Современный мир становится все более инклюзивным: на людей с нарушениями зрения, слуха, различными ограничениями при передвижении обращают всё больше внимания и стараются учитывать их потребности. Одно из важнейших достижений человечества для незрячих людей – тактильный шрифт по системе Брайля, благодаря которому они могут прочитать и написать любой текст.
Обладая навыком чтения по Брайлю, незрячий человек во многом упрощает себе жизнь: зная шрифт, он может прочитать произведения великих писателей, пользоваться интернетом с помощью «брайлевского дисплея», а также облегчает себе ориентирование в пространстве благодаря тактильным табличкам.
Шрифт Брайля – рельефно-точечный тактильный шрифт, который предназначен для чтения и письма незрячими и слабовидящими людьми. Он был придуман в 1824 году 15-летним французским подростком Луи Брайлем. В детстве Луи поранил глаз шорным ножом в мастерской отца и из-за прогрессирующего воспаления ослеп. В 1819 году Луи Брайля зачислили в Парижскую школу для слепых, где обучение проводилось по книгам, написанным рельефно-линейным шрифтом Валентина Гаюи. Проштудировав все эти книги, Луи понял, что система Гаюи несовершенна – чтобы прочувствовать каждую букву, требовалось несколько секунд.
Тогда Луи Брайль разработал свой рельефно-точечный шрифт как альтернативу шрифту Валентина Гаюи, вдохновившись простотой «ночного шрифта» Шарля Барбье. «Ночной шрифт» в то время использовался военными для записи донесений, которые можно было прочесть в темноте. Луи Брайль долгое время дорабатывал свой шрифт и в 1837 году представил его в обновленном виде – с тех пор латинская система Брайля почти не менялась.
Для людей с нарушенным зрением шрифт по системе Брайля является не только средством коммуникации, но и способствует развитию общей языковой грамотности. Изучать шрифт можно как при помощи тифлопедагога, так и самостоятельно. Существует несколько разных схем запоминания символов шрифта, например, при помощи ассоциаций с предметами.
Немаловажно обучение незрячего ребенка чтению и письму по азбуке Брайля – это альтернативный путь к освоению грамоты, без которого такой ребенок не сможет овладеть письменной речью. Для того чтобы обучить незрячего ребенка читать и писать по системе Брайля требуется взаимодействие многих людей – родителей, педагога, врача-офтальмолога, тифлопедагога.
Одним из игровых устройств, помогающих ребенку освоить шрифт по системе Брайля, является «Брайльбука» – адаптивная азбука компактного размера с клавишами, на поверхности которых нанесены рельефные символы Брайля. Каждой клавише устройства соответствует отдельная буква алфавита, при нажатии на которую озвучивается сама буква и одно слово, начинающееся на неё. Такой самоучитель позволяет ребёнку в доступной форме изучить азбуку Брайля и расширить свой кругозор.
Ещё более простым вариантом запоминания букв, написанных по системе Брайля, является использование набора тактильных букв – рельефных пластиковых фигурок. В него могут входить буквы русского или английского алфавита с нанесенным на них шрифтом по системе Брайля, который соответствует данной букве. Благодаря такому набору слабовидящий или незрячий человек может тактильно ощутить форму букв и сразу узнать, как они пишутся в системе Брайля.
Зрячий человек тоже может выучить символы по системе Брайля с целью повышения своей грамотности. Для тренировки шрифта можно воспользоваться различными конвертерами с русского или английского языка в шрифт по системе Брайля и наоборот.
Для обозначения букв Луи Брайль применял шесть точек, расположенных в три ряда и два столбца. Позднее появилась расширенная система Брайля – были добавлены ещё две точки.
Для записи символов шрифта Брайля используются особые письменные принадлежности – прибор и грифель. При письме точки прокалываются, поскольку читать можно только по выпуклым точкам. Главной особенностью шрифта по системе Брайля считается то, что текст следует писать справа налево, затем переворачивать и читать написанное уже слева направо.
Для читающего человека точки нумеруются по столбцам слева направо и по строкам сверху вниз. Для пишущего человека на перевёрнутой странице нумерация выглядит по-иному: точка 1 находится в правом верхнем углу, под ней – точка 2, в левом нижнем углу – точка 6. Параметры выпуклой точки в шрифте Брайля четко обозначены государственными стандартами. Используются три размера шрифта (крупный, средний, мелкий), но стандартным является крупный размер.
При использовании традиционного (шеститочечного) шрифта Брайля можно записать 64 различных символа, расширенного (восьмиточечного) – 256 символов. Строчные и прописные буквы обозначаются специальными символами, которые ставятся перед нужной буквой. Для изменения начертания текста (жирный, полужирный, курсив), записи верхнего и нижнего индекса, математических символов действует несколько другое правило: один специальный символ ставится в начале текста, другой – в конце.
Также существуют различные форматы листов для печати по Брайлю, распространённость которых меняется в зависимости от национальных традиций типографского дела. Традиционный для России и постсоветского пространства лист брайлевской книги включает в себя 25 строк по 30 или 32 знака в каждой, обладая общим размером 23 на 31 см.
Использование и написание шрифта Брайля регламентировано несколькими государственными стандартами. Так, ГОСТ Р 56832-2015 утверждает требования к размерам рельефных точек и материалам, на которых пишется текст по Брайлю. ГОСТ Р 50917-96 утверждает параметры устройств, печатающих шрифтом Брайля, а ГОСТ Р 50918-96 – параметры брайлевских дисплеев. Использование шрифта Брайля на тактильных табличках, пиктограммах и мнемосхемах регламентируют СП 59.13330.2016 и СП 136.13330.2012.
Рельефно-точечный шрифт по системе Брайля является единственным способом для рано ослепших людей научиться писать и читать, поэтому одной из важных задач является перевод художественной литературы, публицистики или научных работ на язык Брайля. В 1837 году на рельефно-точечном языке была напечатана первая книга под названием «Краткая история Франции». С тех пор азбука Брайля считается наиболее совершенным способом коммуникации людей с проблемами зрения.
Шрифт Брайля адаптирован под множество языков мира, на нём напечатаны тысячи книг в различных странах. Русскоязычный вариант впервые был предложен в 1861 году князем Денисом Оболенским, а окончательный вариант, которым сегодня пользуются незрячие люди в нашей стране, создан в 1881 году тифлопедагогом Екатериной Трумберг. Первые книги на языке Брайля в России напечатала на собственные средства просветительница Анна Адлер. В 1898 году начал выходить первый журнал для незрячих «Досуг слепых». В Советском Союзе издание книг по системе Брайля началось в 1924 году с собрания сочинений Владимира Ленина.
Найти тактильные книги можно в специализированных библиотеках для слепых. В России одной из крупнейших является Российская государственная библиотека для слепых (РГБС), где собрано большое количество экземпляров различных книг с применением системы Брайля. Также в библиотеках для незрячих людей есть аудиокниги и специальные таблички со шрифтом Брайля. Вносят вклад и волонтеры, которые на специальных сайтах создают свободные для прослушивания аудиокниги.
К кому обратиться, если необходимо напечатать отдельную книгу, брошюру или меню со шрифтом Брайля? Тифлоцентр «Вертикаль» выпускает брошюрованные издания специально для незрячих людей, владеющих чтением по системе Брайля.
Точное число незрячих людей узнать, к сожалению, невозможно, потому что статистика по их учету не ведётся, а умеющих читать шрифт Брайля – особенно. По данным Всемирной организации здравоохранения за 2019 год, в мире насчитывалось 2,2 млрд. людей с проблемами зрения, из которых полностью незрячих около 37 млн., и большинство людей с нарушениями зрения старше 50 лет.
По данным за 2009 год количество учтенных слепых и слабовидящих в России составляло 218 тыс. человек, из них полностью слепых – 103 тыс. Однако в обществах слепых неофициально заявляют, что незрячих на самом деле гораздо больше. Из этого количества 22% составляла молодежь трудоспособного возраста, т.е. практически каждый пятый из всех слепых и слабовидящих. По тем же данным за 2009 год инвалидами по зрению становятся около 45 тыс. россиян каждый год, поэтому при сохранении этой тенденции в 2020 году количество слабовидящих может составлять до 700 тыс. человек.
Российская Федерация | 11 188 216 | 4 816 175 | 6 372 041 |
Центральный федеральный округ | 3 236 422 | 1 324 912 | 1 911 510 |
Северо-Западный федеральный округ | 1 211 629 | 453 344 | 758 285 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 910 067 | 395 543 | 514 524 |
Южный федеральный округ | 1 196 304 | 557 664 | 638 640 |
Приволжский федеральный округ | 2 187 192 | 959 718 | 1 227 474 |
Уральский федеральный округ | 724 529 | 334 508 | 390 021 |
Сибирский федеральный округ | 1 221 175 | 560 868 | 660 307 |
Дальневосточный федеральный округ | 499 769 | 229 011 | 270 758 |
Достоверных статистических данных о брайлевской грамотности – количестве людей, умеющих пользоваться азбукой Брайля – нет. По неофициальной статистике, лишь 7-10% слепых и слабовидящих людей знают шрифт Брайля по причине недостаточного распространения инструкций и обучения в раннем возрасте. Есть и те, кто является слабовидящим или имеющим двойной недуг (слепоглухота) и пользуется шрифтом Брайля, но не попадает в статистические отчеты.
Для информирования и ориентирования в пространстве людей с нарушениями зрения используются особые тактильные средства, в том числе и с применением рельефно-точечного шрифта по системе Брайля. Среди них: тактильно-визуальные таблички и наклейки, тактильно-контрастные пиктограммы, рельефно-графические схемы и планы. Во всех перечисленных средствах шрифт по системе Брайля используется вместе с обычным печатным или рельефным текстом как дополнение к пиктограмме или тактильной схеме объекта.
Основные места использования таких тактильных знаков – различные учреждения общественного пользования с большой проходимостью. Важным моментом является то, что увеличение использования табличек со шрифтом по системе Брайля подталкивает незрячих людей к ее изучению, что положительно сказывается на общем уровне брайлевской грамотности.
Также для незрячих людей изготавливаются самые разные технические средства, которые помогают им в той или иной ситуации. Существуют специальные очки для незрячих, которые с помощью встроенной камеры озвучивают окружающее человека пространство. «Умные» помощники, выступающие в роли белой трости, предупреждают о препятствиях, определяют объекты и людей.
Для адаптации музейных экспонатов, чтобы слепые люди могли «увидеть» картины, используется такое устройство как «Тифломаркер». С его помощью человек может услышать голосовое описание экспоната, наведя устройство на специальную метку.
Для уверенного пользования персональным компьютером или смартфоном людьми с нарушениями зрения разработаны различные программы, синтезирующие текст в речь. Большая часть незрячих людей использует программу голосового воспроизведения текста с экрана, например NVDA или JAWS. В то же время слабовидящие и люди с нарушением работы глаз пользуются экранными увеличителями и сменой контрастности для лучшей различимости элементов на экране.
Тифлоцентр «Вертикаль», начиная с 2007 года, производит качественную тактильную продукцию, проверенную тысячами людей, лишенных зрения, участвует, совместно с ВОС, в создании нормативной документации, необходимой для регламентирования тактильной продукции, а также занимается проектированием зданий и сооружений, адаптируемых для людей с ограничениями.
НАШЕ ПРЕИМУЩЕСТВО — ДОЛГОЛЕТНИЙ ОПЫТ и КАЧЕСТВО!
Когда я рассказываю о том, что очень нужно сделать автоматическое распознавание шрифта Брайля, первый вопрос: а зачем незрячим нужно это распознавание? Незрячие же отлично читают по точкам, а обычный плоский текст на экране — это как раз проблема. Ну а зрячие практически никогда не сталкиваются с текстом на Брайле.
На самом деле все сложнее. Во-первых, довольно много зрячих людей постоянно сталкиваются с Брайлем. Во-вторых, незрячим распознавание Брайля тоже может быть полезно.
Рельефно-точечный шрифт изначально придумали вовсе не для слепых, а для армии. Предполагалось, что с помощью него солдаты смогут бесшумно общаться в полной темноте. В армии язык не пошел: зрячим людям оказалось не под силу читать пальцами рельефные точки. Но не пропадать же изобретению — рельефному шрифту решили научить слепых детей, один из этих детей доработал систему, и в итоге получился рельефно-точечный шрифт, используемый для письма и чтения незрячими и слабовидящими людьми. Этого ребенка, как вы уже могли догадаться, звали Луи Брайль. В честь него и назван Шрифт Брайля, который теперь используется во всем мире.
Шрифт Брайля — рельефно-точечный, т.е. состоит из выпуклых точек и промежутков, причем точки четко организованы. Вот так выглядит приветствие «hello world»:
Один символ шрифта Брайля — решетка 3×2, в каждой из шести ячеек которой может быть (или не быть) рельефная точка. Получается 64 комбинации точек и пустот. Все позиции пусты — пробел, на всех позиция точки — зачеркивание. Зачеркнуть в Брайле — «забить» все 6 точек. Остается 62 различные «буквы», это не очень много. Приходится использовать одни и те же символы для передачи кириллицы, латиницы, других видов письменности и даже музыкальных нот. Если внутри текста происходит смена письменности, ставится специальный символ смены языка.
Вот здесь можно посмотреть, как выглядит, например, ваше имя на брайлевской кириллице. Так выглядит текст «Системный Блокъ»:
⠎⠊⠎⠞⠑⠍⠝⠮⠯ ⠃⠇⠕⠅⠷
Есть и конверторы латиницы в Брайль. Например, brailletranslator.org умеет работать с разными видами латиницы. И еще умеет делать зеркальную картинку точек, зачем она нужна, расскажем чуть позже. А пока вот мое имя в зеркальном и обычном вариантах:
Как и в других письменностях, Брайль бывает печатным и «рукописным». На вид символы не отличаются — отличается способ письма. С печатным вариантом все более-менее понятно — это пластиковые округлые выпуклые точки, наверняка вы видели такие в лифтах или в подписях в музеях. В рукописном Брайле точки выдавливаются на бумаге с обратной стороны листа.
Брайлевские тексты иногда печатают с двух сторон, тогда на странице присутствуют одновременно и выпуклые точки текста, и впадины на местах точек текста с другой стороны листа. Как показывает личный опыт, это кошмар для компьютерного зрения и оптического распознавания символов.
— Кстати, а что значит распознавать Брайль?
— Взять фотографию или скан текста на Брайле и превратить в машиночитаемые брайлевские символы (а дальше можно сразу конвертировать его в обычный текст на кириллице, латинице и т.д).
А теперь главный вопрос: зачем нужно распознавать шрифт Брайля и переводить его в плоскопечатный текст (да именно так называют «обычные» буквы)? Ответ: больше всего распознавание Брайля и его автоматический перевод нужны людям, много взаимодействующим с незрячими, прежде всего родственникам и учителям.
Учителя в школах для слабовидящих, конечно, владеют Брайлем, но читать пальцами его обычно не умеют, читают глазами. Можете себе представить как тяжело проверять тетради диктантов из белых точек на белом фоне.
Родители и родственники незрячих людей часто вообще не могут выучить шрифт Брайля настолько, чтобы читать достаточно бегло, а не расшифровывая каждую букву. Получается, что родители не могут помочь своему ребенку с уроками или почитать вместе одну книгу, т.е. не могут делать самых обычных и привычных вещей.
Еще одна проблема — переиздание брайлевских книг, для которых нет цифрового источника. Переиздание — не обязательно именно издание бумажной книги, принципиальна здесь именно оцифровка. Если есть цифровая версия, то дальше можно и печатать, и читать на брайлевском дисплее. Основная проблема с книгами, сделанными специально для незрячих в доцифровую эру. Например для учебников музыки, разработанных под брайлевскую нотную запись. Такие книги, изданные лет 40 назад, уже заметно обветшали, а замены им нет. Так что распознавание Брайля нужно и самим незрячим людям.
Но главная цель — помочь незрячим людям расширить круг общения. Например, не так давно незрячие дети начали участвовать в школьных олимпиадах. Сейчас работы ребят сначала вручную «переводятся» с Брайля в плоскопечатный шрифт, а только потом проверяются. В таком варианте невозможно сделать участие в олимпиадах достаточно массовым, доступным во всех регионах.
Если убрать «языковой барьер», преподавать незрячим людям смогут люди, не умеющие бегло читать на Брайле.
В конце концов, можно будет спокойно отправить открытку на Брайле в посткроссинге, и ее смогут прочесть все.
Как и на все сложные вопросы, тут нет однозначного ответа. Во-первых, это проект без коммерческого потенциала. Во-вторых, сейчас существует огромное количество технических средств, помогающих незрячим при чтение и письме. С ними люди отлично могут набирать текст на компьютере, пользоваться любыми мессенджерами. Так что для многих задач эта технология уже не актуальна. Рукописный Брайль есть только на этапе начального обучения письму.
Но так ситуация устроена далеко не везде. К сожалению, все эти технические средства довольно дорогие, выпускает их небольшое число компаний. Есть много стран (Россия в том числе), где брайлевская строка и брайлевский дисплей доступны совсем немногим.
Вероятно, через 10-20 лет «электронные помощники» распространятся по всему миру. Но людям нужно жить, учиться и общаться сейчас, а не через несколько десятилетий. Да и проблему оцифровки старых книг на Брайле электронные помощники не решают.
Нельзя сказать, что на поле распознавания Брайля ничего не сделано. Есть довольно много статей о том, как компьютер учили распознавать шрифт Брайля, т.е. переводить Брайль с фотографий или сканов в цифровую форму. Но эти работы в большинстве своем остались на уровне теоретических разработок и не дошли до реализации.
Из готовых решений, доступных каждому, я нашла только аппаратно-программный комплекс — это такая дорогая большая железная машина с 3D сканером внутри, которая может распознавать только печатный Брайль. Безусловно полезная вещь, например, для брайлевских библиотек или для переиздания книг. Но слишком дорогая-большая-неудобная для более-менее любых других задач. Также есть проекты, которые заявляют о достижении высокого качества распознавания Брайля. Но пока это не общедоступные продукты, а, скорее, proof of concept.
Надеюсь, эта ситуация скоро изменится, и я смогу скачать на телефон распознавалку Брайля.
Что еще IT сообщество делает с Брайлевской нотацией:
Для многих людей, что имеют проблемы со зрением, таблички Брайля просто незаменимая вещь для получения информации из окружающей среды. Размещение таких приспособлений позволяет слепым и плохо зрячим ориентироваться в общественных местах и не зависеть от кого-то со стороны.
В современном мире помощь для людей с особыми потребностями выходит на первый план. Поистине человечность проявляется в желании помочь другим и облегчить для них обычные вещи. Часто тактильные таблички с шрифтом Брайля можно встретить в местах массового скопления людей, а именно их приобретают:
Все эти заведения могут использовать самые разнообразнее информативные продукты. Шрифт Брайля наносится на стенды, таблички, схемы, вывески и знаки доступности. Обычно они размещаются на уровне от 1м для того, чтобы люди, которые передвигаются на инвалидной коляске могли дотянуться и считать информацию.
Таблички для инвалидов имеют свои особенности. Вся информация, что на них размещается закодирована в шести точках. Они располагаются двумя столбиками. При чтении такие комбинации позволяют сложить 63 информативных символа и пробел. Все точки выпуклые, что дает возможность на ощупь определить содержание. Незрячие люди с легкостью осваивают технику и могут быстро воспринимать материал, что прячется за точками.
Среди разновидностей, которые предлагают для магазинов, офисов, медицинских учреждений и других заведений общего посещения, выделяют:
Материалы для изготовления таких товаров используются разные. Это обусловлено условиями в которых будет установлена табличка. Ее размер, вид и толщина подбираются в каждом случае индивидуально. Большинство из них имеют скругленные углы для избегания царапания рук особых людей.
Износостойкость изделий длительна даже в тех случаях, когда их размещают на улице. Специальная печать и полимеризация не дает шрифту стираться и терять информацию.
В обязанности каждого уважающего себя владельца должно входить не только качественное предоставление услуг, но и установка информационных стендов и табличек для людей с плохим зрением. Всем жителям должно быть комфортно находиться в общей среде. Беспокоясь о других, можно повысить посещаемость своего заведения, создать достойную репутацию и ощутить обычную человеческую благодарность.
Купить тактильную табличку для своего отдела по предоставлению социальных услуг и продаж товаров можно на сайте Vknopke. Команда специалиста с особым вниманием к каждому клиенту предложит самые подходящие варианты и лояльные цены. При надобности дополнительной информации, менеджеры компании ответят на все вопросы при входящем звонке и наберут тех, кто оставит запрос воспользовавшись кнопкой «Обратный звонок».
Примечание: Мы стараемся как можно оперативнее обеспечивать вас актуальными справочными материалами на вашем языке. Эта страница переведена автоматически, поэтому ее текст может содержать неточности и грамматические ошибки. Для нас важно, чтобы эта статья была вам полезна. Просим вас уделить пару секунд и сообщить, помогла ли она вам, с помощью кнопок внизу страницы. Для удобства также приводим ссылку на оригинал (на английском языке).
Один из способов изменить стиль документа — использовать для текста новый шрифт. Чтобы добавить необходимый шрифт в Word, загрузите и установите его в Windows, чтобы он стал доступен для всех приложений Office.
Шрифты предоставляются в виде файлов, и в Интернете можно загружать бесплатные шрифты, например дафонт. Вы также можете импортировать файлы шрифтов с компакт-диска, с DVD-диска или из сети Организации. Шрифты TrueType (Extension. TTF) и OpenType (ОТФ) работают нормально.
Примечание: Перед загрузкой шрифта убедитесь в надежности источника.
Загрузите файлы шрифта. Часто они распространяются в сжатых ZIP-папках . В одной ZIP-папке может находиться несколько вариантов одного шрифта, например насыщенный и ненасыщенный. ZIP-папки обычно выглядят следующим образом:
Если файлы шрифта сжаты, распакуйте их. Для этого щелкните ZIP-папку правой кнопкой мыши и выберите команду Извлечь файлы. После этого вы увидите все доступные файлы шрифта TrueType или OpenType.
Щелкните правой кнопкой мыши необходимый шрифт и выберите команду Установить.
Если вам будет предложено разрешить программе вносить изменения на компьютере, и вы доверяете источнику шрифта, нажмите кнопку Да.
Новые шрифты отобразятся в списке шрифтов Word.
Установить шрифты и управлять ими можно также двумя другими способами.
Все доступные на компьютере шрифты хранятся в папке C:WindowsFonts. Вы можете просто перетащить в нее распакованные файлы шрифта, и он будет автоматически установлен в Windows. Если вы хотите увидеть, как выглядит шрифт, откройте папку «Fonts», щелкните нужный файл правой кнопкой мыши и выберите команду Просмотр.
Еще один способ посмотреть установленные шрифты — в панели управления. В Windows 7 и Windows 10 откройте меню Панель управления > Шрифты. В Windows 8.1 выберите команды Панель управления > Оформление и персонализация > Шрифты.
При следующем запуске Word в списке шрифтов отобразятся новые варианты.
База Fontsup обновляется ежедневно, мы стараемся следить за последними тенденциями. Шрифты для Фотошопа, Тату, Word, и Windows. Русские шрифты, с поддержкой кириллицы. Скачивай красивые шрифты бесплатно.
Добро. Наконец-то я доделал очередную сборку шрифтов. И она получилась самая большая на моем сайте. В сборке — 165 кириллических шрифтов с русской раскладкой. Пока не забыл сказать: в каждом шрифте имеется как русская раскладка, так и английская. Просто в прошлых сборках шрифтов я помню, что я проверял шрифт на фразе «Блог Эрика Байгузина», а там нет английских букв и из-за этого попадались шрифты, в которых нет английский раскладки.
Как обычно я выкладываю каждый шрифт отдельно, с превью-изображением и отдельной кнопкой для скачки. Правда сейчас я не запаковывал каждый шрифт в архив (зачем я вообще это делал?) и при нажатии на «Скачать» к Вам на компьютер уходит сразу шрифт .ttf (в некоторых случаях .otf).
Каждый шрифт я проверял лично, так что гарантирую работоспособность каждого шрифта, который в этой сборке.
В мыслях есть создать в разделе «Шрифты» не ленту статей и сборок, а вывод ленты шрифтов, чтобы можно было идти по ленте, находить нужный шрифт с помощью фильтра «С засечками, без засечек, старинные, декоративные и так далее». Но над этим нужно поработать, а так мало времени. Вру, лень 🙂 Но я обязательно это сделаю. А пока, смотрите, скачивайте, пользуйтесь. Некоторые шрифты повторяются с другими сборками, но их максимум штук 10-15. Внизу статьи можно скачать все шрифты из этой сборки одним архивом, хотя я предпочитаю не засорять операционную систему и Photoshop не нужными шрифтами, а качать только те, которые понравились.
Одной из самых важных сенсорных систем человека является зрение. По скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств человека. Зрительная информация составляет около 90% от всей информации, поступающей в кору больших полушарий головного мозга через все остальные органы чувств
Однако в ситуациях, когда у человека имеются тяжелые поражения зрительного анализатора, процесс социализации и интеграции в общество, воспитания и обучения строится на основе развития осязания. Именно с этой целью используется рельефно – точечная система Брайля.
Так сложилось, что проблема частичной потери зрения коснулась учащегося нашего учреждения образования. Исходя из этого можно говорить об актуальности исследования в данной области.
Объект исследования: способ кодирования информации рельефно-точечным шрифтом
Предмет исследования: рельефно-точечный шрифт Брайля
Гипотеза исследования: Рельефно-точечный шрифт Брайля – простая в освоении и использовании азбука для незрячих людей, важнейший элемент системы их реабилитации, культурного развития, образования и благоустройства их жизни.
На основе гипотезы была поставлена следующая цель: изучить особенности рельефно – точечной системы Брайля и распространенность ее использования в современном мире, в т.ч. в Республике Беларусь.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Предполагаемые результаты:
В ходе исследования были выявлены следующие преимущества рельефно-точечного шрифта Брайля: простота освоения и использования; простота создания текстов. Основные недостатки системы: низкая скорость чтения; невозможность общения в реальном времени при работе с этим шрифтом.
По итогам изучения особенностей рельефно-точечного шрифта Брайля и возможностей его использования для незрячих и слабовидящих людей одноклассниками учащегося, которого затронула проблема частичной потери зрения и которому организовано обучение на дому, было проведено ознакомление с данной азбукой. Восьмиклассники смогли его заинтересовать полученной информацией и замотивировать на изучение шрифта.
Республика Беларусь стоит лишь в начале пути создания доступной среды для незрячих с использованием рельефно-точечного шрифта, однако мир зрячих все больше поворачивается к брайлю.
Вначале была идея
Дени ДидроКлючевым периодом в истории создания и развития письменности для незрячих стал конец ХVII- начало XVIII века. Итак, все началось с идеи.
В 1749 году известный и популярный французский писатель и философ-просветитель Дени Дидро опубликовал труд, под названием «Письмо о слепых, предназначенное тем, кто видит». Он описал истории известных ему незрячих, достигших высокого интеллектуального уровня и овладевших не только элементарной грамотой, но и профессией, которая позволила им жить самостоятельно, обеспечивая себя и свою семью. Дидро высказал идею о возможности и необходимости массового систематического образования незрячих. Одним из первых он сформулировал мысль о том, что хотя слепота и ограничивает восприятие предмета, но, развивая другие органы чувств, посредством компенсации, незрячий человек способен познать внешний мир. Дени Дидро привлек внимание широкой общественности к проблеме адаптации незрячих, вложил идею в головы аристократии и меценатов.
«Письмо о слепых, предназначенное тем, кто видит» Д. ДидроА в 1771 году в париже проходила ярмарка St. Ovid’s Fair. В те времена ярмарки были не только местом уличной торговли, но и одним из самых зрелищных событий в жизни горожан. Люди всех сословий посещали представления, которые устраивали уличные актеры, циркачи, кукольники. Именно там состоялся бурлеск-спектакль, в котором выступали незрячие приюта «Quinze-Vingts». Этот приют для незрячих был построен по приказу короля Луи IX и поначалу там жили триста крестоносцев, ослепленные на полях сражений.
С течением времени приют стал домом для бездомных незрячих. Своей игрой незрячие поразили посетителей ярмарки и вдохновили Валентина Гаюи, переводчика при Министерстве иностранных дел Франции, эксперта в системах письменности и большого почитателя Д. Дидро, помочь незрячим, создав для них школу и обучив их грамоте через «тактильное чтение книг с рельефными буквами».
Валентин Гаюи – первый, кто претворил идею в жизнь
Памятник Валентину ГаюиВ 1784 году Валентин Гаюи основал «Мастерскую трудящихся незрячих» — первую в мире школу для незрячих детей, а первым учеником стал подобранный им на церковной паперти 12-летний мальчик Франсуа де Лезюер. Говорят, что когда Валентин подал ему милостыню, мальчик назвал ему номинал монеты, чем еще более утвердил Гаюи в возможности воплотить задуманное в жизнь. Итак, Гаюи создает «выпуклые буквы» — первый рельефно-линейный шрифт, и называет его «Унциал». Это обычный шрифт с буквами, имеющими свой рельеф. Франсуа быстро обучился осязать буквы и читать при помощи пальцев, и уже через пол года Гаюи представил ученика Королевской Академии, где его умение ошеломило профессоров. Гаюи сумел не только открыть первую в мире школу для незрячих, а и создать при школе типографию и напечатать рельефно-линейным шрифтом Унциалом несколько книг. Это были первые в мире книги для незрячих. Позже «Методом Гаюи» стали печатать книги во всем мире.
Печатное устройство Гаюи Книга для незрячих на немецком языке Книга для незрячих на французском
В поисках совершенства
Последователи Гаюи признавали один недостаток шрифта – его сложно читать. Выпуклые буквы с витиеватыми очертаниями нужно подолгу ощупывать, чтобы понять какая именно эта буква. Прочитав предложение до конца, человек зачастую забывал, что было в начале. Именно по этой причине стали разрабатывать другие, упрощенные очертания букв и даже системы кодировки.
Так в 1831 году Джеймс Галл, шотландский книгоиздатель из Эдинбурга, внедрил треугольный тактильный шрифт. Примерно в то же время Самуэл Гридли Хауи, врач, филантроп, тифлопедагог и основатель всемирно известной «Школы Перкинса для незрячих» в Бостоне, на другом континенте ввел свой похожий упрощенный шрифт.
Англичанин доктор Уильям Мун пошел еще дальше и создал схематический тактильный шрифт на основе латинского алфавита, который и представил в 1845 году. Его систему широко использовали вплоть до начала ХХ века. Однако, не смотря на упрощенность начертания, все эти и другие, схожие с ними, системы имели общие недостатки: читать стало не на много быстрее, да и стоимость печати книг была очень высока.
Шрифт Уильяма Муна и картаОт линий к точкам
Портрет Луи БрайляСитуацию вкорне изменил ребенок.
Луи Брайль родился в небольшом французском городке Кувре, в семье ремесленника. В возрасте трех лет он поранился шорным ножом, инструментом отца, и в результате воспаления глаз, к пяти годам окончательно ослеп. В 1819 году Луи поступил в Парижский государственный институт для незрячих детей, где преподавание велось по книгам, напечатанным рельефно-линейным шрифтом Муна. Таких учебников было всего четырнадцать и далеко не по всем предметам, поэтому преподавание велось по методике, основанной на восприятии аудиоинформации. Луи всерьез задумался над тем, как сделать печать книг доступнее, а чтение – легче.
Однажды он узнал о «ночной азбуке», которую придумал и успешно использовал артиллерийский офицер Шарль Барбье. Это система письма и чтения в темноте служила для передачи информации в ночное время. Военные, чтобы не выдать себя вспышкой света или звуком голоса, записывали сведения в полной темноте, прокалывая отверстия в картоне, и считывали их, касаясь картона пальцами.
Современная книга, напечатанная шрифтом БрайляНа основе изобретения Барбье Луи Брайль, которому на тот момент исполнилось 15 лет, разработал свой первый вариант рельефно-точечного шрифта для незрячих и слабовидящих людей, названного позже в его честь – «шрифт Брайля». В 1824 году он придумал «ячейку-шеститочие», состоявшую из двух вертикальных рядов по 3 точки. Наличие или отсутствие каждой точки в этом шеститочии формировало 63 различные комбинации. Каждой комбинации точек Луи сопоставил букву, цифру или знак. Прикасаясь к такой ячейке, человек может быстро и уверенно распознать каждую букву. «История Франции» 1837 года стала первой книгой, напечатанной методом Брайля.
Какой же шрифт –лучший?
Шрифт Брайля все же имеет свои недостатки: комбинации из 63 знаков не достаточно, чтобы отобразить все символы, цифры, прописные и заглавные буквы. Поэтому были предприняты попытки его усовершенствовать. В Америке в 1900 годах помимо британского шрифта Брайля одновременно существовало еще две системы письма рельефно-точечным шрифтом. Эта конкуренция даже получила название «the War of the Dots» (Война точек). Уильям Белл Уэйт, преподаватель Нью-Йоркского Института для незрячих, разработал систему из двух, четырех, шести и восьми точек «Нью-Йорк Пойнт», где наиболее часто встречающиеся буквы обозначались ячейкой с наименьшим количеством точек. Это ускоряло чтение, комбинаций точек хватало для всех символов, однако вызывало путаницу, да и читать по этой системе получалось медленнее, чем классический шрифт Брайля.
Классический шрифт Брайля Шрифт «Нью Йорк Пойнт» Американский шрифт Брайля Еще один рельефно-точечный шрифт — «Американский шрифт Брайля»- создала Хелен Келлер. Она перекодировала, то есть переназначила шеститочиям Брайля буквы так, чтобы наиболее распространенные буквы алфавита были написаны наименьшим количеством точек. Это позволило значительно увеличить скорость письма стилусом, которым продавливали одну точку за раз, но с появлением печатных машин этот шрифт утратил свое преимущество. В конечном итоге в «войне точек» за господство на территории США победил классический британский шрифт Брайля. Этот факт был официально признан в 1918 году. Удобство, простота, высокая скорость считывания и большое количество уже готовых книг обеспечили популярность и востребованность этого метода. Его и по сей день используют во всём мире.Приветствую Вас, Гость · RSS | 05.05.2021, 08:54 |
Новые поступления книг рельефно-точечного шрифта (РТШ)
84(4Фра)
Б92 Буссенар Луи.
Банда поджигателей или Бандиты из Оржера (Шрифт Брайль): роман/ Пер. с фран.М.Е.Карелова (ч.2, гл.4-16), Е.В.Морозовой (пролог; ч.1, гл.1-20), М.Ю.Рожновой (ч.1, гл.21-28;ч.3, гл.1-16; эпилог, приложение).
84(4Вел)
В19 Вестверд П.
Немецкий мальчик (Шрифт Брайль): роман/ Пер. с англ.А.Ахмеровой.-М.:Фантом Пресс,2012.-77 л.брайль.
Печатается с издания: М.: Фантом,2012.
84(4Вел)
Г20 Гарди Т.
Тэсс из рода д, Эрбервиллей.Чистая женщина, правдиво изображенная (Шрифт Брайль): роман/ Пер. с англ.А.Кривцовой.-М.: «Мипо Репро».
В 7 кн.-2016.-76 л.брайль.
Печатается с издания изд-ва СПб.: «Азбука»,2014.
84(2Рос-Рус)6
Д66 Домбровский Ю.
Хранитель древностей (Шрифт Брайля): роман/ Ю.Домбровский.-М.: «МИПО Репро».
В 6 кн.-2016.-83 л.брайль.
Историчность сознания главного героя-Хранителя, изучающего древности в музее.
84(4Шве)
Д97 Дюрренматт Ф.
Романы, повести (Шрифт Брайль)/ Фридрих Дюрренматт.-М.:ООО «Мипо Репро»,2016.-80 л.брайль.
Печатается с издания : Ф.Дюрренматт «Судья и его палач»: романы, повести, рассказы.-М.:Издательство «Олма-Пресс»,2004.
67.7
К18 Каминская Дина.
Записки адвоката (Шрифт Брайля)/ Дина Каминская.-С.Петербург: ИПО «Чтение».-В 6 кн.-2016.
Печатается с издания: Каминская Д.И.Записки адвоката.-М.:Новое издательство,2014(сокращенный вариант).
84(2Рос-Рус)
К64 Кондратьев В.
Отпуск по ранению (Шрифт Брайля): повести/ Вячеслав Кондратьев.-М.:»МИПО Репро».-(Школьная библиотека).-В 4 кн.-2016.-90 л.брайль.
Печатается с издания изд-ва М.: «Детская литература»,2011.
84(4Вел)
К83 Кронин А.
Замок Броуди (Шрифт Брайля): роман/ Пер. с англ.М.Е. Абкиной.-М.: ООО «Мипо Репро».
В 11 кн.Кн.1.-1997.-67 л.брайль.
Печатается с издания : А.Кронин «Собрание сочинений в 3 т.Т.1»
84(2Рос-Рус)6
К92 Куприн А.И.
Рассказы.Очерки (Шрифт Брайль)/ А.И.Куприн.-М.:Изд. «Эксмо»,2006.-92 л.брайль.
Печатается с издания : А.И. Куприн «Париж интимный».
84(7Сое)
Л76 Лондон Д.
Новеллы (Брайль)/ Печатается с издания: Джек Лондон «Белое безмолвие».-Повесть, рассказы.-М.:Изд-во «Детская литература»2013.-М.: «Мипо Репро»,2016.-70 л.брайль.-(Школьная библиотека).
84(4Вел)
М47Мелвилл Г.
Моби Дик (Шрифт Брайль): роман/ Г.Мелвилл.- М.:Мипо Репро, 2016.-76 л.брайль.
Печатается с издания: СПб.: «Амфора»,2011.
36.991
Н-40 Невская Любовь.
Веганская и вегетарианская кулинария (Шрифт Брайль): экспресс-рецепты/ Любовь Невская.-С.П.:ИПО «Чтение»,2016.-80 л.брайль.
Печатается с издания: Невская Л.Экспресс-рецепты.Веганская и вегетарианская кулинария.-СПб.:Питер,2014.
36.991
Н56 Нестерова Д.
Плов, ризотто,паэлья (Шрифт Брайля): Экспресс-рецепты / Дарья Нестерова.-С.Пб.:ИПО «Чтение»,2016.-86 л.брайль.
Печатается с издания: Нестерова Д.Экспресс-рецепты.Плов, ризотто, паэлья.-СПб.: Питер,2014.
84(2Рос-Рус)
П33 Пирагис Л.
Красавчик (Шрифт Брайля): повесть/ редактор О.В. Соколова.-М.:ООО «Мипо Репро».-В 2 кн.-2016.-74 л.брайль.
Повесть о судьбе двух мальчиков, по воле случая ставшими бродягами.
85.31
Р41Репертуар баяниста (Шрифт Брайля)/ Редактор-переводчик В.И.Горбатов.-М.:ООО «ИПТК «Логосвос».-Вып.8: изд.3-е перер.В.И.Горбатов.-2016.
85.31
Р41Репертуар баяниста (Шрифт Брайля)/ Редактор-переводчик В.И.Горбатов.-М.:ООО «ИПТК «Логосвос».-Вып.9: изд.3-е перер.В.И.Горбатов.-2016.
85.31
Р41Репертуар баяниста (Шрифт Брайля)/ Редактор-переводчик В.И.Горбатов.-М.:ООО «ИПТК «Логосвос».-Вып.10: изд.3-е перер.В.И.Горбатов.-2016.
85.31
Р41Репертуар баяниста (Шрифт Брайля)/ Редактор-переводчик В.И.Горбатов.-М.:ООО «ИПТК «Логосвос».-Вып.11: изд.3-е перер.В.И.Горбатов.-2016.
84(2Рос-Рус)6
С79 Степнова М.
Безбожный переулок (Шрифт Брайль): роман/ М.Степнова.-СПб.:ИПО «Чтение»,2016.-296 л.брайль.
Печатается с издания: М.Степнова.Безбожный переулок: роман.-М.: АСТ,2015.
36.991
Т50 Товкун Елена.
Осетинские пироги, самса, шаверма (Шрифт Брайля): экспресс-рецепты/ Елена Товкун.-С.Петербург: ИПО «Чтение»,2016.-69 л.брайль.
Печатается с издания: Товкун Е.Экспресс-рецепты.Осетинские пироги, самса,шаверма.-СПб.:Питер,2014.
84(4Авс)
Х20 Харвуд Д.
Тайна замка Роксфорд-Холл (Шрифт Брайля): роман/Д.Харвуд.-СПб.:ИПО «Чтение»,2016.-462 л.брайль.
Печатается с издания: Харвуд Дж.Тайна замка Роксфорд-холл: роман/ Пер. с англ.И.Бессмертной.-СПб.: Азбука,2015.
84(2Рос-Рус)6
Ч -22 Чарская Л.
Княжна Джаваха (Брайль): повесть/ Л.Чарская.-М.:ООО «Мипо Репро».
В 3 кн.-2010.-73 л.брайль.
Печатается с издания издательства М.: АСТ «Астрель»,2010.
63.3(2)
Г19 Ганичев В.
Святой праведный Феодор Ушаков.-В 11 кн.-М.: «Мипо Репро»,2015.-83 л.брайль.
Печатается с издания изд-ва «Молодая гвардия»,М.,2010.
84(2Вел) Гэлбрейт, Роберт.
Зов кукушки(Шрифт Брайля): (роман): в 7 кн./Пер. с англ.Е.Петровой.-СПб.: ИПО «Чтение»ВОС,2015.-581 л.брайль.
Печатается с издания: Гэлбрейт Р.Зов кукушки: роман/ Пер. с англ.Е.Петровой.-М.:Иностранка, Азбука-Аттикус,2014.
84(4Вел) Моэм, Сомерсет.
Герой (Шрифт Брайль): (роман): в 4 кн./Пер. с англ.В.Вебера.-СПб.:ИПО «Чтение»,2015.-273 л.брайль.
Печатается с издания: Моэм С.Герой: роман/ Пер. с англ.В.Вебера.-М.:АСТ,2014.
84(4Вел) Томас Л.Пикок.
Аббатство кошмаров (Шрифт Брайля): (роман): в 2 кн./ Пер. с англ.Е.Суриц.-М.:ООО «МИПО Репро»,2015.-55л.брайль.
Печатается с издания: Готический роман.Демоны и призраки изд-ва
АСТ,М.,2010.
84(4Фра) Шмит,Эрик-Эмманюэль.
Женщина в зеркале (Шрифт Брайля): (роман)/ Пер. с фр.А.Ренье,Г.Погожевой.-СПб.:ИПО «Чтение».-В 5 кн.-2015.-440 л.брайль.
Печатается с издания: Шмитт,Э.-Э. Женщина в зеркале: роман/ Пер.с фр.А.Ренье,Г.Погожевой.-СПб.:Азбука-Аттикус,2013.
84(2Рос-Рус)6
А44 Акунин Б.
Огненный перст: повести.-В6кн.-М.: «ИПТО «Чтение»,2015.
Печатается с издания: Акунин Б.Огненный перст: повести.-М.:АСТ,2014.-(История Российского государства).
84(2Рос-Рус)6
Б51 Берсенева Анна.
Рената Флори:повесть.-В 5 кн.-М.: «Мипо Репро»,2015.
Печатается с издания изд-ва «Эксмо»,2010.
84(2Рос-Рус)6
В14Вайнеры А. и Г.
Ощупью в полдень.-В 2 кн.-М.: «Мипо Репро»,2015.
Печатается с издания изд-ва: аркадий и Георгий Вайнеры «Место встречи изменить нельзя» изд-ва «АСТ»,М.,2014.
85
В41 Визбор Ю.
Песни настоящих мужчин.-В 2кн.-М.: «Мипо Репро»,2015.
Печатается с издания изд-ва «Эксмо»,М.,2011.
84(2Рос-Рус)6Д
Г68 Гордеев Александр.
Улыбка хвостом: сказка.-М.: ООО «ИПТК «Логосвос»,2015.
84(4Вел)
Л59 Линдли Чарльз.
«Книга привидений» лорда Галифакса/ Пер. с англ. Татьяны Шушлебиной.-В 4 кн.-М.:»Мипо Репро»,2015.
Печатается с издания изд-ва «Азбука классика», СПб,2006.
84(8Авс)Д
М30 Маршалл Алан.
Я умею прыгать через лужи: повесть.-В 4 кн.-М.:ООО « ИПТК «Логосвос»,2015.
Текст печатается по изданию : Маршалл А.Я умею прыгать через лужи: повесть/ Пер. О. Кругерской и В.Рубина.-М.: Художественная литература,1969.
85.315.3
Р41 Репертуар баяниста.-Вып. 1.-М.:ООО «ИПТК»Логосвос»,2015.
Текст печатается по изданиям: изд-ва «Советский композитор»Л.,1960;«Музыка», М.-Л.,1966.
85.315.3
Р41 Репертуар баяниста.-Вып.2.-М.:ООО «ИПТК»Логосвос»,2015.
Текст печатается по изданиям: изд-ва «Советский композитор»Л.,1960;«Музыка», М.-Л.,1966.
85.315.3
Р41 Репертуар баяниста.-Вып.5.-М.:ООО «ИПТК»Логосвос»,2015.
Текст печатается по изданиям: изд-ва «Советский композитор»Л.,1960;«Музыка», М.-Л.,1966.
85.315.3
Р41 Репертуар баяниста.-Вып.6.-М.:ООО «ИПТК»Логосвос»,2015.
Текст печатается по изданиям: изд-ва «Советский композитор»Л.,1960;«Музыка», М.-Л.,1966.
85.315.3
Р41 Репертуар баяниста.-Вып.7.В 2кн.Кн.1.-М.:ООО «ИПТК»Логосвос»,2015.
Текст печатается по изданиям: изд-ва «Советский композитор»Л.,1960;«Музыка», М.-Л.,1966.
85.315.3
Р41 Репертуар баяниста.-Вып.7.В 2кн.Кн.2.-М.:ООО «ИПТК»Логосвос»,2015.
Текст печатается по изданиям: изд-ва «Советский композитор»Л.,1960;«Музыка», М.-Л.,1966.
84(7Сое)
Ф75 Фолкнер Уильям.
Пилон: роман/Пер. с англ.Л.Мотылева.-В 4кн.-М.:»Мипо Репро»,2015.
Печатается с издания изд-ва «Текст», М.,2002.
84(2Рос-Рус)6Д
Ч23 Чарушин Е.
Тюпа, Томка и сорока.-М.:ООО «ИПТК «Логосвос»,2015.
Текст печатается по изданию: Чарушин Е.Тюпа, Томка и сорока.-М.:Детская литература,1979.
84(2Рос-Рус)6Д
Щ40 Щекотова Людмила.
Хищники наших лесов.-М.:ООО «ИПТК «Логосвос»,2015.
Текст печатается по изданию: Щекотова Л.Хищники наших лесов.-М.: Слово,2001.-(Что есть что).
83.3
А81 Аринштейн Л.М.
С секундантами и без…Убийства , которые потрясли Россию: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов (Шрифт Брайля)/ Л.М. Аринштейн.- М.: МИПО Репро,
2014.-В 3кн. Кн1-2.
84(4Вел)
В-29 Вентворт, П.
Дело закрыто (Шрифт Брайля): роман/ П. Вентворт.-М.:ИПО «Чтение, 2014.-4 кн.
Перепеч.: М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011.-(Английский детектив: лучшее).
67.404
Г75 Гражданский кодекс Российской Федерации: Сокращенное издание для массового читателя (Шрифт Брайля)/ ИПТО «Чтение» ВОС.- СПб.: «Чтение», 2014.-В 3кн. Кн.1-3.
Печатается по материалам Справочной Правовой Системы « Консультант Плюс».
84(2Рос-Рус)6
И-20 Закат над Петербургом (Шрифт Брайля)/Вступит. Статья и примеч. С. Федякина.-М.: ООО «МИПО РЕПРО»,2014.-В 6кн. Кн.1-6.-85 листов.
Печатается с издания изд-ва «ОЛМА –ПРЕСС»,М.,2002.
42.34
О-32 Овощи: удобрение, уход, сбор урожая и семян (Шрифт Брайля)/ сост. Е. Бойко.-Издание по Брайлю первое.-М.:ИПО «Чтение «ВОС, 2014.-3 кн.
Перепеч.: Харьков, Белгород: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2012.
84(2Рос-Рус)6.44
О-72 Осеева В.
Динка прощается с детством (Шрифт Брайля): Повесть/ В. Осеева.-76 с.-М.: МИПО Репро, 2013.
84(2Рос-Рус)6-4
Р-58 Рой О.
Старьевщица (Шрифт Брайля): Роман/ О. Рой.- СПб.: ИПО «Чтение»ВОС, 2014.-В 4 кн.Кн.1-4.
Печатается с издания: О.Рой. Старьевщица: Роман.-М.:Эксмо,2013.
83.3(2Рос-Рус)
Р78 Ростовцев Ю.
Виктор Астафьев(Шрифт Брайля)/ Ю.Ростовцев.-М.: Мипо Репро.
В 8кн.Кн.1-8.-2014.-81 л.брайль.
Печатается с издания изд-ва « Молодая гвардия», М.,2009.
84(2Рос-Рус)6-44
С-79 Степнова М.
Женщины Лазаря (Текст Брайля)/ М.Л. Степнова: роман.- М.: АСТ: Астрель, 2012.
В 6кн.Кн.1-6.
84(2Рос-Рус)6
С 80 Стихи об осени (Шрифт Брайля).-В 3кн.Кн.1.-М.: МИПО Репро, 2014.
77
С95 Сысоева Ю.
Записки попадьи: Особенности жизни русского духовенства (Шрифт Брайля)/ Ю. Сысоева.-СПб.: ИПО «Чтение» ВОС, 2014.-В 3кн.Кн.1-3.
Печатается с издания: Сысоева Ю.Записки попадьи: Особенности жизни русского духовенства.-М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева»,2012.
84(2Рос-Рус)1
Т 53 Толстой Л.Н.
Собрание сочинений в двадцати томах (Шрифт Брайля)/ ООО «МИПО РЕПРО».-М.:МИПО РЕПРО.
Т.14 в 9 кн.-Кн.1: Повести и рассказы 1903-1910.-2014.-89 л.брайль.
84(2Рос-Рус)1
Т 53 Толстой А.К.
Проза: проза/ А.К. Толстой.- (Шрифт Брайля)/ ООО «МИПО РЕПРО».-М.:МИПО РЕПРО.
Т.7 кн..-Кн.1-7: Повести и рассказы 1903-1910.-2014.-60 л.брайль.
84(2Рос-Рус)6
Т-70 Троепольский Г.
Белый Бим Черное ухо (Шрифт Брайля): Роман / Г. Троепольский.-М.: МИПО Репро.-В 3кн. Кн.1-3.-2014.
84(2Рос-Рус)6
У80 Устинова Т., Степнова О.
Всегда говори «Всегда»-2 (Шрифт Брайля): роман/ Т. Устинова, О. Степнова.-СПб.:Чтение.
В 5 кн.Кн.1-5.-2014.-374 л. брайль.
84(4Гем)
Ф-94 Функе, К.
Чернильное сердце (Шрифт Брайля): роман/ К. Функе; пер. с нем.А. Кряжимской, Н. Кушнир, Н. Хакимова.-М.: ИПО «Чтение» ВОС, 2014.-7 кн.
Перепеч.: М.:Махаон, Азбука-Аттикус, 2012.
84(4Вел) Хилл С.
Я в замке король: роман/ Пер. с англ.Е. Суриц.-М.: АСТ.
В 5 кн.Кн. 1-5.-2011.-114 с.
84(7Сое) Шевалье Т.
Девушка с жемчужной сережкой(Брайль): роман/ Пер. с англ. Р. Боровой.-М.:Эксмо.
В 4кн.: Кн.1-4.-2011.
Коммерческое использование
Сортировать по
Для личного пользования Бесплатно
Обычный8460 загрузок
Для личного пользования Бесплатно
Обычные1662 загрузки
Для личного пользования Бесплатно
861.9k загрузок
Для личного пользования Бесплатно
Обычный392,9k загрузок
Для личного пользования Бесплатно
910 загрузок
100% бесплатно
8836 загрузок
Для личного пользования Бесплатно
Обычный57727 загрузок
Для личного пользования Бесплатно
Обычные601 загрузка
Для личного пользования Бесплатно
Обычный218.Скачиваний 5k
100% бесплатно
Обычный235,7k загрузок
Для личного пользования Бесплатно
Книга200k загрузок
Для личного пользования Бесплатно
Обычный1809 загрузок
Для личного пользования Бесплатно
Обычный1298 загрузок
Для личного пользования Бесплатно
174,4k загрузок
Для личного пользования Бесплатно
81475 загрузок
От 1 до 15 из 80 Результаты
26
Щелкните значок маркера ниже, чтобы скопировать текстовый символ маркера или символ точек в буфер обмена.Затем вставьте этот символ пули в свой текст.
Пуля балл | • | ○ | ⁌ | ⁍ | ∙ | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
◘ | ◙ | ⦾ | ⦿ | ➼ | ||||||||||||||
🅐 | 🅑 | 🅒 | 🅓 | 🅔 | 🅕 | 🅖 | 🅗 | 🅘 | ||||||||||
Ⓐ | Ⓑ | Ⓒ | Ⓓ | Ⓔ | Ⓕ | Ⓖ | Ⓗ | Ⓘ | ||||||||||
ⓐ | ⓑ | ⓒ | ⓓ | ⓔ | ⓕ | ⓖ | ⓗ | ⓘ | ||||||||||
➊ | ➋ | ➌ | ➍ | ➎ | ➏ | ➐ | ➑ | ➒ | ||||||||||
① | ② | ③ | ④ | ⑤ | ⑥ | ⑦ | ⑧ | ⑨ |
Значок маркера и • средний значок точек точек — это значки, используемые для введения элементов в список. В обычных текстовых сообщениях и маркетинге по электронной почте он также используется для разделения некоторых частей информации в заголовках. В данном случае он более известен как символ точек .Вероятно, вы можете ввести символ точки для маркера • прямо с клавиатуры, прочтите ниже, чтобы узнать, как это сделать.
Маркер — это типографский символ или глиф, используемый для введения элементов в список. Символ пули может принимать любую из множества форм, например средний точек, •, квадрат, ромб, стрелку ➡, маркер , ⁍ и т. Д., А типичное программное обеспечение текстового процессора предлагает широкий выбор форм и цвета.Несколько обычных символов обычно используются в тексте только в формате ASCII или в других средах, где символы маркеров недоступны. Конечно, при письме от руки маркеры можно рисовать в любом стиле. Исторически символ индекса был популярен для аналогичных целей.
Маркированные символы часто используются в
🅐 Ноты
🅑 Презентации
🅒 Техническое письмо
🅓 Справочные работы
Выберите свою систему и узнайте.
ОкнаНастройте раскладку клавиатуры в Windows, чтобы можно было вводить все дополнительные символы так же просто, как и любой другой текст. На настройку уходит около 5-10 минут, но вы будете печатать как начальник. Используя эту технику, вы можете назначить • маркеры и любые другие текстовые символы на клавиатуре.
CharMap позволяет вам просматривать и использовать все маркеры, маркеры и другие символы, доступные во всех шрифтах (некоторые примеры шрифтов: «Arial», «Times New Roman», «Webdings»), установленных на вашем компьютере.С его помощью вы можете вводить символы маркированного списка.
MacПалитра символов позволяет вам просматривать и использовать все маркированные знаки и символы, включая маркеры, доступные во всех шрифтах (некоторые примеры шрифтов: «Arial», «Times New Roman», «Webdings»), установленных на вашем компьютере.
Карта символов позволяет вам просматривать и использовать любой маркер и другие символы, доступные во всех шрифтах (некоторые примеры шрифтов: «Arial», «Times New Roman», «Webdings»), установленных на вашем компьютере. Он также может помочь вам найти коды Unicode для ввода символов с клавиатуры.
HTML кодНиже приведен список объектов HTML и JavaScript для маркеров.В Javascript вы должны написать как = «этот \ u2669 символ», если вы хотите включить специальный символ в строку.
HTML-объект | Объект JS | Символ |
---|---|---|
& # x2022; | \ u2022 | • |
& # x25d8; | \ u25d8 | ◘ |
& # x25cb; | \ u25cb | ○ |
& # x25d9; | \ u25d9 | ◙ |
Новая книга образцов шрифтов от FontShop для семейства шрифтов FF DIN заставила меня задуматься о так называемых нестандартных гарнитурах, особенно тех, которые созданы на основе букв, используемых на дорожных знаках.
Считается, что эти шрифты проще, прямолинейнее и в чем-то более честны, чем шрифты с более тонкими изгибами и прекрасными засечками, которые имеют видимую родословную из истории шрифтового дизайна. Они выглядят функционально. И они должны быть функциональными, верно? Их используют на дорожных знаках!
Промышленный тип
«DIN» расшифровывается как «Deutsche Industrie Norm», что означает именно то, что он означает: отраслевой стандарт Германии. Стандарты распространяются не только на шрифт, но и во многих областях, но DIN приобрел символическое значение в сфере немецкой общественной надписи.FF DIN основан на DIN-Mittelschrift, широко распространенной вывеске, которую FontShop называет «немецким шрифтом« Autobahn »». Оригинальный DIN-Mittelschrift представляет собой неуклюжий дизайн, «пятнистый шрифт с причудливыми формами букв», лишенный каких-либо символов, кроме его простоты. Однако он разборчивый.
Альберт-Ян Пул, голландский дизайнер, работающий в Гамбурге, взял на себя задачу переработать DIN-Mittelschrift, чтобы придать ему немного типографской элегантности, и расширил его до семейства шрифтов с несколькими весами, чтобы его можно было использовать. часть палитры типографов для всех видов графического дизайна, как для текста, так и для отображения.Он даже создал курсив («комбинация рациональности и эмоции»), сжатые (с помощью других дизайнеров, скрупулезно перечисленные в сборнике образцов), фигурки в старинном стиле и несколько альтернативных символов для тех, кто «ищет чуть менее серьезность в лице «. В результате получается «рациональный» шрифт, который более читабелен, чем оригинальные шрифты DIN, но при этом вызывает все ассоциации с немецким промышленным проектированием. (Интересно, что в книге образцов специально упоминается, что FF DIN стал популярным среди дизайнеров, «работающих на лейблы, продвигающие современную музыку.»)
Улица имеет свое применение
FF DIN — не единственный шрифт, созданный на основе дорожных знаков. Семейство Interstate
Font Bureau, основанное на шрифте, используемом на тех зеленых знаках автострад, которые пересекают систему автомагистралей между штатами США, чрезвычайно Тобиас Фрер-Джонс адаптировал его в 1993–94 годах, с тех пор он и Сайрус Хайсмит расширили его до того, что Font Bureau называет «множеством заманчивых стилей» (см. рисунок 2). Как и FF DIN, он производит впечатление сырого, но гораздо более элегантного, чем его исходный текст.
ClearviewOne Джеймса Монтальбано — это попытка создать настоящую вывеску — лучшую альтернативу неуклюжим межштатным автомагистралям и DIN. До сих пор я видел, как он довольно успешно используется в тексте, но я не видел его привлекательности на реальной дороге.
Марк ван Бронкхорст (который, по иронии судьбы, сейчас занимается маркетингом для FontShop в Сан-Франциско) разработал семейство Conduit для ITC в 1997 году. ITC Conduit стремится к той же простоте, что и Interstate или DIN; Ван Бронкхорст видел в нем надпись, которую неподготовленный человек может нарисовать на стенке котла. (Его буквы даже немного напоминают паровые трубы.)
Все лица, которые я назвал, за исключением, возможно, некоторых придорожных оригиналов, хорошо спроектированы и выполнены.Но шрифт, созданный на основе вывесок, не всегда подходит для текста. Несколько лет назад дизайнер романа писателя-фантаста Уильяма Гибсона «Виртуальный свет» использовал шрифт вывески с шоссе в качестве начертания текста для издания книги в твердом переплете. Да, разборчиво. Но шрифт не очень хорошо различал точку и запятую, а стиль Гибсона очень точно использует и то, и другое.
Faux Naïf
В чем привлекательность этих шрифтов? Они создают иллюзию того, что на самом деле они вообще не созданы, поэтому использование их в печати усиливает идею наивной аутентичности и неизученного дизайна.
Это, конечно, вздор; это просто образ, стиль. Но этот стиль столь же полезен, как и любой другой, а иногда даже привлекателен и совершенно уместен.Если вам нужен шрифт, вызывающий такое чувство, вам подойдет один из этих шрифтов.
Подробнее Джон Д. Берри.
Введите для сравнения других персонажей
Один Обычный Два Обычных Два Расширенных Сетки Обычных Два Узких
120
Bei jedem klugen Wort von Sokrates ruft Xanthippe zynisch: Quatsch! Dabei grüßt die Quellnixe freundlich am Bach.Verflixt öde…
70
Bei jedem klugen Wort von Sokrates ruft Xanthippe zynisch: Quatsch! Dabei grüßt die Quellnixe freundlich am Bach. Verflixt öde…
40
Bei jedem klugen Wort von Sokrates ruft Xanthippe zynisch: Quatsch! Dabei grüßt die Quellnixe freundlich am Bach. Verflixt öde…
25
Bei jedem klugen Wort von Sokrates ruft Xanthippe zynisch: Quatsch! Dabei grüßt die Quellnixe freundlich am Bach.Verflixt öde…
18
Bei jedem klugen Wort von Sokrates ruft Xanthippe zynisch: Quatsch! Dabei grüßt die Quellnixe freundlich am Bach. Verflixt öde…
12
Bei jedem klugen Wort von Sokrates ruft Xanthippe zynisch: Quatsch! Dabei grüßt die Quellnixe freundlich am Bach. Verflixt öde…
Один Обычный Два Обычных Два Расширенных Сетки Обычных Два Узких
120
Bei jedem klugen Wort von Sokrates ruft Xanthippe zynisch: Quatsch! Dabei grüßt die Quellnixe freundlich am Bach.Verflixt öde…
70
Bei jedem klugen Wort von Sokrates ruft Xanthippe zynisch: Quatsch! Dabei grüßt die Quellnixe freundlich am Bach. Verflixt öde…
40
Bei jedem klugen Wort von Sokrates ruft Xanthippe zynisch: Quatsch! Dabei grüßt die Quellnixe freundlich am Bach. Verflixt öde…
25
Bei jedem klugen Wort von Sokrates ruft Xanthippe zynisch: Quatsch! Dabei grüßt die Quellnixe freundlich am Bach.Verflixt öde…
18
Bei jedem klugen Wort von Sokrates ruft Xanthippe zynisch: Quatsch! Dabei grüßt die Quellnixe freundlich am Bach. Verflixt öde…
12
Bei jedem klugen Wort von Sokrates ruft Xanthippe zynisch: Quatsch! Dabei grüßt die Quellnixe freundlich am Bach. Verflixt öde…
FF Dot Matrix поддерживает от до 50 различных языков , таких как Испанский , Английский , Португальский , Немецкий , Французский , Итальянский , Голландский , Шведский , Финский , Датский , ирландский , баскский , исландский и люксембургский в латинском и других шрифтах.
Обратите внимание, что не все языки доступны для всех форматов.
Просмотреть все 50 языков
Пинья
Мьедер
Piikikäs päärynä
Blåbär
Пожалуйста, выберите продукт:
FF Dot Matrix Std One Regular (OpenType .otf — Std) FF Dot Matrix Std Two Regular (OpenType .otf — Std) FF Dot Matrix Std Two Narrow (OpenType .otf — Std) FF Dot Matrix Std Two Extended (OpenType .otf — Std) FF Dot Matrix Std Grid Обычный (OpenType.otf — Стд)
Порядковые номера
Заменяет символы порядковыми формами для использования после цифр.
Стандартные лигатуры
Заменяет последовательность глифов лигатурой. По умолчанию активен.
Стефан Мюллер и Корнел Виндлин разработали матрицу FF Dot Matrix. В интервью по поводу его дизайна они сказали следующее о лице: «В то время как некоторые заняты поисками идеального шрифта, мы вполне счастливы погрязнуть в нижних областях типографской извращенности. FF Dot Matrix, первоначально разработанная в 1991 году, является прямым результатом этого восхищения недостатками обещания чистоты и совершенства технологиями и их влиянием на типографику и дизайн шрифтов.Добро пожаловать в эпоху барахла! FF Dot Matrix отправит вас в путешествие по повседневной банальности мира техно-грез: современная типографика, доступная на кассе TESCO, готовая в автомате по продаже билетов на автобус, мелькает перед вами в захудалых туристических агентствах. офис, кричащий на вас устаревшим игольчатым принтером. — Торговая точка, последние несколько дней, не теряйте времени — все должно уйти! — Ослепленный наукой, заткнутый СМИ — теперь нанеси ответный удар по империи! »
В мире есть 10 типов людей: те, кто понимает двоичное, и те, кто нет.
_
`
{
}
¡
§
¨
¯
´
¶
·
¸
¿
—
—
‚
„
†
‡
•
…
‰
Заглавные
A
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
M
N
O
P
Q
R
S
T
U
V
W
X
Y
Z
Строчные
a
b
c
d
e
f
g
h
i
j
k
l
m
n
o
p
q
r
s
t
u
v
w
x
y
z
Обозначения
Математические операторы
⁄
∂
∆
∏
∑
—
∙
√
∞
∫
≈
≠
≤
≥
⋅
Строчные
µ
ß
â
á
â
ã
ä
â
ç
è
é
ê
ë
ì
î
ï
ñ
ò
ó
ô
ö
ø
ú
û
ü
ý
þ
ÿ
ý
þ
ÿ №
ł
œ
š
ž
ƒ
Заглавные
À
Á
Â
Ã
Ä
Å
Æ
Ç
È
É
Ë
Ì
Í
Î
Ð
Ñ
Ò
Ó
Ô
Õ
Ö
Ø
Ù
Ú
Û
Ü
Ý
Þ
Ł
Œ
Š
ŸŽ
FF Dot Matrix имеет 5 стилей
Если вы когда-нибудь хотели работать в Интернете без слов, вы не одиноки.Мартин Грассер разделяет ваши горести. По совпадению, Мартин Грассер — человек, который лучше других знает о том огромном количестве текста, который захламляет Интернет, как множество волосков в гигантской цифровой дыре.
Мартин Грассер — это человек, который дал нам логотип Twitter, а Мартин Грассер — человек, чья миссия — создать версию Интернета, в которой слова перестают существовать. Color Dot — недавно выпущенный плагин, который в настоящее время доступен только для браузера Firefox — и есть тот Интернет.
Идея была проста: создать шрифт, который автоматически преобразует буквенно-цифровые символы в цветные точки. Исполнение восхитительно странное: изображенный только в цвете, Грассер заставляет читателя задуматься о своем отношении к языку.
«Кажется, что, заменяя буквенные формы точками, человек становится намного лучше осведомлен о контекстах, в которых работает язык, и о моделях, которые он создает, и о том, как сильно эти вещи влияют на смысл и общение», — сказал Мартин, когда его попросили объяснить, что такое Проект пытается рассказать о том, как мы используем слова в онлайн-мире.
Он описывает проект как попытку создать своего рода «истинный универсальный язык», указывая на тот факт, что, хотя «трудно представить, чтобы кто-нибудь когда-либо мог читать в цветных точках», мы получили ознакомьтесь с различными «структурными соглашениями, которые стали повсеместными во многих культурах», включая поля имени пользователя и пароля и CAPTCHA.
Мартин использует почтовый клиент как яркий пример того, как визуальный язык Интернета — это то, что мы изучаем, и дополняем наш родной язык.«Англоговорящий пользователь Gmail может зайти на южнокорейский сайт Gmail и по-прежнему понимать множество подсказок», — объясняет он.
Теперь, чтобы не становиться слишком серьезным, но Интернет не всегда самое дружелюбное место. Дезинформация вызывает бунт, нарастает ненависть, и вам приходится мириться с тем, что вы видите мем после того, как несмешной мем ретвитнул в вашу ленту 24 часа в сутки. Все это может сделать одно из величайших изобретений человечества не более чем системой, в которой враждебность и раздражение постоянно находятся в центре внимания.
Марк хотел бы изменить это по-своему. «Если бы этот проект дал людям немного отдохнуть от перегрузки цифровой информацией, это было бы здорово», — говорит он. «Если это будет способствовать большей осведомленности о том, как системы и шаблоны влияют на коммуникацию, это тоже хорошо».
Версия OG Color Dot доступна для использования прямо сейчас. Мартин говорит, что «в будущем планируется выпустить несколько версий с другими цветовыми палитрами и формами», что является хорошей новостью для тех, кто ищет цифровую передышку от неудержимого избытка чистого, грубого языка в Интернете.
Меня давно интересовали возможности модульного дизайна: система (скажем, алфавит или набор значков или символов) из ограниченного числа более мелких единиц или модулей — единиц которые затем можно комбинировать несколькими способами для создания более крупных форм. (Хороший пример такой системы см. В разделе FontStruct.) Создание изображения или шрифта из точек можно рассматривать как крайнюю форму модульного дизайна. Есть только одна единица, точка, повторяющаяся в строках и столбцах сетки.
A2-TYPE New Airport Dot является таким шрифтом. Это возрождение Dotmatrix, разработанное Маргарет Калверт примерно в 1970 году. (Если ее имя не вызывает сомнения, вы, возможно, видели основополагающую работу, которую она проделала с Ричардом «Джоком» Киннейром в конце 1950-х — начале 1960-х годов — проектирование связная, скоординированная система указателей для шоссе и дорог Великобритании, которая используется до сих пор.) Матрица Калверта была создана для Управления британских аэропортов специально для световых знаков концессии, а не для основных указателей аэропорта, и была доступна только в нижнем регистре. буквы и единый вес.Возрождение Скотта Уильямса и Хенрика Кубеля не только добавляет заглавные буквы и цифры, чтобы завершить набор символов; он также увеличивает исходный единичный вес до пяти. Штрихи оригинальной Dotmatrix были шириной в три точки; В New Airport Dot добавлены две более легкие гири с шириной штриха в одну и две точки и две более жирные гири с шириной штриха в четыре и пять точек.
Это, конечно, очень функциональный шрифт, но новые более тонкие шрифты выглядят отличительно, а большая высота по оси x (часть оригинального дизайна Калверта) позволяет даже самому смелому шрифту оставаться разборчивым.New Airport Dot — скромное, но хорошо продуманное дополнение к постоянно растущей коллекции A2-TYPE.
Рикардо Кордоба — графический дизайнер из Нью-Йорка. Его интересы включают обложки книг и дизайн шрифтов. С 2010 по 2017 год он участвовал в разработке Quipsologies . В течение 2017 года он работал внештатным редактором и проверкой фактов в программе AIGA Eye on Design . Он является частым автором Typographica .
Установка дополнительных шрифтов для вашего компьютера поможет вам найти много вдохновения.Независимо от того, каков ваш художественный интерес, вероятно, существует совершенно бесплатный шрифт, который лучше всего соответствует вашим потребностям. При выборе идеального шрифта для вашего дизайна необходимо учитывать ряд факторов. Желательно выяснить вашу читательскую аудиторию и такие простые вещи, как размер шрифтов, четкость написанного контента, а также возраст вашей аудитории. Конечно, вы не выберете шрифт, который трудно читать для плаката в медицинском месте. Точно так же вы не предпочтете выбирать шрифт, который очень мал для вашего места работы.Как всегда, простота и удобочитаемость лучше, чем хороший дизайн. Также разумно поиграть с различными шрифтами и комбинациями шрифтов, чтобы определить, как будет выглядеть результат, прежде чем делать выбор. В сегодняшнем посте мы собираемся продемонстрировать несколько прекрасных примеров шрифта, созданного из точек — пунктирного шрифта. Пунктирный шрифт обычно не используется в больших абзацах текста, но идеально подходит для флеш-баннеров, высокотехнологичных визиток и плакатов.
Вот 40 простых, но привлекательных примеров шрифтов с пунктиром, которые можно бесплатно загрузить для всех ваших личных и некоторых для ваших коммерческих дизайнерских проектов.Ознакомьтесь с этой коллекцией и добавьте живости своим произведениям искусства, применив этот шрифт. Повеселись!
Лицензия: Бесплатное, некоммерческое программное обеспечение
Источник загрузки
Лицензия: Бесплатное, некоммерческое программное обеспечение
Источник загрузки
Лицензия: Public Domain, разрешено коммерческое использование
Источник загрузки
Лицензия: Бесплатное, некоммерческое программное обеспечение
Источник загрузки
Лицензия: Бесплатное ПО, Разрешено коммерческое использование
Источник загрузки
Лицензия: Бесплатное, некоммерческое программное обеспечение
Источник загрузки
Лицензия: бесплатное, для коммерческого использования требуется пожертвование
Скачать исходный код
Лицензия: Бесплатное ПО, Разрешено коммерческое использование
Источник загрузки
Лицензия: Creative Commons (by-nd) Атрибуция Без производных, коммерческое использование разрешено
Источник загрузки
Лицензия: Бесплатное, некоммерческое программное обеспечение
Источник загрузки
Лицензия: Бесплатное ПО, Разрешено коммерческое использование
Источник загрузки
Лицензия: Бесплатное ПО, Разрешено коммерческое использование
Источник загрузки
Лицензия: Бесплатно
Исходный код
Лицензия: Бесплатно для личного использования
Исходный код
Лицензия: Бесплатно
Исходный код
Лицензия: Бесплатно
Исходный код
Лицензия: Бесплатно
Исходный код
Информация о лицензии для этого шрифта неизвестна.
Загрузить источник
Лицензия: Бесплатно
Исходный код
Лицензия: Donationware
Источник загрузки
Лицензия: Бесплатное, некоммерческое программное обеспечение
Источник загрузки
Лицензия: условно-бесплатная, только для личного использования, без коммерческого использования
Источник загрузки
Лицензия: Бесплатное ПО, Разрешено коммерческое использование
Источник загрузки
Лицензия: Бесплатное ПО, Разрешено коммерческое использование
Источник загрузки
Лицензия: бесплатное, для коммерческого использования требуется пожертвование
Скачать исходный код
Лицензия: Public Domain, разрешено коммерческое использование
Источник загрузки
Лицензия: Бесплатное ПО, Разрешено коммерческое использование
Источник загрузки
Лицензия: Бесплатное, некоммерческое программное обеспечение
Источник загрузки
Лицензия: Бесплатное ПО, Разрешено коммерческое использование
Источник загрузки
Информация о лицензии для этого шрифта неизвестна.
Загрузить источник
Информация о лицензии для этого шрифта неизвестна.
Загрузить источник
Информация о лицензии для этого шрифта неизвестна.
Загрузить источник
Лицензия: Бесплатно для личного использования
Исходный код
Лицензия: Бесплатно
Исходный код
Лицензия: Бесплатное ПО, Разрешено коммерческое использование
Источник загрузки
Лицензия: Бесплатное ПО, Разрешено коммерческое использование
Источник загрузки
Лицензия: Бесплатно
Исходный код
Лицензия: Бесплатно
Исходный код
Лицензия: бесплатное, для коммерческого использования требуется пожертвование
Скачать исходный код
Лицензия: Бесплатное ПО, Разрешено коммерческое использование
Источник загрузки
Удалось ли вам найти шрифт с точками, который лучше всего подходит для ваших нужд? Сообщите всем остальным в разделе комментариев ниже.