«Грейхаунд»
18—25 $ (1165—1618.06 Р)
«Мегабас»
18—25 $ (1165—1618.06 Р)
За 1,5 месяца до поездки
«Грейхаунд»
11 $ (777 Р)
«Мегабас»
От 1 $ (65 Р)
«Грейхаунд»
На сайте или по телефону
«Мегабас»
На сайте или в кассе автовокзала
«Грейхаунд»
20 $ (1295 Р)
«Мегабас»
5—9,5 $ (324 — 615 Р). Если до поездки осталось меньше 3 часов, билет не обменяют
Автобусы подходят неприхотливым путешественникам без вещей. Мне автобусы показались оптимальным способом путешествовать. Я проехала ими 2000 километров — это дальше, чем от Москвы до Челябинска.
На билеты я потратила 194 $ (12 374 Р). Если бы покупала билеты не в день поездки, а за пару недель, то сэкономила бы 94 $ (5996 Р). Экономии хватило бы на рождественский свитер в Нью-Йорке и на речную экскурсию в Чикаго.
Поезд в США — это те же 8—9 часов пути, что и на автобусе, но в широких мягких креслах. В поезде вы встретите знаменитый американский сервис. Забыли билет — без проблем распечатаете на вокзале. Везете домой два чемодана новых вещей — погрузят без вопросов и доплат. Никаких неожиданностей: заплатили, сели, достали газету, поехали.
Американцы на поездах ездят редко: считают это развлечением для богатых, способом шикануть. Мой друг Дэвид путешествовал поездом только один раз в 8 классе, когда ездил с родителями на Аляску. Другая американская знакомая — вообще никогда: самолет быстрее, а автобус дешевле.
Американская РЖД называется «Амтрак». Билет в сидячий вагон стоит примерно 50 $ (3189 Р). Вай-фай не во всех поездах, зато есть лампочки: возьмите с собой книгу и наслаждайтесь атмосферой.
Посадка. Приходите за 45 минут. За это время успеете зарегистрировать багаж и не спеша найти платформу. За 15 минут приходить опасно: нужно сдать и зарегистрировать вещи, найти поезд, дважды показать билеты. Не успеете — останетесь на вокзале и потеряете деньги.
Багаж. Перед регистрацией багажа на него обязательно нужно повесить бирку с вашим именем и адресом. Бирки есть на вокзалах.
Бесплатно можно везти два больших чемодана на одного пассажира.
Удобства. В поезде не кормят. Можно поесть за свои деньги: в вагоне-ресторане или вагоне-кафе. Стоит недешево, но не намного дороже, чем в РЖД.
Поесть стоит дороже, чем в «Макдоналдсе» или городском кафе: 8—12 $ за блюдо на завтрак, 10—13 $ на обед, 15—25 $ на ужин. Кофе стоит как везде — 2 $.В некоторых поездах есть вай-фай. Если планируете им пользоваться, проверьте, есть ли ваш поезд в списке на сайте «Амтрака».
Цены. Самый дешевый билет по маршруту Нью-Йорк — Вашингтон стоит 49 $ (3126 Р). Он невозвратный и в сидячем вагоне. Такие билеты разбирают быстро: за три недели до поездки их уже нет. Билет на завтра стоит от 89 $ (5677 Р) до 291 $ (18 562 Р).
Купить билет можно на сайте «Амтрака», в киоске на вокзале, по телефону или в вокзальной кассе. Комиссии нет, цены не отличаются. Билет можно показать с экрана или бесплатно напечатать в киоске «Квик-трек».
Где жить за рубежом
Поезда подходят людям с аэрофобией, кучей денег и вещей. Мне не подошли: не хватило денег. Когда я планировала поездку, хотела прокатиться на всех видах транспорта, но пришлось выбирать: ехать на поезде и искать бесплатное жилье или ночевать в хостелах. Я решила экономить на проезде, а не на ночлеге.
В США много внутренних лоукостеров. Их преимущество — скорость. Лоукостерами классно летать на выходные из Нью-Йорка в Майами: бросили купальник в рюкзак и через три с половиной часа вы на месте. Но если летите с багажом, то заплатите по полной.
Багаж. Можно взять рюкзак и маленький чемодан — размером с переноску для кота. Это вы повезете бесплатно, если возьмете в салон.
Что нужно знать о лоукостерах
Багажное место в самолете стоит 25 $ (1595 Р). Если чемодан весит больше 23 кг, придется заплатить еще 100 $ (6379 Р). Взвесьте заранее, чтобы внезапно не остаться без денег.
Регистрация. На сайте авиакомпании можно регистрироваться за сутки, в аэропорту — за два часа. Регистрация заканчивается за 45 минут. Если летите с багажом, приходите раньше: его надо взвесить и оплатить. Это долго: у кого-нибудь в очереди обязательно перевес и он спорит об этом с компанией.
Будьте внимательны: на стойке могут принимать только наличные. Заранее снимите пару сотен, чтобы не бегать по аэропорту в поисках банкомата.
Удобства. В лоукостерах не кормят, но угощают напитками и продают сэндвичи — в три раза дороже, чем в магазине. Вай-фай стоит 16 $ (1021 Р) плюс налог (зависит от штата). Я в самолете читала книжку, а в аэропорту подключилась к бесплатному вай-фаю в «Старбаксе».
