ИсторииАвто
Некоторые из нас, взглянув на любой российский номерной знак, с легкостью назовут регион, из которого приехал автомобиль, и это будет свидетельством отличной памяти. Впрочем, автомобильные номера — это не только отличная тренировка для мозгов, но и любопытная глава автомобильной истории. Предлагаем несколько интересных фактов из прошлого таких табличек, а также необычные примеры номеров из разных уголков света.
Как несложно догадаться, первыми с необходимостью как-то помечать свои транспортные средства столкнулись извозчики. В России им выдавались особые жетоны с порядковыми номерами; их нужно было крепить на повозку на видном месте, чтобы у полиции не возникало сомнений в легальности деятельности владельца конкретной повозки. Дело было еще в конце XIX века. Потом, с 1899 года, номерные знаки появились и на автомобилях. Первым городом, где ввели это новшество, стала Рига. За ней последовали и другие, при этом у каждого города номерные знаки были разные по форме и цвету, а так как из города в город на машинах в первое время ездили редко, то и номера в каждом новом крупном населенном пункте требовалось получить местные. И, разумеется, не бесплатно.
В 1912 году одна из столичных газет писала: «Близится 15 марта, когда московские автомобилисты должны представить свои автомобили на техосмотр и получить в городской управе новый номерной знак». Оказывается, в то время знаки меняли раз в год, и каждый раз их получали нового цвета и нового размера, поскольку единого стандарта не существовало. Делали номера из листов жести довольно большого размера, и их полагалось крепить к машине шнурками. Конструкция была не очень долговечная — дороги были булыжные, машины трясло.
Один из ранних образцов табличек с автомобильным номером на машине в Германии
За рубежом номерные таблички для авто появились почти одновременно в США и Германии. Тогда владельцы машин еще могли давать волю своей фантазии. Так, в 1901 году один немецкий коммерсант с разрешения мюнхенской администрации прикрепил к своему автомобилю номер IA1. Это были инициалы его молодой супруги Иоганны Анкер, а цифра 1 означала, что она у него первая и единственная.
Первые номера стандартного образца в СССР были выпущены в 1931 году, с тех пор они неоднократно менялись, а современный вид приняли более двадцати лет назад, в 1994-м. Тогда вместо 27 использовавшихся букв остались только те 12, которые также есть в латинском алфавите (А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х).
Вот такой автомобильный номер был у первого человека в космосе — Юрия Гагарина
В ближайшие годы дизайн отечественных номеров едва ли изменится. Разве что двузначный индекс региона будет чаще заменяться на трехзначный, ведь все больше и больше машин ставят на учет в каждом субъекте федерации.
Что же до «красивых» номеров вроде 555 или 666, то то регулирующего их распространение закона у нас еще нет (ожидается, что порядок продажи таких номеров вступит в силу в 2022 году — прим. ред.). За рубежом — в США, Аргентине, Бельгии, Великобритании, ЮАР и других странах — «особые» давно номера не выходят за рамки правового поля, но стоят в разы дороже и приобретаются на аукционах. Если вы много ездили по Америке, возможно, вам встречались машины зажиточных экспатов, у которых на табличках написано что-нибудь вроде ODECCA.
Когда будете в Европе, обратите внимание на шрифт на номерных знаках местных автомобилей. Он довольно специфический — так задумано специально, чтобы нельзя было, пририсовав черточку или хвостик, переделать одну букву в другую и таким образом ввести полицейского или камеру на дороге в заблуждение.
В Японии номерные знаки есть даже у велосипедистов, причем за отсутствие таблички на двухколесном транспортном средстве полагается солидный штраф.
Как мы уже говорили, за особенные номерные знаки некоторые люди готовы платить — и немало. Например, в Великобритании особо ценятся таблички, в которых имеется буква О, но на одном аукционе, проведенном в 2009 году, рекордную сумму — более полумиллиона долларов — заплатили за табличку 1D.
В Объединенных Арабских Эмиратах летом 2016 года один из бизнесменов не поскупился и выложил за номерной знак 5 миллионов долларов. На табличке, которую он купил, только одна цифра — 1. Предприниматель пояснил, что всегда быть первым — это его жизненное кредо, а потому он готов был заплатить любые деньги за то, чтобы пометить свой автомобиль таким образом.
Иногда в путешествии номерные знаки просто хочется фотографировать — настолько они причудливые. Например, в США и Мексике, помимо буквенно-цифрового кода, таблички отличаются рисунком. Видишь белый или светло-зеленый номер с елочкой — и понимаешь, что машина из американского штата Орегон. Номера Невады — синие, Калифорнии — красно-белые. На техасских — звезды и пустыня, а на некоторых табличках из Флориды можно увидеть апельсины и цветы.
Довольно живописны и мексиканские знаки. Например, на номерах из штата Мичоакан изображена бабочка-монарх. Юкатанские номера, само собой, сопровождаются картинками с пирамидами майя.
В некоторых странах на табличках можно встретить и лозунги. Например, в Никарагуа — Nicaragua libre, в канадской провинции Онтарио — Yours to discover, а на Каймановых островах — Celebrate Cayman.
В общем, автомобильные номера — предмет с богатой историей. Немудрено, что многие путешественники их коллекционируют, хотя добыть такой трофей легально не очень-то просто. Впрочем, для личной коллекции их можно просто сфотографировать — в качестве завершающего штриха на память о поездке. В конце концов, именно номерные знаки будут сопровождать вас в новой стране повсюду — в пробках по дороге из аэропорта, на парковках, заправках, да мало ли где еще!
Фото: Robert Alexander (в анонсе) / Contributor / Getty Images, ullstein bild Dtl. / Contributor / Getty Images, Bob Haswell / Stringer / Getty Images, Kathryn Scott / Contributor / Getty Images, Visions of America / Contributor / Getty Images, UniversalImagesGroup / Contributor / Getty Images, Visions of America / Contributor / Getty Images, Tim Graham / Contributor / Getty Images
Маша Веселова
Теги
Елена Слободян
Примерное время чтения: 3 минуты
6422
Категория: События
25 апреля 1901 года в американском штате Нью-Йорк были введены первые в мире официальные автомобильные номера. Владельцев машин обязали зарегистрировать свои фамилии, адрес, описание их транспортных средств и заплатить по одному доллару за регистрацию. После этой процедуры 954 участника движения получили небольшие таблички высотой около 8 сантиметров, на которых были указаны их инициалы.
Что именно было написано на самом первом регистрационном номере, история не сохранила, и такая оказия оказалась на руку Германии. Ведь в том же году немецкий коммерсант Рудольф Герцог с разрешения администрации Берлина прикрепил к своей машине номер IA1. Буквенные обозначения были инициалами его молодой жены
Первые автомобильные номера появились в России ещё в 1904 году. Они представляли собой жестяные таблички с трёхзначными номерами. Выдавались они городской управой по мере регистрации новых автомобилей. Первым городом Российской империи, где были введены номерные знаки, оказалась не столица Санкт-Петербург, а Рига.
Первая реформа номерных знаков произошла в 1920 году, когда Ленин подписал декрет «О номерных знаках». Согласно документу, машина должна иметь 2 печатных номерных знака. Передний номер надлежало прикреплять на левом крыле, а задний — на специальной стойке. В номерных знаках стали использовать 4–5-значные цифры.
В 1931–1932 годах на белых табличках, кроме чёрных цифр, добавились и буквы, а через пару лет появились номера с названием региона выдачи.
В 1936 году регион впервые зашифровали в сочетании букв. Грузия, например, получила буквы ГА. Частные машины также имели свои номера, они начинались на «МИ». Помимо этого, номера стали чёрными, а символы — белыми, а число цифр равнялось четырём.
В 1939–1941 годах были введены спецномера. Так, автомобили Красной Армии получили номера с буквой А и пятью цифрами, а номера правительственных автомобилей начинались с букв МА.
В 1955 году появились новые номера жёлтого цвета с чёрными символами и чёрные номера с белыми буквами и цифрами для служебного транспорта. Автомобили высокопоставленных чиновников получали номера серий МА, МЩ и ЭО.
В конце 50-х все номера стали чёрными, за исключением тракторных, оставшихся жёлтыми.
После Олимпиады-80 все номера были заменены на старые, чёрные, но через год началась массовая замена чёрных жестянок на новые, белые. При этом частные автомобили получали номера, начинавшиеся с букв, например, а0001МО, а государственные — с цифр типа 0001 МОК.
Очередная реформа была проведена в начале 90-х. 30 июля 1993 года вышел приказ МВД России #362 о введении современных номеров. Количество символов на номерах — 3 буквы (серия регистрационного знака) и 3 цифры (номер регистрационного знака). Справа от номера выделяется отдельный четырёхугольник, в котором находятся: внизу — флаг РФ и сокращённое название страны (RUS), а над ним — числовой индекс (код) региона страны, где автомобиль поставлен на учёт.
Андорра © Public Domain / User:Dantadd
Монако © Public Domain / Zaphod
Сан-Марино © Public Domain / Seth Schoen
Ливан © Public Domain / Dickelbers
Парагвай © Public Domain / Rolgiati
США © Public Domain / Jerry
Мексика © Public Domain / Argusgdl
Северная Корея © Public Domain / Tom
Египет © Public Domain / A elalaily
Эфиопия © Public Domain / Jerry
Объединённые Арабские Эмираты © Public Domain / Jerry
Вануату © Public Domain / DLiebisch
Бразилия © Public Domain / Olympiobr
Япония © Public Domain / Strela290
Никарагуа © Public Domain / Kobac
Венесуэла © Public Domain / EL Guarito
Саудовская Аравия © Public Domain / Robinsoncrusoe
Андорра © Public Domain / User:Dantadd
Монако © Public Domain / Zaphod
Сан-Марино © Public Domain / Seth Schoen
Ливан © Public Domain / Dickelbers
Парагвай © Public Domain / Rolgiati
Мексика © Public Domain / Argusgdl
Северная Корея © Public Domain / Tom
Египет © Public Domain / A elalaily
Эфиопия © Public Domain / Jerry
Объединённые Арабские Эмираты © Public Domain / Jerry
Вануату © Public Domain / DLiebisch
Бразилия © Public Domain / Olympiobr
Япония © Public Domain / Strela290
Никарагуа © Public Domain / Kobac
Венесуэла © Public Domain / EL Guarito
Саудовская Аравия © Public Domain / Robinsoncrusoe
автомобильные номера
Следующий материал
Новости СМИ2
Когда Нью-Йорк стал первым штатом США, где 115 лет назад в понедельник потребовались номерные знаки, номерные знаки не представляли собой длинные буквенно-цифровые комбинации, которые водители могли бы распознавать с сегодняшнего дня.
25 апреля 1901 года губернатор Нью-Йорка Бенджамин Оделл-младший подписал закон, требующий от владельцев автомобилей регистрации в штате. Он также требовал, чтобы на каждом автомобиле или мотоцикле были «отдельные инициалы имени владельца, помещенные на его задней части на видном месте, причем буквы, образующие такие инициалы, должны быть не менее трех дюймов в высоту». Ожидалось, что владельцы будут предоставлять свои собственные идентификационные буквы, и в те первые дни не было никаких ограничений в отношении материалов, стиля или цвета. По словам коллекционера номерных знаков и историка Кита Марвина, некоторые использовали металлические буквы домов на коже или дереве, другие рисовали буквы прямо на своих автомобилях.
Хотя новый закон возложил на водителей дополнительную нагрузку, они остались «радоваться» известию о подписании законопроекта, пишет New York Tribune . Причина заключалась в том, что до принятия закона местные правила часто отличались, а это означало, что законы не только было трудно соблюдать, но и водители часто оказывались в проигрыше людям, которые передвигались по старинке. Как сообщала газета New York Times , «автомобилисты обнаружили, что во многих случаях им не предоставлялись равные права с погонщиками лошадей, и путаница, возникшая в результате этих различных законов, привела к необходимости единого стандарта».
Исправьте свою историю в одном месте: подпишитесь на еженедельный информационный бюллетень TIME History
В 1901 году не было дикой идеей, что автомобили страдают от отсутствия официального признания: New York Tribune позже повторила что «одной из целей закона было положить конец преследованию владельцев автомобилей местными правилами», а журнал Turf, Field and Farm назвал автомобили «неестественным транспортным средством» в своем сообщении о законопроекте. . Однако после принятия закона о лицензировании и регистрации местные власти — даже если они контролировали шоссе или улицу — не могли запретить автомобилям пользоваться ими. Закон также установил ограничение минимальной скорости (8 миль в час в городах и 15 миль в час в сельской местности), ниже которого местные ограничения скорости не могли опускаться.
2 мая газета Times сообщила, что 17 человек уже подали заявки на получение лицензий, и человек по имени Джордж Ф. Чемберлен получит первую. По данным Марвина, к сентябрю Tribune было подано 715 заявок, а к началу апреля следующего года количество лицензий составило 1566.
Но по мере того, как количество автомобилей и водителей увеличивалось, система нарисованных инициалов начала давать сбои по простой причине: было слишком много людей с одинаковыми инициалами. Отсюда и современный номерной знак.
15 мая 1903 года законодательный орган штата принял новый закон, обязывающий министра штата Нью-Йорк присваивать каждому зарегистрированному владельцу номер, который будет отображаться на задней части автомобиля. И в том же году — хотя нью-йоркские водители должны были предоставлять свои собственные номера до 1910 года — Массачусетс стал первым, кто распространял государственные номера.
Свяжитесь с нами по телефону по адресу letter@time. com.
Все мы знаем, что такое номерные знаки, и большинство из нас, вероятно, никогда не задавались вопросом, как они появились. С тех пор, как автомобили появились в нашей жизни, стало фактом, что все транспортные средства должны иметь номерной знак, прикрепленный к бамперу. Мы никогда не думаем об их прошлом или их эволюции, когда они стали той индустрией, которой являются сегодня.
СВЯЗАННО: 10 вещей, которые вы не знали о старинных номерных знаках
Мы составили список фактов о номерных знаках от Ассоциации исторических автомобилей. Эти факты могут вас удивить и заинтересовать, поскольку открывается еще одна грань истории нашего мира. Продолжайте читать, чтобы узнать десять фактов об истории номерных знаков, которые поразят вас!
Аляска, еще в 1921 году, была крайне слаборазвитой, что означало, что очень немногие транспортные средства пересекали ее пересеченную местность. Они по-прежнему требовали производства номерных знаков, поэтому для автомобилей, зарегистрированных в этом штате, когда-либо производилось лишь несколько, и еще меньше их существует сегодня. Эти тарелки пользуются спросом у коллекционеров из-за их редкости, и последняя продажа одной из них произошла еще в 2000 году. Она была продана за 60 000 долларов из-за ее хорошего состояния, поскольку многие из них пришли в негодность из-за времени, проведенного в пустыне Аляски.
Нью-Йорк требовал, чтобы его жители имели номерные знаки на своих автомобилях, но здесь была небольшая загвоздка. Жителям пришлось делать свои собственные номерные знаки, потому что Нью-Йорк еще не занимался их производством. Эти пластины обычно делались из кожи, войлока или металла с инициалами владельца в качестве идентификатора. Не было двух одинаковых пластин, но эта система была неэффективной, поэтому в конце концов в 1919 году они начали массово производить свои собственные. 09.
Пенсильвания была первым штатом, который разрешил небольшую настройку номерного знака, начиная с 1931 года. туалетные столики», но в это время водители могли напечатать на табличке только свои инициалы. Это принесло государству дополнительный доход, но только в 1965 году родилась настоящая туалетная табличка, где всю пластину можно было настроить по вкусу владельца. Теперь это огромная часть индустрии номерных знаков с точки зрения доходов, поскольку персонализация стала частью американской мечты.
Франция была впереди всех, когда в 1893 году придумали концепцию номерных не был первым или даже третьим в списке, поскольку Германия и Нидерланды опередили их.
СВЯЗАННЫЕ С: 10 вещей, которые вы не знали о MINI Cooper Эта информация полезна, поскольку теперь мы можем винить Францию каждый раз, когда вынуждены стоять в длинных очередях в DMV.
Первый штампованный металлический номерной знак появился в Западной Вирджинии в 1921 году. чтобы выдержать любую погоду. Эти номерные знаки рассчитаны на долгий срок службы, поэтому в Соединенных Штатах мы до сих пор используем штампованные металлические номера на наших автомобилях. В 1971 году они были модернизированы с помощью светоотражающей пленки высокой интенсивности для улучшения видимости, а также с некоторыми косметическими изменениями, но в остальном концепция осталась прежней.
Вторая мировая война вызвала большой спрос на военные припасы, и наиболее распространенным элементом в большинстве этих припасов был металл. Это привело к дефициту в 1944 году, поскольку все ресурсы были использованы для создания оружия и транспортных средств, чтобы помочь людям, которые находились за границей. Это означало, что номерные знаки должны были быть сделаны из другого материала. Штаты использовали тисненый древесноволокнистый картон, пластик на основе сои и картон в качестве номерных знаков до тех пор, пока металл больше не был нужен для военных действий.
Первые номерные знаки, когда-либо выпущенные штатами, были выпущены Массачусетсом в 1903 году. Водителям давали фарфоровые тарелки, как это было до изобретения металлических штампованных тарелок. Номера начинались с единицы, и этот первый номерной знак был выдан Фредрику Тюдору.
СВЯЗАННЫЕ С: 10 умных туалетных столиков, о которых мы хотели бы подумать
Его родственники до сих пор владеют активной регистрацией номерного знака, поэтому этот номер никогда не возвращался в обращение. У них действительно есть единственная в своем роде тарелка, даже если она больше не из фарфора.
Вы могли заметить, что все автомобили в Соединенных Штатах имеют номерные знаки одинакового размера 6 дюймов на 12 дюймов. Так было не всегда, особенно когда путешествовали между штатами. В 1957 году на заседании правительств стран мира было установлено, что для автомобильных номерных знаков должен быть установлен обязательный размер. Эта историческая встреча также является причиной того, что, когда вы путешествуете по Европе, все номерные знаки во многих странах выглядят одинаково.
Если вы посмотрите на номерной знак своего штата, вы заметите слоган. Так было не всегда до 1928 года, когда Айдахо решил поставить штамп «Картофель Айдахо» на всех своих номерных знаках. Другие штаты решили последовать их примеру, поскольку Огайо придумал «место рождения авиации», а Техас считал себя «штатом одинокой звезды». Есть даже некоторые штаты с несколькими лозунгами, потому что они решили, что одного недостаточно для их номерных знаков.
Америка росла как страна, что привело к появлению большего количества функций на номерных знаках. До компьютеров было время, когда все существовало на бумаге, и правоохранительным органам стало проще, если бы они могли видеть полицейские кодексы, избирательные округа и округ, из которого проживал человек, чтобы привлечь его к ответственности за нарушение закона или выяснить, кто они остановились.