На вашем автомобиле есть телематика? Не телевизор, не автоматическая коробка, не телефон, а именно телематика? Что означает сей новомодный термин? Михаил Колодочкин излагает свое видение на природу этого явления.
Говорят, что интеллигентный человек — это тот, который может описать Анджелину Джоли, не водя руками по воздуху.
Не получается? Столь же сложно кратко объяснить, что такое телематика. Студент скажет, что это телекоммуникация плюс информатика. Но всё становится понятнее, если вспомнить, что автомобильная телематика — это дочка (или внучка?) противоугонки. Так вот, телематика — это своего рода навороченная противоугонка. Эдакий «Айфон» рядом с обычным телефоном.
Нужна ли телематика лично вам? Опять вспомню про «Айфон». Если вам достаточно просто разговаривать или обмениваться эсэмэсками, то он вам ни к чему. А вот если захочется перелистывать пальцем экранные страницы, рыться в Интернете, пользоваться навигацией, фотографировать и при этом слушать музыку, то обычного телефона для этих целей точно не хватит.
То же самое относится к телематике. Точнее, к телематическим охранным системам — последние новинки противоугонного мира называют так. И если вы хотите, чтобы эта самая охрана заодно обеспечивала навигацию, удаленную диагностику, мультимедийные функции, связь и что-то еще в этом роде, то новинка — для вас.
Куда отнести все это — к игрушкам или к чему-то полезному?
Предположим, близкий вам человек «сломался» где-то вдали от дома и просит помочь. Но объяснить, куда он заехал, толком не может: что это за шоссе и где тут километровые столбы — без понятия… Зато вы сориентируетесь мгновенно, взглянув на экран любого подходящего гаджета, знакомого с Интернетом. Машина сама сообщает по каналу GPRS свои координаты, определяемые по GPS и ГЛОНАСС.
То же самое происходит и с целью профилактики. Телематический комплекс может подключаться к CAN-шине, постоянно собирая базу данных относительно всех нюансов поведения машины на дороге. В случае ДТП информация понадобится автостраховщикам и ГИБДД — всегда можно выяснить, был ли в момент аварии включен поворотник, как менялось ускорение, с какого момента тормозил водитель. Всю подобную информацию машина выдает на сервер компании-производителя телематического комплекса, а оттуда она отправляется заинтересованным лицам, подключенным к системе, — в идеале это дилеры, страховщики, ГИБДД, скорая. Факт ДТП телематика может установить самостоятельно: встроенный акселерометр при ударе зафиксирует запредельные значения. В любом случае координаты происшествия будут точно известны.
Как все это устроено? Грубо говоря, телематический комплекс — это коробочка типа «черный ящик» плюс онлайн-сервис. Черный ящик — это своего рода мозг телематики, а онлайн-сервис — ее язык и уши. Мозг постоянно собирает информацию, какая ему только доступна, а язык доносит ее до заинтересованных сторон. Уши, в свою очередь, сообщают мозгу пожелания хозяина.
Технически это обеспечено примерно так. В упомянутой «коробочке» установлена симка, обеспечивающая обмен информацией по Сети самыми разными способами — от SMS и передачи данных по каналу GPRS до голосовой связи. При этом у вас должен быть также доступ к Сети — оптимальным вариантом является смартфон с операционной системой Android или iOS. Говорить при этом не нужно: команды подают нажатием кнопок. Разработчики уверяют, что подделать такое соединение в GSM-сети существенно сложнее, чем подменить SMS.
Понятно, что на время отсутствия сотовой сети возможность общаться с машиной пропадает — остаются только штатные брелочки. Но оповещения записываются в память устройства и передаются адресату при восстановлении подключения к сети.
Кстати о брелочках. Побочным эффектом от пришествия телематики является их грядущее вымирание. Кому они будут нужны, когда тот же смартфон уже стал чуть ли не предметом первой необходимости? А возможностей у него, мягко говоря, побольше. Да и экран посимпатичнее. С дальностью тоже все понятно: даже находясь где-то в Кейптауне или Канберре, вы всегда будете знать, что творится с вашей машиной. Никакому двустороннему брелоку это не по силам.
Само собой, данные с моего автомобиля я не хочу слать кому попало. На этот случай придуман «Личный кабинет» с кучей настроек. С другой стороны, заинтересованная организация, будь то автосалон, представительство автопроизводителя или ГИБДД, также являются пользователями телематического портала, и в своих настройках они указывают, какую информацию хотят
В рунете и западном сегменте интернета, в различных медиа телематику приравнивают к телекоммуникациям или их части, расшифровывают как симбиоз телекоммуникации и информатики или переводят с греческого как «удаленное (теле) действие (матика)».
Телематика в историческом смысле — это перевод télématique, слова, придуманного французскими авторами Simon Nora и Alain Minc в их докладе 1978 года «L’informatisation de la Societe», в котором прогнозируется влияние технологий на общество. Авторы описывают телематику, как передачу информации с помощью телекоммуникаций.
В англоязычной Википедии утверждается, что оригинальное широкое значение телематики по-прежнему используется в академических областях, но в коммерции это в настоящее время обычно означает телематику транспортного средства. Однако, на практике это не совсем так. Можно сказать, что термин «телематика» применяется, чтобы описать комплексное использование телекоммуникационных и информационных технологий для передачи, хранения и получения информации с телекоммуникационных устройств на удаленные объекты по сети.
Многие источники указывают телематику применимо только к автомобильной промышленности, не разделяя сферы её применения. В ответе на вопрос, что такое телематика — сообщают, что это система мониторинга управления автомобилем. Действительно, свое современное развитие термин «телематика» получил, преимущественно, в связи с мониторингом по GPS коммерческих автопарков и Usage-Based Insurance, то есть страхованием, основанным на сборе данных о том, как, где и когда используется машина. Однако, применением в автомобильной отрасли телематика не ограничивается. Согласно русскоязычной Википедии, и это очевидно, существуют следующие разделы телематики:
Транспортная телематика
Автоматизация зданий
Телематика услуг
Телематика здоровья (телемедицина).
Образовательная телематика (дистанционное обучение).
Телематика безопасности.
Сюда же можно отнести и решения по мониторингу загрязнения воды и воздуха. Более того, применение телематики еще шире и ограничивается лишь человеческой изобретательностью и потребностями. Например, уже сегодня некоторые российские операторы мобильной связи предлагают тарифы, разработанные под технологии телематики, которые предназначены для использования в оборудовании класса M2M (Machine To Machine). Такое оборудование позволяет обмениваться информацией между различными устройствами без участия человека. Применяется для защищенного сбора и передачи данных с объектов, находящихся под охраной, систем складского учета, лифтов, счетчиков, датчиков, POS-терминалов, банкоматов, навигационных систем и других удаленных устройств. Информация передается в центр контроля и обработки данных, при этом транспортом служит мобильный интернет (технология EDGE/GPRS), голосовой канал передачи данных (технология CSD) или SMS.
Таким образом, из-за постоянно расширяющегося применения технологий телематики, при употреблении термина «телематика» относительно транспортной отрасли — необходимо конкретизировать его принадлежность к ней и указывать, как, например, автомобильная или транспортная телематика.
Это так называемая технология «black box» — сбор и передача по беспроводной сети в режиме реального времени данных с устройства, размещенного в транспортном средстве. Данные размещаются на сервере, собравшей их компании для обработки и хранения. Это может быть различная информация, например, стиль вождения, время использования, маршруты, местоположение, функциональное состояние транспортного средства.
Доступ к данным может осуществляться в том числе и с мобильных устройств. Информация передается и в обратном порядке, со смартфона на сервер, а оттуда на устройство в автомобиле, что позволяет использовать его не только для сбора данных, но и для управления определенными функциями автомобиля. Телематическое устройство может содержать модули GPS, ГЛОНАСС, а также SIM-карту для передачи данных.
Такая схема обмена информацией позволяет предложить массу услуг, как автовладельцам и автопроизводителям, так и транспортным и страховым компаниям. Например, General Motors Corp. впервые популяризировала автомобильную телематику с системой OnStar. Схожие разработки есть и в России. В «Лаборатории Умного Вождения» разработано и производится устройство под названием «Элемент» с довольно широким функционалом.
«Элемент» подключается к диагностическому разъему автомобиля и способен проводить удаленную диагностику автомобиля, собирать данные о стиле вождения и ДТП в реальном времени и дистанционно обновляться. Кроме того, подключение позволяет дистанционно управлять автомобилем со смартфона, а также оптимизировать расходы на страховку, благодаря приобретению полиса КАСКО, в котором страховые выплаты будут рассчитываться индивидуально, на основе пробега и других факторов, например, аккуратности вождения. С помощью этого же оборудования возможно использование телематики бизнесом в коммерческих целях, таких как мониторинг автопарка, скоринг для умного страхования и т.д.
В то же время некоторые устройства автомобильной телематики функционально не более чем GPS-маяки. Они рассчитывают скорость машины, как прирост расстояния, пройденного за единицу времени, на основе изменения координат при перемещении.
Ускорение они рассчитывают, как изменение скорости за единицу времени. При этом не учитывается рельеф местности и показатели спидометра. Такие устройства значительно проигрывают тем, которые получают информацию от бортового электрооборудования автомобиля — она является более точной и полной.
Допустим, вы забыли ключи от автомобиля внутри него, с телематикой вы можете открыть двери авто, через мобильное приложение. В дополнение к GPS, Wi-Fi и мобильные сети, будь то 3G, 4G или предстоящие 5G — могут использоваться для облегчения связи между автомобилем и приложением в вашем смартфоне.
Более быстрые беспроводные сети обеспечивают более продвинутые встроенные сервисы, такие как обновления прошивки автомобиля — задача, которая ранее требовала посещения автосалона, многопользовательские точки доступа Wi-Fi и потоковое видео для пассажиров.
Автомобильная телематика, как и весь «интернет вещей» переживает бурное развитие и в ближайшее время мы увидим расширение возможностей, вариантов применения, а также взаимную интеграцию умных устройств. Умный дом, холодильник или автомобиль окончательно перейдут из раздела «игрушек для гиков» в бытовую необходимость.
Телематика — Телематика область информатики, охватывающая сферу телекоммуникаций. Разделы телематики: Транспортная телематика (Спутниковый мониторинг транспорта). Автоматизация зданий (организация производства). Телематика услуг (бизнес, коммерция,… … Википедия
телематика — 1. Приложения ИКТ: информационные системы и услуги, удовлетворяющие информационные потребности пользователя. 2. Объединение телевидения с компьютерными устройствами для интегрированной обработки и передачи информации. [http://www.iks… … Справочник технического переводчика
Телематика — telematics система, соединяющая средства связи и вычислительную технику интегрированные средства обработки и передачи информации Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
телематика — telematika statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. telematics vok. Telematik, f rus. телематика, f pranc. télématique, f … Automatikos terminų žodynas
телематика — и; ж. Система связи, использующая технические возможности телевидения, информатики, космической связи, вычислительной техники. ◁ Телематический, ая, ое. Т ая система (=телематика) … Энциклопедический словарь
телематика — и; ж. см. тж. телематический Система связи, использующая технические возможности телевидения, информатики, космической связи, вычислительной техники … Словарь многих выражений
Телематика/TELEMATICS — 1. Приложения ИКТ: информационные системы и услуга, удовлетворяющие информационные потребности пользователя. 2. Объединение телевидения с компьютерными устройствами для интегративной обработки и передачи информации … Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике
М2М телематика — Группа компаний «М2М телематика» Тип Частная компания … Википедия
M2M телематика — «М2М телематика» российский телематический оператор и разработчик программного обеспечения, абонентского оборудования в сфере мониторинга подвижных объектов на базе спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS, сотовой связи GSM (GPRS/SMS),… … Википедия
Спутниковый мониторинг транспорта — … Википедия
Каждый день перед современным человеком ставятся все новые задачи и предлагаются современные технические средства для их решения. Вчера простой мобильный телефон казался вершиной прогресса, а сегодня современный человек не представляет себе жизнь без возможностей айфона. Вчера вашему автомобилю хватало современной противоугонной системы, а сегодня ему нужна телематика.
Суть телематических услуг заключается в использовании различных технологий (компьютерных, сенсорных, телекоммуникационных) для оказания услуг водителю транспортного средства на расстоянии. Иначе говоря, телематика – это интеллектуальная система управления автомобилем, которая способна решить задачи безопасности, удаленной диагностики, навигации, управления автопарком, функции мультимедиа, доступа к информации и связи.
Одной из основных функций телематики является мониторинг движения автомобиля. То есть на расстоянии можно сказать, где находится данный автомобиль, по какому маршруту и с какой скоростью он движется. Эта функция широко применяется в Европе частными и государственными компаниями для отслеживания работы грузовых автомобилей.
Если частному лицу, возможно, и не очень нужна функция слежения за личным автомобилем, то страховым компаниям это может пригодиться. Итак, стоимость страхового полиса может зависеть от нескольких факторов: модели автомобиля, стажа вождения, наличия аварий и т.д.
Страховым компаниям необходимо знать, каков стиль вождения данного водителя, как часто он превышает скорость, как часто он делает резкие повороты и агрессивные ускорения, сколько времени автомобиль находится в движении. Возможно, эта информация, при ее положительном результате, могла бы снизить риски страховой компании и, соответственно, уменьшить стоимость страхового полиса для владельца транспортного средства. Так, например, компания Intouch вместе с МТС предлагают специальную программу «Умное страхование», которая позволяет снизить на 20% стоимость КАСКО.
Телематика приходит на помощь страховикам и порядочным водителям. При заключении договора с водителем страховая компания дает небольшую коробочку, соизмеримую со спичечным коробком, которую необходимо подключить к диагностическому порту машины. В данном устройстве находятся различные модули и SIM-карта. При движении автомобиля, устройство фиксирует параметры движения и передает информацию в страховую компанию. Собранная информация доступна и владельцу авто. Она может отображаться на смартфон. Если на некоторых участках дороги отсутствует связь, то данные остаются в памяти устройства и передаются при восстановлении связи.
Понятно, что водителю не нравится быть под постоянным контролем, поэтому данные с автомобиля могут быть доступны не всем. Круг доступа определяется владельцем при помощи настроек «Личного кабинета». Что касается финансовых вопросов, то владелец оплачивает только трафик сотового оператора, причем сим-карту можно поменять.
Когда приходит время покупать страховой полис, каждый водитель преследует две основные цели – получить максимум услуг от страховой компании и заплатить минимум денег за страхование. Полис КАСКО стоит недешево, но, если водитель оформляет КАСКО с телематикой, тогда он полностью реализует свои цели. Если вы аккуратный водитель, то стоимость полиса КАСКО с телематикой может уменьшиться до 50%. Кроме того, владелец авто получает ряд дополнительных услуг:
1) навигация – одна из первых телематических услуг, которая предусматривает возможность с помощью визуальных и голосовых подсказок помогать водителю без проблем следовать по заданному маршруту.
2) удаленная диагностика – встроенная диагностическая система, состоящая из блоков управления и датчиков, которые подключены к автомобильной диагностической шине. С ее помощью проводится мониторинг основных узлов автомобиля, а также контролируется выброс углекислого газа. Эти данные могут быть переданы владельцем в сервисный центр для получения удаленной диагностики. Своевременное удаление неполадок повышает безопасность и эффективность работы транспортного средства, увеличивает экономию бензина и срок службы автомобильных шин.
3) управление автопарком – данная телематическая услуга базируется на местонахождении и мониторинге транспортных средств, связанных с логистической целью и их контролем. Эта услуга часто используется компаниями, которые занимаются грузо- и пассажирскими перевозками или арендой авто.
4) безопасность – данная телематическая услуга призвана в момент срабатывания аварийного датчика передавать сигнал в центр спасения. Эта информация содержит координаты автомобиля, попавшего в аварию. Своевременная помощь пострадавшим и оказание неотложной медицинской помощи способствует уменьшению смертельных исходов в случае аварии.
Дополнительная плата за само устройство водителем не вносится. Подключив его в диагностический разъем, вы отправляетесь в путь, а устройство оценивает безопасность вашей езды в виде баллов. Если вы едете спокойно, то баллы прибавляются, но если вы резко затормозили, то баллы с вас снимают. В конце вы можете проанализировать результаты: длина вашего пути, потраченное время и топливо, общая стоимость топлива, ну и заработанные баллы за безопасную езду.
Если рассматривать моральную сторону, то далеко не всем хочется быть под постоянным наблюдением страховой компании. Хотя в целом для начинающих водителей аккуратный стиль вождения может стать значительным вознаграждением в виде финансовых скидок на страхование. При этом скидки предлагаются через определенный промежуток времени (месяц или даже год), только тогда, когда страховая компания убедится в аккуратном стиле вождения.
С помощью данных, полученных от телематики, страховая компания может получить более точную информацию о стиле вождения каждого водителя и рассчитать риски при возникновении страхового случая, а это, в свою очередь, может способствовать индивидуальному подходу при расчете стоимости страхового полиса. Как следствие, для аккуратных водителей страховой полис может подешеветь. Хочется верить, что для любителей быстрой езды наличие телематики будет служить стимулом не подвергать свою жизнь и жизнь окружающих опасности.
Кстати, переставить устройство на другой автомобиль, чтобы перехитрить страховиков, не получится. Прибор тут же зафиксирует смену и передаст в страховую компанию. Кроме того, в случае угона автомобиля страховая компания может оперативно определять местонахождение автомобиля, поэтому риски, связанные с угоном транспортного средства, значительно уменьшаются.
Если автомобиль попал в аварию, то страховая компания точно знает место, время, и даже некоторые условия данного инцидента, при этом опираясь на данные телематики, а не на рассказ водителя. Телематика сегодня является важной составляющей в новом страховании транспортных средств. Возможно, в будущем она станет неотъемлемой частью каждого автомобиля.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
По оценкам западной аналитической компании «Drive IQ» к 2020 году более 25% водителей будут страховать свой автомобиль с помощью КАСКО с телематикой, также известной как «черный ящик» в автостраховании. Давайте разберемся, что представляет из себя телематика и почему по оценкам многих страховых компаний она вскоре должна стать такой популярной. Такая метафора, как черный ящик, не случайна. Телематика – это установка небольшого прибора, который собирает множество информации о движении автомобиля и местонахождении автомобиля.
Телематика передает в страховую компанию информацию о скорости движения автомобиля, количестве ускорений и резких поворотов, нагрузке на колеса, пройденном километраже и времени езды. Если обобщить все эти параметры, то становится ясно, что телематика передает данные, на основе которых можно сделать вывод о том, насколько агрессивно или наоборот, насколько аккуратно и спокойно ездит водитель.
Телематическое устройство имеет совсем небольшой размер и подсоединяется к диагностическому разъему автомобиля. В телематическом устройстве установлена сим-карта, которая подключается к одной из спутниковых навигационных систем, например, «Глонасс». Поэтому сраховая компания всегда может определить, где находится автомобиль.
С помощью данных, которые передает телематика, страховая компания может определить, насколько вероятны возникновения страховых случаев у того или иного водителя. Например, если устройство передает, что водитель часто превышает скоростной режим и водит довольно агрессивно, то это будет являться показателем повышенных рисков для такого водителя. И наоборот, если телематика передает, что водитель водит машину плавно, небыстро да еще и редко, то риски для такого водителя снижаются очень существенно. Соответственно, исходя из этого страховая компания сможет подбирать индивидуальную ценовую политику для каждого водителя.
Кроме того, телематика во многом заменяет спутниковые системы по охране автомобиля, ведь страховая компания может отслеживать местоположение автомобиля, а значит риск по хищению автомобиля сокращается.
Сокращается и число мошенничества со стороны водителей, так как страховая компания сможет отслеживать место, время и даже примерные условия, при которых автомобиль попал в аварию.
Вопрос о том, насколько полезна будет телематика для водителей весьма неоднозначный. Сразу всплывает морально-этический аспект: далеко не всем хочется чувствовать себя «под колпаком» постоянного наблюдения за манерой езды со стороны страховых компаний.
Еще одним сложным моментом является то, что сухие данные далеко не всегда могут отражать суть манеры вождения и связанных с этим рисков. Так, ускорение на междугородней дороге на пятилитровом BMW M6 и на бюджетном автомобиле мощностью до 100 лошадиных сил – это два совершенно разных маневра. А резкий объезд открытого люка, который неожиданно возник на горизонте будет засчитан как слишком неаккуратная манера езды.
Вместе с тем, аккуратные водители, в целом, благодаря своей манере вождения смогут существенно снизить стоимость полиса КАСКО. Особенно это касается молодых неопытных водителей, которые сейчас за стандартный полис КАСКО платят до 20% от цены автомобиля. Страховые компании будут рассчитывать полис, исходя прежде всего их их индивидуальной манеры вождения. Так, уже сейчас некоторые страховые компании предлагают скидки до 50% по риску «ущерб» и до 80% по риску «хищение», если вы покупаете страховой полис с телематикой. При этом само устройство устанавливается совершенно бесплатно. Однако на данный момент в большинстве программ «умного КАСКО», т.е. КАСКО с телематикой, существуют дополнительные ограничения. Такие как ограничение пробега за год (например, общий километраж за год езды не должен превышать 15 000 километров), время вождения (например только с 7 утра до 11 дня и с 19 вечера до полуночи), ограничения по скорости (например, скорость езды не
Понятие телематики относится к сочетанию информационных технологий и технологий связи для отправки и получения данных. Понятие связано с различными методами, процессами, знаниями и устройствами, специфичными для телекоммуникаций и вычислений.
* при работе со средами LAN, WAN или MAN они должны быть в состоянии выполнять операции, обслуживание, планирование, развертывание и интеграцию технологий, среди прочих задач, будь то средства на основе проводного или беспроводного соединения, в частные сети или интернет. Все это с целью предоставления услуг передачи данных или голоса для большого количества приложений различной сложности;* контролировать, управлять и участвовать в разработке и поставке телекоммуникационных систем и оборудования, или предоставлять техническую помощь, если эти задачи выполняются другим лицом;
* поскольку формальное изучение телематики готовит специалистов, способных приступить к крупномасштабной работе, некоторые телекоммуникационные проекты могут быть сосредоточены на жилье, урбанизации или промышленных зонах, как при разработке, так и при развертывании и внедрении крупных сетей;
* проектирование и аудит сетей. Аудит сети означает принятие ряда заранее установленных мер для анализа, изучения и сбора информации о ней, чтобы определить ее статус, чтобы узнать, соответствует ли она требованиям организации;
* проектировать, анализировать и внедрять средства и системы безопасности как для хранения данных, так и для передачи, а также для доступа к системам и сетям;
* разработка приложений, ориентированных на телематическую коммерцию и администрирование.
Эти специалисты должны обладать определенными базовыми навыками работы на компьютере, такими как принципы работы операционной системы и архитектура компьютера или сервера, поскольку они необходимы для выполнения большинства их задач. Точно так же они должны владеть проектированием, реализацией, обслуживанием баз данных, учитывать характеристики каждого уровня стека протоколов TCP / IP и уметь программировать устройства доступа к информации в средах Windows и Unix. Несмотря на широту этих профессий, четкая ориентация на коммуникации выделяется.
Телематика — соединение телевидения с компьютерными устройствами для интегрированной обработки и передачи информации. По английски: Telematics См. также: Онлайновые технологии Телевещание Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
телематика — 1. Приложения ИКТ: информационные системы и услуги, удовлетворяющие информационные потребности пользователя. 2. Объединение телевидения с компьютерными устройствами для интегрированной обработки и передачи информации. [http://www.iks… … Справочник технического переводчика
Телематика — telematics система, соединяющая средства связи и вычислительную технику интегрированные средства обработки и передачи информации Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
телематика — telematika statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. telematics vok. Telematik, f rus. телематика, f pranc. télématique, f … Automatikos terminų žodynas
телематика — и; ж. Система связи, использующая технические возможности телевидения, информатики, космической связи, вычислительной техники. ◁ Телематический, ая, ое. Т ая система (=телематика) … Энциклопедический словарь
телематика — и; ж. см. тж. телематический Система связи, использующая технические возможности телевидения, информатики, космической связи, вычислительной техники … Словарь многих выражений
Телематика/TELEMATICS — 1. Приложения ИКТ: информационные системы и услуга, удовлетворяющие информационные потребности пользователя. 2. Объединение телевидения с компьютерными устройствами для интегративной обработки и передачи информации … Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике
М2М телематика — Группа компаний «М2М телематика» Тип Частная компания … Википедия
M2M телематика — «М2М телематика» российский телематический оператор и разработчик программного обеспечения, абонентского оборудования в сфере мониторинга подвижных объектов на базе спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS, сотовой связи GSM (GPRS/SMS),… … Википедия
Спутниковый мониторинг транспорта — … Википедия