Цены. Билет на завтра из Нью-Йорка в Вашингтон стоит от 83 $ (5294 Р). Если покупать за полтора-два месяца — от 44 $ (2807 Р).
На «Стьюдентюниверс» бывают скидки для студентов, но нужно подтвердить, что вы студент. Для этого при регистрации на сайт надо загрузить два любых документа из перечня:
Если не загружать, сайтом всё равно можно пользоваться, но скидок не будет.
Самолеты подходят тем, кто путешествует на большие расстояния с рюкзаком. На автобусе из Нью-Йорка в Вашингтон ехать 4,5 часа. На самолете (вместе с дорогой и регистрацией) выйдет столько же, но дороже. А вот до Чикаго лететь удобно: за 50 $ (3189 Р) вы летите 2,5 часа, а в автобусе тряслись бы все 18.
Я пользовалась самолетом один раз, когда надо было с вещами быстро преодолеть 2000 км. Получилось выгоднее и быстрее, чем на автобусах: 68 $ (4337 Р) вместо 194 и три часа вместо двух суток.
На междугородний общественный транспорт в Америке я потратила 162 доллара из 900, объехала пять городов и вернулась в колледж.
Но я тратила деньги неправильно: не заказывала билеты заранее и не считала, где выгоднее возить багаж. Если бы продумала поездку внимательно, смогла бы жить не в самых дешевых хостелах и прокатиться на американском поезде: за два месяца до поездки билет выходит дешевле, чем на самолет вместе с вещами.
Источники фото — halfwayanywhere.com, cincinnati.com, jessieonajourney.com, lunawsome.club
Алексей Стариков
Фото автора, Джона ле Бю, Джона Игла, Натальи Чернявской
Автобусная отрасль, единая для всей Северной Америки, ещё более самобытна, чем многие другие. В отличие от грузовиков, популярных во многих странах мира, местные автобусы малоизвестны за рубежом. При этом автобусные перевозки на североамериканском континенте популярны как нигде.
Практически все города США и Канады связаны маршрутами междугородных линий. Вот уже почти сто лет отрасль бурно развивается по собственным законам, без влияния остального мира. Местные междугородные автобусы отличаются от своих собратьев и внешне – длинной колёсной базой, короткими свесами, увеличенной шириной, уровнем комфорта. При этом производят их лишь несколько специализированных компаний. Поскольку ключевую роль в становлении современных автобусных перевозок на континенте сыграли две фирмы, начать рассказ следует именно с них.
Эмблема первой из них, бегущая гончая, хорошо известна многим; это крупнейший в мире автобусный перевозчик Greyhound (серая английская борзая). Начав в 1914 г. с перевозки шахтёров на одной машине, на сегодняшний день компания обеспечивает в США, Канаде и Мексике 13 тыс. рейсов в день, перевозя до 25 млн. пассажиров в год. Понятно, что Greyhound Lines является крупнейшим покупателем автобусов на рынке, именно на неё ориентируются производители.
Вторая компания тоже хорошо известна в автомобильном мире – это концерн General Motors. Его подразделение коммерческих автомобилей GMDD (Diesel Division) революционизировало автобусную отрасль в 1930-х, задав тон всем остальным. На протяжении полувека машины именно этой марки доминировали на рынке междугородных перевозок. Несколько серий производилось специально всё для той же Greyhound.
Первой междугородной машиной концерна стала бескапотная модель 719, созданная в 1936 г. компанией Yellow Coach, входившей в GMDD. Это был 41-местный автобус с алюминиевым полунесущим кузовом, оснащённым дизелем Detroit Diesel 707 CID (эта марка тоже принадлежала GM).
После войны появилась знаменитая серия 37-местных автобусов GM PD3751 Silversides (серебробокие), на которой впервые появились гофрированные алюминиевые борта, по ним и сейчас можно узнать американский лайнер. Их оснащали знаменитым 2-тактным дизелем Detroit Diesel 6-71, у них была увеличенная вместимость багажных отсеков под салоном. Тогда же на американских междугородных автобусах появились туалетные кабины.
На последующих сериях автобусов GM Scenicruiser, Buffalo и Challenger появились пневмоподвеска, автоматические коробки передач, кондиционеры и двухъярусное размещение пассажиров. Машины отделения были рыночными лидерами вплоть до его закрытия в 1979 г.
Конечно, кроме GM в Америке были и другие производители междугородных машин. Их делали компании Blue Bird, Fageol, FitzJohn, Flxible, Mack, Pullman,Twin Coach, Wayne и многие другие. Пытаются продавать свои машины здесь и европейцы – Neoplan, Van Hool, LAG, но особого успеха они не достигли. Ныне на территории США и Канады действует лишь несколько компаний, приведённых далее.
Ведущий американский производитель междугородных и туристских автобусов – Motor Coach Industries International Inc. (MCII) – был основан в 1932 г. в Канаде предпринимателем Гарри Золтоком. Первым автобусом стала 11-местная машина на премиум-шасси Packard. Однако уже через 4 года автобусы получили собственные шасси. А в 1939 г. начались поставки машин для транспортной компании Greyhound. Эта большая серия получила название Courier и выпускалась в 12 вариантах от 50А до 200В.
В 1958 г. компанию выкупил Greyhound, открывший второй завод в Северной Дакоте. Третий филиал открылся десять лет спустя в Нью-Мексико под именем Transportation Manufacturing Corporation (TMC). На них собирали разные машины, в том числе выкупленные у GM модели Challenger, некогда крупнейшего поставщика Greyhound.
