Герой этого обзора – машина, не нуждающаяся в особом представлении. Это ставший одним из самых популярных, универсальных, надежных и любимых грузовой автомобиль ЗИЛ-130. На его базе выпускалось много модификаций, от самосвала до седельного тягача. Продуманность конструкции, применение современных на тот момент достижений как отечественного, так и мирового автопрома, обеспечило долгую жизнь этому автомобилю. Даже сейчас, спустя более полувека с начала производства, эти машины еще кое-где продолжают выполнять свои функции.
Содержание
Производством самосвалов на шасси ЗИЛ-130 занимался ММЗ (Мытищинский машиностроительный завод). В зависимости от модификации шасси, выпускались машины, ориентированные на разные сферы применения. Так, модель ЗИЛ-ММЗ-555 имела укороченную базу, что делало машину более маневренной, кузов позволял осуществлять выгрузку только назад, а работу с прицепом допускало шасси ЗИЛ-130Д1.
Модель ЗИЛ-ММЗ-554, предназначена была для применения в сельском хозяйстве, имела стандартную раму и возможность выгрузки на 3 стороны. Шасси ЗИЛ-130Б2 было оборудовано всеми необходимыми приспособлениями для работы с самосвальным прицепом.
В течение всего времени производства этих моделей они постоянно дорабатывались, в них вносились изменения, улучшающие характеристики машины.
Самосвал дизель ЗИЛ на шасси 130-й модели – среднетоннажная машина, предназначенная для использования на строительных работах, в дорожном строительстве, а также в сельском хозяйстве. Автомобиль отличался надежностью, ремонтопригодностью, простотой конструкции и комфортом в кабине.
Базовым двигателем, устанавливаемым практически на все модификации ЗИЛ-130, был 8-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения мотор, являвшийся дефорсированной версией силового агрегата, использовавшегося на представительском автомобиле ЗИЛ-111.
Впоследствии, с середины 70-х годов, в целях повышения экономичности автомобиля, а также учитывая, что для некоторых модификаций автомобиля мощность базового мотора была избыточной, на самосвальное шасси ЗИЛ-130К устанавливались двигатели ЗИЛ-157Д. Это рядный 6-цилиндровый мотор мощностью 110 л.с. В обоих случаях использовался бензин А-72, впоследствии А-76.
Экспортные версии машин могли комплектоваться двигателями зарубежного производства:
На машины, предназначенные для использования при низких температурах, в районах с холодным климатом, предусмотрена была установка предпускового обогревателя.
С 1977 года выпускались модификации двигателя, рассчитанные на использование природного газа в качестве топлива. Такие моторы получили обозначение ЗИЛ-138.
Гидравлическая система подъема и опускания кузова состоит из бака для рабочей жидкости емкостью 17 л, механического насоса, приводящегося в действие от вала коробки отбора мощности, и гидроцилиндра подъема кузова. Коробка отбора мощности имела привод от задней передачи КПП и обеспечивала значение передачи мощности в 4.5 л.с.
1 — цапфа корпуса гидроподъемника; 2 — корпус гидроподъемника; 3 — плунжер; 4 — гильза; 5 — масляный бак; 6 — фильтр; 7 — трубка высокого давления; 8 — предохранительный клапан фильтра; 9 — перепускная трубка; 10 — трубка низкого давления; 11 — рычаг переключения коробки отбора мощности и крана управления; 12 — тяга крана управления; 13 — буферная пружина тяги; 14 — плунжер-золотник крана управления; 15 — кран управления; 16 — предохранительный клапан; 17 — канал для перепуска масла припускании; 18 — впускной (обратный) клапан; 19 — шестеренчатый насос
Автомобиль имеет привод на заднюю ось, используется сухое однодисковое сцепление и механическая, с двумя синхронизаторами на второй-третьей и четвертой-пятой передачах, пятиступенчатая КПП с постоянным зацеплением шестерен передач, за исключением первой и задней.
Этот узел был во многом инновационен для тогдашней автопромышленности в стране, подвергался модернизации, при которой ведомый вал претерпел изменения, и передняя шейка его обзавелась подшипником, были внесены изменения в некоторые другие узлы.
КПП передает крутящий момент к заднему мосту через карданный вал. Стандартная модель ЗИЛ-130(колхозник) и удлиненная модификация используют 2 вала с промежуточной опорой, которая закреплена на раме. Короткобазная модификация оснащалась одним валом, для которого не требовалась промежуточная опора.
В рулевом управлении, что было внове для автомобильного производства в СССР, применялся гидроусилитель, двойной насос лопастного действия которого приводился во вращение от коленчатого вала двигателя при помощи ремня.
Электросистема – однопроводная, 12-вольтовая. Использовался аккумулятор емкостью 90 А/ч (6СТ-90-ЭМ), установленный генератор переменного тока 32. 3701 обеспечивал максимальное значение 60 А. На двигателях ЗИЛ-157Д применялся генератор постоянного тока Г108-В.
На автомобиле установлены барабанные тормоза на всех колесах. В действие приводятся пневматической системой. Запас воздуха хранится в специальном баллоне под давлением, которое обеспечивается механическом компрессором, приводимым в действие от шкива водяного насоса ременной передачей. Производительность двухцилиндрового компрессора при 2000 об/мин – 220 л/мин.
Стояночный тормоз – барабанного типа, блокирующий карданный вал.
В зависимости от модификации, использовались разные самосвальные кузова. Короткобазные модификации ЗИЛ-ММЗ-555 не предусматривали разгрузку в боковые стороны. Такая возможность была у длиннобазной «сельскохозяйственной» модели 554.
Стандартный скругленный кузов, устанавливаемый на модель ЗИЛ-ММЗ-555, с 1970-го года обзавелся козырьком, защищающим кабину от падения на нее загружаемого груза. Модификация получила индекс ЗИЛ-ММЗ-555Г.
Технические характеристики дизельных модификаций самосвала на базе ЗИЛ-130:
Модель | ЗИЛ-ММЗ-554 | ЗИЛ-ММЗ-555(А) | ЗИЛ-ММЗ-555К |
Шасси | ЗИЛ-130Б/ЗИЛ-130Б2 | ЗИЛ-130Д(ЗИЛ-130Д1) | ЗИЛ-130К |
База, мм | 3800 | 3300 | 3300 |
Двигатель | ЗИЛ-130 | ЗИЛ-130 | ЗИЛ-157Д |
Мощность, л.с. (кВт) | 150 (110.4) | 150 (110.4) | 110 (80.9) |
Крутящий момент, Нм | 401.8 | 401.8 | 343 |
КПП | Механическая, 5-ступанчатая, синхронизированная | ||
Колесная формула | 4х2 | 4х2 | 4х2 |
Размер шин | 260-508Р | 260-508Р | 260-508Р |
Макс. скорость, км/час | 90 | 90 | 90 |
Емкость топливного бака, л | 175 | 125 | 125 |
Норма расхода топлива, л/100км | 37 | 37 | 37 |
Работа с прицепом | -/+ | — (+) | — |
Размеры платформы, ДхШхВ, мм | 3752х2325х575 | — | — |
Площадь платформы, м2 | 8.7 | — | — |
Объем кузова, м3 | 5 | 3 | 3 |
Угол подъема, град | 50 | 55 | 55 |
Грузоподъемность, кг | 4000 | 4500 | 4500 |
Направление разгрузки (вбок/назад) | +/+ | -/+ | -/+ |
Габаритные размеры, (длина х ширина х высота), мм | 6675х2500х2400 | 5475х2420х2510 | 5475х2420х2510 |
Вес, кг | 9360 | 9360 | 9300 |
Нормы расхода топлива учитывают движение с грузом и без, а также затраты на выгрузку.
Модель ЗИЛ-ММЗ-554 может работать с самосвальным прицепом ГКБ 819 грузоподъемностью 5000 кг. Борта кузова могут быть оснащены надстройками, что увеличит его объем примерно в два раза.
16627 Марий Эл
₽ 280 000
581 8 марта 2021 в 20:40 (до 21. 05.2026) ВиталийС
Написать автору Телефон Добавить в блокнот
Продается грузовой автомобиль ЗИЛ 130, дизель Д-240, самосвал, сельхозник.
Год выпуска 1994, бу, пробег 50 т.км.Ускорить продажу Выделение объявления Поднятие объявление Вывод в рекламный блокТэги: зил
Похожие объявленияСамосвалы ЗИЛ 130 – настоящие ветераны отечественного автомобилестроения. Эти машины сходили с конвейера почти полвека в период с 1962 по 2010 год. Первоначально сборкой этих грузовиков была Москва, но в начале 1990-х их начали производить в Новоуральске. Об этих уникальных автомобилях и пойдет речь в этой статье.
Самосвалы ЗИЛ 130 начали разрабатывать в уже далеком от нас в 1953. Эти автомобили стали модернизированной версией модели 125. Тестовые проверки грузовиков были проведены в 1959 году, а через три года первые машины начали продаваться. В 1963 году советское автомобилестроение было удостоено золотой награды на международной выставке в Лейпциге. Серийное производство ЗИЛа началось уже в 1964 году и вскоре он начал массово продаваться по всей стране.
Самосвалы ЗИЛ 130 имели широкий спектр применения. Эти грузовики использовались на стройках, в сельском хозяйстве, помогали коммунальным предприятиям осуществлять свою деятельность, привлекались в коммерческих целях и даже служили в армии. При этом основной задачей этих машин была перевозка тяжелых грузов. В настоящее время автомобили этой серии состоят на вооружении МЧС России и Украины.
Технические характеристики ЗИЛ 130 (самосвал) следующие:
При скорости 60 км/ч автомобилю потребуется 28 метров тормозного пути.
Самосвалы ЗИЛ 130 изначально имели шестицилиндровые двигатели мощностью 135 лошадиных сил и объемом 5,2 литра. Но практика показала, что этих показателей автомобилям было недостаточно, и поэтому двигатель подвергся модернизации. Обновленная версия уже получила мощность 150 лошадиных сил. Также был встроен механический насос, обеспечивающий разгон и смазку узлов трения. Сам же двигатель работал на некачественном бензине А-76.
Сегодня ЗИЛ 130 оснащается четырехтактным восьмицилиндровым двигателем с карбюратором. Технические характеристики данного двигателя следующие:
За всю историю грузовика некоторые изменения претерпел и кузов. Самосвал ЗИЛ 130 дважды модернизировался, в результате чего были изменены кабина и решетка радиатора. В остальном никаких серьезных работ с автомобилем по реконструкции не проводилось.
ЗИЛ 130 в целом довольно прост по своему устройству. На передней подвеске установлены две полуэллиптические рессоры, а на задней — пара основных и дополнительных рессор.
Трансмиссия от грузовика механическая. Трансмиссия имеет пять скоростей. Крутящий момент от коробки на заднюю ось передается при помощи кардана.
Тормозная система машины изначально функционировала за счет пневматической системы. Запас воздуха обеспечивался наличием специализированного резервуара. Стояночный тормоз имел барабан для блокировки карданного вала.
Кабина автомобиля имела обтекаемую форму с капотом типа «крокодил». Количество мест в нем было три. При этом сиденье водителя могло регулироваться как по вертикали, так и по горизонтали. Также был изменен угол наклона спинки.
Из нововведений того времени стоит отметить наличие гидроусилителя руля, что позволяло успешно управлять машиной даже при разрыве колеса во время движения.
Полувековая история грузовика показывает, что он оказался очень неприхотливым и простым в эксплуатации, поэтому его и сегодня можно встретить на улицах.
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Узнать больше
Предыдущий Следующий
Цветовая палитра
Производство промышленных самосвалов ЗИЛ ММЗ-555 началось в 1964 году.