Мотоциклетных заводов в СССР было не меньше, чем автомобильных. Некоторые прославились на весь Союз – «Иж», «Минск», «Урал», а иные были известны только в тех регионах, где непосредственно производились. Сегодня в обзоре – 10 советских мотоциклетных заводов.
Большая часть мотозаводов СССР не пережили лихие 1990-е, разорившись на фоне рыночной конкуренции с более совершенной импортной продукцией. Но иные выжили и сегодня начинают постепенно возрождаться из пепла. В нашем материале вы увидите фото как советских мотоциклов, так и моделей, вышедших уже в современной России. Отметим, что мотоциклы в СССР были гораздо дешевле автомобилей, да и раздобыть их было гораздо проще. Кроме того, советская мототехника славилась своей надёжностью и техническими характеристиками. Сегодня мы расскажем вам на каких именно мотоциклах ездили в СССР.
Ижевский машиностроительный завод в первую очередь известен оружейным производством, а с 1929 по 2008 год производил мотоциклы, пользовавшиеся огромным успехом и спросом в СССР. Отметим, что мотоциклы «Иж» экспортировались из СССР и за рубеж. Это было первое серийное производство мотоциклов в новом государстве; сперва было изготовлено несколько прототипов, а с 1933 года «Иж-7» пошёл в серию. Популярная серия мотоциклов «Иж Планета» производилась в СССР, но пользовались моделями не только наши граждане. Так, особым вниманием в соседней Финляндии, Великобритании и даже в Нидерландах пользовалась модель «Иж Планета Спорт».
Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ) был основан в 1945 году и функционирует до сих пор. В 1951 году в серию пошёл первый в СССР мотоцикл «Минск» M1A. Сегодня у марки есть экспортное название M1NSK и довольно большая гамма моделей — спортивных, дорожных и эндуро.
Ирбитский мотоциклетный завод сегодня является буквально одним из пары заводов в мире, производящих тяжёлые мотоциклы с боковым прицепом. Завод был основан в 1941 году и некогда делал «Уралы» миллионами. Он пережил 1990-е и сегодня производит малыми сериями очень красивые мотоциклы в ретро-стилистике, идущие в основном на экспорт. Поклонником «Уралов» является, например, Брэд Питт.
Тульский машиностроительный завод существует с 1879 года и за свою долгую историю производил практически всё на свете (в основном — оружие). Но в 1953 году на нём запустили производство велосипедов, а тремя годами позже — мотороллеров. Сегодня ТулМаш мотоциклы уже не строит, но его продукция — «Тулица», «Муравей», «Турист» — вошла в историю советского мотостроения. Они по праву считаются одними из лучших мотоциклов времён СССР.
Киевский мотоциклетный завод был основан в 1945 году и к настоящему времени номинально не ликвидирован, хотя производство остановлено ещё несколько лет тому назад. Первой моделью был лёгкий мотоцикл К-1Б «Киевлянин». В конце 1950-х завод пытался производить и автомобили, но недолго. Мотоциклами «Днепр» в СССР и сегодня называют все тяжёлые модели, выпущенные КМЗ. Исторически верно будет говорить, что первый названный так мотоцикл («Днепр» К-650) появился в 1968 году.
Завод имени Дегтярёва в Коврове – это завод оружейный, но новый для СССР мотоцикл появляется на этом заводе в 1946 году. С этого времени там делали мотоциклы под марками «Ковровец» и «Восход». Сегодня производство приостановлено.
Таганрогский инструментальный завод (ныне — Таганрогский комбайновый завод) — один из первых, довоенных ещё производителей мотоциклов в СССР. Правда, после вoйны к производству мототехники завод уже не возвращался.
Мопеды завода «Саркана звайгзне» (с латышского — «Красная звезда») были вожделенной машиной для многих молодых людей. Производились они в Риге с 1958 по 1998 год. Данный завод являлся крупнейшим производителем мопедов (и мотоциклов как «Рига-17С») в СССР.
Мокик «Карпаты»
Львовский мотозавод (ЛМЗ) был основан в 1919 году как завод «Металл», а в 1960-м перепрофилирован под производство мотоциклетной техники, которой и занимался до ликвидации в 1997 году. Известен он в первую очередь мопедами «Верховина» и мокиками «Карпаты». Отметим, что в 1960-1970-х годах в СССР были популярны мотоциклы и мопеды «Ява», но упомянутый выше рижский и львовский мотозаводы не отставали от своих конкурентов.
Подольский механический завод стал первым производителем тяжёлых мотоциклов в СССР и строил модель ПМЗ-А-750 с 1934 по 1939 год. Это была единственная модель, делавшаяся в Подольске, но и по сей день она остаётся одним из самых красивых советских мотоциклов.
1
ИЖ Юпитер Планета 4
2
Рокеры СССР на ИЖ Планета спорт
3
ИЖ Планета 3 02
4
Мотоцикл ИЖ Планета спорт
5
ИЖ Планета 5 турист
6
ИЖ Планета спорт 80х
7
Ява 350 354/06
8
Мото ИЖ Юпитер 5
9
ИЖ Планета 3 02
10
Мотоцикл ИЖ Планета 3
11
Мотоцикл ИЖ СССР
12
Мото Урал м62
13
ИЖ Юпитер 3
14
Марки советских мотоциклов
15
ИЖ Юпитер 4 зеленый
16
М 72 чоппер
17
Jawa 354 04
18
Советские мотоциклы Восход 3м
19
Мотоцикл ИЖ 2
20
Мотоцикл Урал м-62 с коляской
21
ИЖ Планета 2
22
Мотоцикл ИЖ Планета 1
23
Мотоцикл Урал м 63
24
ИЖ Ява
25
Советские мотоциклы Ковровец
26
Забытые советские мотоциклы
27
Реклама советских мотоциклов
28
Советские мотоциклы
29
Ява 300
30
Ретро мотоциклы СССР
31
Советские мотоциклы ИЖ Планета
32
Ява мотоцикл 1953
33
M-72 «Rusty Custom»
34
ИЖ 49
35
Мотоцикл Урал СССР ретро
36
Мотоцикл ИЖ Юпитер ш12
37
Ява Чезет старушка
38
Мотоцикл Урал м 72
39
ИЖ Юпитер 3 1972
40
Ява 354/03
41
Рама Тиз ам 600
42
Советские мотоциклы на природе
43
Панония 1967
44
ИМЗ М-61
45
Реклама ИЖ-49
46
ИЖ Юпитер 56
47
Советские мото
48
Jawa 350/361
49
ИЖ Юпитер 5 и девушки
50
Ява старушка 250 и 350
51
Цундап к 800
52
Мотоцикл Ява 350 старушка
53
ИЖ-49 мотоцикл
54
Мотоцикл Ява 350
55
Ява 250
56
Мотоцикл Ява 350 старушка
57
ИЖ Юпитер 3 новый58
Старшие советские мотоциклы
59
М-77 мотоцикл
60
ИЖ Планета 1
61
Мотоциклы советского Союза
62
Pannonia 250 t1
63
Ретро кастом кафе рейсер
64
Мотоцикл ЦКБ М-31 1955
65
ИЖ Планета 3 01
66
Ява 500 OHC
67
Ява 350 модель 360
68
Паннония 1962
69
Ява 634
70
Мотоцикл Урал 1964
71
Восход 1 мотоцикл
72
Ява 350 360 старушка
73
Советские мотоциклы на рабочий стол
74
БП 65 ИЖ
75
Ява 250 с коляской
76
ИЖ Планета 3 02
77
Восход 2 Ковровец
78
Самый быстрый ИЖ
79
Gilera 350 1938
80
Мотоцикл Урал
81
ИЖ Планета 3 02
82
Девушка на мотоцикле Урал
83
Ретро мотоциклы
84
ИЖ Юпитер 2 с коляской
85
Советский мотоцикл зим
86
Jawa 250 двухцилиндровая
87
Тиз ам 600 с коляской
88
Мото Восход 3м
89
Мотоцикл ИЖ Юпитер 3
90
Мотоцикл Opel 500
91
ИЖ-56 мотоцикл
92
Мотоцикл ИЖ Планета 1963
93
Спортивный мотоцикл Урал м-77
С конца Второй мировой войны и до распада Советского Союза в 1991 году мир преследовало политическое явление, известное как «железный занавес».
Сэр Уинстон Черчилль ввел этот термин в 1946 году для описания политики советской эпохи, которая отделяла западные демократии от старой России и ее рекрутированных послевоенных стран-сателлитов в «Восточный блок», который тогда коллективно (буквально) назывался Союзом. Советских Социалистических Республик — сокращенно СССР.
То, что происходило за железным занавесом в те годы, было в значительной степени окутано тайной почти по всем темам, включая мотоциклы и мотоспорт. Не следует верить тому небольшому количеству информации, просачивающейся из СССР, которую нам уверяли западные правительства, если только это не было плохими новостями для СССР.
Мне, выросшему в последние десятилетия существования старого СССР, никогда не приходило в голову, что по ту сторону железного занавеса существует мотоциклетная промышленность или что-то, напоминающее мотогонки в западном стиле или мотоциклетную культуру. По крайней мере, если такие вещи и происходили, то в западной мотоциклетной прессе они почти не освещались. Оказывается, был и был на удивление активен, особенно в последние годы!
В своей замечательной новой книге « Мотоциклы и мотоспорт в СССР с 1939 года » автор Колин Тербетт приподнимает железный занавес над темными годами и рассказывает захватывающую историю.
В пяти превосходно детализированных главах Тербетт переносит читателя от тех хаотических ранних дней после Второй мировой войны через развитие государственной мотоциклетной промышленности, предназначенной для производства мотоциклов для внутреннего потребления и военного использования до ограниченного (коммунистического блока) экспорт в спортивные и социальные аспекты мотоспорта в СССР вплоть до распада Советского Союза.
Турбетт рассказывает о том, как Красная Армия (как и все победители в войне) разграбила немецкие заводы машин и технологий, вплоть до инфраструктуры по производству мотоциклов, и увезла их в матушку Россию. Приравнивалось ли это к грабежу или репарациям, зависит от вашей точки зрения, но влияние этих захваченных материалов от таких производителей, как DKW и BMW, было очевидным в послевоенных моделях.
Ознакомьтесь с другими обзорами книг о мотоциклах в нашей библиотеке райдеров
Тербетт объясняет, как основные решения по производству мотоциклов принимались централизованной бюрократией государственного министерства — с сомнительными результатами в отношении эффективности и качества продукции. Даже то, где производилась продукция, зависело от бюрократического указа, как описывает Турбетт:
«План производства мотоциклов, разработанный в начале 1950-х годов, определял, что Киев и Ирбит будут производить более крупные машины с оппозитными двигателями, Ижевск — 350-кубовые двухтактные, Ковров , 125сс и 175сс двухтактные, и Минск, 125сс двухтактные. Другие заводы были предназначены для производства скутеров, мопедов и веломоторов меньшей мощности».
Turbett проливает свет на внутренние детали модельного ряда и производства, на котором они были произведены, а также на то, как даже после улучшений в управлении качество продукции отставало на десятилетия.
Несмотря на то, что производственная инфраструктура была устаревшей и хромала из-за бесхозяйственности и идеологии, Тербетт показывает, что у мотоциклов и мотоспорта было несколько ярких и изобретательных глав в истории СССР. Герои гонок, фильмы о мотоциклах и Турбетт показывает на изображениях из своей личной коллекции множество мотоциклетных событий с участием групп и отдельных лиц.
Турбетт завершает все это подробным приложением, в котором приводятся технические данные о различных моделях, произведенных за годы, которые он описывает в повествовании.
Если вы жаждете новых рубежей в истории мотоциклов, находите старые времена СССР увлекательными, можете даже кататься, коллекционировать или находить мотоциклы СССР интересными или просто хотите отличного чтения, Колин Тербетт
Данные книги:
Изображения
VideositorialMusic & SFX
Инструменты
Enterprise
Цена
Все изображения
Log Log Up
Редакция Использовать только
Я согласен с Пользовательским соглашениемПолучать рассылки и специальные предложения
Каменск-Шахтинский, Россия-17 августа 2019 г.: М-72 — советский тяжелый мотоцикл. Произведено большой серией с 1941 по 1960 год — в Музее легенд СССР
— Фото Aleks49
Получите это изображение всего за 1,44 € с нашим новым гибким планом
Попроб.Вы можете использовать это бесплатное редакционное фото «М-72 — Советский тяжелый мотоцикл. Выпускался большой серией из» для личных и некоммерческих целях в соответствии со Стандартной лицензией. Это стоковое изображение можно использовать для иллюстрации историй в газетных и журнальных статьях и постах в блогах.