Классическими машинами стали серии МС1–МС9, задавшие стандарт всей отрасли. Двух- и трёхосные машины с алюминиевыми кузовами габаритной длиной до 13,5 м вмещали до 50 пассажиров, их оснащали двигателями «большой тройки» разной мощности. Особое внимание публики привлёк МС-6 с крайне необычным дизайном. С 1967 г. его выпускали исключительно для Greyhound с названием Supercruiser. Другие классические машины выпускали под именами МС-7 Combo и Freighter, МС-8 Americruiser, МС-9 Crusader.
Многие машины тех лет, пройдя миллионы миль, служили различным обществам и организациям, были переделаны в мотор-хоумы или экспортированы в страны Латинской Америки. Далее корпорация пережила несколько реорганизаций, попав в 1994 г. под контроль мексиканской компании DINA. В результате в производстве завода для США появилась модель DINA Viaggio Confort.
C 1998 г. в серию пошла совершенно новая модель Renaissance. Она отличалась передовой системой пневматической управляемой подвески Wabco ECAS с переключением жёсткости «быстрая/ медленная езда». Кроме того, впервые появилась книлинг-система – «приседания на остановках». А третий подруливающий мост ZF RAS уменьшал радиус поворота. Для лучшего комфорта система кондиционирования салона имела три раздельные зоны – для водителя и пассажиров каждого борта.
В начале 2000 г. стартовали новые серии F35, G41 и G45. В настоящее время в производстве модели серий D и J длиной 40 и 45 футов (12,2 и 13,7 м) и шириной 2,4; 2,5 или 2,6 м.
Компания была основана в 1924 г. канадцем Югеном Превосом (Eugen Prevost) после того, как ему довелось изготовить пассажирский кузов на шасси грузовика REO, ведь по профессии он был столяром. Неудивительно, что до 1940 года все автобусные кузова (как и у многих других автобусных производителей) были деревянными. Лишь в 1945 г. их впервые начали изготовлять из металла, однако стойки оставались деревянными.
В 1950-е годы было решено сосредоточиться на туристских лайнерах. Первой моделью такого типа был Le Normand (1957 г.) с алюминиевыми бортами, дизелем и пневмоподвеской.
Через 9 лет его сменил более внушительный Super Panoramique (длина 12,2 м, ширина 2,6 м). После рестайлинга он получил имя Champion и стал первым на континенте автобусом с интегральным кузовом.
А в 1968 г. появился первый из автобусов собственного стиля, Panorama, с гнутыми боковыми стёклами, заходившими на округлую крышу. Он, как и его последователи Mirage XL и Prestige, сделал фирму Prevost знаменитой. Кроме основного направления, одновременно Prevost начинает предлагать машины без отделки – для сторонних ателье, строящих VIP-лимузины и мотор-хоумы под конкретные заказы. Это направление со временем стало вторым по важности.
В 1976 г. компания торжественно представила легендарный Le Mirage, выглядевший наиболее современным. Под стать была и конструкция – пневмоподвеска на всех осях, автоматическая трансмиссия, гофрированный кузов из нержавеющей стали. Даже заклёпки на бортах сделали невидимыми снаружи, чтобы подчеркнуть передовой облик. В дальнейшем этот автобус стал бестселлером компании, пережил несколько модернизаций и сменил имя на скромное XL.
А в 1985 г. на шоу в Лас-Вегасе Prevost вновь удивил коллег, показав новинку – 5-осный 18-метровый сочленённый туристский автобус H5-60. Понятно, что роскошная и потому дорогая машина продавалась в ограниченных количествах, но позволила обкатать решения, позже использованные в семействе Н. Позднее появились длинные 14-метровые одиночки, а в 1994 г. появилась такая версия для междугородных перевозок – h4-45, ставшая очень популярной в США.
Годом спустя фирму выкупает Volvo Group. Следующие десять лет проходят в совершенствовании автобусов, внедрении современных технологий и расширении ряда. В настоящее время компания предлагает три серии автобусов: 55-местный междугородный Х3-45, две версии люксовых туристских машин Н3-41 и Н3-45 (у последней рекордная вместимость багажных отсеков – 13,72 м3) и европейский Volvo 9700. Кстати, на все канадские машины по заказу устанавливают агрегаты материнской фирмы: двигатели Volvo D13 и полуавтоматические коробки передач I-Shift.
Другое направление компании – машины под переделку для сторонних ателье. Их три VIP-серии: XLII, h4 и Х3. Об их популярности говорит тот факт, что на базе Х3-45 специальной фирмой Hemphill Brothers Coach Company построен автобус-кабинет для президента Барака Обамы. И это не случайное совпадение, у Джорджа Буша тоже был VIP-автобус Prevost на базе модели XLII.
Своим происхождением компания Eagle Bus обязана знаменитой немецкой фирме Kässbohrer (торговая марка Setra). В 1955 г. крупный американский транспортный оператор Continental Trailways обратился к ней для заказа междугородных автобусов.
В 1957 г. первая партия (54 автобуса с дизелями MAN и автоматическими трансмиссиями ZF) была поставлена заказчику. Она получила собственное имя Golden Eagle (Золотой орёл). В следующем году были собраны 4 спецавтобуса в беспрецедентной версии – сочленённые (впервые в США) 4-осные машины высотой 3,80 и длиной 18,30 м. На них устанавливали двигатели Rolls-Royce.
Всего было заказано 200 трёхосных (6х2) машин длиной 12,20 м. Начиная со второй партии, автобусы назывались Silver Eagle (Серебряный орёл). Их особенностью был самонесущий кузов – собственная технология немцев, которой в США ещё не было.
В дальнейшем Kässbohrer сосредоточился на европейском рынке, и транспортная компания была вынуждена основать собственное производство, названное бесхитростно – Bus & Car Co. С помощью нового партнёра, бельгийской фирмы La Brugeoise, в 1961 г. началась сборка Eagle серий 02 – 04 в Европе.
В 1968 г. появилась модель Eagle 05, укомплектованная в основном двигателями Detroit Diesel. С того времени начинается разделение на «старых» и «новых орлов». Первые имели поддерживающую ось сзади, вторые – перед ведущим мостом. Поскольку с самого начала эти автобусы отличались очень мягкой подвеской, новая конструкция оказалась не совсем удачной. Водители сравнивали управление автобусом с доской для сёрфинга, настолько переднюю часть качало на ходу. Некоторые автобусы специально комплектовали сиденьями с пневмоподвеской, чтобы компенсировать раскачку.
В 1974 г. компанию переименовали в Eagle International и начали параллельное производство в Браунсвилле (Техас). Год спустя бельгийское производство было продано фирме Mol, а с обновлением машин начался выпуск модели 10. С 1985 г. нормой становится ширина автобусов Eagle 2,60 м у новой серии 15. Она вмещает 47 пассажиров, комплектуется 12-литровым 2-тактным двигателем Detroit Diesel 8V92 мощностью 550 л.с. и автоматическими трансмиссиями.
В 1987 г. сменился владелец компании, а в 1990-м объявлено о банкротстве. Через год фирму выкупили мексиканцы, и ещё через год возобновили выпуск на новом месте под старым именем, но в основном как кузова для других производителей.
Но скоро история повторяется. В 1998 г. марка возвращается в Техас, после покупки американской фирмой Maplex. Однако производство сводится к запасным частям, а автобусы в небольшом количестве продолжают собирать в Мексике. Лишь к 2005 г. удаётся вернуть производство автобусов в Браунсвилль. Там собирают обновлённую Eagle 25, причём большую часть как мотор-хоумы люксового уровня.
За всё время было собрано около 8000 автобусов Eagle, которые поставляли в США, разные страны Европы, Австралию, Южную Африку и на Тайвань.
Под собственным именем немцы вышли со своими автобусами в Штатах в 1984 г. с появлением автобусов 200-й серии, образовав специальный филиал. Это пришествие оказалось успешным. В 1993-м специально для США сконструировали длиннобазный 3-осник Setra S217 в стиле американской конструкторской школы, но с европейским лицом. Такая комбинация полностью себя оправдала, в США было реализовано 800 автобусов этого семейства. Последний S217 был отгружен в Штаты в сентябре 2001 г. Затем наступило затишье.
После тщательнейшей апробации на европейском рынке в 2003 г. в Америку привезли TopClass 400. На этот раз сразу пошли проторенным путём и представили американцам не европейскую версию, а созданную специально для США модификацию, которую с европейскими моделями роднит только дизайн. В остальном это более широкий и длинный 3-осный «американец» с двигателем Detroit Diesel cерии 60 и трансмиссией Allison B500R.
В настоящее время на крайне консервативный автобусный рынок Америки постоянно пытаются проникнуть новые производители. Так, три года назад мелкий производитель городских автобусов Glaval объявил о старте продаж туристского семейства Synergy. В 2011 г. то же предпринял Navistar. Последней новостью стало появление на рынке машины BCI Falcon. Её производит для рынка США австралийская компания на своём китайском заводе в городе Сяомын (Xiamen). Однако пока погоды на рынке эти машины не делают.
Кругосветное путешествие автостопом – то, ради чего путешественники Виталик и Леся уехали из уютной квартирки. Автостопом они не ограничились и спустя время продолжают выбираться за приключениями, теперь уже с сыном, и пишут об этом в телеграм-канале «Путешествия по жизни». Ну а для 34travel Леся рассказала о том, как организовать бюджетное путешествие по США.
Прокатиться по Штатам с ветерком – романтичное приключение юности, которым могут похвастаться многие европейцы поколения семидесятых. Повторить это сейчас вполне возможно, но кажется, что накопить на это денег сложнее, чем на десятый айфон. Мы с Виталиком проехали Штаты трижды с востока на запад и дважды с севера на юг. А потом через год сделали еще кружок, проведя в стране за две поездки восемь месяцев. И с нашим бюджетом $ 5 в день на двоих вряд ли можно было на многое рассчитывать, но немного сноровки и безрассудства помогли прочувствовать Америку с ее взбалмошным характером и дерзким стилем.
Транспорт
Автостоп в Штатах почти умер. Мне, как автостопщице, не пристало говорить такое, но мы утомились доказывать каждой машине и полицейскому, что мы не бездомные, не сумасшедшие и не торгуем травкой на перекрестках. Проехать автостопом можно, но времени и терпения нужно намного больше, чем в Африке, где все норовят содрать с тебя денег. В какой-то момент мы поняли, что те, кто нас в итоге подбирали, сами были немного фрики: от чувака, который путешествует с собакой, кошкой, попивает пивко и заворачивает косячки, до папаши трех детей от разных мам. Среднестатистические американцы, у которых жили в их красивых домиках, видели их красивые чистые машинки, просто не останавливаются. Значит, чем нормальнее место, тем сложнее уехать.
Поезда уже давно считаются развлечением для богатых и бродяг. Самый дешевый билет будет стоить $ 49, купить его можно на Amtrak, а можно прикинуться хобо, начитавшись Керуака, и запрыгнуть в товарняк. Мы не пробовали сами: с двадцатикилограммовыми рюкзаками эта затея показалась не лучшей.
Автобусы удобны соотношением цены и качества. Два основных перевозчика в США – Greyhound и MegaBus. Если планировать трип заранее, то можно уехать за доллар в соседний город. Мы так шиканули из Нью-Йорка в Бостон, но больше такой халявы не попадалось. В автобусе был wi-fi и розетка, работал туалет.
Машина – идеальный способ передвижения по Штатам. Ни один автобус или автостоп не позволит попасть во все интересные места и парки, которые бывают по сто с лишним километров протяженностью (и не всегда в них ездят автобусы-шаттлы).
Арендовать машину – самое простое и дорогое. Искать предложения лучше через агрегаторы, сравнивая разные прокатные компании, например через Kayak. Арендовать лучше компанией – мы как-то собрались вшестером и взяли семиместный «Додж Караван» с почти нулевым пробегом. Из всех денег, что у нас были, процентов восемьдесят ушло на оплату аренды и бензин, поэтому спали мы в тачке и палатках, скрываясь от полиции, готовили на горелке, закупались в магазинах «все по доллару» и пили безлимитную колу в Макдональдсе. Зато на месяц у нас были колеса, и мы проехали одиннадцать северо-западных штатов.
Если компании нет, можно ввязаться в авантюру по релокации авто: это когда кому-то нужно перегнать машину из одной точки в другую. Для хозяина авто это способ сэкономить на услугах профессионального водителя, а для туристов – посмотреть страну дешево. У тебя будет ограниченное количество миль и дней, но с достаточным запасом, чтобы сворачивать в интересные закоулки и устраивать пикники. Машину дают с полным баком, остальное за твой счет, но щедрые чаевые от хозяев могут окупить весь бензин. Так мы проехали половину страны за $ 6. Позже я находила предложения перегнать дома на колесах за доллар в день, но мы побоялись не потянуть бензин. Варианты ищи на AutoDRiveAway.
Самый крутой опыт был, конечно, с покупкой машины. Мы собрали деньги на бумстартере с идеей путешествовать по Америке и печь русские блины, создавая повод для культурного обмена. Купить машину турист может в Калифорнии – там не нужны доказательства проживания и американские права. Выбрать машину можно на Craiglist или даже заказать через приложение. Нашу Пульку мы купили у пастора, а продали дядьке по имени Иисус, она была с механической коробкой, неработающим кондиционером и без гидроусилителя. Американцы смеялись, что больше таких развалюх в Штатах нет, а мы радовались, что в ней просто нечему ломаться. За полгода она стала настоящим домом – с занавесками, кухонькой в багажнике и кучей историй.
Последний лайфхак к автопутешествию: на заправках лучше платить наличкой – за карту часто берут комиссию около доллара и цена будет чуть дороже, чем на табло.
Самолеты – то, что предпочитают сами американцы. Лоукостеры готовы отвезти тебя без багажа порой за двадцать пять баксов через полстраны. Быстро, дешево для американских зарплат, но довольно скучно. Нам повезло как-то лететь лоукостером Spirit, багаж даже не проверили на перевес. Другие варианты – Frontier Airlines, JetBlue, Sun Country Airlines и Virgin America.
Еда
Национальной кухни в Америке как таковой нет, зато есть развитая сеть фастфудов, когда на одной заправке сразу и «Макдональдс», и «Бургер Кинг», и «Такос», и еще пять ресторанов. Гамбургеры по доллару и безлимитная кола очень подкупают. А если задержали заказ, еще и бесплатно отдадут. В «Старбакс» можно прийти со стаканом, купленным в этот же день, и тоже попросить refill, но не всегда работает, да и кофе там не очень.
В основном мы готовили на горелке – покупали еду в сети Walmart или OneDollarTree и варили каши прямо в багажнике. Иногда устраивали себе праздник и жарили на сковородке бекон, удивляя прохожих. В Walmart и SafeWay часто есть стойка с распродажами – вчерашние (хотя свежие) пончики за доллар были лучшим десертом за все время.
Иногда нам перепадали бесплатные талоны на фастфуд от сердобольных американцев, а когда мы оформили себе страховку для малоимущих, то получили талоны на полгода в любом крупном супермаркете. Как-то мы отоварили один чек за месяц сразу и приехали в гости к каучсеферу с шестью галлонами молока.
Также в большинстве городов можно узнать, где раздают еду бездомным. Нам подсказывали каучсерферы и друзья. Часто это делают прямо на улице. Так мы однажды стряпали семьсот сэндвичей для бездомных в Сан-Франциско.
Ночлег
Если говорить о легальных способах ночлега, то мотели в несезон будут стоить от $ 40, кемпинги – от $ 5. Официально бесплатно ночевать можно на парковке сети Walmart и в национальных лесах (National Forest – не путать с парками). Многие магазины Walmart работают круглосуточно, там есть чистые туалеты и часто wi-fi, а в национальных лесах природа и тишина – нас только один раз потревожил полицейский, уточнив, почему мы не в кемпинге, и извинившись за вторжение.
Спать в машине где заблагорассудится нельзя. Бдительные американцы сразу позвонят в полицию. Мы однажды завтрак делали на парковке, и какая-то тетка вызвала шерифа, настучав, что мы варим мет в семь утра. На дорогах каждые 40-80 миль есть парковки с чистыми туалетами. На многих из них стоят знаки «no overnight parking», но на нашей практике эвакуатор приезжал только один раз. В остальных случаях мы спали в машине на таких rest area сами и видели множество других водителей.
Но самое круто место – заправки для дальнобойщиков. Их несколько сеток – Flying J, Love и т.д. Их, как правило, видно издалека – на огромном табло красным горит цена дизеля за галлон, а зеленым – бензина. На таких парковках круглосуточно открыты чистые туалеты, магазины, душевые и прачечные. Поход в душ можно купить за $ 10-15 или договориться с водителем, чтобы он поделился – им проходы дают бонусами за заправку трака. На прием душа дают пятнадцать минут – Виталик пару раз проскакивал в дверь, открытую каким-нибудь водителем. Минус таких мест лишь в том, что там ярко светят фонари. Мы повесили занавески и не парились.
Если нет машины, но есть палатка, все в разы упрощается – можно ночевать в городском парке или придорожном лесу. Главное, чтобы не видели другие. В Сан-Франциско мы подружились с местными бездомными, и они рассказали, что ночуют в центральном парке, где их никто не тревожит. После того, как мы продали машину и коротали время до самолета, ставили палатку в лесах неподалеку от трассы.
Couchsurfing в США работает неплохо, но в крупных городах надо писать заранее, Airbnb еще лучше, но дорого. Пару раз Виталик ночевал в теплом туалете одного из национальных парков – был несезон, туристов не было и одну секцию для людей с инвалидностью закрыли. Он перемахивал через перегородку и спал на туристическом коврике. Также в кемпингах национальных парков можно помыться в душевых.
Культурная программа
Чтобы сэкономить на билетах в национальные парки, можно купить годовой Annual Pass за $ 80. Посетив 3-4 парка, уже отобьешь эту стоимость. Он не действует на городские музеи и парки штата. А лучше всего приезжать в несезон – многие места будут с бесплатным входом. В декабре, к примеру, мы бесплатно попали в Zion, Arches, Bryce Canyon, Death Valley и Sequoia, а в апреле – в North Cascades, White Sands, Crater Lake, Mount Rainier и Devils Tower. Все парки ищи на странице National Parks.
Городские музеи часто имеют бесплатные дни посещения либо варианты входа за пожертвование. Конечно, американцы обозначают желаемую сумму донейшена, но мы оставляли доллар и шли в музей Гуггенхайма в Нью-Йорке любоваться современными импрессионистами.
В Нью-Йорке можно сэкономить и взять паром не к Статуе Свободы, а до Staten Island – он бесплатный, а плывет мимо. Фотографии будут не хуже.
Медицина
Главное в путешествиях или местных подработках не растерять остатки здоровья – медицина в США дорого стоит. Мы узнали, что ждем ребенка, как раз вовремя своих подработок. После небольшого let me google it for you я поехала в клинику помощи бездомным где-то на задворках Сент-Луиса.
– Вы бездомная?
– Ну, я живу у друзей.
– Хорошо. Что вас беспокоит?
– Мне кажется, я беременна.
– Да, детка! – крикнула полноватая тетка позади меня в очереди и предложила отбить пять.
В тот день мне оформили бесплатно на полгода Obama Care страховку, дали талонов на еду и записали на курсы молодых родителей.
Маршрут
Со всеми формальностями и условностями покончено: остается только дорога, петляющая к самому горизонту. Стоит позаботиться о маршруте и не пропустить знаковые места, которые сложно разглядеть за такими гигантами как Гранд-Каньон или Ниагарский водопад.
Самая необычная и труднодоступная достопримечательность США – The Wave. Это оранжевый песчаник в форме волны, пропуск в который нужно выиграть в лотерею.
Торопясь к горе Рашмор, не пропусти монумент в разы больше – Craze Horse.
Посещая Ниагару, потрать два часа и найди водопад Eternal Flame – прямо в водопаде горит огонь.
В Техасе спроси в туристическом центре, как попасть к колодцу Иакова, в который жутко нырять с разбега.
В Колорадо сверни к Черному Каньону, который не уступает по красоте другим каньонам, но толпы в нем нет.
В Орегоне найди горячие источники Umpuqua, облюбованные настоящими хиппи.
На Ки-Весте сверни в парк, где плавают ламантины.
Ну и самое главное – Америка покорялась самыми смелыми и отчаянными, теми, кого неизбежно тянут на запад приключения. Позволь себе быть таким(-ой) же в стране авантюризма и сбывшейся мечты.
Текст и фото: Леся и Виталик hellofriend
Когда я попала в США, главным потрясением для меня было, насколько эта страна огромная. Почему-то до последнего не верилось, что от Нью-Йорка до Сан Франциско лететь 5 часов (дольше, чем от Москвы до Лондона!). А потом, некоторое время спустя, мне вдруг понадобилось поехать в Лас Вегас, билеты на самолёт стоили от $300, и это показалось мне абсурдно дорого. На Западном Побережье практически нет железнодорожного сообщения (о чём многие американцы вполне оправданно жалеют), а подруга, которая должна была ехать на машине, заболела и осталась дома. И тогда кто-то посоветовал мне посмотреть билеты на автобус — Greyhound, и это оказалось гораздо более интересным опытом, чем я могла себе представить, даже несмотря на то, что дорога в один конец заняла у меня 14 часов.
Компания Greyhound работает в США, Канаде и Мексике и имеет более 3800 станций во всех штатах. Цена билета начинается от смехотворных $7 в один конец (минимальный тариф, если бронировать заранее). Поездка из Сан Франциско в Лас Вегас обошлась мне в $80 туда и обратно (+ 1 место багажа и тонна, тонна ручной клади).
Я сказала, что США — огромная страна. Так вот, путешествия на автобусе по ней — для тех, кто не спешит. Дорога от Сан Франциско до Лас Вегаса занимает 12-14 часов, до Лос Анджелеса — 8 часов. И это, в общем-то, совсем недалеко.
Автобус ненадолго останавливается каждые 2-2,5 часа, можно немного размяться или купить поесть (хотя я бы посоветовала взять еды с собой, особенно если вы, как я, не едите жареное и жирное).
В автобусах работает кондиционер (при +30 на улице, в салоне я сидела в шарфе и свитере), есть туалет, кое-где — розетки и везде — бесплатный и достаточно быстрый вайфай. За небольшую дополнительную плату можно получить место с увеличенным пространством для ног, хотя мне в какой-то момент оно досталось просто так. На станциях обычно есть какая-то еда (кафе или автоматы) и чистый туалет, на некоторых — даже магазины сувениров.
Единственное, кроме скорости, возможное замечание к американским автобусам Greyhound — это контингент. Меня не очень смущает соседство мексиканских рабочих или плачущих китайских детей, но к этому стоит быть готовым. Автобусами преимущественно пользуются очень небогатые люди, и совершенно напрасно, по европейским меркам они достаточно комфортабельны (по сравнению с автобусом, на котором в ноябре прошлого года из Лиона в Париж — так вообще стерильны!).
Билет на Greyhound можно купить не только через интернет с пластиковой карты или в кассе, но и оплатить бронь наличными в некоторых магазинах (например, Seven Eleven). Это удобно, если вы не хотите тратить время на поездку на автовокзал или деньги — на конверсию валюты с карты.
А теперь внимание, история. Когда я в 7 утра выезжала в Лас Вегас, в Сан Франциско стоял туман и температура была около +7 градусов. Через 4 часа я вышла на станции пересадки где-то в середине Калифорнии, и поняла, что в пальто, свитере, брюках и шарфе скоро погибну от теплового удара, на улице было +27. Пришлось быстро забежать в первый попавшийся секонд-хенд и купить без примерки платье, которое оказалось просто идеальным. Я не знаю, есть ли здесь мораль, но каждый раз эту поездку очень радостно вспоминать. Как и неспешный путь через Неваду, с её совершенно марсианскими пустынными пейзажами. И то, как я наивно искала на каждом полустанке хоть одно кафе, которое продавало бы салат.
Итак, бюджетные американские автобусы Greyhound:
Плюсы:
+ низкая цена,
+ комфорт (кондиционер, туалет, WiFi, розетки),
+ очень много станций по всем США, Канаде, Мексике,
+ возможность взять с собой много багажа (за небольшую дополнительную плату)
+ станции находятся в черте города
Минусы:
— дорога занимает очень много времени,
— неизвестно, какие вам достанутся попутчики.
Сайт Greyhound, бронь билетов.
Нравится Загрузка…
Автобусы знакомы всем — малые и большие, городские и маршрутки. Отношение к ним обычно сугубо утилитарное – возят людей, и ладно. Однако есть в мире места, где автобусы становятся изделиями народных промыслов, да еще с национальным колоритом.
Точно неизвестно, почему иногда даже в соседних странах столь разный подход к пассажирскому транспорту — в одних равнодушный, в других — с любовью и чуть ли не почитанием. Поглядим на самые яркие примеры последнего…
01. Американский школьный автобус общеизвестен — желтый, капотный, простой. А попав в Латинскую Америку (конечно, в виде second-hand) он превращается в часть особого культа по имени «Chicken-bus» (Авто-цыпленок). Раскрашенный всеми цветами радуги, он годами перевозит обычных взрослых пассажиров с багажом, иногда на сотни километров. Как пример — этот Dodge D-300 выпуска 1970х, который до сих пор гоняет по боливийскому городу с милым названием Кочабамба.
02. Вдобавок настоящий «чикенбас» практически вечен. Меняются лишь страны, хозяева и агрегаты по кругу. Вот этому сальвадорскому красавцу установили решетку радиатора от флагмана International LoneStar. Фары – от модели 7600 той же марки. А кузов конца 1980-х пока прежний.
Фото Мигеля Гонсалеса
03. У колумбийцев – «собственная гордость», то есть свое видение бусов. На древнее американское грузовое шасси нахлобучен деревянный кузов, да еще открытый, как у советских автопоездов с ВДНХ. И правда, вход-выход упрощены до предела, хотя маршрут у него междугородний. А здоровенная штанга на крыше – вещь не случайная, и очень нужная.
Фото Леонардо Монтенегро
04. В случае тропического местного ливня по ней раскатывают кусок брезента – и крыша готова. На амбразуре лобового стекла этого Chevrolet C-60 написано «Новый имидж» и «Бог – мой гид». Последнее должно существенно помогать, потому что дорогу видно не особо.
Фото Леонардо Монтенегро
05. Школьные бескапотники, хоть и реже, но тоже используются, как этот Blue Bird модели All-American. Причем в Панаме они называются «Rojo Diablos» (Красные дьяволы). Первая часть названия понятно откуда, а вторая – видимо, дань восхищения профессионализмом водителей.
06. Надо сказать, что «чикенбасы» бывают не только американскими. Подобные собирали в Бразилии на шасси Мерседесов L-класса, и они тоже расползлись по всей Латинской Америке, как этот «грузо-туристический» бус из Парагвая.
07. Немного об обычных «маршрутках». Они там тоже есть, тысяч видов и марок, и гоняют не медленнее наших. Эта безымянная машина резко выделяется олимпийской символикой, стремительностью форм и врезанными «по месту» окнами водительского места.
08. Бедноватая Перу изысками в «бусостроении» не увлекается – людей много, машин мало. Маловато шасси у двухтонного Mitsubishi Canter? Не беда – поставил кузов пошире, вот и лишних двенадцать человек уедет.
09. Мексиканцы пошли другим путем. И без того длинное шасси 6х2 от Dina (лицензионный International 8200) удлинили на метр с лишним, водрузили кузов и уродливый пластиковый нос, и украсили розовыми колпаками переднюю ось. И назвали странно: «Тысяча любовей» – не иначе, по числу пассажиров.
10. Заканчивая с Латинской Америкой, надо назвать невиданный больше нигде тип кубинского автобуса «El Camello» (верблюд). Появились они вынужденно в 1980-е – автобусные агрегаты «умирали», а новых купить было не на что. И тогда местные мастерские начали из их кузовов строить полуприцепы, поднимая их над седлом и колесами. Выглядит страшновато, зато таскать их можно было любыми тягачами, а брали «на борт» они до 220 человек за раз. Теперь они, конечно, вымирают.
11. Наши КАВЗики не комфортны? Если окажетесь на островах Самоа, возить там будут только на таких маршрутках. И где они берут японских капотников – их не выпускают уже лет тридцать? Кузов деревянный, без дверей и окон, зато раскрашен с любовью. Владелец – философ: на борту написано «жизнь проходит…» Видимо, в дороге, по единственной на острове дороге.
12. В Азии тоже есть свои «передовики» транспортного дизайна. На Филиппинах водится особый вид маршруток – jeepney. Когда-то они действительно строились на шасси джипов-Виллисов, и многие из них дожили до нынешних времен.
13. С тех пор «маршруткостроение» там сильно продвинулось. Теперь за основу берется более крупное шасси – от американского пикапа, или японского микроавтобуса. Но мотивы капота с крыльями обязательно напоминают предка, в остальном же фантазия создателя ничем не ограничивается.
14. Автобусы Ближнего Востока не отличается ничем особенным от прочих. За исключением таковых в Сирии, где живут настоящие мастера дизайна, особенно по электрической части. Еще сирийцы сильны в сбережении технического наследия человечества – этому автобусу Scania-Vabis уже больше полувека, а он активно работает.
15. Однако чемпионами мира по ре-дизайну автобусов надо признать пакистанцев. Похоже, они создали целую религию – культ транспорта. Неважно, какую марку носил этот бус в прежней жизни, или его технические характеристики. На нем нет ни единого квадратного сантиметра, которого бы благоговейно не коснулась твердая рука живописца по маршруткам. А восемь зеркал спереди, очевидно, служат оберегами, отгоняя духов аварии.
16. Впрочем, это лишь конъюктурный «новодел» — настоящая «барбухайка» (так зовутся автобусы на грузовых шасси в Афганистане и Пакистане) должна быть капотной. Как это самодвижущийся автохрам на базе Bedford TJ (собирался здесь по лицензии до 1980-х). У него есть каноническое «надкрышное» украшение, тысяча подвесок на цепочках по периметру и местное ноу-хау в виде непрозрачных сдвижных окон. А его «настоятель» (он же хозяин, водитель, кондуктор, механик и реставратор) все свободное время тратит на сохранение облика, ну, и на перманентный капитальный ремонт.
17. Автобусы Африки, как правило, поражают лишь грубостью облика и длиной базы, как этот безвестный «полугрузовой» кениец. Остается лишь позавидовать свободе дизайнера, фантазию которого не укорачивают никакие технологи. Да и техдокументацией здесь, похоже, не злоупотребляют – окна вырезают «болгаркой» прямо по жести.
18. В бывшем французском Сенегале живут, похоже, все когда-то выпущенные маршрутки Saviem SG2 (марка перестала существовать в 1978 году). У этих «car rapid» четко регламентированные особенности: сочетание цветов, отсутствие окон (жарко же!), нарисованные глаза, шнуры-амулеты, и надпись «Alhandoulillah» (Слава Аллаху) на передке. А у этого еще и название марки, любовно вырубленное из стального прутка.
19. А что же Европа? Увы, жесткие нормы по безопасности не позволяют самовыражаться в общественном транспорте. Единственным исключением служит туристический остров – Мальта. Там еще сохраняется заповедник желто-красных автобусов забытых ныне английских марок, некоторым из которых исполнилось по пятьдесят и более лет. Однако спешите – Европарламент скоро положит конец и этой резервации.