8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

V12 lmr bmw: BMW V12 LMR. Пока летали «Мерседесы»

BMW V12 LMR, white

Категории …Коллекционные моделиИнструментКраска, химия, материалыМаскиКаталоги, Книги, ЖурналыСборные моделиФототравлениеБоксы и стеллажи Журнальные серииИгрушкиРадиоуправляемые моделиСувенирыConcept CarАвтоспортАэродромная техникаВоенныеКиноМедицинаПожарныеПолицияПочта / mailСпецслужбыСтроительная техникаТакси

Производители …3D Karton3DF Express3DM78artA-ModelAA ModelsAberAbordageAbrexAbteilung502AcademyACEACMEAD-ModumAdvanced ModelingAFV clubAGMAHC ModelsAIM Fan ModelAiresAirFixAJ ModelAK InteractiveAKhobbyAlanAlangerAlclad IIAlex MiniaturesAlezanALFAlmost RealALRAltayaAmercomAmerican DioramaAmerican Heritage ModelsAMG ModelsAmigo ModelsAMKAMLAMMO MIGAmodelAmourAMPAMTAmusing HobbyAnsonAnswerAoshima (DISM)Apex RacingApplywood workshopARK modelsARM.PNTArmada HobbyArmaHobbyARMOR35ArmoryArmour CollectionARS ModelArt ModelART-modelAscensioASK ModelsASQAT CollectionsATCAtlanticAtlasAudi MuseumAuhagenAurora HobbyAuthentic DecalsAuto PilenAuto WorldAutoArtAutobahn / BauerautocultAutomodelle AMWAutomodelloAutotime / AutograndAvanstyle (Frontiart)Avart ArhiveAVD ModelsAVD дополненияAVD покрышкиAvisAWMAZModelAzurBachmannBalaton ModellBangBare-Metal Foil Co.

BauerBaumiBBRBburagoBegemotBest ModelBest of ShowBetexaBianteBingBisonDecalsBizarreBlu TackBM CreationsBM-ToysBobcat dealerBorder ModelBravo-6BrekinaBrengunBroncoBrooklin ModelsBrummBS DesignBuschby AKBy VolkCaesar miniaturesCALCapitanCar BadgeCararama / HongwellCarlineCarNelCartrixCBModelsCeleroCentauriaCenturyCentury DragonCentury WingsCHIEFF ModelsChina ModelsClassic 43Classic CarlectablesClassicbusClassy HobbyCLC ModelsClearPropCM ModelCMCCMFCMKCMRColibri DecalsCollector’s ClassicsCondorConradCopper State ModelsCorgiCrazy Classic TeamCrown PremiumsCult Scale ModelsCursorCYBER HOBBYD.N.K.DaffiDANmodelsDark Dream StudioDarksideDas WerkDasModelDAYdiecastETCHDays-goneDeAgostiniDecal ShopDel PradoDenisssModelsDetailCarsDiapetDickie SpielzeugDie-cast at homeDie-Cast superDifferent ScalesDinky ToysDiOlex ProductionDioparkDioramaTechDiP ModelsDirekt CollectionsDistlerDMA Hue StudioDNADoctor DecalDong GuanDora WingsDorlopDragonDSPIAEDukaseDUPLI COLORDVCEaglemossEasy ModelEbbroEco-Wood-ArtEdicolaEdison GiocattoliEdmon StudioEduardEidolon Make-UpELFEligorEmanEMC ModelsEmekERAERTLESCIEsval ModelsEUREKA XXLEvergreen (USA)EVR-miniEWAExcelExotoEXPRESSO WINGSEXTRA MODELExtratechFalcon ModelsFallerFantasy WarriorFeelin_3dFengdaFigutecFine MoldsFinMilModelsFirst 43 ModelsFirst ResponseFirst to FightFLAGMANFlyFly Car ModelFlyHawk ModelForces of ValorFore HobbyFormat72Forward-68FoxtoysFranklin MintFranzisFreedom ModelsFriulmodelFrom JapanFrontiartFUGU_GARAGEFujimi MokeiFury ModelsGAMAGarageGarbuz modelsGartexGearboxGecko-ModelsGeminiJetsGems & CobwebsGIMGK Racer SeriesGlencoe modelsGLMGMP / ACMEGMU ModelGold Medal ModelsGoldvargGorky ModelsGP ReplicasGPMGreat Wall HobbyGreen Stuff WorldGreenlightGroup MastersGT AutosGT SpiritGTI CollectionGuiloyGuisvalGunTower ModelsHachetteHADmodelsHalinskiHarder_SteenbeckHartoy Inc.
HasbroHasegawaHat Plastic ModelsHaulerHedgeModelsHekiHellerHerpaHi-StoryHigh SpeedHighway 61HistoricHK ModelsHobby 2000Hobby BossHobby DesignHobby FanHobby MasterHobby ModelHobby PlanetHobbyCraftHomerHot WheelsHot Wheels EliteHPIHumbrolI Love Kiti-ScaleIBG ModelsICMICV (СПб)IGRAIlarioInno ModelsInterusIOM-KITISTISTPlusItaleriIVYIXOJ-CollectionJACOJada ToysJadiJASJB ModellautosJewel CasesJF CreationsJim ScaleJoalJohn Day ModelsJohnny LightningJolly ModelJouef EvolutionJoy CityJTKK-ModelKadenKajikaKangnamKartonowa KolekcjaKatoKaupang MiniaturesKAV modelsKDWKengFaiKEPmodelsKESS ModelKineticKing starKinsmartKitechKitty HawkKK ScaleKondorKorean modelsKOVAPKovozavody ProstejovKP ModelsKraft LabKremlin Vehicle parkKuivalainenKV DecolKV ModelsKyoshoK_S Precision MetalsL-ModelLa Mini MinieraLada ImageLaser HobbyLastochkaLaudoracing-ModelsLCD MODELSLe Mans MiniaturesLeadwarriorLenmodeLLeo ModelsLev ResinLeX modelsLIFE in SCALELife MiniaturesLifeColorLion-ToysLionRoarLittle dumpLiveResinLledoLooksmartLouis SurberLP ModelsLS CollectiblesLSModelLucky DiecastLucky ModelsLucky PlanLUSO-toysLuxcarLuxury CollectiblesLuxury die-castM-SmartM2 MachinesM4 MAC DistributionMacadamMACHETEMagic ModelsMaistoMajoretteMake UpMAKSIPROFManWahMaquetteMarklinMARSMars ModelsMarsh ModelsMARTINMaserati ModelsMASTERMaster BoxMaster ModelMaster ToolsMasterClubMasterCraftMatchboxMatrixMax-ModelsMaxi CarMAXI COLORMaxichampsMaxima ScaleMaxModelsMBH ModelsMCWMD-modelsMengMercuryMeritMetroMicro Scale DesignMIG productionsMIL CustomsMilestone MiniaturesMilitaryWheelsMini GTMINI MANMinialuxeMiniarmMiniArtMiniaturmodelleMinibaseMinichampsMiniClassicMinicraftMiniCraft Scale ModelsMiniHobbyModelsMiniTankMiniWarPaintMIRAMirage HobbyMirror-modelsMISTERCRAFTMiticaMMPModel BoxModel DepoModel PointModel-IconsModelCarGroupModelcollectModelerModelGunmodelkModellingMasterModelLuxModelProModelSvitModimioMODUS 90MolotowMondo MotorsMondseeMonogramMONTI SYSTEMMoonMoremMorrisonMosKitMotipMotor MaxMotoramaMotorartMotorheadMotoScaleModelsMPCMPMMR CollectionMr.
HobbyMTech (M4)Nacoral S.A.NEONeomegaNew PenguinNew RayNH DetailNickelNik-ModelsNittoNMDNochnonameNorevNorscotNorthStar ModelsNostalgieNVANZG ModelleOdeonOKB GrigorovOld CarsOLFAOlimp ModelsOlm DesignOne by One ProductionONYXOpus studioOrionORNST modelOtto MobileOvs-DecalsOxfordPacific88Palma43Panda HobbyPANTHEONPanzerstahlParagonPasDecalsPasModelsPaudi ModelsPavla ModelsPB Scale ModelsPegas-ModelsPegoPhoenix MintPikoPinKoPlatzPlusmodelPMSPocherPolistilPorsche MuseumPotato CarPremium ClassiXXsPremium CollectiblesPremium Scale ModelsPremiumXPrint ScaleProDecalsProgetto KPrommodel43Prop&JetProvence MoulagePSTPt ModelsQuartzoQuickboostQuinta StudioRacing Champions inc.Rare Car ModelsRARESINRAROGRastarRB ModelRBA CollectiblesRebel CustomRecord — M.R.F.Red BoxRed Iron ModelsRed LineRenn MiniaturesRenner WerbemittelReplicarsResKitRETRO LINERetro WingsRevaroRevellRextoysREXxRickoRietzeRiich ModelsRIORMZ HobbyRO MODELSRoad ChampsRoad KingsRob-TaurusRodenROSRossoRosso & FlyRoubloffRPG-modelRPMRS ModelsRTMRuppert KoppRusAirRussian collectionRye Field ModelS-ModelSABRESabreKitsSaicoSC Johnson (USA)Scale For SoulScaleGarageScaleMastersSchabakSchucoSEATSG-ModellingShelby CollectiblesShurikenSignatureSIKUSkale WingsSKIFSky-HighSmerSMMSnakeModelSochi 2014SolidoSophiArtSouth FrontSOVA-MSoviet ArmourSparkSpAsovSpecial HobbyStalingradStarlineStart Scale ModelsSTC STARTSTMStudio Perfect ModelSullen-ModelistSunnysideSunstarSuper ASuyataSwordSX-ArtS_BT-ModelT.
R.L. ModelTakomTameo KITsTamiya (J)TANMODELTarmacTech4TecnomodelTeknoTemp modelsThunder ModelTic TocTiger ModelTin WizardTins’ ToysTiny ToysTippcoTMTmodelsTOGATomicaTop MarquesTop ModelTop Model CollectionTopSpeedToxso ModelTraxTriple 9TristarTrofeuTrumpeterTSM ModelUCC CoffeeUltimate DiecastULTRA modelsUM Military TechnicsUM43UMIUnimaxUniversal HobbiesunoMAGUpRiseUT ModelsV.V.M / V.M.M.V43Vallejovanamingo-nnVanboVanguardsVAPSVectorVector-ModelsVeeHobbyVeremVery FireVespid ModelsVictoriaVintage Motor BrandsVIPcarVitesseVixenVM modelsVMmodelsVmodelsVOIIOVoyagerModelVrudikW-modelW.M.C. ModelsWar MasterWasanWaterlooWeiseWellyWEMWEMI ModelsWerk83White BoxWhite RoseWikingWilderWingsyWinModelsWIX CollectiblesWM KITWood HunterWSIXQ Xuntong ModelYat MingYVS-ModelsZ-ModelsZack AtakZebranoZedvalZip-maketZISSZZ ModellаRтБаZаАБ-МоделсАвто-бюроАвтоистория (АИСТ)Автомодель 43АвтопанорамаАвтопаркАГАТАиФАканАМформаАнтонюкартель УниверсалъАтелье Etch modelsАтомБурБеркутБригадирВитязьВМТДВойны и битвыВолжский инструментВосточный экспрессВЭС (Воронеж)Гараж на столеГРАНЬГрузы в кузовДекали BossДекали ModelLuxДекали SF-AutoДилерские модели БЕЛАЗДругойЕКБ-modelsЗвездаИмпериалъКазанская лабораторияКар СлайдКиммерияКОБРАКолхоZZ DivisionКомбригКомпаньонЛитература (книги)ЛОМО-АВММажор Моделсмастер Dimscaleмастер ВойтовичМастер ДровишкинМастер Захаровмастер Колёсовмастер ЛепендинМастер СкаляровМастерПигментМастерская Decordмастерская JRМастерская SECМастерская АВТОДОРМастерская ГоСТМастерская ЗнакМастерская КИТМастерская МЕЛМастерская РИГАМаэстро-моделсМикродизайнМикроМирМиниградМинимирМир МоделейМодел.
лабМОДЕЛИСТМоделстройМодель-СервисМодельхимпродуктМоя модельМР СТУДИЯНаш АвтопромНаши ГрузовикиНаши ТанкиОгонекОтВинтаПАО КАМАЗПетроградъПетроградъ и S_BПламенный моторПланета ПатворковПобедаПрапорПрестиж КоллекцияПромтракторПТВ СибирьПУЗЫРЁВЪРетроЛабРусская миниатюраРучная работаСарлабСВ-МодельСделано в СССРСергеевСибртехСМУ-23.SСоветский Автобус (СОВА)СолдатикиСоюзМакетСПБМСТАРТ 43Студия КАНСтудия КолесоСтудия МАЛСтудия ОфицерТанкоградТАРАНТемэксТехнологТехноПаркТри А СтудиоТри БогатыряТРЭКСУральский СоколФарфоровая МануфактураФинокоХерсон-МоделсЦейхгаузЧЕТРАЭ.В.М.ЭкипажЭлеконЭскадраЮный коллекционер

Марки моделей …AbarthACAcuraADLERAECAGUSTAWESTLANDALFA ROMEOALPHA TAURIALPINE ALVISAMCAMERICAN LaFranceAMPHICARArmstrongAROArrowsARTEGAASCARIASTON MARTINAUBURNAUDIAURUSAUSTINAustro DaimlerAUTO UNION AutobianchiAVIAAWZBACBARKASBarreirosBATMOBILEBEDFORDBEIJINGBenelliBENETTONBENTLEYBERLIETBERNARDBESTURNBIANCHIBIZZARINIBLUEBIRDBMWBobcatBORGWARDBRABHAMBrawner-HawkBRISTOLBRMBUCCIALIBUFFALOBUGATTIBUICKBussingBWTCADILLACCAPAROCASECATERHAMChanganChangheCHAPARRALCHAUSSONCHECKERCHEETAHCHEVROLETCHEVRONCHRYSLERCISITALIACITROENCOBRACOMMERCooperCOPERSUCARCORDCORVETTE CORVIAR MONZACsepelDACIADaewooDAFDAIHATSUDAIMLERDALLARADATSUNDE DION BOUTONDe SotoDE TOMASODELAGEDELAHAYEDeLOREANDENNISDerwaysDESOTODEUTZ DevonDIAMONDDKWDODGEDongfengDONKERVOORTDUBONNETDUCATIDUESENBERGDYNAPACEAGLEEBROEDSELEMWENVISIONFACEL-VEGAFAWFENDTFERRARIFIATFORDFORDSONFOTONFRAMOFREIGHTLINERFSOFWDGINAFGMCGOGGOMOBILGOLIATHGORDONGRAHAMGREAT WALLGreyhoundGUMPERTHAMMHANOMAGHARLEY DAVIDSONHEALEYHENSCHELHindustan HINOHISPANO SUIZAHITACHIHOLDENHONDAHORCHHOTCHKISSHUDSONHUMBERHUMMERHYUNDAIIAMEIFAIKARUSIMPERIALINFINITIINGINNOCENTIINTERNATIONALINVICTAIRISBUSISOISOTTA FraschiniISUZUIVECOJAGUARJAWAJEEPJELCZJENSENKAISERKalmarKAWASAKIKENWORTHKIAKOENIGSEGG KOMATSUKRAMERKRUPPKTMLA SALLELAGONDALAMBORGHINILANCIALAND ROVERLANDINILanzLatilLaurin & KlementLaverdaLDSLEXUSLEYATLEYLANDLEYTONLIAZLIEBHERRLIGIERLINCOLNLISTERLLOYDLOCOMOBILELOLALORENZ & RANKLLORRAINE-DIETRICHLOTECLOTUSLUBLINLYKANMACKMAD MAXMAGIRUSMANMARCHMARMONMARUSSIA-VIRGINMASERATIMASSEY MATRAMAVERICKMAXIMMAYBACHMAZDAMAZZANTIMCAMcLARENMEGAMELKUSMERCEDES-BENZMERCERMERCURYMESSERSCHMITTMGBMIGMIKRUSMINARDIMINERVAMINIMIRAGEMITSUBISHIMONICAMORETTIMORGANMORRISMOTO GUZZIMULTICARMVMZNASH AMBASSADORNEOPLANNEW HOLLANDNISSANNIVA CHEVROLETNOBLENORMANSUNYSAOLDSMOBILE OLTCITOM LEONCINOOPELOPTIMASORECAOscaPACKARDPAGANIPanhardPANOZPANTHERPEGASOPESCAROLOPETERBILTPEUGEOTPHANOMEN PIERCE ArrowPLYMOUTHPOLONEZPONTIACPORSCHEPRAGAPRIMAPRINCE PUMARAMRAMBLERRED BULLRENAULTRoburROCARROLLS-ROYCEROSENBAUERROSENGARTROVERRUFSAABSACHSENRINGSALEENSALMSONSAMSUNGSANSANDEROSATURNSAUBERSaurerSAVASAVIEM SCAMMELSCANIASCIONScuderiaSEAGRAVESEATSETRASHADOWSHANGHAISHELBYSIMCASIMPLEXSIMSONSINPARSKODASMARTSOMUASoueastSPYKERSSANG YONGSSCSTANLEYSTARSTEYRSTUDEBAKERSTUTZSUBARUSUNBEAMSUZUKISYRENATALBOTTARPANTATATATRATEMPOTeslaTHOMASTolemanTOYOACETOYOPETTOYOTATRABANT TRIUMPHTUCKERTUKTVRTYRRELLUNICVan HoolVANWALLVAUXHALLVECTORVELOREXVENTURIVERITASVESPAVincentVOISINVOLKSWAGENVOLVOWANDERERWARSZAWAWARTBURGWESTERN STARWHITEWIESMANNWILLEMEWILLIAMSWillysYAMAHAYOSHIMURAYUGOZAGATOZASTAVAZUKZUNDAPPZunderZYTEKАМОБЕЛАЗВИСВНИИТЭ-ПТВолжскийГорькийЕрАЗЗАЗЗИLЗИSЗИМЗИУИЖКАЗКамскийКИМКРАЗКубаньКурганскийЛАЗЛенинградЛикинскийЛуаЗМинскийМоАЗМОСКВИЧМТБМТЗНАМИНАТИОДАЗПавловскийПЕТРОВИЧПУЗЫРЁВЪРАФРУССО-БАЛТСаранскийСемАРСМЗСТАРТТАРТУУАЗУралЗИSУральскийЧЕТРАЧМЗАПЯАЗЯТБ

Типы товаров . ..ДекалиЗапчасти, аксессуарыЭлементы диорамАвиацияВоенная техникаВодный транспортЖ/Д транспортАвтобусВнедорожник / КроссоверГрузовикКемперГужевая повозкаЛегковой автомобильМикроавтобус / ФургонМотоциклПикапПрицепыТракторы, комбайныТроллейбусФигурки

Масштаб …1:11:21:31:41:51:61:81:91:101:121:141:161:181:201:211:221:241:251:261:271:281:291:301:321:331:341:351:361:371:381:391:401:421:431:441:451:461:471:481:501:511:521:531:541:551:561:571:601:641:681:691:721:751:761:801:831:871:901:951:961:1001:1031:1081:1101:1121:1201:1211:1251:1261:1301:1421:1441:1451:1481:1501:1601:2001:2201:2251:2501:2851:2881:3001:3501:3901:4001:4261:4501:5001:5301:5351:5501:5701:6001:7001:7201:8001:10001:11001:12001:12501:15001:20001:25001:27001:3000

СброситьНайти

BMW V12 LMR. Пока летали «Мерседесы»

В истории BMW всего одна победа в марафоне «24 часа Ле-Мана», но, по иронии судьбы, этот успех пришел к баварцам в один из самых позорных дней в автоспортивной истории их главного конкурента – Mercedes-Benz.

После кризиса в первой половине 90-х Ле-Ман переживал едва ли не самый большой интерес к гонке среди автоконцернов. BMW были далеко не лишними на этом празднике жизни. После успеха McLaren F1 GTR, оснащенного мотором BMW, в гонке 1995 года в Мюнхене решили обратить на классический старт более пристальное внимание. В 96-м заводской поддержкой пользовалась команда Bigazzi, а годом спустя BMW Motorsport были официально представлены коллективом Schnitzer. К этому моменту из F1 GTR был выжат весь потенциал, а связь между McLaren и Mercedes-Benz становились все сильнее. К тому же осенью ’97 было объявлено об альянсе BMW с другой командой Формулы-1 – Williams. Старт совместного проекта был запланирован на 2000 год, но в BMW не хотели оставаться без большого автоспорта два года, поэтому договорились с Williams о создании прототипа для гонок на выносливость.

Со стороны Williams проектом занялась небольшая (по сравнению с численностью персонала, занятого Ф-1) группа инженеров во главе с Джоном Расселом. Патрик Хэд консультировал отдел лишь в отдельных вопросах, так как был сосредоточен на Формуле-1.

«Старт начала программы по созданию машины 1998 года был дан слишком поздно – в сентябре 1997 года, – вспоминает Джон Рассел. – Джейсон Соммервиль был ответственным за аэродинамику и первая модель, которую мы создали, показала хорошие результаты в аэродинамической трубе. Но в BMW, что было справедливо, ведь это был их проект и их деньги, хотели повлиять на дизайн. Когда они получили то, что хотели, мы сразу же потеряли часть прижимной силы, на которую мы рассчитывали, чтобы машина была конкурентоспособной».

BMW V12 LM экипажей Пьерлуиджи Мартини/Йоахим Винкельхок/Джонни Чекотто (#2) и Ханс-Йохаим Штук/Стив Сопер/Том Кристенсен (#1) во время «24 часов Ле-Мана» 1998 года

Как итог, первая ласточка BMW V12 LM получилась слишком тяжелой, сложной в управлении и просто недостаточно быстрой. Скромная тестовая программа привела к провалу на «24 часах Ле-Мана» ’98 – обе машины были сняты с марафона на седьмом часу после проблем с передними ступичными подшипниками.

Работа над ошибками была воплощена в новом прототипе BMW V12 LMR. Коллектив пополнил Грэм Хамфрис, занявший должность главного конструктора, а для того, чтобы в финальном облике автомобиля безошибочно угадывался BMW, баварцы наняли Питера Стивенса, дизайнера McLaren F1.

Питер Стивенс: «Моей задачей было сделать прототип красивым и привнести в дизайн традиционные для BMW элементы, но при этом аэродинамика не должна была пострадать. Патрик Хэд сказал: ‘Это гоночный автомобиль, зачем нам нужен чертов дизайнер?’ Я ответил, что мы будем использовать только те идеи, которые будут так же хороши в аэродинамической трубе, а может быть даже лучше. На самом деле, большинство из того, что предложил я, улучшило результаты в аэродинамической трубе. Например, передняя часть была ниже».

BMW V12 LMR

В результате, V12 LMR стал прототипом, задавшим стандарты на ближайшее десятилетие. Шасси представляло собой монокок из углепластика и алюминиевых сотовых структур, независимой подвеской на двойных поперечных рычагах с витыми пружинами Eibach, амортизаторами Sachs и стабилизаторами поперечной устойчивости. Масса нового прототипа составила менее 900 кг, разрешенных правилами, что позволило использовать балласт для изменения развесовки. Боковые секции носового обтекателя машины были ниже, чем центральная, что было сделано для подвода воздуха к воздухозаборникам системы охлаждения. Подобное решение встречалось и на других прототипах, например у Toyota GT-One, но только у BMW часть потока проходила через передний диффузор.

Использование одиночной дуги безопасности, располагавшейся за головой гонщика вместо одной широкой, стало настоящим прорывом в дизайне ле-мановских прототипов. Такое решение позволяло направить больше невозмущенного воздуха на заднее антикрыло и снизить аэродинамическое сопротивление. «Мы использовали пробел в правилах, касавшийся дуги безопасности, что потом стало стандартом, – поясняет Рассел. – Возможно, в реальности это не дает большого преимущества. Я не знаю точно, потому что мы никогда не делали сравнение, но это хорошо работало с большим воздухозаборником, который требовался двигателю BMW».

В движение V12 LMR приводил все тот же силовой агрегат, созданный Паулем Роше для McLaren F1: легкосплавные блок и головки, система VANOS, 4 клапана на цилиндр, распределенный впрыск топлива Bosch. В версии S70/3, впервые подготовленной для F1 ‘Longtail’, его рабочий объем был уменьшен до 5990 см³ (86 × 85,9 мм), но при этом масса агрегата была значительно снижена. Для двигателя P75, которым оснащался V12 LMR, был переделан картер, что позволило разместить двигатель ниже, изменены камеры сгорания, что повысило степень сжатия до 13,0:1, а так же обновлена система управления для лучшей экономичности.

По техническому регламенту двигатель должен был иметь два 32-милиметровых рестриктора на впуске, поэтому его максимальная мощность составляла 580 л.с./6500 об/мин, а крутящий момент – 670 Нм/4500 об/мин. Возможно, длинный и высокий (угол развала – 60°) V-образный 12-цилиндровый мотор был не самым лучшим выбором с точки зрения конструкторов шасси, но помимо впечатляющего крутящего момента, передававшегося на колеса посредством 6-ступенчатой секвентальной коробки передач X-track, он выигрывал у двигателей конкурентов в экономичности и был надежен.

В сезоне ’99 BMW Motorsport снова представлял Schnitzer, тогда как в Ле-Мане ’98 баварцы сотрудничали с итальянской командой Rafanelli. Помимо «24 часов Ле-Мана» в BMW планировали выступать на этапах «Американской серии Ле-Ман» (ALMS), поэтому первой гонкой для V12 LMR стали «12 часов Себринга». Два экипажа квалифицировались на первой и третьей позициях и хорошо начали гонку, но на седьмом часу гонки экипаж Пьерлуиджи Мартини/Янник Дальма/Йоахим Винкельхок попал в серьезную аварию и сошел с дистанции. Оставшийся в гонке экипаж в составе Тома Кристенсена, Йорга Мюллера и Юрки-Ярви Лехто довел дело до победы.

Экипаж Йорг Мюллер/Юрки-Ярви Лехто/Том Кристенсен на BMW V12 LMR – победители «12 часов Себринга» 1999 года

Знакомство BMW V12 LMR с Сартэ состоялось во время тестовой недели, где присутствовали сразу три прототипа, один из которых являлся арт-каром кисти американского концептуального художника Дженни Хольцера. По времени на круге BMW уступила лишь двум машинам Toyota, считавшимися фаворитами предстоящего марафона, и одному экзотическому переднемоторному Panoz, оснащенному Ford V8. Однако команда и не гналась за временем на быстром круге – главным козырем BMW была экономичность, как в отношении топлива, так и шин. Если Toyota на полном баке должна была проезжать 13 кругов, то V12 LMR – на круг больше. Так же в команде рассчитывали проводить по три отрезка на одном комплекте шин, но в Michelin все же не хотели так рисковать и рекомендовали менять покрышки через два отрезка. Еще одним преимуществом, позволявшим сократить время пит-стопа, являлись карбоновые тормозные диски Hitco, не требовавшие замены на протяжении всего марафона.

Арт-кар Дженни Хольцера на тестовой неделе в Ле-Мане 1999 года

Помимо BMW и Toyota бороться за победу в «24 часах Ле-Мана» ’99 собирались еще три заводские команды: Mercedes-Benz со своим CLR, Nissan с новым открытым прототипом R391 и Audi сразу с двумя автомобилями – открытым R8R и закрытым R8C. Плюс ко всему темной лошадкой считался неожиданно быстрый на тестах Panoz LMP1.

Квалификация предсказуемо осталась за экипажами на Toyota GT-One. Экипажу #17 Лехто/Кристенсен/Мюллер предстояло стартовать с третьей позиции, а вторая BMW под #15 (Мартини/Дальма/Винкельхок) должна была начинать марафон с шестого места. Со старта вперед ушли две Toyota, ведомые экс-пилотами Ф-1 Мартином Брандлом и Тьерри Бутсеном. BMW, после недолгой борьбы с двумя Mercedes, отпустили серебряные прототипы, желавшие потягаться с Toyota. На протяжении первой четверти дистанции две «Тойоты» и два «Мерседеса» вели борьбу во главе пелотона, но потом случился инцидент, положивший конец выступлениям Mercedes не только в гонке 1999 года, но и в Ле-Мане в целом. Перед поворотом Indianapolis машина Питера Дамбрека взмыла в воздух, перелетела ограждения и рухнула на деревья. Учитывая, что это был третий подобный инцидент с участием Mercedes-Benz CLR (в квалификации и на утренней разминке летал Марк Уэббер, после чего его экипаж так и не вышел на старт), вторая машина с трехлучевой звездой была снята с гонки.

«24 часа Ле-Мана» 1999. BMW V12 LMR экипажа Йорг Мюллер/Юрки-Ярви Лехто/Том Кристенсен (#17) между Toyota GT-One (#2, Тьери Бутсен/Ральф Келленерс/Алан МакНиш) и Mercedes-Benz CLR (#6, Бернд Шнайдер/Фрэнк Лагорс/Педро Лами).

До сегодняшнего дня нет официальной версии причины взлетов Mercedes-Benz CLR, а по неофициальной информации виноват аэродинамический просчет – длинный передний свес создавал подъемную силу, когда передняя часть машины приподнималась или подпрыгивала на кочках. В прессе в открытую критиковали руководство команды и концерна в том, что после двух инцидентов с участием Марка Уэббера было решено участвовать в гонке. При том, что в истории Mercedes-Benz есть черная страница с самой ужасной аварией в истории автоспорта, случившейся в Ле-Мане ’55.

Марк Уэббер: «Это было, как на взлете самолета. Я был пассажиром. Кольцо проложено в лесу. Я знал, что лобовое стекло очень тонкое и не проектировалось с учетом столкновения с деревьями. [После второго полета] я попробовал убедить руководство, что мы играем с огнем, я видел, что некоторые парни были реально взволнованы происходящим».

Питер Дамбрек: «Они консультировались с Эдрианом Ньюи и кое-что перенастроили (были установлены передние крылышки, предназначенные для дождливой погоды — прим. HWStar). Состоялся большой брифинг – мы говорили о том, что можем сделать, чем помочь. Мы говорили о том, чтобы не ехать близко к впередиидущей машине, но конкретное расстояние нельзя было измерить. Машина подпрыгивала везде. В гонке я понял, что у меня хороший темп и что я могу догнать Toyota. Я вышел из слип-стрима, когда понял, что я слишком близко, а потом это случилось. Я помню небо, красивое и чистое. Но я не помню, что я делал, отпустил ли руль. Я только подумал, что будет хороший удар. Жизнь не проходила перед моими глазами, ничего подобного не было, но одна мысль промелькнула: Уэббер уже делал это и с ним все было хорошо, что плохого может случиться?»

Взмывший в воздух Mercedes-Benz CLR Марка Уэббера

Следующими жертвами Ле-Мана стали гонщики Toyota: из-за прокола пришлось остановиться Брандлу, а ночью Бутсен попал в серьезную аварию, столкнувшись с круговым. Так в лидеры вышел экипаж Лехто, Кристенсена и Мюллера, а второй прототип V12 LMR ехал позади с отставанием в четыре круга. Казалось, что в BMW спокойно контролируют гонку, но ближе к полудню спокойствие нарушил Лехто, на большой скорости вылетевший в отбойник.

«В связке Porsche неожиданно сломался или просто лопнул пополам задний амортизатор, – вспоминает аварию Юрки-Ярви Лехто. – Я остался без рулевого управления. Стабилизатор поперечной устойчивости зацепил тросик акселератора. Нет управления и полный газ! Я не мог ничего поделать. Я был на пятой передаче. Я был пассажиром».

Возглавившие пелотон Мартини, Дальма и Винкельхок опережали последнюю оставшуюся в гонке Toyota экипажа Катаяма/Сузуки/Тсушия без малого на круг. За три часа до клетчатого флага японцы взвинтили темп, отыгрывая по 3 секунды на круге, но Винкельхок показал, что V12 LMR имеет резерв скорости. На последнем часу гонки наступила развязка – на машине Юкио Катаямы лопнула задняя покрышка. Как итог, по прошествии 24 часов BMW и Toyota разделило два круга. Закончивший гонку на третьем месте экипаж Пирро/Тиис/Биела на Audi R8R отстал от победителей на шесть кругов.

Пьерлуиджи Мартини, Янник Дальма и Йоахим Винкельхок на BMW V12 LMR – победители «24 часов Ле-Мана» 1999 года

Герхард Бергер, гоночный директор BMW Motorsport того периода: «За зиму была проделана отличная работа. В Williams построили машину, которая способна преодолеть всю дистанцию без поломок. Я помню, как на одном из собраний механики спрашивали, сколько времени уйдет на замену того или иного узла, но инженеры из Williams ответили, что ничего менять не придется, все агрегаты выдержат гонку. Машина получилась быстрой и очень надежной, к тому же она отлично выглядела. Безусловно, ключевым фактором стала команда Schnitzer и Чарли Ламм, но и гонщики были великолепны. Больше всего мне запомнилось, что в тот год в Ле-Мане участвовало множество автоконцернов. Это добавляет престижа и увеличивает ценность победы».

До конца сезона BMW продолжали выступать в ALMS, добившись еще трех побед в Сирс-Поинт, Лагуна-Секе и Лас-Вегасе. Правда, этого не хватило, чтобы завоевать титул, так как команда участвовала не на всех этапах серии. На будущий год BMW продолжила выступления в ALMS, одержав победы в Шарлотте и Сильверстоуне, но большинство этапов сезона ’00 были выиграны экипажами на новых прототипах Audi R8, при постройке которого были использованы некоторые идеи V12 LMR. В Ле-Ман BMW решила не возвращаться, сосредоточившись на Формуле-1.

При оформлении статьи использованы иллюстрации со следующих ресурсов сети Интернет: bmw.com, doubledeclutch.com, hiveminer.com, wheelsage.org, ouest-france.fr, redbull.com, press.bmwgroup.com

Автор: HWStar

BMW V12 LMR – StanceWorks

Несмотря на то, что BMW может претендовать на одну из самых известных и престижных гоночных родословных в истории, есть одна арена, в которой их результаты не соответствуют действительности. «24 часа Ле-Мана», старейшая в мире активная гонка на выносливость, считается одной из самых важных гонок в автомобильном мире. Прототипы Ле-Мана, также известные как Гран-при выносливости и эффективности, представляют собой высшую технологическую гонку среди автомобилей класса GT в битве за наибольшее количество кругов всего за 24 часа. С 90 лет и 90 событий за плечами, общая победа была одержана BMW только один раз. В 1999 году прототип BMW V12 «LMR» Le Mans Prototype одержал победу над Toyota с разницей в один круг. И так же быстро, как он появился, LMR остался в книгах по истории, участвуя в культовой гонке только один раз.

LMR родился как ответ на неудачную программу BMW V12 «LM» 1998 года. Однако сама программа LM стала результатом собственного успеха BMW. McLaren F1, который обычно считается одним из величайших автомобилей, когда-либо созданных, сохранил несколько рекордов серийных автомобилей в течение более десяти лет после его выпуска. Этот безнаддувный зверь, оснащенный 6,1-литровым двигателем V12 с углом развала цилиндров 60 градусов под названием BMW S70/2, по-прежнему считается одним из величайших достижений в истории автомобилестроения. McLaren F1 GTR, оснащенный слегка модифицированным S70/2, чтобы соответствовать правилам и нормам, одержал общую победу на 19-й гонке.95 24 часа Ле-Мана. Автомобили участвовали в гонках «24 часа» до 1997 года, когда они перестали быть конкурентоспособными. BMW, однако, по-прежнему считала свой S70/2 чем-то мощным и, в свою очередь, стала партнером WilliamsF1 для создания прототипа автомобиля для Ле-Мана в 1998 году. , чтобы построить шасси и подвеску, BMW представила свой величественный V12, используя тот же S70, что и McLaren, но вместо этого с 6-литровой конфигурацией. Чтобы рекламировать автомобиль, BMW обратилась к Schnitzer Motorsport, известному AC Schnitzer. К сожалению, партнерство изначально не было успешным. «LM» страдал от нескольких проблем: ужасные вибрации трансмиссии привели к тому, что BMW вытащил обе машины из 19-го числа.98 в Ле-Мане всего 60 кругов. После дальнейших испытаний было замечено, что автомобили страдали плохой аэродинамикой и не могли достаточно себя охлаждать. BMW отказалась от проекта LM и сразу же сосредоточилась на полной модернизации: V12 «LMR» 1999 года.

BMW, WilliamsF1 и Schnitzer вернулись к чертежной доске, сохранив только монокок из углеродного волокна и алюминиевых сот для своей модернизации 1999 года; сам кузов был полностью переработан. Основные изменения в автомобиле коснулись аэродинамики. Одним из основных недостатков LM был его неортодоксальный метод охлаждения: воздух выводился из-под автомобиля — решение, на которое, как оказалось, повлияла высокая температура окружающей среды на трассе. Чтобы исправить это, в LMR были установлены охлаждающие каналы на крыше автомобиля. И в решении, использующем лазейку, LMR имел только один обруч над головой водителя, а не тот, который охватывал всю кабину, как у LM. Этот смелый шаг позже стал одним из основных элементов дизайна прототипа Ле-Мана на некоторое время. Преимущество? Меньшее сопротивление, а меньшее сопротивление означает большую скорость. Это также позволяло большему потоку воздуха проходить через задний спойлер, увеличивая прижимную силу.

Двигатель был сохранен для проекта LMR — теперь он называется S70/3, 5990-кубовый V12 вернулся с мощностью 590 лошадиных сил и крутящим моментом более 500 фунт-фут — меньше, чем у дорожного автомобиля McLaren, который он когда-то приводил из-за ограничений на впуске. и объем, но достаточно, чтобы разогнать автомобиль до ошеломляющей скорости 214 миль в час на Mulsanne Straight. -18 гоночные шины Michelin.

Компания Williams построила четыре автомобиля LMR, два из которых дебютировали в гонке «12 часов Себринга», организованной BMW Motorsport и Schnitzer как команда из двух автомобилей. Автомобили были впечатляющими, пожирая возможности своего предшественника. LMR занял поул-позицию в квалификации, и машины лидируют в первой половине гонки на выносливость. Исход гонки был горько-сладким; в то время как один LMR одержал общую победу, направив наследие LMR на правую ногу, шасси LMR № 001 потерпело катастрофическую аварию — достаточных повреждений, чтобы решить его судьбу, и больше никогда не участвовать в гонках.

Тем не менее, Себринг был всего лишь вымогательством. Команда вернулась в Европу, чтобы начать подготовку к гонке, для которой были созданы автомобили: «24 часа Ле-Мана». Все три оставшихся LMR были подготовлены к испытаниям, одним из которых был BMW Art Car, раскрашенный художницей Дженни Хольцер. LMR смог установить 4-й самый быстрый круг во время тренировки, несмотря на «недостаток» открытой кабины. В то время как открытая кабина более экономична (что может оказаться более важным в гонках на выносливость), автомобили с закрытой кабиной часто оказывались быстрее на одном круге.

Вскоре подошла квалификация, и на трассу вышли два подготовленных к гонке LMR. Toyota GT-One удалось занять второе место у LMR в квалификации — BMW знала, что Toyota окажется грозным соперником после их тренировок, и результаты квалификации подтвердили их опасения. С подтвержденными местами № 3 и № 6 в стартовой решетке BMW и Schnitzer пристегнулись к долгому пути. Первая половина гонки прошла исключительно, как и планировалось: автомобили V12 LMR выстояли против соперников с закрытой кабиной из Toyota, Nissan, Audi и Mercedes Benz, у которых были проблемы с надежностью или жертвы аварий.

Только когда команда приблизилась к концу гонки, у них не было работы. LMR № 17 пострадал от последствий заклинивания дроссельной заслонки, разбился на поворотах Porsche, и только LMR № 15 остался бороться за победу. Пилотируемая Иоахимом Винкельхоком, Янником Далмасом и Пьерлуиджи Мартини, машина должна была сразиться лицом к лицу с единственной оставшейся Toyota. Хотя на первом месте LMR был всего на один круг впереди GT-One, идя по пятам за LMR. Однако боги гонок благосклонно относились к BMW, а у Toyota на высокой скорости лопнула шина. Победа была достигнута с отрывом в один круг.

Успех между BMW и WilliamsF1 снова вывел BMW на рынок Формулы-1, предоставив двигатели для автомобилей Williams. Решение BMW сосредоточиться на Формуле-1 означало, что LMR не будет участвовать в кампании в Ле-Мане в 2000 году. Вместо этого LMR будут соревноваться в американской серии Ле-Ман, в которой они участвовали, но потерпели поражение от Audi и их победы в Ле-Мане 2000 года. R8 почти в каждом раунде. Для Петит-Ле-Мана арт-кар Holzer снова был представлен, чтобы дебютировать в гонках впервые с 19-го века.99 тестов в Ле-Мане, и 3 машины старались изо всех сил. Тем не менее, одна машина врезалась в боковые барьеры после потери прижимной силы и переворота назад — только Art Car смог финишировать, и на пятом месте это не было подиумом. Затем автомобили были списаны; однако, в отличие от предшественника LM, BMW решила не продавать LMR своим клиентам.

Итак, здесь сидит один из двух оставшихся гонщиков с разрушенным шасси № 001 и арт-каром Holzer под номером 004. Всего за два года BMW перешла от программы создания прототипов к общей победе в Ле-Мане, но так же быстро взгляды BMW снова изменились. BMW LMR — это всего лишь вспышка в истории автоспорта BMW, но она будет оставаться их единственной победой в Ле-Мане… до тех пор, пока желание победить не возникнет снова.

 

 

BMW V12 LMR — единственный баварский автомобиль, выигравший Ле-Ман

BMW V12 LMR стал единственным автомобилем баварского производителя, выигравшим самую престижную гонку в мире — Ле-Ман 24 Часы. После того, как оба BMW V12 LM не смогли финишировать в гонке «24 часа Ле-Мана» 1998 года, баварский производитель решил разработать более надежный и быстрый автомобиль для следующего года.

Аэродинамика была главной проблемой предыдущего BMW

Базовая структура предыдущей модели BMW была сохранена, но весь кузов был полностью новым. Аэродинамика была главной проблемой V12 LM, поэтому дизайнеры Джон Рассел, Джейсон Соммервилль, Грэм Хамфрис и Питер Стивенс начали работу с нуля.

BMW V12 LMR

BMW V12 LMR забирал охлаждающий воздух с верхних поверхностей, а не снизу. Спорной особенностью было включение единственного кольца для опрокидывания, расположенного сразу за сиденьем водителя, что было сделано с использованием лазейки в правилах прототипа Ле-Мана. Это решение обеспечило гораздо более чистый поток воздуха к заднему крылу и большую прижимную силу. Шасси и подвеска для V12 LMR были изготовлены компанией Williams, старая силовая установка все еще была достаточно хороша, но что касается механики, то особых изменений не произошло.

Успешный дебют в Себринге в 1999 году

Ответственность за управление автомобилями была передана Schnitzer Motorsport, вероятно, лучшей в мире команде, поддерживаемой BMW. 24 часа Ле-Мана не были единственной обязанностью, поскольку Шнитцер также должен был подготовить автомобили для американской серии Ле-Ман, а новый автомобиль BMW был подготовлен к дебюту в начале 1999 года в 12 часах Себринга.

Кабина BMW V12 LMR

BMW V12 LMR под управлением Дж. Дж. Лехто, Тома Кристенсена и Йорга Мюллера выиграл гонку, стартовав с поула, а второй автомобиль Пьерлуиджи Мартини, Янника Далмаса и Йоахима Винкельхока сошёл с дистанции. Первый сезон ALMS был довольно хорошим после того, как были одержаны еще три победы в Сономе, Лагуна-Сека и Лас-Вегасе. BMW Schnitzer Motorsport завершила сезон, заняв второе место, уступив Panoz Motor Sports всего на два очка.

Подготовка к триумфу в «24 часа Ле-Мана» 1999 года

Однако приоритетом сезона был триумф в «24 часа Ле-Мана». В первой тестовой сессии BMW V12 LMR был 4-м, медленнее прототипов с закрытой кабиной, но с лучшей топливной экономичностью. В квалификации BMW V12 LMR заняли 3-е и 6-е места соответственно, и только Toyota GT-One были быстрее. На (печально) знаменитом Mulsanne Straight of Circuit de la Sarthe автомобили BMW разгонялись до 342 км/ч.

BMW S70 6,0 л двигатель V12

Оба автомобиля BMW V12 LMR лидировали на протяжении всей гонки, отлично выступая против автомобилей с закрытой кабиной, таких как Mercedes, Toyota, Audi и Nissan. В последние часы гонки один из BMW выбыл из строя после того, как Джей Джей Лехто попал в серьезную аварию из-за застрявшей дроссельной заслонки. Тем не менее, другая машина с Винкельхоком, Мартини и Далмасом лидировала и сражалась с одной из Toyota. В итоге автомобиль BMW V12 LMR №15 выиграл гонку, опередив Toyota GT-One на один круг.

Первая и единственная победа BMW в Ле-Мане была в 1999 году.

Это была первая и до сих пор единственная победа BMW в самой известной гонке мира. Однако на этом жизнь BMW V12 LMR не закончилась, поскольку в 2000 году автомобили снова участвовали в гонках Американской серии Ле-Ман.

Еще один год в Американской серии Ле-Ман и еще одно 2-е место для BMW год в ALMS был не так хорош, как первый.

BMW вошла в Формулу-1 в качестве поставщика двигателей для команды Williams, и это стало приоритетом. С небольшим развитием и еще более сильным присутствием Audi, BMW класса 1999 испытывал трудности в 2000 ALMS, но все же занял второе место с двумя победами, одержанными Лехто и Мюллером на гоночной трассе Charlotte Motor Speedway и в Сильверстоуне. Было ясно, что BMW потеряла интерес, когда не отправила ни одной машины для защиты титула в Ле-Мане.

BMW V12 LMR два года успешно участвовал в соревнованиях ALMS

В конце года автомобили BMW V12 LMR были сняты с гонок после того, как оправдали ожидания. BMW V12 LMR повлиял на дизайн прототипа, потому что почти все автомобили LMP в будущем до 2006 года имели одинарную дугу безопасности9.0003

BMW v12 LMR Технические характеристики

Длина : 4650 мм
Ширина : 2000 мм
высота : 1020 мм
Вес : 914,5 KG
9. задняя подвеска : Двойные поперечные рычаги, цилиндрические пружины, приводимые в действие толкателем, над амортизаторами, стабилизатор поперечной устойчивости
Коробка передач : X-Trac 6-ступенчатая секвентальная
Рулевое управление : Реечная шестерня, усилитель
Тормоза : Углеродно-керамические диски Hitco, универсальные
Привод : Задний привод
Двигатель : 5900 куб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *