Основной боевой российский танк Т-90 отмечает юбилей: ровно 30 лет назад, 5 октября 1992 года, он был принят на вооружение Российской армии. Его экспортный вариант Т-90С эксплуатируется в нескольких странах и является самым коммерчески успешным танком XXI века. Интерес со стороны заказчиков к этому изделию наблюдается и сегодня. Их привлекают исключительная надежность, безотказность, ремонтопригодность и долговечность машины, а также оптимальное соотношение цены и качества. В российские войска Уралвагонзавод (в составе концерна УВЗ входит в Госкорпорацию Ростех) также поставляет Т-90, но уже модернизированный, под именем «Прорыв».
У танка Т-90 непростая судьба. На свет он появился в сложные годы перестройки. Конструкторы Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (в составе концерна УВЗ входит в Госкорпорацию Ростех) вложили в него весь опыт испытаний и войсковой эксплуатации «семьдесятдвоек».
27 марта 1991 года танк был рекомендован для принятия на вооружение. Однако политическая неразбериха тех лет отложила окончательное решение. С мертвой точки дело сдвинулось после приезда на Уралвагонзавод в июле 1992 года первого президента РФ Б.Н. Ельцина. Производство «девяностых» началось в 1993-м. От российских танкистов на новые машины приходили самые высокие оценки. В 1995 году несколько танков Т-90 участвовали в боевых действиях в Чечне и оказались практически неуязвимыми для противотанковых средств. Однако именно тогда государство приостановило закупки Т-90.
В 1997 году с экспортным вариантом Т-90С познакомилась военная делегация Индии. Машина в целом понравилась, однако индийские военные потребовали дополнительной доработки танка по их требованиям. УКБТМ и Уралвагонзавод в эти непростые годы находились на грани закрытия, но, к счастью, уже имелись отработанные узлы и идеи, и три опытных машины были изготовлены в кратчайшие сроки. На них были установлены новые дизели В-92С2 мощностью 1000 л.с. производства ООО «ЧТЗ-Уралтрак», усовершенствованная ходовая часть, система управления огнем с различными вариантами тепловизионных прицелов. Одну из машин оснастили сварной башней.
Благодаря невероятным усилиям генерального директора Уралвагонзавода Николая Малых, главного конструктора УКБТМ Владимира Поткина, начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ Сергея Маева и коллективов предприятий в 1999 году танки отправились на испытания. Напряжение тех лет и тяжесть проделанной работы подтверждает трагический случай: Владимир Поткин умер прямо за столом в своем кабинете.
Вряд ли какой-либо другой танк выдержал бы ту проверку на прочность, какой подвергли Т-90С индийские военные. В пустыне Тар, при почти полном отсутствии дорог, каждый танк прошел более 2000 километров, преодолевая песчаные барханы высотой 10-15 метров. Все это при дневной температуре воздуха до 53 градусов и ночной около 30, когда двигатель просто не успевал остыть. Под впечатлением испытаний военный атташе при посольстве Индии в Москве бригадный генерал Д. Сингх заявил: «По эффективности Т-90С можно назвать вторым после ядерного оружия фактором сдерживания».
15 февраля 2001 года был подписан контракт о поставке в Индию 310 танков Т-90С. Он позволил вдохнуть новую жизнь в предприятия танкостроительной отрасли. А 7 января 2004 года с конвейера завода в городе Авади сошел первый Т-90С индийской сборки. Вслед за этим последовали и другие контракты, причем не только с Индией. Всего за рубеж за эти годы отправились более тысячи машин.
Т-90С образца 1999 года породил прецедент, ранее в отечественном танкостроении немыслимый: экспортная машина стала основой танка для российской армии. В 2004 году УКБТМ и Уралвагонзавод вновь получили государственный оборонный заказ. 15 апреля 2005 года указом президента РФ был принят на вооружение танк Т-90А – со сварной башней, 1000-сильным двигателем, а начиная с 2006 года – и с тепловизионным прицелом.
Во все машины тагильской школы танкостроения заложен огромный модернизационный потенциал. Не стал исключением и танк Т-90. В результате опытно-конструкторской работы был создан унифицированный боевой модуль, в равной степени пригодный для установки как на вновь построенные боевые машины, так и для модернизации техники. В 2011 году он был совмещен с шасси танка Т-90С, образовав таким образом новый танк – Т-90МС. А в 2021 году в российские войска отправилась первая партия танков Т-90М «Прорыв».
Модернизация «девяностого» оказалась настолько многоуровневой, что Т-90М «Прорыв» по праву можно считать новой боевой машиной. Он является самой совершенной машиной в семействе Т-90 и наиболее приспособленной к действиям в условиях современного боя. На нем полностью заменена башня, модернизированы силовая и трансмиссионная установки, ходовая часть, повышен уровень бронестойкости. По боевой эффективности танк Т-90М значительно превосходит своего предшественника Т-90, но при этом сохраняет его преимущества, такие как исключительная надежность и минимальный объем технического обслуживания при эксплуатации.
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Русское оружие
10.01.2023 08:47
Поделиться
Николай Грищенко
Зона специальной военной операции на Украине стала своеобразным полигоном, где российские военные в условиях реального боя могут проверить в деле новейшие образцы вооружения и техники. В том числе модернизированных танков Т-72, Т-80 и Т-90, а также другой специальной бронетехники.
После распада СССР украинской армии, по данным аналитического издания THE MILITARY BALANCE, досталось в наследство около шести тысяч танков. В основном это были машины Харьковского бронетанкового завода Т-64 и Т-80. За прошедшие годы украинским конструкторам не удалось создать полноценный современный танк и потому ВСУ ограничились модернизацией имеющихся танков.
Первые бои под Волновахой и городом Счастье с российскими модернизированными танками Т-72 показали слабость украинской техники. Военные ВСУ зачастую бросали свои машины при первых неисправностях и танки становились трофеями бойцов народной милиции ДНР и ЛНР.
«Ходовая часть танка Т-64БМ — крайне капризная. При поворотах на первой передаче, на высоких оборотах и тяжелом грунте возникает риск, что гусеница слетит. А если гусеница слетела, то буксировка танка по тяжелому грунту и песку на катках абсолютно невозможна — тарелки опорных катков увязают выше балансиров», — дал оценку украинскому танку комроты отдельного танкового батальона «Август» с позывным Палыч.
Кстати, танковое подразделение было сформировано в Луганске еще в 2014 году и названо в честь Святой Богоматери Августовской. Танкисты батальона имеют колоссальный боевой опыт и в нынешней кампании с боями освобождали Северодонецк, Лисичанск, Кременная, Рубежная, Метелкино и Боровское.
К достоинствам Т-64 относится дизельный двигатель, который имеет хорошую мощность, но повышенный расход масла нивелирует это преимущество. Зато машина досконально изучена, ведь многие танкисты несли службу на них еще в советские годы, и значит довольно просто ремонтируется.
Настоящей «рабочей лошадкой» российских войск стал танк Т-72Б3М, который в 2016 году прошел глубокую модернизацию. Например, механик водитель получил дисплей, на который выводятся все показатели работы двигателя, а тепловизор позволяет наводчику и командиру обнаруживать цели на расстоянии в 3,5 километра.
— Минусов у модернизированного Т-72 практически нет. Машина работает безотказно, и экипажу остается только вовремя обслуживать технику: следить за уровнем масла и антифриза. Так, у некоторых машин двигатели давно выработали свой моторесурс, однако танки продолжают выполнять боевые задачи, — говорит офицер.
А известный на Донбассе блогер и волонтер Марьяна Наумова с помощью бойцов I армейского корпуса ДНР освоила управление танка Т-72 и поделилась своим впечатлением: «Очень интересный и танкистский сленг — оказывается, когда ведешь танк, высунув голову из люка механика-водителя, то очень даже запросто можно «поймать дельфинчика». Происходит это, когда тяжеленный танк красиво, как дельфин в волну, влетает в лужу, поднимает столб воды, брызг и грязи и потом это все летит в лицо водителя и в открытый люк. И если лицо и форму отмыть не так сложно, то вычищать грязь изнутри танка и с приборов — то еще удовольствие».
Глубоко модернизированный газотурбинный Т-80БВМ отличается низким силуэтом, высочайшей маневренностью и очень хорошей броневой защитой. С помощью газотурбинного двигателя мощностью 1250 лошадиных сил, танк, весом около 46 тонн, может передвигаться по шоссе с рекордной скоростью — 80 километров в час. При этом Т-80БВМ вооружен 125-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом ПКТМ и зенитным 12,7-мм пулеметом «Корд». Для подавления дотов может применять комплекс управляемого противотанкового вооружения «Рефлекс».
«Никаких нареканий по надежности машин не было, выдерживали больше, чем должны были. Движение на Т-80БВМ намного тише и плавное, что и давало возможность проводить молниеносные атаки. Основной недостаток машины это устаревший тепловизионный прицел, на котором любой террикон фонил, и большой расход топлива», — сообщил командир танка с позывным Петрович.
При выполнении боевых заданий чаще всего применяется танковое орудие и бронебойные подкалиберные снаряды «Манго», а управляемые ракеты используются для подавления неподвижных огневых точек. Часто Т-80 берет на себя функции самоходных артиллерийских установок и ведет навесной огонь с закрытых позиций.
В мае в зону СВО начали поступать модернизированные с учетом боевого применения танки Т-90М «Прорыв», которые способны вести бой в любое время суток и в любых метеоусловиях. Характерной особенностью установленной на Т-90М системы управления огнем является высокая степень автоматизации, ускоряющая реакцию на поступающие угрозы и снижающая нагрузку на экипаж.
При стрельбе бронебойными кумулятивными и подкалиберными 125-мм боеприпасами максимальная прицельная дальность составляет 4000 метров, управляемыми ракетами — 5000 метров, осколочно-фугасными боеприпасами по баллистической траектории — до 10 000 метров. У всех зарубежных конкурентов дальность танкового выстрела не превышает трех километров. Поэтому можно утверждать, что, например, немецкий «Леопард» любой модификации не сможет подойти к Т-90М на дистанцию своего поражающего выстрела.
Неплохо зарекомендовали себя на направлении Сватово-Кременная созданные на базе Т-90 боевые машины поддержки танков «Терминатор». БМПТ вооружены двумя 30-мм пушками, пулеметом ПКТМ — 7,62-мм, ПТУР «Атака» с лазерной системой наведения и парой АГС-17. Машины действуют в тандеме с танками Т-80.
Суровый экзамен в зоне СВО сдала бронированная машина разминирования «Вепрь». Кстати, неофициальное название «саперный танк» БМР-М3 получила из-за того, что изготовлено на шасси танка Т-90. Однако, в отличие от базовой модели, машина получила усиленную броню, особенно днища корпуса, а лобовые и боковые проекции оснащены «кубиками» динамической брони.
Новая машина оборудована кондиционером, имеется микроволновка для разогревания пищи и биотуалет. В десантном отделении можем перевозить трех саперов в полном обмундировании и снаряжении. Для защиты предназначен 12,7-мм пулемет «Корд».
— Под Волновахой при разминировании линии электропередач с помощью трала обезвредили 519 пехотных и противотанковых мин. Взрывы были такой силы, что ударная волна сносила все: в воздух, как спички, взлетали лежащие рядом с фугасами куски рельсов и металлические болванки. А когда начинается подрыв противопехотных мин, то в шлемофоне только слышишь «бум-бум-бум-бум». При подрыве ощущается, конечно, взрывная волна, но по состоянию здоровья проблем и замечаний нет, — рассказал «РГ» механик-водитель «Вепря» с позывным Пахом. — Возьму на себя смелость утверждать, что разговоры о несовременности танков и ненужности их применения далеки от истины. Как там в песне поется: «А поле боя держится на танках, взревут моторы, и сверкнет броня. По грязи, по оврагам полустанков, прорвут любую линию огня».
Кстати
Офицер разведки США Скотт Риттер заявил в интервью YouTube-каналу Judging Freedom, что главком ВСУ остался почти без танков и боевой техники: «Украинцы сожгли большую часть своих танков и БМП. Залужный потерял все. Украинские военные передвигаются на легкобронированной технике, что не жизнеспособно в реалиях современных мобильных столкновений». По данным Минобороны РФ, с начала проведения специальной военной операции уничтожены 7460 украинских танков и других боевых бронированных машин.
Поделиться
#бронетехника
#танки
#фото
Т-90.
Виталий В. Кузьмин, фото с Wikimedia CommonsРоссийская оружейная компания Уралвагонзавод изготовила около 600 танков Т-90 для российской армии.
45-тонный трехместный Т-90 со 125-мм пушкой и стальной композитной броней — лучший российский танк. И кажется, что не менее 50 из них сосредоточены на одном небольшом участке украинского фронта в районе Сватово в Донбассе на востоке Украины.
Аккаунты в социальных сетях во вторник и среду рассказывали о подразделениях Т-90 в Сватово, а также об их подготовке к развертыванию в Центральном военном округе России.
Тот факт, что российская армия сосредоточила свои самые современные танки в Сватово, говорит о приоритетах Кремля, поскольку более широкая война России против Украины продолжается уже 10 месяцев.
Сватово, город с довоенным населением 16 000 человек, примыкает к трассе Р66, которая через леса и поля ведет в Северодонецк, один из крупнейших городов Донбасса.
Украинцы удерживали Северодонецк, пока объединенные российско-сепаратистские силы не захватили город в июле. Освобождение Северодонецка является первоочередной задачей Киева. Сохранение Северодонецк является первоочередной задачей Москвы.
Подъезжать к городу с севера, где хорошие украинские бригады плотно стоят на земле, — значит идти мимо Сватово. Недаром восточноукраинское командование выделило для этой операции элитную 92-ю механизированную бригаду.
92-я механизированная бригада — это добровольческое подразделение с исправными танками Т-64 и боевыми машинами БТР. С начала нынешней войны в феврале бригада провела и выиграла серию боев в Харьковской области и ее окрестностях к северу от Сватово. Теперь у него на прицеле Северодонецк.
Задача всех этих Т-90 вместе с небольшим количеством новейших машин поддержки танков БМП-Т остановить 92-ю механизированную бригаду.
Впечатляющий подвиг российской армии — собрать два дивизиона Т-90 с. До нынешней войны у русских на бумаге было более 600 Т-90. Но 200 танков находились на хранении, а в холодной и сырой России современные танки с их хрупкой оптикой и электроникой имеют тенденцию быстро изнашиваться, если не используются в повседневных условиях.
Вот почему российская армия все больше полагается на Т-62 1970-х годов, которые и находились на хранении до войны, но в которых отсутствует высокотехнологичная оптика и электроника, и поэтому они не деградируют так быстро, как 1990-е годы. -90-е могут.
Так по факту в российской армии было всего 400 Т-90 с до февраля. А после февраля потеряла не менее 36 танков в боях с украинскими войсками. Таким образом, общий парк Т-90 сократился примерно до 360 единиц, из которых не менее 50 сейчас находятся в районе Сватово.
Они могут не продолжаться. Танки очень уязвимы для небольших групп пехоты с высокоточными противотанковыми ракетами.
Лучшая защита танка от вражеской пехоты — это… дружественная пехота. Но у русской армии никогда не было достаточно обученной пехоты, чтобы прикрывать свои танки. там даже меньше теперь, когда она потеряла 100 000 своих лучших военнослужащих убитыми или ранеными на Украине.
Вместо этого Кремль призвал — или заманил на службу огромными денежными премиями — сотни тысяч несчастных и в значительной степени непригодных мужчин, многие из которых в среднем возрасте. Едва обученные, с минимальной экипировкой и двойственным руководством, эти призывники быстро и легко умирают в бою с закаленными украинскими войсками.
Действительно, сектор Сватово стал свидетелем одной из самых вопиющих растрат русской рабочей силы. Всего за 12 дней в середине ноября 362-й мотострелковый полк потерял убитыми 2500 человек — половину своего личного состава — в Сватово и его окрестностях.
Да, украинская 92-я механизированная бригада на пути к Северодонецку может наткнуться на множество современных российских танков. Но это может , а не , столкнуться с большим количеством хорошо обученной, хорошо экипированной и хорошо руководимой русской пехоты. И это отсутствие пехоты могло иметь решающее значение.
Следите за мной в Твиттере. Посетите мой веб-сайт или другие мои работы здесь. Отправьте мне безопасный совет.
сообщите об этом объявлении
сообщите об этом объявлении делать историю. Ожидается, что модернизированные версии тех же танков послевоенной эпохи будут участвовать в боевых действиях на поле боя. Frontier India уже сообщала, как русские готовят свои танки Т-72 второго поколения, которые составляют большую часть российской бронетехники на поле боя. В этой статье пойдет речь о том, как российский танк третьего поколения Т-90М Прорыв, эволюция танка Т-72, сравнивается с самой последней эволюцией западных танков.
Т-90 — первый серийный основной боевой танк (ОБТ), практически полностью произведенный в постсоветское время. Танк планировался в середине-конце 1980-х годов и представлял собой глубокую модернизацию серийного советского танка Т-72Б. Он отличался усиленной динамической защитой, системой активной защиты серии «Штора», предназначенной для нарушения работы систем лазерного целеуказания и дальномера противотанковых ракетных комплексов, улучшенной наклонной сплавной и композитной броней, а также новым двигателем. В самых последних версиях концепции использовалась сварная башня. По имеющимся данным, танк получил название Т-9.0 из-за желания президента России Бориса Ельцина объявить о рождении «первого русского танка», созданного после советской эпохи.
Т-90 имеет размеры 9,6 м в длину, 3,78 м в ширину и 2,22 м в высоту и весит от 46 до 48 тонн. По сравнению со своими предшественниками Т-90 значительно меньше и легче танков НАТО 1980-х и 1990-х годов. Для сравнения, танки НАТО весят от 62 до 74 тонн и имеют высоту около 3 метров.
Меньший размер и низкий профиль Т-90 помогают ему перемещаться в труднодоступных местах, таких как леса и горы, кажущаяся превосходная способность окапываться, а меньшая и более простая общая конструкция позволяет производить больше танков с меньшими ресурсами.
Более миниатюрный рост не означает уменьшение огневой мощи. Вспомогательное вооружение Т-90 состоит из 12,7-мм или 7,62-мм пулемета. Основным орудием является гладкоствольная пушка 2А46 калибра 125 мм/L48, используемая на многих российских, украинских и китайских танках. По оценкам, основная пушка и ее варианты превосходят 120-мм гладкоствольную Rh-120 L / 44, установленную на немецком Leopard 2, поскольку они могут стрелять снарядами на расстояние до 4000 метров, то есть на 500 метров дальше, чем немецкое орудие.
Более компактный профиль также обеспечивает большую дальность действия до 550 км без дополнительных задних топливных баков (по сравнению с 425 км у Abrams) и улучшенные возможности пересечения мостов и рек.
Взаимозаменяемость некоторых компонентов с танками старого поколения должна привести к превосходным возможностям логистики и ремонта; однако сегодня главной головной болью для НАТО является координация большого количества различного и несовместимого оружия, отправленного на Украину, и ожидается, что эта проблема усугубится с прибытием западных танков.
Т-90М «Прорыв» — самая последняя модель линейки Т-90. Танк имеет новый модуль башни с многослойной броней, повышенную безопасность экипажа за счет расположения боеукладки вне боевого отделения, а также усовершенствованное основное орудие — 125-мм 2А82 — то же вооружение, что и на будущих танках следующего поколения, таких как как Т-14 Армата.
Т-90М «Прорыв» замечены в Украине. Изображение: скриншот видеоПожалуйста, включите JavaScript
Сокращающийся парк танков британской армии, Challenger 2, Challenger 3. Сколько можно отправить на Украину?
Т-90М оснащен автоматизированной системой управления огнем «Калина», дистанционно управляемым 12,7-мм пулеметом «Корд», комплексом динамической защиты «Реликт», цифровой системой связи пятого поколения. Новинки в конструкции российских танков включают кондиционер, рулевое управление и трансмиссию с повышенным удобством использования водителем. Т-90М также оснащены сложной системой активной защиты «Арена-М» для противотанковой и противоракетной обороны.
В 2020 году начались поставки танка российским военным. Последняя модификация — Т-90М Прорыв-3.
Сколько танков Т-90 у России?С 1992 года было изготовлено около 1000 Т-90 в различных модификациях. В 2022 году у России было около 350 Т-90А, до 100 Т-90М и еще 200 Т-90 на хранении. В 2018 году военные заявили, что к 2025 году все Т-90 будут модернизированы до Т-90М.
Сколько Т-90 есть у других стран?Индия, а не Россия, является крупнейшим эксплуатантом танков серии Т-90, имея на вооружении 1100 ОБТ Т-90С «Бхишма», многие из которых были произведены по лицензии индийскими производителями. Алжир, Азербайджан, Ирак, Сирия, Туркменистан, Уганда и Вьетнам также являются пользователями.
Т-90 Боевой послужной списокВ течение более чем 30 лет модификации Т-90 накапливали опыт эксплуатации в различных условиях, начиная с 1995 года в Чечне, где небольшое количество Т-90s оказались «практически неуязвимыми» для противотанковых ракет благодаря бортовой системе активной защиты.
В 2015 году от 30 до 40 Т-90 различных модификаций были переброшены в Сирию и использовались сирийскими танкистами в ожесточенных столкновениях с исламистскими экстремистами, поддерживаемыми Западом, Персидским заливом и Турцией.