8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Lancia stratos zero: История невероятной Lancia Stratos, которой исполнилось 50 лет

История невероятной Lancia Stratos, которой исполнилось 50 лет

История

08:00, 22 марта 2022

8

 мин.

Дизайн как с другой планеты, мотор Ferrari и неувядающая гоночная слава

Вся недолгая история жизни Lancia Stratos изобилует неординарными решениями и неожиданными поворотами, совершенно не типичными для мирового автомобилестроения. Этот уникальный автомобиль изначально не предназначался для дорого общего пользования и в «гражданку» переоделся лишь по необходимости. В честь 50-летия удивительного спорткара вспоминаем, как он вообще смог появиться на свет.

В ноябре 1970 года посетители Туринского автосалона могли лицезреть очередное клиновидное творение дизайнера Марчелло Гандини под названием Bertone Stratos Zero. Впрочем, глядя на этот автомобиль можно было не спрашивать, кто является автором его дизайна, так как почерк Гандини безошибочно узнавался во всех спорткарах, за дизайн которых он отвечал. Будь то Lamborghini Countach, Cizeta V16T или первый прототип Bugatti EB110.

Но если прототип Bugatti EB110 «завернули» из-за слишком уж примелькавшегося клиновидного дизайна, то в 1970 году творения Гандини выглядели ещё свежо и самобытно. Настолько самобытно, что директор спортивного отделения Lancia Чезаре Фьорио буквально влюбился в Bertone Stratos Zero и отныне спал и видел этот автомобиль под маркой Lancia, громящим соперников на раллийных трассах.

Восторги своего шефа разделял и Джованни Тонти — технический директор спортотделения Lancia, который соглашался, что такой автомобиль был бы достойной заменой раллийной Lancia Fulvia HF. Правда, концепту Bertone Stratos Zero требовалось придать более приземленный облик, да и вообще надо было очень серьезно поработать с машиной, прежде чем рассчитывать на победы. Фьорио и Тонти организовали встречу руководства Lancia с Нуччо Бертоне, и стороны очень быстро договорились о том, что ателье Bertone доработает машину и выпустит 500 автомобилей, что являлось непременным условием для допуска будущей Lancia Stratos HF к участию в гонках.

В 1969 году Lancia вошла в большую семью FIAT, и это принесло свои плоды — от 1,6 литрового, четырехцилиндрового 130-сильного мотора, которым оснащалась Lancia Fulvia HF, было решено отказаться в пользу более мощного силового агрегата. После недолгих раздумий выбор пал на 2,4 литровую 190-сильную «шестерку» Ferrari, которой комплектовалась модель Ferrari Dino 246 GT.

Известного своим сварливым характером Энцо Феррари такая перспектива не сильно обрадовала, но Ferrari к тому времени, также как и Lancia, входила в империю FIAT. Если решения по «конюшне» Формулы-1 Энцо мог принимать самостоятельно, то все другие вопросы решало руководство FIAT. Поэтому Феррари в «добровольно-принудительном» порядке попросили поделиться моторами с Lancia, и ему пришлось подчиниться. Впрочем, Ferrari Dino 246 GT вскоре должны были снять с производства, а выпуск пяти сотен дополнительных — и предварительно оплаченных, — двигателей улучшил бы финансовые показатели Ferrari, поэтому самолюбие Энцо было не сильно уязвлено.

В ноябре 1971 года всё там же, в Турине, состоялся дебют спорткара Lancia Stratos HF, который заметно отличался от представленного годом ранее концепта Stratos Zero. Гандини при участии Джанпаоло Даллары переработали дизайн кузова: из заднемоторного автомобиль стал среднемоторным, алюминиевый кузов заменили стеклопластиковым, а 1,6 литровый двигатель Lancia уступил место 2,4 литровому мотору от Ferrari Dino 246 GT, от него же позаимствовали и пятиступенчатую механическую коробку передач.

