Вы удивитесь, но пионером концепции принято считать Генри Форда (младшего, разумеется), удумавшего построить пластмассовый автомобиль еще в далеком 1941 году. Помимо соображений практичности, промышленник оглядывался на реалии: лишнего металла в военное время было немного.
Результатом этих трудов стал прототип Soybean Car, чей натянутый на пространственный каркас кузов изготовили из пластмассы на основе соевых бобов, пшеницы, льна и конопли. Вот только добраться до серийного производства у прогрессивной машины массой 860 кг так и не вышло.
Первый автомобиль с пластмассовым кузовом, сумевший отправиться в сравнительно широкие массы, человечеству пришлось ждать достаточно долго. Однако оно того стоило: этой машиной стал великолепный родстер Chevrolet Corvette C1, дебютировавший в 1953-м и выпускавшийся до 1962 года.
За десять конвейерных лет стеклопластиковый «американец» пережил три обширных рестайлинга и здорово продвинулся по технической части. Поздние версии с 360-сильной V-образной «восьмеркой» под капотом умели расправляться с сотней за 6,1 секунды и достигать 217 км/ч.
Chevrolet Corvette первого поколения разошелся по миру внушительным тиражом в 69 тысяч экземпляров, однако лавры самого массового пластикового автомобиля достались отнюдь не ему. Разрешите представить – Trabant 601: с 1964 по 1990 годы в ГДР собрали 2,8 миллиона таких автомобилей.
Кузовные панели «Траби» изготавливали из «дуропласта» – полимерного материала на основе фенолформальдегидной смолы с армирующим наполнителем из отходов хлопчатобумажного производства. Масса машины составляла смехотворные 620 кг. Двухтактный 26-сильный моторчик неплохо справлялся со своими обязанностями.
Дебютировавший в 1984 году пластмассовый Renault Espace (в сегодняшней подборке будет другой автомобиль этой марки) мощно катализировал интерес к однообъемным кузовам. А вскоре концерн General Motors решил «выстрелить» по дерзким французам залпом тройняшек. Так на свет появились Pontiac Trans Sport, Chevrolet Lumina APV и Oldsmobile Silhouette – тоже пластмассовые.
Вот только рынок Соединенных Штатов – в отличие от европейского – смелой концепцией не вдохновился. Продажи пластмассовых вэнов с крайне необычной внешностью шли довольно вяло. В итоге уже в середине девяностых появился сменщик – более традиционный и стальной.
И все же с точки зрения эпатажа вэнам с предыдущего слайда мучительно далеко до героя этого снимка. Renault Avantime, представленный в 2001 году и производившийся на мощностях компании Matra, стал первым в истории вэном-купе. В основу машины легла пространственная структура обычного Espace, кузовные панели также отливали из пластика.
Впрочем, ни футуристичный дизайн, ни роскошные опции, ни эффектные технические решения наподобие «надломленных» гигантских дверей (это позволяло хоть как-то пользоваться ими на парковке) не принесли французам успеха. В 2003-м производство «Авантайма» свернули. Суммарный тираж составил лишь 8557 машин.
В то время как схема «пространственная рама + композитные кузовные панели» оказалась достаточно нетривиальной для вэнов, в производстве спорткаров подобный подход не был чем-то из ряда вон (на ум сразу приходит Pontiac Fiero, обкатавший технологию для уже упомянутого сегодня «Транс Спорта»). На фото – Lotus Elise. Один из ярчайших представителей класса.
Шутка ли: британский родстер, дебютировавший четверть века назад и стремительно перешедший в разряд культовых, выпускается до сих пор. Причем – с минимальными изменениями. Кузовные панели из фибергласса навешивают на клееную раму из экструдированного алюминиевого профиля. Топовые 253-сильные версии разменивают сотню за 4,2 секунды.
Еще один автомобиль с пластмассовым кузовом, который сегодня можно приобрести новым (в Россию, правда, его придется ввозить окольными путями) – электрический ситикар BMW i3, выпускающийся – страшно представить – с 2013 года.
