8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Как в народе прозвали заз 965: Легенда СССР: самый народный автомобиль – «горбатый» «Запорожец»

60 лет назад была выпущена первая партия машины «Запорожец»

22 ноября 1960 года на автозаводе в Запорожье выпустили первую серию легкового автомобиля ЗАЗ-965. Это был легендарный «Запорожец», получивший в народе прозвище «Горбатый» за характерную форму кузова, скопированную с итальянского Fiat 600. Несмотря на многочисленные недостатки, автомобиль имел широкую популярность, поскольку был относительно недорогим, простым в эксплуатации и готовым к езде по советским дорогам. В 1960-е ЗАЗ-965 стал для граждан СССР самой доступной машиной: всего выпустили более 322 тыс. единиц всех модификаций.

Необходимость создания недорогого, компактного и малолитражного автомобиля появилась в СССР к 1960-м годам. Разруха послевоенных лет постепенно уходила в прошлое, в городах шло массовое строительство жилья, благосостояние граждан улучшалось. Стремительно росла Москва — за ней не поспевал общественный транспорт. Жителям спальных районов требовались личные машины: компактные, доступные и не слишком затратные в эксплуатации. Основной вид индивидуального транспорта в стране — мотоцикл — по-прежнему был хорош для села, но не мог удовлетворить потребности горожан.

Поэтому вслед за Европой массовая автомобилизация началась и в СССР.

close

100%

Продукцию завода ГАЗ между тем мало кто мог себе позволить: «Волга» и особенно «Чайка» считались элитными авто для избранных. А первый массовый автомобиль Москвич-400 к тому времени уже устарел и перестал выпускаться. Пришедшие ему на смену модели получились не только мощнее и качественнее, но и дороже. Требовалось в том числе и транспортное средство, позволившее бы сесть за руль инвалидам. Таких людей много осталось после Великой Отечественной войны. Помимо примитивных мотоколясок Серпуховского завода (они получили прозвище «моргуновки» благодаря фильму «Операция «Ы») для инвалидов ничего не делали.

Автомобилем, включившем в себя все вышеприведенные качества, стал ЗАЗ-965 — детище сразу двух предприятий. Мелитопольский моторный завод (МЕМЗ) по разработкам НАМИ сделал 23-сильный четырехцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель МеМЗ-965, Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ), прежде специализировавшийся на производстве комбайнов и тракторов, собрал остальную часть автомобиля. Позже, в 1975-м, МеМЗ вошел в состав ЗАЗ.

Первый образец «Запорожца» собрали 18 июня 1959 года, а первая партия уже в рамках серийного производства сошла с конвейера ЗАЗ 22 ноября 1960-го.

Это был в целом успешный год для страны: советские футболисты завоевали Кубок Европы, собаки-космонавты Белка и Стрелка благополучно вернулись на Землю, а Москва разрослась до пределов МКАД, поглотив пять городов и множество деревень. Автомобиль «Запорожец», безусловно, тоже стал настоящим явлением эпохи. При создании первой модели запорожские конструкторы позаимствовали многое у итальянского Fiat 600 — машины даже внешне очень похожи. Позднее данное обстоятельство обыгрывалось в шутке о воображаемой картине: «Запорожцы» пишут письмо итальянскому ФИАТу». Здесь шел намек на низкое качество отечественного автомобиля в сравнении с импортным, заработавшим высокую популярность в Италии и странах Южной Америки.

close

100%

В советских реалиях европейская чисто городская микролитражка превратилась в автомобиль, вполне пригодный для эксплуатации на неблагоустроенных дорогах и даже кратковременно — за их пределами. Двигатель был полностью отечественной разработки, в то время как трансмиссия, включая рычажное сцепление с тросовым приводом и четырехступенчатую коробку передач, сблокированную с главной передачей, практически повторяла Fiat. Были выпущены и инвалидные модификации с ручным управлением. Инвалидам ВОВ такие машины выдавались бесплатно на семилетний срок эксплуатации без права продажи и передачи.

Если конструкцию кузова копировали с Fiat 600, то для мотора рассматривали два варианта — Volkswagen Kafer и Tatra.

Чехословацкий вариант в итоге предпочли немецкому, опасаясь международного скандала. Эксплуатация первых ЗАЗ-965 показала конструкторам недостатки машины. В 1962 году началось производство улучшенной версии — ЗАЗ-965А «Запорожец». Мощность двигателя выросла до 27 л. с. Этот автомобиль выпускался до конца десятилетия, в то время как первый вариант быстро сняли с конвейера. За форму кузова в народе ему присвоили прозвище «Горбатый».

«СССР оказался не подготовлен к нашествию машин, — констатирует в своей работе «Антисервис: личный автомобиль и его техническое обслуживание в СССР (1960-е — 1980-е гг. ) доктор исторических наук Елена Твердюкова. — Тысячи советских граждан, пополняя ежегодно ряды счастливых автовладельцев, мгновенно избавлялись от эйфории, обнаружив, с каким трудом можно приобрести бензин и масло, найти место для стоянки «железного коня» и хранения запчастей, провести техобслуживание и починить неисправность. Все, что было связано с дорожным сервисом в СССР, разрасталось в катастрофу».

Личный парк в СССР в 1960 году насчитывал около 450 тыс. машин. Порядка 150 тыс. из них было зарегистрировано в Москве. При этом в городе действовали только семь СТО. Большинство автолюбителей занимались ремонтом самостоятельно или просили о помощи знакомых.

close

100%

Гораздо лучше первой модели и ее модификаций жителям постсоветского пространства известен ЗАЗ-966: его начали разрабатывать уже в 1961 году, стараясь учесть все недостатки предшественника, а запустили в серийное производство с 1966-го. Его мощность выросла до 29 л. с., конечная отсечка на спидометре показывала 120 км/ч. За характерные воздухозаборники на бортах этот «Запорожец» прозвали «Ушастым», за форму кузова — «Мыльницей». В 1970-е двигатель усовершенствовали до 40 л. с., хотя в те годы машина уже казалась устаревшей. В условиях плановой экономики ЗАЗ и влившийся в него МеМЗ не имели возможностей и средств самостоятельно разрабатывать и доводить новые модели до серийного производства.

Взлет «Запорожца» пришелся на 1960-1970-е годы. С конца 1980-х машину часто упоминали в анекдотах. Хотя в регионах «Запорожец» можно было встретить и в 1990-е, и даже в начале 2000-х годов. В шутку этот автомобиль называли «насмешкой над правами человека». Салон «Запорожца» был маленьким и неудобным, внешний вид — непрезентабельным, расход топлива — слишком высоким для машины такого класса. Автомобиль был оснащен воздушным охладителем. В жаркую погоду это приводило к проблемам. Водителям приходилось останавливаться на обочинах и ждать остывания мотора. Кроме того, из-за работающей на бензине печки периодически происходили возгорания авто.

«Запорожец» был не единственной визитной карточкой автозавода.

Параллельно в Запорожье разработали семейство ЗАЗ-970 во главе с шестиместным минивэном.

Там же придумали автомобиль повышенной проходимости, который стал выпускаться в Луцке под названием ЛуАЗ-969. В конце 1980-х годов ЗАЗ делал легковую машину «Таврия» и ее модификации. Ухудшившаяся экономическая ситуация в стране, однако, создавала проблемы с комплектующими и сборкой. Запорожские машины приобретали репутацию ненадежных и не обеспеченных запчастями. После распада СССР положение дел на автозаводе стало критическим. В итоге предприятие отошло к южнокорейскому концерну Daewoo.

Промышленно развитая в советский период, ныне Запорожская область занимает первое место на Украине по темпам деиндустриализации. Были признаны банкротами и прекратили свою деятельность сразу несколько крупных заводов, в том числе возоремонтный, арматурный и сталепрокатный. Тяжелые времена переживает «Мотор Сич», чьим основным рынком сбыта до политического кризиса между странами была Россия.

Что касается ЗАЗ, то на официальном сайте он представлен как «единственное в Украине предприятие, обладающее полным циклом производства легковых автомобилей». При этом за первое полугодие 2016 года завод произвел лишь четыре автомобиля, хотя до экономического кризиса 2008 года делал по несколько тысяч машин в месяц. Судя по новостной ленте сайта ЗАЗ, в последнее время завод выпускает только пассажирские автобусы малого класса.

Общество

У каждого человека свои увлечения. Кто-то собирает статуэтки, денежные знаки, автографы, грампластинки… А вот новогрудчанин Александр Лещинский, прапорщик, командир отделения пожарного аварийно-спасательного поста № 11 аг. Бенин, увлекается старыми автомобилями. Оригинальные средства передвижения – автомобили «ЗАЗ-965» и «СМЗ С-ЗД» – в гараже новогрудчанина занимают почетное место.

Машина «ЗАЗ-965» 1965 года выпуска из коллекции Александра Лещинского находится в идеальном состоянии, ездит и радует окружающих своим небесным цветом и необычным видом.

– Сегодня редкость – увидеть не только на улицах Новогрудка, но и столицы автомобили «ЗАЗ-965» и «СМЗ С-ЗД». Некогда народные автомобили сегодня можно найти только в коллекции ретроавтомобилей. «ЗАЗ-965», который в народе прозвали «горбатым» за характерный силуэт кузова, мне впал в сердце еще в раннем детстве. Дело в том, что у моего прадедушки, ветерана Великой Отечественной войны, Митрофана Федоровича Пикты была такая машина. Ему был выдан «Запорожец» как инвалиду войны, – рассказывает Александр Лещинский. – Прадедушки не стало, когда мне было всего три года, но память о нем в моем сердце, а дома у бабушки всегда на почетном месте находится фотография Митрофана Федоровича рядом с автомобилем, а за рулем маленькая девочка – моя мама. К сожалению, прадедушкиного авто давно нет, но о мечте родом из детства я не забывал. Еще во время учебы в школе хотел приобрести такой автомобиль и даже в соседней деревне нашел такое авто, но, пока я насобирал денег, его продали.

Чтобы осуществить мечту, Александр Лещинский после службы в армии долгое время штурмовал специализированные форумы. Редко, но находились интересные экземпляры. Однако то состояние было неудовлетворительное, то цена слишком большая. В 2013 г. мечта Александра сбылась – жемчужину советского автопрома «ЗАЗ-965» он приобрел у жителя Минщины, которому на то время было 94 года. Понятно, что автомобиль требовал серьезного ремонта, а значит и дополнительных финансовых вложений. Но желание воскресить красавца от этого не пропало. Где-то год Александр вместе с дедушкой Владимиром Федоровичем Кисляком восстанавливали «Запорожца». Именно благодаря дедушке, у нашего героя такой интерес к технике: в детстве не отходился внук от его «Волги». С годами техника стала хобби Александра Лещинского.

Автомобиль Александра мне приходилось видеть раньше, еще в 2017 году во время шествия Дедов Морозов в Новогрудке. И тогда я, как и многие горожане, сделала фотографию на память с раритетным авто. Но, когда я во время нашей встречи увидела, что автомобиль хранится не просто в гараже, а стоит на ковре, сразу поняла, как относится к своей чудо-машине хозяин.


– Дверцы в «ЗАЗ-965» открываются в другую, непривычную нам сторону, в направлении к задней части авто, подобно «Роллс-Ройсу». Кстати, садиться в автомобиль с такой конструкцией дверей гораздо удобнее, – показывает и рассказывает Александр. – Насчет этого даже существует анекдот, что тормоза «Запорожцу» не нужны, так как открытые на ходу дверцы работают как тормозные парашюты. Салон при своих скромных размерах достаточно удобен. Автомобиль позиционировался как семейный, правда, на задних сиденьях взрослому человеку не очень комфортно, но для детей – в самый раз. Багажник в машине маленький, в нем располагается топливный бак и запасное колесо. Только представьте себе, как это выглядит сбоку, когда приезжаешь на заправку, открываешь багажник (а он находится спереди, ведь двигатель – сзади), откручиваешь крышку бензобака и вставляешь топливозаправочный пистолет. Многие с интересом наблюдают. Сейчас меня это уже не удивляет, как не удивляют сигналы на дороге, когда обгоняют.
Нередко фотографируют, машут. Машина «Запорожец» в современном мире притягивает взгляды многих.

– В автомобиле почти все родное – шины, колпаки, сиденья, живые резинки, – замечает мой собеседник. – От этой «малюсенькой машинки» в особом восторге мои дети – восьмилетняя Ульяна и трехлетний Сашка. Очень нравится им не просто посидеть в «Запорожце», но и покататься, интересно все покрутить, посмотреть. Со временем свыклась с моим увлечением раритетными автомобилями и жена Кристина. Понятно, что хобби требует дополнительных денежных расходов из семейного бюджета. Я этот вопрос решил – для жены куплен современный автомобиль.

Александр Лещинский со своим авто «ЗАЗ965» принимал участие в автофестивале SunDay в г. Гродно. Нередко коллеги по работе – спасатели Новогрудского РОЧС – просят Александра на своем автомобиле поучаствовать в профилактических акциях, когда посещают учреждения образования. Юные новогрудчане с интересом рассматривают «малюсенькую машинку», фотографируются возле нее.

На «ЗАЗ-965» Александр Лещинский покоряет дороги уже не первый год, то мотоколяска «СМЗ С-ЗД» (еще называют «инвалидка») ждет своего часа в гараже. Приобретена она три года назад. Год выпуска 1986. Внешний вид на любителя, но сколько она вызывает эмоций! Уверена, если Александр выедет на дороги Новогрудчины, то никто не проедет мимо такого раритета без положительных эмоций.

– Первое впечатление, когда увидел мотоколяску, сложно было описать словами. Хоть и необычной формы, но такая красивая. А когда сел за руль, то понял, что внутри чего-то подобного никогда не сидел. Даже понятия не имел, как завести, – эмоционально рассказывает о своем «железном друге» Александр Лещинский. – А когда нажал на кнопку, чтобы завести двигатель, и услышал звук, заполонила радость от того, что удалось вдохнуть в раритет жизнь. Надеюсь, со временем и на этом авто проеду по улицам Новогрудка. Для управления данной моделью нужно только получить свидетельство категории А.

Пока «нвалидка» стоит в гараже.

Александр Сергеевич может говорить о ретроавтомобилях часами и с удовольствием демонстрирует каждую свою автолегенду. И несмотря на то, что в коллекции есть два народных автомобиля, мечтает автолюбитель приобрести самый известный советский «ГАЗ-21». У каждого любителя ретроавтомобилей должна быть такая машина в коллекции, уверен Александр Лещинский.

Ольга Писар, «НЖ»

Присоединяйтесь к нашему 

Telegram-каналу!

О ЗАЗ-965 «Запорожец»: технические характеристики автомобиля и история создания

ЗАЗ-965 — советский легковой автомобиль, относящийся к классу А, выпускавшийся в период с 1960 по 1963 год (965А — с 1962 по 1969 год). За 9 лет выпуска с конвейера сошло 322 166 экземпляров, включая их модификации.

ЗАЗ-965 «Запорожец»

Несколько слов о предыстории


Новый Москвич-402 выпускался с 1955 года. Несмотря на то, что он относился к недорогим автомобилям для «средних граждан», он был не по карману многим советским рабочим. Это побудило правительство найти новые решения и разработать современные коляски и малолитражные автомобили. В результате было выпущено даже несколько вариантов модели, например: НАМИ-031, НАМИ-059., ИМЗ-А50 «Белка», ГАЗ-18, но «экзамен» ни один из них не сдал. Правительство не захотело ждать несколько лет основательной проработки и вкладывать в этот проект большие деньги. Гораздо проще было взять за образец какой-нибудь выпускаемый импортный автомобиль и переделать его «на свой лад». Они так и сделали, и «жертвой» стал итальянский малолитражный автомобиль Fiat 600, отличавшийся облегченной конструкцией и пользовавшийся огромной популярностью. Московский завод малолитражных автомобилей даже успел изготовить образец, именуемый «Москвич-444». У него был двигатель от советского мотоцикла «Урал», механические стеклоподъемники и 13-дюймовые колеса. Через некоторое время техническую документацию на эту малолитражку было решено передать запорожскому заводу «Коммунар», ранее специализировавшемуся на сельскохозяйственных машинах.

Экспериментальный «Москвич-444»

Вариант будущего малолитражного автомобиля ГАЗ-18

ИМЗ-А50 «Белка»

Один из вариантов гражданского вездехода НАМИ-031

Специально для этого автомобиля институт НАМИ разработал V-образный 746-кубовый двигатель с 4 цилиндрами. Он имел оригинальную конструкцию с литыми валами. По своим характеристикам двигатель был очень удачным и в результате несколько крупнее двигателя

Fiat 600 , что и послужило причиной его установки, оттого и получился своеобразный горб и «Запорожец» получил свое прозвище» горбатый». Еще интересен тот факт, что автомобили собирались на Запорожском заводе, а вот двигатели обновлялись на Мелитопольском автозаводе. Перед началом производства автомобиля зимой 1960 были представлены три прототипа с двигателями МАП-965В. Почти три месяца они проходили серьезные внутренние испытания, где две машины преодолели около 5 тыс. км, а другая — 14 тыс. км. Затем их отправили в Межведомственную комиссию, где проверка продлилась до конца июня. Окончательный вердикт был положительным, хотя комиссия упрекнула конструкторов в том, что вес был завышен почти на 54 кг, а высота салона не соответствовала чертежам до 30 мм. ЗАЗ разрешили запустить в производство, но только после устранения этих и некоторых других недостатков. Кроме того, «Запорожец» показали даже Хрущеву, который, несмотря на свое «сытое брюхо», без проблем садился за руль и чувствовал себя вполне комфортно. Профессиональный советский автоэксперт Скиданенко даже выразил свое уважение и подчеркнул, что такую ​​машину нужно продать как можно скорее по доступной для любого «рабочего» цене.

Прототип «Горбатого» Fiat 600

Серийное производство этого автомобиля было официально запущено в 1960 году со стартовой ценой 18 тысяч дореформенных рублей. Это был хороший показатель, ведь Москвич-407 стоил более 25 тысяч рублей, а если говорить о «Волге», то его цена составляла около 51 тысячи рублей. В конце 1962 года конструкторы приступили к модернизации «сердца» автомобиля, в результате чего диаметр цилиндров был увеличен до 72 мм, рабочий объем — до 887 куб. см, а мощность — до 27 лошадиных сил.

Первый прототип «Запорожца»

Конструктивно-конструктивные решения

С первых лет этот автомобиль был очень хорошо принят покупателями и не вызывал серьезных нареканий. «Запорожец» показал очень хорошие результаты при движении в сельской местности или по плохим дорогам. Гладкое днище, независимая подвеска всех четырех колес и большая нагрузка (почти 60%) на ведущие колеса обеспечили высокие показатели производительности. Кстати, интересен тот факт, что даже застрявший в болоте или снегу «Запорожец» не создавал никаких проблем своим пассажирам, ведь даже 2 человека легко могли «вытащить» машину из плена, при ее весе всего в 665 кг. Кстати, «Запорожец» отличался тем, что легко мог проехать по неровной колеи, оставленной дорожными грузовиками. Такого не могла сделать ни одна легковая машина, даже ГАЗ-69, которому приходилось одной стороной входить в стойку, а другой плавно передвигаться по перекошенному горбу.

Серийная партия ЗАЗ-965 в производстве

Владельцам «горбачей» он понравился не только хорошей маневренностью и крепким кузовом (за счет всего двух дверей), но и экономичностью и простотой в ремонте двигателя.

Работая над экстерьером автомобиля, дизайнеры не уделяли особого внимания декоративным деталям и широкому набору дополнительных приспособлений, ведь главной целью было создание гражданского бюджетного «коня». Сам корпус был закрытый, конструктивно добротный из цельного металла и типа «пухлый». Его передний конец был подчеркнут двумя складками оригинальной симметричной формы. Их переходные кривые имели довольно маленький радиус, а края колес немного «выпирали». Колпак колеса имел три головки болтов, а задние колеса имели заметный развал. Поскольку двигатель располагался за багажником, его передняя крышка закрывалась изнутри. Передние сиденья были раздельными, подвижными и регулируемыми (в зависимости от роста человека), а заднее сиденье было вполне удобным. Среди полезных «штучек» следует отметить солнцезащитные козырьки, дверные карманы и 12-вольтовое электрооборудование постоянного тока, имевшее систему 1-wire.

Салон автомобиля ЗАЗ-965

В салоне «Запорожца» царил минимализм — за рулем расположились несколько приборов управления, справа — зажигание, несколько кнопок, отопитель и магнитола. Лобовое стекло обеспечивало неплохую обзорность, а боковые стекла имели дефлекторы-уголки спереди. ЗАЗ-965 был двухдверным, но полноценным 4-местным автомобилем, его длина составляла всего 3,33 м. Попадание на заднее сиденье автомобиля производилось путем сгибания правого переднего сиденья. Днище не имело карданного вала, было идеально гладким, а длина просвета под задней осью составляла всего 20 мм, что обусловливало отличную проходимость.

Панель приборов ЗАЗ-965 передняя

К недостаткам ЗАЗ относились высокая шумность двигателя и плохая шумоизоляция салона, обратное открывание дверей, а также расположение бензобака впереди, что было очень опасно в случае столкновения. У некоторых автовладельцев были негативные отзывы о мощности, которой явно не хватало.

Технические характеристики автомобиля ЗАЗ-965 «Горбатый»


Основной частью корпуса двигателя был картер, в его внутренней перегородке имелась специальная выемка для опоры подшипника. Пара целых подшипников и опора крепились болтом. На стенках картера имелись опоры для распределительного вала, вверху картера — 4 отверстия. Они предназначались для установки цилиндра, его головки были изготовлены из алюминиевого сплава и имели ребра охлаждения. Выпускных каналов было четыре (на каждый цилиндр) и только два впускных. Также были предусмотрены отверстия для свечей зажигания, куда устанавливались дополнительные штуцеры.

Двигатель ЗАЗ-965 расположен сзади

Четырехступенчатая трансмиссия имела два вала и три шестерни. Одна передача была задней, 2-я и 3-я имели косозубые зубчатые колеса, находившиеся в постоянном костыле. 2-я, 3-я и 4-я передачи имели синхронизаторы, необходимые для бесшумной работы. Так как быстрое переключение передач могло повредить систему, конструкция рычага позволяла перемещать его очень плавно и без рывков. Сцепление коробки передач двигалось тремя тягами и вилками. Еще одним слабым местом «Горбатого» была система охлаждения, так как в теплое время года система всегда перегревалась, особенно при длительной езде.

Переднюю подвеску конструкторы позаимствовали у фольксвагеновского «Жука». Он состоял из двух торсионов поперечного типа, которые крепились к 4 плечам. Четыре проушины ведущих колес регулировались дополнительно к рычагам с помощью узла. Задняя подвеска имела два диагональных рычага с плавающими осями. Эта бюджетная и простая по конструкции подвеска сделала машину более экономичной, хотя и не очень быстрой. В дальнейшем конструкторы все же избавились от этой конструкции, заменив ее конструкцией «косого рычага», полуось которой имела шарниры.

Технические характеристики ЗАЗ-965


7 77 Диаметр цилиндра 10 20064
Годы выпуска 1960-1969
Цена 70071

18 тыс. руб.

2 1 Кузов 2-дверный седан-металлический несущий тип
Размеры ( Д / Ш / В) 3330/1395/1450 мм
Вентиляция местная, без сквозняка
Вес с грузом / без груза 669/9650069
Распределение веса, передняя / задняя ось 42/58%
Колея передняя / задняя 1150/1160 мм
70 Дорожный просвет2
Минимальный радиус поворота 5 м
Максимальная скорость 100 км/ч
Двигатель бензиновый, V-образный, четырехцилиндровый четырехтактный, карбюраторный, с верхним расположением клапанов и воздушным охлаждением
Тип топлива А-72 или А-76 (ГОСТ 2084-67)
Тип цилиндра Чугун, сдвоенный, с ребрами охлаждения
2 мм
Объем цилиндра 887 куб. см
Степень сжатия 6,5
Мощность 30 л.с.
4 Топливный бак 071 30 литров
Система смазки комбинированная (напорно-распылительная)
Карбюратор вертикальный с падающим потоком К-125
Сцепление однодисковое, сухое, с диаметром диска 6 07 9 см 0064 Трансмиссия 4-ступенчатая, 3-ступенчатая (2-я, 3-я и 4-я с синхронизаторами)
Дифференциал конический, с 2 сателлитами
Колесо червяк с двойным роликом
Тормозная система Барабан на всех колесах
Тормозной привод (ножной/ручной) Гидравлический/тросовый
Шины 909072 Бескамерные2
Диаметр шины 13 дюймов
Подвеска (передняя/задняя) независимая, торсионная/независимая, пружинная
Амортизаторы поршневые, гидравлические, двухстороннего действия и телескопического типа

Модификации «Горбатый» ЗАЗ-965


ЗАЗ-965АБ – модель для инвалидов с ручным рычагом управления.

ЗАЗ-965АР – автомобиль для инвалидов, у которых повреждена только одна нога и/или одна рука.

ЗАЗ-965С – праворульный фургон с задними металлическими панелями и модифицированной системой охлаждения, предназначенный для сбора почты.

Почтовый вагон ЗАЗ-965С

ЗАЗ-965Е «Ялта» — экспортный седан, ввоз которого был организован компанией из Бельгии «Скалдия-Волга» и финской компанией «Конела». Эта модификация имела хорошую шумоизоляцию, более дорогую отделку салона и зеркало, расположенное сбоку на капоте.

ЗАЗ-965Э «Ялта» в музее

965 Пикап – модификация без собственного индекса, использовалась только внутри завода и производилась на базе бракованных серийных автомобилей ZA.

«Запорожец» в индустрии сувениров и кино

В Советском Союзе было несколько предприятий, производивших игрушечный ЗАЗ в масштабе 1:43, например Полтавская мастерская «ААА», Херсонский завод «Киммерия» или Калининградское АГД. Кстати, совсем недавно в 2009 г., белый сувенир «Запорожец» был выпущен вместе с научно-просветительским журналом «Автолегенды СССР» (изд. «DeAgostini»). В 2010 году небольшая компания «Наш автопром» начала продавать бело-голубой экспортный ЗАЗ-965Е (масштаб 1:43). В этом же году Почта Украины выпустила уникальную марку с изображением Запорожца, которая была размещена на конвертах только 18 ноября 2010 года.

Масштабная игрушка ЗАЗ-965 в масштабе 1:43 из журнала «Автолегенды СССР» №131

ЗАЗ-965 можно увидеть в таких известных советских фильмах, как «Королева бензоколонки», «Три плюс два», «Сыщик», «Три рубля», «Ранний проявитель». в мультфильмах «Зима в Простоквашино» и «Ну, погоди!». Кстати, те, кто смотрел фильм «Будь моим мужем», могли узнать и «Горбатого», который специально для этого фильма сделали кабриолетом.

Интересные факты о «Запорожце»


  • Одесситы любили называть ЗАЗ-965 «Еврейский танк».
  • Кроме того, широкое распространение получили такие прозвища, как «Запор», «Зазик», «Фиат Фольксвагенович», «Жужик», «Малыш».
  • Стойкие к горячему воздухозаборники, которые изобрел конструктор Вассерман, получили в народе название «терки Вассермана».
  • «Запорожец» был последним автомобилем в СССР с обратным открыванием дверей.
  • Он отличался хорошими эксплуатационными характеристиками, поэтому «Горбатый» получил известность в народной поговорке: «Где иномарка притормозит, «Запор» на брюхе поползет».

Запорожец ЗАЗ-965

Запорожец ЗАЗ-965 2

 

 

Производитель ЗАЗ (Запорожский автомобильный завод)
Название модели «Запорожец» ЗАЗ-965 («Запорожец» ЗАЗ-965)
Годы выпуска  1960–1969
 Корпус 2-дверное купе, 4 пассажира
Компоновка вагона 4 × 2. Задний двигатель, задний привод
Двигатель

МеМЗ-965, 4 цил. 0,75 л. 23 л.с.

МеМЗ-966, 4 цил. 0,89 л. 27 л.с.

 Передача 4-ступенчатая механическая
Максимальная скорость 90 км/ч
Емкость топливного бака 30 л
 Расход топлива 5,5 — 6,5 л/100 км.
 Размеры 3330х1395х1450 мм.
Грузоподъемность 300 кг.
Снаряженная масса 665 кг.

 

 

 

ЗАЗ 965 — городской автомобиль, выпускавшийся с 1960 по 1963 год. скоро будет снято с производства Москвич 401 начался в 1956 году. Следуя растущей тенденции городских автомобилей (тогда на них приходилось от 25% до 40% всех продаж автомобилей в Европе), министр, отвечающий за Минавтропром (советское автомобильное министерство), Николай Строкин выбрал новый Fiat 600. как образец для подражания. Однако, несмотря на внешнее сходство с «Фиатом», ЗАЗ на самом деле был совершенно другим автомобилем.

Первый опытный образец Москвич-444 разработан МЗМА в октябре 1957 года; в нем использовалось одно и то же стекло для переднего и заднего окон. Его дорожный просвет на колесах диаметром 13 дюймов (330 мм) составлял 200 мм (7,9 дюйма). Прототип сначала был оснащен плоским двухцилиндровым двигателем МД-65, предоставленным Ирбитским мотоциклетным заводом, который был «совершенно неподходящим»: он производил всего 17,5 л.с. (13,0 кВт; 17,7 л.с.) и проехал всего 30 000 км (19 000 миль). между капитальными ремонтами. В результате были начаты поиски другого двигателя, а успех оппозитного VW Type 1 привел к тому, что предпочтение было отдано двигателю с воздушным охлаждением, который НАМИ (Национальный автомобильный институт) имел на чертежной доске. Минавтропром, однако, предпочел 23-сильный (17 кВт; 23 л.с.) задний двигатель V4 объемом 746 куб.67. В результате он имел нехарактерные для автомобильных двигателей характеристики, в том числе блок цилиндров из магниевого сплава. (Этот двигатель, МеМЗ 965, будет производиться Мелитопольским моторным заводом, МеМЗ.) У него был недостаток, заключающийся в необходимости переделки задней части автомобиля, а также в новой задней подвеске. Влияние конструкторов ЛуАЗа привело к внедрению независимой подвески всех четырех колес. Его передние двери открываются наподобие дверей самоубийц, отчасти для того, чтобы сделать его более доступным для инвалидов.

Одно из основных отличий заключалось в том, что двигатель, который имел компоновку V4 вместо рядного четырехцилиндрового двигателя Fiat, имел воздушное охлаждение. Запорожец также отличался большими колесами и передней подвеской на торсионах. В 1958 году правительство заказало выпуск автомобиля на реформированном заводе ЗАЗ под его окончательным обозначением ЗАЗ-965.[5] Все дальнейшее производство автомобиля велось там.

Новый автомобиль допущен к производству на заводе МеМЗ 28 19 ноября58, [8] изменив название на ЗАЗ (Запорожский автомобилестроительный завод), чтобы отразить новый профиль. Запорожский завод пополнился Мелитопольским дизель-строительным заводом им. Микояна, входившим в состав комбината «Союзддизель».

Первый автомобиль, получивший название ЗАЗ-965 Запорожец, был сдан 12 июня 1959 года, утвержден 25 июля 1960 года и запущен в производство 25 октября. Запорожец стоил 1800 рублей. Также существовал автомобильный фургон для советской почты, 9-й.65S, с правым рулем и глухими окнами.

Модель 965A была усовершенствованием модели 965 и производилась с ноября 1962 по май 1969 года. Всего было выпущено 322 106 единиц модели 965. Он был оснащен двигателем V4 MeMZ 965 с верхним расположением клапанов объемом 887 куб. См (54,1 куб. Дюйма) с воздушным охлаждением, частично алюминиевой конструкции, мощностью 27 л.с. (20 кВт). С ноября 1966 года некоторые автомобили оснащались чуть более мощным двигателем МеМЗ-965А мощностью 30 л.с. (22 кВт). Скромная мощность двигателя модели 965 породила городскую шутку о том, что он использовался в качестве стартера в советских танках.

Поскольку предполагалось, что советские водители будут выполнять большую часть обслуживания сами, а автомастерских в любом случае не хватало, расположение двигателя V4 под углом 90° оказалось более практичным, особенно в суровых зимних условиях. Более высокий центр тяжести двигателя также обеспечивал превосходное сцепление с дорогой на крутых склонах, хотя это преимущество, которое было сохранено и в более поздних моделях, было достигнуто за счет печально известной устойчивости автомобиля на поворотах.

У 965А были и версии для инвалидов (ЗАЗ-965Б, АВ, АР), а также более роскошный экспортный вариант ЗАЗ-965АЭ «Ялта».

Несмотря на низкий престиж этих автомобилей, они показали непревзойденную доступность и популярность среди советских людей, став «автомобилем для пенсионеров и интеллигенции». Это были самые дешевые автомобили советского производства. Довольно большое их количество было выпущено в вариантах для инвалидов, с измененным рулевым управлением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *