Комсомольская правда
Результаты поиска
АвтоАвтоновостиАвтожизньАвтоклассика
Андрей ГРЕЧАННИК
12 апреля 2016 12:00
Ее подарили космонавту за первый полет
Гагарину выдали автомобиль с гос. номером 78-78 МОД, хотя предание гласит, будто номер подаренной ему советским правительством содержал цифры даты полета и инициалы — 12-04 ЮАГ.Фото: скриншот сайта
Черный седан ГАЗ-21, автомобиль 1960 года «рождения», хранится сейчас в доме-музее первого космонавта в г. Гагарин Смоленской области.
«Волга» Юрия Гагарина была подарком правительства за успешный полет в космос. Эксклюзивность автомобиля заключалась в том, что внутренняя отделка салона выполнена в небесно-голубом цвете. На этой машине Юрий Алексеевич проездил до момента своей гибели, потом (осенью 1970 года) вдова первого космонавта Валентина Ивановна Гагарина передала автомобиль в музей на вечное хранение.
— Именно с этой машиной никакие необычные истории или курьезы не связаны.
— А тогда было специальное распоряжение Совета министров СССР о бытоустройстве космонавта, автомобиль входил в обязательный перечень подарков Юрию Гагарину. Все остальные космонавты также получали «Волги» от правительства. Позже это были уже другие модели, но так продолжалось вплоть до распада СССР.
У Гагарина, как и у любого обычного советского человека, были фото с этой машиной — с дочерью Галиной, с друзьями. Он ездил на своей «Волге» на малую родину, словом, использовал как обычный автомобиль.
КСТАТИ
Была у Гагарина и иномарка — спортивная Matra-Bonnet Djet V S небесно-голубого цвета, которую ему подарили французы в 1965 году. Красивое купе с 1,1-литровым 90-сильным мотором от Renault.
Правда, ездил он на ней крайне мало, потом машина «уехала» к частному коллекционеру в Прибалтику.А в качестве служебной машины к Гагарину был прикреплен скромный «газик» — ГАЗ-69, персональным водителем был сержант из соседней войсковой части.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 12 апреля 2017
Привет! Сегодня мы отмечаем день, когда человечество впервые осуществило полет в космос. Сделало это огромное количество людей, но большинству известны две фамилии: Королев и Гагарин. Первый сделал этот полет возможным, второй его осуществил. Отдавая дань уважения первому космонавту в мире, я посвящу программу его автомобилю – «Волге» ГАЗ-21. А поможет мне вспомнить интересные факты мой товарищ, коллега, писатель Иван Падерин.
Александр Гусаров: Сегодня День космонавтики, и, естественно, мы всех поздравляем! Думаю, ты тоже присоединяешься к поздравлениям.
Иван Падерин: Еще как!
Александр Гусаров: Разговор у нас сегодня с тобой пойдет о 21-й «Волге», которую подарили Гагарину.
Иван Падерин: Я сразу о ней подумал.
Александр Гусаров: Насколько я знаю, у него сначала не было прав, а потом они появились – после полета, да?
Иван Падерин: Да. После полета он быстро сдал на права, потому как была машина: пока ее не было, не было и смысла получать права. Уже 18 апреля 1961 года, спустя 6 дней после полета, специальным постановлением Совета министров СССР, Гагарину в числе большого количества подарков была подарена и «Волга». Автомобиль ГАЗ-21 в ту пору был единственной машиной среднего класса в стране и считался непозволительной роскошью для 99% населения. Это было что-то «за гранью»: дальше «Волги» машины не было, это был потолок мечтаний советского человека, и в 1961 году Юрий Алексеевич Гагарин стал обладателем этой машины.
На самом деле, об автомобиле ходило множество легенд: что он какой-то специальный, особой серии, по спецзаказу… Но, вы будете удивлены, это обычная серийная машина, предназначенная для эксплуатации внутри Советского Союза: с нефорсированным мотором, приспособленным под советский низкокачественный бензин. Это модель 21И, которая имела всего 70 лошадиных сил. Это даже не экспортный вариант, заточенный на работу на качественном топливе, это обычная серийная «Волга», которых уже к тому времени выпускалось в день по 100 с лишним штук. Примечательно то, что за этим, может быть, действительно стоит какая-то конспирологическая теория: машина для Юрия Алексеевич Гагарина была выпущена не в 1961 году, а задолго до – может быть, месяцев за 9 до полета и до момента дарения. Машина выпуска, судя по номеру шасси, лета 1960 года, то есть машина порядка 9-10 месяцев еще где-то стояла, дожидаясь своего звездного часа.
Машина обычная, черная – это престижный цвет, номенклатурный. Она в улучшенном исполнении: у нее хромированные молдинги. В числе ее особенностей долгое время считался голубой интерьер – считалось, что это цвет авиационного околыша на фуражке, цвет авиационных погон, цвет неба. Машина сохранилась – я ее в первый раз снимал для книги в 2005 году и, наверное, был первым, кто проник внутрь этой машины. Но в 2011 году к 50-летию полета машину отреставрировали, с тех пор я ее не видел и не могу сказать, в каком она состоянии. В 2005 же она была в достаточно запущенном, плачевном виде. Я надеюсь, что сейчас все изменилось.
Кстати, 8 июня 2015 года я рассказывал о другом автомобиле Юрия Алексеевича Гагарина. Всех причастных ко Дню космонавтики я хочу поздравить отдельно! С праздником вас! Всего доброго! До свидания!
Опубликовано 12 апреля 202112 апреля 2021
Россия в понедельник отметила 60-летие легендарного полета, в результате которого Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе и стал предметом национальной гордости миллионов соотечественников.
Полет Гагарина 12 апреля 1961 года стал историческим достижением Советского Союза, который победил Соединенные Штаты в напряженной гонке за запуск первого человека в космос.
Полет был ограничен одним витком из-за вопросов о невесомости, Гагарин должен был выпрыгнуть из капсулы на обратном пути, так как система мягкой посадки еще не была готова.
В письме к жене Валентине Гагарин просил ее воспитать дочерей «не маленькими принцессами, а настоящими людьми» и не стесняться выйти замуж во второй раз, если его миссия окажется фатальной.
«Поехали!» (Поехали!), — кричал космонавт, взлетая в 9:07 по московскому времени 12 апреля 1961 года. , ретроградная ракета и разделение модулей.
Но полет прошел благополучно, и Гагарин стал мальчиком с плаката коммунистического мира и до сих пор остается национальным кумиром спустя 53 года после его гибели в авиакатастрофе на учебном самолете.
Гагарин выпрыгнул, как и планировалось, и прыгнул с парашютом на поле у реки Волги примерно в 720 км (450 миль) к юго-востоку от Москвы.
14 апреля космонавта доставили в Москву, где его встретил советский лидер Никита Хрущев и отвез в город по шоссе, усеянному ликующими русскими.
Погиб 27 марта 1968 года в результате крушения истребителя МиГ-15, на котором он летал, в районе города Новосёлово.
Космический корабль «Восток», похожий на тот, на котором Юрий Гагарин и другие космонавты облетели Землю, выставлен на всеобщее обозрение в Москве 29 апреля 1968 года. [AP Photo]Реклама
Российская ракета «Восток» на пусковой установке. Главный конструктор космического корабля «Восток» Сергей Королев стремился закрепить советское преимущество в космосе после теракта 19 октября.57 запуск первого в мире искусственного спутника Земли. [AP Photo] Советский лидер Никита Хрущев (справа) приветствует космонавта майора Юрия Гагарина в аэропорту Внуково в Москве в пятницу, 14 апреля 1961 года. [Информационное агентство ТАСС через AP] Гагарин, стоящий в открытой машине, машет толпе зрителей когда он въезжает в Лондон из лондонского аэропорта, вторник, 11 июля 1961 года. [AP Photo]Гагарин держит золотую медаль, присужденную ему Британским межпланетным обществом после его пресс-конференции на советской выставке в Эрлс-Корт, Лондон. Великобритания, 11, 19 июля61. [Боб Диар/AP Photo] Кубинский лидер Фидель Кастро (слева) открывает коробку российских сигарет, сидя рядом с российским космонавтом Гагариным на приеме во время четырехдневного празднования в посольстве России в Гаване, среда, 26 июля. 1961. [AP Photo]Advertisement
Валентина В. Терешкова, первая женщина, вышедшая на орбиту Земли, с Гагариным, первым мужчиной, вышедшим на орбиту Земли, во время пресс-конференции, которую они провели в здании Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке 16 октября 1963 года. [AP Photo] Успешный полет на одну орбиту 12 апреля 19 года.61, сделал 27-летнего Гагарина национальным героем и закрепил советское превосходство в космосе, пока США более восьми лет спустя не отправили человека на Луну.Гагарин не знал, что пылающий ад, который он наблюдал через иллюминатор, был облаком плазмы, поглотившим Восток-1 во время его повторного входа в атмосферу Земли, и он все еще был на пути к благополучному возвращению.
Именно его спокойное самообладание под давлением помогло ему стать первым человеком в космосе 60 лет назад.
Стальной самоконтроль Гагарина стал ключевым фактором успеха его новаторского 108-минутного полета. Миссия 12 апреля 1961 года столкнулась с сбоями и аварийными ситуациями — от того, что люк капсулы не закрывался должным образом непосредственно перед взлетом, до проблем с парашютом в последние моменты перед приземлением.
С тех пор, как 20 пилотов советских ВВС были отобраны для подготовки к первому пилотируемому космическому полету, Гагарин благодаря своей спокойной манере поведения, быстрой обучаемости и лучезарной улыбке стал одним из первых фаворитов.
За два дня до старта 27-летний Гагарин написал прощальное письмо своей жене Валентине, поделившись своей гордостью за то, что его выбрали для полета на Востоке-1, но также пытаясь утешить ее в случае его смерти.
«Я полностью доверяю оборудованию, оно не должно меня подвести. Но в случае чего, прошу Валюшу, не ломайся от горя», — написал он, используя для нее никнейм.
Власти сохранили письмо и передали его вдове Гагарина семь лет спустя после его гибели в авиакатастрофе. Она больше никогда не выходила замуж.
Новаторский полет Гагарина по одной орбите сделал его героем Советского Союза и международной знаменитостью. После вывода на орбиту первого в мире спутника с успешным запуском спутника в октябре 1957 года советская космическая программа поспешила закрепить свое господство над Соединенными Штатами, отправив человека в космос.
«Задача была поставлена, и люди спали в своих кабинетах и заводских цехах, как в военное время», — вспоминал Федор Юрчихин, российский космонавт, совершивший в итоге пять космических полетов.
Когда советская ракетно-космическая программа стремилась победить американскую, в 1960 году она потерпела ряд неудачных запусков, в том числе катастрофический взрыв на стартовой площадке в октябре, унесший жизни 126 человек. Среди пострадавших есть командующий ракетными войсками маршал Митрофан Неделин.
Как и Гагарин, советские чиновники были готовы к худшему. Не было установлено никакой системы безопасности, чтобы спасти космонавта в случае очередного взрыва ракеты при старте или после него.
Власти разработали три варианта бюллетеня о полете Гагарина для официального информационного агентства ТАСС: один сообщает об успешном полете, другой — в случае возникновения проблем и третий — о миссии, завершившейся катастрофой.
Помимо потенциальных отказов двигателей и других неисправностей оборудования, ученые поставили под сомнение способность человека выдерживать условия космического полета. Многие опасались, что пилот может сойти с ума на орбите.
Советские инженеры подготовились к такой ситуации, разработав полностью автоматическую систему управления. В качестве дополнительной меры предосторожности пилот получит запечатанный конверт с секретным кодом для активации ручного управления капсулой. Теория заключалась в том, что человек, который может ввести код, должен быть достаточно вменяемым, чтобы управлять кораблем.
Однако всем участникам космической программы Гагарин настолько нравился, что старший инструктор и главный инженер независимо друг от друга поделились с ним секретным кодом перед полетом, чтобы избавить его от возни с конвертом в случае чрезвычайной ситуации.
Проблемы начались сразу после того, как Гагарин попал в «Восток-1», когда не загорелась лампочка, подтверждающая закрытие люка. Работая в бешеном темпе, ведущий инженер и его коллега выкрутили 32 винта, нашли и починили неисправный контакт и вставили винты обратно как раз к запланированному запуску.
Сидя в капсуле, Гагарин насвистывал мелодию. «Поехали!» — «Поехали!» — крикнул он, когда ракета взлетела.
В качестве еще одной меры предосторожности орбита была спланирована таким образом, чтобы космический корабль спускался самостоятельно через неделю, если из-за отказа двигателя корабль сел на мель. Вместо этого сбой привел к переходу на более высокую орбиту, что привело бы к гибели Гагарина, если бы на этом этапе двигатель вышел из строя.
Полный охват: Наука
Хотя двигатель работал, как и планировалось, чтобы отправить корабль домой, потеря топлива привела к неожиданному входу в атмосферу и более высокой скорости, из-за чего корабль бешено вращался в течение 10 мучительных минут.
Позже Гагарин сказал, что чуть не потерял сознание, когда испытал перегрузку, в 10 раз превышающую силу притяжения. «Был момент, длившийся две-три секунды, когда перед моими глазами начали меркнуть инструменты, — вспоминал он.
Увидев облако огненной плазмы вокруг своего корабля при входе в атмосферу, он подумал, что его корабль горит.
Система мягкой посадки еще не была разработана, поэтому Гагарин катапультировался из модуля в скафандре и раскрыл парашют. Во время спуска ему пришлось возиться с залипающим клапаном на скафандре, чтобы начать дышать наружным воздухом. В дополнение к основному парашюту раскрылся запасной парашют, из-за чего ему было трудно контролировать спуск, но он благополучно приземлился на поле у реки Волги в Саратовской области.
Гагарин был доставлен в Москву на героический прием, приветствовавшийся советским лидером Никитой Хрущевым и встреченный восторженными толпами, приветствовавшими его полет как триумф наравне с победой во Второй мировой войне. За годы до своей смерти в возрасте 34 лет он купался в лучах мировой славы, посетив десятки стран, чтобы отпраздновать свою историческую миссию.
«Колоссальный пропагандистский эффект запуска спутника и особенно полета Гагарина был очень важен», — сказал московский эксперт по авиации и космонавтике Вадим Лукашевич. «Мы внезапно победили Америку, хотя наша страна еще не оправилась от огромного ущерба и жертв» Второй мировой войны.
Гагарин погиб в авиакатастрофе 27 марта 1968 года. Не прошло и 16 месяцев, как США победили Советский Союз в космической гонке, отправив астронавта на Луну.