При составлении материала использованы фотоматериалы с интернет – ресурсов Инжектор‐ВАЗ, SVR Conversions, Team‐RS, Двигатели-ВАЗ.ru, МотоПром , Картюнинг, ОКБ «Динамика» и многих других.
Некоторые материалы могут дублироваться с основным содержанием сайта. Это очень популярная статья. Она, с купюрами (но, в основном, без), украдена и размещена на добром десятке «тюнинговых» сайтов и в автомобильной прессе государства Украина. (Я даже несколько польщен тем, что у меня так много воруют – значит, есть что. В связи с этим я разрешаю свободную перепечатку без ссылки на первоисточник для всех представителей сексуальных меньшинств пассивного типа).
Вам судить о качестве «услуг» таких «тюнингаторов», которые сами два слова не могут связать о том, что предлагают людям за немалые деньги. Люди, будьте бдительны! :
Cкупые цифры роликового стенда.
Сколько же можно выжать лошадок из 8‐кл. серийного двигателя 21083. Испытания на роликовом стенде автомобиля ВАЗ 2108 – 17.10.2002 проводимого при участии Uncle Sam.
Исходные данные.
ВАЗ 2108
Что получилось (данные по ВСХ с роликов).
Максимальная мощность 126лс при 7400об и скорости 206км/ч. Естественно без учета Сх, т.к. ветра на роликах нет :).
Дальше серийные форсунки просто отказались работать (кончился линейный диапазон).
ВСХ стандартного двигателя 2112
Увеличение рабочего объема
Наиболее распространенным вариантом увеличения рабочего объема до 1600 куб. см является увеличение хода поршня до 74,8 мм (стандартный – 71 мм) путем замены коленчатого вала и поршней. Тут есть несколько вариантов
а) «Кованые» поршни распространенные размеры 82,0, 82,4, 82,5 84,0 мм различных классов. «Кованые» поршни бывают как обычной формы, так и Т‐образные. Последние значительно легче по массе.
б) Стандартные поршни, прошедшие специальную механическую доработку.
в) Использование поршней 21213 с механической доработкой и заменой шатунов под «плавающий» поршневой палец.
Помимо самого распространенного коленчатого вала с ходом поршня 74,8 мм, существуют еще КВ с ходом поршня 75,6 (серийный от 1,6) 78, 79, 80 и даже 84 мм. При использовании этих коленчатых валов можно получить объемы от 1580 до 1862 куб. см, причем почти все конфигурации уместить можно и в блоке стандартной высоты. При этом, естественно, страдает «крутильность» двигателя из‐за неоптимального R/S.
Сами коленчатые валы выпускаются в трех «весовых категориях» – легкие, средние и тяжелые, из разных заготовок – 2112, 11183 и пр.
В серийных автомобилях ВАЗ объемом 1,6 л. применяется коленвал 75,6, 1,5 л. – 71 мм.
Статья из журнала «Тюнинг»: А. Пахомов. «О поршнях»
Владельцы 16‐кл. двигателей (для которых деньги не имеют значения, могут избежать этого геморроя и приобрести двигатель ВАЗ 21128 объемом 1,8 л. (100 л.с, 160 Нм) или объемом 2,0 литра и мощностью 118 л.с.
В двигателе 21128 масса кривошипно‐шатунного механизма снижена на 190 гр., применен «высокий» блок (выше на 1,9 мм.), оригинальный коленчатый вал, шатуны длиной 129 мм., облегченные поршни. По заявлению изготовителей, данная модификация не загибает клапана при обрыве ремня ГРМ.
Для 8V на том же ОПП выпускается новый двигатель 21084 объемом 1,6 л. 21084 выпускается на ОПП только в карбюраторном варианте.
Технические характеристики | 21203 | 21128 | 21084 |
Диаметр цилиндра, мм | 82 | 82,5 | 82 |
Ход поршня, мм | 94 | 74,8 | |
Рабочий объем, см³ |
chiptuner.ru
Начало производства: | январь 1984 |
Окончание производства: | январь 1997 |
Кузов: | 3 дв. хэтчбек |
Тип двигателя: | L4 |
Марка топлива: | АИ-95 |
Объем двигателя, куб. см.: | 1499 |
Объем двигателя, л.: | 1.5 |
Клапанов на цилиндр: | 2 |
Мощность, л.с.: | 93 |
Достигается при об. в мин.: | 5600 |
Крутящий момент, Нм/об. в мин.: | 128 / 3700 |
Максимальная скорость, км/ч: | 120 |
Время разгона до 100 км/ч, сек.: | 13 |
Расход топлива (смешанный цикл), л. на 100 км.: | 8.8 |
Расход топлива (в городе), л. на 100 км.: | |
Расход топлива (за городом), л. на 100 км.: | |
Компоновка двигателя: | спереди, поперечно |
Система питания: | распределенный впрыск топлива |
Система газораспределения: | верхнеклапанный с верхним расположением распределительного вала |
Диaметр цилиндра, мм: | |
Ход поршня, мм: | |
Выхлоп CO2, г/км: | |
Коэффициент сжатия: | |
Тип привода: | Передний |
Коробка передач: | МКПП |
Количество ступеней: | |
Передняя подвеска: | |
Задняя подвеска: | продольный рычаг |
Передние тормоза: | дисковые |
Задние тормоза: | барабанные |
Длина, мм: | 4006 |
Ширина, мм: | 1650 |
Высота, мм: | 1402 |
Колесная база, мм: | 2460 |
Колея колес спереди, мм: | 1400 |
Колея колес сзади, мм: | 1370 |
Количество мест: | 5 |
Размер шин: | 175/75 R14 |
Снаряженная масса, кг: | 905 |
Допустимая масса, кг: | 1330 |
Объем багажника, л: | |
Объем топливного бака, л: | 43 |
Диаметр разворота, м: | |
Гарантия от коррозии, лет: |
driveboom.ru
ТЕХНИКА
АВТОПРОМ
МОТОРЫ ДЛЯ БУДУЩИХ ВАЗОВ
Целая гамма прототипов была показана на выставке «Двигатель-98».
Александр БУДКИН. Фото автора
Подобные выставки мало похожи на крупные автомобильные шоу и привлекают внимание в первую очередь специалистов. Отсутствие широкой рекламы, с одной стороны, способствует деловой атмосфере, но, с другой — делает выставку менее привлекательной для фирм, многие из которых в условиях экономического кризиса сочли участие в ней непозволительной роскошью. Но нет худа без добра: здесь пристальнее внимание к тем, кто все же нашел силы и средства заявить о себе и своих перспективных разработках. Наиболее интересным нам показалось семейство новых двигателей ВАЗа. О них и расскажем.
Вполне очевидно, что ближайшие планы завода — сделать-таки «десятку» автомобилем номер один не только в своей производственной программе, но и в стране. Доводка машины постоянно продолжается. Новому автомобилю, естественно, нужен современный мотор. Таковым должен стать двигатель VAZ 2112, разработанный совместно с фирмой «Порше» на базе мотора VAZ 2108. Четыре клапана на цилиндр (два распредвала), распределенный впрыск с возможностью коррекции фаз, гидрокомпенсаторы теплового зазора клапанов, датчик детонации, каталитический нейтрализатор с обратной связью — датчиком кислорода (лямбда-зондом), электронная система управления с возможностями самодиагностики — одним словом, предусмотрено все то, что должен иметь современный двигатель. Помимо этого набора, ставшего во всем мире «джентльменским», новый мотор оснащен системой рециркуляции отработавших газов: часть их возвращают в цилиндр. Это техническое решение (далеко не новое) позволяет понизить температуру горения и уменьшить таким образом количество окислов азота в выхлопных газах. Все эти ухищрения дали возможность вписаться в нормы Евро III — только так можно рассчитывать на экспорт машин в Европу.
По сравнению с прародителем двигатель 2112 имеет более жесткий коленчатый вал с увеличенной массой противовесов и демпфер крутильных колебаний. Последний окажется весьма кстати: известно, что одно из слабых мест «восьмерок» и «девяток» — сцепление. Здесь нередки поломки пружин («жигулям» этот дефект неизвестен!). Двигатель уже начали выпускать, а к концу нынешнего года завод планирует выпустить 15 тысяч «десяток» с таким мотором. Автомобили VAZ 21103 с новым двигателем достигают максимальной скорости 185 км/ч и разгоняются до «сотни» за 12 с — под капотом спрятаны 94 «лошадки». Вот только не подкачало бы опять качество изготовления…
Другая модификация «десятки» — VAZ 21102 оснащена 79-сильным мотором VAZ 2111—89. Здесь тоже распределенный впрыск, но по сравнению с двигателем 2111 несколько изменена геометрия кулачков распредвала и система впуска. Эта модификация двигателя удовлетворяет нормам Евро II, она почти на 7 л.с. мощнее прародителя и имеет на 11 Н.м больший крутящий момент. Таких моторов к концу года должно быть выпущено 31600 штук. Кстати, их устанавливают и на некоторые «самары».
В следующем, 1999 году на конвейер обещают поставить двухлитровый 115-сильный двигатель VAZ 21203. Он предназначен как для переднеприводных автомобилей, так и для машин классической компоновки. Как тут не вспомнить новую «Ниву», впервые представленную на московской выставке МИМС-98, или мини-вэн «Надежда», дебютировавший годом раньше. Новый мотор под капотом этих машин будет весьма кстати. Максимальный крутящий момент 165 Н.м оказался бы неплохим подспорьем для вседорожника, да и мини-вэну будет проще вписываться в городской поток. Кроме увеличенного рабочего объема, двигатель отличают 16-клапанная головка, аналогичная по конструкции VAZ 2112, и электронный впрыск; как нетрудно догадаться, он также удовлетворяет нормам Евро III.
На 2000 год планируется освоение двигателя ВАЗ-11183, предназначенного для переднеприводных автомобилей малого класса. Примерно к этому времени ожидают появления на свет нового вазовского автомобиля такого класса под условным названием «Калина» (см. ЗР, 1998, № 4). Мотор для него рабочим объемом 1,6 л будет поначалу с обычной восьмиклапанной головкой. Инженеры сделали упор на другом: двигатель получит модернизированную камеру сгорания, регулируемый впускной тракт, облегченные поршни и шатуны. Максимальная мощность мотора на первый взгляд не впечатляет — 80 л.с. — немногим больше, чем у старичка VAZ 2106 с тем же рабочим объемом. Зато крутящий момент достиг 133 Н.м, на 6 Н.м превысив возможности даже «нивовского» мотора VAZ 21213 объемом 1,7 л. Добавьте сюда распределенный впрыск и нормы токсичности Евро III.
Несмотря на то, что ВАЗ-11183 должен попасть на конвейер лишь через пару лет, рядом с ним на выставке уже стоял образец, призванный прийти ему на смену. В 2004 году завод планирует освоить выпуск двигателя ВАЗ-11193 (объемом также 1,6 л). У него будет не только регулируемый впуск, но и регулируемые фазы газораспределения. Мощность перевалит за сотню лошадиных сил, а крутящий момент достигнет 140 Н.м.
Любопытно, что если раньше для получения разного рабочего объема завод изменял как диаметр цилиндра, так и ход поршня, то теперь все новинки будут с одинаковым диаметром цилиндра — 82 мм. Таков он сегодня у полуторалитрового мотора «Самары» VAZ 21083, «нивовского» VAZ 21213 объемом 1,7 л и самого «объемистого» ВАЗ-2130 (1,8 л) — видимо, завод предполагает во многом унифицировать цилиндро-поршневую группу. Все перспективные двигатели имеют одинаковое расстояние между осями цилиндров — 89 мм, а потому возможно, что у VAZ 2112, VAZ 21203 и ВАЗ-11183 будут схожие головки, а у ВАЗ-11183 и ВАЗ-11193 — одинаковый блок. Пока это предположения, но очевидно, что инженеры всерьез озабочены унификацией. Это должно снизить себестоимость новинок, а заодно и облегчить будущим покупателям поиск запасных частей: ведь у сегодняшней «десятки» есть проблемы с запчастями. Примечательно, что все новые разработки завода подразумевают использование каталитического нейтрализатора, который не переносит этилированный бензин(!).
Как ни печально, есть в этой бочке меда своя ложка дегтя: столь радужные перспективы могут быть разрушены на корню, если путь к конвейеру традиционно затянется.
К сожалению, на выставке не был представлен Заволжский моторный завод. Зато привлекли внимание другие экспонаты, на первый взгляд, неприметные. Например, разработка Ярославского завода топливной аппаратуры. Необычная форсунка «смешивает» внутри себя дизельное топливо с природным газом и впрыскивает полученную смесь в цилиндр. Такое решение призвано снять часть существующих сегодня проблем. В частности, при переходе от дизельного процесса к экологически более чистому газодизельному форсу
www.zr.ru