Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Сталинец-65» (С-65) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Экземпляры | 37 626 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип движителя | гусеничный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспортная скорость, км/ч | до 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная масса, т | 10,85 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Расположение | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Кабина: | сзади трактора, открытая на ранних сериях и закрытая на поздних | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель: | переднее | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные размеры | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина, мм | 4086 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 2416 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2151 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Дорожный (агротехнический) просвет, мм | 405 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Марка двигателя | М-17
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность, л.с. (кВт) | 65 (47,8) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Трансмиссия | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип трансмиссии | механическая | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвеска и управление | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | полужёсткая на спиральных пружинах | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Способ управления поворотом | фрикционы | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Модельный ряд | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Базовая модель | Сталинец-60 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Последующая модель | Сталинец-80 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
«Сталинец-65» (С-65) на Викискладе |
«Ста́линец-65» (С-65) — модель трактора, выпускаемого на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Цифры в названии означают[источник не указан 1806 дней] количество лошадиных сил нового дизельного двигателя М-17.
15 октября 1930 года ЦК ВКП(б) выпускает постановление о внедрении дизелей в автотракторный парк страны. В 1934 году Народный комиссариат тяжелой промышленности организовывает международный конкурс — испытание дизелей, в котором участвовало 17 дизелей из шести стран: Англии, Венгрии, Германии, СССР, США и Швеции. Испытания под председательством советского двигателиста профессора Н. Бриллинга проходили с 10 июля по 20 сентября в 60 км от Ростова. В результате выбрали американский образец от Caterpillar. Опыт, приобретенный советскими специалистами позволил наметить конкретные сроки начала промышленного производства дизелей в стране.
В январе 1935 года Г. Орджоникидзе, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, указывает на необходимость перевода тракторов ЧТЗ на дизели в кратчайшие сроки. Преимущества дизеля перед лигроиновыми двигателями были очевидны — дешевизна топлива, более высокий КПД и ряд других. В апреле на заводе состоялось техническое совещание. Было решено начать подготовку завода к реконструкции. Проектирование дизеля было начато ещё в феврале.
15 июля был собран дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, 1 августа он прошел испытания, и уже 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 совершил 15-километровый пробег. Новый двигатель М-17, являвшийся «потомком» моторов М-13 и М-75, кроме дизельного топлива мог также работать на смеси автола с керосином, и заводился от пускового 20-ти сильного бензинового. В непосредственно сам трактор конструкторы не внесли больших изменений, ведь одно из требований для нового М-17 состояло в том, чтобы обеспечить установку дизеля на С-60 без больших переделок. Изменению подверглись: коробка передач — так как новый двигатель обеспечивал большее число оборотов в минуту (850 против 650), было увеличено передаточное отношение, гусеницы — для лучшего распределения веса, радиатор, который стал немного шире. Топливный бак теперь размещался за двигателем, который сверху закрыли капотом. В целом, результаты испытаний не выявили дефектов, которые могли бы послужить причиной для задержки ведущейся подготовки массового производства, однако ряд доработок был необходим.
На устранение слабых мест дизеля ушло несколько месяцев, и в январе 1937 года М-17 представляется на утверждение. В марте заводом были выпущены последние С-60, больше двух месяцев конвейер бездействовал, и, после переоборудования, 20 июня в 3 ч 15 мин с него сошел первый дизельный трактор С-65. В феврале 1938 первая партия С-65 в количестве 60 штук была отправлена на экспорт.
С-65 суждено было стать первым советским серийным дизельным трактором[2]. Утверждения о том, что он стал первым серийным дизельным трактором в мире, не соответствуют действительности — немецкий Benz-Sendling S6 (произведено более тысячи экземпляров) пошёл в серию ещё в 1923 году[3].
Брошенный С-65 в центре Одессы, октябрь 1941С-65 был предназначен для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, а также для привода стационарных машин. Однако с началом Великой Отечественной войны, в связи с потерями первого периода, большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. Их использовали для буксировки орудий большой мощности. Надо сказать, что за время войны, большое количество тракторов досталось в качестве трофеев немцам, которые также использовали их для буксировки орудий средних и крупных калибров.
wiki2.red
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Сталинец-65» (С-65) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Экземпляры | 37 626 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип движителя | гусеничный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспортная скорость, км/ч | до 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная масса, т | 10,85 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Расположение | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Кабина: | сзади трактора, открытая на ранних сериях и закрытая на поздних | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель: | переднее | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные размеры | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина, мм | 4086 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 2416 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2151 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Дорожный (агротехнический) просвет, мм | 405 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Марка двигателя | М-17
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность, л.с. (кВт) | 65 (47,8) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Трансмиссия | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип трансмиссии | механическая | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвеска и управление | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | полужёсткая на спиральных пружинах | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Способ управления поворотом | фрикционы | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Модельный ряд | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Базовая модель | Сталинец-60 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Последующая модель | Сталинец-80 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
«Сталинец-65» (С-65) на Викискладе |
«Ста́линец-65» (С-65) — модель трактора, выпускаемого на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Цифры в названии означают[источник не указан 1806 дней] количество лошадиных сил нового дизельного двигателя М-17.
15 октября 1930 года ЦК ВКП(б) выпускает постановление о внедрении дизелей в автотракторный парк страны. В 1934 году Народный комиссариат тяжелой промышленности организовывает международный конкурс — испытание дизелей, в котором участвовало 17 дизелей из шести стран: Англии, Венгрии, Германии, СССР, США и Швеции. Испытания под председательством советского двигателиста профессора Н. Бриллинга проходили с 10 июля по 20 сентября в 60 км от Ростова. В результате выбрали американский образец от Caterpillar. Опыт, приобретенный советскими специалистами позволил наметить конкретные сроки начала промышленного производства дизелей в стране.
В январе 1935 года Г. Орджоникидзе, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, указывает на необходимость перевода тракторов ЧТЗ на дизели в кратчайшие сроки. Преимущества дизеля перед лигроиновыми двигателями были очевидны — дешевизна топлива, более высокий КПД и ряд других. В апреле на заводе состоялось техническое совещание. Было решено начать подготовку завода к реконструкции. Проектирование дизеля было начато ещё в феврале.
15 июля был собран дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, 1 августа он прошел испытания, и уже 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 совершил 15-километровый пробег. Новый двигатель М-17, являвшийся «потомком» моторов М-13 и М-75, кроме дизельного топлива мог также работать на смеси автола с керосином, и заводился от пускового 20-ти сильного бензинового. В непосредственно сам трактор конструкторы не внесли больших изменений, ведь одно из требований для нового М-17 состояло в том, чтобы обеспечить установку дизеля на С-60 без больших переделок. Изменению подверглись: коробка передач — так как новый двигатель обеспечивал большее число оборотов в минуту (850 против 650), было увеличено передаточное отношение, гусеницы — для лучшего распределения веса, радиатор, который стал немного шире. Топливный бак теперь размещался за двигателем, который сверху закрыли капотом. В целом, результаты испытаний не выявили дефектов, которые могли бы послужить причиной для задержки ведущейся подготовки массового производства, однако ряд доработок был необходим.
На устранение слабых мест дизеля ушло несколько месяцев, и в январе 1937 года М-17 представляется на утверждение. В марте заводом были выпущены последние С-60, больше двух месяцев конвейер бездействовал, и, после переоборудования, 20 июня в 3 ч 15 мин с него сошел первый дизельный трактор С-65. В феврале 1938 первая партия С-65 в количестве 60 штук была отправлена на экспорт.
С-65 суждено было стать первым советским серийным дизельным трактором[2]. Утверждения о том, что он стал первым серийным дизельным трактором в мире, не соответствуют действительности — немецкий Benz-Sendling S6 (произведено более тысячи экземпляров) пошёл в серию ещё в 1923 году[3].
Брошенный С-65 в центре Одессы, октябрь 1941С-65 был предназначен для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, а также для привода стационарных машин. Однако с началом Великой Отечественной войны, в связи с потерями первого периода, большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. Их использовали для буксировки орудий большой мощности. Надо сказать, что за время войны, большое количество тракторов досталось в качестве трофеев немцам, которые также использовали их для буксировки орудий средних и крупных калибров.
wikipedia.green
С-65 «Сталинец» | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Экземпляры | 37 626 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип движителя | гусеничный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспортная скорость, км/ч | до 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная масса, т | 10,85 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Кабина: | сзади трактора, открытая на ранних сериях и закрытая на поздних | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель: | переднее | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина, мм | 4086 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 2416 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2151 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Дорожный (агротехнический) просвет, мм | 405 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Марка двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность, л.с. (кВт) | 65 (47,8) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип трансмиссии | механическая | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | полужёсткая на спиральных пружинах | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Способ управления поворотом | фрикционы | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Базовая модель | Сталинец-60 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Последующая модель | Сталинец-80 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
С-65 «Сталинец» — модель трактора, выпускаемого на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Цифры в названии означают[источник не указан 2062 дня] количество лошадиных сил нового дизельного двигателя М-17.
15 октября 1930 года ЦК ВКП(б) выпускает постановление о внедрении дизелей в автотракторный парк страны. В 1934 году Народный комиссариат тяжелой промышленности организовывает международный конкурс — испытание дизелей, в котором участвовало 17 дизелей из шести стран: Англии, Венгрии,
ru-wiki.ru
С-65 «Сталинец» | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Экземпляры | 37 626 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип движителя | гусеничный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспортная скорость, км/ч | до 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная масса, т | 10,85 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Кабина: | сзади трактора, открытая на ранних сериях и закрытая на поздних | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель: | переднее | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина, мм | 4086 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 2416 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2151 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Дорожный (агротехнический) просвет, мм | 405 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Марка двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность, л.с. (кВт) | 65 (47,8) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип трансмиссии | механическая | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | полужёсткая на спиральных пружинах | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Способ управления поворотом | фрикционы | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Базовая модель | Сталинец-60 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Последующая модель | Сталинец-80 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
С-65 «Сталинец» — модель трактора, выпускаемого на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Цифры в названии означают[источник не указан 2062 дня] количество лошадиных сил нового дизельного двигателя М-17.
ruwikiorg.ru
С-65 «Сталинец» | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Экземпляры | 37 626 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип движителя | гусеничный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспортная скорость, км/ч | до 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная масса, т | 10,85 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Кабина: | сзади трактора, открытая на ранних сериях и закрытая на поздних | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель: | переднее | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина, мм | 4086 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 2416 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2151 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Дорожный (агротехнический) просвет, мм | 405 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Марка двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность, л.с. (кВт) | 65 (47,8) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип трансмиссии | механическая | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | полужёсткая на спиральных пружинах | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Способ управления поворотом | фрикционы | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Базовая модель | Сталинец-60 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Последующая модель | Сталинец-80 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
С-65 «Сталинец» — модель трактора, выпускаемого на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Цифры в названии означают[источник не указан 2062 дня] количество лошадиных сил нового дизельного двигателя М-17.
ruwikiorg.ru
С-65 | |
---|---|
Тип движителя | гусеничный |
Полная масса, т | 10,85 |
Расположение | |
Кабина: | открытая |
Двигатель: | переднее |
Основные размеры | |
Двигатель | |
Марка двигателя | М-17 |
Мощность, л.с. (кВт) | 65 (47,8) |
Трансмиссия | |
Подвеска и управление | |
Оборудование | |
Модельный ряд |
«Ста́линец-65» (С-65) — модель трактора, выпускаемого на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 года. Цифры в названии означают количество лошадиных сил нового дизельного двигателя М-17. С-65 суждено было стать первым советским серийным дизельным трактором и первым серийным дизельным трактором в мире[1].
15 октября 1930 года ЦК ВКП(б) выпускает постановление о внедрении дизелей в автотракторный парк страны. В 1934 году Народный комиссариат тяжелой промышленности организовывает международный конкурс — испытание дизелей, в котором участвовало 17 дизелей из шести стран: Англии, Венгрии, Германии, СССР, США и Швеции. Испытания под председательством советского двигателиста профессора Н. Бриллинга проходили с 10 июля по 20 сентября в 60 км от Ростова. Опыт, приобретенный советскими специалистами позволил наметить конкретные сроки начала промышленного производства дизелей в стране.
В январе 1935 года Г. Орджоникидзе, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, указывает на необходимость перевода тракторов ЧТЗ на дизели в кратчайшие сроки. Преимущества дизеля перед лигроиновыми двигателями были очевидны — дешевизна топлива, более высокий КПД и ряд других. В апреле на заводе состоялось техническое совещание. Было решено начать подготовку завода к реконструкции. Проектирование дизеля было начато ещё в феврале.
15 июля был собран дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, 1 августа он прошел испытания, и уже 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 совершил 15-километровый пробег. Новый двигатель М-17, являвшийся «потомком» моторов М-13 и М-75, кроме дизельного топлива мог также работать на смеси автола с керосином, и заводился от пускового 20-ти сильного бензинового. В непосредственно сам трактор конструкторы не внесли больших изменений, ведь одно из требований для нового М-17 состояло в том, чтобы обеспечить установку дизеля на С-60 без больших переделок. Изменению подверглись: коробка передач — так как новый двигатель обеспечивал большее число оборотов в минуту (850 против 650), было увеличено передаточное отношение, гусеницы — для лучшего распределения веса, радиатор, который стал немного шире. Топливный бак теперь размещался за двигателем, который сверху закрыли капотом. В целом, результаты испытаний не выявили дефектов, которые могли бы послужить причиной для задержки ведущейся подготовки массового производства, однако ряд доработок был необходим.
На устранение слабых мест дизеля ушло несколько месяцев, и в январе 1937 года М-17 представляется на утверждение. В марте заводом были выпущены последние С-60, больше двух месяцев конвейер бездействовал, и, после переоборудования, 20 июня в 3 ч 15 мин с него сошел первый дизельный трактор С-65. В феврале 1938 первая партия С-65 в количестве 60 штук была отправлена на экспорт.
С-65 был предназначен для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, а также для привода стационарных машин. Однако с началом Великой Отечественной войны, в связи с потерями первого периода, большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. Их использовали для буксировки орудий большой мощности. Надо сказать, что за время войны, большое количество тракторов досталось немцам в качестве трофеев, которые также использовали их для буксировки орудий средних и крупных калибров. Также за каждый трофейный работоспособный трактор военнослужащий Германии мог получить Железный крест или отпуск домой на неделю.[источник не указан 1107 дней]
В Самарском Филиале Российского Государственного Архива Научно-Технической Документации имеются документы по проектированию тракторов: «Сталинец-2», «Сталинец-60», «Сталинец-65», «Сталинец СГ-65», «Сталинец-80», «С-80-Н», «С-100», «С-100-БГС-1», «С-100-Гп» («Проекты тракторов, разработанные Челябинским ордена Кутузова 1 степени, ордена Красной Звезды тракторным заводом (ЧТЗ)». Фонд Р-684, ед.хр.165, 1933—1963).
В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Среди экспонатов советского раздела был и собранный на опытном заводе С-65. Он удостоился высшей награды выставки — «Гран-при».
veter.academic.ru
С-65 | |
---|---|
Тип движителя | гусеничный |
Полная масса, т | 10,85 |
Расположение | |
Кабина: | открытая |
Двигатель: | переднее |
Основные размеры | |
Двигатель | |
Марка двигателя | М-17 |
Мощность, л.с. (кВт) | 65 (47,8) |
Трансмиссия | |
Подвеска и управление | |
Оборудование | |
Модельный ряд |
«Ста́линец-65» (С-65) — модель трактора, выпускаемого на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 года. Цифры в названии означают количество лошадиных сил нового дизельного двигателя М-17. С-65 суждено было стать первым советским серийным дизельным трактором и первым серийным дизельным трактором в мире[1].
15 октября 1930 года ЦК ВКП(б) выпускает постановление о внедрении дизелей в автотракторный парк страны. В 1934 году Народный комиссариат тяжелой промышленности организовывает международный конкурс — испытание дизелей, в котором участвовало 17 дизелей из шести стран: Англии, Венгрии, Германии, СССР, США и Швеции. Испытания под председательством советского двигателиста профессора Н. Бриллинга проходили с 10 июля по 20 сентября в 60 км от Ростова. Опыт, приобретенный советскими специалистами позволил наметить конкретные сроки начала промышленного производства дизелей в стране.
В январе 1935 года Г. Орджоникидзе, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, указывает на необходимость перевода тракторов ЧТЗ на дизели в кратчайшие сроки. Преимущества дизеля перед лигроиновыми двигателями были очевидны — дешевизна топлива, более высокий КПД и ряд других. В апреле на заводе состоялось техническое совещание. Было решено начать подготовку завода к реконструкции. Проектирование дизеля было начато ещё в феврале.
15 июля был собран дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, 1 августа он прошел испытания, и уже 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 совершил 15-километровый пробег. Новый двигатель М-17, являвшийся «потомком» моторов М-13 и М-75, кроме дизельного топлива мог также работать на смеси автола с керосином, и заводился от пускового 20-ти сильного бензинового. В непосредственно сам трактор конструкторы не внесли больших изменений, ведь одно из требований для нового М-17 состояло в том, чтобы обеспечить установку дизеля на С-60 без больших переделок. Изменению подверглись: коробка передач — так как новый двигатель обеспечивал большее число оборотов в минуту (850 против 650), было увеличено передаточное отношение, гусеницы — для лучшего распределения веса, радиатор, который стал немного шире. Топливный бак теперь размещался за двигателем, который сверху закрыли капотом. В целом, результаты испытаний не выявили дефектов, которые могли бы послужить причиной для задержки ведущейся подготовки массового производства, однако ряд доработок был необходим.
На устранение слабых мест дизеля ушло несколько месяцев, и в январе 1937 года М-17 представляется на утверждение. В марте заводом были выпущены последние С-60, больше двух месяцев конвейер бездействовал, и, после переоборудования, 20 июня в 3 ч 15 мин с него сошел первый дизельный трактор С-65. В феврале 1938 первая партия С-65 в количестве 60 штук была отправлена на экспорт.
С-65 был предназначен для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, а также для привода стационарных машин. Однако с началом Великой Отечественной войны, в связи с потерями первого периода, большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. Их использовали для буксировки орудий большой мощности. Надо сказать, что за время войны, большое количество тракторов досталось немцам в качестве трофеев, которые также использовали их для буксировки орудий средних и крупных калибров. Также за каждый трофейный работоспособный трактор военнослужащий Германии мог получить Железный крест или отпуск домой на неделю.[источник не указан 1107 дней]
В Самарском Филиале Российского Государственного Архива Научно-Технической Документации имеются документы по проектированию тракторов: «Сталинец-2», «Сталинец-60», «Сталинец-65», «Сталинец СГ-65», «Сталинец-80», «С-80-Н», «С-100», «С-100-БГС-1», «С-100-Гп» («Проекты тракторов, разработанные Челябинским ордена Кутузова 1 степени, ордена Красной Звезды тракторным заводом (ЧТЗ)». Фонд Р-684, ед.хр.165, 1933—1963).
В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Среди экспонатов советского раздела был и собранный на опытном заводе С-65. Он удостоился высшей награды выставки — «Гран-при».
3dic.academic.ru