Кто не видел на дороге эту добрую шайтан-арбу из Татарстана? Все видели. И нет, пожалуй, такого водителя, который ни разу в жизни не плёлся бы с тоской за этим автомобилем, ожидая конца сплошной разметки, тихо ругаясь про себя на КамАЗ, водителя КамАЗа, создателя дымного дизеля этой машины, правила дорожного движения, встречный транспорт и свою горькую судьбу. А тем временем есть повод не только терпимо относиться к этому чуду на дороге, но даже и любить его суровой мужской любовью, знакомой только владельцам КамАЗов. Пусть даже дымных, не самых совершенных, зато своих, сделанных аскетично, но ремонтопригодно.
Не узнать на дороге КамАЗ нельзя. Долгое время он был одним из основных автомобилей на дорогах нашей Родины, перевозящих в своём кузове более десяти тонн груза. А всё же он мало знаком большинству автолюбителей: рядовой трудяга, которого нужно как можно быстрее обогнать. Какой уж там интерес… А ведь, наверное, зря, граждане, мы снизу смотрим на КамАЗ свысока. Машине есть чем похвастаться, главное – разглядеть его природу. Как раз этим мы сейчас и займёмся на примере далеко не нового, двадцать с лишним лет назад снятого с производства, автомобиля КамАЗ 55111.
Не задумывались, почему у грузовиков такие длинные цифровые индексы? 55111 – это не модель, если быть точнее – не только модель. Согласно отраслевой нормали ОН 025270 66, принятой в 1966 году, первая цифра в маркировке грузовика означает полную массу грузовика. В нашем случае – цифра 5, говорящая о том, что вес машины находится в пределах от 15 до 20 тонн (полная масса нашей машины по паспорту составляет 17,4 тонны). Вторая цифра – вид автомобиля. У нас опять пятёрка, что значит – самосвал. Третья и четвёртая цифры – порядковый номер модели, они указываются производителем. Иногда встречаются пятая или шестая цифра, обозначающие модификацию и вариант исполнения. Последняя единица в нашем случае – исполнение для холодного климата. Подковавшись теоретически, можно почти смело залезать в кабину самосвала.
Вам, наверное, уже надоели штампы о том, как «пухлая баранка удобно ложится в руки». Смею вас уверить, «пухлой баранки» в КамАЗе нет. Есть достаточно хрупкий на вид и абсолютно неудобный тонкий обод, который конструкторы (не со зла, надеюсь!) предложили водителям этой машины. Хорошо, что Сергей – владелец автомобиля – поставил на руль «лентяйку»: ручку, за которую крутить этот штурвал гораздо удобнее, особенно если крутить его надо быстро и точно.
Педаль сцепления торчит над полом на уровне голени. Мне это показалось странным, но хозяин говорит, что ему так удобнее. Что ж, поверим на слово. Педали тормоза и акселератора прячутся от педали сцепления за массивной рулевой колонкой, уходящей в пол. Они показались более удобными, и мне с моим 45-м размером обуви не удалось в них запутаться, как это бывало в старом Hyundai Accent с педальным узлом для корейской ноги 35-го размера. На КамАЗе с этим полный порядок: нажать не ту, равно как и промазать, тяжело. Мы их ещё надавим, сначала надо осмотреться и проанализировать возникающие в кабине КамАЗа ощущения.
Самое, наверное, неожиданное впечатление – удобно. Не знаю, что будет, если проехать на нём километров 800, но сидеть действительно удобно. Кресло с амортизатором, правда, без боковой поддержки, но что ей делать на КамАЗе? Над головой обивка, которая выдаёт происхождение машины так же однозначно и жестоко, как Павлик Морозов отца: точно такая же была на Москвичах, Жигулях и Волгах. Кто знает, тот уже понял. А тем, кто не видел, рассказывать о ней, скорее всего, бесполезно. На вид – обычное «что-то», серое в крапинку. Но как она создаёт ощущение автомобиля, который предназначен для того, чтобы возить семью на садовый участок, «на юга», к тёще, но не в булочную! Как удаётся этой обивке создать ощущение социалистического счастья, локализованного в железном объёме долгожданного автомобиля? На этот вопрос, наверное, никто не ответит. Главное – обивка в КамАЗе есть, и это факт.
На приборной панели всё знакомо по тем же советским автомобилям: амперметр, указатели температуры охлаждающей жидкости, уровня топлива и давления масла, спидометр и тахометр. Если приглядеться и включить фантазию, то можно уловить некоторое изящество в расположении приборов: центральное место занимают спидометр с тахометром, относительно которых почти симметрично располагаются все остальные приборы. Непривычным может показаться только манометр, но без него никак: он показывает давление в пневматической (а не гидравлической, как на легковушках, – прим. ред.) системе тормозов. Другой нетипичный элемент – рукоятка гидравлики для поднятия кузова. Самосвал всё-таки! Из пластиковых деталей на панели только пепельница и некоторые кнопки. Остальное – металл, что полностью исключает сверчки и прочие неприятные мелочи, с которыми с переменным успехом бьются владельцы некоторых более современных автомобилей.
А вот чего вообще тяжело было ожидать – это небольшой люк в крыше кабины. Дорогая по сегодняшним меркам опция устанавливалась на этот грузовик «в базе». Сергей рассказал, что при необходимости через него можно выбраться наружу. Я начал сомневаться, но он привёл конкретный пример. «Как?» – читалось в моём удивлённом взгляде. «А ему деваться некуда было – он машину перевернул», – объяснил Сергей. Что ж, может, в этом случае и можно использовать этот люк в виде эвакуационного выхода. Такую догадку лучше не проверять.
Кстати, опрокинуть КамАЗ достаточно несложно. Особенно умеючи.
А обзор из кабины хорош! Видно всё и во все стороны, габариты немаленькой машины тоже чувствуются замечательно.
Надо очень постараться, чтобы описать чувства, возникающие при поездке на этом самосвале. Вроде грузовик, но запредельного шока от больших размеров не испытываешь. Двести десять лошадей есть, а ощущения мощи нет. Кажется, что большой, но проезжать через дворы несложно. Грузовик просто прёт, что, собственно, и должен делать КамАЗ.
На нашей машине установлена пятиступенчатая коробка, самая простая и надёжная. Но есть и недостаток: максимальная скорость, даже на трассе, заставляет водителей следующих за КамАЗом автомобилей ругаться такими словами, о существовании которых раньше они даже не знали. Эти слова рождаются сами по себе, потому что быстрее восьмидесяти с такой коробкой самосвал не едет, но его дизель при этом дымит, как «Титаник» перед смертью. Если полоса одна, а слева от вас сплошная линия – зарождение ненависти к КамАЗу происходит непроизвольно. Спокойно себя будет чувствовать только тот, кто сидит как раз за рулём 55111. Тепло даже в мороз, почти удобно, денежки за рейс капают. Чего нервничать?
Ошибочно полагать, что рулить отечественным самосвалом тяжело. Руль достаточно чуткий, легкий, благо, что гидроусилитель есть, и весьма неплохой. Тормоза тоже вполне справляются со своими обязанностями. Коробка передач с синхронизаторами позволяет переключать передачи без особых сложностей. Бывают на таких КамАЗах и другие КПП, десятиступенчатые, с промежуточными передачами. С такими мультипликаторами грузовик едет быстрее, но ресурс более сложной коробки ниже, да и по надёжности они сильно уступают «пятиступкам».
КамАЗу – 24 года. Его владельцу Сергею – всего 19. Этот самосвал тяжело назвать олдтаймером, поэтому некая доля диссонанса присутствует. Но на это можно закрыть глаза, если учесть, что татарскому «старичку» с хозяином повезло намного больше, чем Муму с Герасимом. Машина была приобретена отцом Сергея четыре года назад и терпеливо дожидалась совершеннолетия своего нового хозяина.
Покупали не «кота в мешке»: отец на этой машине работал, а потом выкупил её, когда в ходе реорганизации фирмы от хорошо подержанной машины решили избавиться. Покупали её именно молодому хозяину, поэтому первые четыре года в собственности Сергея она и провела в гараже. Но гнить ей там не дали.
Наоборот, за это время машина была неплохо подготовлена к ежедневному использованию. Были заменены все воздушные трубки пневматики, подготовлены тормоза. Так как на самосвале ездили разные водители, многие из них пытались провести «тюнинг» проводки с использованием изоленты, перемычек, дополнительных контактов и прочих загадочных элементов, что в итоге привело электрическую схему в состояние лабиринта Минотавра. От кустарщины безжалостно избавились, наварили борта повыше, поставили самодельный бампер, брызговики… Поменяли почти всё, что можно было. Не тронули только двигатель и трансмиссию.
О надёжности коробки мы уже говорили, а мотор 55111 – один из самых надёжных. Было дело, этому V-образному восьмицилиндровому атмосферному дизелю предложили попробовать «малосъедобную» солярку. КамАЗ проглотил, а Скания попросила новый ТНВД (топливный насос высокого давления, – прим. ред.). Единственный конструктивный недостаток – склонность к перегреву при длительной работе на неизменных оборотах. При желании, конечно, можно «убить» и этот мотор, но пока он без ремонта пробежал уже более 350 тысяч километров. Сергей уверен, что это – далеко не предел.
В планах – доводка кабины. Хозяин КамАЗа уверен, что его машина должна быть прекрасна и внутри, и снаружи. Не зря в его речи иногда проскакивала фраза: «Это не я делал, мне не очень нравится, я бы сделал по-другому». И я ему верю.
И всё-таки возраст владельца иногда неудержимо прорывается наружу из-под железной «морды» самосвала. Сирена видна, но сотрудники полиции пока её не нашли. Немного в более скрытом месте стоит тепловозный гудок. Ну и правильно: в машине пневматики много, почему бы компрессору ещё и туда не дунуть!
Как выяснилось, КамАЗ 55111 отлично подходит для дрифта. Пока некоторые ищут хотя бы чуточку «живую» Nissan Silvia или выставляют на продажу почку, чтобы наскрести на 911-й, Сергей уже может рассказать, как здорово «валить боком» на КамАЗе. V8 и задний привод обязывают, знаете ли…
Мало кто знает, но самым первым КамАЗом был ЗиЛ-170. Парадокс, но это так: именно инженерам Завода имени Лихачёва было поручено разработать новый грузовик, который заменил бы собой ЗиЛ-130. Техзадание было весьма сложным, но именно соблюдение его тонкостей сделало КамАЗ таким, каков он есть: трёхосным, с двигателем под кабиной.
На фото: ЗиЛ-130
Дорожное полотно в некоторых районах СССР было рассчитано на давление не более шести тонн на ось. Для достижения запланированной грузоподъёмности было принято решение сделать грузовик трёхосным, при этом осевая нагрузка на каждую ось не превышала пяти с половиной тонн. Дополнительной парой колёс инженеры разрубили один Гордиев узел техзадания. Сложнее было с мотором.
Разработка силового агрегата сначала как-то не задалась. Изначально пытались поставить ЯМЗ-236. Всё вроде бы получилось, но двигатель оказался недостаточно мощным. Пошли простым путём: купить у капиталистов что-то хорошее и сделать из этого наше, ещё более хорошее. Так как в процессе создания уже поглядывали на канадский International 220, то его мотор и решили использовать в качестве образца. Канадца выбрали не случайно: главный конструктор ЗиЛа Анатолий Кригер был знаком с машинами этой серии: на них обратили внимание ещё при создании ЗИС-150. Оттуда, кстати, и пошла мода на бескапотные грузовики: кабина получалась просторнее и удобнее для водителя. Но вопреки достаточно распространённому мнению, двигатель КамАЗа не имеет ничего общего с канадским образцом. В тот первый ЗиЛ-170 всё же поставили русский мотор, и не простой, а почти от танка.
На фото: ЗиЛ-170
Мотор танка Т-64 был бы хорош, если бы не его избыточная мощность более чем в 500 лошадиных сил. Его существенно переделали – если быть точнее, то использовали V-образную компоновку, технологию изготовления поршней и шатунов. Получился новый мотор КамАЗ-740, который и был передан вместе с трансмиссией и прочими разработками на новое производство, организованное в Набережных Челнах.
В 1974 году там был собран первый КамАЗ 5320, на базе которого в 1977 году был создан самосвал КамАЗ 5511. Последний же 5511 сошёл с конвейера в начале 90-х, а с 2000 завод перешёл на выпуск машин нового поколения, прекратив выпуск грузовиков на базе КамАЗ 5320.
www.kolesa.ru
Грузовики марки «КамАЗ» уже долгие годы колесят по дорогам нашей страны. Правда их состояние и возраст порой вызывают множество вопросов — жёсткие условия эксплуатации, в том числе огромные перегрузы, которые недобросовестные перевозчики допускают ради увеличения прибыли, совсем нехорошо сказываются на состоянии этих грузовиков.
И наконец недавно руководство компании пустило в производство полностью новые, а не слегка обновлённые варианты грузовиков. Однако их дизайн скорее подходит для начала 2000-ых — ну очень уж он отстал по современным меркам. Кто в таких случаях приходит на помощь? Верно, независимые дизайнеры!
Сейчас вы смотрите на то, как именно видит новые «КамАЗ» Вадим Гусманов. Очевидно, что самое большое внимание автор набросков уделил спортивным автомобилям, выступающим в ралли-рейдах — команде «КамАЗ-Мастер» точно стоит взять на заметку те элементы дизайна, которые предлагает Вадим!
Однако тут же мы можем видеть и концепты грузовиков для полиции, и даже более бытовые варианты вроде цистерны с молоком — очень в духе тех, которые каждый из нас помнит с детства. Я бы сюда добавил ещё вариант с двумя прицепами — прямо как те, что собирают за собой толпу автомобилей на трассе, не способных обогнать грузовик из-за сплошной разметки.
Кстати, больше всего мне понравился вариант как раз не с круглой светотехникой спереди, а с прямоугольными модулями — они выглядят куда злее и стремительнее, что наверняка помогло бы вселить страх в соперников. А какой вариант больше всего приглянулся вам?
carakoom.com
Надоело пропускать премьеры в кинотеатре из-за бешеного ритма жизни? Устали от того, что по телеканалам стоящие фильмы транслируются в неудобное для Вас время? В Вашей семье часто родные делят пульт от телевизора? Ребенок просит посмотреть мультфильмы для детей, когда Вы заняты, а на каналах нет хороших мультфильмов? И, в конце концов, Вы просто хотите расслабиться после трудового дня на диване в домашней одежде за просмотром интересного фильма или сериала?
Для этого лучше всего иметь всегда в закладках любимый сайт, который станет для Вас лучшим другом и помощником. «А как же выбрать такой сайт, когда их так много?» — спросите Вы. Лучшим выбором для Вас будет именно imperiya.by
Почему именно наш ресурс? Потому что он объединяет в себе множество положительных особенностей, которые делают его универсальным, удобным и простым. Вот список основных преимуществ ресурса.
Бесплатный доступ. Многие сайты просят клиентов покупать подписку, чем наш портал не занимается, так как считает, что у людей должен быть свободный доступ в сети интернет ко всему. Мы не берем с наших зрителей плату за просмотр!
Не нужно никакой регистрации и СМС на сомнительные номера телефонов. Мы не собираем конфиденциальную информацию о наших пользователях. Каждый имеет право на анонимность в интернете, что мы и поддерживаем.
Отличное качество видео. Мы загружаем материалы исключительно в HD формате, что, безусловно, способно порадовать любимых пользователей. Ведь гораздо приятнее смотреть хороший фильм с качественной картинкой, чем с изображением низкого качества.
Огромный выбор. Здесь Вы найдете видео на любой вкус. Даже самому заядлому киноману всегда найдется, что посмотреть у нас. Для детей есть мультфильмы в хорошем качестве, познавательные программы о животных и природе. Мужчины найдут для себя интересными каналы о новостях, спорте, автомобилях, а также о науке и технике. А для наших любимых женщин мы подобрали канала о моде и стиле, о знаменитостях, ну и конечно музыкальные клипы. Устроив вечер в кругу семьи, или с друзьями Вы сможете подобрать веселую семейную комедию. Влюбленная пара понежиться за просмотром любовной мелодрамы. После рабочего дня расслабиться помогает захватывающий сериал или детектив. Фильмы в HD формате нового времени и прошлых лет представлены на абсолютно любой вкус и могут удовлетворить потребности любого зрителя.
Возможность скачивать видео. Абсолютно любой материал на сайте можно скачать к себе на компьютер или флешку. Если вдруг Вы соберетесь на дачу с ноутбуком, где нет интернета, или захотите посмотреть фильм на большом экране телевизора, то Вы всегда можете заранее скачать, а после посмотреть в нужный момент. При этом Вам не придется ждать своей очереди, чтобы скачать видео, как это бывает на торрентах или других похожих сайтах.
Безопасность. Мы следим за чистотой контента, каждый файл перед закачкой проверяется. Поэтому на нашем сайте нет никаких вирусов и шпионских программ, и мы тщательно следим за этим.
Новинки. Регулярно мы обновляем и добавляем на портал новые мультфильмы, сериалы, ТВ-шоу, музыкальные клипы, новости, обзоры, мультсериалы и т.д. и всё это Вы можете посмотреть совершенно бесплатно, без регистрации и смс. Мы стараемся для Вас, для наших любимых посетителей.
Онлайн-просмотр. На нашем сайте не обязательно предварительно скачивать фильм, чтобы его посмотреть, достаточно просто включить и наслаждаться просмотром. Благодаря профессиональной настройке не будет никаких торможений, и ничто не сможет Вам помешать посмотреть интересный фильм.
Закладка. На сайте можно нажатием одной кнопки со звездочкой отравить видео в закладки и вернуться к нему позже. У каждого, наверняка бывало, что увидел на сайте интересное видео, которое хочешь посмотреть, но прямо сейчас нет возможности. Данная кнопка поможет Вам в этом и, освободившись, Вы с легкостью сможете посмотреть, то что хотели.
Удобный интерфейс. Поиск нужного видео не займет у Вас много времени, так как сайт лучшим образом адаптирован для пользователей, и всё интуитивно понятно. Даже ребенок сможет разобраться и включить для себя мультфильм или какую-нибудь программу о животных, природе.
Кино как искусство появилось сравнительно недавно, но уже успело тесно переплестись с нашей жизнью. Множество людей из-за спешки нашего времени уже годами не ходили в театр, в галерею или музеи. Однако трудно себе представить человека, который не смотрел сериал или фильм хотя бы месяц. Киноискусство является синтезом театра, музыки, изобразительного искусства и литературы. Таким образом, оно дает даже самому занятому человеку, у которого нет времени ходить по театрам и галереям, быть ближе к искусству и духовно совершенствоваться.
Также кино заняло сферу и общедоступного развлечения. Просмотр комедий, боевиков, вестернов и т.д. отлично вписывается в какой-нибудь вечер в кругу семьи. Ужастики отлично щекочут нервы даже самого бесстрашного человека. Мультфильмы обожают дети, а некоторые можно смотреть и всей семьей. Познавательные видео помогают расширить знания, посмотреть на мир шире и удовлетворить собственное природное любопытство.
Человек в двадцать первом веке уже не может представить свою жизнь без технологий будущего, кажется, в будущем машины, роботы и техника смогуд заменить человека, а точнее выполнение многих автоматических работ, по этому каждый хочет смотреть какие технологии будут в будущем. На imperiya.by Вам и не нужно откладывать просмотр, просто добавьте видео в закладки и в любой момент можете к нему вернутся и отлично провести время за просмотром качественного видео.
Не отказывайте себе в удовольствии, начните смотреть уже прямо сейчас! Знакомьтесь с обновлениями, с новинками, выбирайте то, что хотели бы посмотреть позже. Порадуйте себя и близких интересными фильмами в хорошем качестве!
imperiya.by