в начало
Fs, Гц | Vas, л | Qts | |
Мидбас | 63,2 | 11,3 | 0,587 |
Твитер | 1026 | — | 0,748 |
Можно сразу отметить, что второй уже (первый был у saxo) эксперимент с многоугольным гофром и первый — с необычным профилем диффузора удались. Нелинейные искажения на средних частотах беспрецедентно низкие, да и на верхнем басе проблем с нелинейностями не возникает. Свойства обычного подвеса обычно приводят к ситуации «либо — либо». Расчётное значение силового фактора 5,47 Тл м, масса «подвижки» — 13,8 г. Оба значения хорошо ложатся в статистику соответствующих показателей для «шестёрок». Так что предсказанная расчётом чувствительность мидбаса на хорошем среднем уровне — 88,5 дБ/м. Примерно 0,5 дБ съедает фильтр НЧ («воздушные» катушки забирают больше), ну а средняя чувствительность получилась несколько ниже за счёт «особенностей устройства» АЧХ.
На первом графике вы видите АЧХ мидбаса и твитера без участия кроссовера. Резонанс, связанный с формой диффузора мидбаса, приходится на 10 кГц, хотя у почти плоского диффузора он по всем канонам должен бы оказаться ниже. Стало быть, жёсткость материала повышена, может, как раз за счёт волокон хлопка. Твитер работает от своей частоты резонанса, а она у него довольно низкая. Правда, на оптимальное давление он выходит от 4 кГц. Спад на АЧХ мидбаса начинается с 3 кГц. По сути, при таком наборе характеристик было бы правильнее (на мой взгляд) настроить фильтр НЧ, скажем, на 5 кГц, а фильтр ВЧ на 2,5 кГц.
Имеющийся кроссовер работает так. Частота среза фильтра НЧ 2,5 кГц, у фильтра ВЧ частота среза почти не зависит от положения аттенюатора и колеблется в пределах от 8 до 8,5 кГц.
А так выглядят АЧХ компонентов с участием кроссовера. АЧХ мидбаса имеет на редкость ровный характер (чем и обеспечена спокойная и музыкальная подача средних частот), частота среза 2,8 кГц. Частоту среза по полосе ВЧ определить трудно, поскольку у АЧХ ниспадающий характер, но в любом случае она не ниже 4,5 кГц. На том же графике мы показали два варианта АЧХ под углом 50 градусов к оси. Верхняя кривая соответствует такому варианту, когда микрофон был смещён в направлении от закрытого (именно) участка купола. Всё правильно: препятствие перед излучателем (рамка защитной сетки) как бы затягивает ось излучения на свою сторону — на этом принципе работают фазовыравнивающие диски и акустические линзы.
Понятно, что при имеющихся характеристиках фильтров появление «впадины» вблизи частот раздела было почти неизбежным. В данном случае ширина провала (по -3 дБ) от 3 до 4 кГц, что лишь немного больше 1/3 октавы, а потому на слух он не очень заметен. При наших прослушиваниях было выбрано нижнее положение аттенюатора, полагаю, такие же предпочтения возникнут в большинстве инсталляций. Хотя характеристика направленности системы довольно ровная, так что тонкую настройку вполне можно проводить за счёт разворота оси пищалки.
Согласно расчётам, при установке мидбаса в типовую дверь вы получите полную добротность 0,66 — оптимальную с точки зрения импульсных характеристик, а значит — и наиболее музыкального баса. Нижняя частотная граница составит 78 Гц на улице и 45 Гц в салоне. Пороговая добротность 1,1 достигается в ЗЯ объёмом 3,7 л (частотная граница 96/93 Гц), так что на работу в компактном оформлении эта головка не рассчитана.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ. При прослушивании по оси звучание большинства инструментов (и голосов) отличается повышенной яркостью и рельефностью, иногда — в ущерб натуральности. Но стоит развернуть оси головок от направления на слушателя, как характер меняется самым радикальным образом, становясь идеально сбалансированным: рояль великолепен даже в нижнем регистре, духовые, скрипки, голоса — как живые. Бас несколько легковесен, но нельзя же, чтобы всё и сразу…
Бас у Voce не рекордно глубокий, но до 90 Гц дотягивает, делая это самым корректным образом благодаря пониженной добротности мидбасовой головки. Высокая чувствительность достигнута не только в результате активной работы твитера по оси выше 3 кГц: она получилась высокой и у отдельно взятого мидбаса благодаря лёгкой подвижной системе и высокому значению силового фактора. Акустика самым явным образом оптимизирована для внеосевой работы: под углом АЧХ становится исключительно ровной и гладкой, с небольшим спадом к верхним частотам, но без существенного уменьшения отдачи на верхнем краю диапазона. Искажения — низкие во всех сегментах.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Коаксиальная акустика 6,5 дюйма || JVC CS-HX638 || ESX XE62 || Kenwood KFC-S1794 || Revolt MLX 62 ||Mohawk MC-625 || Gladen Audio -MC 165 || MD.Lab SP-C172 || Massive Audio LX6 || CDT HD-65NX || Rainbow DL-X6 || Rockford Fosgate T165 ||Focal ISC 165 || Alpine SPR-60 || Polk Audio MM651UM || Audison Voce AV X6.5 || Morel Hybrid Integra 602
www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai
измерения: Жан-Пьеро МАТАРАЦЦО
ЗАЯВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Установка
Миниатюрные AV 3.0 не создают проблем при инсталляции благодаря небольшим размерам магнита, что даёт монтировать их в передние стойки. Малое значение Vas позволяет размещать головки в небольшом объёме, который рекомендуется изнутри покрыть звукопоглощающим материалом, чтобы избежать воздействия отражённых волн на тыльную сторону диффузора.
Звучание
После настройки уровней и частот раздела на кроссовере я начал прослушивание с компиляции, выпущенной B&W под названием «Access’93». С технической точки зрения — очень хорошая запись (о художественной стороне я умолчу), и на ней сразу выяснились выдающиеся аналитические возможности AV 3.0, детальность звучания и передача объёма.
Очень приятно и естественно звучал голос на записи «Norah Jones Blue Note A Story of Jazz Vol.3», с массой деталей в среднечастотном регистре. Красивое звучание фортепиано стало возможным благодаря точному сопряжению фаз, в результате средние частоты были нераздельны от верхнего баса. На композиции Бобби Макферрина «Spain» вступление прозвучало ярко и открыто, как и было записано. Впечатлило то, что тональный баланс сохранялся даже на высоких уровнях громкости, это же относится и к динамике и передаче атаки. Великолепная линейность АЧХ мидбаса и среднечастотника в этой комбинации позволила поэкспериментировать с частотой раздела, с начального значения 250 Гц я поднял её до 400 Гц, при такой настройке AV 3.0 ещё лучше стал передавать вокал на записи Mina e De Andre, ещё более улучшилась ясность звучания. Результаты вдохновили меня на продолжение теста с ещё более трудным материалом, где нередко акустике трудно передать ритм исполнения. Из сборника студии Concord я выбрал песню Pete Escovedo «La Cuna», насыщенную быстрой игрой на ударных и перкуссии, размещённых по всей ширине сцены. Маракасы, бонги, барабаны, треугольники и колокольчики были воспроизведены чрезвычайно реалистично, чётко и чисто, без намёка на искажения до пределов, заданных использованным усилителем. Этот среднечастотник — идеальный партнёр для двухполосной системы Voce AV K6, получившей в этом году титул EISA «Автомобильная акустика 2010 — 2011».
РАЗМЕРЫ
АЧХ при уровне сигнала 2,83 В / 1 м
Уровень гармоник со 2-й по 5-ю при нормированном звуковом давлении 100 дБ
Audison — итальянский производитель, и все работы, от проектирования до производства, осуществляются в Италии. Вместо закупки комплектующих на Востоке, как это теперь делает подавляющее большинство производителей, Audison предпочитает идти по более трудному, но и более почётному пути. Персонал фабрики в городе Потенца Пичена имеет в своём распоряжении самое современное оборудование и обладает исключительно высокой квалификацией. Этот динамик — в каком-то смысле вершина разработок компании последних лет, и всё в нём направлено на достижение самых высоких показателей. Диффузор AV 3.0 изготовлен из смеси целлюлозных и хлопковых волокон по специальной технологии, обеспечивающей готовому материалу повышенное внутреннее демпфирование. Аэродинамика корзины устраняет окрашивание звучания, вызываемое паразитными отражениями от тыльной стороны диффузора. Неодимовый магнит позволяет достичь высокой энергетики при небольших размерах. Резонансная частота — невысокая для среднечастотника, меньше 120 Гц, а ход импедансной кривой выдаёт присутствие кольца Фарадея на центральном керне магнитной системы. Измерения выявили высокое значение механической добротности, обеспечивающей скоростные характеристики диффузора, этому способствует и тройной гофр подвеса, свободный от недостатков традиционного полукруглого гофра. АЧХ по оси излучения имеет тенденцию к подъёму к верхним частотам, в результате даже под углом 45 градусов (синяя кривая) диапазон работы головки простирается до 6 кГц, единственный заметный всплеск на 3 кГц может быть устранён с помощью режектора в фильтре. Небольшая масса подвижной системы и мощный магнит дают возможность получить чувствительность более 87 дБ (2,83 В), а развиваемое неискажённое звуковое давление превышает 100 дБ на частотах выше 500 Гц, доходя до 120 дБ на более высоких частотах. Приведённые кривые гармонических искажений при уровне звукового давления 100 дБ позволяют определить рациональное значение нижней частотной границы, обеспечивающее наиболее эффективное применение головки. С использованием фильтра Ликвица второго порядка эта граница составляет 500 Гц, применение фильтров с большей крутизной позволит сдвинуть нижнюю частотную границу ниже, при этом в пределы рабочего диапазона AV 3.0 попадёт весь спектр мужского голоса.
Идеальный партнёр для двухполосной системы Voce AV K6
Модуль и аргумент импеданса
MOL — максимальное звуковое давление (при уровне искажений, не превышающем 5%)
ИЗМЕРЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
3-дюймовые среднечастотники | Audison AV Voce 3.0 | Ciare CM 087 | Be Focal 3W2 | Hertz HL 70 | TEC SQ 3
www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai
МИДБАСОВЫЕ ДИНАМИКИ
Мидбасы имеют литую алюминиевую корзину со спицами овального сечения и, как следствие, довольно крупными окнами, обеспечивающими беспрепятственное движение воздуха с тыльной стороны диффузора. Это исключает эффект воздушной подушки, которая в неудачных конструкциях может как бы подпирать диффузор сзади, тем самым заметно влияя на звучание. Размеры магнитной системы вполне обычных для мидбасов размеров — 90 мм в диаметре и 15 мм высотой. В центре — осевое вентиляционное отверстие. Магнит дополнительно защищен кожухом из мягкого пластика. Диффузор выполнен из целлюлозы — материала, давно и прочно заслужившего звание аудиофильского за свое хорошее внутреннее демпфирование (отсутствие призвуков, характерных, скажем, для жестких алюминиевых или кевларовых диффузоров, привносящих в звук так называемую окраску, например, делающих его ярче и звонче). Недостаток, присущий бумажным диффузорам, — невысокую жесткость (разработчики решили армированием целлюлозы хлопковыми волокнами). Диффузор покрыт с лицевой стороны шершавым на ощупь защитным составом. Его форма соответствует общей концепции V-Cone, применяемой и в старшей бескомпромиссной серии акустики Audison Thesis, и в некоторых моделях акустики под маркой Hertz (она тоже принадлежит концерну Elettromedia, так что некоторые особо удачные технические решения можно встретить в аппаратуре обоих брендов). Необычна форма подвеса диффузора, тут он представляет собой 3-волновый гофр, причем сами волны имеют не округлое, как обычно, а треугольное сечение. Это призвано в первую очередь уменьшить нелинейность хода диффузора (читай — снизить искажения, обусловленные, грубо говоря, упругостью этого подвеса). Подобное треугольное решение было применено в акустике Thesis (в общем-то, большинство инновационных решений, которые можно увидеть в доступной линейке Voce, было опробовано как раз именно на топовых Thesis’ax, получивших премию EISA 2008-2009 гг.).
ТВИТЕРЫ И КРОССОВЕРЫ
Твитеры AV 1.1 можно назвать вполне компактными, так что с выбором для них места проблем не возникнет. Их можно установить как заподлицо, так и смонтировать на поверхность под углом 30 или 60 градусов, все необходимые элементы для этого есть в комплекте. Есть даже чашки для монтажа твитеров в штатные места.
Кроссоверы построены на фильтрах 2 порядка, настроенных на относительно невысокую частоту (раздел зон ответственности мидбаса и твитера около 2,5 кГц), что, по идее, должно было бы обусловить немалые размеры катушек индуктивности. А большие катушки страдают обычно таким недостатком как большие резистивные потери (по-простому — нагрев), из-за чего их приходится наматывать очень толстым проводом. Это, в свою очередь, заметно удорожает конструкцию, и к тому же делает ее еще более громоздкой, что влечет за собой еще большие потери, только теперь уже другого рода. Компромисс нашелся в применении железных сердечников, которые позволили не только сделать размеры катушек более компактными, но и уменьшить в них потери, сохранив вполне разумные сечения медного провода. В фильтре верхних частот применен пленочный конденсатор МКТ, имеющий фирменную Audison’оновскую маркировку, а в фильтре нижних стоит
конденсатор попроще, электролитический. Выбором уровня твитера ведает переключатель, имеющий три положения: „-2 дБ», „0 дБ» и „+2 дБ».
ЗВУЧАНИЕ
После обязательной программы разминки акустических систем специальным сигналом мы приступили к их прослушиванию. Первое впечатление — сдержанность в звуке. Нет, это не означает, что звук не богат деталями, с этим как раз полный порядок. Отлично слышимые отзвуки помещения, создающие объемность звуковой картины, прекрасная передача малейших нюансов, передающих, казалось, даже движение воздуха вокруг исполнителя. Например, в композиции Стинга Why Should I Cry for You отчетливо слышалась легкая хрипотца в голосе, на которую мы при обычном прослушивании даже и внимания то не обращаем, но через игру которой как раз и передается эмоциональная составляющая, создающая эффект вовлеченности в прослушивание. Сложные хоровые записи воспроизводятся с должным размахом, однако сам хор при этом не сливается в звуковую кашу, а состоит, как и положено, из отдельных голосов. На тестовых джазовых композициях сцена хорошо строилась не только по ширине, но и без особого напряжения фантазии ощущалось, что одни инструменты стоят чуть ближе к краю сцены, другие — чуть дальше. Сдержанность заключается в звуковом почерке Voce, его можно охарактеризовать как слегка суховатый. В мидбасе нет излишней массивности и жирности, которая особенно ценится любителями динамичной электроники, но зато есть весьма неплохая артикулированность (разборчивость, подвижность звучания), которую наверняка высоко оценят любители акустических жанров. В среднечастотном диапазоне инструменты не были бесплотными, но иногда в такую педантичность звучания хотелось привнести чуть больше сочности. Впрочем, тут очень многое будет зависеть от конкретной инсталляции, поскольку для двухполосной системы характер звучания в среднечастотном диапазоне (а точнее, на верхнем краю среднечастотного диапазона) обычно сильно зависит от взаимного расположения твитера и мидбаса. Верхнечастотный диапазон при прямой ориентации твитеров хоть еще и не навязчив но несколько акцентируется, причем даже в минимальном положении переключателя „-2 дБ». Поэтому оптимальным решением, на наш взгляд, будет установка высокочастотников с ориентацией в сторону от слушателей, начиная от классической направленности на противоположного слушателя или друг на друга, и заканчивая ориентацией на отражение от лобового стекла. А достаточно низкая частота раздела с мидбасом позволит таким подбором к тому же еще и заметно влиять на построение звуковой сцены.
Класс Classic
Средняя цена $334
Информация www.audison.ru
ПАРАМЕТРЫ
Мощность (RMS/макс.) — 125/250 Вт
Номинальный импенданс — 4 Ом
Размер мидбаса 165 мм
Монтажная глубина мидбаса — 69 мм
Чувствительность — 91 дБ
FS мидбаса — 68 Гц
QTS мидбаса — 0,74
VAS мидбаса — 8,2 л
ВЕРДИКТ
Звучание 40/50
Технические характеристики17/20
Конструкция и техническое исполнение 26/30
Итого83/100
= Суховатость звучания этих АС не пошла в ущерб нежности и комфортности звукового почерка.
Источник: журнал «Тюнинг автомобилей» (при участии Car&Music), ноябрь 2010
www.12v-club.ru