Глядя на нагромождения камней, гордо именуемые гоночной трассой, трудно поверить, что здесь вообще можно ездить. Но вот, ревя пятисотсильными моторами, из-за поворота вылетают участники заезда. Взмывая в воздух на трамплинах, два багги, похожих на гигантских железных насекомых, мчатся параллельными курсами, оттормаживаются перед кучей гигантских булыжников, бодрым темпом переползают через неё и уносятся на своих огромных колёсах к следующему каменному препятствию. На первый взгляд это кажется безумием. Но человек, знакомый с реалиями современного североамериканского экстремального автоспорта, понимает, что это всего лишь гонки.
Рок-рейсинг опровергает привычные стереотипы о том, чего не может рождённый ползать.
Подавляющее большинство таких «снарядов» оснащено рулевым управлением с гидроусилителем из-за огромных нагрузок в процессе рулёжки по камням. А лебёдка нужна… чтобы подтягивать вверх мост, когда особенности трассы требуют ограничить ход подвески.
Зависимая подвеска на двух продольных рычагах с тягой Панара и амортизационными стойками в качестве упругих элементов — наиболее распространённая схема среди североамериканских рок-багги.
Безопасно спуститься с высокого уступа порой не проще, чем на него подняться. Чтобы не опрокинуться через капот, надо вовремя поддать газу. Когда и сколько — это приходит только с опытом.
Даже положив машину на бок, пилот имеет шансы поднять её и продолжить гонку.
Пока взрослые соревнуются, ребятня строит игрушечные трассы и тоже «гоняет».
Мощные моторы позволяют запрыгивать на полутораметровые вертикальные уступы.
Jeep Wrangler — самый популярный внедорожник на скальных маршрутах Америки и отличная заготовка для постройки спортивных машин.
Из всего штатного салона у этого рок-кроулингового TJ осталась только передняя панель. А на трансмиссионном тоннеле появились новые органы управления. Два рычага слева — управление раздаточной коробкой Atlas II.
Элементы силового каркаса имеются даже под капотом — на них закреплены выносные бачки амортизаторов с регулируемой жёсткостью. Фильтр нулевого сопротивления (в левой части фото) добавляет двигателю несколько дополнительных лошадиных сил.
Подвески с А-образным рычагом в качестве направляющего аппарата обеспечивают большой вертикальный ход колёс при минимальном боковом смещении моста.
Ходы подвесок модифицированного Jeep Wrangler настолько велики, что при полном ходе отбоя крестовины заднего карданного вала выходят на запредельные углы работы.
‹
›
Открыть в полном размере
Это большой спорт
В автомобильном спорте рок-рейсинг — одна из самых молодых дисциплин, и развита она главным образом в Соединённых Штатах. (Кстати, название таких гонок с английского можно перевести и как «гонки по скалам», и как «гонки враскачку», и оба значения подходят.) Начало было положено несколько лет назад гонщиками, выступавшими в национальном первенстве по рок-кроулингу. Этот вид спорта, довольно близкий к европейскому триалу, надо заметить, весьма неспешен. Он требует концентрации внимания на препятствиях, прецизионной рулёжки и предварительного просчёта всех возможных траекторий прохождения трассы, чтобы избежать штрафных очков, — этакие «шахматы» на автомобиле, когда надо ювелирно провести машину через ворота, выставленные на невероятно сложном рельефе.
Трасса представляет собой два разделённых лентой параллельных курса, на которых в произвольном порядке перемешаны волнистые скоростные участки и каменные завалы. Длина — несколько сотен метров, в конце — разворот. Спортсмены стартуют одновременно, но при этом их пути не перемежаются — у каждого свой коридор, и борются они не столько друг с другом, сколько с секундомером. А чтобы ни один из гонщиков не получил преимущества из-за особенностей коридора, спортсмены проходят обе дорожки. Итог фиксируется по суммарному времени прохождения обоих отрезков.
Автомобили, участвующие в заездах, вроде бы не очень подходят для скоростной езды и прыжков на трамплинах. По большей части это рок-кроулинговые багги различных классов, с прочными зависимыми мостами, огромными ходами подвесок и неважной управляемостью на большой скорости. Формальных ограничений по «матчасти» нет — главное, чтобы были полный привод и каркас безопасности. Опыт показал, что спортивные машины других классов, в частности участвующие в ралли-рейдах, на трассах рок-рейсинга не очень приживаются.
Сами препятствия, сказать по правде, тут всё-таки проще, чем в рок-кроулинге, но ведь и динамика гонки иная, и времени на обдумывание траекторий и возникающих пиковых ситуаций меньше. Потому, в отличие от других «коротких» скоростных дисциплин внедорожного автоспорта, будь то спринт или классический кросс, на трассе рок-рейсинга можно очень крепко засесть даже на хорошо подготовленной машине. А так как счёт идёт на доли секунды, то всё зависит от умения пилота без остановки пройти по сложнейшим каменным нагромождениям. Чуть застрял, не смог перебраться через препятствие с первой попытки — уже огромный минус. А если дело дошло до лебёдки, заезд можно считать проигранным — слишком много времени уйдёт на то, чтобы найти, за что зацепиться, и вытянуть машину.
