В этой статье мы рассмотрим все этапы, по которым может происходить тюнинг мотоцикла Минск – самый доступный и популярный мотоцикл в СССР. Раскроем секреты тюнинга двигателя Минск 125, повышения его мощности, максимальной скорости, а так же улучшение внешнего вида.
Минск 125 это один из самых массовых известных белорусских мотоциклов, которые производятся уже с 1951 года. Они зарекомендовали себя неприхотливостью, дешевы в обслуживании, а так же славятся надежной коробкой передач. Этот мотоцикл повсеместно используется в обучении и сдаче экзаменов на категорию А, а так же в версии «Минск кросс 125» для обучения азов мотокросса во многих секциях страны. Иностранный конкурент Минска — дорожный мотоцикл Yamaha YBR 125, который великолепно подойдет для начинающих мотоциклистов.
Тюнинг Минск можно разделить на основные 2 части:
Важный принцип повышения мощности мотоцикла это увеличение объема цилиндра. Поскольку мотоцикл рассматриваемый в нашей статье имеет легкий малокубатурный двигатель, пару лошадей можно поднять путем расточки стенок цилиндра и замены поршня большего размера. Вместе с этим полезно будет применить новые кольца с покрытием из хрома, так как они минимизируют трение о поверхность цилиндра, за счет чего удастся повысить ресурс двигателя. Следующий шаг увеличения мощности — это замена топливной системы. Стандартный карбюратор имеет примитивную конструкцию и не позволяет двигателю получить максимум мощности, поэтому можно заменить его на плоскодроссельный карбюратор Keihin PWK28.
По сравнению с аналогами, его плоский дроссель позволяет ускорить поток впускной смеси на 30%, а так же дополнительный жиклер, который вступает в работу при полном открытии газа, что в совокупности с хорошим воздушным фильтром – отличный тюнинг мотоцикла Минск своими руками. Чтобы не нарушать работу нового карбюратора – полезным будет обработать все впускные каналы от грубых наплывов и шероховатостей которые препятствуют воздушному потоку.
Стоит обратить внимание на два главных способа тюнинга мотоцикла Минск:
Во первых, существенно улучшить систему впуска можно путем установки лепесткового клапана на входе в цилиндр после карбюратора. Лепестковый клапан позволит не выталкивать смесь обратно в топливную систему, когда поршень совершает рабочий ход.
Во вторых, замена стандартного глушителя на резонатор выполненный из листовой стали позволит не только сбросить вес, но и очень ощутимо повысить мощность на средних и высоких оборотах двигателя мотоцикла Минск 125. Такой тюнинг Минск позволит не только улучшить показатели мощности, разгона и максимальной скорости, но и сделает гораздо экономичнее вашего верного друга!
Хорошей профилактикой для двигателя будет замена всех его подшипников на импортные аналоги. В связи с возросшей мощностью мотоцикла на них возрастет нагрузка. Любая японская фирма подшипников имеет достойное качество изготовления и огромный выбор.
Ещё одним легким способом поднятия мощности двигателя является увеличение степени сжатия. Для этого нужно подрезать поверхность головки цилиндра двигателя на пару мм, это можно сделать на токарном станке, либо вручную, применив для этого кусок стекла, положив его на ровный стол, получают идеально гладкую поверхность на которую наклеивается лист наждачной бумаги на двухсторонний скотч. Затем круговыми движениями стачивают слой металла. После такого тюнинга степень сжатия в цилиндре возрастет, что так же позволит добиться экономии топлива и повышения мощности мотоцикла. При этом нужно будет заливать 92ой бензин.
В связи с возросшей мощностью может потребоваться усовершенствовать корзину сцепления. Для этого следует извлечь стандартные диски сцепления, обработать их до более тонкого состояния, сняв по 2 мм металла с каждого диска, что позволит добавить ещё несколько таких дисков сцепления. Так как их количество увеличится, а значит площадь соприкосновения станет больше – возрастет эффективность передачи крутящего момента на колесо.
Тюнинг Минск не ограничен вышесказанным. Установка микропроцессорной бесконтактной системы зажигания (МПСЗ) позволит улучшить реакцию двигателя мотоцикла Минск на ручку газа, избавит от проблем с запуском двигателя в прохладную погоду, а так же позволит получить ровную работу двигателя во всем диапазоне, за счет того что искра возникает пропорционально росту числа оборотов коленвала. Чем больше обороты – тем раньше момент возникновения искры. Кулачковое зажигание никогда не позволит достичь таких результатов, оно не надёжно и часто сбивается.
Каждый владелец Минск 125 хоть раз задумывался о внешнем виде своего мотоцикла. Пожалуй, стоит начать с перекраски рамы и остальных деталей мотоцикла. Первое что нужно сделать – снять руль, сидение, бак, двигатель, колеса, вилку и остальные детали чтобы оставить голую раму.
