Серийный автомобиль ГАЗ-13Б «Чайка» (1961-1962).
“Чайка” Газ-13Б — кабриолет который встречал Гагарина.
Фаэтон ГАЗ-13Б был выпущен небольшим тиражом — эти машины имели открытый четырехдверный кузов, мягкий верх которого поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с водительского места.
Таких автомобилей не то чтобы не хватало… Но многие ведомственные ремзаводы, автобазы и мастерские (в основном принадлежащие Министерству обороны) переделывали подобным образом для нужд своего руководства обычные седаны ГАЗ-13. Основным их предназначением было участие в военных парадах в военных округах. Считается, что все из сохранившихся на сегодняшний день фаэтонов на самом деле являются как раз такими переделками серийных седанов. Следует отметить, что ввиду крайней сложности повторения кинематики подъемного механизма тента, ремзаводы НЕ делали его подъем автоматическим. Тент на таких автомобилях поднимался и опускался вручную. Впрочем, снимали его, как правило, на один день парада, поскольку переделывались автомобили именно для этого. Следует при этом отметить, что не всегда «Чайки» переделывались точно по образцу ГАЗ-13Б — существовали и варианты с частично обрезанной крышей.
Формально годами выпуска партии фаэтонов являются 1961-1962 года («творчество» ремзаводов не учитываем), однако, по некоторым сведениям, в конце 70-х годов на ГАЗе выполнили уникальный заказ – изготовили 2 парадных автомобиля ГАЗ-13Б для миинистра обороны ГДР маршала Гофмана. При этом, поскольку складной тент с электрогидравлическим приводом было просто негде взять, для воспроизводства этих экземпляров использовали старые «Чайки» ГАЗ-13Б, обнаруженные в одном из правительственных гаражей в Крыму. Взяв их как основу, специалисты, по сути дела, собрали новые и самые последние ГАЗ-13Б в истории завода. Несколько лет эти машины появлялись на экранах телевизоров в репортажах об очередных торжествах на берлинской Александерплатц.
ГАЗ-13Б по сравнению с обычными ГАЗ-13 эксплуатировались на порядок-два меньше. Некоторые из уцелевших фаэтонов даже обслуживали Олимпиаду-80.
vilingstore.net
В мире автомобильной истории свое почетное место занимает машина ГАЗ-13 или Чайка. Второе название конечно более употребляем в народе.
В Брюсселена Всемирной выставке в 1958 году, через год после дебюта, этот автомобиль получил Гран-при за высокие достижения конструкторов, а также дизайнеров. Легковая машина Чайка сразу же после своего выпуска стала приобретать не только Всесоюзную популярность и мировую.
ГАЗ-13 пришел на смену ЗИМ, который на то время стал устаревшим. Было представлено два варианта цветовой гаммы: темный вишневый и бежевый светлый. «Чайку» выпускали до 1978 года, несущим элементом в ней была Х-образная рама, а к ней крепился кузов через резиновые подушки в 16 точках.
Какие технические характеристики имела Чайка? двигатель V-образный, восемь цилиндров, объемом 5,5 литра, мощностью 195 лошадиных сил. Мотор, модернизированный от грузовика ГАЗ-53 А, карбюратор четырехкамерный, центробежный масляный фильтр, переключение передач кнопочное, коробка гидромеханическая, унифицированная с ГАЗ-21Е, гидроусилитель руля, антенна для радиоприемника выдвигалась.
Что касается тормозов, то они имели вакуумный усилитель.Благодаря тому, что в советское время такие конструкции не встречались на других автомобилях, можно было выгодно произвести инвестиции денег, но только богатым людям.
Чайка имела множество интересных новинок, например, централизованное управление электрическими стеклоподъемниками, радиоприемник с настройкой автоматической, омыватель ветрового стекла, противотуманные фары, панорамное ветровое стекло. Сидений было предусмотрено пять, но еще два появлялось при откидывании дополнительных сидений.
Некоторые образцы Чайка ГАЗ-13 имели самоблокирующие дифференциалы, но в жизни они стали не совсем пригодны, поэтому в серийное производство не поступили. По поводу ходовой части можно сказать, что на передних колесах стояла независимая пружинная подвеска, а на задних зависимая рессорная.
Горьковский автомобильный завод выпускал 150 единиц автомобилей Чайка за год. Выпускались также модели ГАЗ-13 А (с кузовом лимузин) и ГАЗ-13 Б (с кузовом кабриолет).
Как ни иронизируй над сентенцией Никиты Сергеевича, что СССР скоро догонит и перегонит Америку (кстати, Хрущев это не придумал — его спичрайтеры просто взяли кусок из фразы Ленина), но Чайка первого поколения максимально приблизила Страну Советов к вечному заокеанскому конкуренту. Правда, с существенными оговорками.
Ударник коммунистического труда
Источник:
К 1959 году гонка между США и СССР приобрела широкий общественный характер. Сверхдержавы — соперники в атомной теме и освоении космоса — стали демонстрировать друг другу достижения и в более приближенных к жизни простых граждан сферах. В 1959‑м прошли советская выставка в Нью-Йорке и американская в Москве, в Сокольниках. На обеих среди прочего демонстрировали достижения автомобильной промышленности.Строгость и выдержанность салона поддерживает отделка серым цветом.
Источник:
И не ленились же гравировать надписи к крутилкам и рычажкам!
Источник:
Забавно, что показания спидометра в десять раз меньше истинной скорости.
Источник:
Под роскошным по тем временам приемником — управление системой вентиляции.
Источник:
Источник:
Для СССР Чайка, наряду с главным «членовозом» ЗИЛ‑111, была действительно революционной машиной. Она разительно отличалась от ЗИМа, попытки модернизировать который и привели к созданию совершенно нового автомобиля. Правда, «птица» на решетке радиатора впервые появилась еще на опытном образце модернизированного ГАЗ‑12 ЗИМ, но ничего другого ГАЗ‑13 от предшественника не унаследовал. Зато обзавелся двигателем V8 мощностью 195 л.с. (на прототипе стоял 180‑сильный мотор), автоматической коробкой передач с кнопочным переключением, усилителями рулевого управления и тормозов, электростеклоподъемниками. Просторный кузов длиной 5600 мм покоился на Х‑образной раме. Вот только кондиционера, в отличие от американских аналогов, ГАЗ-13 не имел. Инструкция по эксплуатации столь же основательна, как и сама Чайка.Источник:
Автомобили хорошо иллюстрируют эпоху, в которой родились. А Чайка просто идеально символизирует свое время. Гагарин еще не полетел в космос, но советский спутник уже потряс мир. Как раз в 1959 году советская станция Луна‑3 впервые сделала фотографии загадочной обратной стороны спутника Земли. В СССР начали производство первого собственного транзисторного приемника Атмосфера, а первый секретарь Хрущев полетел в Вашингтон на новейшем ТУ‑114. В стране происходили и иные заметные перемены — началась эпоха массового домостроения. Неказистые панельные дома, которые позднее прозвали хрущёвками, стали для многих спасением от подвалов и бараков‑общежитий. Никто же не предполагал, что они простоят полвека! И ко всему этому — новая советская машина, щедро украшенная хромом, солидная, массивная, но в то же время стремительная.Помимо стандартных седанов в небольших количествах делали лимузины ГАЗ‑13А с внутренней перегородкой, кабриолеты ГАЗ‑13Б, санитарные универсалы для обслуживания высокопоставленных пациентов ГАЗ‑13С, которые изготавливал завод РАФ. Строили и кинооператорские автомобили с массивной площадкой перед передним бампером и съемным тентом над задней частью крыши. Такие машины, в частности, производили в Чернигове, на заводе «Кинотехника». Всего до апреля 1981 года собрали 3179 автомобилей.
ГАЗ‑13С
Источник:
Прототип ГАЗ‑13, 1958 год
Источник:
Киносъемочная Чайка ОСАД‑3
Источник:
ГАЗ‑13Б
Источник:
Знак почета
Низким баритоном урчит огромная «восьмерка». Нажимаю кнопку с буквой Д — и ощущаю легкий толчок: включилась первая. Осторожно отпускаю педаль тормоза… Разгон Чайки не поражает стремительностью: 195 сил на две с лишним тонны снаряженной массы — это по нынешним меркам немного. Но ход машина набирает уверенно. А спортивного разгона от огромного седана никто и не требовал, особенно от этого.Ездовыми повадками Чайка вполне логично напоминает американских ровесников. Машина мягко демпфирует любые неровности, заметно кренится в поворотах, но при аккуратном рулении старательно и, главное, умело обеспечивает пассажирам комфорт. Водителю, конечно, тоже, но он, хоть и сидит на таком же массивном мягком диване и оперирует всего двумя педалями, всё же работает. Вписывать длиннющий седан в повороты непросто, особенно с непривычки. Производительность насоса усилителя рулевого управления зависит от оборотов двигателя — на малых руль заметно тяжелее, чем на высоких. В какой-то момент руль словно «подкусывает», и вдруг он неожиданно становится легким. Тормоза довольно эффективны, а педаль тугая и требует привыкания.
Не столько роскошь, сколько строгость и солидность. Тут место серьезным пассажирам.
Источник:
Несмотря на наличие откидных страпонтенов, большинство Чаек не имело перегородки в салоне, то есть они были седанами, а не лимузинами.
Источник:
Еще одно достижение советского автопрома — электростеклоподъемники.
Источник:
Но главное не это. Основное отличие от американских аналогов состоит в том, что Чайка с ее строгим салоном, отделанным серым, цвета офицерской парадной шинели времен СССР, сукном, совершенно не располагает к легкомыслию, навеваемому автомобилями производства США.Неудивительно, ведь Чайку нельзя было купить — ее можно было только заслужить. По легенде, несколько машин правительство СССР подарило советским знаменитостям, но тоже, скорее, не как частным лицам, а как живым символам могущества социализма. Небольшое количество «тринадцатых» работало в загсах и Интуристе, где они радовали новобрачных и обслуживали высокопоставленных гостей. Но к подавляющему большинству Чаек в СССР прилагался высококвалифицированный немногословный шофер, «униформа» из непременно серых плаща, пальто, костюма, шляпы и каракулевой шапки, просторная квартира (отнюдь не в хрущёвке) с домработницей в придачу, дача за высоким забором и отдых в привилегированном санатории. Строгость и выдержанность салона Чайки прекрасно гармонировала с огромным кабинетом с массивным столом и дубовыми панелями на стенах, украшенными строгими портретами. Потому-то в этой машине нет места панибратской пестроте, характерной для ее заокеанских ровесников.
Полетное задание
Кто бы мог представить, что новинка 1959 года, вполне вписывающаяся, как сказали бы теперь, в тренд автомобильного прогресса рубежа 1950–1960‑х, застрянет во времени, как Челюскин во льдах?Справа от двигателя — «гармонь» усилителя тормозов, сжимающаяся и разжимающаяся при работе.
Источник:
Новый, относительно молодой лидер СССР, сменивший Никиту Сергеевича, успел состариться и одряхлеть, сменились пяток президентов США. В космос слетал уже не только Гагарин, но и экипажи из нескольких человек. На орбите даже состыковались советский Союз и американский Аполлон. СССР наводнили вполне современные для 1970‑х годов Жигули. Даже Волга и ЗИЛ стали совсем другими, а в Горьком продолжали — вплоть до 1981 года! — неспешно (штук по сто пятьдесят в год) собирать ГАЗ‑13, чей дизайн выглядел уже музейным. Впрочем, и традиционные пассажиры Чаек менялись не сильно. Поэтому-то в те годы я и представить себе не мог, что когда-нибудь так близко познакомлюсь с космически недоступной машиной: посижу и за рулем, и даже на номенклатурном заднем диване. А вот ведь, познакомился!Автомобили хорошо иллюстрируют эпоху, в которой родились. А Чайка просто идеально символизирует свое время.
Источник:
ЭКРАННЫЙ ОБРАЗ
За несколько десятилетий Чайки сыграли в отечественном кино немало эпизодических, но заметных ролей. Как правило, они возили положительных руководителей большого ранга — штатских и военных, иногда дипломатов. Порой черные машины просто мелькали на улицах, побуждая постовых милиционеров торопливо брать под козырек.«Тридцать три», 1965 год
Источник:
«Июльский дождь», 1966 год
Источник:
«Укрощение огня», 1972 год
Источник:
«Тема», 1979 год
fishki.net