И всё-таки они ездят! Иной раз машина чуть ли не лёжа на боку продирается сквозь каменный жёлоб. Кажется, она вот-вот опрокинется, но колёса каким-то чудом цепляются за шероховатости скальной породы. Но вот камни заканчиваются, пилот выравнивает подвеску, машина встаёт всеми колёсами на ровную поверхность и в тот же миг в облаке пыли скрывается за поворотом. Мало того, даже сделав «уши», спортсмены продолжают бороться. Как? Очень просто: вывернув руль до упора в сторону «нижнего» борта, гонщик даёт полный газ. Колёса упираются, мощи у мотора «выше крыши» — и примерно в половине случаев он вытаскивает за собой кузов. Автомобиль встаёт и мчится дальше!
Впрочем, поломок и сходов с трассы на этих гонках всё равно хватает. Однако регламент соревнования позволяет сильному и грамотному спортсмену избежать тотального проигрыша из-за одной досадной ошибки. Как показывает практика, трёх отличных результатов в четырёх заездах в большинстве случаев хватает для попадания в финальную шестёрку.
Несмотря на короткую историю североамериканского рок-рейсинга, в первенствах участвуют многие пилоты, пришедшие из рок-кроулинга. И если одни полностью отдались новой страсти, то другие продолжают совмещать «автомобильные шахматы» с «полётом души».
Американское первенство по рок-рейсингу состоит из пяти этапов, четыре из которых проходят по зональному принципу (как в хоккее или баскетболе). И лишь в финале Восток встречается с Западом.
Чтобы было легче
Довольно долго (конечно, по меркам не такой уж длинной истории гонок по камням) «монстры» классов Pro Modified и Super Modified для рок-кроулинга строили в виде внушительной железной клетки на огромных колёсах. Внутри этой конструкции размещали многолитровый бензиновый двигатель V8 от полноразмерного пикапа. Пикапы, как правило, служили и донорами всех агрегатов трансмиссии.
Конструкция выходила прочной, но очень тяжёлой. Впрочем, для неторопливого маневрирования при явном избытке лошадиных сил с лишним весом можно было мириться. Однако для рок-рейсинга масса уже имеет значение, и началась борьба за «стройность фигуры». В снижении веса особенно заинтересованы ассистенты пилотов — споттеры. Их задача — удержать машину от переворота в самых опасных местах трассы. Делают они это, прицепляя к каркасу длинный трос и натягивая его, что есть силы, стараясь прижать центр тяжести багги к земле. И так по несколько раз за гоночный день. Словом, в последние годы на камнях в «старших классах» американского чемпионата появилось довольно много маленьких (по американским, разумеется, меркам) машин.Например, рок-багги длиной менее 3,5 м весит всего 1180 кг и с некоторых ракурсов вообще выглядит игрушкой на непомерно больших колёсах (верхние фото на с. 119). Но стоит подойти поближе, становится ясно, что машина не так уж и мала, и ни в коем случае не является игрушкой.
Поскольку высокие передачи на бездорожье практически не используются, оказалось достаточно поставить на машину лёгкую двухступенчатую автоматическую коробку передач Powerglide, что ещё больше облегчило конструкцию. С высокооборотным мотором очень важно обеспечить устойчивое движение и тягу на малых скоростях. Для этого в раздаточной коробке Atlas II, применяемой в рок-кроулинговых машинах, выбрана пара шестерён с передаточным отношением 5:1, а в главных передачах — 5,38:1. (Легко подсчитать, что общее передаточное отношение составляет 26,9:1.) Движение машины на первой передаче со стороны выглядит довольно странно — мотор разгоняется до визга (обороты выходят на уровень 7000—8000 с–1
Дифференциалы мостов сильно смещены вбок (это сделано для увеличения геометрической проходимости), а балки существенно усилены — на прочности в этом виде спорта экономить нельзя. В агрегатах, несмотря на переделки и упрочнения, легко узнаются детали пикапов Dodge RAM 2500. Смещение картера главной передачи почти к ступице увеличивает дорожный просвет по центру машины. Это позволяет ловко пропускать между колёс довольно крупные препятствия, за которые цеплялся бы редуктор, будь он размещён в середине моста. Шины диаметром 37 дюймов обеспечивают просвет под балкой моста 40 см, а под редуктором он менее 30 см.
Подвеска в машине зависимая, выполнена по трёхрычажной схеме с 16-дюймовыми гидропневматическими стойками в качестве упругих элементов. Обычные амортизаторы не выдерживают запредельных нагрузок, да и найти гидравлические стойки с таким огромным ходом практически невозможно.
Чтобы обеспечить передачу крутящего момента от двигателя на все колёса, дифференциалы (и межколёсные и межосевой) оснащены жёсткими блокировками с пневмоприводом. Впрочем, такие системы используют практически для любых спортивных машин, катающихся по бездорожью.
Интересно устроены тормоза рок-багги. К каждому колесу подведён отдельный независимый контур гидравлической магистрали, и при необходимости пилот может подтормаживать одно нужное колесо, остальные при этом вращаются свободно. Важно только не перепутать педали и рычаги.
Сваренная из труб пространственная рама — основа автомобиля, на которую крепятся все агрегаты и механизмы, — одновременно служит каркасом безопасности. Геометрия такова, что, с одной стороны, обеспечивает максимальную жёсткость при минимальной массе, а с другой — в каком бы положении ни оказалась машина, экипаж остаётся в безопасности. Нередки случаи, когда багги срывается с камней, падает на бок или переворачивается вверх колёсами, а экипаж остаётся невредим.
Техника двойного назначения
В «младших классах» (так называют более лёгкие и менее мощные машины) американских чемпионатов по рок-рейсингу пилоты выступают практически на обычных серийных внедорожниках. Их машины остаются полноправными участниками дорожного движения, но при этом карабкаются почти по таким же скальным кручам, как и специально изготовленные «монстры».
Для постройки спортивных внедорожников в Штатах чаще всего за основу берут Jeep Wrangler. На фотографиях справа показан багги на основе серии TJ, выпущенной в 2006 году перед сменой модельного ряда джипов. Переделка машины традиционно началась с каркаса безопасности, дополняющего штатную раму и увеличивающего её жёсткость. На каркас вынесли верхние точки крепления амортизаторов, а из кузова «ампутировали» всё лишнее — салон с шумоизоляцией и внутренними обшивками. Не удалена только передняя панель. Штатные сиденья заменили специальными гоночными «ковшами».
Стандартный 178-сильный четырёхлитровый двигатель оставили без изменений, лишь заменили впускной коллектор на спортивный и установили воздушный фильтр нулевого сопротивления. Кроме того, с машины сняли глушитель (его заменяет прямоточная выхлопная труба), а блок управления двигателем перепрограммировали под внедорожно-спортивный режим работы. Вкупе это дало прибавку мощности примерно в 20 л.с.
В трансмиссии нетронутой осталась лишь автоматическая коробка передач. Слабым звеном в цепочке передачи крутящего момента оказалась раздаточная коробка. Её заменили на Atlas II с понижающей передачей 4,3:1. Мосты и вовсе собирали как конструктор «Лего». В корпус Dana 44 от Jeep Wrangler Rubicon уместили главные пары с отношением 4,56:1, блокируемые дифференциалы с пневматическим приводом и усиленные полуоси. Крестовины карданных шарниров управляемых колёс в переднем мосту тоже заменили на усиленные. Теперь появилась необходимость увеличить прочность карданов, что и было сделано. Получившаяся в результате трансмиссия с передаточным отношением 19,6:1 легко проворачивает колёса 37×13,5R17 и с приемлемой динамикой разгоняет машину до скорости 137 км/ч.
Подвеска машины для езды по камням должна обеспечивать очень длинные ходы колёс в вертикальном направлении. Стандартные детали для этого не годятся. Сайлент-блоки приходится заменять на специальные шарнирные подшипники (их называют ШС — шарнирное соединение). ШС, в отличие от сайлент-блоков, обеспечивают без дополнительной нагрузки очень значительные относительные угловые перемещения деталей. Да и прочнее они намного. Конечно, замене подлежали и упругие элементы (пружины и амортизаторы), и рычаги подвески, и вся конструкция заднего направляющего аппарата. Вместо верхних параллельных рычагов и тяги Панара тут установлен А-образный рычаг. В сочетании с регулируемыми по жёсткости амортизаторами c выносными бачками всё это делает Jeep машиной двойного назначения: амортизаторы выдерживают жёсткие режимы достаточно длинных скоростных рейдов, а диапазон регулировок позволяет легко и быстро переходить от неспешного «скалоползанья» к внедорожным гонкам.
В модифицированной подвеске TJ амортизаторы обеспечивают вертикальный ход колеса 445 мм. Сзади столько и нужно, а для передней подвески — избыточно, поскольку при больших ходах резко возрастает нагрузка на рулевой механизм. Ограничивают ход передней подвески до 318 мм очень простым способом — с помощью стропы. Интересно, что после всех переделок ходовой части длина базы машины осталась неизменной.
