8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Схтз нати: СХТЗ-НАТИ – первый гусеничный трактор отечественной разработки

Содержание

СХТЗ-НАТИ – первый гусеничный трактор отечественной разработки

В 1937 году в Сталинграде началось производство первого гусеничного трактора оригинальной отечественной конструкции. Он получил название СТЗ-НАТИ, так как в его создании участвовали Сталинградский тракторный завод (СТЗ) и Научный автотракторный институт (НАТИ). А поскольку эту модель производили и на Харьковском тракторном заводе, название трансформировалось в СХТЗ-НАТИ.

Первые отечественные тракторы, такие как колесный «Фордзон-Путиловец», производившийся на Путиловском заводе, гусеничный Г-50, который выпускал Харьковский паровозостроительный завод (ныне Завод им. Малышева), создавались на основе зарубежных образцов. Однако они не учитывали особенности нашей страны.

В 1929 году после сравнительных испытаний многих зарубежных тракторов специалисты НАТИ сформулировали технические требования к отечественным тракторам и зафиксировали их в статьях «Технические нормы для русского трактора» и «О типе трактора для России». Модель СТЗ-НАТИ разрабатывали уже на основе этих требований. Эта унифицированная, сельскохозяйственная и транспортная, машина, с эластичной подвеской катков, металлической гусеницей с литыми звеньями, полузакрытой кабиной, наиболее полно отвечала условиям производства и эксплуатации именно в Советском Союзе.

С появлением в 1930-х годах трактора СТЗ-НАТИ (СХТЗ-НАТИ) начался переход отечественного тракторостроения на собственные модели, конструкция которых учитывала особенности природных условий, производства и эксплуатации сельскохозяйственной техники в СССР.

В мае 1935 года в Москве собрались руководители тракторных заводов, чтобы обсудить вопрос о переводе производства на выпуск гусеничных машин. Представители Сталинградского и Харьковского предприятий заявили, что готовы представить первые образцы через два месяца. Началось своеобразное соревнование за право выпускать новый трактор. Все зависело от того, чей проект окажется более удачным.

Образец СТЗ

Сталинградские тракторостроители были уверены в успехе — к тому времени у них уже шло конструирование такого трактора совместно с НАТИ. Первый опытный образец доверили испытать бригадиру по сборке орденоносцу А. М. Левандовскому, который и проложил первую борозду.

В июле 1935 года на опытном поле НАТИ, в Лихоборах, СТЗ показывал членам Политбюро ЦК КПСС и правительства три образца гусеничные тракторов, ХТЗ — один. Тракторы тянули семилемешные сцепки из двух плугов. По условиям конкурса, чтобы обеспечить стабильную глубину вспашки, следовало применить полужесткую подвеску, однако инженеры СТЗ, нарушив требования, использовали эластичную. В результате сталинградская модель показала более высокие технические качества, а харьковская проиграла, но перевести на производство нового отечественного гусеничного трактора решили и Сталинградский, и Харьковский тракторные заводы.

В том же году образцы новой модели испытывали в НАТИ, на сельскохозяйственных работах. Над устранением обнаруженных недостатков работали вместе конструкторы института и завода. К середине 1936 года на СТЗ изготовили 25 тракторов. Летом они прошли межведомственные полевые сельскохозяйственные испытания.

В сравнении с предшественником

В то время на обоих тракторных заводах, в Сталинграде и Харькове, выпускался серийно колесный трактор СТЗ-1 (или CT3-15/30). Естественно, что новую модель сравнивали с предыдущей.

Гусеничный трактор имел существенные преимущества. У него была полузакрытая кабина, эластичная подвеска на четырех балансирных каретках с витыми цилиндрическими пружинами, зубчатая трехходовая коробка передач. Керосиновый карбюраторный четырехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением развивал вдвое большую мощность (52 л. с.). При этом горючего для обработки одного гектара земли СХТЗ-НАТИ расходовал на 25% меньше. Трактор СТЗ-1 на мягкой пахоте обрабатывал 0,35-0,4 га в час, СХТЗ-НАТИ – 0,8-0,9.

К тому же гусеничный трактор можно было использовать в самых разнообразных условиях, в том числе в местах, где нужна была высокая проходимость. В то же время новый трактор требовал больше материалов и более сложной обработки. Так, при изготовлении СТЗ-1 механической обработке подлежало 340 деталей, а для СХТЗ-НАТИ – 720. В кузнечном цехе обрабатывали 104 и 220 деталей соответственно, в прессовом – 320 и 630.

Реконструкция производства

В 1936 году СТЗ не снижал выпуск колесной модели и одновременно проводил реконструкцию, которая требовалась для производства нового трактора. Прежде всего в эксплуатацию были введены новые цеха: модельный, прессовый, площадью в 20 тыс. кв. м, и сталелитейный, с 16 электропечами и 9 формовочными конвейерами, площадью 55 тыс. кв. м (один из самых крупных в СССР). В нем помещалось 2,5 км конвейеров и транспортеров.

Механосборочный и инструментальный цеха, а также ремонтную базу значительно расширили. Кроме того, создали моторно-тракторную лабораторию. Американское и немецкое оборудование, на котором выпускали колесную модель, пополнили станки советского производства. Станочное оборудование почти удвоилось. Соответственно, для изготовления многих узлов и деталей разработали новые технологии.

Для завершения реконструкции завод остановили всего на два месяца. Новый трактор сошел с большого конвейера в 22:25 11 июля 1937 года.

Как выполнить план?

Наладить ритмичный выпуск СХТЗ-НАТИ удалось не сразу. Первую неделю главный конвейер не действовал. План пришлось скорректировать. В третьем квартале завод выпустил 26 тракторов. К концу года – 1006, половину запланированного, в начале первого квартала 1938 года в день производили 20 тракторов вместо 50.

Конечно, этому были объективные причины. Во-первых, производство начали еще не завершив строительство и монтаж оборудования (а его поставки задерживались). Не были полностью готовы прессовый и чугунолитейный цеха, не отлажен технологический процесс в механических. Во-вторых, уже на полях в первых выпущенных тракторах СХТХ-НАТИ механизаторы обнаружили недостатки конструкции. Надо было на ходу дорабатывать конструкцию некоторых узлов и деталей.

Как это не раз бывало в советские времена, помогло социалистическое соревнование, то есть ситуацию вытянул энтузиазм рабочих. 31 декабря 1937 года слесари-мотористы тракторного цеха Матюшков, Власов, Крымский и другие рабочие бригады Карпова выполнили сменную норму на 946%. Бригада взяла обязательство добиться выполнения сменного задания на 1000 % и выполнила его. Мастер тяжелой кузницы Е. В. Семенов из бригады Н. Д. Стрункова усовершенствовал технологию штамповки бруса, благодаря чему вместо запланированных 90 брусьев за смену стали штамповать по 200.

В октябре 1938 года завод перевыполнил план: вместо 1445 тракторов изготовил 1457, вместо 1245 моторов — 1308, запасных частей также выпустили больше нормы. За 1938 год завод собрал 9307 сельскохозяйственных, 136 транспортных и 532 болотных машин и выпустил 38,8% запасных частей сверх плана. 21 ноября 1938 года с конвейера сошел 10-тысячный СХТЗ-НАТИ.

Транспортный вариант СТЗ-5

Параллельно с сельскохозяйственным вариантом, СХТЗ-НАТИ, конструкторы разрабатывали транспортный. Он получил обозначение СТЗ-НАТИ-2ТВ, но в дальнейшем был больше известен под именем СТЗ-5. Многое для его разработки сделали инженеры СТЗ И.И. Дронг и В.А. Каргополов и специалисты НАТИ А.В. Васильев и И.И.Трепененков. СТЗ-5 был предельно унифицирован с СХТЗ-НАТИ, и обе модели выпускали на одном конвейере.

Этот тягач имел традиционную для транспортных тракторов компоновку. Двухместная (для водителя и командира орудия) закрытая деревометаллическая кабина находилась впереди, над двигателем. За ней и топливными баками располагалась грузовая деревянная платформа с откидными бортами и съемным брезентовым верхом. На платформе были четыре откидные полумягкие сиденья для орудийного расчета и место для боеприпасов и артиллерийского снаряжения.

Рама состояла из двух продольных швеллеров, связанных четырьмя различными поперечинами. Двигатель 1МА, четырехцилиндровый, карбюраторный, с зажиганием от магнето, быг фактически многотопливным – это было особенно важно для армейских тягачей. Заводился он на бензине электростартером или пусковой рукояткой, а после прогрева до 90 °С переводился на керосин или лигроин.

Для предупреждения детонации и повышения мощности, особенно при работе летом с повышенными нагрузками, на керосине, в цилиндры через специальную систему карбюратора впрыскивалась вода, а с 1941-го ввели антидетонационную камеру сгорания.

В коробке передач были изменены передаточные числа для увеличения силового диапазона и скоростей движения, введена еще одна (понижающая) передача. При движении на ней со скоростью 1,9 км/ч СТЗ-5 развивал тягу 4850 кгс, то есть на пределе сцепления гусениц с грунтом.

Ходовая часть была более приспособленной к движению с высокими скоростями: шаг гусеницы вдвое уменьшили, опорные и поддерживающие катки были обрезиненными. Для подтягивания прицепов, самовытаски-вания трактора и буксировки других машин на картере заднего моста под платформой был установлен вертикальный кабестан с тросом длиной 40 м. Кабина имела открывающиеся передние и боковые стекла, а также регулируемые жалюзи в передней и задней частях.

Работа с перегрузками

С 1938 года транспортные экземпляры стали направлять в артиллерийские части танковых и механизированных дивизий. Трактор обладал хорошей проходимостью на пересеченной местности. Так, он был способен преодолевать рвы глубиной до 1 м и форсировать броды глубиной до 0,8 м. С артиллерийским орудием на прицепе двигался по шоссе со скоростью до 14 км/ч. По грунтовым дорогам развивал скорость до 10 км/ч.

Максимальное тяговое усилие трактора, 4850 кгс, было достаточным для буксирования всех артиллерийских орудий, состоявших на вооружении стрелковой дивизий Красной армии в годы Второй мировой войны. Когда более мощных арттягачей не хватало, СТЗ-5 буксировали и более тяжелые, чем им полагалось, орудия и прицепы. Но даже работая с перегрузкой, тракторы обычно выдерживали.

СТЗ-5 был самым массовым средством механической тяги в Красной армии. Его продолжали выпускать вплоть до августа 1942 года, когда на территорию Сталинградского тракторного завода прорвались немецкие войска. Всего было выпущено 9944 таких тракторов.

В1941 году на шасси СТЗ-5 монтировали реактивные установки залпового огня М-13 — «Катюши», которые впервые применили в боях под Москвой. При обороне Одессы, где было много тракторов СТЗ-5, их использовали как шасси для самодельных танков НИ с тонкой броней и пулеметным вооружением, обычно снятым с устаревших или подбитых бронемашин. В первые военные годы многие тягачи попали в плен и под названием Gepanzerter Artillerie Schlepper 601(r) воевали во вражеской армии.

Алтайский вариант

Харьковский тракторный завод перешел на производство нового трактора в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны ХТЗ эвакуировали в город Рубцовск Алтайского края. Здесь начали строить новый завод – Алтайский тракторный. В августе 1942 года из его цехов вышли первые тракторы СХТЗ-НАТИ. Их стали обозначать АТЗ-НАТИ или АСХТЗ-НАТИ и выпускали здесь до 1952 года. Сталинградский и Харьковский заводы в 1949 году перешли на производство трактора ДТ-54, который отличался дизельным двигателем, кабиной закрытого типа и расположением топливного бака.

Трактор своей эпохи. СХТЗ-НАТИ: mexanizm — LiveJournal

История  отечественного тракторостроения в свои первые годы была тесно связана с  зарубежной техникой, по сути, адаптированными для производства в СССР  существующими (в основном американскими) тракторами. 

Так  было до середины 1930-х, пока не накопился достаточный опыт  эксплуатации, на основе которого инженеры Сталинградского тракторного  завода, совместно с Научно-исследовательским автомобильным и тракторным  институтом начали разработку трактора оригинальной, своей конструкции. В  создании машины участвовали специалисты ХТЗ, это был, можно сказать,  совместный масштабный проект, получивший компромиссное название  СХТЗ-НАТИ.

Опыт  освоения целины, особенно влажных почв, на которых колёсные трактора не  могли реализовать свой тяговый потенциал, продиктовал одно из главных  условий – новый трактор должен быть гусеничным. И в то же время легким,  так как выпускавшийся в то время гусеничный С-60, весом в 10 тонн и  жесткой подвеской, подходил больше для промышленности, чем для села.

Первые  опытные образцы нового трактора были готовы к лету 1935 года, свои  новинки представили два завода, Сталинградский и Харьковский. Полевые  испытания показали, что более успешной оказалась разработка СТЗ, так как  имела подвеску с балансирными каретками. Так называемую, эластичную.  Впрочем, конструкция не была идеальной и на устранение «детских  болезней» ушел еще год.

К  лету 1936 года конструкторы Сталинградского завода подготовили к  масштабным полевым испытаниям 25 экземпляров нового трактора. Работа над  ошибками проведена была успешно, по результатам испытаний гусеничный  сельскохозяйственный трактор показал двукратное преимущество на полевых  работах, в сравнении с колёсными тракторами, и при этом оказался на 25%  экономичней.

В  движение СХТЗ-НАТИ приводил карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель,  топливом которому служил керосин. Охлаждение водяное, мощность мотора  52 л.с. Изначально хотели оснастить новый трактор дизельным двигателем,  но к сожалению, с массовым производством его самой ответственной части –  топливной аппаратуры были серьёзные проблемы.

Сцепление  – однодисковое, сухое. Коробка передач стыкуется с корпусом главной  передачи заднего моста и имеет 4 скорости переднего хода и одну –  заднего. Диапазон передних скоростей от 3.7 км/час до 8 км/час, задней –  3.12 км/час.

Задний мост с конической главной передачей, с бортовыми редукторами и сухими фрикционными муфтами поворота. Тормоза ленточные.

Корпус заднего моста и КПП был отдельным, частью рамы он не являлся. 

Подвеска  трактора балансирная, на каждый борт имела по 4 сблокированных катка на  двух каретках, где упругими элементами являются пружины. Эта подвеска  оказалась настолько удачным решением, что в дальнейшем применялась на  ДТ-54, ДТ-75, и массе других советских сельскохозяйственных тракторов.  Конечно, в её конструкцию постоянно вносились улучшения, но  основоположником в этом плане стал СХТЗ-НАТИ.

Прицепное  устройство было простейшим – скоба и прицепная серьга со шкворнем, но  имелся вал отбора мощности для привода механизированного  сельхозинвентаря. 

У  водителя появилась крыша над головой, в виде полукабины, защищавшей его  от дождя. Дверей и боковых окон в этой кабине не было, но на то время и  такая конструкция считалась прогрессивной в тракторостроении, причем по  мировым меркам. Кстати, у первых опытных образцов СХТЗ-НАТИ кабины не  было.

Серийное  производство началось в Сталинграде в 1937 году, но первое время до  плана не дотягивали. После полного завершения реконструкции завода, и  внедрения ряда рацпредложений, в 1938 году план даже перевыполнили,  выпустив в ноябре 10-тысячный трактор. 

Наладили  производство и на Харьковском заводе. В начале 1940-х завод  эвакуировали на Алтай, и с 1942 года, под маркой АТЗ-НАТИ наладили  производство и там. Прекратился выпуск лишь в 1952-м.

До  наших дней мало их уцелело, да и забылся он уже, а ведь этот трактор во  многом сыграл основополагающую роль в дальнейшем развитии нашего  сельскохозяйственного машиностроения, перевел механизацию села с колёс  на гусеничный ход.  

СХТЗ-НАТИ (трактор) — это… Что такое СХТЗ-НАТИ (трактор)?

СХТЗ-НАТИ
Выпускался, гг.1937-1952
Экземпляры191000
Тип движителягусеничный
Полная масса, т5,1
Расположение
Кабина:сзади
Двигатель:спереди
Основные размеры
Двигатель
Марка двигателя
Мощность, л.с.52
Трансмиссия
Подвеска и управление
Тип подвескижёсткая
Оборудование
Пневмооборудованиенет
Модельный ряд
Последующая модельДТ-54


СХТЗ-НАТИ — марка гусеничного трактора, выпускавшегося с 1937 года по 1952 год на тракторостроительных заводах СССР.

История

В 1937 году Сталинградский и Харьковский тракторные заводы прекратили выпуск колёсных тракторов СХТЗ 15/30 и перешли на выпуск гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ. Это были первые тракторы массового производства с конструкцией отечественной разработки[1].

В связи с тем, что в ходе Великой Отечественной войны Харьковский завод был эвакуирован в город Рубцовск Алтайского края, производство тракторов было начато там, в создававшемся в военные годы Алтайском Тракторном заводе. Первые трактора СХТЗ-НАТИ вышли из цехов Алтайского завода в августе 1942 года[2].

На Алтайском тракторном заводе производство тракторов получивших обозначение АТЗ-НАТИ продолжалось до 1952 года, на Сталинградском и Харьковском заводах производство было свёрнуто ранее, в 1949 году они уступили на сборочном конвейере место тракторам ДТ-54

[3]

Конструкция

Трактор СХТЗ-НАТИ имел рамную конструкцию с клёпаной рамой, состоящей из двух лонжеронов и четырех поперечин.

Эластичная подвеска ходовых частей на четырёх балансирных каретках с витыми цилиндрическими пружинами.

Кабина трактора была полузакрытой.

Керосиновый карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 52 л.с. крепился на раме в трёх точках. Охлаждение двигателя — водяное.

Коробка передач — зубчатая трёхходовая, гусеница выполнена из звеньев отлитых из высокомарганцовистой стали.

Факты

  • 10-ти тысячный трактор СХТЗ-НАТИ вышел из ворот Сталинградского тракторного завода в 1947 году[4]

Примечания

Ссылки

НАТИ — это… Что такое СХТЗ-НАТИ?

СХТЗ-НАТИ
Выпускался, гг.
1937-1952
Экземпляры191000
Тип движителягусеничный
Полная масса, т5,1
Расположение
Кабина:сзади
Двигатель:спереди
Основные размеры
Двигатель
Марка двигателя
Мощность, л.с. (кВт)52 (38,2)
Трансмиссия
Подвеска и управление
Тип подвескижёсткая
Оборудование
Пневмооборудованиенет
Модельный ряд
Последующая модельДТ-54

СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) — марка гусеничного трактора, выпускавшегося с 1937 года по 1952 год на тракторостроительных заводах СССР.

История

В 1937 году Сталинградский и Харьковский тракторные заводы прекратили выпуск колёсных тракторов СХТЗ 15/30 и перешли на выпуск гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ. Это были первые тракторы массового производства с конструкцией отечественной разработки[1].

В связи с тем, что в ходе Великой Отечественной войны Харьковский завод был эвакуирован в город Рубцовск Алтайского края, производство тракторов было начато там, в создававшемся в военные годы Алтайском Тракторном заводе. Первые трактора СХТЗ-НАТИ вышли из цехов Алтайского завода в августе 1942 года

[2].

На Алтайском тракторном заводе производство тракторов получивших обозначение АТЗ-НАТИ продолжалось до 1952 года, на Сталинградском и Харьковском заводах производство было свёрнуто ранее, в 1949 году они уступили на сборочном конвейере место тракторам ДТ-54[3]

Конструкция

Трактор СХТЗ-НАТИ имел рамную конструкцию с клёпаной рамой, состоящей из двух лонжеронов и четырех поперечин.

Эластичная подвеска ходовых частей на четырёх балансирных каретках с витыми цилиндрическими пружинами.

Кабина трактора была полузакрытой.

Керосиновый карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 52 л.с. крепился на раме в трёх точках. Охлаждение двигателя — водяное.

Коробка передач — зубчатая трёхходовая, гусеница выполнена из звеньев отлитых из высокомарганцовистой стали.

Факты

  • 10-ти тысячный трактор СХТЗ-НАТИ вышел из ворот Сталинградского тракторного завода в 1947 году[4]

Примечания

Ссылки

НАМИ принимает участие в международном проекте «Инженеры Победы»

12 августа 2020

ФГУП «НАМИ» принимает участие в проекте «Инженеры Победы», который организует международный фестиваль «От Винта!» (действует под эгидой Минпромторга России). В рамках проекта на портале Национальной электронной библиотеки создан раздел, на котором размещаются истории предприятий и инженеров, «ковавших» победу во время Великой Отечественной войны.

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» с момента создания в виде Научной автомобильной лаборатории (затем — Научно-исследовательский автотракторный институт, НАТИ) занимался проектированием и внедрением разработок в области автомобилестроения и двигателестроения, в том числе авиационного и тракторного.

С 1 июля 1941 года коллектив опытного завода НИИ начал осваивать первую военную продукцию – одну из частей снаряда для «Катюши». К концу августа 1941 здесь выпускались уже сотни снарядов. Группа инженеров института, командированная на завод «Компрессор», участвовала в создании и испытании образцов пусковых установок «Катюш» на автомобилях и тракторах.

В то же время группа конструкторов была направлена для подготовки производства вездеходов конструкции НАТИ на автозаводы ЗИС и ГАЗ. В июле 1941 года коллектив тракторного отдела приступил к созданию новой конструкции бронированного трактора-тягача СХТЗ-НАТИ, принятого к серийному производству на Харьковском тракторном заводе, перебазированном на Алтай. В 1941 году в НАТИ были разработаны чертежи, а также схема бронирования мотоцикла М-72. Тогда же опытный завод практически полностью перешел на выпуск военной продукции — корпусов ручных гранат Ф-1.

В середине июля были определены основные задачи института по экономии жидкого топлива для армии и переводе автомобильного транспорта и тракторного парка народного хозяйства на газ, уголь и дрова. Разработанные к тому времени газогенераторные установки и газобаллонная аппаратура были приняты автомобильной и тракторной промышленностью к серийному производству.

В связи с приближением противника, институт был эвакуирован в Мелекесс (ныне – Димитровград Ульяновской области). Здесь, в неприспособленных для этого условиях, были созданы литейный и механический цеха, налажено производство корпусов 76-миллиметровых снарядов. Одновременно на площадях опытного завода НАТИ в Москве были организованы мастерские по ремонту танков, автомобилей и тракторов.

В феврале 1942 года институту было поручено особо важное задание – организация восстановления и использования трофейной немецкой техники. В апреле-июне 1942 большинство сотрудников института вместе с оборудованием были возвращены в Москву, после чего НАТИ было дано новое задание – освоение производства мин М-82. Для этих целей в институте разработали новый метод литья в кокиль без последующего отжига. Его массовое внедрение по всей стране дало значительную экономию ресурсов, за что его создатели, инженеры НАТИ Борис Гостев и Павел Степин, были удостоены Сталинской премии. В конце 1943 года институт был освобожден от выпуска военной продукции и вернулся к прежней работе по автотракторостроению – в частности, занялся разработкой нового дизельного трактора КД-35.

Справочно:

Проект «Инженеры Победы» (http://otvinta.rusneb.ru/) реализуется Международным фестивалем научно-технического творчества детей и молодежи «От Винта!» (действует под эгидой Министерства промышленности и торговли России) совместно с Национальной электронной библиотекой (оператор — Российская государственная библиотека). В его рамках создан информационный портал, включающий документальные свидетельства о деятельности инженерных и технических специалистов во время Великой Отечественной войны. Сведения принимаются как от юридических, так и от физических лиц.

Оригинал статьи на сайте Минпромторга РФ

Трактор «ХТЗ», установленный в честь первых трактористов района

Наименование

Местонахождение

Республика Саха (Якутия),  Мегино-Кангаласский улус (район), с. Майя.

Категория

Республиканский (региональный)

Вид памятника

Памятник, Памятник  истории

НПД о постановке на госохрану

Постановление Совета Министров Якутской АССР от 31 декабря 1976 г. № 484 «О состоянии и мерах по улучшению охраны памятников истории и культуры Якутской АССР»

 

Регистрационный номер в Реестре

 

141410190270005

Организация районного центра в Майе способствовала становлению и ускорению процессов урбанизации села. В 1930 г. был организован районный потребсоюз, в обязанности которого входило обеспечение сельского населения товарами промышленности и повседневного спроса. В 1932 г. вошел в строй маслозавод.  Осенью 1934 г. майинцы встретили первый трактор. Была организована МТС, ставшая впоследствии флагманом сельскохозяйственной индустрии в улуса, за короткий период обустроена база станции. Парк сельскохозяйственной техники пополнялся невиданными до этого машинами. Той же осенью вновь прибывшие трактористы приступили к подъему новых пахотных земель и обмолоту нового урожая.

Для работы в МТС специалисты были приглашены из Иркутска. Летом 1934 г. для работы в Якутии были заключены договора с несколькими молодыми людьми. Это были рабочие: слесари, токари, ремонтники. Практически осуществить поездку помог представитель наркомзема ЯАССР в Иркутске Петухов.

На дорогу до Якутска ушло около месяца. Одному из иркутских работников, Исламу Мансурову, рекомендовали идти во вновь организованную МТС в Мегино-Кангаласский район. Временным директором был назначен А.Ф. Разгильдяев, старшим механиком Ф.И. Аношин, так же были слесари Монаков Г. и Мансуров И.

В августе 1934 г. была получена техника: колесный трактор марки ХТЗ 15/30, тракторная молотилка МК-1100 и деревянная тракторная телега. Несмотря на желание быстрее приступить к работе, новый коллектив и техника за реку смогли попасть только через месяц. Так как тогда не было постоянной переправы, все пришлось грузить на карбаз, работников на Нижний – Бестях доставил пароход «Лена». С Нижнего-Бестяха до Майи техника и люди добирались в течение двух дней с ночевкой около с. Павловск. Техника часто буксовала на песчаной дороге, приходилось расщеплять телегу с молотилкой и протаскивать в некоторых местах по отдельности. В Майу приехали уже в конце сентября, вечером. Зная о таком событии, здесь их очень ждали. Встреча первого трактора вылилась в митинг при большом стечении народа, что даже было затруднено движение по улицам. Желание увидеть трактор превосходил риск быть задавленным, и И. Мансурову пришлось часто останавливать трактор.

На другой день, не смотря на раннее время, народ опять стал собираться. Все старались помочь с разгрузкой вещей с тракторной телеги, после этого, получив разрешение, И. Мансуров стал катать детей по селу.

Стали готовиться к работе в колхозах, надо было смолотить пшеницу. Закончив подготовку в начале октября, начали молотьбу в колхозе им. Сталина, центром которого было с. Хара. Местное население впервые видело работу тракторной молотилки. Мощная молотилка МК-1100 давила огромную производительность, иногда за день намолачивали до 20 тонн пшеницы-зерна. В эту зиму хлеб был обмолот в пяти колхозах.

Весной 1935 г. впервые вышли на поля колхозов им. Куйбышева и «Красная Звезда». В начале лета 1935 г. прибыло одиннадцать колесных тракторов марки ХТЗ 15/30.

В 1937 г. выросла МТС, увеличился тракторный парк за счет поступления новых тракторов, особенно за счет мощных гусеничных тракторов марки «ЧТЗ – сталинец – 60» — их пришло 7 тракторов, и поступило шесть «СТЗ – НАТИ» и еще насколько колесных тракторов. Таким образом, уже в 1937 г. числилось около тридцати тракторов.

К 1940 г. МТС обсуживала 15 укрупненных колхозов. Парк Майинской станции в 1940 г. насчитывал 44 трактора (10 «ЧТЗ», 6 «СТЗ-НАТИ», 2 «СХТЗ», 8 газогенераторных тракторов), 9 молотилок, 10 комбайнов. Эту технику обслуживали 75 трактористов, 8 бригадиров тракторных бригад, 11 комбайнеров,7 механиков.

Памятник представляет собой экземпляр первого трактора «ХТЗ», установленного на бетонном постаменте в виде усеченной трапеции и на основании в виде холма. Сечение постамента 3500х2000 мм, высота 1410 мм. На лицевой грани постамента металлическая табличка с надписью «Первый», на боковой (северной) грани постамента две таблички с надписями «Этот первый в районе трактор был доставлен в МТС в августе 1934 года. Первая борозда механизированной вспашки в колхозах Мегино-Кангаласского района была заложена этим трактором» и «Бу – оройуон бастакы трактора 1934 сыллаахха атырдьах ыйыгар аан маннай МТС-ка а5алыллыбыта. Кини Мэнэ-Ханалас оройуонун колхозтарыгар сири механизация кууъунэн хорутууну са5алаабыта».

ФГУП «НАМИ» принимает участие в международном проекте «Инженеры Победы»

Полугусеничный вездеход НАТИ В-3. 1938

 

Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «НАМИ» принимает участие в проекте «Инженеры Победы», который реализует международный фестиваль «От Винта!», действующий под эгидой Минпромторга Российской Федерации. В рамках проекта на портале НЭБ (оператор — РГБ) создан раздел, на котором размещаются истории предприятий и инженеров, «ковавших» победу в тылу во время Великой Отечественной. Участниками проекта уже стали десятки организаций науки и промышленности, в т.ч., — ОСК, «Вертолеты России», АО «Роскартография», ГАЗ, НИТУ «МИСиС», — а также сотни жителей России.

ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», основанный 16 октября 1918 года как первый научно-исследовательский институт в области автомобильной теории и технологии, принимает участие в международном проекте «Инженеры Победы», который реализуется фестивалем «От Винта!» (действует под эгидой Минпромторга России) на портале Национальной электронной библиотеки (оператор – Российская государственная библиотека). В рамках проекта создан раздел, на котором размещаются истории предприятий и инженеров, «ковавших» победу в тылу во время Великой Отечественной: https://otvinta.rusneb.ru.

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» с момента создания в виде Научной автомобильной лаборатории (затем — Научно-исследовательский автотракторный институт, НАТИ) занимался проектированием и внедрением в области автомобилестроения и двигателестроения, в т. ч. — авиационного и тракторного.

По заданию Государственного комитета обороны, с 1 июля 1941 года коллектив опытного завода НИИ начал осваивать первую военную продукцию – среднюю часть снаряда для «Катюши». К концу августа 1941-го здесь выпускались уже сотни снарядов. Группа инженеров института, командированная на завод «Компрессор», участвовала в создании и испытании образцов пусковых установок «Катюш» на автомобилях и тракторах.

В то же время группа конструкторов во главе с Григорием Сонкиным была направлена для подготовки производства вездеходов конструкции НАТИ на автозаводы ЗИС и ГАЗ. В июле 1941 года коллектив тракторного отдела под руководством Вениамина Слонимского приступил к созданию новой конструкции бронированного трактора-тягача СХТЗ-НАТИ, принятого к серийному производству на Харьковском тракторном заводе, перебазированном на Алтай. В 1941 году в НАТИ были разработаны чертежи, а также схема бронирования мотоцикла М-72. Тогда же опытный завод практически полностью перешел на выпуск военной продукции — корпусов ручных гранат Ф-1 («лимонок»).

В середине июля были определены основные задачи института по экономии жидкого топлива для армии и переводе автомобильного транспорта и тракторного парка народного хозяйства на газ, уголь и дрова. Разработанные к тому времени газогенераторные установки и газобаллонная аппаратура были приняты автомобильной и тракторной промышленностью к серийному производству.

В связи с приближением противника, институт был эвакуирован в Мелекесс (ныне – Димитровград Ульяновской области). Здесь, в неприспособленных для этого условиях, были созданы литейный и механический цеха, налажено производство корпусов 76-миллиметровых снарядов. Одновременно на площадях опытного завода НАТИ в Москве были организованы мастерские по ремонту танков, автомобилей и тракторов.

В феврале 1942 года началась реэвакуация НАТИ. Вместе с тем, институту было поручено особо важное задание – организация восстановления и использования трофейной немецкой техники. В апреле–июне 1942-го большинство сотрудников института вместе с оборудованием были возвращены в Москву, после чего НАТИ было дано новое задание – освоение литья мин М-82. Для этих целей в институте разработали новый метод литья в кокиль без последующего отжига. Его массовое внедрение по всей стране дало значительную экономию ресурсов, за что его создатели, инженеры НАТИ Борис Гостев и Павел Степин, были удостоены Сталинской премии.

В конце 1943 года институт был освобожден от выпуска военной продукции и вернулся к прежней работе по автотракторостроению — в частности, занялся разработкой нового дизельного трактора КД-35.

Игрушки и хобби Перо Китайский Jianzi Foot Sports Game Пинать волан новинка. Уличные игрушки и конструкции

Игрушки и хобби Перья китайские Jianzi Foot Sports Game Пинать волан новинка. Уличные игрушки и конструкции

Найдите много отличных новых и подержанных опций и получите лучшие предложения на игру Feather Chinese Jianzi Foot Sports Game Kicking Shuttlecock new. по лучшим онлайн ценам на! Бесплатная доставка для многих товаров !. Состояние: Новое: Совершенно новый, неиспользованный, неоткрытый, неповрежденный предмет (включая предметы ручной работы).См. Список продавца для получения полной информации. См. Все определения условий : Бренд: Без товарного знака , В комплект входит: : 1 шт. : Пол: : Мальчики и девочки , UPC: : Не применяется : MPN: : Не применяется , EAN: : Не применяется : Страна / регион производства : : Гонконг , ISBN: : Не применяется ,。

Перо китайский Jianzi Foot Sports Game Пинающий волан новинка.








Kontaktiraj nas

Перо китайский Jianzi Foot Sports Game Пинающий волан новинка.

Перо китайский Jianzi Foot Sports Game Пинать волан нов., Спортивная игра Пинать волан нов. Feather Chinese Jianzi Foot, Бесплатная доставка для многих продуктов, Найдите много отличных новых и подержанных опций и получите лучшие предложения на Feather Chinese Jianzi Foot Sports Game Kicking Shuttlecock new по лучшим онлайн-ценам в Интернет-магазине Самый продаваемый продукт Откройте для себя Доступная уличная мода онлайн. Волан ногой новый. Перо китайского Цзяньцзы Foot Sports Game прометстепа.rs.





Перо китайское Jianzi Foot Sports Game Пинать волан новинка.

Ладонь из синтетической кожи с застежкой на липучке, сливом 1-1 / 2 дюйма и переливной пластиной с 2 ​​отверстиями, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СВОЮ ШКОЛУ: собираетесь ли вы в кампус на день занятий или просто в продуктовый магазин, Мы верим в создание высококачественной спортивной одежды и одежды. со штаб-квартирой в Мальборо. Перо китайский Jianzi Foot Sports Game Пинающий волан новинка. .Мы специализируемся на производстве шнуров питания и формованных вилок или разъемов NEMA. Носите их в одиночку или в многослойном исполнении: настолько гибко, насколько вам нужно. Купите черные мужские серьги-гвоздики Windmill из титановой стали в стиле хип-хоп Мужские серьги и другие серьги в:::::::::::::::::::::::::::::: ::::::::::::::::::::::::::::::::::. Эти стильные бегунки для лобстеров красного цвета и цвета слоновой кости очень универсальны и идеально подходят для любого домашнего декора. Перо китайский Jianzi Foot Sports Game Пинающий волан новинка.. Вы должны добавить время доставки к сроку изготовления. Приблизительная высота: 5 футов 6 дюймов / 165–167 см, французский узел Мулен: DMS После завершения покупки. Как производитель, оптовый и розничный продавец всех драгоценных и полудрагоценных камней. Подголовник и подставка для ног полностью регулируются, а прорезиненные подлокотники обеспечивают дополнительный комфорт . Китайская спортивная игра Jianzi Foot Sports с перьями, новинка. . Плавно движется по вашей коже, 04VLZ4 -канальный компактный 4-автобусный миксер. A: Наш размер отличается от размера Amazon, сцепление и сцепление гарантируются, поскольку резина может образовывать прочное сцепление с любой поверхностью.Бесплатная доставка и возврат всех подходящих заказов. Перо китайский Jianzi Foot Sports Game Пинающий волан новинка. . Цвет товара может немного отличаться от цвета на фотографиях. Подушка Brentwood’s Chill wave Throw Pillow добавит идеального цвета вашему жилому пространству.


011 324 21 74

РАДНО ВРЕМ

Перо китайский Jianzi Foot Sports Game Пинающий волан новинка.

Модель

Time Model 1:64 RAUH-Welt Begriff RWB Porsche 993 Flamingo Red Diecast Model Car. Fatestitcher ALA Shards of Alara x4 NM / LP. Atlas # 0656 Chesapeake & Ohio 40 ‘Stock Car 2 Rail NIB, COMMON Pokemon TCG 100 CARD LOT-RARE UNCOMMON, ГАРАНТИРОВАННЫЕ РЕДКИЕ ИЛИ HOLO CARDS 2, RC HSP Navy Alum Wheel Hex Combine 12mm Turn 17mm Drive 4PC for 1/10 Buggy Truck. MTG 1x ДЕРЕВЯННЫЕ ПРЕДМЕТЫ Ханы Таркира NM Magic, Num Noms Surprise in a Jar Rainbow Pop. Алюминиевый автоматический тюбингер RC Лодка Газ Азотная вода Односторонние клапаны / Заготовки / Запечатанная деталь желобов MOC NEW Marvel FANTASTIC FOUR ToyBiz Женщина-невидимка Сью Шторм Ричардс.Lego 6 Части черной минифигурки туловища бандита в стиле вестерн. Радиоуправляемый квадрокоптер с двумя двигателями Power Шестиосевой гироскоп, акробатическое движение НА АКЦИЯХ США, Takara Tomy Beyblade Burst B-117 Starter Revive Phoenix.10.Fr НОВИНКА из Японии, Thomas и его друзья Minis Teenage Mutant Ninja Turtles, 9 шт. TMNT Fisher-Price M.

Перо китайский Jianzi Foot Sports Game Пинающий волан новинка.


Бесплатная доставка для многих товаров. Найдите много отличных новых и подержанных опций и получите лучшие предложения на Feather Chinese Jianzi Foot Sports Game Kicking Shuttlecock new по лучшим онлайн-ценам в Интернет-магазине. Самый продаваемый продукт. Откройте для себя доступную уличную моду в Интернете. .prometstepa.rs
Перо китайский Jianzi Foot Sports Game Пинать волан новинка. prometstepa.rs

Трактор ХТЗ-15/30, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1716 раз.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 2171 раз.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1251 раз.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1496 раз.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1213 раз.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1230 раз.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1227 раз.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1295 раз.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1196 раз.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1287 раз.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1198 раз.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1221 раз.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1201 раз.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1234 раза.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1189 раз.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1174 раза.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1221 раз.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1173 раза.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1171 раз.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1182 раза.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1197 раз.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1203 раза.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1294 раза.


Трактор ШТЗ-НАТИ, Музей Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь, Владимир Якубов

Просмотров: 1342 раза.


Масштабный трактор 1:43 SHTZ-Nati Автомобили, грузовики и фургоны Игрушки и хобби

Масштабный трактор 1:43 SHTZ-Nati Автомобили, грузовики и фургоны Игрушки и хобби
  1. Дом
  2. Игрушки и хобби
  3. Литые модели и игрушечные транспортные средства
  4. Автомобили, грузовики и фургоны
  5. Contemporary Manufacture
  6. Масштабный трактор 1:43 SHTZ- Нати

Трактор масштаба 1:43, ШТЗ-Нати.Масштаб трактора 1:43, ШТЗ-15/30 Литье под давлением .. Состояние: Новое: Совершенно новый, неиспользованный, неоткрытый, неповрежденный предмет (в том числе изделия ручной работы). См. Список продавца для получения полной информации. См. Все определения условий : Материал: : литье под давлением , Тип транспортного средства: : Трактор : Масштаб: : 1:43 , Марка: : Hachette : UPC: : Не применяется ,。

Трактор масштабный 1:43 ШТЗ-Нати







Свяжитесь с нами

  1. Дом
  2. /
  3. Свяжитесь с нами

Трактор масштабный 1:43 ШТЗ-Нати

Масштаб трактора 1:43 ШТЗ-Нати, 1:43 ШТЗ-Нати Масштабный трактор, ШТЗ-15/30 Литье под давлением, Масштаб трактора 1:43, Оптовая продажа Онлайн бесплатная доставка и возврат 24/7 Обслуживание клиентов Интернет-магазин товаров высочайшего качества по адресу лучшая цена.1:43 Масштабный трактор ШТЗ-Нати Togethermentor.com.







Трактор масштаба 1:43 ШТЗ-Нати

Глобальная галерея Сью Шлабах, Жикле, натянутый холст, 16 ‘x 20’: плакаты и принты. Ремешки легко вставляются в фитбит. SPERRY Gold Ultralite Sneaker CVO Dove 10, Рубашка Baby Cute Harem: Материал: 100% хлопок. Печать может быть по-разному размещена или размеру. Масштаб трактора 1:43 ШТЗ-Нати . Купить PantsSaver (0412162) Коврик для автомобиля Custom Fit 4PC — Серый: Custom Fit — ✓ БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА при подходящих покупках, THUNDERBIT THUNDERBIT Heavy Duty 135 Split (012627) (12 / каждый): Промышленный и научный, Идеальный подарок для вашей жены или девушки .перед отключением погрузочно-разгрузочных работ (примерно в 12:00 по восточному времени), трактор Масштаб 1:43 SHTZ-Nati , Изображение этого показано на фотографиях выше, :: Глазури не содержат свинца и безопасны для пищевых продуктов, показан почтовый ящик здесь нарисовано на Большой Сельской коробке, но также доступно в Среднем, Винтажном Эсмунде Детское Одеяло Пастель Каваи Кролики и Собаки. Масштаб трактора 1:43 ШТЗ-Нати . РУКОЯТКА: Великолепная непрозрачная природа этого предмета меняется по мере того, как свет отражает многомерные качества, Довольно синие и розовые цветы украшают каждую тарелку ~ кремово-белый фон с золотой отделкой и тиснеными краями ~ закончен с золотой ручкой короны, Угловой протектор дизайн подходит для большинства углов: столы.В других наших списках действительно есть мужчины. Масштаб трактора 1:43 ШТЗ-Нати , Если вы не можете собрать велосипед самостоятельно, ПРИМЕНЕНИЕ: Электромагнит стартера 12В совместим со Стенс 435-700. привлекает малыша к выработке хорошей привычки ходить в туалет ❤ Благодаря качественному и удобному материалу эту рубашку очень приятно носить. Масштаб трактора 1:43 ШТЗ-Нати . Керамическое основание удерживает гравий, чтобы надежно удерживать морскую ветреницу на месте. Ликер (подарок ко Дню отца): Дом и кухня. Женская беговая куртка Sugoi Zap LT в куртках.


`: »} $ {is_dummy_markup? message_position === ‘дно’? parent.dummy_markup (message_successIcon, message_proClass): »: »} $ {is_dummy_markup? »: message_position === ‘дно’? parent.submit_response_message` $ {parent} $ {state} $ {message_successIcon} $ {message_errorIcon} $ {message_proClass} `: »} `

Присоединяйтесь к нашему сообществу студентов