Сегодня мы постоянно встречаем в прессе истории о беспилотных автомобилях, способных оставить без работы водителей. Машина, которой не нужен человек за рулем или вообще руль, по задумке должна стать такой же привычной, как когда-то лифты без лифтеров или звонки по межгороду без помощи телефонисток. В России в 2025 году, по одному из прогнозов, могут продать 20–40 тыс. таких авто. Хотя аварии с беспилотниками в США — сбитый пешеход, ДТП с грузовиком — показали, что задача труднее, разработчики продолжают улучшать технологии, а правительства стран — принимать законы для них. В прошлом ноябре в России разрешили тестировать беспилотные автомобили на общих дорогах. С мая 2019 года беспилотники «Яндекса» ездят по Москве. Корреспонденты ТАСС прокатились на машине будущего, выяснили как «видит» мир автопилот и когда эти автомобили станут повседневностью.
Если вы увидите беспилотник на дороге и не будете рассматривать его, то, скорее всего, не поймете, что это он. Вы бы заметили, если водительское место было пустым, но постановление, по которому разрешено тестировать эти машины в городах, не позволяет делать это без водителя. Поэтому вы увидите обычную иномарку с человеком за рулем и вряд ли будете приглядываться, чтобы понять, что руль крутится сам по себе.
Читайте также
Как изменится авторынок в России через семь лет
За рулем Ярослав, он инженер в «Яндексе» и прошел обучение для допуска к испытаниям. Мы с фотографом взяли свои водительские удостоврения, но зря, нам нельзя за руль. Задача Ярослава — «подстраховывать» алгоритм — брать управление, если что-то пошло не так. Он заводит «Тойоту Приус», переделанную в беспилотник, и смотрит на большой экран между водительским и пассажирским местом. Нужно убедиться, что компьютер видит все вокруг.
Мы видим, как по экрану движутся люди в белых прямоугольниках, а другие машины — в желтых. Это значит, что программа все распознала, можно ехать. Ярослав вручную выезжает со двора гаража на Аминьевское шоссе (автопилот умеет делать это сам, но рядом ремонтируют дорогу), отпускает руль и откидывается на спинку кресла. Машина на экране, как в игре, движется по зеленой, а потом по красной полосе — так отображается набор скорости.
Хотя внимательный человек заметит пару деталей и «раскусит» водителя. На крыше беспилотника черное «ведерко»: это лидар — лазерный сенсор, определяющий расстояние машины до других объектов. Впереди, сзади и по бокам машины — камеры, их шесть, обычную машину так не «обвесят». Еще у автономного авто внизу радары — они нужны, чтобы видеть положение машины в пространстве, но их не видно, они под бампером. Внимательный водитель задумается, что значит буква «А» на заднем стекле. Ну или попросту увидит надпись «беспилотный автомобиль» на двери авто.
Сегодня 35 беспилотных машин днем и ночью катаются по московским дорогам. Мы поедем по Аминьевскому шоссе и ул. Мосфильмовской. У «Яндекса» есть маршруты, например, по Мичуринскому и Комсомольскому проспекту. Скоро и машин, и маршрутов будет больше, сейчас еще 15 автомобилей в процессе сертификации, которой занимается Минпромторг. До конца года по городу, по плану, будет кататься сотня беспилотников.
Человек, который учится водить, проходит теорию в автошколе, потом тренируется парковаться и объезжать препятствия на площадке. После катается с инструктором по городу, а затем сдает экзамены и может водить самостоятельно. «Наши беспилотники одновременно на этапе обучения и экзамена. Мы катаемся и смотрим, что можно улучшить. Исправления идут постоянно, каждый день машины ездят лучше, чем ездили вчера», — рассказывает Артем Фокин, директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекса».
«Мозг» машины хорошо знает маршут, по которому мы едем. С прошлого года водители накатывали круги по этим дорогам в ручном режиме. Так алгоритм пассивно обучался. И таким же образом программу «познакомили» с Хамовниками и некоторыми другими районами.
Мы с фотографом сидим на пассажирских местах. Я сзади, он на переднем сиденье. Я не чувствую себя героем фантастического фильма вроде «Я робот» или «Особое мнение», где люди ездят на беспилотниках. За рулем есть человек, возможно, поэтому нет ощущения, что поездка какая-то необычная. Вот только едет машина непривычно медленно. С такой же робкой скоростью я каталась первую неделю после получения прав. Наш фотограф замечает, что автопилот «резковат в движениях, не объезжает ямы и лужи, ощущение, что рулит новичок». И другие водители поступают с ним, как с неопытным шофером, нас обгоняют все — грузовики, маршрутки и малолитражки типа «Матизов» и «Пиканты».
Беспилотник — гибрид: он ездит традиционно — на бензине, и может ехать на электричестве
© Сергей Бобылев/ТАСС
«Здесь разрешена скорость 60 километров в час, — Юлия Швейко, пресс-секретарь «Яндекса», сидит рядом и объясняет, что происходит. — Мы едем со скоростью 59 километров в час. Другие водители знают, что можно ехать быстрее, потому что нет штрафа за превышение скорости до 20 километров в час».
Алгоритм-водитель — это педант, соблюдающий все правила дорожного движения. В этом и смысл, есть надежда, что на дорогах с беспилотниками станет безопаснее. Превышение скорости — главная причина ДТП в России.
Хотя неумение нарушать ПДД — это и слабое место. «Если впереди авария, а чтобы объехать, нужно выехать на встречку, то беспилотник остановится и никуда не поедет, — говорит Юлия Швейко. — У человека не возникнет вопроса, что делать, — он аккуратно объедет препятствие, слегка нарушив правила. Сейчас в ситуации, непонятной для алгоритма, пилот-испытатель забирает управление. А мы накапливаем опыт, чтобы учить машину понимать, как адекватно поступать в таких случаях».
Мы стоим на светофоре. Видим на экране красный забор перед капотом, то есть программа понимает, что ехать нельзя. «Хёндай» в соседнем ряду начинает движение чуть раньше, чем загорается зеленый свет.
В багажнике беспилотника компьютер, на котором хранятся базы с картами. Это не карты, как в «Яндекс.Навигаторе», а более продвинутые — HD-карты. Все в мире компании, разрабатывающие беспилотные автомобили, создают их сами.
«Беспилотник ориентируется не только на то, что видит вокруг, но и на свои карты, — говорит Юлия Швейко. — Частый вопрос: «Как машина будет ехать, если на дороге не видно разметку, например, зимой из-за снега?» Алгоритм знает, что она есть, потому что обращается к карте. Если утром начался ремонт дороги, эта информация появится в наших «Яндекс.Картах» и в HD-картах и программа будет знать об этом. Хороший интернет, поколение 5G-сетей не нужны. Мы намеренно создаем такие системы, которые не зависят от инфраструктуры, могут принимать решения там, где нет связи с Сетью».
В любой непонятной ситуации машина останавливается
© Сергей Бобылев/ТАСС
Первое — машина находит себя по картам. Второе — она анализирует, что вокруг нее: какие объекты, препятствия, как и с какой скоростью движутся машины. Третье — алгоритм предсказывает, как будут вести себя все в дальнейшем: сохранят ли машины скорость, траекторию движения. «В двух словах не расскажешь, как выглядит «мыслительный процесс» программы, но обнаружение себя и прогнозы она делает десятки раз в секунду», — уточняет Швейко.
Впереди автобус снижает скорость перед остановкой. Беспилотник останавливается за ним. «Мы не видим людей, но они могут выйти из-за автобуса, — объясняет Швейко. — Если пешеход выходит на дорогу — машина останавливается. У нас был случай в Иннополисе (татарский IT-городок в 40 км от Казани) — человек «голосует», чтобы поймать такси. Машина «видит» его, предполагает, что он будет переходить, снижает скорость. Мужчина думает, что его подберут, и идет к ней. Беспилотник останавливается, а он садится назад».
Мы возвращаемся на стоянку. Машина сделала круг за десять минут. Ярослав паркуется в ручном режиме и собирается на заправку.
В Иннополисе беспилотный автомобиль «Яндекса» катается уже год. У него там больше свободы, по правилам иннограда, испытатель сидит на переднем пассажирском месте. На этих дорогах автопилота научили «видеть» мелких животных. «В Иннополисе через дорогу часто бегают зайцы, — говорит Артем Фокин. — нам пришлось научить автомобиль распознавать их и приостанавливаться. Теперь зайцев, кошек и более крупных животных программа знает».
Технически, любой автомобиль можно переделать в беспилотник. Даже «Жигули». Но в некоторые современные модели на заводе ставят электронные блоки, которые позволяют контролировать машину по проводу, с ними проще подружить систему управления
© Сергей Бобылев/ТАСС
Чем больше знает алгоритм, тем лучше. Пару месяцев назад три беспилотника начали кататься по улицам в Тель-Авиве. Требования в Израиле к тест-драйву, кстати, как и в России: человек подстраховывает автопилот в водительском кресле.
«В Тель-Авиве много мотоциклов, скутеров, электросамокатов, — объясняет Фокин. — Мы собираем данные о поведении двухколесного транспорта. Если мы захотим запуститься, скажем, в Италии, или где-то еще, где много велосипедов и скутеров, — нам будет проще. Регулирование беспилотных автомобилей в Израиле делает первые шаги, но это одна из немногих стран, где есть соответствующие нормативные акты. До конца года мы запустим там еще десять автомобилей. И мы открыли там офис, набираем местную команду разработчиков. Они будут вместе с российской командой работать над технологией и решать задачи, которые появляются по мере тестирования в этом регионе».
Сейчас в России есть одно постановление, регулирующее беспилотники. В нем объясняется порядок, как выпускать машины на дорогу. По словам Фокина, в правительстве РФ обсуждаются законы, которые позволят сертифицировать машины быстрее и давать им больше свободы, но законопроекта пока нет.
«Сейчас разработчики во всем мире вынуждены тратить время на административные задачи, — объясняет он. — Там, где законодательство наиболее лояльно к технологиям, разработка идет быстрее. Например, в США ездит полторы тысячи беспилотников, в некоторых штатах можно ездить без водителя и даже перевозить пассажиров без водителя. Мы сейчас на хорошем технологическом уровне. Нет линейки, которую можно приложить к технологии той или иной компании, чтобы сказать, лучше или хуже, но наш уровень достойный в мире. Чтобы убедить в этом людей — нам нужно проехать много миллионов километров по дорогам. Но законодательная база такова, что на многие вопросы нет ответа. Вы спрашиваете: «Что если машина попадет в ДТП без водителя? С кем второй водитель будет оформлять европротокол или ждать ГИБДД?» Ответ: «Я не знаю». Нет законов, которые регулировали бы эти ситуации. Мы верим, что через три-четыре года беспилотники смогут справляться с любой дорожной ситуацией. Но когда они выйдут на дороги не в тестовом режиме, зависит не только от нас и разработчиков любой страны, а от принятия законов. Если мы хотим двигаться с опережением — наше законодательство должно быть таким же или более прогрессивным, чем законодательства других стран».
Технически, любой автомобиль можно переделать в беспилотник. Даже «Жигули». Но в некоторые современные модели на заводе ставят электронные блоки, которые позволяют контролировать машину по проводу, с ними проще подружить систему управления
© Сергей Бобылев/ТАСС
На стоянке три беспилотных автомобиля — «Тойота» и «Хёндай». Наш фотограф — водитель со стажем, следит за новинками автопрома — с любопытством их рассматривает. Он говорит, что не хотел бы отдавать руль роботу. Все же пересадить водителей на беспилотники — это не то же, что отказаться от лифтеров или телефонисток. Вы знаете что-то о фанатах, которые ни в какую не хотели звонить по межгороду без посредников? Но есть люди, которые обожают водить машину. У меня, впрочем, наоборот большие надежды на технологию. Пару лет назад я чуть не попала в аварию на трассе, после чего думала о киберпанк-будущем с беспилотниками как о прекрасном времени.
Анастасия Степанова, Константин Крашенинников
фото АвтоВзгляд
Камеры автоматической фиксации нарушений ПДД уже давно стали неотъемлемой частью типичного российского придорожного пейзажа. Тем не менее водители периодически замечают за ними новые неоднозначные проявления. Портал «АвтоВзгляд» разбирается с одним из таких свойств уличной электроники.
Максим Строкер
Те из автомобилистов, кто во время поездок смотрит не только на дорогу, но и обращает внимание на прочее, происходящее по сторонам, наверняка замечали необычные световые эффекты, источником которых оказывались полицейские дорожные камеры контроля всего и вся. Заметим, что речь идет не о красно-синих «мигалках», которые полиция кое-где зачем-то вешает высоко над землей на придорожных столбах. Какой практический смысл заложен в их ночном свечении — неизвестно. Ведь мало кто из вменяемых автомобилистов хоть на секунду поверит, что сотрудник ГИБДД забрался на фонарный столб вместе со своим патрульным автомобилем и оттуда бдит за состоянием безопасности дорожного движения… В данном материале мы рассматриваем нечто иное.
Интересующий нас феномен проявляется следующим образом. Автомобиль приближается к камере ГИБДД и в какой-то момент водитель видит либо красную вспышку, либо белый сполох от одного из устройств комплекса. Световые «эффекты» не особо мощные, драйверских глаз не слепят. Но внимание привлекают. Что касается «красной вспышки», то она, как правило, связана с работой комплекса автоматической фиксации, настроенного на отслеживание непристегнутого ремня безопасности или разговора по телефону за рулем.
фото globallookpress.com
Чтобы камера могла что-то увидеть в темном салоне проезжающей машины, требуется усиленная дополнительная подсветка. Ее обеспечивает импульсный ИК-прожектор — «круглая» штуковина, обычно смонтированная рядом с камерой. При свете дня излучение этого «фонарика» заметить практически невозможно. Зато ночью его видно отлично. А что касается вспышек белого света от камер ГИБДД по ночам, ихтакже можно видеть, проезжаешь уже почти под самим комплексом. Логично предположить, что это тоже какая-то подсвечивающая аппаратура.
Однако о работающей в видимом диапазоне подсветке российских комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД широкой публике ничего не известно. Да и зачем она нужна, если уже есть и успешно применяются ИК-прожекторы. На самом деле природа «белых вспышек» от полицейских камер никакого отношения к ним самим не имеет. Это — всего лишь отражение света фар.
Просто в какой-то момент вы проезжаете через область перед камерой, куда падает часть света автомобильных фар идущих позади вас машин, отраженного от стекла объектива видеоблока комплекса фиксации. А поскольку вы проскакиваете это место на приличной скорости, то отбрасываемый полицейской оптикой свет фар воспринимается водителем как короткая вспышка.
9867
9867
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
штрафы, видеофиксация, ПДД, КоАП, безопасность дорожного движения, видеорегистратор, ГИБДД
«Водитель Waymo» самостоятельно перемещается по оживленному перекрестку, чтобы забрать водителя в конференц-центре Феникса. (Источник: Waymo)
За последние несколько месяцев вы, возможно, заметили белые автомобили Jaguar I-PACE компании Waymo — кажется, они повсюду в центре Феникса.
Так что они здесь делают? Связь Waymo с районом Феникса восходит к 2016 году, когда компания определила Восточную долину в качестве своего основного полигона.
Программа Early Rider (теперь Trusted Tester) была запущена в 2017 году, а полностью автономные общественные аттракционы станут доступны в 2020 году. Сегодня она еженедельно обеспечивает сотни поездок на роботакси для людей в Чандлере, Темпе, Месе и Гилберте.
Несколько месяцев назад Waymo начала тихое тестирование в центре Феникса и официально объявила о своем расширении в марте.
Так что же такое Waymo? Беспилотные автомобили Waymo используют комбинацию GPS, камер, радаров, искусственного интеллекта и других датчиков для перемещения между пунктами назначения. Это одна из нескольких компаний, работающих над автономными транспортными средствами (включая Audi, BMW, Ford, Tesla и другие), чтобы повысить безопасность дорожного движения за счет устранения человеческого фактора, а также предложить новые варианты мобильности.
Waymo начнет поездки только для пассажиров в центре Феникса, в дополнение к испытаниям в международном аэропорту Скай-Харбор.
Для тех, кто заметил вездесущие белые автомобили, впереди обычно стоит «водитель безопасности». Согласно веб-сайту Waymo, автомобили в центре города тестировались, оценивались и собирались данные как в ручном, так и в автономном режимах.
Но теперь Waymo готова стать полностью автономной в центре Феникса, по словам Дмитрия Долгова, со-генерального директора Waymo. Он сделал это заявление на сессии мобильности TechCrunch в мае.
В ближайшие недели Waymo начнет совершать поездки только для водителей — без водителя за рулем — в дополнение к испытаниям в международном аэропорту Скай-Харбор.
«Мы движемся намного быстрее, чем когда-либо раньше», — сказал Долгов. «Вы видите это в Сан-Франциско, вы увидите это в центре Феникса, и мы будем использовать этот сценарий, когда будем выходить на новые рынки».
Расширение компании в центре города основано на совместном опыте Сан-Франциско и Ист-Вэлли и знаменует собой третье место, где Waymo будет предлагать поездки без человека на водительском сиденье, согласно заявлению на веб-сайте от 18 мая.
«Подобно тому, как наши знания, полученные в Ист-Вэлли, были перенесены в Сан-Франциско, возможности, которые мы получили от навигации по плотной городской среде, плавно переносятся в другие места, такие как центр Феникса и аэропорт Скай-Харбор», — говорится в заявлении.
Waymo — подразделение беспилотных автомобилей Alphabet Inc., материнской компании Google. С момента запуска в 2009 году технология беспилотного вождения, также известная как «Waymo Driver», проехала более 20 миллионов автономных миль по дорогам общего пользования по 13 Штаты США — и миллиарды миль в симуляции, согласно веб-сайту компании.
Большая часть реальных испытаний проводилась в центре города и в Восточной долине.
Рон Амадео —
Увеличить / Автомобили Waymo 5-го поколения на базе полностью электрического Jaguar I-Pace.
Waymo
Waymo наконец задумалась о расширении. Подразделение беспилотных автомобилей Alphabet уже почти год предоставляет впечатляющую услугу по доставке автомобилей с самостоятельным вождением, но только в небольшом пригороде за пределами Феникса, штат Аризона. Теперь компания расширяет коммерческие услуги до Сан-Франциско, начиная с развертывания «доверенных тестировщиков». Представители общественности, желающие зарегистрироваться в программе конфиденциального тестирования, вскоре смогут отметить Waymo в городе через приложение.
Waymo заявляет, что программа «Доверенный тестер» — это «конфиденциальная исследовательская программа в рамках Waymo One, в рамках которой избранные гонщики получат доступ к нашей службе автономных поездок и смогут поделиться своим опытом напрямую с нашей командой, чтобы помочь сформировать будущее автономного вождения. .» Во время программы испытаний в Сан-Франциско транспортным средствам потребуются водители, готовые вмешаться, если что-то пойдет не так. Для поездок Metro Phoenix Waymo больше не требуются водители.
Расширение Сан-Франциско также ознаменует коммерческий запуск автомобилей Jaguar I-Pace Waymo. Phoenix использует минивэны Chrysler Pacifica для своей коммерческой услуги Waymo, выбранные потому, что они могут автоматически закрывать раздвижные двери. Первоначально Waymo предполагала, что если кто-то выйдет из автомобиля Waymo и не закроет дверь, машина застрянет, поэтому компания выбрала минивэны с электрическими дверями. Это, видимо, сейчас не беспокоит.
Увеличить / Схема датчика I-Pace. «Видение» на этом рисунке означает «камера».
Waymo
Оборудование Waymo (датчики, а не автомобиль) теперь полностью производится собственными силами, и эти автомобили I-Pace, используемые в Сан-Франциско, представляют аппаратное и программное обеспечение Waymo нового поколения. Автомобили, по сути, являются продуктами, над которыми работает Waymo, а «Waymo Driver 5-го поколения» оснащен «полностью переработанным» набором аппаратных датчиков, объединяющим лидар, радар и камеры для лучшего обнаружения окружающей местности.
РекламаНа крыше автомобиля находится 360-градусный лидар и 360-градусная система камер, а также передняя «дальнобойная» камера и радар. Кроме того, есть система обнаружения «периметра», которая размещает лидар и камеры над передним и задним номерным знаком, камеры и радар на каждом заднем углу автомобиля и три датчика — лидар, камеры и радар — прямо над нишами передних колес. для оценки перекрестного движения. Waymo заявляет, что новый набор датчиков может «идентифицировать важные детали, такие как пешеходы и знаки остановки на расстоянии более 500 метров».
В дополнение к новому набору датчиков, Jaguar I-Pace является полностью электрическим автомобилем, так что это самый экологичный автомобиль Waymo (Pacificas были гибридами). Waymo заявляет, что автомобили 5-го поколения «позволят масштабировать Waymo Driver», и компания достаточно уверена в этом заявлении, заказав у Jaguar 20 000 автомобилей.
Увеличить / Территория доверенных тестировщиков Waymo.
Waymo
Waymo уже несколько месяцев тестирует эти автомобили 5-го поколения в Сан-Франциско, что позволяет сотрудникам Waymo использовать новые автомобили в Сан-Франциско с февраля. Это будет первый раз, когда представители широкой публики смогут воспользоваться этой услугой в Сан-Франциско, и первый раз, когда I-Paces привлечет клиентов. Гонщики, участвующие в программе тестирования, смогут вызвать такси из приложения Waymo One; он будет работать так же, как Uber, за исключением того, что он будет ограничен зоной обслуживания.
Гораздо важнее, чем размер зоны обслуживания, является тот факт, что Waymo переезжает из сонного плоского пригородного городка в шум и суету большого холмистого города, что должно дать компании ценный опыт.