Можно сказать, что своим рождением этот автомобиль обязан целой плеяде выдающихся итальянских конструкторов, дизайнеров и бизнесменов. Его «крестными отцами» стали Чезаре Фьорио, Нуччо Бертоне, Джованни Тонти, Джанпаоло Даллара, которому помимо изменения дизайна, пришлось также провести первые тестовые заезды Lancia Stratos HF на Корсике в 1972 году. Марчелло Гандини записал в своей актив ещё один эпохальный автомобиль, а Никола Матерацци, занимавшийся доводкой двигателя и ходовой части, закрепил за собой звание одного из самых перспективных и талантливых автомобильных инженеров Италии. И не случайно, что именно ему очень скоро ему предстоит стать «крестным отцом» другого культового итальянского автомобиля — Ferrari F40. Даже Энцо Феррари косвенно поучаствовал в рождении Lancia Stratos HF, поделившись своими двигателями.

Двухместный заднеприводный спорткар получился достаточно компактным: длина — 3,7 метра, ширина — 1,75 м, колесная база — 2,18 метра. Благодаря стеклопластиковому кузову машина весила всего 980 кг, но это относится к «гражданской» модификации Lancia Stratos HF Stradale. А вес гоночных версий впоследствии удалось снизить до 900 кг. До первой сотни машина разгонялась за 6 секунд, максимальная скорость составляла 230 км/ч.

Но одно дело красоваться на подиуме и собирать восторженные отзывы прессы и посетителей Туринского автосалона, и совсем другое дело — сражаться с соперниками на гоночных трассах. А вот с этим у прототипов Lancia Stratos HF дело поначалу не заладилось. Первые машины были собраны в конце лета 1972 года и отправлены на испытания — и сразу же обнаружились многочисленные детские болячки. Которые пришлось оперативно устранять. Была усилена подвеска, доработана система охлаждения двигателя и перенастроено рулевое управление. Результат не заставил себя ждать, и в апреле 1973 года доработанная Lancia Stratos HF выиграла в Испании ралли Firestone. А в сентябре того же года была одержана победа уже в ралли Tour de France. После чего всем стало ясно, что пора отправлять машину в «большое плавание», то есть заявлять её как участника чемпионата мира по ралли 1974 года.

Заводской гонщик Lancia Сандро Мунари начал чемпионат 1974 года за рулем Lancia Fulvia HF, но затем пересел на Stratos HF и выиграл три гонки, что позволило команде Lancia завоевать чемпионский титул. Самое интересное, что в чемпионате участвовала не только машина из общего «семейного» концерна FIAT — Abarth 124, но и Lancia Beta. Так что Lancia Stratros HF сражалась не только с Ford Escort, Toyota Celica и Alpine-Renault, но и со своими близкими «родственниками».

В 1975 году преимущество Lancia Stratos HF над конкурентами стало ещё более впечатляющим — гонщики Lancia Сандро Мунари и Бьорн Вальдегард одержали четыре победы и пять раз поднимались на подиум. Курьёзом выглядело то обстоятельство, что главным соперником в том чемпионате был не занявший третье место Alpine-Renault, а серебряный призер — FIAT. Вот такой родственный, итальянский «междусобойчик» имел место в семидесятые годы. Сейчас такое представить трудно, но тогда это было в порядке вещей.

В сезоне 1976 года в первой же гонке «Ралли Монте-Карло» весь подиум оказался оккупирован гонщиками, выступавшими на Lancia Stratos HF. Затем ситуация повторилась на «Ралли Сан-Ремо», а всего за сезон было одержано четыре победы и выигран третий подряд чемпионский титул. Победное шествие Lancia Stratos HF могло бы продолжаться и дальше, но беда пришла оттуда, откуда её ждали меньше всего. Руководство FIAT решило обуздать всё возрастающие раллийные амбиции команды Ford и сделать это должна была не Lancia Stratos HF, а новейший FIAT 131 Abarth.

Несмотря на то, что Сандро Мунари выиграл первый этап сезона 1977 года в Монте-Карло, это была единственная победа в том году, и из общепризнанных лидеров Lancia оказалась на пятом месте по итогам чемпионата. А затем случилось неизбежное — в 1978 году производство Lancia Stratos HF было прекращено. Правда, машина не покинула гоночные трассы, так как несколько экземпляров было выкуплено частными гоночными командами, и отдельные Lancia Stratos HF продолжали выступать ещё несколько лет. Причем продолжали выступать успешно — свою последнюю победу Lancia Stratos HF одержала в 1981 году на «Ралли Корсики», а всего за гоночную карьеру машина выиграла 18 гонок в чемпионате мира по ралли. И это не считая участия в других соревнованиях, где гонщики на Lancia Stratos HF нередко добивались успеха.

Всего c 1972 по 1978 год было изготовлено 492 экземпляра Lancia Stratos HF и Stradale — первого автомобиля в мире, который из раллийного стал дорожным, а не наоборот. С годами Lancia Stratos HF превратилась в самую настоящую итальянскую автоспортивную икону и культовый автомобиль. У него было немало поклонников как в Италии, так и в других странах, и неудивительно, что время от времени предпринимались попытки возродить легенду. Причем этим занимались не только крошечные малоизвестные фирмы, но и весьма серьезные компании, например, Pininfarina.

По заказу коллекционера Lancia Stratos HF, немецкого бизнесмена Михаэля Стошека, в 2008 году Pininfarina построила штучный автомобиль Pininfarina New Stratos. За основу был взят спорткар Ferrari F430 Scuderia, который весьма кардинально переработали. Машина обзавелась новым карбоновым кузовом, выполненным по мотивам Lancia Stratos HF, а 4,3 литровую «восьмерку» форсировали, в результате чего её мощность составила 540 л.с., что было на 30 л.с. больше чем у Ferrari F430 Scuderia.

Доработке подверглась и шестиступенчатая роботизированная КПП. Длина автомобиля — 4,18 м, ширина — 1,97 м, колесная база — 2,4 м. То есть Pininfarina Stratos оказалась чуть меньше донора Ferrari F430 Scuderia и легче его на 10 кг (1240 кг). На покорение первой сотни машине требовалось 3,3 с, второй — 9,8 с, максимальная скорость составляла 300 км/ч. В перспективе Стошек и Pininfarina планировали наладить мелкосерийный выпуск возрожденной Stratos, но этому категорически воспротивились в Ferrari и заявили, что превращенные в New Stratos спорткары из Маранелло могут не рассчитывать на техническую поддержку и обслуживание.

Столь недвусмысленное предупреждение заставило Pininfarina отказаться от дальнейших работ над машиной, но Стошек, приобретший права на имя Stratos, сдаваться не собирался и вскоре нашел нового партнера, туринскую фирму Manufattura Automobili Torino. Несколько лет Стошек и его итальянские партнеры пытались наладить выпуск нового Stratos, заявлялось что автомобиль будет выпущен серией в 25 экземпляров, но пока что все эти замыслы далеки от воплощения.

В любом случае это «новодел», не имеющий ничего общего с раллийной иконой семидесятых годов. Ничего, кроме купленного имени. Как покупали когда-то всякие проходимцы дворянские титулы и прочие звания, так и герр Стошек приобрел имя Stratos, на обладание которым, по большому счету, не имеет абсолютно никаких моральных прав.

Автор:Александр Плеханов

Теги:

#автоспорт

,

#Lancia

,

#История

Все новости Quto в VK

Подписаться

Новости партнеров

Lancia Stratos Zero

Всего на сайте моделей 3390   модификаций  8614

Lancia Stratos Zero (1970)

Модификации:

  1. Lancia Stratos Zero (1970)

Ссылки
Марка:Lancia
Предыдущая модель:
Следующая модель:Lancia Stratos
Родственные модели:

Рейтинг (4) Всего 2      Оценить


Lancia Stratos Zero (1970)

Lancia Stratos Zero — футуристический концепт-кар, представленный на Туринском автосалоне 1970 г.

за год до появления первого прототипа серийной Lancia Stratos. Его разработал главный дизайнер ателье Bertone Марчелло Гандини, ставивший себе цель создать настолько низкий автомобиль, насколько это возможно. Ранее Гандини уже построил клиновидное купе Alfa Romeo Carabo, а впереди его ожидала слава автора дизайна Lamborghini Countach. Но с Lancia Stratos Zero не могло сравниться ни одно транспортное средство, сделанное руками человека. В 1971 г., когда Нуччио Бертоне лично приехал в штаб-квартиру Lancia обсудить проект будущего спорткара, вокруг Stratos Zero сразу собралась толпа зевак, чтобы посмотреть на неопознанный объект, припаркованный у входа. О том, что это автомобиль, свидетельствовало только наличие четырёх колёс и звук работающего двигателя Lancia V4. И публика была непомерно удивлена, когда из единственной двери «космического корабля» вышел Нуччио Бертоне собственной персоной.

Кузов Lancia Stratos Zero воплощал в себе чистую форму клина. Он был однообъёмным, но внутри чётко делился на две половины: кабину и моторный отсек.

Характерные для обычных машин панели: капот, крышка багажника, двери и крыша — у него отсутствовали. Вместо этого он имел один входной люк, служивший одновременно крышей и лобовым стеклом, и крышку капота из пяти вложенных друг в друга треугольных жалюзи, которая в открытом виде становилась под тем же углом, что и передняя часть кузова, превращая клин в оперение дротика. В салоне было два лежачих места, обитых кожей по принципу шоколадной плитки. Водитель мог сесть на своё место только тогда, когда руль был отодвинут с помощью гидравлического механизма. Вместо панели приборов имелся прямоугольный зелёный кронштейн с датчиками и кнопками слева от водителя. Поскольку высота Stratos Zero составляла всего 840 мм, через верхние и нижние боковые окна можно было увидеть только колёса проезжавших мимо машин. Встроенные в передние крылья небольшие зеркала были практически бесполезны, и во время испытаний к лобовому стеклу приходилось крепить наружное зеркало заднего вида. Вместо обычных фар автомобиль имел тонкую полоску из 10-ти ламп по 55 Вт каждая спереди и такие же полоски из 84-х ламп по периметру усечённого хвоста.

В отличие от многих других концепт-каров, Lancia Stratos Zero была полностью функциональной. Она была построена на специальной центральномоторной платформе с колёсной базой 2220 мм, впоследствии положенной в основу Lancia Stratos. Перед ведущей задней осью был установлен 1.6-литровый двигатель V4 от Lancia Fulvia 1600 HF, мощностью 115 л.с., в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач. Подвеска была полностью независимой, на стойках Макферсона спереди и на двойных поперечных рычагах сзади, а все тормоза — дисковыми. Стоимость проекта составила 40 млн лир или $65000.

После дебюта на автосалоне Lancia Stratos Zero была перекрашена с бронзового в серебристый цвет и в 1971 г. прошла дорожный тест от журнала Quattroruote. Затем она долгое время находилась в музее Bertone и в 2000 г. ей вернули первоначальный вид. Копия этого автомобиля в 1988 г. снималась в клипе Майкла Джексона «Moonwalker». В 2011 г. во время конкурса элегантности Villa d’Este концепт-кар был продан на аукционе RM за €761600.

Характеристики
 МодификацияLancia Stratos Zero
 Годы выпуска1970
 СтранаИталия
 ПроизводительLancia Automobiles SpA, Fiat Group
 Произведено1
 КатегорияКонцепты
 ДизайнBertone
 Тип кузоваДвухместное купе
Технические данные
 КонструкцияМонокок
 Тип двигателяV4
 Объём двигателя1584 см3
 Расположение двигателяПродольно по центру
 Система питанияДва карбюратора Solex
 Тип ГРМDOHC
 Клапанов на цилиндр2
 ОхлаждениеЖидкостное
 Рабочий циклЧетырёхтактный
 Топливная категорияБензиновые
 Степень сжатия10. 5:1
 Максимальная мощность115 л.с. при 6000 об/мин
 Максимальный крутящий момент153 Нм при 4500 об/мин
 Трансмиссия5-ступенчатая механическая
 ПриводЗадний
 Передняя подвескаНезависимая на пружинах
 Задняя подвескаНезависимая на пружинах
 Передние тормозаДисковые
 Задние тормозаДисковые
 Вес710 кг
 Колёсная база2220 мм
 Длина3580 мм
 Ширина1840 мм
 Высота840 мм

Кузовное ателье: Bertone

Комментарии (0)

Имя: Коментарий:

Ваша оценка

Oldsmobile 88 Gen-3

Skoda 440/445

Studebaker Lark Wagonaire

Excalibur SS

О проекте | Отзывы, обратная связь | automotiveheritage. [email protected] |

Все права защищены © 2018-2023 automotive-heritage.com

Lancia Stratos HF Zero 1970 года был суперкаром в форме клина | News

Читая описание Lancia Stratos HF Zero 1970 года на вилле d’Este Concorso d’Eleganza, можно подумать, что это не более чем нелепая сноска в автомобильной истории. Автомобиль сравнивают с «мобильным пандусом», и зрителям советуют «не спотыкаться о него и не наступать на него».

На самом деле, важность Stratos Zero, разработанной Bertone, невозможно переоценить. Открыт 19 октября.70 на автосалоне в Турине, он был аналогом столь же возмутительного Ferrari 512S Modulo от Pininfarina. Обе машины имеют почти абстрактное, скульптурное качество, но Stratos кажется более динамичным по сравнению с несколько статичным Modulo. Он также еще ниже, всего 33 дюйма в высоту.

Мощность исходила от 1584-кубового двигателя V-4 мощностью 115 лошадиных сил при 6200 об/мин, позаимствованного прямо у серийной Lancia Fulvia. В задней части автомобиля есть решетка, через которую хорошо видны механические элементы; моторный отсек закрыт треугольным капотом, открывающимся вправо.

С каждой стороны автомобиля есть два небольших окна, расположенных друг над другом, а вход и выход облегчается открытием большого ветрового стекла в рамке. Рулевое колесо со сферическим центром можно сдвинуть вверх, чтобы облегчить водителю выход. Черные кожаные сиденья имеют блочный квадратный рисунок.

Stratos Zero не был предшественником знаменитого раллийного автомобиля Lancia Stratos HF, но он привлек внимание высшего руководства Lancia на автосалоне в Турине — достаточно, чтобы Bertone и Lancia сели вместе и создали серийный Stratos.

  • Чтобы отлично провести время в Пеббл-Бич, не нужно быть богатым (или даже быть приглашенным куда-либо),
  • Что бы я сделал по-другому: Марчелло Гандини
  • Концепция Alfa Romeo Carabo 1968 года обещала будущее

В настоящее время Stratos Zero имеет уникальный медный цвет, но ранее он был окрашен в серебристый цвет, что, возможно, еще лучше подчеркивает его ультрафутуристическую форму. Под заголовком «Экстраполяции» швейцарское Automobil Revue писало в то время: «Смелые, даже кажущиеся заумными идеи могут иметь положительные, едва ожидаемые результаты». И это, безусловно, относится к Stratos Zero от Bertone, концепту, который в большей степени, чем любой другой, открыл эру угловатых клиновидных автомобилей, характерных для 19-го века.70-х и 80-х годов, и послужила его преждевременной кульминацией.