Переделки рулевого управления и тормозов оказались минимальными. Штатные рулевые тяги просто заменили более прочными. С тормозами возились больше. Передние механизмы заменили более «хваткими», а из гидрораспределителя (это специальный клапан, обеспечивающий в стандартном режиме некоторое запаздывание усилий в задних тормозах) убрали рестриктор, ограничивающий подачу жидкости в задний контур. Мало того, задний контур разделили на две независимые магистрали, чтобы получить возможность подтормаживания каждого заднего колеса в отдельности, почти как на багги.
Практика соревнований полностью подтвердила правильность теоретических расчётов. «Универсальный» TJ оказался хорош своей сбалансированностью и разумным компромиссом конструктивных противоречий. Разумеется, использовать его как экспедиционную машину не имеет смысла, но участие в разнообразных внедорожных фестивалях и гонках самого разного характера уже показало приемлемость такой машины «на все случаи жизни».
Словарик к статье
А-образный рычаг — элемент зависимой подвески, заменяющий классические продольные тяги и тягу Панара. А-образный рычаг образует своего рода треугольник с основанием на раме или кузове автомобиля и вершиной в середине моста. Позволяет совместить большой вертикальный ход подвески с высокой жёсткостью в поперечном направлении.
Багги — лёгкий открытый автомобиль с пространственной рамой вместо кузова для гонок по пересечённой местности. Как правило, обладает большими ходами подвесок.
Блокировка дифференциала — устройство, заставляющее ведущие колёса вращаться с одинаковой скоростью независимо от их сцепления с поверхностью.
Геометрическая проходимость — совокупность размеров, углов и соотношений, характеризующая возможность двигаться по сильно пересечённой местности без касания препятствий корпусом автомобиля.
Главная пара (передача) — элемент ведущего моста, служащий для передачи крутящего момента от приводного вала к полуосям.
Каркас безопасности — силовая пространственная структура внутри салона либо снаружи автомобиля, защищающая экипаж от складывания стоек крыши при перевороте.
Оттормаживаться (жарг.) — иногда используется в значении «резко тормозить», однако чаще этому слову придаётся смысл «тормозить перед поворотом или препятствием, контролируя вращение колёс, с целью усиления сцепления передних колёс с дорожным покрытием».
Пневмопривод блокировки — механизм включения блокировки дифференциала с помощью сжатого воздуха от бортового компрессора или баллона высокого давления.
Подвеска зависимая и независимая — совокупность деталей и узлов, связывающих раму (или кузов) с опорными элементами. Предназначена для снижения динамических нагрузок во время движения автомобиля. В зависимой подвеске колёса одной оси между собой связаны жёсткой балкой, в независимой такой связи нет. Зависимая конструкция, как правило, обеспечивает больший вертикальный ход и механическую прочность, независимая — лучшую управляемость.
Раздаточная коробка — элемент трансмиссии, распределяющий крутящий момент между ведущими осями.
Ралли — вид автомобильных гонок по дорогам общего пользования.
Ралли-рейд — вид автомобильных и мотоциклетных гонок по пересечённой местности на длинные дистанции. В маршрут включаются как грунтовые дороги, так и бездорожье.
Рок-кросс — автомобильные соревнования на сильно пересечённой каменистой местности с общим стартом. На трассе скоростные участки чередуются с каменными завалами. Победителем заезда становится первый финишировавший. Этот вид спорта появился и развивается в Соединённых Штатах.
Рок-кроулинг — автомобильные соревнования на сильно пересечённой каменистой местности, связанные с преодолением особо сложных искусственных или естественных препятствий. Результат зависит не столько от скорости, сколько от точности прохождения ворот и отсутствия штрафных очков. Развивается главным образом в США. В Европе похожие по принципу соревнования называются «триал».
Рок-рейсинг — автомобильные соревнования на сильно пересечённой каменистой местности. Отличается от рок-кросса индивидуальным стартом и зачётом по лучшему времени. Вид спорта появился и развивается главным образом в Соединённых Штатах.
Сайлент-блок — деталь шарнирного соединения, предназначенная для гашения относительных колебаний его элементов и передачи нагрузок, в том числе ударных. Чаще всего сайлентблок состоит из двух вставленных одна в другую цилиндрических металлических втулок с упругой вставкой между ними. Пределы относительных угловых перемещений деталей, скреплённых сайлент-блоком, невелики — от 1 до 10 градусов. При бóльших углах или при экстремальных нагрузках происходит разрушение эластичной вставки. В связи с этим на спортивных автомобилях часто вместо сайлент-блоков используют ШС (см. ниже)
Споттер — ассистент пилота на трассе рок-кроулинга. Находится снаружи автомобиля. Подсказывает траектории, расстояния до препятствий и т.п. В случае опасности переворота может помочь удержать автомобиль собственной физической силой и массой — как правило, при помощи троса, зацепленного за верхнюю точку машины.
Триал — общее название видов спорта, связанных с преодолением особо сложных искусственных или естественных препятствий на автомобиле (или другом транспортном средстве). От рок-кроулинга отличается правилами начисления штрафных очков, использованием не только скальных, но и грунтовых трасс, а также запретом на помощь ассистента, находящегося вне автомобиля.
Тяга Панара — элемент зависимой пружинной подвески, препятствующий боковому смещению автомобильной оси. Шарнирно соединяет один конец моста с рамой или кузовом автомобиля по противоположному борту.
Уши (крыша) (жарг.) — опрокидывание или переворот автомобиля во время спортивного заезда.
Фильтр нулевого сопротивления — воздушный фильтр, минимально препятствующий прохождению потока воздуха во впускную магистраль двигателя и тем самым не снижающий его мощность.
Ход подвески — максимальная величина вертикального перемещения колеса при сжатии упругих элементов подвески.
ШС — стальное шарнирное соединение повышенной жёсткости без применения резины, полиуретана и иных материалов. Используется в подвесках спортивных автомобилей.
V8 — конструкция двигателя внутреннего сгорания, в котором восемь цилиндров распределены в две группы, расположенные под углом друг к другу. Один из наиболее распространённых типов двигателей для американских полноразмерных пикапов.
Дюнные багги и грязь несовместимы
Полностью снаряженный и пристегнутый ремнями, я сидел в вибрирующем кресле стрелка «пустынной патрульной машины». Было 20 марта 2003 года, вскоре после полуночи, и мы летели на транспортном вертолете МН-53 ВВС США, только что оторвавшемся от взлетно-посадочной полосы кувейтского аэродрома. Наша багги находилась в грузовом отсеке гигантского вертолета, и мы направлялись для выполнения миссии, которую мы столько репетировали в последние несколько недель. Ожидание подходило к концу. Операция «Свободу Ираку» началась. Моя война, наконец, пришла.
Я был весь в поту, и не только от возбуждения. Поскольку мы не знали, какие козыри в рукаве у Саддама, нам приказали надеть костюмы химической защиты (их еще называют «скафандрами»). Костюмы защищают от отравляющих газов, но в них примерно так же удобно, как в резиновых пижамах, а противогаз, который полагается носить вместе с химзащитой, вдвое противнее. «Мокрые ноги![40]» — услышал я в наушниках.
Я проверил оружие. Все было в порядке, включая крупнокалиберный пулемет. От меня требовалось лишь оттянуть зарядную рукоятку и подать ленту.
Машина была повернута передней частью к хвосту вертолета. Грузовая рампа была поднята не до конца, и я видел над ней кусочек ночного неба. Внезапно из черного оно стало красным — иракцы включили радары ПВО и привели в действие зенитные вооружения, которых у них не было (по данным нашей разведки). Пилоты вертолета были вынуждены начать отстрел дипольных отражателей и инфракрасных ловушек.
Затем появились трассеры, очереди пуль, проносящихся по узкому черному прямоугольнику.
Вот проклятье, подумал я. Этак нас могут сбить прежде, чем мы успеем дать кому-нибудь прикурить. Каким-то образом иракцы умудрились по нам не попасть. Вертолет продолжал движение.
«Сухие ноги[41]», — произнес голос в наушниках. Мы были над сушей.
Ад вырвался на свободу. Мы входили в отряд, которому была поставлена задача помешать иракцам взорвать нефтяные сооружения или поджечь их, как было в 1991 году во время операции «Буря в пустыне». Бойцы спецназа из SEAL и отряда «Гром» высадились на нефтяных и газовых платформах в Персидском заливе, а также на береговых нефтеперегонных сооружениях и портовых терминалах.
Двенадцать «котиков» получили приказ предотвратить разрушение объектов на нефтяных объектах полуострова аль-Фао. Несколько минут спустя этот приказ превратился в море огня, и к тому моменту, когда вертолет коснулся земли, мы были по уши в дерьме.
Рампа откинулась, и наш водитель нажал на газ. Я дослал патрон, будучи готовым открыть огонь сразу, как только мы окажемся на земле. DPV скатилась на мягкий грунт и… увязла.
Сукина дочь!
Водитель лихорадочно переключал передачи и насиловал двигатель, пытаясь вытащить машину. Нам еще повезло: мы по крайней мере выехали из вертолета. Еще одна патрульная машина застряла ровно на середине рампы. Вертолетчик отчаянно пытался стряхнуть оттуда багги, дергая винтокрылую машину вверх и вниз — пилоты очень не любят, когда по ним стреляют.
К этому моменту я уже слышал радиообмен экипажей DPV. Почти все застряли в пропитанном нефтью песке. Прикомандированная к нам офицер разведки обещала, что грунт в месте высадки будет твердым. Конечно, еще, по ее словам, у иракцев не было средств ПВО. Да, не зря говорят, что военная разведка — это оксюморон[42].
«Мы застряли!» — сообщил наш шеф.
«Ага, мы тоже застряли», — послышался голос лейтенанта.
«И мы застряли», — добавил кто-то еще.
«Дьявол, надо выбираться отсюда».
«Покинуть машину и занять позиции!» — приказал шеф.
Я отстегнул ремни, схватил «шестидесятый», взвалил его на плечо и потащил к ограде нефтяного комплекса. Нам следовало обеспечить безопасность ворот, и то обстоятельство, что нам теперь не на чем было ездить, не означало, что наша задача не должна быть выполнена.
Я нашел кучу щебня в виду ворот и установил на ней пулемет. У парня рядом со мной был гранатомет «Карл Густав[43]» — безоткатное орудие, которое с одного чертова выстрела может уничтожить танк или сделать огромную дыру в здании. Никто и ничто не могло пройти через ворота, не согласовав этот вопрос с нами.
Иракцы организовали оборонительный периметр вокруг нефтяных установок. Их единственная проблема заключалась в том, что мы приземлились внутри, иными словами, — позади их позиций.
Им это не сильно понравилось. Они развернулись и начали по нам стрелять.
Как только я понял, что опасности химической атаки нет, я сбросил противогаз и начал отстреливаться из «шестидесятого». У меня было много целей. Даже слишком много. Противник многократно превосходил нас численно. Но это не представляло реальной проблемы, поскольку мы сразу запросили помощь с воздуха. Через несколько минут над нашими головами появились все возможные типы самолетов авиационной поддержки: F/A-18[44], F-16,[45] А-10А[46], и даже АС-130 «Ганшип»[47].
Особенно впечатляюще работали штурмовики А-10 военно-воздушных сил, известные как «Бородавочники»[48]. Они летают довольно медленно, но именно так и задумано. Эти самолеты сконструированы так, чтобы с небольшой высоты и на умеренной скорости обрушивать на наземные цели настоящий шквал огня. Помимо бомб и ракет, они располагают 30-мм скорострельной шестиствольной пушкой, работающей по принципу пулемета Гатлинга. Эти «гатлинги» устроили иракцам в ночь вторжения настоящий ад. Иракцы пытались перебросить к месту нашего боя бронетехнику из города, но им даже близко не удалось подойти. В какой-то момент арабы поняли, что их вздрючили, и начали разбегаться.
Это была большая ошибка. Так они просто стали лучше видны с воздуха. Самолеты продолжали прибывать, и каждому находилась цель. Иракцев умножали на ноль. Ты слышал выстрелы в воздухе за спиной — тра-та-та-та, — затем эхо — ра-ра-ра-ра, и почти сразу после этого взрывы и другой грохот, производимый попадающими в цель снарядами.
Мать твою, подумал я про себя, вот здорово. Мне, черт возьми, это нравилось. Этот адреналин и возбуждение мне чертовски по душе.
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ «ОКУНАЙСЯ В ЧЕРНУЮ ГРЯЗЬ!..» Валерий Золотухин продолжает готовится к роли Гамлета. Главный исполнитель этой роли Владимир Высоцкий пребывает в откровенном недоумении, поскольку явно не ожидал от своего друга такой «подлянки». Они хотя и общаются, но
«Он пойдет на любую гадость и грязь…» В Верховном Совете шум и гам. Ноябрь 1993 года. Создается комиссия по коррупции. В буфетах разливанное море… Сидят депутаты, министры и представители прессы…Депутат Скоринин предложил на должность председателя комиссии от имени
ГРЯЗЬ Какого цвета грязь? — Любого. Пол грязным может быть и слово, Идея, руки, площадь, шины, Грязь — лишний штрих, и нет картины. Грязь в вечном споре с чистотой, И дух свой, смрадный и густой, Свое зловонье, безобразье Грязь называет простотой. И чистоту ведет на
Грязь Какого цвета грязь? — Любого. Пол грязным может быть и слово, Идея, руки, площадь, шины, Грязь — лишний штрих, и нет картины. Грязь в вечном споре с чистотой, И дух свой, смрадный и густой, Свое зловонье, безобразье Грязь называет простотой, И чистоту ведет на
Глава тридцать пятая Грязь О том, что больнее всего, и о том, как уживаться с клеветой, завистью и злобойВчера от генетической болезни легких в возрасте 24 лет скончался гениальный человечек, Грегори, победитель французского аналога «Фабрики звезд» прошлого года. Перед тем
«Окунайся в Черную Грязь!» В начале декабря Галкин был уже в Москве, где активно встречался со своей возлюбленной, не боясь гнева мужа-рогоносца, который тоже находился в столице. По сути, это был своеобразный российский аналог «шведской семьи», где у женщины два мужа –
Грязь власти Если то, как умирает человек, позволяет судить о его жизни, осуждению подлежит все поведение Александра. За то, что он был не в состоянии владеть собой, он умер, как жил, — от невоздержанности, забыв азы греческой мудрости, которые можно прочесть в Дельфах:
Грязь на лампасах Генералов стало больше, чем в Великую Отечественную войну.На 1 апреля 1997 года в Министерстве обороны их насчитывалось 1928!Как на дрожжах растет их число и в правоохранительных органах. В МВД – было 92 генерала, при Куликове стало уже 122 и, похоже, станет
ГРЯЗЬ Какого цвета грязь? – Любого. Пол грязным может быть и слово, Идея, руки, площадь, шины, Грязь – лишний штрих, и нет картины. Грязь в вечном споре с чистотой, И дух свой, смрадный и густой, Свое зловонье, безобразье Грязь называет простотой. И чистоту ведет на
ГРЯЗЬ (музыка С.Терентьева и В.Кипелова)Неправ tot, кто видит в этой песне продолжение истории «арийского» героя, в свое время подцепившего подругу на Улице Роз. Главная тема «Грязи» отнюдь не продажная любовь и не ссора со второй половиной, а то состояние, в которое навечно
/ Блог CAA / Автор Кэтлин
Concord Buggy разработан компанией WA Paterson Co., Флинт, штат Мичиган, в 1910 году. Багги является самым популярным гужевым транспортным средством, когда-либо производившимся, и к 1900 году его массово производили по всей территории Соединенных Штатов, но откуда он взялся и, что наиболее важно, что именно за багги?
Слово «багги» впервые появилось в конце 1700-х годов в лондонском (Англия) сленге для обозначения фаэтона или фаэтона. Уильям Фентон, кучер, написал в Трактат о повозках , «Они в основном предназначены для облегчения тяги, чтобы всаднику было удобно сидеть, и чтобы исключить возможность попутчика». Типичная американская версия соответствует этой форме и представляет собой управляемое владельцем четырехколесное транспортное средство простой конструкции для одного или двух человек. Только в 1850-х годах они начали перевозить дополнительных пассажиров. Это важная эволюция в дизайне, потому что она усложняет именно багги.
В конце концов, производители дают своим транспортным средствам имена, и если конкретный производитель решал назвать транспортное средство багги, то термин внезапно менялся, чтобы охватить это транспортное средство. Существует много разновидностей «багги», названных по внешнему виду или другим ключевым характеристикам: багги с углем, лодка-багги, багги с веерообразным хвостом, багги доктора и т. д. Они стоили всего 25 долларов, а средняя цена составляла Диапазон 40 долларов. Их производили производители вагонов со всех концов Соединенных Штатов, от уважаемой Brewster & Co из Нью-Йорка до производителя вагонов на углу, и все они имели немного другой дизайн.
В Carriage Terminology от Berkebile есть рассказ о багги с ящиком для угля —
. Названный так из-за воображаемого сходства формы с ящиком для угля обычного бакалейщика. Преемник Yacht Buggy, он стал результатом попытки внести радикальные изменения и создать универсал, менее спортивный по своему характеру. Он был сделан с кузовом высотой около 10 дюймов сзади и максимально урезанным спереди, оставив только порог. У него была прямая квадратная черта, и его часто делали без верха. Разработанный Джеймсом У. Лоуренсом из компании Brewster & Co. на Брум-стрит, Нью-Йорк, примерно в 1862 году, он впервые был представлен как «Повозка джентльмена», под которым он рекламировался. Это побудило конкурирующую фирму представить похожую коляску, которая рекламировалась как «угольный ящик», что было сделано в насмешку над названием, используемым Brewster & Co. К 1874 г.0007 Журнал Harness & Carriage сообщил, что в городской торговле квадратный тип лидировал в десять раз.
Багги Джеймса Лоуренса с углем
Итак, как узнать, является ли транспортное средство багги, фургоном или фаэтоном? Однозначного ответа нет, поскольку дизайны были очень разными. Хорошее эмпирическое правило — если это выглядит как компактный автомобиль, то это может быть багги. Фургоны обычно имеют больше места в кузове, как пикап. То, что мы сегодня называем фаэтоном, имеет тенденцию быть немного более спортивным.
Стейси Гир выиграла Concours d’Elegance на гонке Villa Louis Carriage Classic (Висконсин) в 2018 году на багги Coal-Box.
Одним из самых необычных багги является Buggy-Boat. Разработан Перри Дэвисом из Провиденса, Род-Айленд, в 1859 году. Патент можно посмотреть здесь. Пружины представляли собой толстые полоски резины, корпус был похож на лодку, а задние колеса превратились в гребные колеса, которые приводились в движение ручными заводными рукоятками. Довольно необычный автомобиль.
Лодка-багги, разработанная Перри Дэвисом из Провиденса, Род-Айленд
Мы стремимся заботиться о людях, находящихся на жизненном пути, и хотим, чтобы вы и ваши дети получили безопасные и положительные впечатления от путешествия. Чтобы у вас было достаточно времени для регистрации, приезжайте заранее и убедитесь, что у вас есть все необходимые проездные документы. Возможно, вам придется предъявить документ, подтверждающий возраст, например, свидетельство о рождении для всех детей младше 18 лет.
Вы можете путешествовать с молокоотсосом и небольшим охладителем грудного молока с мягкими стенками в дополнение к ручной клади или личным вещам. Эти предметы не нужно проверять, и они разрешены, даже если вы не путешествуете с ребенком. Кроме того, в большинстве аэропортов для вашего удобства имеются комнаты для медсестер и станции.
Семьи путешествуют Это содержимое может быть расширеноЕсли вы путешествуете семьей с детьми до 15 лет, мы хотим помочь вам убедиться, что вы сидите вместе на рейсе. Вот несколько советов при бронировании:
Если вы не можете выбрать места, не хотите платить за места или выбрали тариф Basic Economy, наша система обнаружит, что вы путешествуете семьей. Система автоматически подберет места вместе перед днем вылета. Мы сделаем все возможное, чтобы вы были вместе, но если количество мест ограничено, мы назначим места таким образом, чтобы дети до 15 лет находились рядом как минимум с 1 взрослым.
Если вы и ваши дети путешествуете вместе, но у вас отдельные бронирования, позвоните в отдел бронирования, чтобы мы могли указать это в каждом бронировании.
Контакты Бронирование
Дети (2 года и старше) Это содержимое может быть расширеноДети от 2 лет и старше должны иметь отдельное место по взрослому билету. Дети до 5 лет не могут путешествовать одни ни при каких обстоятельствах.
Если вы не выберете места в основном салоне или в салоне эконом-класса, мы назначим места через несколько дней после покупки билетов, чтобы дети до 15 лет находились рядом по крайней мере с одним взрослым, с которым они путешествуют.
Младенцы (до 2 лет) Это содержимое может быть расширеноМладенцы в возрасте до 2 лет могут путешествовать бесплатно на коленях своего родителя (любого возраста) или сопровождающего взрослого в возрасте 16 лет и старше, путешествующего в том же салоне. Мы приветствуем младенцев в возрасте от 2 дней, но младенцам в возрасте до 7 дней необходимо заполнить форму «Медицинское обслуживание пассажира» перед полетом.
Имейте в виду:
Если вы путешествуете по США, включая Пуэрто-Рико, вы можете добавить младенца к поездке при бронировании на сайте aa.com или позже, после оформления билета. Вам нужно связаться с отделом бронирования только в том случае, если вы путешествуете с младенцем в возрасте до 7 дней; или если вы путешествуете за пределами США (налоги и процент от тарифа для взрослых могут взиматься при международных поездках).
Забронировать поездку
Найдите свою поездку
Контакты Бронирование
Если ваш младенец будет путешествовать на своем месте, вы должны купить билет. Младенец должен либо путешествовать в кресле безопасности, одобренном Федеральным авиационным управлением (FAA), либо иметь возможность сидеть прямо на своем сиденье без посторонней помощи и быть надежно пристегнутым ремнем безопасности во время руления, взлета, посадки и всякий раз, когда отображается знак «пристегните ремни». на.
* Младенцы, использующие люльки, должны быть младше 2 лет и весить не более 20 фунтов (9 кг)
Большинство кресел безопасности, одобренных для использования в автомобилях, допустимы для использования в самолетах. Сиденье должно иметь прочную спинку и сиденье, установленные удерживающие ремни для надежного удержания ребенка и этикетку, указывающую на допуск к использованию на борту воздушного судна.
Этикетка может включать:
Проверьте размеры сиденья перед поездкой.
Самолеты
Кресла безопасности не допускаются в самолетах первого и бизнес-класса на некоторых самолетах из-за углов наклона кресел.
Airbus 321T
Если вы летите международным рейсом с младенцем на коленях, мы выдадим младенцу билет. Вы можете зарегистрировать 1 сумку для младенца по тому же тарифу, что и первую зарегистрированную сумку взрослого.
Коляски Это содержимое может быть расширеноДети или младенцы, выезжающие за пределы США, должны иметь те же документы, что и взрослые. Если кто-либо моложе 18 лет путешествует за границу без обоих родителей, от него может потребоваться предъявить письмо-согласие.
Поездки за границу
Если срок родов не превышает 4 недель до полета, вы должны предоставить справку от врача о том, что вы недавно прошли обследование и можете летать.
Специальная помощь на протяжении всей поездки
Поездки внутри страны Это содержимое может быть расширеноДля внутренних рейсов продолжительностью менее 5 часов вам не разрешат путешествовать в течение 7 дней (до и после) даты доставки. Если вам нужно путешествовать в течение этого периода времени: