Volkswagen Transporter, изначально придуманный как универсальный автомобиль для жителей послевоенной Германии, получился настолько удачным и так ловко попал в исторический контекст, что из простенького авто превратился в настоящий культурный феномен. На этих микроавтобусах путешествовали хиппи, в них жили музыканты, поэты и бунтари, их использовали для агитации политические активисты — воистину универсальный автомобиль, правда немного не в том смысле, каким он задумывался.
Рассказываем о том, как Transporter стал символом контркультуры.
Volkswagen Т1Первый микроавтобус Volkswagen T1 был выпущен в 1950 году. Это был семейный автомобиль, но с помощью нехитрых модификаций он легко превращался в грузовичок — идеальный вариант для обывателя, живущего в разбитой послевоенной ФРГ. Разумеется, позволить себе такое авто мог не каждый, однако конструкторы постарались максимально упростить и тем самым удешевить ходовую часть.
Трансмиссия Т1 была взята от Volkswagen Beetle, того самого малолитражного «жука», придуманного Гитлером для нехитрых нужд рядовых бюргеров. 4-х цилиндровый двигатель с задним приводом на 25 лошадиных сил и барабанные тормоза тоже перешли от «жука», по сути отличие было лишь в раме — на «транспортер» был установлен несущий кузов, опиравшийся на многозвенную раму. Даже при весьма скромной мощности движка Т1 мог перевозить 850-950 килограмм в зависимости от модификации. На родине его ласково прозвали Volkswagen Bulli (сокращение от Buslieferwagen, в переводе Bus — автобус, Lieferwagen — автомобиль для доставки товаров).
В 1967 году вышел в свет преемник Т1 — все такой же недорогой, но еще более мощный и вместительный Т2. Часть производства перенесли в Бразилию, примерно в то же время новый немецкий микроавтобус начал массово поступать с завода в Ганновере и в США.
Volkswagen Т2Маркетинговый подход Volkswagen к линейке Т2 был примерно таким же, как в свое время и с «жуком» — это простой по стилю и максимально полезный транспорт для дома, работы и выездов на пикники. В Соединенных Штатах он подавался как экономичная альтернатива семейному универсалу, чем мгновенно подкупил тысячи и тысячи людей. Мало того, что Т2 был недорогим, так еще и ремонтировать его можно было даже в поле — настолько он просто устроен.
Плюс, его можно было легко кастомизировать. Американцы быстро начали модифицировать микроавтобус под собственные нужды, оборудуя «транспортеры» кроватями, раковинами и всевозможным декором для дальних поездок по стране. В Volkswagen это учли и вскоре начали выпускать специальные комплекты под автомобили для кемпинга.
Постепенно авто приобрело культовый статус и у маргинальных групп. Его причудливый дизайн так понравился местным хиппи, что микроавтобус превратился для них не просто в удобный транспорт, на котором можно путешествовать и где можно жить, но и в настоящий символ контркультуры.
60-е годы, наполненные духом бунтарства, отказа молодежи от потребительства и политики милитаризма, проводимой американскими властями, стали для Volkswagen Т1 и Т2 золотым веком. Музыканты, художники, писатели, серферы и прочие искатели приключений разукрашивали микроавтобусы цветами и знаками мира, выезжали на хайвэи и отправлялись в путь, порой сами не зная, что ждет их впереди.
Embed from Getty Images
Embed from Getty Images
Embed from Getty Images
Сотни и сотни Т1 и Т2 курсировали по США туда-сюда — по фестивалям, коммунам и политическим акциям. И если обыватели обставляли авто по-простому, для семейных пикников, то фантазия хиппи не ограничивалась диванчиками и столиками — в микроавтобусы ставили акустическую аппаратуру, стойки для кальянов и бонгов, а некоторые и вовсе оборудовали себе настоящее ложе любви — огромные мягкие матрасы, которые при помощи неоновой подсветки быстро превращались в места для оргий.
Надпись: «Не смейтесь, леди, тут может быть ваша дочь»Любопытно, что Volkswagen не расценивал такие кастомизации как удар по имиджу. В 1995 году, когда умер фронтмент группы Grateful Dead Джерри Гарсия, компания выпустила серию плакатов со стекающей с фары Т2 слезой — тем самым Volkswagen почтил память не только великого музыканта, но и ушедшей эпохи.
В 60-е и многим позже микроавтобусы использовались и всевозможными политическими активистами. Один автомобиль выделяется особо — на нем ездили по штату Южная Каролина Исав и Джейни Дженкинс, известнейшие борцы за гражданские права чернокожих. Они годами возили афроамериканских детей в школы, а взрослых на работу — во времена сегрегации на Юге это было крайне опасным делом.
Как говорит старший куратор Национального музея истории и культуры афроамериканцев Уильям Претцер, во время переездов парочка успевала учить пассажиров основам права:
«Исав водил микроавтобус, а Джейни обучала всех конституции Южной Каролины. Они хотели, чтобы люди знали свои права, чтобы они могли постоять за себя. Исав и Джейни делали это годами».
Теперь части этого проржавевшего и выцветшего зеленого микроавтобуса Т2 выставлены в музее, который открылся в 2016 году в Вашингтоне. На задней двери до сих пор сохранилась надпись, оставленная Дженкинсами: «Любовь — это прогресс. Ненависть стоит дорого».
Микроавтобусы Т1 и Т2 пережил в США бурные времена, но в конце концов социальная революция утихла, а вместе с ней потерялся и интерес общества к автомобилю — некоторые энтузиасты все еще живы, однако производство классических микроавтобусов прекратилось в 2014 году. Тем не менее, «транспортер» до сих пор остается символом бунта, хиппи, эпохи великой любви и великих потрясений, с которым по влиянию и популярности в масс-культуре не сравнится ни одно транспортное средство в мире.
Наука и техника
Как бюргеры сделали американцев бродягами, беспаспортными и безработными. И при чем тут Порше?
31 марта 2022
Странноватые молодые люди в ярких обносках, носители тихого социального протеста против современного им уклада жизни, воевать не умели и не любили. Есть некая добрая ирония в том, что одним из символов самого мирного движения на планете стал Volkswagen Type 2. «Хиппибус» не появился бы на свет без участия того, кто развязал самую страшную войну в истории человечества.
Первый микроавтобус в истории Volkswagen породил на свет не только множество последователей, из которых, собственно, класс микроавтобусов и сформировался. Благодаря невиданной популярности среди праздношатавшихся «детей цветов» Volkswagen Type 2 (или VW Transporter T1) стал родоначальником целой идеологии, число последователей которой продолжает расти и по сей день. О том, чтобы переселиться в кемпер и заняться караванингом, задумывался каждый, кто хоть раз ощущал в ногах зуд путешественника (дома на колесах строят даже на базе Lada Granta!). А началась эта история задолго до того, как первый хиппи сорвал первый цветок, — еще в 1934 году.
Перед началом Второй мировой войны глава нацистской Германии Адольф Гитлер озадачил знаменитого конструктора Фердинанда Порше идеей пересадить всю страну с мотоциклов на автомобили — пусть простенькие, но полноценные. Итогом мозгового штурма стал знаменитый «Жук», рекордсмен Книги рекордов Гиннесса и один из самых долгоживущих автомобилей. А первый свой микроавтобус немцы из Volkswagen построили как раз из его агрегатов.
Читай также
Заводская легенда приписывает, впрочем, идею создания «буса» вовсе не конструкторам завода, а одному из голландских дилеров VW. Якобы он однажды увидел в Вольфсбурге самоходную платформу, которую рабочие завода сваяли из деталей «Жука» для перевозки запчастей, и загорелся мыслью построить по аналогичным принципам нечто пассажирское. Именно поэтому у «хиппибуса» водитель сидит спереди, а двигатель находится в «багажнике» — ровно по тем же принципам были сконструированы и «Жук», и первые суперкары Porsche.
Таким образом, у микроавтобусов всего мира есть официальный день рождения — 23 апреля 1947 года, когда голландец Бен Пон набросал в блокноте первый эскиз будущего «Транспортера». Правда, выпуск его начался лишь три года спустя: на заводе ждали, когда слегка разгрузится конвейер по сборке «Жуков». К этому моменту Volkswagen уже всерьез пытался закрепиться в США.
Пробиваясь на американский рынок, многие производители из Старого Света строили свою стратегию продвижения на противопоставлении американским дредноутам: дескать, любой европейский автомобиль компактнее, дешевле и экономичнее этих ваших прожорливых и неповоротливых хардтопов. А если жена по дороге в супермаркет расквасит его о дерево, то и не жалко. И это не шутка: рекламируя в Америке свой «Жук», немцы активно использовали образ жены-растяпы, после поездок которой чинить VW будет значительно дешевле, чем «Крайслер» или «Олдсмобиль».
Покорил американцев и Transporter T1 не только вместительностью, но и предельной простотой и дешевизной обслуживания. Ты спросишь, при чем тут хиппи? Ведь мировоззрение не связанных пропиской «детей цветов» предполагало скорее путешествия автостопом, чем собственный автомобиль. Все очень просто, ответим мы. Переезжать с хеппенинга на сейшен большой компанией куда удобнее в личном автобусике, а к моменту появления в США первых хиппи подержанные VW T1 стоили не дороже банки кока-колы. К тому же починить их в чистом поле мог даже оголтелый любитель свободы и расширения сознания. Вот и заколесили по Калифорнии и Неваде под музыку Леннона, Маккензи и Моррисона раскрашенные в самые немыслимые цвета «хиппи-бусы» с огромной литерой W на передней части.
Со временем VW T1 стал настолько популярен, что превратился в одну из икон движения: в «хиппибусах» жили, любили, заводили детей и умирали, задумывали великие арт-проекты и окончательно разочаровывались в жизни… Вполне возможно, не появись в США Volkswagen Transporter, движение хиппи осталось бы социологическим курьезом, а так распространилось по всей Америке и далее по миру. По сути, VW привил любовь к путешествиям на колесах целому поколению, несмотря на то что это были довольно неторопливые путешествия. Моторчик «хиппибуса» даже в лучшие времена развивал скромные пять десятков «лошадей».
Читай также
Надо отметить, что тему семейных «дальнобоев» на автомобиле сам Volkswagen тоже продвигал весьма активно (и делает это до сих пор): у «Транспортера» была не только роскошная версия Samba (с 23 окнами!), но и ряд модификаций для караванинга, производством которых по контракту с VW занималось ателье Westfalia Werke. Помнишь знаменитую откидывающуюся вверх палатку-крышу? Вот-вот.
Популярность Volkswagen Transporter T1 в США была настолько велика, что если сегодня озадачиться вопросом покупки умеренно живого экземпляра тех лет, проще и дешевле сделать это не в Германии, на родине модели, а в Северной Америке. Некоторые из них помнят еще Вудсток. Сама же идея семейного микроавтобуса оказалась настолько жизнеспособной, что Transporter успел сменить шесть поколений. Долгожитель! Правда, с течением времени он, что называется, заматерел и из массового дешевого «бусика» превратился в уважаемого и авторитетного члена автомобильного сообщества. Но молодежную истерию по поводу «хиппибуса» в VW не забыли.
Сейчас немцы собираются предложить молодым покупателям попробовать почти то же самое блюдо, но по современной рецептуре и под электрическим соусом. Исходный VW T1 как только не называли! И «микробус», и «булли», и «комби»… Но его возрожденная модификация отчего-то получила имя I.D. Buzz. В большом семействе электрических концептов Volkswagen именно реинкарнация «хиппибуса» считается самой популярной (хотя в производство первым пойдет банальный электрохетч), и в VW твердо намерены запустить сборку электрического компактвэна по его мотивам примерно через два года. Вот только где найти новых хиппи для электрического «хиппибуса», когда даже хипстеры уже куда-то разбежались?
Автор текста:Дмитрий Елизаров
Volkswagen
Выберите год выпуска
Автор: Эрик Стаффорд для выхода на в значительной степени неиспользованный рынок. Дизайн ID.Buzz напоминает о культовом микроавтобусе Type 2 немецкой компании, сокращенно VW Bus, который вдохновил ретро-дизайн нового фургона. Наряду с уникальной ностальгической внешней эстетикой, его просторный салон будет иметь гибкие сиденья и три ряда сидений. Полностью электрическая трансмиссия ID.Buzz будет поставляться в конфигурациях с задним и полным приводом, обеспечивая запас хода, который, как ожидается, составит около 260 миль. По словам VW, подключенный к быстрозарядному устройству постоянного тока, фургон сможет зарядить аккумулятор с 5 до 80 процентов за 30 минут. Компания также в конечном итоге планирует представить свою технологию plug-and-charge, которая по существу устраняет необходимость использовать приложение или карту для оплаты, чтобы разблокировать зарядное устройство.
Когда ID.Buzz поступит в продажу в США в 2024 году, это ознаменует долгожданное возвращение фургона Volkswagen на наши берега. Хотя мы уже видели официальные фотографии нового микроавтобуса, компания до сих пор не раскрыла массу деталей, особенно в отношении американской версии. Однако большая часть этой информации должна начать раскрываться в конце этого года, если не раньше.
ID.Buzz
40 000 долларов США (оценка)
VW не сообщил, сколько будет стоить ID.Buzz и какие комплектации будут предлагаться. Тем не менее, текущие рыночные цены на электромобили заставляют нас ожидать, что они начнутся примерно с 40 000 долларов.
