Свободе, предоставленной советским самодельщикам 1960–1980‑х годов, сегодня можно только позавидовать.
15 уникальных самодельных автомобилей времен СССР
Комиссии ДОАМ (Добровольное общество автомотолюбителей) одобряли смелые и подчас даже революционные, особенно для нашего автопрома, конструкции. Самодельщику, правда, необходимо было представить документы на законную покупку агрегатов и материалов, которые, как было написано в требованиях, должны быть «сэкономленными» на производстве или «некондиционными».
Однако точно знаю: получить вышеуказанные справки было не очень сложно.
Автомобили-самоделки из СССР: приход стеклопластика
Игорь Губарев из Тбилиси сделал внешне совсем не выдающийся седан по имени Варико, к теме спортивных самоделок отношения, в общем-то, не имеющий. Однако умелец соорудил гидропневматическую подвеску – по типу ситроеновской!
А у хэтчбека Весна Владимира Миронова с мотором ВАЗ‑2101 и довольно простым дизайном задние колеса приводились через самодельный двухременный вариатор! Впрочем, такие работы все-таки были исключением. Но тяга к «гран-туризмо» росла и ширилась.
Изящная Ласка Александра Мищенко с мотором ВАЗ‑2101 и вклеенным ветровым стеклом.
В 1969 году москвичи братья Анатолий и Владимир Щербинины построили приземистое спорткупе, которое позднее стали называть ГТЩ. Машину оснастили двигателем ГАЗ‑21 (исключение из технических правил, причем не единственное), агрегатами ГАЗ‑69 и ГАЗ‑12 ЗИМ. Стеклопластиковый кузов на пространственной раме выглядел вполне профессиональным. При его создании умельцы предусматривали как классическую, так и среднемоторную компоновку.
Братья Щербинины на этом не остановились. Найдя единомышленников – тоже братьев, Станислава и Юрия Алгебраистовых – в 1980 году создали новое спорткупе с клиновидным по моде тех лет кузовом и фарами, закрытыми щитками с электроприводом. Таких машин под именами Сатана (версия Щербининых) и ЮНА (автомобили Алгебраистовых), отличающихся деталями отделки, сделали как минимум, четыре. На улицах автомобили принимали за импортные. У купе даже стандартных дверных ручек не было, вместо них – кнопки, да и колесные диски стояли импортные – красивые.
Вега‑1600 GТ Виталия Руденко и Александра Костина имела типичную для восьмидесятых годов конструкцию: стеклопластиковый кузов на пространственной раме, агрегаты ВАЗ‑2101 — и выделялась тщательностью проработки деталей.
В Веге, как и во многих машинах середины 1980‑х, салон был собран практически из оригинальных элементов.
В 1980 году в правилах для самодельщиков появился пункт о допустимом объеме двигателя 1,2 л (то есть ВАЗ‑2101), предельная мощность возросла до 45 л.с. на тонну, а длина автомобиля – с 3500 до 4200 мм. Но делали ведь машины и с волговскими моторами. Хотя важнее было то, что самодельщики упорно и всё смелее внедряли на своих автомобилях новшества, на которые официальный советский автопром, по сути, не обращал внимания.
Именно на самоделках появились электростеклоподъемники и гидроусилители руля (в СССР стоящие лишь на правительственных Чайках и ЗИЛах), дистанционная регулировка наружных зеркал и даже вклеенное ветровое стекло. Помимо всего этого на спорткупе Орор (по-армянски Чайка) Генриха Матевосяна были открывающиеся вверх двери с газовыми упорами, убирающиеся фары с электроприводом, кондиционер. Чтобы не загромождать небольшой багажник, запаску самодеятельный конструктор пристроил под машину, снабдив ее крепление электроприводом!
Последние советские технические требования к самоделкам ввели в 1987 году. Согласно им, мощность не должна была превышать 50 л.с. на тонну. Что делало некоторые машины очень динамичными. Ведь каркас строили иногда не из стали, а алюминия, да и иные элементы автомобиля старательно просчитывали для снижения массы.
Звездой первой половины 1980‑х стала Лаура ленинградцев Дмитрия Парфёнова и Геннадия Хаинова. Две одинаковые машины имели серийный мотор ВАЗ‑2105 с коробкой передач ЗАЗ‑968. В остальном стеклопластиковое купе с авангардным дизайном разительно отличалось от серийной советской продукции.
Одна из вершин советского самавто – Лаура ленинградцев Парфёнова и Хаинова отличалась множеством оригинальных инженерных решений.
Спорткары, кабриолеты, родстеры… 15 уникальных советских машин
Не меньший фурор произвела в 1983 году Панголина Александра Кулыгина. Конструктивно она была попроще Лауры: привод на задние колеса, подвески – ВАЗ. Зато средняя часть зубилообразного, по мировой моде тех лет, кузова, крыша и боковины открывалась целиком с помощью электропневмоподъемников, обзор назад обеспечивал перископ на крыше.
Панголина Александра Кулыгина – гордость последних лет советского «самавто».
Самые необычные советские автомобили. Топ-12
А вскоре и движение «самавто» сильно трансформировалось. Желание иметь эксклюзивный спортивный автомобиль никуда не делось, но появились иные, незнакомые ранее заботы. Как ни крути, а вся эта самиздатовская деятельность требовала уймы свободного времени. Или, скажем, уже заказов. Но ведь себестоимость таких машин по-настоящему никто и никогда не просчитывал. Пришло куда более прагматичное время, да и выбор на рынке – не чета прежнему.
Хорошо, что некоторые шедевры советского «самавто» сохранились и даже стали представлять интерес для коллекционеров. Итог этой увлекательной истории – вполне логичный и далеко не худший.
В Советском Союзе было создано огромное количество самодельных автомобилей. И тому есть несколько причин. В СССР было очень хорошее техническое образование и в какой-то мере даже культ научно-технического прогресса. Поощрялось разного рода изобретательство и научно-техническое творчество. Поэтому в стране было очень много инженеров, конструкторов и изобретателей, которые не только использовали свои знания в работе на государственных предприятиях и в НИИ, но и создавали что-то по собственной инициативе. Второй причиной был достаточно скромный ассортимент серийных автомобилей, выпускавшихся в СССР, и ещё более скромный — автомобилей, доступных обычному гражданину. Обычному советскому человеку практически невозможно было купить спорткар, микроавтобус или автомобиль какой-нибудь другой экзотической компоновки, образцы которой можно было видеть на Западе. Поэтому почти единственной возможностью заполучить экзотический автомобиль было построить его самостоятельно. Наконец, было немало желающих не просто скопировать иностранные образцы, а построить что-то действительно необычное, вроде какого-нибудь вездехода или автомобиля-амфибии.
Государство с одной стороны поощряло кустарное автомобилестроение, но с другой — ввело определённые ограничения. В 1965 г. были утверждены технические требования к автомобилям, изготовляемым в индивидуальном порядке. В них устанавливались ограничения на максимальную мощность двигателя, а также предписывалось использовать в некоторых узлах лишь детали заводского производства. Правда, были пути обхода ограничений. Кроме того, с течением времени требования смягчались, к 1987 г. ограничения на максимальную мощность двигателя были, например, вообще отменены.
В 1963 г. в СССР был проведён первый конкурс самодельных автомобилей. В дальнейшем в стране возникло целое движение «Самавто», участники которого появлялись на телеэкранах и проводили выставки своих творений. Количество самодельных машин в СССР исчислялось сотнями.
Изобретатели использвали разный подход. Некоторые всё-таки брали за основу какие-то серийные модели, внося в них изменения, видоизменяя и дорабатывая. Но были и такие, кто не искал лёгких путей и конструировал свою модель с нуля, создавая самостоятельно каждую деталь. Если была возможность, машины строили в помещениях предприятий, мастерских, автоклубов, но иногда в собственных гаражах и даже квартирах!
Автомобиль, собранный в квартире, спускают на улицу краном
Какие же интересные самодельные авто были созданы энтузиастами советского периода?
Карапет
На фото выше — одна из первых самоделок эпохи СССР, построенная ещё в 1930 г. Была оснащена мотоциклетным двигателем мощностью 8 л. с. Создатели — Карельский и Петров.
Окта
Ещё один самодельный автомобиль довоенного периода (1933 г.), построенный Е. В. Киршевским. Одноместный трёхколёсный автомобиль обладал очень хорошей проходимостью, а его разработка у конструктора заняла 7 лет.
Ленинград
Один из нескольких самодельных автомобилей конструкции Аркадия Бабича. Был построен в 1956 г. Автомобиль имел двигатель мощностью 90 л. с. и развивал скорость до 180 км/ч. Путь в 2 125 км из Симферополя в Ленинград изобретатель на нём осилил за 20 ч.
Советская кинохроника — «Ленинград» и другие самодельные автомобили:
«Труд»
Ещё одна самодельная модель, созданная московским изобретателем Кучеренко в 1964 г. Работа, проделанная конструктором, впечатляет. В то время как большинство самодельщиков делали кузов из стеклопластика, Кучеренко самостоятельно сварил кузов из стали. Более того — он оснастил автомобиль самодельным двигателем!
«Ихтиандр«
Одна из моделей самодельных амфибий, построенная И. Риманом и А. Ревякиным. Работа над автомобидем была начата в 1971 г. и завершена в 1979. Амфибия получилась вполне удачной — скорость на суше 120 км/ч, на воде — 20 км/ч. Корпус получился совершенно водонепроницаемым. Машину оснастили водомётным двигателем и сделали возможность втягивать колёса внутрь арок. Ихтиандр прошёл больше 1000 км по воде и 400 тыс. км. по суше.
Ихтиандр-2
К 1991 г. Рикман построил второй «Ихтиандр». Это была машина с более мощным двигателем, большего размера и с выдвижной крышей.
«Тритон»
Ещё одна впечатляющая самоделка из СССР — автомобиль-амфибия «Тритон». В отличие от предыдущих вариантов это скорее не плавающий автомобиль, а катер на колёсах. Он был создан в 1985 г. Оснащённая двигателем от «Волги» машина может развивать скорость до 120 км/ч на суше и до 60 км/ч на воде.
Видео — самодельная амфибия «Тритон»:
«Орор» в 1981
«Орор» — современное состояние
«Орор» (кстати, это именно его на верхнем фотоспускают на кране с балкона) был построен Генрихом Матевосяном в 1981 г. При создании автомобиля были использованы агрегаты ВАЗ-2101, но конструктор сделал всё, чтобы автомобиль был быстрым. Его максимальная скорость 180 км/ч, и когда во время автопробега через Тольятти ему предложили устроить соревнование с серийными «Жигули», «Орор» оказался первым. Интересно, что автомобиль оказался не только быстрым и надёжным. Он до сих пор вполне пригоден к эксплуатации несмотря на пробег свыше 2 млн. км.
«Панголина»
Названная так за сходство с одноимённым животным, «Панголина» является практически легендой советского самодеятельного автомобилестроения. Она была построена в 1980 г. инженером и руководителем кружка технического творчества из Ухты Александром Кулыгиным. Изобретатель сделал в машине множество необычных элементов. Поднимающийся колпак вместо дверей, выдвигающиеся фары, перископическая призма вместо зеркал заднего вида. По своей форме машина напоминала зарубежный спорткар Lamborghini Countach. Несмотря на то, что «Панголину» пришлось оснастить стандартным вазовским мотором мощностью всего 62 л. с., разгоняться она могла до 180 км/ч.
Впервые попав на выставку в Москве, машина поразила сначала журналистов, а затем и советских зрителей. Изобрететель стал знаменит, и его даже пригласили работать на АЗЛК. К сожалению, судьба конструктора сложилась неудачно. После распада СССР он уехал в США, где пытался продавать комплекты для самостоятельной сборки автомобилей, но через некоторое время погиб в автомобильной аварии.
«Лаура»
Ещё один достаточно известный советский самодельный спорткар. Построили его (в 2 экземплярах) Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфёнов. Машину закончили в 1985 г. Кузов был склеен из стекловолокна, был использован двигатель от ВАЗ 2105, а также агрегаты от «Нивы» и «Запорожца». В машине сделали уникальную электронную приборную панель с цифровой индикацией на основе программируемого микрокалькулятора. Скорость машины могла достигать 170 км/ч.
«Юна»
Этот автомобиль со спортивным дизайном братья Алгебраистовы в сотрудничестве с братьями Щербиниными начали строить ещё в конце 60-х, а закончили лишь в 1982 г. Всё делалось очень тщательно, только расчёт кузова занял целый год. зато получилась очень красивая, с идеально пригнанными частями машина. Кузов из стеклопластика, обтекаемая форма и достаточно мощный двигатель от Волги позволили сделать её лёгкой и быстрой — максимальная скорость достигала 200 км/ч.
Кстати, в отличие от двух предыдущих самодельных спорткаров, «Юну» не бросили и не забыли. Юрий Алгебраистов всё это время продолжал модернизировать автомобиль и до сих пор ездит на нём.
означает любое частное арендованное транспортное средство, лицензированное Советом. любой из следующих способов или их комбинация, которые либо немедленно выводят транспортное средство из строя, либо препятствуют безопасному управлению транспортным средством на улицах и автомагистралях общего пользования своим ходом, если оно самоходное, или при буксировке или толкаемые, если не самоходные:
означает любое транспортное средство, выпущенное в течение последних десяти (10) лет и поврежденное в результате столкновения или иного происшествия в такой степени, что стоимость ремонта транспортного средства для безопасной эксплуатации на шоссе превышает шестьдесят процентов (60 %). ) его справедливой рыночной стоимости, как определено в разделе 1111 настоящего раздела, непосредственно перед нанесением ущерба. Для целей настоящего раздела фактические затраты на ремонт должны включать только работу и запчасти для фактического повреждения подвески, двигателя, трансмиссии, рамы или цельного кузова и обозначенных конструктивных элементов;
означает каждое транспортное средство типа, который требуется зарегистрировать под этим титулом не полностью.
означает моторное транспортное средство, сконструированное или приспособленное для использования для перевозки грузов или груза любого описания, или прицеп, сконструированный или адаптированный таким образом;
означает любое транспортное средство, которое не нужно дорабатывать для выполнения соответствующих технических требований настоящей Директивы;
означает любой школьный автобус, школьный фургон, другое школьное транспортное средство и частное транспортное средство, используемое для перевозки учащихся или сотрудников в школу и из школы или на любое мероприятие или мероприятие, спонсируемое школой.
означает то же, что и этот термин, определенный в Разделе 41-22-2.
означает любое моторизованное или двигательное устройство, не имеющее сертификата производителя или не производились в течение 10 или более лет, или любое транспортное средство, рекомендованная производителем розничная цена которого превышает 50 000 долларов США.
означает любое транспортное средство, когда оно эксплуатируется на дороге, не обслуживаемой федеральным, провинциальным, государственным или местным агентством, за исключением въездов и выездов в частную собственность, или любое транспортное средство, которое не имеет лицензии на вождение по дороге. дорога общего пользования и спроектирована и изготовлена в первую очередь для использования в условиях бездорожья.
означает коммерческий автомобиль, предназначенный для перевозки любых жидких или газообразных материалов в цистерне или цистернах с индивидуальной номинальной вместимостью более ста девятнадцати галлонов и общей номинальной вместимостью одна тысяча галлонов или более, которая либо постоянно или временно прикрепленные к транспортному средству или шасси. Автомобиль коммерческого назначения, перевозящий порожнюю цистерну-контейнер, не предназначенную для перевозки, с номинальной вместимостью одна тысяча галлонов и более, временно прикрепленную к бортовому прицепу, не считается транспортным средством-цистерной.
означает любое воздушное или наземное транспортное средство, речное или морское судно, эксплуатируемое по лицензии для перевозки пассажиров, оплачивающих проезд. К общественным транспортным средствам не относятся транспортные средства, зафрахтованные в частном порядке.
означает автобус, скоростное транспортное средство, железнодорожный вагон, трамвай, водное транспортное средство, такси или другое транспортное средство общественного транспорта или отдельную единицу, эксплуатируемую отдельно или в составе группы, обеспечивающей общественный транспорт.
означает лицензированное транспортное средство, сконструированное или приспособленное для размещения менее девяти пассажиров, кроме наемного экипажа или транспортного средства общего пользования, которое предоставляется в аренду с услугами водителя для перевозки пассажиров
означает транспортное средство, которое:
означает транспортное средство, которое:
означает транспортное средство, оснащенное внедорожным двигателем мощностью пятьдесят л. транспортное средство, используемое исключительно для соревнований, которое включает, помимо прочего, экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, краны, компрессоры, генераторы, бульдозеры и подобное оборудование, за исключением того, что этот термин не применяется к транспортным средствам для обслуживания садов, используемым для озеленения, которые приводятся в действие внедорожный двигатель мощностью шестьдесят пять лошадиных сил или меньше, который не используется ни в каких строительных программах или проектах.
означает автомобиль или железнодорожный вагон, используемый для перевозки грузов любым видом транспорта. Каждый грузовой кузов (прицеп, грузовой железнодорожный вагон и т.п.) является отдельным транспортным средством.
означает легковой автомобиль, универсал, фургон, автомобиль типа джип, грузовик, машину скорой помощи или любой тип моторизованного транспортного средства, используемого муниципальной, провинциальной или федеральной полицией.
(«БПЛА») (9) означает любое воздушное судно, способное начать полет и поддерживать управляемый полет и навигацию без присутствия человека на борту.
означает любое транспортное средство, которое используется на начальном этапе многоэтапного процесса утверждения типа;
означает транспортное средство с двумя отдельными системами хранения топлива, которое может работать неполный рабочий день на двух разных видах топлива и предназначено для одновременной работы только на одном виде топлива;
означает любое автотранспортное средство, используемое или приспособленное для перевозки пассажиров по найму или за вознаграждение, и включает макси-такси, легковой автомобиль, контрактный вагон и сценический вагон.
Он работал над этим 11 лет
В Индии много талантливых автолюбителей, и некоторые из них даже занялись сборкой самодельных автомобилей.
Автомобильный рынок страны значительно развился, и на улицах все чаще встречаются дорогие автомобили.
Но некоторые люди из-за своего увлечения автомобилями построили свои собственные.
Для них это страстный проект, и многие потратили много времени и денег на создание уникальных автомобилей.
В то время как некоторые строили автомобили с нуля, другие брали существующие автомобили и использовали их в качестве основы для своих собственных проектов.
С учетом сказанного, вот шесть лучших самодельных автомобилей Индии.
Учитель математики из Кашмира Билал Ахмед построил автомобиль на солнечной энергии, желая создать «роскошный» и экологичный автомобиль, предназначенный не только для богатых.
Он сказал: «Такие автомобили, как «Мерседес», «Феррари», «БМВ» — это просто мечта для простого человека.
«Лишь немногие могут себе это позволить, а для других остается мечтой ездить на таких машинах и бродить [на них].
«Я придумал кое-что, что подарит людям чувство роскоши».
Он работал над ним 11 лет, потратив более рупий. 15 лакхов (15 600 фунтов стерлингов) за полностью автоматическую машину.
Автомобиль на солнечных батареях покрыт солнечными панелями, от капота до заднего лобового стекла, и, несмотря на «мрачную» погоду Джамму и Кашмира, Билал нашел способ обеспечить эффективность своего проекта.
Он сказал: «Я использовал солнечные панели, которые могут обеспечить более высокую эффективность даже в дни с низким солнечным светом».
Билал использовал монокристаллические солнечные панели из-за их способности генерировать много энергии даже при небольшом количестве солнечной энергии.
Панели также эффективны и занимают малую площадь поверхности.
Автомобиль на солнечных батареях имеет поразительный дизайн и двери типа «крыло чайки».
Билал объяснил, что солнечные панели могут дистанционно менять направление движения солнца.
Ракеш Бабу из Кералы известен производством мини-автомобилей, а джип — одна из его самых известных самодельных машин.
Он использовал металлические трубы для изготовления шасси, в то время как металлические листы использовались для панелей кузова.
По словам Ракеша, амортизаторы были взяты от Bajaj Pulsar 180, диски — от авторикши, а фары — от автомобильных фар вторичного рынка.
У него даже есть передача заднего хода, которую можно включить, включив переключатель или переместив рычаг переключения передач вперед, а затем увеличив скорость.
Наклейки на джип придают ему вид американских армейских джипов, но этот самодельный автомобиль ярко-синего цвета.
Он полностью рабочий, но Ракеш говорит, что джип предназначен для детей как игрушка.
Для полной зарядки аккумуляторов Jeep требуется около семи часов, а точка зарядки находится на приборной панели.
Еще один мини-автомобиль, воссозданный Ракешем Бабу, — Volkswagen Beetle.
Он брал запчасти от разных автомобилей. Светодиодные фонари куплены на вторичном рынке, а фары и шины — от авторикши.
Двигатель взят от Suzuki Samurai.
Мини-Жук имеет двухтактный двигатель, расположенный в задней части автомобиля.
Считается, что транспортное средство заняло примерно три месяца и стоило рупий. 40 000 (420 фунтов стерлингов).
Говоря о машине, Ракеш сказал:
«Я никогда не видел Volkswagen Beetle вживую. Я недостаточно финансово стабилен, чтобы купить машину, поэтому я подумал о том, чтобы сделать ее.
«Большинство его деталей — лом из мастерской моего отца. Тогда я потратил меньше рупий. 40 000 на этом».
Механик по имени Нурул Хак модифицировал старый Maruti Swift, чтобы он выглядел как Lamborghini.
Нурулу всегда нравилась идея водить спортивные автомобили, и во время карантина в 2020 году он был вынужден оставаться дома без работы. Именно тогда он решил создать собственную копию Lamborghini.
Он купил подержанный Maruti Swift. Затем Нурул построил новый кузов автомобиля с помощью видеороликов на YouTube.
Нурул сказал: «Сначала я купил подержанный Maruti Swift и снял с него кузов.
«Я начал собирать детали модели Lamborghini, просматривая видео на YouTube».
Самодельный автомобиль с дверями-ножницами, которые являются синонимом Lamborghini. В итоге на изготовление ушло восемь месяцев и он стоил рупий. 620 000 (6 000 фунтов стерлингов).
После того, как машина была завершена, Нурул стала местной знаменитостью, и люди фотографировались с машиной.
Нурул сказала: «Я мечтала сделать такую роскошную машину и водить ее.
«Я люблю автомобили Lamborghini и, наконец, я превратил старую машину Maruti Swift в машину своей мечты».
Maruti Gypsy был запущен в производство в Индии в 1985 году и был популярен среди армии и полиции страны.
Хотя производство было прекращено в 2018 году, человек по имени Закир Хан почтил наследие автомобиля, создав его мини-версию.
Автомобиль выделяется своей неоново-зеленой окраской и наклейками.
Поскольку это мини-версия, автомобиль имеет высоту всего три фута и оснащен кузовом-пикапом.
Несмотря на небольшой рост, он полностью функционален.
Mini Gypsy оснащен 848-кубовым 4-цилиндровым бензиновым двигателем от хэтчбека Sipani Dolphin. Он также имеет четырехступенчатую механическую коробку передач.
Максимальная скорость Gypsy заявлена как 87 миль в час.
Уникальный самодельный автомобиль — деревянный, сделанный дуэтом отца и сына.
Плотник Мохиндер Сингх, имеющий более чем 40-летний опыт работы, и его сын Амандип создали полностью работающую деревянную машину в 2015 году после того, как Амандип придумал эту идею во время учебы в колледже.
Пара провела над проектом два месяца, работая по 12 часов в день.
Деревянный каркас изготовлен из сотен деревянных досок и покрыт лаком, что делает его водонепроницаемым.
Он оснащен 800-кубовым двигателем, что позволяет ему развивать максимальную скорость 75 миль в час.
Амандип говорит:
«Когда я останавливаю машину, вокруг меня собирается много людей».
«Они часто спрашивают: «Кто построил?» Все спрашивают мой номер и хотят, чтобы я сделал для них похожую машину — это здорово».