Сюжет:
Эксклюзивы ВМ
Общество
Фото: Антон Новодережкин / ТАСС
Противодействие автоугонам является одним из важнейших направлений деятельности московской полиции. За прошедшие пять лет правоохранительным службам города удалось сократить количество совершаемых в городе краж и угонов транспортных средств. О том, насколько остро стоит проблема автоугона в столице, как преступники чаще всего вскрывают автомобили и что можно сделать, чтобы обезопасить свой автомобиль от похитителей, в интервью «Вечерней Москве» рассказал глава пресс-службы ГУ МВД по Москве Владимир Васенин.
— Насколько остро сейчас стоит проблема автоугона в Москве?
— Если посмотреть на статистику, то можно сделать вывод, что московской полиции удалось сократить количество совершаемых в городе краж и угонов транспортных средств. В текущем году в среднем за сутки похищается две автомашины. Для сравнения: пять лет назад, в 2016 году, похищалось в среднем 14 автомобилей.
— Как в раскрытии подобных преступлений помогают современные технологии — мобильные приложения, камеры видеонаблюдения и т. д.?
— У нас это называется оперативно-разыскные мероприятия. Чем вообще сотрудник уголовного розыска уникален? Тем, что у него есть доступ к информации, которая есть не у всех. При этом все его полномочия четко прописаны в открытом законе «Об оперативно-разыскной деятельности».
— То есть в целом преступления стало проще раскрывать?
— Мы начали с того, что сейчас в Москве в день угоняется в среднем две машины. Да, количество подобных преступлений сократилось. Если брать вообще по объему, то на текущий месяц украдено 900 машин. Просто визуально представьте это количество. Из них почти 600 автомобилей мы вернули обратно. То есть, с одной стороны, есть чем похвастаться, но с другой — есть же оставшиеся 400, которые не найдены. Поэтому актуальность автоугонов есть. Я еще раз повторю: пусть статистика снижается, но нам еще есть к чему стремиться.
— Какой процент раскрываемости автоугонов в Москве?
— За девять месяцев 2021 года можно отметить, что по всем видам преступлений, связанных с завладением транспортными средствами, идет снижение количества зарегистрированных преступлений. Так, количество угонов сократилось почти на 13 процентов, краж — на 29,6 процента. Раскрываемость краж автотранспортных средств в указанном периоде составляет 19,3 процента, а угонов — 74,7 процента. 555 единиц автотранспорта сотрудники московской полиции обнаружили и вернули владельцам.
Мы проанализировали время совершения преступлений и установили, что большинство из них, около 85 процентов, совершаются в ночное время, как правило, с территорий неохраняемых стоянок и дворов жилых многоэтажных домов. Характерно, что более 90 процентов похищенных автомашин не были оборудованы какими-либо средствами защиты.
— Как чаще всего современные автоугонщики-преступники вскрывают машины?
— Чаще всего преступники вскрывают запорные устройства автомобиля специальными приспособлениями и отключают сигнализации с помощью различных электронных сканирующих устройств. Одним из часто встречающихся примеров может служить использование злоумышленниками специального оборудования, получившего сленговое название «Длинная рука», или «Удочка». Еще одним способом, с помощью которого автоугонщики похищают автомобиль, являются приспособления для механического вскрытия запорных устройств и замков зажигания.
При этом, как показывает практика, при подготовке угона злоумышленники часто проводят большой комплекс подготовительных мероприятий. Они заранее готовят необходимые технические средства и инструменты, наблюдают за местами парковки, изготавливают поддельные документы (ПТС, свидетельства о регистрации, доверенности) и поддельные номерные знаки, либо готовят номера от других автомобилей.
— С какой целью чаще всего похищают машины?
— В 53 процентах случаев автомобили похищаются с целью перепродажи, с целью разукомплектования и продажи по частям — 35 процентов, а для совершения других преступлений — всего два процента.
При этом для легализации похищенного автомобиля преступники иногда частично, а иногда и полностью меняют не только документы угнанного транспортного средства, но и сам его внешний вид.
Чаще всего угонщики сдают украденные автомобили в разборку — на агрегаты и запасные части, чтобы потом продать их через автомагазины, рынки и интернет. Также похищенная машина может стать так называемым автомобилем-донором. Номера агрегатов похищенного автотранспорта меняются на соответствующие номера автомашин, участвовавших в ДТП, либо сгоревших и получивших тотальные повреждения, при которых их восстановление и дальнейшая эксплуатация невозможны.
— Что можно сделать, чтобы машину не украли?
— При покупке автомобиля стоит оборудовать его противоугонными сигнальными устройствами, а если они уже установлены, проверить их работоспособность и эффективность, при необходимости заменить или дополнить. Наиболее эффективными от угона считаются спутниковые и радиопоисковые системы. Также необходимо оборудовать автомашину нестандартной «секреткой», перекрывающей подачу топлива, электроэнергии, а также установить дополнительные механические средства блокировки узлов и агрегатов ТС. При длительной парковке автомашины, а также в ночное время надо использовать только охраняемые автостоянки или гаражи, либо оставлять автомашину в хорошо освещенных местах и с камерами видеонаблюдения.
При поездках на рынки и в магазины необходимо класть ключи и документы на машину в труднодоступные места (например, во внутренние карманы одежды), чтобы у преступников не было шанса их украсть. А при передаче машины посторонним лицам, например, для проведения ремонта, выполнять инструкции установленных охранных систем, переводя их в сервисный режим, и не передавать брелоков сигнализации, электронных меток и ключей от механических блокировок автомашины.
Также при самостоятельной продаже машины, например, по объявлению в интернете, не следует оставлять покупателя одного в автомобиле даже на короткий промежуток времени. Лучше демонстрировать транспорт с участием еще одного человека, который сидит на заднем сиденье и не покидает салон. Не стоит соглашаться на встречу с потенциальным покупателем в безлюдных местах.
Чтобы как-то минимизировать возможные материальные потери, машину лучше застраховать. Если же автомобиль все-таки похитили, не стоит терять время — лучше сразу незамедлительно сообщить о случившемся в органы внутренних дел. При этом не соглашайтесь на посторонние предложения о возврате похищенного автомобиля за денежное вознаграждение, даже если злоумышленники сообщают вам отличительные приметы вашей машины.
Статистика Автомобили Интервью МВД
Попадание в ДТП и угон автомобиля – два самых затратных события в жизни автовладельцев. Но если ДТП предвидеть никак нельзя, то защитить машину от угона можно заранее.
Автомобиль могут угнать даже с частной территории, охраняемой стоянки, закрытого на надежный замок гаража. Уровень угрозы можно оценить уже по тому, сколько машин угоняют за сутки в Москве. В 2016 году в Москве угнали более 5100 автомобилей. За первый квартал 2017-го правоохранительные органы зарегистрировали более 700 подобных случаев. Таким образом, ежедневно в столице крадут более 10 машин.
С наибольшей угрозой угона сталкиваются автовладельцы, которые:
Полицейская статистика говорит о «выборочности» угонщиков. Например, наибольшему риску в 2016 году подвергались автомобили ВАЗ, Toyota, Honda, Mitsubishi, Hyundai, BMW, Land Rover. В этот список попали и автомобили класса люкс, и их бюджетные модели. Это еще раз подтверждает мысль о том, что любой автомобиль можно угнать.
Также есть статистика угонов по странам-производителям. Чаще всего угоняют автомобили японского производства – 33 % от общего числа угонов. На втором месте российские машины – 31 %. Оставшиеся 36 % делят между собой случаи угона автомобилей производства стран Евросоюза, Южной Кореи и США.
Комплекс мер, принимаемых для защиты транспортного средства, включает в себя следующие базовые действия:
«Цезарь Сателлит» – единственная компания в России, которая не только устанавливает и обслуживает охранные системы, но занимается розыском украденных машин. Компания работает на рынке охранных услуг более 15 лет. Мы предлагаем автовладельцам комплексные современные системы защиты транспортных средств и обеспечиваем максимальную надежность и эффективность их работы.
В нашей компании есть специализированные подразделения, занимающиеся поиском пропавших автомобилей. За годы работы мы возвратили автовладельцам несколько тысяч угнанных транспортных средств. Поисковые мероприятия проводятся нами по согласованию и в сотрудничестве с полицией, при этом привлекаются передовые технические и лучшие кадровые решения. Именно такой подход позволяет обеспечить максимальную защиту транспорта наших клиентов, которыми могут стать как юридические, так и физические лица.
1 оценили
Поделиться
Никогда еще место с таким количеством плохих водителей не заполнялось так быстро таким количеством машин. Количество автомобилей в Москве подскочило с 850 000 (79 на 1000 человек) в 1990 году до 2,7 миллиона (224 на 1000 человек) в 2001 году, причем каждый год добавляется около 300 000 новых автомобилей. Дороги, построенные для конных повозок, не расширены и забиты автомобилями. Дорога от Нового Арбата до Кремля, находящегося в нескольких сотнях метров, может занять больше часа.
Когда движение не заблокировано, автомобили проносятся с головокружительной скоростью, пьяные пешеходы врезаются в поток, а внештатные такси и банды мотоциклистов занимают целые полосы. Сигналы светофора относительно редки, часто не синхронизируются и все равно игнорируются. Левые повороты запрещены, и люди часто паркуются на тротуарах. Чтобы избежать левых поворотов, автомобилистам часто приходится выбирать окольные пути, которые включают в себя преодоление лабиринтов закоулков с односторонним движением и выполнение разворотов.
По данным ASIRT: «В рабочие дни часто бывают пробки. Водители часто не соблюдают скоростной режим и разметку и проезжают на красный свет. Водители могут управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или двигаться по встречной полосе. Более 12 процентов дорожно-транспортных происшествий происходят в Москве. Погони на высокой скорости со стороны полиции — обычное дело. Двигайтесь только при зеленом сигнале светофора. Правые и левые повороты можно делать только на стрелках. Система штрафов за нарушение правил дорожного движения неадекватна и не служит сдерживающим фактором. Использование неофициальных такси (частных автомобилей) не рекомендуется из соображений безопасности.
[Источник: Ассоциация безопасного международного дорожного движения, 2008 г., asirt.org |=|]Пробки называются пробками. Известно, что автобусы проезжают через поля и форты в парках, чтобы избежать многочасовых пробок, а водители были замечены за рулем по пандусам для инвалидов, чтобы объехать автобусы, проглоченные гигантскими выбоинами.
Пробки вокруг Москвы могут быть ужасными. The New York Times взяла интервью у одного человека, который отправился в дом друзей в 20 милях от него в 19:00 в пятницу вечером по кольцевой дороге. Он не прибыл до 11:00 утра следующего дня. В 9:00 вечера, проехав семь миль, он застрял в пробке и проехал около 50 метров за два часа. В течение ночи ситуация не сильно улучшилась. На одном этапе 100 водителей организовались в попытке ехать задним ходом. Они проехали всего около 100 метров, прежде чем их остановили только для того, чтобы их места перед ними заняли другие водители.
К 2 часам ночи родственники, предупрежденные по мобильному телефону, появились на встречных полосах и предложили еду, бензин и одежду застрявшим в пробке несчастным. Около 3 часов ночи начали появляться предприниматели с бутербродами, чтобы продать голодному автомобилисту. Некоторые автомобилисты даже передали своих детей незнакомым людям и попросили незнакомцев отвезти детей домой.
Кит Гессен написал в The New Yorker: «Ужасное движение в Москве уже давно стало печально известным, но в прошлом году оно стало ощущаться как экзистенциальная угроза. Первый снегопад минувшей зимы, в начале декабря, парализовал город. Андрей Колесников, кремлевский корреспондент «Коммерсанта» и, пожалуй, самый известный печатный журналист страны, не смог вовремя добраться до аэропорта, чтобы вместе с премьер-министром Владимиром Путиным вылететь в Нижний Тагил. Вместо подробного описания мужественных приключений Путина в металлургической столице Урала Колесников в своей колонке на следующий день описал его собственную эпическую неудачную поездку в аэропорт. Центр анализа трафика Яндекса, ведущей поисковой системы в стране, сообщил о рекордно низком рейтинге 10 в течение шести часов подряд. Той ночью популярный антикремлевский блогер, пробираясь вдоль реки в центре города, столкнулся с водителем скорой помощи, который стоял возле своего автомобиля и лениво бросал снежки с набережной; он так долго стоял в пробке, объяснил он, что его пациент уже мертв. [Источник: Кейт Гессен, The New Yorker, 2 августа 2010 г.]
«Мэр Юрий Лужков, который все происходящее в городе воспринимает очень близко к сердцу, возможно, потому, что за эти годы он и его жена стали лично владеть добрым куском города, отреагировал решительно: обвинил метеорологов. Они недооценили снегопад. Если бы они не начали прогнозировать лучше, были бы проблемы. Однако в последующие месяцы каждый раз, когда выпадал снег, город наносил ущерб.
«Впервые я обратил внимание на масштабы московской транспортной проблемы весной 2007 года, когда пил кофе в «Кофейном зерне» на Сретенке, через дорогу от Лубянки. глядя в окно, как вдруг перед кофейней появилась моя сестра и остановилась в пробке. Дальше Сретенка пересекала гигантское Садовое кольцо, огибающее Кремль в радиусе полутора километров и обозначающее границу исторического центра города. На большей части своей длины он имеет двенадцать полос движения; в определенные моменты это восемнадцать. Тем не менее, он часто засоряется. На перекрестке Сретенка-Садовое кольцо полицейский вручную включает свет, пытаясь разгрузить движение, но безрезультатно. Итак, моя сестра, всего в двадцати футах от меня, сидела так же, как и я, как будто она сидела за другим столом. Момент растянулся во времени; Я глотнул кофе. Когда, в конце концов, свет изменился, и моя сестра продвинулась вперед на несколько корпусов машины, это было так, как будто она просто пересела на другой стол. Если бы кофе был дешевле, я бы принес ей один».
Киитиро Хатояма, эксперт по вопросам дорожного движения из Японии, сказал The New Yorker: «Есть три основных фактора, определяющих движение в городе, — сказал он. Палец 1: «Поведение водителя». Волнует ли водителей, что если они въедут на перекресток до того, как загорится красный свет, есть вероятность, что они застрянут и создадут пробку? Русских драйверов нет. Нетерпеливые, злые, они схватятся за любой дюйм дороги, который им предложат. Русские водители — мудаки. Хатояма выразил это по-другому. «Российским водителям не хватает дальновидности, — сказал он. [Источник: Кейт Гессен, The New Yorker, 2 августа 2010 г.]
Палец 2: Сама система дорожного движения, то есть организация дорог. Радиальный характер Москвы ставит ее в несколько невыгодное положение по сравнению с городами, расположенными на сетке, такими как Нью-Йорк, но этот недостаток не обязательно должен быть решающим: Токио также является радиальным городом. Главная претензия Хатоямы к Москве — отсутствие возможностей для левого поворота.
Палец 3: Социальный строй, который всегда отражается на дорогах. Однажды ночью прошлым летом я поздно вышел из дома и взял такси домой. Улицы в этот час были пусты. Когда мы с таксистом проезжали мимо Пушкинской площади, мы заметили милиционера, который бежал впереди нас, а затем садился на дорожную будку на углу. Свет стал красным. Он вышел из будки и побежал к будке на следующем углу. «Кто-то идет», — объявил мой водитель. Мы просидели перед красным светом несколько минут. Все было тихо. Затем со стороны Кремля появился кортеж черных «Мерседесов» и внедорожников, пронесся мимо нас и исчез в ночи. Прошло десять секунд, и загорелся зеленый свет. «Это феодальная структура», — сказал Хатояма о привилегиях, предоставленных российской элите в системе дорожного движения. «Это вызывает много проблем». Он опустил три пальца и вернулся к бутерброду. — Есть ли еще такое место? Я спросил. «Разные правила для разных водителей?» Хатояма медленно жевал бутерброд. Когда он, наконец, ответил одним-единственным словом, в его тоне было некоторое удовлетворение. — Китай, — сказал он.
Планировщики в Москве пытались запретить движение грузовиков в центре города, изменить маршрут движения и сделать улицы односторонними, но до сих пор ни одна из этих мер, кажется, не имела большого значения. Планировщики подсчитали в начале 2000-х годов, что в то время Москве требовалось еще 300 километров улиц только для того, чтобы пропускать автомобили. Теперь на дорогах в два раза больше автомобилей, и лишь немногие планы сделаны на чертежной доске.
Юрий Лужков, мэр Москвы с 1992 до 2010 года сделали проблему дорожного движения первоочередной задачей. Правительство построило новые автомагистрали и мосты, но не смогло угнаться за ростом количества новых автомобилей. МКАД (МКАД) — самая широкая, загруженная и дорогая дорога Москвы. Задуманный при Хрущеве и завершенный в 1998 году, он окружает окраины Москвы, имеет 10 полос в ширину и 69 миль в длину, а его строительство обошлось более чем в 1 миллиард долларов. МКАД является крайней из трех кольцевых дорог. Иногда ее называют «Дорогой смерти» из-за большого количества дорожных происшествий со смертельным исходом.
Кит Гессен написал в The New Yorker в 2010 году: «Весной прошлого года мэр Лужков уволил начальника городского департамента транспорта. Несколькими неделями ранее свергнутого начальника, как и трех мужчин, которые предшествовали ему за предыдущие семь лет, подвергли резкой критике за то, что он не смог разрешить транспортный кризис. Есть много проблем, о которых Лужков делает вид, что не знает, но трафика среди них нет. На самом деле иногда кажется, что мэр ни о чем другом не думает. Всякий раз, когда он уезжает за границу, он возвращается с волшебным решением проблемы; всякий раз, когда у него есть лишние деньги, он строит дороги и роет туннели. Он ведет беспощадную войну со светофорами — «У него детское представление, что если бы он мог просто избавиться от всех светофоров, все было бы хорошо», — говорит Блинкин, — и на одном центральном участке, идущем от Кремля почти на всем протяжении , но не совсем, в аэропорт Шереметьево, за городом, он их почти устранил. Он превратил многочисленные улицы с двусторонним движением в улицы с односторонним движением и даже предложил сделать чудовищное Садовое кольцо односторонним. Ничего не помогает. Москвичи продолжают покупать (и воровать, и утилизировать, и заказывать на eBay в Северной Америке, и отправлять в Финляндию) автомобилей больше, чем Лужков может построить дорог для их проезда. [Источник: Кейт Гессен, The New Yorker, 2 августа 2010 г.]
«Было бы разумно инвестировать в общественный транспорт, построить в городе справедливо известную, но редкую сеть метро и вернуть трамваи, которые убили литературного редактора в начале «Мастера и Маргариты»; вместо этого Лужков прохладно относится к метро и активно враждебно относится к трамваям. Общественный транспорт для неудачников. Вместо этого он потратил миллиарды на расширение МКАД (кольцевой дороги вокруг города) и достройку легендарного Третьего транспортного кольца, автострады между Садовым и МКАД, о которой москвичи говорили с 19-го века. шестидесятые. По данным центра анализа трафика Яндекса, Третье кольцо сейчас является самой загруженной артерией города. Лужков непреклонен: он начал работу над «Четвертым кольцом»!
«Ни один город никогда не строился из пробок, — сказал мне эксперт по транспорту Вукан Вучич из Пенсильванского университета. «Это невозможно.» Вучич посетил Москву в октябре и был подавлен увиденным, хотя и в некотором роде впечатлен. «В центре есть улицы шириной по четыре-пять полос в каждом направлении», — сказал он. «Вы могли бы подумать, что они не могут быть перегружены, но они перегружены».
Кит Гессен написал в The New Yorker: Для Михаила Блинкина, эксперта по дорожному движению и автора легендарной статьи под названием «Этиология и патогенез московского дорожного движения», «существуют серьезные социальные и структурные проблемы, препятствующие движению московских автомобилей. Широкие проспекты, например, годятся только для военных парадов. В Нью-Йорке, напротив, существует элегантная двухуровневая дорожная система: уровень улиц, на котором пешеходы являются первичными, а автомобили — второстепенными, и уровень автострад (F.D.R. Drive, Brooklyn-Queens Expressway), где правят автомобили и есть вообще без пешеходов. По словам Блинкина, в Москве нет ни одной нормальной автомагистрали. Даже внешнее кольцо, которое должно служить кольцевой дорогой для автомобилей, пытающихся полностью объехать город, с момента своего расширения десять лет назад выросло из десятков торговых центров, каждый из которых имеет несколько выездов и въездов на шоссе. Предлагаемое «Четвертое кольцо» ничего из этого не решит. «Вы не можете просто отправлять людей по кругу!» — восклицает Блинкин. «В конце концов им нужно выйти, а потом что?» Более глубокая проблема — или, скорее, единственный способ начать решать многие глубокие проблемы — политическая: Лужков, правящий Москвой вот уже почти двадцать лет, должен уйти. [Источник: Кейт Гессен, The New Yorker, 2 августа 2010 г.]
«Блинкин — стройный, энергичный мужчина лет шестидесяти с щетинистыми седыми усами. Он обучался на престижном математическом факультете МГУ, но потом, неуспев на выпускном экзамене по истории КПСС, смог найти работу только в НИИ дорожного движения. «Сначала я был разочарован, — сказал он мне. «Но потом я прочитал еще немного и понял, что над этим работали очень умные, респектабельные люди». Почти двадцать лет он провел в двух советских научно-исследовательских институтах, занимавшихся «градостроительством», а в 1990 открыл частный мозговой центр по дорожному движению. Блинкин любит водить машину, и, когда мы впервые с ним связались, у него был серебристый Mercedes E-серии 1999 года выпуска. Но я так и не смог заставить его прокатить меня на нем. «Сегодня я поеду на метро», — говорил он, когда я звонил. «Нужно быть идиотом, чтобы водить машину в таких условиях».
«В последние годы Блинкин, по мере того, как он высказывался все больше и больше, стал похож на классического диссидента — Сахарова дорожного движения. Тем не менее, в стране, где деятели оппозиции систематически не допускаются к средствам массовой информации, Блинкин подвергается большему воздействию, чем он может вынести. «За последнюю неделю я был на телевидении четыре раза, — сказал он мне, когда мы впервые встретились, — и я потерял счет тому, сколько печатных интервью». В нынешнем политическом климате трафик — это проблема, которую готовы обсуждать все: средства массовой информации, контролируемые Кремлем, потому что они выставляют Лужкова в плохом свете; Лужкова, потому что он одержим этим. Вучич, родившийся в Белграде, с удивлением заметил, что у него брал интервью старый партийный рупор «Известия». «Никогда в жизни не думал, что меня напечатают в «Известиях»!» он сказал.»
Кит Гессен написал в The New Yorker: «Как и в других крупных городах, в Москве есть транспортный центр с множеством больших мониторов, показывающих многие городские перекрестки. Несколько десятков сотрудников ГИБДД следят за ситуацией, вызывая своих людей в дорожные будки, чтобы сообщить им, что они должны делать. Я получил короткую экскурсию по объекту в начале этого года, и это было впечатляюще. Огромные мониторы; полицейские в форме перед ними; движущийся или стоящий на месте транспорт под наблюдением полицейских — это давало меру мегаполиса, делало его управляемым. Но это была в каком-то смысле иллюзия: хотя полиция и может смотреть, она беспомощна. Мой проводник указал на мониторные берега беднейших южных и восточных районов города, где, как говорят, самое интенсивное движение. — Это худшие части? Я спросил его. Он обдумывал это, не желая, может быть, обидеть южный и восточный пути. — Это самое худшее, — сказал он наконец. [Источник: Кейт Гессен, The New Yorker, 2 августа 2010 г.]
«Основным конкурентом полиции в сфере дорожной информации является Яндекс, который начал отслеживать трафик на своем сайте в 2006 году, а в 2008 году создал отдельный «аналитический центр» Яндекс Пробки (пробка — пробка). Яндекс Пробки периодически выпускает информационные документы о состоянии дорожного движения и ведет блог с интересными сведениями о дорожном движении, но его главная задача — постоянно обновлять уже ставшую знаковой трехцветную карту улиц города, показывающую транспортный поток в реальном времени на количество маршрутов. Над картой указан рейтинг общего трафика на данный момент от 1 («Улицы чисты») до 9.(«Город остановился») и 10 («Лучше на метро»). Probki теперь имеет около полумиллиона ежедневных посетителей в Москве, идя ноздря в ноздрю с новостями и изображениями, а с погодой не за горами.
Когда прошлой зимой я был в гостях, Яндекс занимал низкое современное офисное здание за Курским вокзалом. Хоть и в центре города, от метро идти далековато, и туда меня доставил белый шаттл Яндекса. Трехцветная карта Яндекс Пробки крутилась на большом плазменном экране над администратором. Наверху одна небольшая комната была отдана трем мужчинам, представлявшим старую гвардию дорожных наблюдателей: словно в миниатюре центра ГИБДД, они сидели перед компьютерными мониторами и отслеживали почти сотню камер с улиц. города, поворачивая камеры туда, где это необходимо, чтобы не отставать от событий, и сверяли увиденное с большой картой. Но в распоряжении центра есть более совершенные инструменты. Как пояснила глава «Яндекс-карт» Мария Лауфер, установка камер по всему мегаполису обойдется непомерно дорого. Другие города используют датчики, встроенные в тротуар, для измерения транспортного потока; в Москве им трудно пережить и погоду, и ремонт дорог, который требует погода. Так что «Яндекс», по словам Лауфера, придумал «что-то вроде коммунизма — в хорошем смысле этого слова». Ее коллега Леонид Медников обновил формулировку: «Это Вики». Сначала водители присылали информацию по телефону или текстовыми сообщениями. По мере того, как все больше и больше водителей стали использовать смартфоны с поддержкой GPS, Яндекс попросил их загрузить программное обеспечение Яндекса на свои устройства, чтобы информация об их передвижениях могла автоматически отправляться на серверы Яндекса. По мере роста программы она способна давать все более точную и всеобъемлющую картину дорожной ситуации в любой момент времени. Пока я осматривал офис, пошел снег. Через некоторое время Медников вошел в конференц-зал, неся перед собой ноутбук, как фонарь. «Уже в 10!» он объявил о дорожном индексе. «Он увеличился с 5 до 10 за полтора часа!» Так получилось, что шаттл «Яндекс», возвращавшийся в метро со мной в качестве единственного пассажира, застрял в пробке на подъезде к Садовому кольцу».
Кит Гессен написал в The New Yorker: «В час пик пасмурным скользким днем в конце февраля столкнулся роскошный «Мерседес» вице-президента «Лукойла», крупнейшей нефтяной компании страны. на высокой скорости с маленьким Ситроеном. Пассажиры «Мерседеса» отделались поверхностными травмами; «Ситроен» смялся, как бумажный пакет, а водитель и ее невестка — оба врачи — погибли. [Источник: Кейт Гессен, The New Yorker, 2 августа 2010 г.]
Авария переросла в скандал. Полиция заявила, что виноват «Ситроен», но автомобильные активисты быстро нашли свидетелей, которые заявили, что «Мерседес» выехал на центральную аварийную полосу, отведенную для машин скорой помощи и полицейских машин, а затем на полосу встречного движения. Особенно бесил сам Мерседес, черный С-500 с сиреной: годами эти обезумевшие черные Мерседесы ездили на красный свет, пользовались аварийной полосой и всячески тиранили других водителей. Некоторые из них технически имели право все это делать, поскольку принадлежали к одному из органов федеральной безопасности в Москве, или к депутатам Думы, или к Путину; но большое количество просто принадлежало богатым людям с хорошими связями. Теперь они убивали людей.
«В течение нескольких дней после аварии молодой рэпер Noize MC записал яростную песню «Мерседес С-666», в которой чревовещал безобидного на вид вице-президента «Лукойла» как Сатану: «Все эти сатанинские костюмы, это просто дурачество . / Одевшись так, они никогда не будут похожи на меня. . . . Я работаю здесь на совершенно другом уровне. / У меня есть чемодан, полный наличных денег, чтобы избавить меня от неприятностей». Припев песни выражал классовый конфликт, лежащий в основе дела: «Уйди с дороги, грязные мужики. / На дороге патриций.
«За последние несколько лет московские водители стали одной из самых активных социальных групп города, организуя ликвидацию коррумпированных счетчиков и лоббируя увеличение количества дорог. После гибели двух врачей при столкновении с «Мерседесом» Лукойл группа водителей начала прикреплять к крышам своих автомобилей синие ведра с песком, имитирующие сирены, в знак протеста против злоупотребления сиреной со стороны городских банкиров и нефтяные руководители. Это была одна из самых успешных гражданских акций за последние годы. И в этом есть смысл: «автовладелец» — это единственная социальная категория, которая фактически была создана за последние двадцать лет, в отличие от всех социальных категорий, которые были уничтожены. Возможно, это, наконец, появление имущих, заинтересованных — и разочарованных, эгоистичных, невротических — среднего класса».
Кит Гессен написал в The New Yorker: «В трех отдельных случаях водители снегоуборочных машин были обстреляны при столкновении с другими транспортными средствами; один из шоферов, застреленный дежурным милиционером, погиб… Газеты сообщали, что в ссоре замешаны сыновья двух московских чиновников. Сын городского префекта застрял на своем «лексусе» в пробке; сын муниципального нотариуса ехал на велосипеде, пробираясь сквозь пробку, когда случайно задел «лексус». Сын префекта вышел из машины и толкнул на землю сына нотариуса (студента-политолога). Униженный сын нотариуса ушел и нашел где-то бейсбольную биту — дома или в магазине спортивных товаров, отчеты еще не определили — и, вернувшись, обнаружил, что сын префекта все еще застрял в пробке. Он начал разбивать стекла «лексуса» бейсбольной битой. Когда сын префекта снова вышел из машины, сын нотариуса ударил и его, сломав ему руку. Ведущий московский таблоид LifeNews опубликовал фотографию сына префекта в гипсе. Красивый молодой человек был одет в розовую футболку с надписью «Dolce & Gabbana». [Источник: Кейт Гессен, The New Yorker, 2 августа 2010 г.]
«В понедельник утром, месяц спустя, две молодые женщины с Кавказа в час пик взорвали бомбы в центре города. Первая взорвала себя на Лубянке, станции метро прямо под штаб-квартирой Федеральной службы безопасности, а вторая — на ближайшей остановке, спустя сорок минут. Аварийные службы отреагировали быстро, и, поскольку не могло быть и речи о том, чтобы машины скорой помощи пробились через пробки от места взрывов до больницы, тяжелораненых вывезли на вертолете. Однако, учитывая сорокаминутный перерыв между взрывами, пресса начала задаваться вопросом, почему метро не эвакуировали сразу после первой бомбы. Ответ представителя метрополитена последовал незамедлительно. «Вы не представляете, что случилось бы, если бы мы закрыли целую ветвь системы», — сказал он. Город был настолько перенаселен, его деятельность была такой слабой, что лучше рискнуть еще одним взрывом, чем перекрыть артерию. «Город находится на грани транспортного коллапса, — сказал мне Михаил Блинкин, эксперт по дорожному движению. «Москва просто перестанет функционировать как город. Мы с тобой будем жить в разных городах. Некоторые люди будут жить в одном районе, а другие будут жить в другом районе, и это будет нормально, за исключением того, что они не смогут добраться из одного района в другой».
Утром взрывов в московском метро город пришел в смятение; только экстренным службам удалось добраться куда-либо. На фотографиях платформы метро, сделанных через несколько минут после взрыва, среди обломков видны медики, склонившиеся над ранеными. Когда Блинкин на антикремлевском веб-сайте восхвалял реагирование на чрезвычайные ситуации, комментаторы отвернулись от него. «Меня также впечатлила скорость», — сказал один из них, поднимая старую оппозиционную догму о кремлевском заговоре. «Кажется, они заранее знали, что и где произойдет».
«Я спросил у своих друзей в Яндексе, какой был трафик в тот день. Ответили в подробном письме. «После первого взрыва на Лубянке (7:56) на прилегающих улицах стали постепенно образовываться пробки», — писали они. «После второго взрыва (8:36) загруженность продолжала расти и оставалась на высоком уровне до 11 часов. Напротив, в обычный будний день заторы достигают своего пика в 9 утра. а потом начинает стекать». Следующие два дня были более загруженными, чем обычно, так как многие люди, которые обычно ездили на метро, решили вместо этого поехать на работу. Но Москва не могла так функционировать вечно. «К четвергу, — заключили аналитики Яндекса, — город пришел в норму».
Источники изображений:
Источники текстов: New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, Times of London, Lonely Planet Guides, Библиотека Конгресса, правительство США, энциклопедия Комптона, The Guardian, National Geographic, журнал Smithsonian, The New Yorker, Time, Newsweek, Reuters, AP, AFP, Wall Street Journal, The Atlantic Monthly, The Economist, Foreign Policy, Wikipedia, BBC, CNN, а также различные книги, веб-сайты и другие публикации.
Последнее обновление: май 2016 г.
Реклама
Продолжить чтение основной истории
Роберт Л. Хиллиард
Посмотреть на Timesmachine
TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых подписчиков.
Об архиве
Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала публикации в Интернете в 1996 году. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.
Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.
ПУТЕШЕСТВЕННИКИ, проезжающие по Советскому Союзу, легко могут отличить автомобили иностранных туристов от автомобилей советских граждан. Последние не имеют стеклоочистителей. Первые делают — но ненадолго.
По словам одного московского журналиста, феномен стеклоочистителей начался около 50 лет назад в фильме, в котором популярный российский артист, исполнявший роль таксиста, ставшего оперным певцом, обнаружил, что дворники в его кабине отсутствуют, взял дворники с другой машины, а когда припарковался, снял дворники, чтобы убедиться, что их снова не украдут. То, что началось как причуда, стало национальным времяпрепровождением, чему способствовала нехватка автозапчастей.
Советские водители проходят кратковременный ливень без дворников. Но они, кажется, чувствуют, когда приближается серьезная буря, и вовремя включают дворники, по крайней мере, со стороны водителя. Мое время было не таким хорошим, и дважды менее чем за две недели я полностью промок, пытаясь прикрепить лезвия с помощью этих крошечных винтов с крестообразным шлицем под проливным дождем. Если вам удастся включить дворники во время душа, не забудьте снять их на первой остановке.
Вы можете проехать на личном или арендованном автомобиле около 8 700 миль дорог во многие города, включая Москву, Ленинград, Киев, Брест, Таллинн, Одессу и Тбилиси, если вы заполните маршрут поездки через своего турагента в Интурист и придерживайтесь указанного вами маршрута. Интурист указывает отели, в которых вы остановитесь, хотя вы можете делать запросы. Вы можете разбить лагерь в одном из многочисленных официальных кемпингов по всему Советскому Союзу, но вы также должны организовать эти остановки.
«Интурист» ограничивает расстояние вождения, планируя ночные остановки на расстоянии не более 300 миль друг от друга. Когда вы отправитесь в путешествие, вы поймете, почему. Хотя дороги относительно хорошие, некоторые из них сравнимы с американскими автомагистралями, многие основные автомагистрали по-прежнему двух- или трехполосные. Кроме того, строгие ограничения скорости делают 300 миль респектабельной поездкой за день. Как правило, мы планировали проходить километр в минуту.
Вождение личного или арендованного автомобиля без гида — способ передвижения, который в Советском Союзе называют автотуристическим, — явление относительно новое, и, по словам одного из представителей «Интуриста», до сих пор так поступали лишь несколько сотен американцев. Вы должны подать заявку на этот вид путешествия как можно раньше. Наш план состоял в том, чтобы въехать в Советский Союз через финский пограничный переход Ваалимаа, проехать через Выборг в Ленинград, затем через Калинин в Москву, из Москвы во Владимир и Суздаль и вернуться обратно в Финляндию. Только когда мы были в воздухе, мы обнаружили, что официальный маршрут, который дал нам наш турагент, заставлял нас удвоить неправильный путь по дороге между Москвой и Ленинградом. В Москве потребовалось два дня, чтобы все исправить.
В Советском Союзе можно арендовать машину или приехать, как мы сделали, чтобы сначала покататься по Скандинавии. Если въедете, обязательно получите все необходимые документы для советского проезда в прокатной конторе. Вам понадобится «зеленая бумага», которая соответствует советским требованиям владения и страхования, номерной знак страны происхождения автомобиля, а также идентификационная наклейка этой страны на задней части автомобиля. Получите дополнительный. В Советском Союзе до сих пор не так много иномарок, и наклейку легко отклеить на память. Убедитесь также, что у вас есть хорошее запасное колесо, домкрат и другие аварийные инструменты. Возьмите с собой литр масла и банку воды для радиатора, хотя вам, вероятно, не придется их использовать. И, конечно же, отвертка Phillips.
На границе советские таможенники тщательно досматривают каждую машину. Они даже сняли заднее сиденье нашей машины и заглянули в двигатель и в каждую щель, где могло быть спрятано что-то запретное. Багаж тоже досматривают, но как только инспекторы убеждаются, что путешественник не нарушает никаких законов, остальные обыски проходят бегло. Вы должны заплатить дорожный налог в размере 16,40 долларов (цена 1,64 доллара за рубль) за каждую машину и дополнительно 8,25 доллара, если у вас есть прицеп.
Начальный участок, около 37 миль от границы с Финляндией до старого русского города Выборг, относительно неровный, на больших участках его ремонтируются, а некоторые строятся, и он проходит в основном через лес. Выборг — хорошее место для короткой остановки с его небольшими магазинами, ресторанами и гостиницами Интуриста. Здесь даже есть «Березка», официальный советский магазин, который продает туристам товары советского производства только за твердую валюту.
Небольшие деревни усеивают маршрут от Выборга до Ленинграда. Нередко можно увидеть от нескольких до нескольких десятков крестьян с косами в поле, как на старой картине. Дома маленькие, с пристройками сзади, напоминающими пристроенные уборные. Почти каждый дом расписан разноцветной пастельной отделкой и цветами, особенно вокруг окон. У каждого есть хотя бы небольшой участок земли, засаженный цветами, овощами или фруктами.
Примерно каждые 60 миль есть заправка. На некоторых станциях вы платите в рублях; в других нужны талоны на бензин, которые можно купить за СКВ номиналом 10 и 20 литров на погранпереходах и в некоторых гостиницах Интуриста. Некоторые станции принимают любую форму оплаты. Цены на газ едины. Мы заплатили 6,50 долларов за каждый купон на 10 литров; это стоит столько же наличными.
Советский бензин в основном имеет октановое число 76. Большинство советских автомобилей построены по этому стандарту. В арендованных автомобилях обычно используется октановое число 95, хотя наше агентство по прокату дало нам Toyota Starlet, для которой требовалось октановое число 92. На большинстве советских заправок также есть один или несколько насосов с октановым числом 93. Длинные очереди на станциях, как правило, из-за заправок с 76-м бензином. СОВЕТСКИЕ АЗС самообслуживания. Как только вы доберетесь до насоса, возьмите насадку у водителя, который только что закончил использовать ее, и воткните ее в свой бензобак. Затем подойдите к окну кассы и оплатите желаемое количество литров. Насос остановится автоматически, когда он достигнет суммы, за которую вы заплатили.
Комнаты отдыха на заправочных станциях редкость, и если вы найдете такую, она может быть не в лучшем состоянии. Остановитесь в отеле или ресторане в одном из городов по пути.
Небольшие 76-октановые автомобили нуждаются в частом ремонте, и вы видите, что большое их количество останавливается вдоль дороги, их чинят водители. Правительство признает необходимость ремонта и установило придорожные повороты с пандусами вдоль дороги. Вы подъезжаете по рампе, а затем стоите на яме под своей машиной и производите необходимый ремонт или регулировку — при условии, что знаете, в чем проблема и как ее устранить. Если нет, то можно позвонить в «Совавтотранс», чьи фургоны и мастерские позаботятся о ремонте. Номера и адреса «Совавтотранса» есть в материалах «Интуриста», на картах указаны ремонтные мастерские.
Как ни хороши многие дороги, движение грузовиков интенсивное, а ограничение скорости составляет 50 миль в час. В зонах строительства может быть установлено ограничение скорости 25 миль в час. Развитые районы, даже очень маленькие деревни, обычно имеют скорость 37 миль в час. Знак в начале каждой деревни или города дает свое название. Если вы не видите знак с другим ограничением скорости, предположим, что здесь начинается зона 37 миль в час. Прежде чем снова ускориться, подождите, пока не увидите еще один знак с названием города, перечеркнутым красной чертой.
Хотя вы можете встретить некоторых советских водителей, несущихся по шоссе, иногда обгоняя машины, не пытайтесь. У патрульно-постовой службы милиции вдоль дороги установлены наблюдательные вышки. Будьте готовы остановиться, когда увидите вышку со словом ГАИ (конечно, на кириллице), что означает ГАИ. В дополнение к остановке спидеров, офицеры могут остановить вас для случайной проверки ваших туристических документов. Это делается, как объяснил один офицер, для проверки угнанных автомобилей и проезда советских граждан, которым нужны специальные пропуска для поездки в определенные города, испытывающие острую нехватку жилья.
Наказанием за большинство нарушений правил дорожного движения является штраф, взимаемый на месте. Большинство из них стоят около 8 долларов. Штрафы за превышение скорости составляют от 16 до 50 долларов. По словам представителя «Интуриста» в Нью-Йорке, если вас однажды остановят вне маршрута, вы, скорее всего, получите «настоятельную рекомендацию» придерживаться назначенного маршрута. Если вас остановят дважды, ваши водительские права могут быть аннулированы, а автомобиль возвращен в исходное положение за ваш счет.
Дорожные знаки редки, карты редки. Повернув не туда, вы можете оказаться на пути из города в запретную зону. Перед отъездом из Штатов постарайтесь получить хорошую карту дорог Советского Союза. Интурист предоставляет крупномасштабную карту самоходной части Советского Союза, но на ней показаны только разрешенные маршруты, а не пересекающиеся дороги. Карты городов Интуриста немного лучше, но все равно не очень подробные и исчерпывающие. Если вы заблудитесь, люди и милиция охотно и любезно попытаются помочь, но немногие говорят по-английски. Подготовьте себя правильными русскими фразами для автопутешествий, особенно теми, которые касаются прокладывания маршрута. Полезно выучить кириллицу. Хотя вы, возможно, не сможете перевести уличные знаки, вы, по крайней мере, сможете их прочитать.
У водителей-путешественников в Советском Союзе есть две потенциальные проблемы с алкоголем. Первое – спиртное. Несмотря на обязательные непрерывные тосты с налитыми водкой рюмками каждый раз, когда вы находитесь за обеденным столом с советскими гражданами, водитель машины не осмеливается выпить ни одной рюмки. Водитель в Советском Союзе, у которого обнаруживается, что он выпил хотя бы один бокал пива или вина, подвергается суровому наказанию. Если анализы дыхания и крови покажут какой-либо алкоголь, водители будут оштрафованы, а в тяжелых случаях они могут быть задержаны на несколько часов, пока оформляются документы и уведомляются сотрудники консульства. Штрафы в этих случаях могут достигать 500 долларов, а водитель и автомобиль будут отправлены из страны.
Вторая проблема — прохладительные напитки. Русский безалкогольный напиток из ржаного зерна, квас и другие прохладительные напитки доступны в большинстве городов в рядах торговых автоматов, у которых вы ставите свою чашку под носик, вставляете монету, и чашка наполняется. Но в Советском Союзе у большинства таких машин было всего несколько стаканов, которые привыкли обслуживать всех. Возьмите с собой запас бумажных стаканчиков. Бутылки со льдом Pepsi Cola (теперь можно найти на уличных стендах, в том числе непосредственно перед главным входом в Эрмитаж в Ленинграде), апельсиновую газировку и минеральную воду можно приобрести в гостиницах Интуриста. Возьмите несколько бутылок с собой в машину. Вы также можете взять с собой что-нибудь перекусить во время поездки, хотя в городах по маршруту, по которому мы ехали, было много ресторанов и кафе.
Если вы арендуете автомобиль в Скандинавии, вы можете обнаружить, что фары включаются при запуске двигателя и их нельзя выключить, не выключив зажигание. Швеция требует, чтобы фары дальнего света были включены во время движения автомобиля, а не только ночью. В Советском Союзе таких требований к автофарам нет. На самом деле, многие советские водители неохотно включают фары даже глубокой ночью. В дневное время наши фары вызывали гудки, мигающие лучи и даже машины, мчащиеся за нами, чтобы сообщить нам, что у нас включены фары.
В больших городах улицы с односторонним движением и запрет на повороты на некоторых крупных улицах делают невозможным изменение направления, не дойдя до самого конца проезжей части. Любой, кто пробовал его на главной улице Ленинграда, Невском проспекте, разделял разочарование от того, что проехал много миль в сторону, прежде чем смог вернуться назад.
Всегда можно найти место для парковки, даже в самом оживленном центре города. В Москве, например, несмотря на резкое увеличение числа автомобилей в последние годы (мне сказали, что сейчас там около 600 000 автомобилей), парковочных мест предостаточно, даже прямо перед гостиницей «Москва» на одном конце Красной площади, а на Гостиница Россия на другом конце. Места для парковки отмечены буквой П. Есть много мест, особенно посещаемых туристами, где стоянка запрещена, например, у Зимнего дворца в Ленинграде. В Ленинграде по-прежнему не так много машин, чтобы большую часть времени водить машину было затруднительно. Тем не менее, некоторые районы уже находятся на грани пробок из-за интенсивного движения.
Если вы сомневаетесь в парковке, спросите у дорожных инспекторов, которые вежливы и готовы помочь. Несколько раз, чтобы не рисковать штрафом, мы спрашивали у офицера, можно ли нам припарковаться. Несколько раз, когда нам оставалось всего несколько минут, офицеры разрешали нам оставить машину рядом со своими постами и охраняли ее от выписки.
И в Москве, и в Ленинграде многие улицы кажутся нечетко обозначенными, и вы можете неосознанно пойти не в ту сторону на улице с односторонним движением.
Пешеходам назначены пешеходные переходы, но нет привилегий или приоритетов. Машины идут первыми, а пешеходы переходят дорогу, когда есть перерыв в движении и они могут перебежать улицу. К счастью для них, на остановках метро и на других ключевых поворотах пешеходные туннели пересекают перекрестки. По привычке я несколько раз останавливался перед пешеходами, которые уже были на полпути к пешеходному переходу. Они испугались и растерялись. Однажды гражданин России, ехавший со мной в машине, сказал: «Они не понимают, что вы делаете»9. 0005
Если вы едете в Советский Союз в качестве автотуриста, убедитесь, что ваш турагент имеет некоторый опыт работы с отелями и удобствами. Интурист, кажется, бронирует водителей в гостиницах на окраинах городов, где есть обширные парковки, особенно для размещения большого количества туристических автобусов. Мы остановились примерно в 20 милях от центра Ленинграда и почти так же далеко от Москвы.
Если вы едете между Москвой и Ленинградом, вас, скорее всего, забронируют в гостинице Интурист в Новгороде. Если нет, вы можете запросить его. В Новгороде царит атмосфера старой России, в том числе открытые танцы в парке Новгородского кремля, очаровательная и превосходная еда и музыка ресторана «Детинец», в кремлевской башне, а также старейшее кирпичное строение в России, Софийский собор, построенный около 1050.
А если у вас есть несколько дополнительных дней в Подмосковье, вам следует подумать о поездке в Суздаль, примерно в 130 милях к востоку, с его панорамами золоченых церквей с луковичными куполами, некоторые из которых теперь являются музеями, древними монастырями и его отличный отель Интурист.