Советская «Нива» (ВАЗ-2121, сейчас LADA 4х4) на весь мир прославилась как первый внедорожный автомобиль. Этой модели под силу пройти практически любое бездорожье. Логично, что внедорожник неоднократно принимал участие в различных раллийных соревнованиях, в том числе в легендарном ралли «Париж-Дакар». Портал AUTOSPORT.com.ru опубликовал статью, посвященную участию «Нивы» в этих соревнованиях. Лада Клуб публикует эту статью в полном объеме.
Как советская «Нива» покоряла главный ралли-марафон планеты
До старта юбилейного 40-го «Дакара» остается десять дней. Сейчас на слуху иностранные автопроизводители в зачете внедорожников, но когда-то российская «Нива» была близка к успеху в легендарном ралли-рейде. AUTOSPORT.com.ru рассказывает историю участия ВАЗ-2121 в знаменитом марафоне…
Задолго до дебюта «КАМАЗа»
История российского автоспорта на «Дакаре» начинается отнюдь не с 90-х годов, когда состоялся дебют легендарной команды «КАМАЗ-Мастер». Первый отечественный автомобиль вышел на старт самого первого марафона. Это был полноприводный внедорожник из СССР – «Нива» ВАЗ-2121 – сошедший с конвейера в апреле 1977 года. Произошло это, правда, исключительно благодаря французскому экспортеру Жан-Жаку Поку, который был просто без ума от техники с завода в Тольятти. Дважды он сам выступал в ралли-рейде на этой машине, но только в качестве штурмана, и не на «Дакаре», а на египетском Ралли Фараонов в 1987 и 1988 годах. Управлял «Нивой» ни много ни мало вице-чемпион Формулы 1 и победитель «24 часов Ле-Мана» Жаки Икс.
«Это был настоящий внедорожник: дешевый и надежный, тогда как раньше были только тяжелые военные машины», – вспоминает Пок.
Дебют «Нивы» состоялся всего через полтора года после выпуска. На старт у Эйфелевой башни в Париже 26 декабря 1978 года вышли пять автомобилей, привезенные из России. Отличий от стандартной модели за исключением обязательного каркаса безопасности и дополнительного бака не было, остался даже заводской 1,6-литровый двигатель. Тем не менее две из пяти машин благополучно добрались до финиша 14 января 1979 года. Жан-Луис Летенду занял 28-е место в общем зачете, а Кристиан Дубоску расположился на 32-й позиции. Учитывая то, что в то время на «Дакаре» не было никаких разделений на категории, результат получился, действительно, впечатляющим, ведь позади оказались такие машины как Peugeot, Renault, а 2/3 участников впереди выступали на мотоциклах.
Модернизированная «Нива»
К середине 80-х от серийной «Нивы» не осталось фактически ничего за исключением внешних очертаний. Командой Пока, получившей название Lada Poch, а затем двумя другими коллективами VSD и Pastis была модернизирована подвеска, кузов был усилен, расширен и облегчен за счет использование карбона, а вазовский двигатель сначала доработали, а затем и вовсе заменили. Так что на базе советского внедорожника получился настоящий «дакаровский» прототип.
Особенно интересно, как с каждым годом росла мощность силового агрегата: 110, 150, 180, 240, 270 л. с. Наконец, в 1986-м, когда на «Ниве» был установлен турбированный мотор R.O.C, количество лошадиных сил перевалило за 300! На прямиках с такой мощностью машина разгонялась до 240 км/ч.
Успехи «Нивы» на гоночных трассах
Несколько раз «Нива» была близка к успеху на ралли-рейде «Париж-Дакар». Уже в третьем издании гонки в 1981-м российский автомобиль под управлением француза Жан-Клода Приавона лидировал в общем зачете на протяжении большей части дистанции, но, к сожалению, пробитый радиатор на одном из последних этапов отбросил экипаж на третье место. Спустя год тот же Приавон финишировал вторым, уступив только соотечественнику Клоду Маро на Renault.
Еще одно второе место команде Пока принес в следующем году Андре Троссат. Этот подиум стал последним для «Нивы». По мере доработки надежность прототипа, которая и так всегда хромала, становилась только хуже. В 1985-м ни одна из 18 стартовавших «Нив» не доехала до финиша у «Розового озера». Причем, большинство сошли из-за проблем с амортизаторами.
Но на менее протяженных и сложных гонках модернизированная машина из Тольятти отлично себя зарекомендовала. Ралли Париж-Тунис, ралли Алжира, ралли Фараонов – все эти экзотические гонки покорились «Ниве», причем в Египте в 1983 году прототипы Pastis заняли все три первых места пьедестале почета. Так что со скоростью и проходимостью проблем не было. Не хватило лишь надежности, чтобы покорить главный ралли-рейд планеты…
Заводской проект «АвтоВАЗа» реализованный и замороженный…
К концу 80-х эра «Нивы» на «Дакаре» подошла к логическому завершению. Пусть и серьезно модернизированная, но за десять лет модель ВАЗ-2121 устарела, и тягаться с полноценными прототипами уже было невозможно. Для любви Жан-Жака Пока к машинам из Тольятти это не стало преградой, и к гонке 1990 года его Lada Poch подготовила к участию прототип… «Лада Самара T3». В отличие от «Нивы», с этой машиной французский коллектив не смог добраться даже до подиума, и наивысшим достижением стало шестое место на «Дакаре-1993», а уже в следующем году французская компания покинула соревнование, продав автомобиль заводской команде «ВАЗа». Впрочем, запала коллективу с длинным названием Lada-Vaz-Togliatti-Russia хватило только на один марафон в 1994 году, когда обе «Самары» сошли с дистанции. Два других экипажа из Тольятти выступили на «Ладе Нива T3».
В отличие от своего предшественника, десять лет выходившего на старт «Дакара», этот прототип был полностью собран на заводе «АвтоВАЗа» и значительно уступал по характеристикам. Если последняя модификация Lada Poch оснащалась мотором мощностью 310 л.с. и разгонялась до 240 км/ч, то отечественный покоритель ралли-рейдов мог похвастать только 135 л.с. и максималкой в пределах 160 км/ч.
Были локальные успехи у данного прототипа, такие как победы на ралли-рейдах в Венгрии в 1991-м и 1994-м, но на крупных международных соревнованиях «Ладе Нива T3» не хватало конкурентоспособности, что и подтвердил единственный выезд на «Дакар» в 1994-м. Александр Лакеев финишировал на далеком 41-м, а экипаж Анатолия Кривобокова сошел.
Чуть лучше дела обстояли на ралли-рейде «Париж-Москва-Пекин» – аналог нынешнего «Шелкового пути» – где в 1995-м «Нива» под управлением того же Лакеева заняла десятое место. Но вскоре FIA запретила категорию автомобилей T3, и на этом программа «ВАЗа» в международных соревнованиях прекратила существование.
В середине 2000-х были надежды на её возрождение, когда российский производитель объявил о начале работы над машиной Lada Raid. Дебют прототипа планировался на «Дакар-2008». Как известно, гонка не состоялась, но еще раньше, в конце 2006-го, многообещающий проект был «заморожен» и остается в этом состоянии по сей день…
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Рубрика:
Российский автопром
17.01.2022 13:01
Михаил Азнавуров
Пресс-служба АвтоВАЗа.
Болид на базе классической Lada Niva 1984 года выпуска успешно финишировал в зачете Classic в ралли-марафоне «Дакар-2022» в Саудовской Аравии, об этом сообщила пресс-служба АвтоВАЗа.
Как и полагается, машина пересекла финишную прямую в последний день соревнований. Призового места экипаж, увы, не занял.
Напомним, выступить на старой «Ниве» в престижном ралли решила команда Niva Red Legend Team из Швейцарии, которую финансово поддержал АвтоВАЗ.
Внедорожник 1984 года пилот команды Марио Якобер нашел и приобрел в Новосибирске, находясь в гостях у родственников своей жены. Там же автомобиль был перестроен в ралли-рейдовый. Основные изменения коснулись кузова, интерьера, системы охлаждения двигателя, при этом сам двигатель, трансмиссия, подвеска и тормозная система остались стандартными. Были разработаны название Niva Red Legend и айдентика в духе 80-х годов, когда Lada Niva активно использовалась в ралли-рейдах.
Экипаж проделал путь под стартовым номером 763 — это отсылка к коду автомобильных номеров Самарской области, где расположен АвтоВАЗ.
«И Марио Якобер, и Сладан Мильич (штурман экипажа) высоко оценили надежность автомобиля. Пески, камни, асфальт и убойное бездорожье в условиях испепеляющей жары и проливных дождей были не страшны Niva. За время прохождения маршрута экипаж ни разу не столкнулся с серьезными поломками на дистанции», — отмечает пресс-центр АвтоВАЗа.
«Нашему экипажу удалось воплотить в жизнь нашу мечту и пройти испытание до конца. Ведь главное в «Дакаре» даже не выиграть и не занять подиум, а именно добраться до финиша. И во многом мы обязаны нашей Lada Niva», — поделился впечатлениями Марио Якобер.
«Спасибо за красивую гонку, спасибо за впечатляющий финиш. Искренне надеюсь, что в следующих сезонах ралли «Дакар» мы увидим еще больше участников, выступающих на культовой Niva Legend, а однажды, возможно, и заводскую команду Lada Sport. Следите за нашими новостями», — прокомментировал гонку президент АвтоВАЗа Николя Мор.
В зачете Dakar Classic участвуют автомобили, использовавшиеся в «Дакаре» и других крупных ралли-рейдах до 2000 года.
Фото: Пресс-служба АвтоВАЗа.
Фото: Пресс-служба АвтоВАЗа.
Главное сегодня
Путин отдельно поздравил с 8 Марта женщин-военнослужащих
Российские силы полностью взяли под контроль восточную часть Артемовска
Татьяна Москалькова: Киев не выполнил соглашение об обмене военнопленными по формату «160 на 160»
В Грузии более тысячи человек вышли на акцию протеста против закона об иноагентах
Советник Пушилина Гагин: бои под Авдеевкой существенно облегчают судьбу Донецка
Yle: жители востока Финляндии столкнулись с проблемами из-за разрыва связей с Россией
Менее чем через 8 недель команда Niva Red Legend Team примет участие в гонке Dakar Classic 2022, а Classic Driver станет их официальным информационным партнером. Мы встретились со швейцарским раллийным дуэтом в подготовке к самой сложной гонке в мире менее чем за год.
До старта ралли «Дакар-2022» осталось меньше двух месяцев, но для Марио Якобера и Сладьяна Милича, дуэта, ответственного за возрождение раллийной карьеры LADA, просто добраться до старта — это целый год -долгая гонка со временем сама по себе. Classic Driver с самого начала следил за командой Niva Red Legend Team в качестве медиа-партнеров, поэтому, когда их LADA Niva T1 наконец-то полностью собрана и готова к стресс-тестам, мы встретились с командой частников, чтобы выяснить, с какими проблемами они столкнулись при подготовке к одному из них. из самых изнурительных испытаний на выносливость, которые может предложить мир автоспорта.
Марио, Славян, спасибо, что поболтали с нами сегодня. Во-первых, как все это произошло и почему вы выбрали LADA?
Марио : «5 января этого года я поехал в Сибирь к родственникам жены. Это была одна из самых холодных зим за всю историю наблюдений, и мы все решили отправиться на подледную рыбалку. Итак, мы оказались на замерзшем озеро, и я заметил, что единственными транспортными средствами вокруг меня были LADA Nivas.Я был просто поражен тем, как все эти автомобили продолжали работать при -35 градусах Цельсия, я думал, что они должны быть довольно живучими, и потенциально хорошими автомобилями для ралли. Проведя небольшое исследование, я обнаружил, что в 80-х годах «Нивы» действительно очень успешно участвовали в «Дакаре», однако я понял, что мне понадобится второй пилот, и тогда я позвонил Сладжану, который сказал: «Это сумасшедшая идея, давайте сделаем это!» .»
Какой способ начать приключение! Что делает LADA Niva отличным выбором для ралли «Дакар»?
Марио : «Во-первых, LADA Niva — российский внедорожник, а во-вторых, семья моей жены работает в автомобильной промышленности и имеет большой опыт работы с LADA Nivas. Вот почему мы решили построить Niva в Сибири.
«Нива также легкая и компактная, поэтому относительно легко едет по пересеченной местности. На самом деле он был впервые построен для того, чтобы сельскохозяйственные руководители могли выезжать в сельскую местность и осматривать различные фермы. Кроме того, это была первая Lada, полностью произведенная собственными силами, и первый компактный внедорожник с несущим кузовом, так что для своего времени она была довольно продвинутой. «Нива» также считается самым старым автомобилем, выпускаемым до сих пор, ее строят с 19 года.77 — он даже предшествует G-классу, который вышел в 79-м.
Как изменилась Нива за эти годы?
Марио : «Есть множество разных версий, он продается как 3-дверный, так и 5-дверный. Раньше у него был 1,6-литровый рядный 4-цилиндровый двигатель, но теперь это 1,7-литровый и самое последнее обновление. к автомобилю добавили более удобный и современный интерьер.
«В 1983 году, когда Джеки Икс выиграл на своем универсале Mercedes G, LADA Niva заняла 2-е место и фактически должна была победить из-за технических особенностей свода правил, но команда LADA хотела надлежащего победить. Наша машина основана на 1984 LADA Niva 1600, поэтому мы будем соревноваться в категории h2 Dakar Classic, в которую входят автомобили, выпущенные до 1986 года. Мы выбрали эту машину, потому что хотели отдать дань уважения оригинальным LADA Niva, участвовавшим в гонках на Дакаре.
«На самом деле, в декабре 1978/январе 1979 года, во время первого ралли Дакар, было пять частных команд, которые участвовали в Нивах, и две команды действительно смогли финишировать. Затем одна команда вернулась во Францию и связалась с импортером LADA, это был Poch, и именно так Poch принял участие в Дакаре и создал команду на базе LADA для участия в соревнованиях».
Какие самые большие проблемы вам пришлось преодолеть?
Марио : «Управление сборкой автомобиля в России удаленно из Швейцарии наряду с нашей работой было главной проблемой. Мы столкнулись с рядом проблем при сборке автомобиля с нуля, например, мы старались оставаться верными автомобили из 80-х годов и используют тот же каркас безопасности, который со временем стал слишком сложным, поскольку не соответствовал современным стандартам безопасности.
Sladjan : «Да, для меня самые большие проблемы связаны с логистикой. Вам нужны гоночные помощники и механики, и, поскольку мы новички Дакара, нам пришлось провести много исследований. Итак, мы связались с рядом других команд, которые соревнуются за поддержку. Как ни странно, нас будет поддерживать и команда, управляющая репликой G Wagon, на которой Джеки Икс ездил в 83-м, поэтому будет интересно, если LADA и Mercedes, которые выступали в тот период, выступали в одной команде. Мы также посетили Роланда Куссмауля и Вольфа-Хендрика Унгера, которые управляли Porsche 9 под номером 187.
59 в 1986 году на Дакаре, и они дали нам отличные идеи и отзывы».Какие модификации вы внесли, чтобы подготовить машину? автомобиль максимально приближен к стандарту. Мы капитально отремонтировали двигатель и усилили шасси, где находятся амортизаторы, но мы ничего не сделали для улучшения характеристик, мы в основном сосредоточились на повышении долговечности нашей Нивы Т1. Итак, у нас также есть электровентилятор спереди и электрический топливный насос в качестве резервного.
«Главное, чтобы машина была как можно легче, поэтому капот, двери и крышка багажника из стеклопластика, а салон зачищен. Но колеса стандартные, и мы даже используем одинаковые Когда-то они использовали шины Pirelli. У нас также есть специальный топливный бак на 110 литров, который дает нам запас хода 800-1000 км».
Есть ли какие-то аспекты машины, в которых вы все еще не уверены перед Дакаром?
Сладжан: Большая проблема — не допустить попадания пыли в двигатель, поэтому мы установили специальную систему фильтрации. Нам очень не хочется ломаться из-за пустынной пыли, так что это нам еще нужно проверить — в Сибири много снега, но мало песка. Лучший способ подготовиться сейчас — продолжить обучение, тестирование и изучение советов других команд.
Кто главные конкуренты Нивы?
Марио : «Ралли Дакар теперь официально объявило всех участников классического Дакара, и я думаю, что сейчас их около 145 во всех категориях до 2000 года. Мы видим много Range Rover и Land Rover, и много G Wagon, а также несколько Mitsubishi Pajero, но эти автомобили не относятся к той же категории, что и мы. В основном мы следим за Land Rover и G Wagon».
Sladjan : «Темной лошадкой может быть Fiat Panda 4X4, который мне нравится, так что будет интересно посмотреть, как он себя поведет.»
Вы уже получили большую поддержку, это было сюрпризом?
Марио : «Мы познакомились со многими нашими партнерами благодаря нашему опыту и связям в Швейцарии. Слади фактически организовал ралли под названием «Дорога в ад», и так я с ним познакомился. Просто будучи в сообществе классических автомобилей в Швейцарии оказал большую помощь.
«Когда мы тестировали в Сибири, местные СМИ пронюхали о том, что мы делаем, и сказали, что «эти два швейцарца возвращают LADA на Дакар». Так мы привлекли внимание самой LADA и согласились что-то сделать. вместе, и именно так мы разработали ливрею, отражающую наследие спортивных гоночных команд LADA. Flames напоминают LADA T3, на которой в 95-м участвовали сами LADA. Мы попытались включить спортивную ДНК LADA в нашу машину, Так мы получили название Niva Red Legend — отдавая дань уважения частникам, которые были пионерами Дакара в те дни чистого ралли. пожелания от русского народа во время нашей «Дороги на Дакар»!»
LADA известны своей пуленепробиваемостью, вы уже видели это?
Марио : «Машина была в России, поэтому механик фактически поехал в штаб-квартиру LADA в Тольятти, а оттуда мы погнали Ниву Т1 обратно в Швейцарию. В общей сложности мы проехали 5750 километров, это было отличное испытание. для автомобиля. В прошлые выходные мы тестировали в карьере, мы просто пытались протестировать как можно больше, и до сих пор машина отлично справлялась с этими условиями».
Sladjan : «Эта поездка из России в Швейцарию была действительно идеальным испытанием, она позволила нам познакомиться с машиной, и теперь мы знаем, как она справляется с пересеченной местностью.»
Наконец, насколько уверенно вы себя чувствуете, отправляясь на митинг?
Марио: «Мы готовы настолько, насколько вы можете себе представить, учитывая, что мы начали это удивительное приключение менее 11 месяцев назад! Наша цель — оказаться на финише 14 января. 145 участников, и мы новички Дакара, поэтому будет интересно посмотреть, как мы выступим. Это будет крутая кривая обучения, но мы определенно повеселимся!»
Марио, Сладжан, большое спасибо за ваше время.
Фотографии: Alpineracer
Она начинается в 1980 году; Жан-Клод Бриавуан и Бернар Клерисс решают участвовать в парижском Дакаре на Ниве, им помогает французский импортер Lada Жан Жак Пош; машина имеет номер 128 и не закончена. Три другие Lada Niva, частные заявки увидят финишную черту.
В 1981 г. заявлены два «заводских» автомобиля: Жан-Клод Бриавуан и Андре Делиер, № 157, и Андре Троссат и Пьер Ришар, № 158. Бриавуан занимает 3-е место, а Тросса 11-е в Дакаре.
Для 4-го выпуска в 1982 году заявлено не менее четырех автомобилей: № 159 для Жан-Пьера Куррера и Эрика Бриавуана, сына Жан-Клода, № 160 для Жан-Клода Бриавуана и Андре Делиера, которые займут превосходное второе место, n № 161 для Андре Тросса и Пьера Ришара и № 162 для Алена Оже и Лорана Лебо. Автомобили 159, 161 и 162 не доделал.
Автомобиль № 160 воспроизводится в линейке Gaffe, арт. 2701.
В 1983 году Poch Niva снова там с Жан-Клодом Бриавуаном и Андре Делиэром на автомобиле № 156, финишировавшим 36-м, и Андре Тросса и Эриком Бриавуаном на автомобиле № 157, которые прибудут вторыми в Дакар, введена третья машина, № 211 для Мартины де Кортанз и «Нанук» де Беллабре, они не финишируют.
Эти три автомобиля могут быть воспроизведены с помощью набора ref 2603, с более подробным набором, чем первое издание 1983, который предлагал только декали № 156.
Для 1984 года разработан новый автомобиль, с более длинной колесной базой, это дало более длинный капот и арку заднего колеса больше в задней части автомобиля. Жан-Пьер Жабуй, известный французский гонщик Формулы-1, и Мишель Сарду, популярный французский певец, носили цвета VSD Pastis 51 в автомобиле № 182, когда белые автомобили команды Poch были № 179 для Андре Тросса и Эрика Бриавуана, n ° 180 для Пьера Лартига и Жана Шарля Джауи, № 181 для Бернара Дарниша и Бернара Жиру, еще один автомобиль без удлинения, № 178 для Клода Лорана и Лорана Лебо. Ни один из этих участников не увидит финиша, в основном из-за отказа амортизаторов.
Все могут быть воспроизведены, арт. 8402 для цветного № 182 и арт. 2702 для № 179, 180 и 181, более подробный набор, чем № 8401. Автомобиль № 178 может быть изготовлен с набором № 2603. и лист с декалями 2702, попросите его, если будете заказывать.
В 1985 году Жан-Пьер Жабуй реализовал большую эволюцию Niva, с двигателем PRV V6, совершенно новой подвеской и более аэродинамическим кузовом, были введены три автомобиля при спонсорской поддержке журнала Pastis 51 France Soir. Заявлены три машины для Жана Пьера Жабуя, № 19.1, Жан-Луи Шлессер, № 192 и Пьер Лартиг, № 193. У трех машин сломалась подвеска и они не финишировали.
Два других автомобиля, на самом деле 1984 года выпуска, заявлены для Андре Тросса и Жана Шарля Джауи, № 209, и Мишеля Жандра и Франсуа Готье, № 210, с красочной ливреей VSD. Эти автомобили можно воспроизвести с помощью комплекта ref 2702 и листа с декалями, доступного Cuballille…………. .
В 1986 году Poch возвращается в гонку с двумя автомобилями, основой прототипов 1984 года с улучшенным двигателем, автомобиль № 197 для Бернара и Андре Марро, братьев, выигравших гонку в 1982 году, но не финишировавших, а машина № 198 для Пьера Лартига и Бернара Жиру, они получат четвертое место в Дакаре.
Эти автомобили можно воспроизвести с помощью набора ref 2703.
Для издания 1987 года введены три автомобиля, слегка модифицированные модели 1986 года, № 185 для Джеки Икса и Кристиана Тарина, окрашенные в цвета Solupla, две другие носят ставшую уже классической цветовую схему Poch, машина № 186 предназначена для Пьера Лартига и Жана Люка Роя, другая, № 187, предназначена для Жерара Марси и Тьерри Жерена, три машины не финишировали в ралли.
Автомобиль Jacky Ickx воспроизводится в линейке Gaffe под номером ref. 8809, и можно сделать две другие машины с комплектом 8809 и листом с декалями ref.2703, просто запросите его при заказе.
1988 год будет последним годом, когда Нива Поч участвовала в Дакаре, автомобили такие же, как и в 1986 году, окрашены в красивый карамельно-белый цвет и черно-красную схему, которые также можно увидеть на парусниках, участвовавших в трансатлантических соревнованиях.