В основе все еще футуристичной «электрички» лежит модульное шасси со стойками McPherson и задней многорычажкой, смонтированными на алюминиевой раме. Силовая структура – склеенные между собой углепластиковые элементы. А внешние панели – обыкновенный пластик, отформованный инжекционными методом. Точь-в-точь как бамперы.
7 автомобилей (дорогих и не очень) известных всем юмористов
7 оттенков зеленого: автомобили к празднику клевера и рыжих
От механика до президента: 7 смелых женщин из мира автобизнеса
С них началась Победа: 5 самых грозных бронеавтомобилей СССР
Лучшее за 2021 год: 7 неожиданных машин Джеймса Бонда
10 кроссоверов и внедорожников, которые так и не познали успеха
9 / 9
15 Май 2021 в 14:00
Автор: Михаил Кулешов
Кузова подавляющего большинства автомобилей изготавливают из различных сортов стали (постоянно наращивая процент высокопрочной). Причем эта парадигма зародилась еще сто лет назад. В 1920-х фирмачи один за другим начали спешно отказываться от деревянных панелей: в реалиях набирающего обороты конвейерного производства последние оказались экономически невыгодными, требуя скрупулезной обработки и подгонки. Да и особой долговечностью не отличались.
Впрочем, называть стальные кузова совершенными производители также не торопились – и неспроста: коррозионная стойкость металла, обнажившегося в результате скола лакокрасочного покрытия, оставляла желать лучшего. А в наиболее «злых» климатических зонах ржавчина нередко съедала автомобили буквально за несколько зим. Ответом природе стали эксперименты с алюминием (начало было положено в 1930-х). «Крылатый металл» прижился в индустрии, однако по сей день остается уделом преимущественно дорогих автомобилей.
В стремлении найти компромиссное и недорогое решение наиболее смелые и свободомыслящие компании бросились в другую крайность, начав создавать кузовные панели из стеклопластика, смешанной с отходами хлопчатобумажного производства фенолформальдегидной смолой и прочих нетривиальных продуктов. И хотя масштабы успехов и неудач этих ребят довольно сильно разнятся, назвать их труды напрасными не повернется язык. Устраивайтесь поудобнее и листайте галерею наверху – разберем все максимально подробно.
Самые интересные и знаковые автомобили из пластика
13 января 1942 года появился первый в мире пластиковый автомобиль. Генри Форд получил официальный патент на свое изобретение, которое по задумке автора, должно было стать легче и дешевле машины с металлическим корпусом. В силу множества объективных причин подобные авто до сих пор не снискали популярности. Однако это не мешает производителям время от времени представлять концепты, а то и пробные партии продукции из этого необычного материала. И в нашем сегодняшнем обзоре пойдет речь о десятке самых интересных и знаковых автомобилей из пластика.
Soybean Car. Первый в мире пластиковый автомобиль
Во время Второй Мировой войны большая часть производимого в мире металла шла на военные нужды. Этот факт стал одной из основных причин появления Soybean Car – первого в мире пластикового автомобиля. Конечно, большинство деталей этой машины было из металла, но конструкция включала также четырнадцать элементов из биопластика, что позволило снизить вес авто почти на четверть.
Chevrolet Corvette (C1). Первый серийный автомобиль из пластика
А первым пластиковым автомобилем, запущенным в серийное производство, стал Chevrolet Corvette 1953 года выпуска. Каркас этого авто был сделан из металла, а кузов – из набиравшего популярность в те годы стеклопластика. Всего с конвейера сошло 300 экземпляров этой машины, послужившей прародителем одного из самых популярных в мире спорткаров.
ХАДИ-2. Первый советский автомобиль из пластика
Опыты с кузовами из стеклопластика происходили в те времена и в Советском Союзе. К примеру, в 1961 году студентами Харьковского автодорожного института был создан экспериментальный автомобиль ХАДИ-2, ставший первым отечественным пластиковым авто. Вес машины составлял всего 500 килограммов.
Trabant. Самый популярный в мире автомобиль из пластика
Trabant – это не просто автомобиль, это символ целой страны, которая его выпускала, Германской Демократической Республики. Благодаря простоте конструкции, малым размерам и постоянным поломкам, авто стало объектом всеобщей насмешки. Особенно немцев, всегда знавших толк в хороших машинах, веселил пластиковый корпус Трабанта (крылья, бампер и часть кузовных панелей). Всего под этой маркой было выпущено более трех миллионов автомобилей.
Bayer K67. Гордость немецкой химической промышленности
Автомобиль K67, созданный совместно концерном BMW и химическим гигантом Bayer, был впервые показан публике в Дюссельдорфе в 1967 году. Но произошло это не на автосалоне, а на выставке химической промышленности. Ведь компания Bayer хотела таким образом похвастаться своими достижениями в технологиях производства пластмасс. В качестве демонстрации это авто с пластиковым кузовом несколько раз врезалось в стенку, совершенно при этом не пострадав.
Urbee Hybrid. Пластиковый автомобиль, напечатанный на принтере
Пластиковый автомобиль Urbee Hybrid также был создан для демонстрации развития современных технологий. Эта машина стала первым авто, большая часть деталей которого (в том числе, и кузов) была напечатана на 3D-принтере.
BMW i3. Пластиковый электромобиль
Автомобиль BMW i3, который поступит в массовое производство в 2014 году, станет не только первым в мире серийным электромобилем премиум-класса, но и машиной, в которой значительная часть деталей кузова будет сделана из пластика, армированного углеродным волокном. Создатели машины ожидают, что в будущем эта технология обретет огромную популярность по всему миру. Ведь такой кузов легче, чем полностью металлический, да еще невосприимчив к мелким механическим повреждениям.
Alfa Romeo 4C. Пластиковый спорткар
Как уже упоминалось выше, первым серийным пластиковым авто стал споркар Chevrolet Corvette. Компания Alfa Romeo продолжает эти славные традиции. Она выпустила спортивный автомобиль Alfa Romeo 4C с полностью углепластиковым кузовом. Весит этот элемент конструкции всего 63 килограмма, а машина в целом – 895 кг.
Ё-мобиль. Российский пластиковый автомобиль
Отечественный автопром также не пасет задних в создании пластиковых авто. Уже на подходе начало массового производство «народного автомобиля» со смешным названием Ё-мобиль. Его корпус будет сделан из пластика и полипропилена. Некоторые панели при этом будут сменными. Так что владельцы смогут их менять после крупных аварий или просто при желании сменить цвет своей машины.
Автомобиль из конструктора LEGO
Некоторые острословы, критикуя пластиковые автомобили, называют их игрушечными и шутят, что такие транспортные средства вообще можно собирать из LEGO. Будто насмехаясь над ними, двое молодых инженеров, австралиец и румын, совместными усилиями создали полноразмерный автомобиль из более чем полумиллиона элементов конструктора. Интересно, что вместо двигателя внутреннего сгорания на этом LEGO-мобиле стоит пневмомотор.
Нравится
Гэвин Брейтуэйт-Смит
01 декабря 2022 г.
Делиться
FerrariCorvette может быть самым популярным автомобилем с кузовом из стекловолокна по объему, но он не был первым и уж точно не самым экзотическим. Прочтите этот список, составленный нашими британскими коллегами, и укрепите свою веру в фантастические возможности пластика. — Ред.
Хотя британская автомобильная промышленность творит фантастические вещи с пластиком уже около семи десятилетий, история изготовления кузовов из стекловолокна уходит своими корнями в далекое прошлое. В своей замечательной книге « Excess All Areas: British Kit Cars of the 1970s » Ричард Хезелтин описывает использование стекловолокна в Соединенных Штатах, начатое в 1936 году стекольной компанией Owens-Illinois, и ее новаторское использование непрерывных стекловолокон с использованием Торговое название Стекловолокно.
Форд, ориентированный на веганов, до того, как стали популярны автомобили, ориентированные на веганов. Фликр | Джон ЛлойдПять лет спустя Генри Форд представил соевый автомобиль (вверху), в котором использовались 14 пластиковых панелей, прикрепленных к стальной трубчатой раме. По данным Музея американских инноваций Генри Форда, ингредиенты тела включали соевые бобы, пшеницу, коноплю, лен и рами.
Сегодня использование стекловолокна является синонимом британской специализированной и спортивной автомобильной промышленности, но это действительно глобальное дело.
Американец Билл Тритт уже два года строил лодки из стеклопластика, когда к нему обратился друг майор Кен Брукс. Тритту было поручено создать родстер в европейском стиле на базе шасси старого джипа Willys, на котором жена Брукса отказалась ездить. Результатом стал Brooks Boxer, ставший впоследствии Glasspar G2, автомобилем, который считается первым в мире спортивным автомобилем из стеклопластика.
Тритт продолжал проектировать и строить автомобили из стекловолокна для ряда компаний, но его роль в создании Chevrolet Corvette часто упускается из виду. G2 был представлен Харли Эрлу, вице-президенту General Motors, отвечающему за стиль. Для Эрла это было источником вдохновения; использование пластика, армированного стекловолокном (GRP), позволит сэкономить деньги на оснастке и подчеркнет позицию Corvette как американского спортивного автомобиля будущего.
В рекламных материалах GM превозносились достоинства «двухместного кузова с открытой кабиной из армированного стекловолокном пластика Corvette; легкий, прочный, долговечный, устойчивый к ржавчине, тихий и простой в ремонте». Для жителей Нью-Йорка в 19 лет53 Motorama, пластик действительно смотрелся фантастически. Так начались семьдесят лет серийного производства.
По другую сторону Атлантики Дженсен готовил первый в мире четырехместный автомобиль — и первый в Европе серийный автомобиль с высокими характеристиками — с кузовом из стекловолокна.
Сочетание 4,0-литрового рядного шестицилиндрового двигателя и легкого аэродинамического кузова сделало его одним из самых быстрых британских автомобилей 1950-х годов.Дженсен оставался верным конструкции из стекловолокна с 541R (на фото), 541S и C-V8 до появления Interceptor в 1966 вернулся к стальному корпусу.
1961 Лотус Элит Изображения наследия через Getty ImagesLotus Elite был одним из самых революционных и значительных автомобилей 1950-х годов. В отличие от Corvette, стеклопластиковые панели которого были установлены на отдельном шасси, Elite отличался монококом, полностью изготовленным из стекловолокна. Это был первый случай, когда стекловолокно использовалось для всей несущей конструкции автомобиля. В результате получился автомобиль, весивший примерно как мешок с сахаром, с коэффициентом аэродинамического сопротивления всего 0,29.— в 1957 году!
Первые 250 кузовов были построены компанией Maximar Moldings из Западного Суссекса, прежде чем из-за проблем с качеством работа была передана компании Bristol Airplane Plastics Limited.
Список автомобилей из стеклопластика был бы неполным без TVR, поэтому имеет смысл представить первый серийный автомобиль марки. Грантура 1958 отличался кузовом из стекловолокна, изготовленным по образцу собственного трубчатого стального шасси TVR, с продольными рычагами и торсионами от Volkswagen Beetle.
Другие компоненты, отправленные в комплекте, включали ветровое стекло от Ford Consul и барабанные тормоза от Austin-Healey 100, а также выбор двигателей от Coventry Climax, Ford и BMC.
1959 Daimler SP250 1959 Daimler SP250 Corbis via Getty ImagesВ некотором смысле Daimler SP250 был британским корветом. Запущен как Dart в 19На автосалоне в Нью-Йорке 59 компания Daimler была вынуждена изменить название на SP250 из-за жалобы на торговую марку от Dodge.
Низкие продажи означали, что SP250 с двигателем V-8 стал последней удачей для Daimler; компания была куплена Jaguar в 1960 году, до того, как в 1964 году на спортивный автомобиль пало топор.
В интервью, опубликованном в Classic.Retro.Modern. Журнал
, гений дизайна Том Карен назвал Bond Bug и Marble Run двумя продуктами, которыми он больше всего гордится. Благодаря оранжевой окраске, клиновидной форме и черным наклейкам, Bug является одним из самых 19Автомобили 70-х годов 1970-х годов. Из других новостей: мы слишком давно не играли в Marble Run.В брошюре дана великолепная неформальная оценка преимуществ кузова из стекловолокна: «Стукните костяшками пальцев по боку Bug. Нет глухого, жестяного звука; это дает глубокий, твердый тук-тук-тук . Корпус Жука сделан не из металла, а из прочного армированного стекловолокна. У вас есть большое преимущество; потому что стекловолокно не ржавеет».
Делает вас thunk , не так ли?
1975 Феррари 308 ГТБ FerrariНазвания многих автомобилей лучше звучат по-итальянски: Quattroporte (четыре двери), Topolino (мышонок), Scuderia (конюшня) и Testarossa (рыжая). Поэтому неудивительно, что Ferrari 308 GTB «Ветрорезина» звучит более экзотично, чем 308 GTB «Стеклопластик».
Это был первый серийный Ferrari с кузовом из стекловолокна, но почему Маранелло отказался от стали? Вероятно, потому, что Ferrari нужно было ускорить разработку нового автомобиля в ответ на медленно продаваемый 308 GT4. Вопрос веса также сыграл свою роль, в то время как некоторые историки предполагают, что Ferrari использовала стекловолокно на случай, если автомобиль не будет продаваться.
К концу 1976 года, всего через год после того, как 308 GTB дебютировал на автосалоне в Париже, в США стали прибывать автомобили со стальными кузовами, хотя автомобили из стеклопластика оставались в продаже в Европе до середины 1977 года. предложенный для перехода с пластика на сталь, в том числе трудности с поиском специалистов для ремонта повреждений, полученных в результате аварий, строительство оказалось более трудоемким, чем предполагалось, и даже тот факт, что стекловолокно никогда не было ничем иным, как временной мерой.
Забудьте о том, что Nissan Qashqai — первый кроссовер. Многие другие производители ранее пытались проложить путь, в первую очередь Matra Rancho 1977 года.
Создан для удовлетворения потребностей потенциальных владельцев Range Rover, которые хотели говорить, но не обязательно ходьбы, он стал пионером концепции грубого и готового внедорожника, не способного рисковать дальше по бездорожью, чем упавший бордюр на Кингс-роуд.
Задняя часть из стекловолокна крепилась на стальной раме, ржавление которой обрекло слишком много экземпляров радикального чудака. Matra осталась верна конструкции из стекловолокна при разработке Renault Espace.
Остальные Wheelsage.orgВ отдельный список можно было бы включить больше пластиковых творений от TVR и Lotus, не говоря уже о бесчисленных комплектах автомобилей, выпущенных во время бума самосборных автомобилей. Но прежде чем мы будем продолжать превозносить достоинства материала кузова, прочтите, насколько сложно правильно восстановить кузов из стекловолокна.
Посетите домашнюю страницу Hagerty Media, чтобы не пропустить ни одной новости, или, что еще лучше, добавьте ее в закладки .
Ранее опубликовано в журнале Plastics Engineering и размещено с разрешения Общества инженеров по пластмассам.
В мае 2014 года BMW представила в США электромобиль i3, который сразу же был распродан, и теперь у него длинный список ожидания.
i3 — это первый серийный автомобиль, основной компонент которого — пассажирский салон — изготовлен из пластика, армированного углеродным волокном. Итак… это большое дело?Да. Это большая сделка.
Конечно, пластик в автомобилях не новинка. Сегодняшние автомобили примерно на 10% состоят из пластика к 9 годам.0009 вес – но половина объема каждого автомобиля, в среднем, на самом деле сделана из пластика. Бамперы, дверные панели, сиденья, приборные панели, ковровое покрытие, освещение, шумоизоляция и все больше и больше деталей под капотом… Список растет с каждым годом.
Автомобильные детали, изготовленные из прочного и легкого пластика, армированного углеродным волокном (CFRP), также не новы. Но на сегодняшний день крупномасштабное производство этих высокотехнологичных деталей было медленным и дорогостоящим процессом, поэтому автозапчасти из углепластика в основном использовались в автомобилях класса люкс или спортивных автомобилях. Например, капот и крыша Dodge SRT Viper и Chevrolet Corvette Stingray этого года изготовлены из углепластика.
Вот почему i3 так важен. После 10 лет исследований BMW разработала более доступный, массовый автомобильный компонент , изготовленный из углепластика — материалов, которые в:
Для тех, кто не знаком с этими материалами: что такое углеродное волокно… и что такое углепластики?
Углеродное волокно — это волокно (или нить) невероятно малого диаметра — обычно от пяти до десяти микрон в диаметре — состоящее в основном из атомов углерода. Эти волокна обычно связывают в пучки, образуя нить (или жгут), которая часто вплетается в ткань.
Термин «углеродное волокно», когда он используется в терминах неспециалиста (например, в новостях), часто относится к «пластику, армированному углеродным волокном», то есть к композиту, состоящему из углеродных волокон плюс какой-либо тип пластика или их комбинация. пластмассы и, возможно, некоторых других материалов. Процесс соединения углеродного волокна с пластиком аналогичен добавлению арматуры («армационного стержня») в бетон, что создает «железобетон». Комбинация углеродного волокна и пластика приводит к получению материалов с превосходными качествами, такими как большая прочность и долговечность.
Поскольку «пластики, армированные углеродным волокном» — это полный рот, многие люди просто сокращают его до: «углеродное волокно» или «композит из углеродного волокна». А о «пластике», к сожалению, забывают.
Что движет этим переходом от традиционных материалов к пластмассам и пластиковым композитам, таким как углепластик?
Топливная эффективность : В 2012 году правительство США объявило о введении новых строгих стандартов корпоративной средней экономии топлива (CAFE). К 2016 году средний расход легковых и легких грузовиков нашей страны должен составлять 35,5 миль на галлон, а к 2025 году — колоссальные 54,5 миль на галлон. Стандарты не только помогут сократить выбросы автомобилей, но и позволят сэкономить значительные средства на заправке.
Как отмечалось выше, углепластик намного прочнее стали, но при этом легче, поэтому компоненты автомобиля, изготовленные из углепластика, весят меньше, чем их стальные аналоги. Всего лишь снижение веса автомобиля на десять процентов может повысить эффективность использования топлива на шесть-восемь процентов в течение срока службы современных автомобилей. Таким образом, этот «легкий вес» может сэкономить много бензина, а также помочь автопроизводителям соответствовать стандартам CAFE.
Безопасность : Легкие пластмассы уже играют неотъемлемую роль во многих элементах безопасности автомобилей: ремнях безопасности, подушках безопасности, внутренней амортизации, зонах деформации, бамперах, защитном стекле и т. д.
Композиты могут основываться на этой роли. Автокомпоненты из углепластика имеют гораздо более высокую скорость поглощения энергии, чем сталь, что может способствовать повышению безопасности при столкновении. BMW называет углепластик «особенно легким и высокопрочным материалом, который обеспечивает превосходную защиту пассажиров автомобиля в случае чрезвычайной ситуации».
Например, современные гоночные автомобили в основном изготавливаются из углепластика, что позволило снизить вес, улучшить характеристики и повысить безопасность. Как и многие другие усовершенствования в области безопасности, разработанные для гоночных трасс, компоненты из углепластика теперь активно используются в семейных автомобилях.
Инновационные прорывы :
Автомобильная дорожная карта пластмассовой промышленности : Признавая, что широкомасштабное внедрение пластмасс и пластиковых композитов имеет решающее значение для того, чтобы помочь автопроизводителям соответствовать новым стандартам CAFE и целям устойчивого развития, Американский химический совет в апреле обновил свою автомобильную «дорожную карту».
В «Дорожной карте технологии пластмасс и полимерных композитов для автомобильных рынков» изложен план по поощрению совместных проектов, которые улучшат производство и сборку новых высокопроизводительных деталей из пластмасс. Он разработан, чтобы помочь поставщикам пластмасс и композитов улучшить свойства своих материалов, а также повысить эффективность производства для ускорения внедрения инноваций.
Цель дорожной карты: «К 2030 году автомобильная промышленность и общество признают пластмассы и полимерные композиты в качестве предпочтительных материалов, которые отвечают, а во многих случаях даже устанавливают требования к характеристикам автомобилей и устойчивости».