3 февраля 2023, 07:29
Авторынок России в 2022 году оказался самым неспокойным. Большинство производителей ушли: фабрики остановились, продажи прекратились. Но чиновники не торопятся пересаживаться на «Лады» без кондиционеров и китайских марок. «Новые известия» выяснили, что они придумали в сфере автомобильных госзакупок.
Сюжет
Санкции
Александр Дыбин
Сегмент госзаказа на 2022 год сократился синхронно со всем рынком автомобилей.
С одной стороны, многие госорганы перешли на эконом режим, с другой – автомобилей в стране физически не было. Кроме того, были проблемы с запчастями, которые также ударили по официальным паркам. Эту тенденцию подтверждают и участники рынка.
«В 2022 году мы увидели катастрофическое падение рынка новых автомобилей. Сокращение поставок, уход производителей и продолжающийся дефицит автомобилей — причины «минуса» на 60%. На этом фоне, объемы госзакупок также уменьшились в количественном и финансовом выражении. При этом ряд самих марок изменен по понятным причинам», — отметили в пресс-службе Ассоциации автомобильных дилеров России»9.0031
По данным пресс-службы ГК «Автоспеццентр», госзакупки автомобилей в России в 2022 году сократились на 18%.
«Снижение показателей в первую очередь связано с ростом цен на автомобили. В связи с введенными санкциями и приостановкой поставок стоимость автомобилей, оставшихся на складе у дилеров, увеличилась до 30%. Многие модели, которые часто закупленных для нужд госпредприятий, перестали продаваться в России, — говорится в сообщении компании, — в рамках госзакупок парк пополняется моделями российского и китайского производства. С поставкой комплектующих остаются проблемы на российском автомобильном рынке. Параллельный импорт помогает выйти из этой ситуации. Однако сроки поставки составляют до 30-60 дней».
Конечно, рынок госзаказа не ограничивается скандальными закупками премиальных лимузинов. Дилеры также закупают автомобили попроще: для рядовых сотрудников, для различных служб вроде скорой помощи, полиции, пожарных. Но для этой части рынка есть наименьшее беспокойство. Вместо народных «Логанов» и «Рапидов» сотрудникам теперь покупают «Гранты», хотя и лишенные систем безопасности и минимальных удобств. А китайские бренды уже пробираются по дебрям госзакупок, чтобы заменить бестселлеры среди чиновников среднего класса — Corolla и Camry от Toyota.
«Министерства Российской Федерации работают над закупкой автомобилей китайских люксовых брендов, кроме того, закупаются российские автомобили того же сегмента, например, Aurus Senate», — сообщили «Новым» в пресс-службе ГК «АВТОДОМ». «Известия», «Правительство Москвы планирует закупить автомобили марки «Москвич» для командировок. Для нужд правительства Ленинградской области в 2022 году были поставлены автомобили из Китая. Для ведомств этого региона закуплено несколько десятков автомобилей отечественного производства: экомилиция , Ростехнадзор, служба государственного архитектурно-строительного надзора области».
В компании подчеркнули, что автопарки МВД, МЧС, скорой медицинской помощи в России, помимо автомобилей иностранных марок, включают отечественные автомобили, и с начала 2022 года , существенных изменений в техническом оснащении этих служб не произошло.
«Однако в связи со снижением поставок запасных частей ведомства рассчитывают продолжить обновление своего автопарка, в основном, за счет российских автомобилей, а также автомобилей китайского производства. Так, в прошлом году Министерство МВД РФ выделило 4,5 млрд рублей на закупку около 3 тысяч автомобилей», — подчеркнули в компании.
Новые Известия изучили документацию на портале госзакупок за последние недели, а также проанализировали статистику госконтрактов крупных дилеров, а также знаковых автопарков, которые обслуживают федеральные органы. В денежном выражении аппетиты чиновников действительно снизились. Более того, некоторые автопарки вдвое сократили траты в 2022 году. Хотя найти автоэстетов, которые, несмотря на все ограничения, все же хотят ездить на подсанкционных моделях, можно. Есть в нашей подборке и чиновники, которым отказали в скромности, а они, несмотря на всю риторику об экономии, не могут отказать себе в премиальных брендах.
Так среди свежих аукционов уже 2023 года обращает на себя внимание покупка Свердловского государственного академического театра драмы, который хочет купить SKODA SUPERB. Первоначальная стоимость контракта составляет 4,1 млн рублей. SKODA, как и ее коллеги по концерну VAG, а также ее конкуренты в немецком автопроме давно ушли из России. Но вкус к хорошему чешскому бизнес-классу остался. Чуть поскромнее просьбы чиновников из Иркутской области, выделивших два миллиона на покупку SKODA Rapid. Это, конечно, не элитный автомобиль, чаще его можно встретить в такси или каршеринге, но как-то странно требовать марку, уехавшую из страны. То же самое и с «Финансовым университетом при правительстве РФ», госзакупки которого выявили три контракта по 5 млн каждый. Модель автомобиля прямо в документации не указана, но размещена переписка с потенциальным участником торгов, который спрашивает, можно ли предложить аналог Toyota Camry? А университет ему отвечает: нет, нельзя. Представить Камри конкретно.
Статистика крупнейшего дилера страны, компании Рольф, полна контрастов. В 2020 году продавцу очень повезло с госконтрактами, портфель закупок составил 3,5 млрд рублей. Но этот куш образовался благодаря крупным закупкам патрульных машин для МВД (2 млрд) и автобусов для Мосгортранса (600 млн). В 2021 году госконтракты были уже гораздо скромнее — 183 миллиона. А в санкционном и напряженном 2022 году — 232 миллиона.
Среди крупных контрактов прошлого года – покупка 8 автомобилей Hyundai Sonata за 33 млн для Верховного Суда РФ. Аппарат губернатора Оренбургской области купил семь Hyundai Elantra за 17 миллионов, автопром Республики Дагестан – четыре Hyundai Sonata за 14 миллионов. А администрация Лабытнанги практически урвала последние три Mitsubishi Outlander по 3,5 миллиона за штуку.
Премиальные автомобили также были проданы. Так, «Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства» купил GENESIS за 8,8 млн, а полномочный представитель Республики Бурятия при Президенте РФ приобрел некий автомобиль за 5 млн, но он установить марку по документам, опубликованным на портале госзакупок, не удалось. Есть и покупка, похожая на анекдот: муниципальное автономное учреждение «Культура-Сервис» из поселка Залари Иркутской области купило поддержанный автомобиль Lexus RX350 за 4,5 миллиона.
Еще более показательна статистика другого крупного дилера, компании «Авилон». В 2021 году он заработал на госзакупках 1,9 млрд рублей, в 2022-м — всего 479 млн. В прошлом году дилера поддержала Росгвардия, купившая более 100 Hyundai Solaris и Hyundai Sonata. 87 млн принес ФГБУ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОМБИНАТ, купивший 11 автомобилей элитной марки «Генезис».
А покупатели? Мы также изучили договоры трех автомобильных компаний, которые обслуживают правительство РФ, министерства, федеральные учреждения и Государственную Думу: ФГБУ «АВТОБАЗА № 2», «ТРАНСПОРТНЫЙ КОМБИНАТ «РОССИЯ» и «АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОМБИНАТ». структуры также были сжаты в 2022 г. как в плане покупки автомобилей, так и в плане обслуживания их парка9.0003
Так, АВТОБАЗА №2 сократила свои расходы вдвое – до 300 миллионов в 2022 году, включая бензин, коммунальные услуги и прочие расходы, не связанные напрямую с автомобилями. Крупнейшая автомобильная статья расходов — поставка запчастей для марок BMW, Ford, Hyundai, Genesis — на общую сумму более 70 млн рублей. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМБИНАТ «РОССИЯ» сократил расходы вдвое – до 588 млн, ФГБУ «АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОМБИНАТ» – втрое: с 1,2 млрд до 412 млн. В 2021 году структура успела купить
39 BMW 750Li xDrive M Sport Pro и 30 Hyundai Sonata на общую сумму 500 миллионов. В 2022 тратили только на запчасти.
Обратная ситуация сложилась в закупках СМОЛНИНСКОГО учреждения, занимающегося флотом правительства Санкт-Петербурга. Эта структура, наоборот, увеличила расходы более чем в два раза в 2022 году — до 722 млн рублей. В прошлом году для чиновников северной столицы были куплены 60 Hyundai_Sonata за 150 миллионов и 21 Genesis за 137 миллионов. Аналогичная структура в столице — ГБУ «АВТОФАРМ» почти не изменила сумму расходов — 176 млн руб. Закупки автомобилей в 2022 году учреждение не проводило. А вот «АВТОФЕРМА» Московской области немного сократила траты – до 900 млн, большая часть этой суммы – 528 млн – досталась частной компании «МОСОБЛТРАНС-1» за аренду автомобилей для перевозки чиновников.
По словам Антона Шапарина , вице-президента Национального автомобильного союза, могут возникнуть сложности с обслуживанием иномарок, закупленных в последние годы различными государственными структурами, но решать их будут не чиновники, а подрядчики.
«С обслуживанием все сложнее, тот же Генезис, на который чиновники активно пересаживаются в последние годы, показал проблемы с расходниками, есть понятные трудности с немецким автопромом, — говорит эксперт, — но эти трудности ремонтных организаций, с которыми заключен договор. Но с учетом размера договоров там есть деньги на более дорогие запчасти».
Как рассказал «Новым Известиям» сотрудник автокомпании, обслуживающей автопарк правительства одного из регионов, сложности с ремонтом в 2022 году действительно были.
что-то более серьезное, машина долго простаивает, — рассказал собеседник, — Polo, на котором работал мой коллега, простоял пять месяцев в ожидании новой запчасти. И так со многими моделями».
Тема покупки автомобилей для чиновников часто вызывает скандалы, особенно когда покупаются автомобили класса люкс. Поэтому за эти годы мы нашли массу способов купить интересную машину и не привлекать к ней внимание. Например, дорогие автомобили могут приобретать подведомственные предприятия муниципальных унитарных предприятий, государственных унитарных предприятий или акционерных обществ. Им проще совершить покупку молча, не публикуя полный пакет документов.
«Потом этот МУП «узнает», что содержать лимузин БМВ слишком дорого», — говорит знакомый со схемой собеседник, «директор пишет своему учредителю: «бери, снимай с баланса», поэтому машина переходит в госструктуру, для которой она изначально и планировалась».
Есть примеры, когда автомобиль продается вместе с юридическим лицом. Произошло это в Челябинской области, когда в гараже уже бывшего губернатора Бориса Дубровского появился новый BMW. Но обнаружить покупку не удалось. При этом журналисты выяснили, что незадолго до появления этого автомобиля бывшее госпредприятие, перешедшее в форму ООО, но все еще принадлежащее Протокольному региону, занимавшемуся организацией официальных мероприятий, поглотило неизвестного компания. А незадолго до этой сделки уставный капитал компании увеличился в 9 раз.,000 раз с 10 тысяч рублей до почти 10 миллионов. Предполагается, что это стоимость одного и того же автомобиля. Однако насладиться приобретением губернатор не успел, его уволили вскоре после появления в гараже BMW.
Еще один лайфхак — прокат автомобилей. Многие госструктуры не покупают дорогие машины, а просто сдают их в аренду. Как правило, это служит способом сэкономить.
«Ситуация, которая сейчас складывается интересная», — говорит Антон Шапарин , вице-президент Национального автомобильного союза, «высшие чиновники эксплуатируют автомобили, которые сдаются в аренду, а потому могут позволить себе любые автомобили. Например, разгорается скандал с Land Cruiser 300, которые эксплуатируются в Башкортостане, они принадлежали благотворительной фонда, а потом оказался в гараже у чиновников. Получается, как в анекдоте: «Папа, ты теперь меньше будешь пить? Нет, теперь меньше жрать будете». Элитные автомобили останутся в парках чиновников, просто они будут дороже, а все сложности с обслуживанием и логистикой лягут на фирмы, которые их предоставляют. Что касается замены иномарок на Китайские автомобили,тут сложнее.Китайцы представлены в основном кроссоверами,а это не очень популярный кузов у официалов,больше ценятся седаны и минивэны.Думаю если немного подождать,то мы увидим те же немецкие машины что чиновники давно привыкли».
#Авто#Автовладельцы#Авторынок#Автосалоны#Автопроизводители#Москвич#Покупки#Кризис#Санкции#Россия
Подписаться
Без «Оземпика» и «Саксенды»: из аптек исчезли самые дорогие лекарства для диабетиков
Сегодня, 14:50
Спрос на сотрудников со знанием китайского языка в 2022 году вырос на 70%
Сегодня, 04:50
РБК: один из крупнейших в мире поставщиков зерна прекратит экспорт из России :23
Вашингтон поддержал идею создания специального трибунала для Украины Россияне тратят час в день на чтение новостей
Сегодня, 07:17
Добавлено исправление.
Беднейшие россияне могут быть вынуждены покинуть дороги из-за 40-процентного роста страховых премий в этом году, но этот удар вряд ли сильно изменит и без того разрушенный автомобильный рынок России.
12 апреля Центральный банк повысил базовую цену обязательного государственного страхования на 40 процентов с 2 440–2 574 рублей (45–47 долларов США) до 3 432–4 118 рублей (64–76 долларов США) в год. страховые взносы в соответствии с доходами и расходами на ремонт автомобилей.
Водители также платят надбавку в зависимости от того, в каком регионе они живут, а это означает, что в некоторых регионах России базовая стоимость увеличилась более чем в два раза. Страховым компаниям разрешено взимать 20 процентов сверх базовой цены. В результате счета водителей увеличиваются на 60 процентов.
Лица с фиксированным доходом, такие как безработные или пенсионеры, сильно пострадали. Президент Владимир Путин во время прямого эфира ответил на звонок от Галины Загорской, пенсионерки из Благовещенска на Дальнем Востоке России.
Загорская сказала Путину, что ее пенсия составляет 14 000 (263 доллара США) в месяц, но страховые выплаты выросли на 10 000–12 000 рублей в год после повышения 10 апреля.
«Наша машина — это наш талон на питание, она возит нас на наш огород. Как же мы умудряемся жить на… наши пенсии?» она спросила.
Путин пообещал, что он «обязательно попросит и Центральный банк, и правительство» разобраться в этом вопросе. Но логика роста цен осталась неизменной, сказал он.
Такая логика шокирует российскую систему. Минимальный базовый тариф автострахования уже был повышен на 25 процентов в октябре, с 1,9с 80 рублей (36 долларов США) до 2440 рублей (45 долларов США) — первая корректировка минимальных страховых тарифов за 11 лет.
Увеличение происходит по мере роста обязательств страховщиков. С 1 апреля максимальные страховые выплаты пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях были увеличены со 160 000 рублей (3 000 долларов США) до 500 000 рублей (9 000 долларов США). из-за низких цен на нефть и западных санкций также сделало импортные запчасти более дорогими, что привело к увеличению стоимости страховых выплат.
В то же время у автомобильной отрасли есть проблемы посерьезнее, чем рост стоимости проезда, говорит Владимир Беспалов, аналитик автомобильной отрасли в ВТБ Капитал.
Продажи автомобилей упали на 42,5% в годовом исчислении в марте, по данным лоббистской группы Ассоциации европейского бизнеса. Замедление продаж было вызвано как падением курса рубля, так и экономической неопределенностью, поскольку Россия готовится к экономическому спаду до 5 процентов в этом году.
На фоне этих неопределенностей более высокие страховые тарифы практически не влияют на продажи автомобилей, считает ведущий аналитик аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
«Когда человек готов потратить пару сотен тысяч рублей на покупку автомобиля, трудно представить, что его будет беспокоить необходимость положить еще несколько тысяч рублей на страховку», — сказал Тимерханов.
Но даже если повышение ставки мало повлияет на рынок автомобилей, оно станет еще одним бременем для и без того бедных в России. Средняя заработная плата в марте составляла всего 33 205 рублей (616 долларов США) в месяц, что на 9,3% меньше, чем в том же месяце прошлого года, согласно данным государственной службы статистики Росстата. Инфляция в годовом исчислении составила 16,9.процентов в марте.
В отчете Всемирного банка, опубликованном в начале апреля, число россиян, живущих за чертой бедности, которая составляет 8 234 рубля (153 доллара США) в месяц, выросло и к концу года достигло 11,2 процента населения. Для тех, кто ниже этой черты, страховые выплаты даже в 4 000 рублей в год непосильны.
Однако действия правительства в отношении автострахования маловероятны, считают эксперты. «Когда недовольство населения станет массовым, тогда, может быть, правительство что-то и предпримет. Но вероятность [действия правительства] крайне мала», — сказал Тимерханов.