ID.Buzz будет работать на платформе Volkswagen Modular Electric Drive (MEB), которая в настоящее время лежит в основе корпоративных продуктов, таких как кроссовер Audi e-tron и кроссовер VW ID. 4. В то время как Европа получит как коммерческую, так и пассажирскую версию ID.Buzz, Америка получит только пассажирскую версию с длинной колесной базой. Базовая модель будет оснащена одним электродвигателем, установленным сзади, мощностью 201 л.с. и 229 л.с.фунт-фут крутящего момента. Двухмоторная полноприводная конфигурация мощностью около 295 лошадиных сил, аналогичная текущему ID.4, также в конечном итоге присоединится к модельному ряду. Мы ездили на европейской версии пассажирского фургона с более короткой колесной базой и меньшей батареей, чем та, которую мы получим в США, но она все же дала нам лучшее представление о том, чего ожидать.
Компания VW опубликовала несколько подробностей об аккумуляторной батарее ID. Buzz, в частности той, которая будет использоваться на моделях для США. Компания только заявила, что батарея будет больше, чем батарея на 77 кВтч, которая питает грядущую европейскую модель. Мы ожидаем, что у американского ID.Buzz будет не менее 260 миль на одной зарядке. VW утверждает, что те, кто подключается к быстрому зарядному устройству постоянного тока, смогут заряжать от 5 до 80 процентов всего за 30 минут.
Одной из определяющих деталей ID.Buzz является его просторный и настраиваемый интерьер. Передние сиденья оснащены регулируемыми подлокотниками, а также столиками, которые складываются из спинок для пассажиров задних сидений. Между передними сиденьями также есть съемная центральная консоль. VW говорит, что версия для США в стандартной комплектации имеет три ряда и семь сидячих мест. В грузовом отсеке также можно установить регулируемый грузовой пол, который предлагает 40 кубических футов места для хранения. Выдающиеся стандартные функции ID.Buzz включают 10-дюймовую цифровую приборную панель, но лучшие опции включают настраиваемое окружающее освещение и набор массажных передних сидений.
Для ID. Buzz предлагается широкий выбор стандартных и дополнительных технологий помощи водителю. Volkswagen также предлагает функцию памяти для помощи при самостоятельной парковке, которая, как говорят, работает на предварительно сохраненных маршрутах. Для получения дополнительной информации о результатах краш-тестов ID.Buzz посетите веб-сайты Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA) и Страхового института безопасности дорожного движения (IIHS).
Сколько стоит моя машина?
Стоимость автомобилей и водителей рассчитывается на основе тех же данных Black Book®, которые дилеры используют для оценки автомобилей.
Рынок страховых услуг
Узнайте, сколько вы можете сэкономить на страховании автомобиля.
Автокредиты и финансирование
Наши финансовые эксперты ответят на любые ваши вопросы о финансировании автомобиля.
2023 Volkswagen Jetta
2023 Volkswagen Golf R
2018 Volkswagen e-Golf
2024 Volkswagen Atlas
Реклама — продолжить чтение ниже
2024 Volkswagen Atlas Cross Sport
2024 Volkswagen ID.7
2023 Volkswagen Taos
2023 Volkswagen Atlas Cross Sport
2023 Volkswagen Tiguan
2022 Volkswagen Tiguan
2023 Volkswagen Arteon
2023 Volkswagen Atlas
Advertisement — Продолжить чтение Ниже
В среду немецкий автопроизводитель наконец-то представил электромобиль как наследник своего микроавтобуса T1 21-го века. VW анонсировал такой продукт более 20 лет в виде концепт-каров, в том числе хорошо зарекомендовавшего себя электромобиля под названием ID Buzz в 2017 году.
VW ID. Buzz
VW
«T1 — икона 1950-х годов — олицетворяет свободу и демократизацию мобильности. С ID. Buzz мы переносим ДНК T1 в сегодняшний день и, таким образом, в эпоху электрической мобильности и устойчивого развития. », — говорится в заявлении главы отдела дизайна Volkswagen Йозефа Кабана. Хотя оригинальный микроавтобус был впервые изготовлен в 50-х годах, в следующем десятилетии он стал культовым явлением среди поколения хиппи.
Идентификатор. Buzz украшен большими круглыми значками «VW» спереди и сзади автомобиля — дань уважения оригинальному микроавтобусу. Он также имеет большие окна вокруг автомобиля, создающие парниковый эффект, и несколько других элементов стиля, напоминающих его знаменитого предшественника.
Фольксваген ID. Buzz
VW
Двухцветный идентификатор. Модели Buzz, как и оригиналы, будут иметь белоснежную крышу и V-образный капот. Нижняя часть автомобиля будет доступна в четырех цветах: Lime Yellow, Starlight Blue, Energetic Orange и Bay Leaf Green.
Но не надейтесь, что соберёте всех своих друзей и отправитесь на запад со своими гитарами. Ожидается, что пятиместный автомобиль поступит в продажу в Европе в конце этого года, за ним последует более крупная шести- или семиместная версия, которая должна появиться в США в 2024 году.