Подлежащие перекраске детали подвергнуть пескоструйной обработке либо снять старый слой краски специальными насадками для болгарки/дрели. Так же очень эффективна для этого насадка на дрель под наждачный круг с липучкой. Обязательно избавьтесь от очагов коррозии. Следующий этап – шпатлевание. Это необходимо для избавления от глубоких царапин, выравнивания поверхности. Детали с выровненной поверхностью обезжириваем для подготовки к грунтовке. Грунт наносим в 2 слоя. Высохший грунт следует вышкурить наждачной бумагой зернистостью №400. Затем красим в понравившийся цвет в 2-3 слоя с последующим покрытием слоя лака в 3 слоя. Очень эффектно будет смотреться цвет металлик на вашем мотоцикле Минск 125.
Следующий способ тюнинга Минска это полировка картера двигателя до зеркального блеска. Эту процедуру так же можно выполнить своими руками при помощи набора наждачной бумаги зернистостью от 120-180 до 2500. Шлифуя поверхность двигателя ступенчато от крупной к более мелкой вы добьетесь идеальной матовой поверхности.
Данная процедура применима к ободам, спицам и глушителю – это поможет засиять им по-новому.
Хорошим вложением средств будет новая дорожная резина. Новый рисунок протектора не только эффективен при езде по мокрому асфальту, но и привлекательно смотрится. Замена светотехники так же придется всем по вкусу. Например, светодиодные поворотники и стоп-сигнал не только придадут современный внешний вид, но и позволят уменьшить нагрузку на генератор, а так же повысят безопасность на дороге при езде в тёмное время суток. Отдельно стоит отметить об эффективности установки ксенона. Рекомендуемая теплота света – 4300к так как является самым нейтральным белым светом, не оказывает усталости на глаза и дает лучшее освещение. Полезный тюнинг Минск будет установка новых хромированных зеркал, что так же значительно повысит безопасность езды, и дополнит преображение мотоцикла.
В завершение хочу отметить, что данные действия по тюнингу можно производить выборочно по желанию и сочетать по своему вкусу и финансовым возможностям.
|
|
|
Так же, как генералы, как известно, готовятся к последней войне, дипломаты часто готовятся к последнему миру или, по крайней мере, к последней мирной инициативе. Обычно они терпят неудачу по той же причине: все изменилось. Так и с Минской группой, созданной Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 1990-х годах для проведения мирной конференции по армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту в Минске — отсюда и ее название.
За 30 лет Минская группа не дала результатов; недавняя победа азербайджанских вооруженных сил, положившая конец оккупации Армении, не оставляет ей ничего, что можно было бы сделать. Сейчас он банкрот и мертв. Чем раньше оно будет похоронено, тем быстрее можно будет направить энергию для настоящего мира и примирения, не говоря уже о физической реконструкции, в будущее, а не в прошлое.
Минская группа была первоначально создана Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (еще не ставшим ОБСЕ) 19 марта92. В марте 1995 г. в ОБСЕ было установлено сопредседательство между Россией и США; Франция была добавлена в 1997 году, что сделало его трехсторонним.
Так же, как генералы готовятся к последней войне, дипломаты часто готовятся к последнему миру или, по крайней мере, к последней мирной инициативе. Обычно они терпят неудачу по той же причине: все изменилось. Так и с Минской группой, созданной Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 1990-х годах для проведения мирной конференции по армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту в Минске — отсюда и ее название.
За 30 лет Минская группа не дала результатов; недавняя победа азербайджанских вооруженных сил, положившая конец оккупации Армении, не оставляет ей ничего, что можно было бы сделать. Сейчас он банкрот и мертв. Чем раньше оно будет похоронено, тем быстрее можно будет направить энергию для настоящего мира и примирения, не говоря уже о физической реконструкции, в будущее, а не в прошлое.
Минская группа была первоначально создана Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (еще не ставшим ОБСЕ) 19 марта92. В марте 1995 г. в ОБСЕ было установлено сопредседательство между Россией и США; Франция была добавлена в 1997 году, что сделало его трехсторонним.
Обычно забывают, что помимо сопредседателей в Минской группе было еще восемь членов. Причина, по которой об этом обычно забывают, заключается в том, что сопредседатели редко, если вообще когда-либо, советовались с другими членами группы, по-видимому, никогда не прося их о чем-либо. Этими членами, помимо Армении и Азербайджана, были Беларусь, Финляндия, Германия, Италия, Швеция и Турция.
В конце 1990-х Минская группа выдвинула три плана, отвергнутых воюющими сторонами. Первый, в июле 1997 г., назывался всеобъемлющим предложением (неофициально называемым «пакетной сделкой»), включавшим одно соглашение о прекращении вооруженных действий и другое, предлагающее политическую конечную точку для урегулирования статуса региона.
Минская группа за 30 лет не дала результатов; недавняя победа азербайджанских вооруженных сил, положившая конец оккупации Армении, не оставляет ей ничего, что можно было бы сделать.
В ответ на отказ Армении и Азербайджана Минская группа в сентябре 1997 года предложила новое соглашение (известное как «поэтапный подход»), направленное только на прекращение вооруженного конфликта посредством определенной последовательности тактических и логистических шагов. Его также отвергло правительство Армении при тогдашнем президенте Армении Левоне Тер-Петросяне.
Наконец, в ноябре 1998 года Минская группа предложила еще одно всеобъемлющее соглашение («общая государственная сделка»), которое предусматривало создание Нагорного Карабаха как так называемого «государственно-территориального образования» в составе собственного «международно признанного границы». Это предложение, по сути, дало бы Нагорному Карабаху все атрибуты государственного суверенитета, включая собственный паспорт, валюту, национальную гвардию и полицию. Азербайджанским силам было бы запрещено входить в Нагорный Карабах без согласия последнего, однако жители Нагорного Карабаха имели бы право участвовать в выборах в Азербайджане и в его парламенте.
В истории политическая форма «общего государства» обычно долго не живет. Например, Закавказская Демократическая Федеративная Республика, на которую иногда указывают как на прецедент, просуществовала в 1918 году немногим более одного месяца. Азербайджанская сторона отвергла предложение Минской группы о «общем государстве» с Нагорным Карабахом как неработоспособное.
Это привело к «Мадридским принципам» ОБСЕ по урегулированию конфликта, названным так потому, что его первоначальная версия принципов была представлена министрам иностранных дел Армении и Азербайджана на министерской конференции ОБСЕ, состоявшейся в ноябре 2007 года в Мадриде. В редакции 2009 г., они призвали: (1) установить азербайджанский контроль над семью районами вокруг Нагорного Карабаха; (2) временный статус Нагорного Карабаха, обеспечивающий «гарантии безопасности и самоуправления»; (3) коридор, связывающий его с Арменией; (4) «юридически обязывающее волеизъявление» населения для определения его окончательного правового статуса; (5) возвращение всех внутренне перемещенных лиц; и (6) осуществление операции по поддержанию мира.
В 2011 году при посредничестве России была добавлена так называемая Казанская формула, согласно которой Армения должна вернуть Азербайджану пять из семи прилегающих оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха, а затем два последних (Лачин и Кельбаджар, граничащие с Арменией). правильный). Взамен Азербайджан снимет экономическую блокаду Армении, где будут подписаны соглашения об экономическом и гуманитарном сотрудничестве, демилитаризации и неприменении силы, а также размещены миротворцы.
Проверка Мадридских принципов показывает, что их первый, третий и шестой пункты являются свершившимися фактами , а пятый пункт становится таковым. Второй пункт больше не применяется, потому что Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) советских времен больше не существует: азербайджанские войска вернули себе контроль над значительными частями старой НКАО (включая крупный город Шуша), которые в настоящее время не поддерживаются. российскими миротворцами. По этой причине четвертый пункт также устарел. В Азербайджане больше нет административной единицы под названием «Нагорный Карабах», для определения окончательного юридического статуса.
Прежде всего, Мадридские принципы были полностью оговорены и основаны на мирном разрешении конфликта; однако решение, которое произошло осенью прошлого года, не было мирным. Азербайджан вынудил Армению уйти, применив военную силу в соответствии со статьей 51 Устава ООН о праве государства на защиту своей суверенной территории. В четырех резолюциях Совета Безопасности ООН от 1993 года армянское военное присутствие обозначено как «оккупация» и прямо подтвержден суверенитет Азербайджана над оккупированными территориями.
Более того, сам премьер-министр Армении Никол Пашинян в 2020 году прямо отказался от Мадридских принципов, настаивая на том, чтобы так называемая «Нагорно-Карабахская Республика» была стороной переговоров с Азербайджаном, без какого-либо участия граждан Азербайджана, которые были перемещены из оккупированные территории. Это заявление представляло собой явный отказ не только от мадридских предложений в частности, но и от самого круга ведения Минской группы, в котором говорилось, когда представители армянского населения, оккупирующего Нагорный Карабах (и семь других оккупированных административных районов Азербайджана), в конечном итоге будут приглашены на участвовать в переговорах, то это будет происходить только с участием, в том числе, и представителей азербайджанских внутренне перемещенных лиц, подвергшихся этнической чистке из региона. Это условие (были и другие), озвученные Пашиняном в его декларации, тем самым фактически отказались от посредничества ОБСЕ.
Учитывая ситуацию на местах, нельзя ссылаться на Мадридские принципы для оправдания сохранения роли ОБСЕ. События настигли 30-летнюю дипломатическую инерцию. Крайне маловероятно, что ОБСЕ сможет найти себе другую роль, не только потому, что Минская группа утратила то незначительное влияние, которое у нее когда-то было, но и потому, что сейчас уже не 1990-е годы.
Армяне и азербайджанцы больше не живут в постсоветском мире. Страны Южного Кавказа больше не являются постсоветскими новыми независимыми государствами. Кроме того, двое из трех сопредседателей Минской группы — Франция и США — утратили влияние в регионе, хотя и по разным причинам.
Президент Франции Эммануэль Макрон непоправимо дискредитировал Францию как сопредседателя Минской группы, встав в публичных заявлениях на сторону Армении, тем самым нарушив необходимый дипломатический нейтралитет. Он обвинил Турцию в растормаживании (« décomplexant ») Азербайджана в отношении «того, что было бы отвоеванием Верхнего Карабаха, чего мы никогда не примем», и заявил: «Я говорю Армении и армянам, что Франция сыграет свою роль». Это было якобы сказано, чтобы не допустить такой «реконкисты». (Во Франции уже давно проживает большая, высокообразованная и влиятельная в культурном отношении армянская диаспора, в том числе знаменитый французско-армянский певец Шарль Азнавур.)
Соединенные Штаты начали дипломатические сокращения с Южного Кавказа во время первой администрации Обамы после провала предполагаемого турецко-армянского сближения. Общественное мнение США и даже мнение элиты сейчас озабочены разными проблемами, будь то междоусобная внутренняя политика или гегемонистский вызов со стороны Китая. Кроме того, сильное представительство армянского лобби среди ключевых лиц, назначенных в администрации Байдена, как минимум, не предвещает хорошего отношения Азербайджана к беспристрастности США.
Кроме того, чрезвычайно трудно найти какой-либо аргумент, почему Россия, которая выступила посредником в прекращении огня между двумя сторонами и имеет свои войска в качестве так называемых миротворцев, должна впустить какую-либо из западных держав, таких как Франция или США для участия в любом урегулировании.
Единственный способ решить конфликт раз и навсегда — это официальный мирный договор между Арменией и Азербайджаном.
Для того чтобы Минская группа вообще играла какую-либо роль, ей потребуются не только новые сопредседатели, но и новый круг ведения. Но события развиваются и будут развиваться слишком быстро, чтобы громоздкая крупномасштабная многосторонняя дипломатия ОБСЕ могла за ними угнаться. Предложения по экономическому и политическому сотрудничеству в самом регионе, включая, помимо прочего, предложение Турции о «шестисторонней платформе» (Армения, Азербайджан, Грузия, Иран, Россия и Турция), гораздо более жизненны и динамичны, чем политические схемы, набросанные в министерства иностранных дел за тысячи миль от места происшествия.
Кроме того, посол США Ричард Э. Хогланд, который представлял Соединенные Штаты в качестве одного из сопредседателей Минской группы в 2017 году, выпустил кота из мешка, объяснив, как именно это работает. Его слова настолько удивительно искренни, что заслуживают подробного цитирования: «Мы останавливались в пятизвездочных отелях, где нам обычно выделяли люксы на представительском этаже, что давало нам доступ к частной столовой и полному бару без каких-либо дополнительных затрат. Мы всегда искали лучшие рестораны в городах, где оказались. Мы хорошо жили, пока показывали флаг ОБСЕ и напоминали Баку и Еревану, что существует Минская группа. Но, откровенно говоря, очень, очень мало когда-либо было достигнуто».
Единственный способ решить конфликт раз и навсегда — это официальный мирный договор между Арменией и Азербайджаном. В дипломатической практике именно так заканчиваются войны. Государственные границы официально установлены и взаимно признаны. Даже Тер-Петросян, президент Армении с 1991 по 1998 год, отметил, что Армения — единственная страна в мире, которая не признает территориальную целостность Азербайджана, и он видит обстоятельства, которые заставят его страну сделать это.
Население Азербайджана более чем в три раза превышает население Армении, а его валовой внутренний продукт более чем в четыре раза больше. Она установила относительную дипломатическую автономию в качестве «средней державы», в то время как на мировой арене Армения по-прежнему зависит исключительно от России. Единственной другой политической или стратегической опорой Еревана является армянская диаспора, хотя Европейский союз только что объявил, что предоставит Армении финансовую помощь в размере 3 миллиардов долларов.
Эта диаспора вот уже четверть века является одним из самых милитаристских элементов политической жизни Армении, но ее члены живут в другом месте и не страдают от последствий той политики, которую они поощряют в Ереване. Как признал Жирайр Либаридян, который был главным советником Тер-Петросяна в 1990-х годах, исход недавней нагорно-карабахской войны отчасти обусловлен катастрофическим влиянием позиций армянской диаспоры, которые «были максималистскими и, если можно так выразиться, по крайней мере, не способствовали более реалистичной оценке ситуации» в регионе. Необходима проверка реальностью и корректировка стратегического видения Армении. В противном случае, по словам Либаридиана, «вероятным последствием продолжения мышления, которое привело нас к этой исторической утрате, будет возобновление войны… и мы можем потерять все, что осталось».
×
Expand
Джастин Яу/Сипа USA via AP Images
Хелена, 53-летняя учительница, раненная осколками стекла от падающего зеркала, стоит рядом с многоквартирным домом в Чугуеве, Украина , серьезно поврежденный российской бомбардировкой, 24 февраля 2022 г.
Вторжение России в Украину глубоко потрясло мировой порядок (каким он есть) и подняло множество вопросов об эндшпиле Путина, ответе Запада, альтернативные курсы, которых не избрала ни одна из сторон, и последствия для Украины, России и почти всего остального мира. В поисках предварительных ответов 9Главный редактор 0033 Prospect Гарольд Мейерсон и главный редактор Райан Купер побеседовали с Анатолием Ливеном, старшим научным сотрудником по России и Европе в Институте ответственного государственного управления им. Куинси и автором книги Украина и Россия: братское соперничество. Далее следует отредактированная стенограмма.
Гарольд Мейерсон: Каков эндшпиль Путина, насколько вы можете его различить?
Анатолий Ливен: До сегодняшнего утра я бы сказал, основываясь на моих разговорах с людьми в Москве, чиновниками и бывшими чиновниками, что они собирались захватить русскоязычные районы страны. на востоке и юге Украины, а затем, по сути, предложить воссоединить Украину на основе федерализма, т. е. по существу предложить Минские соглашения по Донбассу, но в некое конфедеративное государство, в котором пророссийские территории имели бы де-факто контроль над международным мировоззрением Украины. И сопровождая это договором о нейтралитете. Сейчас — и я думаю, что еще слишком рано говорить наверняка — но после речи Путина и с учетом того, что выглядело как движение России в сторону Киева, вполне может быть, что они хотят большего, они хотят заменить правительство в Киеве про -Российское правительство.
Путинские разговоры о денацификации, демилитаризации, наказании украинских уголовников указывают именно на это и на то, что они вроде бы пересекли границу по земле из Белоруссии в сторону Киева. Российские бомбардировки, конечно, распространяются по всей Украине, но именно этого и следовало ожидать, классического военного наступления с целью вывести из строя военную инфраструктуру с помощью авиации и ракет. Но в конечном итоге политическая судьба Украины будет определяться тем, какую территорию российская армия занимает на земле.
Мейерсон: Если они попытаются свергнуть правительство Зеленского и поставить своих людей, разве им не придется продолжать военную оккупацию в Украине? Я не знаю, как такое правительство могло существовать без русских войск.
Ливен: Им придется постоянно поддерживать массовое военное присутствие. И они также должны быть готовы использовать эту армию для подавления, как мне кажется, очень серьезных народных протестов населения Киева и центральной Украины. Ведь до 2014-го (после 2014-го дела пошли еще смешнее) эта территория была сплошь украино-националистической.
И это имеет очень зловещие последствия как для России, так и для Украины. Потребуются репрессии на Украине, но это повторит как российский, так и американский опыт в Афганистане. Это повторит американский опыт в Южном Вьетнаме, повторит советский опыт в Восточной Европе. У вас будет клиентское правительство, которое сможет выжить только при массовом присутствии ваших войск.
И Россия будет прикована к этому на неопределенный срок, потому что в этот момент любой компромисс станет практически невозможным. Это потребует от России отказаться от своих союзников в Киеве. Я не вижу, чтобы Запад когда-либо согласился признать российское марионеточное правительство в Киеве.
Подробнее об Украине и России
Мейерсон: Каковы будут последствия для российской политики, если они будут контролировать в основном враждебное население Украины, которое должно поддерживаться за счет длительного развертывания российских войск?
Ливен: Мои русские собеседники, некоторых из которых я знаю много лет, ни в коем случае уже не прозападные; они очень злы на политику Запада в последние годы и не настроены проукраински. Но я должен сказать, что они в ужасе от того, что произошло. Они действительно не ожидали вторжения такого масштаба. Они думали, что что-то произойдет, но это будет гораздо более ограниченным.
Они думают, что это будет иметь серьезные последствия для репрессий в самой России. До сих пор путинский режим со временем становился все более авторитарным, но его все же можно охарактеризовать как полуавторитарный. По сравнению с Китаем или многими союзниками Америки на Ближнем Востоке, это не те репрессии, которые затрагивают большинство простых людей. Но если Россия будет массово вовлечена в репрессии в соседней стране, где огромное количество людей являются русскими, говорят по-русски, состоят в смешанных браках с русскими и могут быть враждебно настроены по отношению к украинскому этническому национализму, но вполне могут быть и глубочайшими противниками к российской военной оккупации — ну, это, знаете ли, нацелено на украинских соседей россиян.
Райан Купер: Если бы все, чего хотела Россия, — это отрезать Донецкую и Луганскую области, она могла бы просто вытеснить украинское правительство из этих районов, контролируемых украинскими военными, а затем просто сказать: «Мы закончили». Это соответствует аргументу Путина, но вместо этого кажется, что Россия просто захватывает всю страну. В какой степени, по вашему мнению, Путин может находиться в тисках своего рода заблуждения относительно возможного присоединения больших кусков Украины к самой России?
Ливен: Я давно говорю, что если Россия начнет вторжение, оно не остановится на Донбассе. С точки зрения России просто не стоило навлекать на себя то, что, очевидно, должно было стать интенсивными западными санкциями и политической реакцией на пару, откровенно говоря, довольно жалких провинций на востоке Украины. Так что всегда было ясно, что Россия пойдет дальше этого. Но если Россия намеревается фактически заменить правительство в Киеве своим собственным, то мы находимся в совершенно другом сценарии, чем я ожидал, и чем ожидало большинство моих русских друзей.
Насчет аннексии, думаю, нет. У главы российских спецслужб был унизительный момент, когда он в прямом эфире российского телевидения говорил об аннексии Россией Донецкой Народной Республики, и Путин очень резко его опозорил. Это говорит о том, что российский сценарий для Украины не будет аннексией, по крайней мере, в ближайшее время. Это точно не первоначальный план России, которым будет федерализация Украины. Тогда Россия скажет: «Послушайте, это то, что при посредничестве ЕС, Франции и Германии, Минские соглашения 2015 года, это то, что одобрила Америка, автономия Донбасса в составе Украины», только теперь это не будет автономия только для Донбасс, и тогда Украина станет своего рода свободной федерацией.
Но если Россия оккупирует Киев, пойдет ли еще дальше? Что, если Россия попытается оккупировать Западную Украину, которая является сердцевиной украинского национализма и где многие люди имеют очень тесные личные связи с украинской диаспорой в Канаде и США? Я думаю, что тогда Россия на долгие годы застряла бы в партизанской войне и войне с террористами, что имело бы очень тяжелые последствия для российской экономики.
Тогда дело будет не только в западных санкциях; это будет постоянная утечка военных расходов. И, откровенно говоря, одно дело, когда ваши солдаты убивают людей в мусульманских странах, но это будет просить российских призывников подавлять восстания не только в Западной Украине, но и в других частях Украины, которые очень тесно связаны с Россией в этническом отношении. Со временем это может оказать ужасное влияние на российское общественное мнение.
Мейерсон: Европа и Соединенные Штаты собираются ввести более строгие санкции, несмотря на тот факт, что санкции практически нигде не оказали существенного влияния на изменение национальной политики. Каковы, на ваш взгляд, максимальные последствия таких санкций для России?
Lieven: Очевидно, что первое, что сделает Запад, — это попытается навязать все, что навредит России и российским элитам, что не навредит Западу, например, полный запрет на экспорт технологий и другие формы экспорта. Немцам определенно придется отказаться от своих инвестиций в Россию, что очень плохо скажется на России: на удивление большая часть российской пищевой промышленности фактически принадлежит немцам.
Конечно, большое значение имеет экспорт российских энергоносителей в Европу, особенно экспорт газа. Есть два способа сделать это. Первый — это очевидный способ, когда немцы и другие европейцы просто говорят: «Мы больше не будем платить вам за ваш газ», а русские отключают газ. В этот момент у вас будет очень серьезный энергетический кризис в Европе. Цены вырастут, и, возможно, придется ввести нормирование.
Другим способом сделать это, который обсуждался, было бы исключение России из банковской системы SWIFT, что затруднило бы платежи в Россию за экспорт. Но это не заблокировало бы их полностью. Я не хочу быть циничным, но можно увидеть, как европейские правительства соглашаются с чем-то из этого, но затем фактически подрывают его, потому что вы знаете, что им придется просить свое население здесь о реальных жертвах.
Европейцы столкнутся с большими трудностями, и я думаю, вы увидите много споров между Вашингтоном, Берлином и европейскими столицами о том, как далеко идти.
По крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе это катастрофа для борьбы с изменением климата. Газ является наименее разрушительным из ископаемых видов топлива с точки зрения изменения климата. Уголь — худший, но самый безопасный, потому что его производят 70 стран. Германия производит огромные количества; так и Польша. В краткосрочной и среднесрочной перспективе, я думаю, вы увидите возврат к углю. В долгосрочной перспективе, я думаю, вы увидите шаги Европы по снижению зависимости от российского газа в пользу импорта из Америки, но для этого потребуется серьезное развитие инфраструктуры, на что уйдет несколько лет.
И одновременно Россия расширит свою инфраструктуру для снабжения Китая. Это будет важным достижением энергетической безопасности Китая, потому что поставки будут осуществляться по суше и не могут быть перехвачены американским флотом. Это будет и экономическая выгода для Китая, потому что это будет рынок покупателя: Китай сможет диктовать цену России.
Мейерсон: Некоторые из нас здесь, в Соединенных Штатах, в течение многих лет периодически говорили, что стратегическая функция НАТО, мягко говоря, перестала быть ясной. Но с точки зрения сегодняшнего будущего НАТО, я думаю, если бы кто-то инвестировал в транснациональные политические образования, акции НАТО сейчас были бы хорошим местом для вложения денег. Что вы видите в плане политики США и развертывания американских войск и вооружений в Европе, я полагаю, за счет того, что должно было стать смещением фокуса вооружений США в западную часть Тихого океана и Китай?
Ливен: Я думаю, что этот кризис — рай для НАТО, для западных штабных офицеров и военных бюрократов повсюду. Возвращаемся к холодной войне: вы перемещаете войска на бумаге; вы постоянно говорите о защите; вы тратите огромные суммы на упражнения и бумаги, бумаги, бумаги и еще раз бумаги, но вам никогда не приходится драться! Кошмаром НАТО был Афганистан, где вам действительно приходилось сражаться и сталкиваться с противодействием западной общественности, и [для европейских стран] вы делали все возможное, чтобы не воевать — за обычным исключением британцев. Заведи его, и они побегут.
НАТО снова и снова абсолютно ясно давало понять, как и США, что они не будут сражаться, чтобы защитить Украину. И нет никаких шансов — никаких, нулевых, — что Россия нападет на НАТО, это вообще не входит в планы Москвы. Кто может сказать, что может произойти на каком-то этапе в будущем, если Запад поддержит украинскую партизанскую войну, но в настоящее время все эти развертывания НАТО в Польше и на Балтике носят совершенно символический характер и поэтому тоже могут позволить себе быть мелкомасштабными.
Это также рай для армии США. В Вашингтоне стоит наблюдать за борьбой между армией, флотом и военно-воздушными силами за то, кто получит большую часть денег. Опять же, вы знаете, что вы получаете деньги, льющиеся обратно в армию, которая должна была потерять их в результате приоритета Китая. Но опять же, воевать фактически им не приходится, потому что мы не собираемся идти в Украину, а русские не собираются идти в Польшу.
У нас никогда не было ни малейшего намерения защищать Украину, ни малейшего. Несмотря на то, что Великобритания и Америка и секретариат НАТО к Бухарестской конференции 2008 года выступили за членство в НАТО для Украины и Грузии (штаб-квартира НАТО полностью стояла за этим по американскому указу), никаких планов на случай непредвиденных обстоятельств, ни самых отдаленных, ни условных, составлено не было. те, за то, как НАТО может защитить Украину и Грузию. Не было никакого намерения когда-либо делать это вообще.
Возникает вопрос, поскольку мы никогда не собирались их защищать, что, во имя Бога, мы делали? Заявление о том, что мы собираемся принять их в НАТО: это выходит за рамки фактической безответственности. На мой взгляд, это было глубоко аморально — брать на себя такое обязательство, которое мы не собирались выполнять. Это никоим образом не оправдывает и не оправдывает ни российского вторжения, ни чудовищной лжи, которой Путин оправдывал это вторжение. Может быть, сейчас не тот момент, но я надеюсь, что на каком-то этапе у нас состоится честное и обстоятельное обсуждение ошибок западной стратегии, которые привели к этой катастрофе.
Купер: Мне вспоминается экономический аспект этого перед революцией Майдана, когда украинская экономика была в глубоком упадке, а Европейский Союз предложил мизерную сумму, около полумиллиарда евро. Я помню, как Адам Туз сказал, что украинцы смотрели на это так: «О чем вы говорите? В этой стране есть олигархи с личным состоянием больше этого, с помощью которых мы должны спасти всю нашу экономику?» А затем вмешался Путин с предложением крупного кредита, который тоже был основан на очень серьезных уступках. Видите ли вы это в смеси неуклюжей западной дипломатической политики и неразумных обещаний?
Ливен : В 2013 году, я думаю, обе стороны очень сильно ошиблись. Российское предложение Украине было не только конкретным предложением 2013 года, но и тем фактом, что Россия массово субсидировала Украину субсидированным газом на сумму миллиарды долларов в год с момента обретения Украиной независимости. На основании этого Путин пытался склонить президента Януковича и Украину к отказу от вступления в Евросоюз.
Я написал об этом книгу под названием Украина и Россия , который вышел в 1999 году. И в этой книге я специально предупреждал, что любая попытка одной или другой стороны, России или Запада, полностью заключить Украину в союз с кем-либо из них приведет к катастрофическому расколу Украины. Это, конечно, именно то, что произошло.
Европейский Союз способствовал этому; на самом деле это была инициатива шведов и поляков, которые придумали очень слабое Соглашение об ассоциации с ЕС, как вы говорите, почти без денег, но которого было достаточно, чтобы заблокировать доступ в Европейский Союз. И тогда ЕС не смог сделать то, что должен был сделать, то есть поговорить с Москвой о том, как можно выработать компромисс, при котором Украина могла бы работать одновременно с обеими странами или обоими блоками в экономическом плане.
Теперь, конечно, российская пропаганда — и вы можете иметь некоторое представление об этом, вы знаете, учитывая роль чиновника Госдепартамента США Виктории Нуланд и так далее — российская пропаганда говорит, что революция на Майдане была просто переворотом, организованным Америка. Да нет, потому что многие простые украинцы, особенно молодые украинцы, в том числе русскоязычные украинцы, отчаянно хотели уйти от этой ужасно коррумпированной, экономически застойной постсоветской реальности и присоединиться к Западу. Я думаю, что они не вполне осознавали, насколько трудным будет вступление в Европейский Союз и как мало сейчас в Европейском Союзе реальной воли к привлечению новых членов. Одна из причин этого в том, что то, что произошло в Польше и Венгрии, действительно запятнало весь «конец истории». Вы знаете, ваша либеральная демократия распространяется на Восточную Европу, страны присоединились к ЕС, и они достигли рая — за исключением, конечно, того, что политически это не так в Венгрии и Польше. А в Румынии и Болгарии по-прежнему чрезвычайно высок уровень коррупции и преступности. В частном порядке люди в Брюсселе признают, что эти страны были приняты за годы до того, как они действительно были готовы присоединиться.
Цитируя Меттерниха, русское вторжение было хуже, чем преступление — и, несомненно, это чудовищное преступление, — но это было также и ошибкой, потому что с русской точки зрения в этом не было необходимости. На самом деле Украина никуда не денется.
Мейерсон: Расскажите немного о влиянии всех событий хотя бы последних 24 часов на европейскую политику. Как вы оцениваете влияние толчков в Европе в целом? Начнем с того, что большинство этих стран, за исключением Великобритании, не выражали особого желания увеличивать оборонные бюджеты.
Ливен: Оборонные бюджеты — это химера, это шифр, это символ. Как я снова и снова говорил о НАТО, вы можете увеличить оборонный бюджет Германии, Дании или Голландии в тысячу раз, вы можете призвать каждого немца в возрасте от 18 до 35 лет в армию, и они все равно не будут воевать в Украине. Или, действительно, кажется, где-нибудь еще. Они бы сражались, если бы Германия подверглась вторжению, но этого не произойдет. Просто посмотрите на неспособность поддержать Францию в Западной Африке.
Что касается политических эффектов, то я думаю, что может быть не совсем зеркальное отражение, а сходство между эффектами на Россию с одной стороны и эффектами на Западе с другой.
Экономические страдания россиян, скорее всего, подпитывают недовольство режимом в России, и конечно уже есть глубокое недовольство коррупцией и экономическим застоем и вроде мелких репрессий со стороны полиции, полицейского произвола. Коррупция, прежде всего.
Но я действительно не думаю, что вы увидите, как какой-нибудь серьезный российский политик выйдет и скажет, что мы должны сдаться Западу из-за этого. В лучшем случае вы увидите, как люди выйдут и скажут: «Смотрите, нам нужно найти компромисс с украинцами».
Я думаю, что в Западной Европе, вероятно, будет то же самое: любые экономические страдания будут подпитываться недовольством и радикализмом, особенно, к сожалению, правым радикализмом, но я не думаю, что вы заставите людей выступать в поддержку Путина или России.
Россия сделает все возможное, чтобы не нападать на мирных жителей Украины или украинских городов, потому что весь их политический план зависит от того, чтобы удержать достаточное количество населения на своей стороне. Но если достаточное количество украинских войск отступит в города, чтобы дать отпор, тогда города будут сильно повреждены, и будет убито много мирных жителей. Это, очевидно, еще больше запятнает Россию в глазах западного и международного общественного мнения, но также еще более затруднит политические планы России в Украине.
Купер: Мы стали свидетелями нарушения одного из последних наследий послевоенного урегулирования и Устава Организации Объединенных Наций. Если вы читаете преамбулу, там все о предотвращении войн между народами. Очевидно, что на Глобальном Юге это совсем не уважалось; было вторжение США в Ирак и Афганистан и т. д. и т. д.
Но Европа — большая часть ожесточенных боев Второй мировой войны произошла в Европе; так что послевоенное урегулирование застряло до сих пор. Как вы думаете, что может означать это вторжение с точки зрения легитимации захватнических войн на европейском континенте?
Ливен: Как и вы оба, это была одна из причин, по которой я так страстно выступал против войны в Ираке. Вторжение в Ирак было не просто катастрофой само по себе, я рассматривал его как катастрофический прецедент. Но, как вы сказали, мы установили другие правила для других частей мира.
Насколько это узаконит войну в Европе, я не уверен. Большая часть Европы глубоко демилитаризована. Что касается крайне правых в Европе, какими бы неприятными они ни были, поразительно, что «Альтернатива для Германии» не стремится отвоевать большую часть Польши. Национальный фронт, или как там они себя переименовали во Франции, не стремится завоевать Бельгию. Есть весь этот злобный этнический антииммигрантский национализм, но это не старый европейский военный национализм, отчасти, конечно, потому, что если бы АдГ предложила молодым избирателям пойти и провести несколько лет в окопе, вплоть до их колени в грязи, будучи обстрелянными, чтобы отвоевать Бреслау для Германии, на следующих выборах их голоса упадут примерно до 0,00001 процента.
Я не уверен, что Джон Миршеймер полностью простил меня за это, но я просмотрел его книгу, вышедшую в 90-х, и он написал, что Германия неизбежно вернется в качестве великой военной державы, доминирующей в Европе, и я написал в своем отзыве, что человек, написавший это, никогда не был на немецкой дискотеке.