8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Луаз армейский: Все гениальное – непросто: тест-драйв военного ТПК ЛуАЗ-967

Армейский ЛуАЗ ТПК: уникальный вездеход-амфибия ЛуАЗ-967

Машина, первоначально известная как ЛуАЗ-967, на самом деле имела наименование ТПК – транспортер переднего края. То есть его создавали для работы непосредственно на линии соприкосновения с противником и под его огнем.

Исходя из этого заказчик ставил перед конструкторами задачу относительно возможностей будущей машины. И характеристики ее должны были быть взаимоисключающими.

ТПК ЛуАЗ-967 был самым маленьким транспортером армии, но он отнюдь не был примитивным по конструкции

Например, военным нужна была максимально низкая машина, но с выдающейся проходимостью – то есть с большим клиренсом и полным комплектом агрегатов трансмиссии под днищем. Она должна была уметь плавать и летать (хотя и в грузовом отсеке самолета или вертолета) – но при этом не могла быть легкой через привод 4х4 и заказанную вместимость.

Читайте также: В США 27-летний ЛуАЗ продали на аукционе за 7,5 тыс. долларов

При таком наборе противоречивых “пожеланий” неудивительно, что создавали эту машину в течение десяти лет.

Поэтому свои первые победы ТПК Луцкого автомобильного завода одержал еще до того, как был зачислен на службу в ряды армии.

Откидные борта ТПК одновременно служили трапами для выезда на берег и переезда окопов, а также канистрами для топлива или воды (на фото поздняя серийная версия, сиденья неродное)

Образно говоря, соревноваться пришлось с параллельными опытными конструкциями – и в конкуренции с другими заводами, и просто с устаревшими и нежизнеспособными схемами. О некоторых проектах ТПК расскажем ниже.

ТПК от МЗМА (около 1955 г.)

Первая попытка создать легкий многоцелевой транспортер была настолько законспирированной, что неизвестна даже точная дата создания проекта. Работу доверили автозаводу, который тогда выпускал самые маленькие на то время автомобили в стране: московскому МЗМА. Самый первый ТПК уже имел правильную концепцию: низкая самоходная платформа на базе стандартных “легковых” агрегатов.

Первая попытка МЗМА сделать транспортер переднего края: плоская тележка на базе “Москвич 401”

По военной “моде” тех времен, колонку руля сделали на шарнире, так что водитель мог управлять им не только сидя на сидении, но и. .. шагая или переползая рядом – для еще большего снижения силуэта. Позади водителя под низким тентом вдоль кузова помещались двое носилок для раненых. Создана была машина на агрегатной базе “Москвича 401” с его 26-сильным двигателем. Машина получилась тяжелой и к тому же не могла плавать, поэтому ее отправили на доработку.

ТПК от МЗМА (1958 г.)

Второй ТПК был тоже московского проекта, но базировался он на шасси настоящего внедорожника – опытного “Москвич-415”, который, кстати, так и не увидел конвейера. Машина имела расположенный между двумя сиденьями 30-сильный двигатель и трансмиссию 4х4 от модели “Москвич-410”.

Второй транспортер на базе “Москвича” стал упрощенным вариантом внедорожника – но слишком тяжелым и слишком большим

Из-за “полноразмерных” агрегатов и классической “джиперской” компоновки этот ТПК оказался слишком тяжелым, длинным, и главное, что высоковатым – то есть существенных функциональных преимуществ перед обычным внедорожником он не имел. Поэтому следующий ТПК решили конструкторам МЗМА уже не поручать.

Читайте также: Почему не начали производить новую «Волынянку» ЛуАЗ-1301

НАМИ-032 (1956-58 г.)

Пока на МЗМА экспериментировали с тележками на шасси “Москвичей”, в исследовательском институте НАМИ начали свой проект транспортера переднего края – с пониманием того, что машину надо сделать поменьше. Концепция была в целом та же, но создавали ее на ровном месте, не беря за основу какую-то существующую платформу. Для большей компактности амфибии ее оснастили двухцилиндровым оппозитником от тяжелого мотоцикла, который установили спереди.

Конструкторы научного института НАМИ наконец сформировали основную структуру будущего ЛуАЗ-967

Кузов-платформу НАМИ-032 сделали в виде лодки, в которую помещалось двое носилок с ранеными или шестеро бойцов в сидячем положении. Трансмиссия должна была быть 4х4, колеса запланировали небольшими, но с колесными редукторами для увеличения клиренса до 300 мм. Руль расположили по центру, и это решение через десяток лет тоже дойдет до конвейера. Прототип НАМИ-032 имел несколько буквенных модификаций, первые имели проблемы с проходимостью, а в целом судьбу проекта определил двигатель: он был слаб.

ЗАЗ-967 (1962 – 1967 гг.)

Следующую попытку создания ТПК поручили Запорожскому автозаводу «Коммунар», куда передали недоделанный проект из НАМИ. Здешние конструкторы опирались на то, что имели – то есть на четырехцилиндровый V-образный мотор МеМЗ-965, который уже серийно выпускался в Мелитополе для “Запорожца”. От него использовали и коробку передач, правда, в переработанном виде – с добавленной “ползучей” передачей и выходным валом на заднюю ось.

На ЗАЗ проект ТПК попал уже без возможности управлять им, шагая или переползая рядом. Запорожцы дали водителю возможность лежать за рулем

На заднем мосту была установлена блокировка межколесного дифференциала, возле колес – редукторы которые «поднимали» машину над грунтом. Управлять машиной идя или переползая рядом было нельзя. Но для снижения силуэта водитель мог ехать лежа, для чего рулевая колонка опускалась вниз. После нескольких промежуточных вариантов ЗАЗ-967 признали соответствующим требованиям военных, и для серийного производства передали на Луцкий машиностроительный завод.

На ЗАЗе легкий транспортер доводили 5 лет. Каждый год получалась более совершенная версия. Некоторые из них на фото: 1962-го, 1964-го, 1967-го и предсерийный 1968-го гг.

Чуть позже завод переименовали в Луцкий автомобильный, а транспортер в ЛуАЗ-967. В 1968 г. автомобиль стал на вооружение армии, также он поставлялся армиям дружественных стран, в частности, Восточной Германии. Аналогов ТПК не существовало ни в одной армии мира – такого сочетания тактических возможностей не удалось достичь автомобильным конструкторам других стран.

Читайте также: Каким был первый ЛуАЗ: история секретного автомобиля

что он взял у немцев? — журнал За рулем

Ретротест ЛуАЗ-969 — самого крутого внедорожника СССР

Внедорожники из Луцка – далеко не самые массовые и известные автомобили СССР.   Зато ЛуАЗ, отличающийся очень необычной конструкцией, – первый в Союзе внедорожник, который продавали частникам.

На создание гражданского ЛуАЗ‑969 и армейской амфибии ЛуАЗ‑967 и подготовку их производства ушло почти полтора десятилетия.

Зарубежных аналогов у этих машин было совсем немного.. Но тем интереснее понять, как конструкция ЛуАЗа смотрелась на фоне иномарок.

Гран-при «За рулем» – скоро розыгрыш автомобилей!Проверь себя на знание ПДДПочему инспекторы ГИБДД терпеть не могут эти 6 фраз водителя

ЛуАЗ‑969 – компактный внедорожник с колесной базой всего 1900 мм. Кузов – несущий. Снаряженная масса – 820 кг, у более поздней версии ЛуАЗ‑969М (на фото) – 920 кг. Автомобиль имел подключаемый задний привод, основной – передний. Выпуск начали в 1967 году. Первые машины из-за производственных проблем делали переднеприводными.

Концепция компактного внедорожника возникла еще в 1957 году. В прототип НАМИ‑032 были заложены основные конструктивные принципы, в частности, подключаемый задний привод. Но НАМИ‑032 имел стеклопластиковый кузов с интегрированной стальной рамой.

Дизайн ЛуАЗ‑969 складывался постепенно. Но общий принцип был заложен уже в первом прототипе (еще ЗАЗ‑969) 1965 года. Простые прямые панели, откидывающееся вперед стекло, брезентовый верх, но полноценные металлические двери.

Серийный ЛуАЗ‑969 по дизайну передка еще проще и технологичней прототипа.

Первый массовый автомобиль этого класса – Volkswagen (сначала KDF) 166, который выпускали в 1942–1944 годах. На его конструкцию в большой мере ориентировались все послевоенные инженеры. Машину с колесной базой 2000 мм сделали на основе заднемоторного и заднеприводного KDF 82 – прямого родственника Volkswagen Käfer. В основе полноприводной амфибии снаряженной массой 800 кг, как и базовой машины, – несущее днище с интегрированными в него усилителями. Передний привод работал только на первой («внедорожной») и задней передачах.

DKW F91 Munga тоже сделали по принципу «как можно проще и дешевле». Ведь автомобиль, в первую очередь, адресовали военным. У немецкого внедорожника двери брезентовые, легко­съемные.

Прямой аналог ЛуАЗа – немецкий DKW F91 Munga выпускали с 1956 года. Автомобиль с базой 2000 мм был значительно тяжелее ЛуАЗа – снаряженная масса DKW составляла 1085 кг, поскольку он имел классическую раму. В основе конструкции – еще предвоенные переднеприводные микролитражки DKW. Munga поначалу тоже имела подключаемый задний привод. Но в 1962 году для упрощения перешли на постоянный полный привод.

Полностью независимые торсионные подвески ЛуАЗа концептуально похожи на те, что были у Фольксвагена. Но схема – иная. На DKW стояли поперечные рессоры, на Штейере – пружины.

Австрийский заднемоторный Steyr Puch Haflinger производили с 1959 года.

Машина на трубчатой раме – самая компактная в классе (база 1500 мм) и самая легкая (635 кг). Основным был задний привод, передний – ­подключаемый.

Интересно, что концептуально и по компоновке Steyr похож на опытный ИМЗ-НАМИ-А50 1955 года. Заднемоторная машина – упрощенный вариант НАМИ‑050 Белка – имела, правда, только задний привод.

Производство амфибии ЛуАЗ‑967 начали в 1973 году. Машина с колесной базой 1900 мм и снаряженной массой 920 кг по «начинке» и конструкции идентична ЛуАЗ‑969. Кузов – герметичный цельнометаллической с интегрированной рамой.

Двигатели воздушного охлаждения ЛуАЗ наследовал от Запорожца. Мотор V4 – оригинальная разработка НАМИ под влиянием мотора Tatra. На ЛуАЗы ставили моторы объемом 0,9 л (30 л. с.), позднее – 1,2 л, (39 л. с.). На ЛуАЗ‑969 М – 42 л. с. На Фольксвагене – оппозитный четырехцилиндровый мотор объемом 1,1 л, мощностью 25 л. с. Steyr Puch заимствовал двухцилиндровый воздушник FIAT рабочим объемом 0,63 л, мощностью 22–27 л.

 с. У DKW мотор – с жидкостным охлаждением – трехцилиндровый, 0,9 л, 38 л. с., позднее – 1 л, 44 л. с.

Коробка передач ЛуАЗа – пятиступенчатая (7,19/3,8/2,12/1,4/0,96), первая передача – внедорожная. Аналогичная конструкция с первой пониженной передачей была и у машины Steyr (6,83/3,74/1,84/1,12/0,71). Такую же пятиступенчатую коробку еще раньше применили на Volkswagen (5,86/3,80/2,07/1,25/0,9). На DKW трансмиссия классическая: четырехступенчатая коробка (4,82/2,41/1,48/0,92) и раздатка с понижающей передачей 1,68.

Steyr Puch Haflinger – простейшая платформа с брезентовым верхом и брезентовыми дверями. Более поздние машины получили стальные двери.

Плавающий Volkswagen 166 имел обтекаемый кузов с высокими бортами и брезентовым верхом.

Кузов амфибии ЛуАЗ‑967 – так называемого транспортера переднего края (ТПК) – простейшая «ванна» с высокими бортами.

12 советских внедорожников – помните, какие из них можно было купить?

Типичная для советского автопрома история: когда появились первые прототипы ЛуАЗа, они представляли собой очень интересную и даже передовую конструкцию. Но компактные внедорожники с минимальным комфортом и слабыми моторами были, по сути, спецмашинами, спрос на которые во всём мире падал.

Конечно, при дефиците полноприводных машин в СССР к луцким автомобилям с их прекрасной проходимостью покупатели еще долго сохраняли интерес. Но сравнивать их с большинством аналогов конца 1970‑х, тем более, 1980‑х годов уже не было смысла.

  • Феноменальный транспортер АТ-Л (еще один советский уникум) в деле смотрите тут.
  • «За рулем» теперь можно читать в Телеграм.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем в Дзен

Старый советский военный автомобиль ЛуАЗ-967, кабина.

.. — Стоковая фотография [78539065]

Подписка

Номер предмета : 78539065 Увидеть все

Это стоковое фото под названием «Старый советский военный автомобиль ЛуАЗ-967, кабина…»[78539065] включает теги автомобиль, транспортное средство, кабриолет. Автор этого материала — Евгений Рощин (№1671196). Доступны размеры от S до XL, а цена начинается от 5 долларов США. Вы можете загрузить образцы данных с водяными знаками (композиции изображений), проверить качество изображений и использовать Lightbox после регистрации бесплатно. Увидеть все

Старый советский военный автомобиль ЛуАЗ-967, вид сзади кабины. Передний конвейер. Одно водительское и два пассажирских сиденья, между ними запасное колесо. Полноприводный плавающий автомобиль.

  • 1:1
  • selectRatio.bind($data, ‘xwide’, true), css: { ‘selected’: cropPreview.selectedRatio() === ‘xwide’}»> 4:3
  • 4:5
    (8:10)
  • 3:2(6:4)
  • Обычай

    :

* Вы можете перемещать изображение, перетаскивая его.

  • Увеличить
  • Образец данных

Кредиты

Кредиты (авторское право): Евгений Рощин / ПИКСТА

Подробнее об этом элементе

  • О модели и разрешении собственности
  • Сделано : 2021-05-02
  • Просмотров : 11
  • Свяжитесь с автором, чтобы спросить об этом элементе

Добавить этого автора в избранное

Предлагаемые категории

  • Перевозка/Трафик
  • Машина
  • внедорожник
  • Среда
  • Катастрофа
  • Несчастный случай
  • Социальные/экологические
  • проблемы
  • Военные/Военные/Международные
  • конфликт

О разрешенном или запрещенном использовании. Щелкните здесь, чтобы узнать, как отобразить уведомление об авторских правах.

Стоковое Фото: Старый советский военный автомобиль ЛуАЗ-967, вид сзади кабины. Передний конвейер. Одно водительское и два пассажирских сиденья, между ними запасное колесо. Полноприводный плавающий автомобиль. теги

автомобиль транспортное средство кабриолет машина армия транспорт ретро старый военный машины россия Москва луаз транспорт 967 открытый зеленый дизайн двигатель винтаж авто передний автоэкзотика транспортер советский Тушино война рулевое управление аэродром автоклассика инженерия автомобильный сталь модель камуфляж медицинский автомобиль военная техника показывать амфибия внедорожник 4×4 водить машину автомобиль редкий экспонат история сиденье редкость кабина ссср

Описание / комментарий
Старый советский военный автомобиль ЛуАЗ-967, вид сзади из кабины. Передний конвейер. Одно водительское и два пассажирских сиденья, между ними запасное колесо. Полноприводный плавающий автомобиль

Кабели розделоваче для ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. | Армейский магазин, страйкбол, армейбурза

Розделовач про ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия, ЗАЗ 968М. Возидла, техника, НД 22. 03. 2023 20:46
Контакты розделоваче для ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия, ЗАЗ 968М. Возидла, техника, НД 22. 03. 2023 20:45
Палец розделов для ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия, ЗАЗ 968М. Возидла, техника, НД 22. 03. 2023 20:44
Оправарный сад про редуктор кола ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 10. 03. 2023 22:08
Автомобильный двигатель ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия, ЗАЗ 968М. Возидла, техника, НД 10. 03. 2023 22:07
Náboj zadního kola s hřídel na LuAZ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 28.02.2023 19:32
Оправа сада рамен передняя и задняя насадки на ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 28.02.2023 19:31
Манжета на пакеты ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 14.02.2023 21:31
Лесной замок и завод на ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 14. 02.2023 21:30
Гума, крышка на педалях для ЛуАЗ 969 М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 14.02.2023 21:30
Запальная машина для автомобилей ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия, ЗАЗ 968М. Возидла, техника, НД 29.01.2023 17:32
Концевой запасной кабель для ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия Возидла, техника, НД 29.01.2023 17:30
Пакет помощи для перевозки автомобилей ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 26.01.2023 19:05
Помойный чек ржизени на ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 26. 01.2023 19:05
Посиловач брзд и брздовый валец на ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 21.01.2023 11:14
Главный стопорный и главный тормозной вагоны ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 21.01.2023 11:12
Брздовый валечек на ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия, ЗАЗ 968М Запорожец Возидла, техника, НД 15. 01. 2023 08:23
Брздове Хадице на ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия, ЗАЗ 968М Запорожец Возидла, техника, НД 15. 01. 2023 08:22
Манжеты полосы на ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия, ЗАЗ 968 М Запорожец. Возидла, техника, НД 05. 01.2023 21:32
Manžety čepu řízení на ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 05.01.2023 21:31
Редуктор к колу ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия Возидла, техника, НД 15. 12. 2022 19:48
Пршеводка Ржизени на авто ЛуАЗ 969 М Возидла, техника, НД 15. 12. 2022 19:48
Ложиско спойки про ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия, ЗАЗ 968М Возидла, техника, НД 10. 12. 2022 08:47
Ламела спойковая на ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия, ЗАЗ 968М Возидла, техника, НД 10. 12. 2022 08:46
Прямая тали на ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия, ЗАЗ 968М Возидла, техника, НД 10. 12. 2022 08:45
Ланко плыну ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 04. 12. 2022 19:46
Нагон тахометра ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 04. 12. 2022 19:45
Ручной плинтус ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 04.12.2022 19:44
Volant про ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия, ЗАЗ 968 М Запорожец. Возидла, техника, НД 29. 11. 2022 21:45
Пакеты под рейс на ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия, ЗАЗ 968 М Запорожец. Возидла, техника, НД 29. 11. 2022 21:44
Плачта на ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 24. 11. 2022 22:13
Плачта на ЛуАЗ 969 М Возидла, техника, НД 24. 11. 2022 22:12
Каталог грузовых автомобилей ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 20. 11. 2022 12:50
Садовые принадлежности, стоянки для ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 20. 11. 2022 12:19
Sada stahováků, nářadí pro motorku. Возидла, техника, НД 20. 11. 2022 12:17
Ручной транспорт для ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 17. 11. 2022 19:36
БЖД Челисты для ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 17. 11. 2022 19:35
Паливове черпадло на ЛуАЗ 969 М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 28. 10. 2022 21:43
Автозапчасти для автомобилей ЛуАЗ 969 М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 28. 10. 2022 21:43
Опорный сад посёлка брзд на ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия Возидла, техника, НД 26. 10. 2022 20:33
Опорный сад про спойлерный валец и брздовый валец ЛуАЗ. Возидла, техника, НД 26. 10. 2022 20:32
Мембрана масляного фильтра для ЛуАЗ 969 М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 26. 10. 2022 20:32
Поуздро ока тлумиче на ЛуАЗ 969 М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 23. 10. 2022 11:26
Тлумиче задняя на ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 23. 10. 2022 11:25
Тлумиче передний на ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 23. 10. 2022 11:25
Полоса задняя ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 12.09.2022 20:54
Кардан редуктор ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия, Запорожец 968М Возидла, техника, НД 12. 09.2022 20:54
Электросвязь на ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 10.09.2022 11:38
Наградные автомобили на ЗАЗ 966 Запорожец, ЗАЗ 968М Запорожец. Возидла, Техника, НД 06.09.2022 21:56
Застерки для ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия, ЗАЗ 968М Запорожец. Возидла, техника, НД 06.09.2022 21:55
Манжеты полосы для плавания автомобиля ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 30.07.2022 11:16
Манжеты для плавания автомобиля ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 30. 07.2022 11:15
Цветные окна на ЛуАЗ 969 М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 07.07.2022 15:28
Тесные передние двери на ЛуАЗ 969. Возидла, техника, НД 07.07.2022 15:27
Задний свет на ЛуАЗ 969 М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, техника, НД 14.06.2022 10:33
Стенка переднего света на ЛуАЗ 969 М, ЛуАЗ 967М Амфибия. Возидла, Техника, НД 14.06.2022 10:32
Запасные ключи для ЛуАЗ 969М, ЛуАЗ 967М Амфибия, ЗАЗ 968М. Возидла, техника, НД 21.02.2022 10:10
Модели авт — ЛуАЗ 967М Амфибия, ЛуАЗ 969А, ЛуАЗ 969М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *