Если жители городов СССР отдавали предпочтение мотоциклам марки Ява, то в сельской местности хорошо прижилась техника, выпускаемая Ижевским машиностроительным заводом. Выпуск первой модели семейства Иж Юпитер начался в 1961 году. Несмотря на то, что его конструкция была довольно удачной, разработчики не почивали на лаврах и регулярно совершенствовали производимую на предприятии технику. В 1971 году любители мототехники получили возможность купить уже третье по счёту поколение советских байков – мотоцикл Иж Юпитер 3.
Новая модель, хотя и сохранила многие технические решения, хорошо зарекомендовавшие себя на ранних модификациях, стала существенным шагом вперёд, изменившись как внешне, так и по техническим характеристикам.
Облик машины вполне соответствовал представлениям того времени о дизайне. Технические характеристики выглядели впечатляюще даже в сравнении с параметрами появившейся на год позже Ява 350 тип 634.
Прочная конструкция, энергоёмкая подвеска, довольно высокий – 135 мм – дорожный просвет и тяговитый мотор позволяли эксплуатировать машину на сельских дорогах, где техника понежнее откровенно пасовала.
Хозяйственные мотолюбители предпочитали Иж Юпитер 3 с коляской, конструкция которой позволяла перевозить не только третьего пассажира, но и изрядное количество груза. Сначала устанавливалась модель Бп 65. Затем её сменила новая модификация БП-1, для удобства посадки пассажира имевшая сдвижной верх.
Установка бокового прицепа требует регулировки схождения колёс. Настройка производится за счёт перемещения переднего бокового шарнира крепления на раме. Мотоцикл, укомплектованный коляской, носил маркировку Иж Юпитер-3К. Более практичным был, разве что, М-72 Урал.
В ходе производства машина дважды модифицировалась. С 1977 по 1980 год выпускался Иж Юпитер 3 01, имевший ряд отличий от базовой версии. Модель получила:
Был и ещё ряд мелких изменений, но они касались, в основном, внешнего вида. Что до ТТХ, то они остались на прежнем уровне.С 1979 по 1981 год производился Иж Юпитер 3 02, главным отличием которого был топливный бак новой конструкции и формы.
Все модификации маркировались знаком качества и были в целом надёжны. Головную боль владельцам техники, сделанной на Ижевском машиностроительном заводе, доставляли:
Тем не менее, популярность модели была велика, и если что и останавливало потенциальных покупателей, так это достаточно высокая цена. За год завод выпускал свыше 250 000 машин, поступавших в открытую продажу. Удачная конструкция стала базой для создания следующих модификаций, последней из которых стал Иж Юпитер-5.
Техника оказалась не только надёжной, но и живучей. На дорогах и в гаражах любителей тюнинга и восстановления мототехники она встречается довольно часто.Взявшись приводить в порядок подержанный мотоцикл, помните, что схема проводки на Иж Юпитер 3 неоднократно менялась производителем.
Найти достоверные данные уже едва ли возможно. Если нет зарядки или не работает один из приборов, обнаружить причину, используя описание модели другого года выпуска, едва ли удастся.
Если же вы собираетесь эксплуатировать технику постоянно, то поскольку штатное оборудование работает при напряжении 6 вольт, имеет смысл переделка Иж Юпитер 3 на 12 вольт. Для этого придётся заменить на новые:
Заодно имеет смысл установить БСЗ. Электронное зажигание серьёзно упростит запуск двигателя в любую погоду и сделает его работу более стабильной. Проделав это, вы больше не будете регулярно задаваться вопросом, как выставить зажигание правильно.
В ходе переделки вы можете перепроектировать схему проводки Иж Юпитер 3 самостоятельно, или воспользоваться одним из вариантов, выложенных в сети.Но прежде чем взяться за дело, учтите, что выполнить качественный тюнинг своими руками очень непросто.
Потребуются и специальные инструменты, и разнообразные навыки. Вариантов доработки Иж Юпитер 3 существует множество, но все они рассчитаны на людей, разбирающихся в технике.
motoznai.ru
Сегодня вы вряд ли сможете встретить старые советские мотоциклы ИЖ в больших городах. Это и не удивительно, потому как мотоциклы Ижевского завода уже давно ушли на покой. Однако до сих пор вы можете увидеть на досках объявлений многочисленные предложения о продаже старого доброго ИЖ Юпитер 3. Именно об этом мотоцикле и пойдет речь в сегодняшней статье. Мы обсудим технические характеристики мотоцикла, поговорим о достоинствах и узнаем, где можно найти старую, но не совсем убитую технику.
Более того, мотоцикл имел две комплектации – Юпитер 3 и Юпитер 3К. Обе версии мотоцикла полностью идентичны друг другу, но версия 3К продавалась вместе с боковой коляской, устанавливающейся справа от мотоцикла. К слову, коляску можно было отсоединить, но для этого при себе необходимо было иметь гаечные ключи. Неизвестно почему завод-производитель не придумал более простого способа отсоединения коляски, возможно крепление болтами показалось надежнее.
Помимо нового усовершенствованного двигателя, мотоцикл имел ряд других достоинств, из-за которых он получил такую популярность. Первое, что стоит отметить, это современный внешний вид. В 1971 году этот мотоцикл вполне можно было назвать современным и красивым. На приборной панели, которая была встроена в фару мотоцикла, было установлено две лампочки. Красная осведомляла о наличии зажигания, что говорило о том, что двигатель можно заводить. Зеленая лампочка сигнализировала о том, что мотоцикл находиться на нейтральной скорости, а именно между первой и второй передачами. В принципе, сигнал нейтральной скорости и на Юпитер 5 работал только между этими двумя скоростями.
Первые покупатели сразу отметили комфорт при передвижении. И действительно, завод ИЖ при разработке мотоцикла старался сделать его более комфортным. Для этого были установлены более мягкие задние амортизаторы, а также увеличен ход передней вилки. Поработали и над сидением – теперь оно стало нераздельным и достаточно упругим. Кстати к сидению было прикреплено заднее крыло, на котором разместился стоп-сигнал, поворотные огни и скобка для номерного знака. Кстати, Юпитер 3 был первым мотоциклом из серии Юпитер, на котором стали устанавливаться поворотники.
По техническим характеристикам мотоцикл ИЖ Юпитер 3 ушел от своих предшественников далеко вперед. Благодаря двум цилиндрам, общий объем кубатуры данного двигателя составляет 350 см3. Вследствие этого мощность увеличилась до 25 л.с. Так, например, на мотоциклах Юпитер 2 стояли двигатели с мощностью всего 18 л.с. Ввиду увеличения мощности мотоцикл без прикрепленной коляски стал разгоняться до 120 км/ч, но для запуска двигателя по-прежнему использовался кикстартер.
В то время водяное охлаждение было настоящей роскошью, вследствие чего завод-производитель не решился установить на данную модель «водянку». Именно поэтому двигатель получил воздушное охлаждение, которое при правильном уходе за мотоциклом было достаточно эффективным. Однако без остановок с целью охладить силовой агрегат все равно не обходилось. При сильном нагреве жарким днем двигатель банально переставал «тянуть», чем и вынуждал владельца остановиться на перекур.
Коробка передач, как и любая другая коробка на мотоциклах того времени была 4-х ступенчатая. За все время существования модели она доказала свою надежность. Даже если коробка передач выходила из строя, причиной тому как правило была неправильная эксплуатация. Например, недолив масла, слишком резкие старты и так далее. ИЖ Юпитер 3 в принципе, достаточно надежная модель и даже сейчас, спустя столько времени не доставляет своим владельцам больших забот.
Ввиду нового двухцилиндрового двигателя, установке двух выхлопных труб и других вещей, мотоцикл прибавил в весе. Сухая масса мотоцикла составляла 162 кг, если не брать в расчет боковой прицеп. При полном баке, составлявшим 18 литров, залитом масле и установке боковой коляски мотоцикл весил все 240 кг.
Мотоцикл ИЖ Юпитер 3 – это один из первых мотоциклов, получивших двухцилиндровый двигатель. В свое время он стал неким олицетворением мощности, комфорта и красоты. Уникальный дизайн, наличие бокового прицепа и другие факторы делают этот мотоцикл очень узнаваемым и особенным, среди реставраторов старой техники. К сожалению, найти рабочий и хорошо сохранившийся Юпитер 3 в наше время практически нереально. Как правило, без ремонта и реставрирования не обойтись. К тому же, спустя 30 лет достаточно непросто найти мотоцикл с документами.
Но если вы загорелись желанием стать владельцем старой доброй «тройки», то вы можете попробовать поискать объявления о продаже в интернете. Большинство мотоциклов находиться загородом, в каких-нибудь селах и деревнях. Как правило, мотоциклы стоят в гараже у какого-нибудь дедушки. Если вы истинный мотолюбитель и можете приобрести и качественно отреставрировать Юпитер 3, вы получите практически коллекционный байк, с большой историей.
avtomoto-best.ru
Мотоцикл Иж Юпитер 3 разработан на базе мотоцикла Иж Юпитер 2, который в 1968 и 1969 гг., выигрывал первенство заводской марки в соревнованиях между мотозаводами Советского Союза. Иж Юпитер 3 начал выпускаться в 1971 и закончился его выпуск в 1981 году. Это обычный дорожный мотоцикл, предназначенный для эксплуатации на дорогах с различным покрытием. Для своего времени был довольно прогрессивным и сочетал надежность в эксплуатации с удобством в обслуживании. По сравнению с предшественниками значительно повысились технические характеристики. Об этом можно судить хотя бы по тому факту, что мощность двигателя возросла почти на сорок процентов и достигала 25 лошадиных сил. Мотоцикл был награжден государственным Знаком качества и выпускался большими сериями: в 1975 году было изготовлено около 250 тысяч экземпляров.
Повышенная мощность двигателя способствовала увеличению на 10 км.час максимальной скорости, но в то же время потребовало организации лучшего охлаждения цилиндра. Эту проблему решили, изменив конструкцию ребер охлаждения на головке цилиндра, на Иж Юпитер 3 они расположены веерообразно.
Изменения коснулись и ходовой части. Ход передней вилки увеличили на 20 мм, что положительно сказалось на удобстве езды. Задняя подвеска стала мягче, уменьшились стуки при обратном ходе. Колеса стали меньшего диаметра 18 дюймов, зато чуть шире 3.50 вместо 3.25, такого размера применяются и до сих пор на новых Ижевских моделях.
Дизайн также претерпел серьезные изменения: современной формы топливный бак, очень характерной именно для этой модели формы, появились хромированные детали и новые щитки колес. Изменили также форму руля, и оборудовали мотоцикл указателями поворотов. Мотоцикл выглядел для своего времени просто замечательно. Удобств пассажиру добавляла большая ручка на середине сиденья и хорошее качество самого седла.
Специально для мотоцикла Иж Юпитер 3 на Вятско-Полянском заводе была спроектирована боковая коляска, рассчитанная на пассажира и 30 килограммов багажа. Верх передней части сдвигался вперед с помощью пружин установленных на направляющих трубах. Благодаря этому он закрывался от незначительного усилия пассажира, что обеспечивало ему комфортные условия. Коляска крепится к мотоциклу в четырех точках: двумя шарнирными устройствами и двумя растяжками. Она оборудована ветровым щитком и двумя багажниками – внутренним и навесным. У бокового прицепа была усовершенствована подвеска колеса, рычаг на игольчатых подшипниках с пружинно-гидравлическим амортизатором. Колесо коляски снабжено тормозом, с приводом от педали ножного тормоза с помощью троса. Что бы исключить возможность заноса и опрокидывания мотоцикла, регулировать тормоз необходимо таким образом, чтобы он вступал в действие чуть позже заднего колеса мотоцикла. В результате всех этих модернизаций допускаемая скорость движения с коляской возросла до 105 км.час. Кстати, обозначался этот боковой прицеп БП-1.
Из недостатков мотоцикла можно отметить устаревшее шести вольтовое электрооборудование, и как следствие тусклый свет фары. Также при полной загрузке мощности двигателя уже не хватает, особенно при езде по загородной трассе. В целом мотоцикл Иж Юпитер 3 можно посоветовать для небольшого города или для дачи тем, кто в данное время испытывает финансовые трудности, ведь купить с рук его можно за очень небольшие деньги.
Технические характеристики
Двигатель | Бензиновый |
Объём | 347 |
Диаметр цилиндра и ход, мм | 61,72х58 |
Степень сжатия | 8,7-9 |
Питание | Смесь бензина с маслом |
Зажигание | Батарейное |
Мощность | 25 л.с. |
Коробка передач / Привод | Четырёхступенчатая, главная передача — цепь |
Длина, мм | 2170 |
Ширина, мм | 780 |
Высота, мм | 1175 |
База, мм | 1450 |
Дорожный просвет, мм | 135 |
Сухая масса, кг | 160 |
Рама | Трубчатая, сварная |
Передняя подвеска | Телескопическая вилка с пружинно-гидравлическими амортизаторами |
Задняя подвеска | Маятниковая с пружинно-гидравлическими амортизаторами |
Передний тормоз | Барабанный однокулачковый |
Задний тормоз | барабанный однокулачковый |
Переднее колесо | 3,5-18 |
Заднее | 3,5-18 |
Ёмкость бензобака, л | 18 |
Максимальная скорость | 120 |
Расход топлива | 3,7 при скорости 60 км/ч |
jawa-motor.ru
теги
Рубрики
подобнее
подобнее
подобнее
подобнее
подобнее
подобнее
2bike.ru
Дорожный мотоцикл ИЖ юпитер 3 не далеко ушел от своих сверстников: Иж юпитер 5 и ИЖ юпитер 4, но его уникальность все равно не обыкновенна, так как внешний вид, дизайн не равняется юпитеру 5, поэтому третий – это уже далеко другая модель.
Мотоциклы ИЖ Юпитер 3 завод выпускает с 1970 г. Он имеет двигатель повышенной мощности, как уже было сказано. В те далекие времена, увеличение мощности двигателей потребовало улучшения охлаждения, поэтому на головках цилиндров ребра расположены веерообразно.
Иж Юпитер 3 оборудован указателями поворотов. Конструкция и крепление указателей поворотов обеспечивают хорошую видимость сигналов с любой стороны.
Хороший внешний вид мотоциклу придают современной формы топливный бак и щитки колес. Благодаря применению колес и шин размером 3,50—18″ (вместо прежних 3,25—19″) мотоцикл стал выглядеть менее массивным. Украшают мотоцикл и хромированные детали.
Задняя подвеска стала мягче, она вступает в работу даже при незначительном ходе колеса, а наличие пружины отбоя значительно уменьшило стуки при обратном ходе колеса.
Измененная форма руля и увеличенный на 20 мм ход передней вилки улучшают езду на мотоцикле.
Унифицирована была и коробка передач.
Возросшая мощность двигателей позволила на 10 км/ч увеличить максимальную скорость машины, в том числе и у «Юпитера» с коляской — при прежнем расходе топлива.
К мотоциклу «ИЖ Юпитер 3» Вятско-Полянским заводом разработан боковой прицеп БП-1, который рассчитан на одного пассажира и груз весом 30 кг. Крепится боковой прицеп к мотоциклу цанговыми шарнирными устройствами и двумя растяжками.
Отличительный внешний вид и устройство имеет кузов прицепа. Капот (верх передней части) кузова сдвигается вперед под действием пружин, установленных на трех направляющих трубах.(к сожалению фото ИЖ Юпитер 3 в такой модификации, у нас не имеется) Это создает удобства для пассажира. Закрывается капот от небольшого усилия, приложенного к двум ручкам. В крайнем положении капот автоматически фиксируется двумя захватами и защелкой.
Для удобства пассажира увеличена высота спинки сиденья и ветрового щитка, установлен регулируемый упор для ног. Сзади сиденья размещены вместительный внутренний и навесной багажники.
Крепится кузов прицепа к раме на четырех резиновых подушках, которые препятствуют его раскачиванию при езде по плохим дорогам и поглощают вибрацию от двигателя.
Значительно усовершенствована на боковом прицепе БП-1 подвеска колеса. Качающийся рычаг ее, установленный на игольчатых подшипниках, так же как и заднее колесо мотоцикла, имеет пружинно-гидравлический амортизатор.
Колесо прицепа имеет тормоз, который приводится в действие от ножного тормоза через трос. Регулируется привод так, чтобы торможение колеса прицепа начиналось чуть позднее, чем заднего колеса. В противном случае возможен занос мотоцикла и опрокидывание.
Благодаря всем усовершенствованиям конструкции прицепа допускаемая скорость движения составляет 105 км/ч.
ДВИГАТЕЛЬ | |
Число цилиндров | 2 |
Расположение цилиндров | Рядное |
Объем | 347.00 см3 |
Мощность | 25.00 л.с. |
при оборотах | 5200 мин-1 |
Число тактов | 2 |
Система распределения | Port control |
Система охлаждения | Воздушная |
Диаметр цилиндра / Ход поршня | 61.8 x 58.0 мм |
Компрессия | 8.51 |
ТРАНСМИССИЯ | |
Число передач | 4 |
Тип привода | Цепь |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |
Передние тормоза | Барабанные |
Задние тормоза | Барабанные |
РАЗМЕРЫ И МАССА | |
Вес, включая жидкость | 171.0 |
Размер переднего колеса | 3.50-18 |
Размер заднего колеса | 3.50-18 |
ДИНАМИКА И ЭКОНОМИЧНОСТЬ | |
Объем бензобака | 18.00 л |
Максимальная скорость | 120.0 км/ч |
firma1196.narod.ru