Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 06 марта 2019
Австралия! Континент для нас сколь далекий, столь же и неизвестный. Плотность населения там не велика, да и что мы знаем об этом участке суши?
Помимо удивительных животных, которых больше нет нигде в мире, там водятся совершенно безвредные кенгуру, и есть еще масса очень опасных змей и насекомых. Живет в Австралии и Varagus giganteus — гигантский варан, или как его еще называют местные — Perentie. В своем роде, это уникальное животное. Оно может передвигаться как на четырех, так и на двух задних конечностях, используя хвост в качестве опоры, а так же одним ударом он способен сбить с ног человека, а раны, нанесенные его зубами, обычно смертельны, он еще и яд впрыскивает. К чему это я? Или я решил перепрофилировать программу про автомобили в выпуски про животных? Нет! Просто именно Perentie назывался проект по созданию транспортного средства для армии Австралии. В первоначальном тендере участвовали многие: и Mercedes со своим Gelandewagen и Unimog, и Jeep с моделью AM 10, и Toyota Land Cruiser.
Вот только выиграть конкурс удалось британцам из Австралийского подразделения Jaguar Rover Group. Именно они предложили создать транспортное средство, отвечающее всем запросам военного ведомства. Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что в вооруженных силах Rover служили и до этого. В 1988 году появился Land Rover Defender серии 110. Именно его и взяли за основу при создании спецмашины. Было сделано 2 прототипа: первый с колесной формулой 4х4, а второй имел три моста и привод на шесть колес. Раму этих машин оцинковали, кузов и без того был алюминиевым, а значит, не подвержен коррозии. Мотор заменили на японский, как и коробку. Это был дизельный движок Isuzu с объемом почти в 4 литра. Максимальный крутящий момент он выдавал уже на 1200 оборотах, а, значит, был очень надежен. Правда вот мощности ему не хватало. В атмосферной версии Турбо 111 под капотом пряталось 88 лошадей. Последний вариант как нельзя лучше подходил для большого внедорожника с шестью колесами. Небольшой доработки всё же эти силовые агрегаты потребовали: стартер был герметичным. Пусть Австралия — континент пустынный, но, всё же, реки и броды там встречаются. В версии 4х4 запасное колесо переместили на багажник (у оригинала оно покоилось на капоте).
А вот у шестиколесной версии запасок было две, они размещались по бокам кузова. Все прототипы могли транспортироваться вертолетами до места дислокации, у них были предусмотрены крепления для платформы в кузове (специальные проушины, при помощи которых крепили автомобиль). У шестиколесной версии стоял вал отбора мощности, он вел к штатной лебедке. По своей сути, Perentie была платформа, на базе которой можно было делать что угодно. Были версии для разведгрупп, их отличала одна особенность: в задней части была предусмотрена платформа для легкого эндуро Suzuki. Санитарные машины, ПВО, в общем, полный набор. Штатные турели могли принять в свои объятия MAG 58 или многоствольный Minigan. В общем, сказочное средство передвижения. Их делали без перерыва с 1987 по 1994 год. Вот только эксплуатировали на своем континенте. А когда Австралия стала посылать войска в горячие точки, выяснилась одна деталь: автомобиль-то был проходимый, многоцелевой и чрезвычайно надежный, но совершенно не защищенный от мин и пуль. Поэтому эстафету, как бы ни было обидно англичанам, у них перехватили немцы. И сегодня модели Perentie, построенные на базе Defender, постепенно уходят в отставку, их заменяют Gelandewagen. Вот видите, в Австралии даже автомобили отличаются от привычных нам, что уж говорить о животных.
Фото
Боги, возможно, сошли с ума (Часть 3)
Денис Орлов
Фото Nick Dimbleby, Steve Dock/MoD, John Goodrich/WCS, J. Korte/Politievoertuigen.nl, digitaltmuseum.se, Dunsfold collection, Flickr.com, IWM, newspress.co.uk.
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4
В 1980 году южноафриканский режиссёр Джэми Юйс снял кинокомедию «Боги, возможно, сошли с ума». Главный герой, незадачливый натуралист Эндрю Стейн, ремонтировал свой Land-Rover, подвешивая его за трос к дереву. Однажды он забыл выключить лебёдку, и вездеход не просто приподнял передний мост, а повис на ветвях грушей. В реальной истории марки случалось и не такое.
Британские заводы всегда ориентировались на военный заказ, как на гарантию стабильности. Несколько проектов Land-Rover не получили развития именно потому, что армия отнеслась к ним прохладно.
Среди удачных и известных, причём скандально, проектов – бронеавтомобили Shorland. Первый Shorland сконструирован на шасси Land Rover IIа с базой 109 дюймов инженером Фредериком Батлером по заказу Royal Ulster Constabulary – Королевского полицейского управления Ольстера. Каждый школьник в 1970-е годы знал о кровопролитных стычках полиции с местными активистами-католиками, отстаивающими независимость Северной Ирландии от метрополии.
Shorland – это акроним от Short Brothers & Harland. Эта компания из Белфаста знаменита своими самолётами-амфибиями. А бронеавтомобили она выпускала с октября 1965 года. В компании заправляли лоялисты – протестанты, сторонники твёрдой руки Лондона. Поэтому броня Shorland всегда была сварена очень добротно (хотя поначалу и не отличалась особой прочностью). Вооружался бронеавтомобиль пулемётом. 30 Browning и спаренным с ним 7,62-мм пулемётом FN. Shorland развивал идеи первых британских броневиков, на каких королевская армия воевала против сторонников независимости Ирландии ещё в 1919 году. Так, он оснащался задним постом управления, чтобы покидать поле боя, не тратя времени на разворот.
Интересно, что Shorland первым среди Land-Rover получил фары в крыльях! На вездеходах они всё ещё были врезаны в решётку радиатора. Но двигатель 3,3-тонного броневика постоянно работал под нагрузкой, задыхаясь от нехватки свежего воздуха. Вот фары и перенесли, чтобы расширить решётку радиатора. А первые серийные Land-Rover с фарами в крыльях появились только в 1968 году. Им дадут обидную кличку bugeye («пучеглазый»). Только год спустя дизайнер Дэвид Бэйч найдёт, как поизящнее оформить это решение.
Королевскому полицейскому управлению Ольстера требовалось около 450 спецавтомобилей. Их разработку и выпуск взяли под свой контроль. Возглавил отдел офицер Эрни Лусти. Родятся такие модели, как Simba, Shenzi, Tangi, и тоже с жандармской репутацией.
А вот из настоящих военных Land-Rover, пожалуй, наиболее известна «розовая пантера». Это вездеход сил специального назначения SAS. Характерен его окрас под цвет Аравийской пустыни. Незадолго до появления вездехода в прокат вышла криминальная кинокомедия «Розовая пантера», отсюда и прозвище. Для выпуска «пантер» подрядили мастерскую Marshall в Кембридже. Всего построили 72 таких Series 11A 109″ SAS «Pink Panther». Подобного рода SOV («вездеходы для спецопераций») делали вплоть до 2000-х годов, в последнее время – на усиленном шасси Defender XD110 (XD – eXtra Duty), известном как Wolf («Волк»).
Нельзя обойти вниманием трёхосные модификации. В самой Великобритании такие конверсии выполняла компания Hotspur Cars Ltd из Западного Гламоргэна под маркой Sandringham 6. Их отличала колёсная база 125 или 139″ (3175 и 3531 мм) до средней оси и грузоподъёмность в две тонны. На таких шасси Hotspur с 1984 года делала также и 14-местные бронетранспортёры Hussar.
Дальше других шагнула крохотная мастерская Foers Engineering из Хэксема. Её вездеходы Ibex отличаются пространственной рамой (монококом) из гальванизированной стали. Силовые агрегаты, трансмиссия, мосты – от Land-Rover Defender. Производственная программа включает в том числе и трёхосные Ibex 330 с колёсной базой до средней оси 3300 мм и Idex 360 с колёсной базой 3675 мм.
Многообразию выбора Land-Rover обязан прежде всего партнёрским конверсиям. Но есть и исключение – австралийские Land-Rover Perentie. Изначально так, «Перенти», назывался тендер на замену изношенных армейских Land-Rover, объявленный в июне 1982 года отделом закупок Департамента административной службы Австралии. На языке аборигенов «перенти» зовут самую крупную из живущих на континенте ящериц Varanus giganteus. От других её отличает способность долго бежать с высокой, до 30 км/ч, скоростью.
В тендере участвовали Jeep, Mercedes-Benz и сразу несколько Land-Rover. Победил Land-Rover. Однако автомобили, пошедшие в войска, заметно отличались даже от усиленных версий для британской армии. В особенности – 6х6. Хотя в их основе и лежит конструкция Hotspur Sandringham 6, они шире, 2050 против 1676 мм, и существенно тяжелее. Полная масса достигает 5,6 т против 3,63 т у британского прототипа. Оснащён Perentie дизелем Isuzu мощностью 122 л.с. При этом грузоподъёмность не увеличилась – те же две тонны. Автомобили выпускали на заводе Land-Rover в городке Ливерпуль округа западный Сидней с 1987 по 1992 год. Построили 2500 однотонников 4х4 и 400 двухтонников 6х6. А с 1994 по 1998 год сделали дополнительную партию в 270 машин в рамках проекта «Бушрейнджер». К слову, это не первый случай, когда Land-Rover делают за пределами метрополии: в 1952–1956 годах бельгийская Société Nouvelle Minerva собирала у себя Land-Rover 80, а по её примеру компания Tempo из Гамбурга также строила этот вездеход с 1953 по 1956 год.
Наиболее продолжительные отношения связывали Land-Rover с испанским производителем Santana.Военным Land-Rover впору посвящать отдельную статью. Пока же отмечу ещё один необычный вездеход – полугусеничный Centaur. Его спроектировала компания Laird, унаследовавшая производство от знаменитой фирмы Saunders-Roe (SaRo). Та прославилась своими самолётами-амфибиями, вертолётами, кузовами для лондонских автобусов, патрульными катерами и первым в истории работоспособным судном на воздушной подушке. «Кентаврами» хотели загрузить филиал в городке Лланфэс, что на острове Англези (Северный Уэльс). Там в годы Второй мировой войны собирали поступавшие из США самолёты-амфибии «Каталина». Тот же филиал в 1955 году построил первый микроавтобус на шасси Land-Rover с изящным кузовом из стеклопластика.
Centaur использовал укороченный на два опорных катка гусеничный ход от лёгкого танка Albion FV101 Scorpion. Привод на переднюю ведущую звёздочку осуществлялся от стандартного заднего моста вездехода Land-Rover V8 Stage 1. «Кентавра» разработали в инициативном порядке и построили всего восемь прототипов. Британские военные от него отказались, и это решило судьбу и проекта, и завода в Лланфасе.
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
CB приобрел этот подержанный Land Rover Perentie за 35 000 долларов США (включая все дорожные расходы) в 2020 году. CB купил бы этот автомобиль снова, потому что: пойдёт не так, классический стиль Land Rover! Уборщик кустов со всем необходимым, ничего лишнего.
На удивление очень надежный. Когда я впервые купил его у прекрасного джентльмена в Тасмании, у него были некоторые проблемы с аккумулятором/электричеством, которые были устранены.
Также необходимо было правильно отрегулировать сход-развал, чтобы предотвратить повторный поход к стоматологу для замены расшатавшихся пломб. У меня был один прокол со старыми разъемными дисками, которые собирались заменить на диски волков, поэтому я снял запасные шины.
Мне тогда понадобился планшет на шиномонтаж, не лучшая моя идея. Также заменил амортизаторы на Terrafirma. Я доехал из Талламарина в Квинсленд без проблем, но было чертовски жарко!
Старый, жаркий и шумный, но мне нравится. Это не чашка чая для всех и, конечно, не идеальный ежедневный водитель, каким он является.
Кондиционера нет, гремит, постоянно настраиваю наружные зеркала, которые каждый раз, когда я захлопываю дверь, находят новое положение, и масло течет, но это только метит свою территорию.
Барни великолепен, и я люблю его. Мы планируем поездку на запад Квинсленда в июне, где он будет процветать и покажет себя зверем, которым он является.
Цена была отличная. Автомобиль для наблюдения за региональными силами (RFSV) в стандартной комплектации имеет все необходимое.
Два топливных бака (112 литров в сумме), воздушный компрессор, гидроусилитель руля, четырехколесные дисковые тормоза, лебедка ВОМ (Power Take Off), приподнятый воздухозаборник, двухколесная стойка для запасного колеса сзади, садовые инструменты на капоте, два большие запираемые боковые отсеки внутри задней части и место для 11 канистр по всему автомобилю, включая днище.
Двухдюймовый подъемник входит в стандартную комплектацию. Плюс 3,9-литровый четырехцилиндровый дизельный двигатель Isuzu, который считается не ломающимся.
Спектакль потрясающий. Ветер в твоих волосах, знание того, что ты больше никогда не получишь штраф за превышение скорости, вызывает эйфорию!
Производительность измеряется не в километрах в час, а в том, сколько дней это займет. Экономика? Ну, тяжелый зверь Барни, каких-то 2747 кг.
у меня в среднем около 13-14 литров на 100км. Кто-то становится лучше, кто-то хуже.
Что? Ха-ха-ха! Что ж, у меня в стандартной комплектации установлен счетчик пути Jemtech, который отлично подходит для измерения путевых точек. Свет работает, все. Мне не нужен люк, так как я могу просто откинуть полотно.
Мне пришлось установить дверные замки и замки зажигания для исправности, но это было просто.
Это бывший австралийский армейский Land Rover, он не должен быть удобным! Но новые передние и задние амортизаторы Terrafirma оказались отличными.
Крутится как разъяренный слон на Серенгети, места много надо, а в остальном красота.
Итак, вы некоторое время следите за Team Perentie, ваш уровень пены достигает пика после натиска #landyporn, и вы рассматриваете Perentie в качестве своего ежедневного водителя. Продуктовый добытчик, пригородный, прицепное оружие и экспедиционный автомобиль — все в одном. Черт возьми! Я все об этом. Мой грузовик у меня уже пять лет, и это была моя единственная поездка. Вот что вы можете ожидать:
Они громкие
4BD1 и стандартная 4-ступенчатая это пуленепробиваемая комбинация, обеспечивающая непревзойденные внедорожные качества с тракторной передачей и огромным крутящим моментом. В сочетании с трансмиссией 30-летней давности и абсолютно без звукоизоляции общение на высоких скоростях лучше всего осуществляется с помощью жестов. Гарнитура с шумоподавлением — отличный компаньон.
Они медленные
Особенно без турбины, выдающая анемичные 45 л.с., она немного слизняк. Малейший уклон на шоссе вернет вас на третье место со скоростью 80 км/ч, и вас обгонят грубияны Subaru. Турбо более чем удваивает HP, и я не могу рекомендовать его достаточно высоко. Подробнее об этом в следующем посте.
Они горячие/холодные
Когда вы едете в палатке, вы довольно подвержены воздействию непогоды. Забавно сказать своему пассажиру, что вы включаете кондиционер, прежде чем открывать вентиляционные отверстия, но новизна может исчезнуть в 40-градусные дни. Высококачественный купол Team Perentie сохраняет вас в сухости и чистоте (бесстыдная пробка), но если вы не входите в счастливое меньшинство, ваша стандартная армия, возможно, знавала лучшие времена.
Они идут куда угодно
Я ездил на своем грузовике в некоторые эпические места. Кейп-Йорк, Викторианское нагорье, пустыня Симпсона… все это приведет вас туда. У меня был мой под водой на полпути к ветровому стеклу на ОТТ, покрытый снегом в Бриндабелле и увязший по оси во время кучи походов на выходных. Вы не будете беспокоиться о том, чтобы поцарапать его, потому что он просто добавляет патину, поэтому он отправится в места, за которыми автомобили вашего друга за 100 000 долларов не осмелятся последовать.
Люди пенятся на Perenties
Perenties делают людей счастливыми, и не в последнюю очередь вас. Парни захотят поболтать об этом, когда вы будете проверять прибой, пожилые дамы будут улыбаться вам на пешеходных переходах, школьники будут бросать шакки, а девушки оставят свои номера телефонов под щетками дворников (возможно). Все предполагают, что вы легенда с хорошими историями, когда вы водите один из этих грузовиков, и давайте посмотрим правде в глаза, так оно и есть.
Ты в команде
Вы будете махать защитникам больной рукой и можете чуть не вывихнуть плечо, когда будете проезжать мимо другого Перенти в пробке. Существует замечательное сообщество молодых и старых людей, которые с радостью поделятся с вами своим временем и опытом, чтобы помочь вам в вашем путешествии в собственность.
Если вы чем-то похожи на меня, вы все равно найдете веские причины сделать то, что вы хотели сделать… Так что участвуйте. Ознакомьтесь с экипировкой Team Perentie в разделе магазина и свяжитесь с нами в Instagram или по электронной почте, если у вас возникнут вопросы.