Автомобиль и водительАвтомобиль и водитель Lettermark logo

Йенс Майнерс

Сотрудничающий редактор

Йенс Майнерс занимается автомобильной промышленностью с 1996 года и большую часть этого времени пишет для журнала Car and Driver. Он является членом жюри конкурса «Всемирный автомобиль года» и «Международный двигатель года», а также основателем конкурса «Немецкий автомобиль года». Йенс живет то в Нью-Йорке, то в Нюрнберге, где у него постоянно растет коллекция исторических автомобилей.

Концепт-кар недели: Lancia Stratos Zero (1970) | Артикул

Lancia Stratos Zero произвел фурор на Туринском автосалоне 1970 года, сделав дизайнера Марчелло Гандини суперзвездой 

Пининфарина и Загато.

Имея в виду четкую стратегию, он купил у друга Lancia Fulvia. Кузов автомобиля был поврежден в результате аварии, но большая часть его механических компонентов, включая двигатель и подвеску, осталась нетронутой. Bertone планировал заново изобрести Fulvia со средним расположением двигателя, чтобы он мог конкурировать на мировом раллийном этапе с Alpine A110 и Ford GT70.

Проект был передан юному вундеркинду Бертоне Марчелло Гандини, который увидел возможность довести свой радикальный дизайн танкетки до предела. Сначала он исследовал его на Alfa Romeo Carabo, затем на Autobianchi Runabout, но линии Stratos Zero вывели его на совершенно новый уровень.

Lancia Stratos Zero считается одним из лучших концепт-каров всех времен

От ультратонких фар во всю ширину до черной задней панели — во всем дизайне использовались четкие четкие линии, органично сочетающиеся с инновационной графикой. над его гранеными панелями. Одной из задач, поставленных перед командой Bertone, было увидеть, насколько низко они могут построить машину.

При высоте всего 84 сантиметра его невероятные пропорции выглядели чрезвычайно драматично со всех сторон.

Из-за того, что кабина была сдвинута далеко вперед, плоская носовая часть была идеально совмещена с ветровым стеклом; последний необычно шире наверху, чем у основания. За крыльями смещение между арками и окнами образовало дискретный треугольный карман для зеркал заднего вида.

Модель Stratos была разработана молодым Марчелло Гандини

Профиль отличался ромбовидной конструкцией, слегка наклоненной вперед, но уравновешенной вертикальной графикой DLO. Как и у марзаля, восходящая линия делила корпус и ДЛО по горизонтали на симметричные половины. Эта линия устремилась к сверхширокому укороченному хвосту, обнажая смехотворно широкие задние колеса. В общей сложности 84 лампочки были использованы для создания рисунка задних фонарей вокруг черной сетчатой ​​панели.

И последнее, но не менее важное: крышка двигателя с треугольными жалюзи должна быть самым художественным элементом всего автомобиля, открываясь в сторону, как верхняя часть рояля. Обычные двери были бы совершенно неуместны в этом автомобиле. Вместо этого вы попали в кабину через откидное ветровое стекло; черный рисунок у основания ветрового стекла на самом деле представляет собой резиновый коврик, защищающий краску. Сидя в тесной кабине, ноги водителя скользили по обеим сторонам наклоняемой рулевой колонки, рычаг переключения передач находился справа, а футуристическая приборная панель — слева. Различные уровни и датчики располагались за выгравированным вручную листом плексигласа.

  • Предыдущий
  • Следующий

1/22

show caption

Нуччио Бертоне лично пригнал машину в штаб-квартиру Lancia, чтобы показать им свое творение, и неудивительно, что серийная версия Stratos вскоре стала реальностью. Хотя Lancia Stratos 1971 года мало походила на шоу-кар, она сама по себе стала легендой благодаря своему фантастическому дизайну и отличным характеристикам на мировых раллийных этапах.

Концепция изначально называлась «Stratolimite» — предел стратосферы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *