За запуск панели приборов и двигателя отвечает замок зажигания – без этого устройства даже самый шустрый автомобиль не сдвинется с места. Это только в голливудских фильмах каждый прохожий знает, как завести машину, соединив зубами два проводка – в жизни все совсем иначе!
В основе работы замка зажигания лежит механизм, состоящий из переключателя, который при повороте ключа в замке соединяет разные виды контактов. Как правило, замок зажигания работает в нескольких положениях, каждое из которых отвечает за определенное действие при запуске автомобиля.
Фото замка зажигания
Первое положение отвечает за включение приборов на панели и подачу энергопотребления по всему автомобилю. Второе положение отвечает за запуск двигателя. Ну и последний режим – это блокировка руля. Для каждого положения в той или иной степени задействована своя контактная группа замка зажигания.
На фото — контактная группа замка зажигания
Поломка зажигания – достаточно редкое явление и далеко не каждый автомобилист с этим сталкивается. Однако если с пробитым колесом или барахлящим генератором с горем пополам можно доехать до ближайшего СТО, то с поломанным замком далеко не уедешь. Давайте разбираться, из-за чего может возникнуть такая проблема и как ее исправить своими руками.
В замках зажигания расположено несколько групп контактов; если хотя бы один из них не работает, то вся система автомобиля остается без энергоснабжения. Главная причина поломки замка зажигания – выход из строя его реле. В некоторых случаях можно купить такое же и своими руками заменить его. Иногда проще сменить полностью весь замок зажигания.
Чтобы проверить контактную группу замка зажигания, необходимо снять минусовую клемму на аккумуляторе. После этого в салоне автомобиля нужно отключить фишку с проводами, она находится в защитном кожухе внизу рулевой колонки. Далее нужно взять омметр, при помощи которого будем делать замеры сопротивления. Его контакты нужно поочередно подключить к клеммам на фишке, поворачивая ключ зажигания в разные положения. Контакты проверяются попарно, верхний ряд с нижним. Если на каком-то этапе вы заметили слабый контакт или вовсе его отсутствие, возможно, все дело в поломке самой сердцевины замка. В таком случае можно ее заменить. При более серьезных поломках нужно менять реле зажигания или весь замок полностью – все это можно сделать своими руками.
Фото снятие минусовой клеммы на аккумуляторе
В этих случаях необходимо полностью снять замок зажигания. Первым делом нужно убрать обшивку с вала рулевой колонки и отключить все фишки, которые крепятся к замку зажигания. Если у вас возникли трудности с отключением фишек, возьмите отвертку и нажмите на их фиксаторы. Контактную группу проводов нужно отключать без применения особых усилий, чтобы не повредить провода в фишках.
После этого открутите болты, которыми крепится сам замок. Ключ зажигания нужно вставить замок и провернуть в нулевое положение. После этого при помощи отвертки нужно нажать на кнопку, которая фиксирует замок в механизме рулевой колонки – это позволит его полностью достать. Оставшиеся провода отсоедините от замка зажигания. Если в вашем автомобиле были какие-то переделки, обязательно обозначьте провода в порядке их отключения, чтобы при установке нового замка у вас не возникло проблем с подключением.
На фото — отсоединение проводов замка зажигания
Новый замок зажигания можно купить в любом автомагазине и установить его своими руками не составит труда. Все действия нужно выполнить в обратном порядке. Схему подключения контактной группы нужно выполнить по инструкции, которая прилагается в комплекте. При покупке нового замка зажигания обязательно убедитесь, что он именно к вашей модели автомобиля. Для отечественных автомобилей лучше покупать замки нашего производства, они более надежные, чем китайские.
В любом современном автомобиле обязательно должна быть подсветка как доски приборов, так и других кнопок и переключателей, расположенных на торпеде автомобиля. Подсветка замка зажигания – очень распространенное явление в импортных авто. Наши производители до такого не додумались, поэтому многие водители улучшают своего железного коня самостоятельно. Такая подсветка придаст вашему автомобилю особый шарм в ночное время суток, да и удобно это – видеть, куда вставлять ключ.
Фото подсветки замка зажигания
Самым оптимальным и распространенным видом подсветки в наше время является подсветка замка зажигания с помощью светодиодов.
Она не сложна в монтаже, а срок ее службы очень большой. Самое главное, что при выборе такой подсветки не нужно ничего изобретать. В автомагазинах, как правило, продают стандартные типы подсветок, которые имеют только одну лампочку и способны светить только точечно. Для автомобилей ВАЗ начали выпускать готовые элементы для подсветки замка зажигания, которые удобно монтируются и не требуют переделок и вырезов в пластике рулевой колонки автомобиля.
Перед покупкой необходимых материалов сделайте замер кольца зажигания. Определить нужно сам диаметр. В магазине сообщите продавцу данные и он вам выдаст нужный размер кольца под ваш замок. Купите светодиоды необходимого цвета с готовыми проводками и фишками, это избавит вас от работы с паяльником. Также нужен будет эпоксидный клей, чтобы приклеить провода, которые будут расположены в пластике рулевой колонки.
Подсветка замка зажигания выполняется поэтапно – сначала нужно снять пластмассу с рулевой колонки и вытянуть замок зажигания. Как снять замок зажигания в автомобиле, мы рассмотрели выше. После этого определите посадочное место кольца в пластике замка зажигания и просверлите в нужном месте кольца дырки под светодиоды. На следующем этапе вставьте светодиоды и соедините их между собой.
На фото — светодиоды для кольца замка зажигания
Кольцо подсветки при помощи клея приклейте в нужное место. Минусовый конец провода можно подсоединить к массе на замке зажигания. Второй же контакт необходимо подключить к механизму открывания дверей. Для этого посмотрите электрическую схему автомобиля и сделайте монтаж. Если вы ни разу не делали подключение сами, лучше обратиться к опытному электрику.
Очень важно, чтобы подсветка замка зажигания срабатывала именно на открывание дверей. Еще есть вариант подключения подсветки замка зажигания к плафону, который расположен в потолке автомобиля. Для этого подсоединитесь к нему, предварительно проверив полярность контактов на лампе.
Фото кольца подсветки замка зажигания
После того, как все элементы собраны, необходимо проверить правильность работы подсветки и только после этого приступать к обратной сборке рулевой колонки.
При помощи установки таких светодиодов можно улучшить и остальные элементы салона автомобиля.Оцените статью:
(2 голоса, среднее: 3.5 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Adblock
detector
Запустить двигатель автомобиля? Казалось бы, чего проще? Поворот ключа в замке зажигания и ровный гул мотора свидетельствует о готовности транспортного средства к поездке. Однако не всегда этот процесс выглядит именно так. Подавляющее большинство владельцев классических моделей Волжского автозавода сталкивались с ситуацией, когда ответом на поворот ключа становится гробовое молчание силовой установки. И причина, как правило, одна – неисправность системы зажигания.
Контактная система зажигания, установленная на «классике», объединяет большое количество элементов, однако данная статья посвящена устройству, коммутирующему агрегаты, участвующие в процессе пуска и остановки силовой установки транспортного средства, или контактной группе замка зажигания. А о замене замка зажигания на ВАЗ мы уже писали в другом материале.
Контактной группой замка зажигания называют механизм, или соединительную систему, обеспечивающую замыкание контактов электрических проводов в установленной последовательности. Ее функциональное назначение заключается в распределении импульсов тока от источника (аккумуляторная батарея) к потребителям, включенным в электрическую систему автомобиля.
Необходимость использования контактной группы в системе зажигания автомобиля продиктована, в первую очередь, удобством, надежностью соединения и группировкой проводов, входящих в электрическую цепь. Кроме того, использование контактной группы в качестве промежуточного звена между потребителем и замком зажигания обеспечивает повышение степени ремонтопригодности последнего.
Конструкция замка зажигания, установленного на классических моделях «ВАЗ», не что иное, как традиционный прерыватель тока электрической цепи. Ключ в данной конструкции играет роль регулятора положения контактов, способного выполнить несколько стандартных вариантов замыкания контактов, соответствующих определенным режимам эксплуатации транспортного средства:
Соединение проводов типа «розетка-вилка» обеспечивает высокую надежность контакта, а специальные крепления в пластиковом корпусе группы выполняют функции изолятора (разграничителя), препятствующего возникновению коротких замыканий. Таким образом, контактная группа замка зажигания, не что иное, как устройство, соединяющее посредством электрических проводов все потребители в единую систему (смотри рисунок).
Контактная система зажигания, применяемая на классических моделях «ВАЗовских» автомобилей, может быть двух типов: генераторной и батарейной. Отличие данных систем заключается в наличии у одной из них автономного источника питания (батарейная), что позволяет использовать электроприборы при неработающем двигателе.
В основу работы контактной группы замка зажигания положен следующий принцип. Поворотом ключа замыкается электрическая цепь от «-» клеммы аккумуляторной батареи через катушку зажигания на клемму «+» АКБ. Ток, проходящий через катушку, преобразуется в импульс высокого напряжения, генерирующий искровой разряд на электроде свечи зажигания. Следовательно, поворотом ключа инициируется пуск силового агрегата автомобиля. Включение других электрических цепей, обеспечивающих функционирование элементов электрического оборудования транспортного средства, производится установкой ключа зажигания в соответствующие положения, обуславливающие замыкание определенных групп контактов.
В зависимости от модели автомобиля одним и тем же позициям ключа в замке зажигания могут соответствовать разные группы контактов, а, следовательно, и разные режимы работы электрооборудования. Возможен вариант, при котором подача напряжения осуществляется в момент установки ключа в замок зажигания, то есть сам ключ замыкает цепь, подающую питающее напряжение. Подобным образом организовано функционирование противоугонных и сигнализационных систем, устройств, блокирующих двери автомобиля и т.д.
Контактная группа замка зажигания – элемент, подвергающийся воздействию высоких температур, особенно в момент пуска силового агрегата транспортного средства. Происходит это в результате роста температуры проводника электропровода (вследствие резких скачков напряжения), провоцирующего выгорание изоляционного материала контактной группы.
Установка дополнительного разгрузочного реле, частично снимающего нагрузку в момент пуска двигателя, способно обезопасить контактную группу от возникновения дефекта, описанного выше. Тем не менее, явление это достаточно распространено среди «ВАЗовской» «классики». И единственным решением проблемы, гарантирующим дальнейшую бесперебойную эксплуатацию системы зажигания, является замена контактной группы.
Процесс замены контактной группы достаточно прост, причем это в равной степени относится и к техническим особенностям процедуры, и к обеспечению инструментом и обладанию навыками ремонта. Основным моментом, требующим определенного внимания и скрупулезности, является соблюдение схемы подключения контактов. Она должна быть абсолютно идентична старой. Кроме того, информация о схеме подключения размещена в эксплуатационной инструкции автомобиля.
Итак, меняем выгоревшую контактную группу замка зажигания:
После сборки и установки замка зажигания рекомендуется проверить свободу поворота ключа, а также четкость его фиксации в определенных положениях. При помощи шила отключаем кнопку фиксатора и вынимаем замок.
Темы:
Работа цилиндра замка описана на странице цилиндра замка.
В настоящее время контактные замки все чаще используются без цилиндра замка и работают полностью в электронном виде с помощью пластикового чипа или ключа.
Электрическая часть замка зажигания:
За личинкой замка находится электрическая часть, также называемая «контактной колодкой». Это фактически гарантирует, что движение, сделанное с помощью ключа, преобразуется в натяжение правильных проводов; поэтому выберите режим аксессуаров и запустите.
Электрическая часть часто фиксируется винтом, поэтому ее достаточно легко снять с корпуса замка зажигания в случае необходимости ремонта.
На изображении справа показана передняя часть контактного блока. Посередине находится желтая вращающаяся деталь с горизонтальной прорезью. Когда ключ вставляется в замок зажигания, конец ключа входит в этот паз. Когда правильный ключ вставляется в цилиндровый замок, он может поворачиваться благодаря планкам в замке зажигания. Что вы на самом деле делаете, так это поворачиваете желтую часть в контактном блоке. Внутри контакты переключателя (к которым штекер подключается сзади) соединены друг с другом. Это объясняется более подробно на диаграмме в следующем разделе.
Может случиться так, что автомобиль больше не заведется. В этом случае контактный блок может иметь внутренний дефект. Чтобы проверить это, можно проверить управляющее напряжение на маленьком проводе, ведущем к стартеру.
В старых автомобилях иногда можно было снять штекер с контактной колодки и затем соединить определенные контакты своим проводом. Или скрутите желтую часть отверткой, как показано на изображении выше. Это позволило завести машину и начать движение. Таким путем часто шли кражи автомобилей.
Чтобы предотвратить это, в наши дни в каждый автомобиль встроен иммобилайзер. Номер ключа транспондера в ключе сравнивается с сохраненными значениями. Если это не совпадает, двигатель глохнет сразу после запуска. Поэтому в настоящее время уже невозможно запустить и запустить автомобиль только с помощью перемычки проводов или просто с помощью контактного блока.
См. здесь дополнительную информацию об иммобилайзере.
Схема замка зажигания с предохранительным реле:
На приведенной ниже схеме показан замок зажигания. Это показывает коды компонентов, такие как CS зажигания и RX предохранительного реле. Здесь также показаны коды клемм 15, 30, 31, 50 и 75.
В момент установки замка зажигания в положение 1 клемма 15 соединяется с клеммой 30. Это означает, что зажигание включено и потребители в салоне, в том числе, получают напряжение. Во время запуска на клемму 50(b) подается напряжение, заставляя стартер вращаться. Когда замок зажигания повернут в положение 0, но ключ еще не извлечен из личинки замка, на клемме 75 остается напряжение. На клемме 75 находятся потребители, такие как магнитола. Поэтому в автомобиле этой схемы магнитола останется включенной, если зажигание выключено, а ключ еще не вынут из личинки замка.
Функция контакта разгрузочного реле X (называемого на английском языке «реле снижения нагрузки») заключается в управлении потребителями, для работы которых требуется большое напряжение и ток, такими как вентилятор (внутренний вентилятор), радио, ближний свет фары, обогрев заднего стекла, обогрев сидений и т. д. при запуске двигателя. Во время запуска переключатель x в замке зажигания размыкается (как и в текущей ситуации на схеме). Подача напряжения на соленоид (между клеммами 85 и 86 стороны управляющего тока реле) прерывается. В результате через клемму 30 на 87 не будет протекать основной ток, в результате чего потребители, подключенные к проводу № 102 по другой схеме, временно отключаются. В этот момент для стартера доступно больше мощности, чем когда другие потребители используют большую мощность. Следовательно, этот компонент называется предохранительным реле.
При повороте ключа зажигания в обратном направлении после запуска двигателя выключатель X в замке зажигания снова замыкается. На реле RX снова подается напряжение, так что потребители снова получают напряжение и ток.
Хотя базовый выключатель зажигания не менялся в течение многих лет, способ подачи электрического тока на современную бортовую электронику сделал его ключевым фактором при диагностике периодически возникающих сбоев в различных электронных операционных системах.
Работа выключателя зажигания усложнялась по мере того, как к автомобилям добавлялись такие аксессуары, как радиоприемники, электрические стеклоочистители и вентиляторы отопителей. Выходя за рамки своей первоначальной роли простого выключателя системы зажигания двигателя, выключатель зажигания был также разработан для подачи электроэнергии через дополнительное положение на выключателе. Это позволило аксессуарам работать при включенном зажигании и выключенном двигателе без перегрева и окисления контактов в распределителе двигателя. По мере добавления дополнительных аксессуаров, таких как электрические стеклоподъемники, дверные замки с электроприводом, сиденья с электроприводом, кондиционер и электронные автоматические коробки передач, работа замка зажигания становилась еще более требовательной.
Сегодня замок зажигания представляет собой сложное устройство, которое питает многочисленные электрические и электронные системы автомобиля. По сути, новейшая версия обычного ключа зажигания представляет собой электронное устройство, которое идентифицирует водителя и позволяет ему активировать систему запуска по требованию. Но это уже другая история, так что давайте продолжим изучение основ обычного замка зажигания, его работы и диагностики.
КОНФИГУРАЦИИ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ ЗАЖИГАНИЯ
Большинство ранних выключателей зажигания передавали весь электрический ток, необходимый для питания системы зажигания автомобиля и аксессуаров. По мере добавления аксессуаров сила тока через выключатель зажигания стала слишком высокой для большинства конфигураций переключателя. Чтобы уменьшить амперные нагрузки через замок зажигания, импортные производители стали добавлять электрические реле в цепь замка зажигания. В этой конфигурации выключатель зажигания обеспечивает очень малую силу тока для активации реле, которое, в свою очередь, активирует устройства с большой силой тока, такие как двигатели вентиляторов HVAC, электрические вентиляторы охлаждения и аналогичные устройства.
Для аксессуаров с меньшей силой тока выключатель зажигания передает ток в блок предохранителей, предназначенный для защиты выключателя зажигания и сопутствующей проводки от катастрофического перегрева в случае короткого замыкания цепи компонента на массу.
ПРИЧИНЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
Большинство выключателей зажигания имеют подпружиненные скользящие контакты для передачи достаточного тока на отдельные цепи предохранителей и реле. По мере того, как эти контакты начинают изнашиваться, они могут утратить способность обеспечивать идеальный механический контакт. В других случаях они могут начать окисляться из-за сильного тока. В любом случае контакты начинают создавать электрическое сопротивление, которое снижает силу тока, протекающего через замок зажигания.
Очень немногие выключатели зажигания выходят из строя катастрофически. Большинство из них периодически выходят из строя и обычно чувствительны к температуре и влажности. Если внутренние скользящие контакты сильно смазаны во время сборки, смазка может начать затвердевать и препятствовать механическому контакту в холодную погоду.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ
Хотя каждая заводская табличка имеет собственную конструкцию замка зажигания и электрической системы, для диагностики любой проблемы с современным замком зажигания требуются некоторые общепринятые инструменты, которые следуют в следующих нескольких параграфах.
Импортные модели последних моделей имеют чрезвычайно сложные схемы электрических компонентов, соединенные еще более сложными системами проводки. Большинство схем проводки просто иллюстрируют электрическую взаимосвязь между различными компонентами и цветовую маркировку проводов, соединяющих компоненты. К сожалению, хотя электрическая схема необходима для любой диагностики электрической системы, она обычно не иллюстрирует сложную разводку различных цепей предохранителей и реле, питаемых от замка зажигания.
Диаграммы распределения электроэнергии, возможно, являются наиболее точной иллюстрацией того, как выключатель зажигания распределяет электричество через блок предохранителей и различные электрические реле. Кроме того, в схемах распределения питания также перечислены отдельные аксессуары, которые питаются от различных предохранителей или реле.
Конечно, мы должны помнить, что заземление завершает каждую электрическую цепь, питаемую замком зажигания. На схеме распределения заземления не только указано заземление для каждого предохранителя, реле и компонента, но также указано, где находится заземление на шасси автомобиля.
Несмотря на то, что схемы шин и монтажных схем совершенно разные, я объединю их для простоты редактирования. Проще говоря, схема связи по шине определяет провода, по которым различные бортовые компьютеры и модули связываются друг с другом. В большинстве случаев провода шины можно идентифицировать как пары скрученных вместе проводов, по которым обычно передаются импульсные низковольтные сигналы напряжением около 2,5 вольт. В любом случае важно не перепутать провод связи шины с проводом, передающим напряжение аккумулятора.
Что касается схем соединений, важно иметь возможность проверить расположение и целостность различных соединений в электропроводке. В некоторых случаях снижение напряжения в электрической цепи может быть вызвано плохим соединением, а не плохим контактом в замке зажигания.
ВОЛЬТ, ОМ И АМПЕРОМЕТР
Поскольку необходимо измерять очень тонкие различия в напряжении, сопротивлении и силе тока в электрической системе, чрезвычайно важно использовать профессиональные измерители импеданса с сопротивлением 10 МОм. Счетчики, которые не соответствуют этому стандарту, часто будут давать неточные и вводящие в заблуждение показания, что приведет к серьезным ошибкам технического специалиста при диагностике замка зажигания.
СЦЕНАРИИ ДИАГНОСТИКИ
На износ выключателей зажигания могут указывать маловероятные события, такие как загорание индикатора неисправности (MIL) и получение нескольких диагностических кодов неисправностей (DTC) из диагностической памяти модуля управления трансмиссией (PCM). Вместо нескольких кодов DTC, вызванных отказом нескольких компонентов, проблема может быть вызвана тем, что выключатель зажигания не подает достаточную силу тока на саму операционную систему.
Хорошей иллюстрацией могут быть шесть или более кодов DTC, содержащихся в конкретной системе, такой как электронная автоматическая коробка передач или раздаточная коробка полного привода. Крайне маловероятно, например, что шесть соленоидов переключения, содержащихся в автоматической коробке передач, выйдут из строя одновременно. Наиболее вероятным местом для начала диагностики будет клемма выключателя зажигания, подающая напряжение и силу тока в цепь соленоида коробки передач.
КОЛЕБАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ
Продолжая этот сценарий, наихудшей процедурой является нарушение электрических соединений, проводки или компонентов в системе. Вместо этого самая безопасная процедура — измерить напряжение на предохранителе, питающем цепи электромагнитных клапанов коробки передач. Подключив наш вольтметр к хорошему заземлению и измерив доступное напряжение на предохранителе, мы можем определить, снижает ли высокое сопротивление в замке зажигания ток, подаваемый на предохранитель и компоненты, которые он питает.
Если на других предохранителях имеется напряжение аккумуляторной батареи 13,5 вольт, а на предохранителе соленоида коробки передач только 9,5 вольт, можно сделать вывод, что в замке зажигания возникло сопротивление, из-за которого каждый из соленоидов коробки передач испытывает недостаток электрического тока. Поскольку PCM может обнаружить неисправность соленоида или цепи соленоида путем измерения силы тока через заземление в PCM, PCM может сохранить DTC для каждого из затронутых соленоидов.
Хотя это только один диагностический сценарий, процедура аналогична диагностике многих других электрических систем, питаемых от замка зажигания.