8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Копейка ваз 2101 – Ваз 2101 «Копейка» — Фото, характеристики, история создания

История ВАЗ-2101 «копейка»

В советском автопроме самым известным и популярным флагманом считаются «Жигули». Транспорт имеет долгую историю и выпускался вплоть до 2012 года. В периоде всего существования он был не единожды улучшен и модернизирован. История ВАЗ-2101 включает в себя много событий: менялся дизайн, корректировалась техническая сторона и менялась сама концепция автомобиля.

Сотрудничество с Fiat

Самая известная и первая в своём роде модель — это ВАЗ-2101, что была произведена на Волжском автомобильном заводе. В своё время этот флагман стал возможным благодаря соглашению с крупной компанией из Италии — Fiat. Нашу страну представлял «Внешторг», имеющий в своём распоряжении мощности для производства легковых транспортных средств. Этот контракт был заключён в 1966 году и ознаменовался постройкой завода для производства отечественных флагманов.

Согласно первоначальному плану, требовалось организовать выпуск нескольких моделей транспорта ВАЗ-2101. Один из них должен был иметь в своей комплектации кузов от седана и нормальный тип технической оснастки. Вторая же «копейка» имела характерные черты от универсала, которые дополняла комплектация люкс-класса. Первым прототипом такого модельного ряда стал флагман Fiat 124, который стал лучшим брендом за весь год. Он станет основой для автомобиля ВАЗ-2101.

Почему Fiat 124 не подошёл

Во время периода глобального тестирования флагмана, что было необходимо для обеспечения развития собственной марки транспорта, производителями был обнаружено ряд серьёзных недостатков. Они требовали срочного решения, чтобы машина могла называться ВАЗ-2101. Главной проблемой было то, что флагман не подойдёт для отечественных дорог, так как обладал слишком низким дорожным просветом и не предусматривал буксирной проушины.

Это делало модификацию неприспособленной для бездорожья, что крайне часто встречалось на наших территориях. Дополнял эту проблему достаточно слабый корпус, который быстро изнашивался и не предназначался для длительной эксплуатации. К тому же наш народ любит активный отдых, поэтому производство автомобиля должно ориентироваться на выносливость флагмана.

Как ВАЗ-2101 обогнал Fiat 124

Чтобы усовершенствовать флагман ВАЗ-2101, была доделана система активного заднего тормоза, а также улучшена подвеска переднего моста, которая косвенно отличалась от предшественников. Подверглась изменениям коробка передач, которая получила более удобное управление. Происходил активный выпуск новых модификаций, которые всё больше уходили от оригинального Fiat.

В общей сложности модернизаций получилось более 800, которые сделали «копейку» одной из лучших. Она смогла полностью соответствовать требованиям дорожного покрытия в России и обладала высоким удобством для активных пользователей. Выпуск этих машин получил признание от международных экспертов.

Фабричный выпуск ВАЗ-2101

В 1970 году с конвейера сошли первые шесть автомобилей, а именно 19 апреля считается днём рождения марки «Жигули». Разнообразие цветов тогда было представлено только красным и синим цветами. На практическом тесте такие машины показали отличные результаты, поэтому даже не поддавались доработкам. Уже в 1970 году завод по их выпуску заработал на полную мощность. Так, за год работы было произведено 21530 единиц транспорта.

Особенности классификации

Среди особенностей «Жигулей» выделяется то, что автомобиль получил специальный документ ОН 025370-66. Эта нормаль регламентировала принцип классификации и обозначения технического состава.

Таким образом, все выпускаемые модели обзавелись четырёхзначным номером. Первые две цифры давали информацию о классе модификации, а следующие две — данные о её модели. На практике использовалась и пятая цифра, которая показывала, что эта машина является модификацией. Могла быть и шестая — предназначение для экспорта, определяла климатические условия.

Период модификаций

За весь период выпуска автомобиля было выпущено большое количество единиц транспорта. Среди модификаций были флагманы, предназначенные исключительно для заводов, а также особые машины вроде производства лимузинов. Долгое время они продавались за границу.

Среди транспорта особой популярностью пользовалась первая машина — «копейка». Это было удачным решением в плане технического оборудования, что подтверждают и отзывы пользователей. Поэтому эта машина стала основой для последующих модификаций. Выпуск модификаций ВАЗ-2101 позволил удовлетворить запросы большего количества покупателей.

Первой моделью, которая подверглась изменениям, является ВАЗ-21011. Главным её отличием был двигатель. Транспорт получил увеличенную мощность, а также объём, который составил 1,3 литра. Дизайн автомобиля также перенёс модификации. Теперь и охлаждение радиатора происходило через улучшенную систему вентиляции. Для этого добавилось несколько прорезей и изменилась форма самой решётки. Позже было решено добавить новые задние фары.

Пополнение модельного ряда

Вскоре произошёл выпуск модели 21013, которая получила менее мощный мотор, что до этого использовался в оригинальной «копейке». Он обладал объёмом в 1,2 литра. Все остальные изменения были поставлены от новых моделей. Покупатели двояко отнеслись к таким изменениям.

Lada 1200

Эта модель «Жигулей» активно выпускалась для нужд экспорта. Тогда она производилась под названием Lada 1200 и была распространена на всех просторах СССР. Общее количество выпуска таких машин составило 57000. Немного позже автомобиль был положительно воспринят более далёкими странами, поэтому активно экспортировался для продажи.

Поскольку «Жигули» были известны и в далёком зарубежье, то была выпущена отдельная модификация ВАЗ-21014 и 21012. Для них было характерным выполнение руля на правой стороне, что соответствовало нормам в некоторых государствах. На правом колесе транспорта располагалась более сильная пружинная подвеска. Это было обусловлено нестандартным распределением веса из-за смещения элементов управления модификации. Выпуск таких машин продолжался до 1982 года.

Производство пикапа

Поскольку во времена Союза практиковалось использование даже отходов, чтобы ничего не пропадало зря, бракованные флагманы активно применялись в переработку. Заводы их переделывали в небольшие пикапы, которые использовались на территории производства. На практике полностью срезалась вся задняя часть от крыши транспорта, поэтому она заканчивалась уже после передних сидений. Устанавливалась задняя стенка, которая создавал компактную кабину.

Задние двери автомобиля было решено заваривать, чтобы увеличить грузоподъёмность пикапа. Таким образом, новая модель могла работать с весом в 300 кг. Такую вариацию не пускали в производство, но некоторые автолюбители специально так переделывали свои машины.

Как ни странно, классическая «копейка» также была модифицирована в удлинённую модель. Она активно использовалась на территории Кубы, где применялась в сфере перевозок для такси. Исходя из неблагоприятного состояния тех дорог, «Жигули» могли без проблем справиться с поставленными задачами.

Создание эмблемы

Поскольку требовалось выделить машину и сделать её узнаваемой, был создан оригинальный логотип. За время существования бренда он был переделан три раза. Среди них выделялась ладья серебряного цвета, плывущая на рубиновом фоне. Она была положительно воспринята покупателями и находилась на транспорте вплоть до 1971 года.

Правда, вскоре логотип было решено изменить, ведь на нём находилось название города Тольятти, что не было востребованным в связи с ростом бренда. Также позже убрали надпись на машине, чтобы скрыть от посторонних глаз расположение стратегического объекта.

Среди вариантов ВАЗ-2101 история создания «перевёрнутого» логотипа также заслуживает особого внимания. Производители изменили положение буквы «Я», заменив её на R. Причиной тому стал заказ в Италии, где компания-производитель логотипа допустила ошибку в написании буквы для флагмана ВАЗ -2101. В широкое производство такие эмблемы не пошли, их разобрали сотрудники в качестве сувениров. Всего их было 30 штук, и достать их сегодня крайне трудно.

Интересные факты

Большого внимания заслуживает сумка с инструментами, которая поставлялась с оригинальной машиной. В ней даже присутствовала спусковая рукоять. За рубежом это вызвало бы шок, но инструкция указывала, что инструмент предназначался исключительно для запуска транспортного средства зимой.

Модель ВАЗ-21011 была единственной, обладающей подвесной педалью. До этого все автомобили имели только напольные варианты. Их дополняла установка кнопки стеклоомывателя, которая также находилась на полу. Всё последующее время она располагалась на приборной панели.

Обязательным условием машины ВАЗ-2101 также было использование отечественных деталей для производства моделей «Жигулей». Правда, в некоторых «копейках» не раз были обнаружены запчасти от Weber вроде амортизаторов и карбюраторов. Они были несколько мощнее наших аналогов, а свечи зажигания работали более эффективно.

Общая оценка автомобиля

У специалистов сложилось положительное мнение о качестве транспортного средства ВАЗ-2101. В советском автопроме производство «Жигулей» стало настоящим прорывом для заводов, которое подняло все технологии на новый уровень. Этот флагман отлично показал себя при вождении как для опытных водителей, так и для новичков, которые только обзавелись правами на транспорт.

Отечественные водители впервые столкнулись с машиной, которая могла работать достаточно тихо, обладала экономичным расходом топлива, а также хорошо обогревала салон в холодное время года. Конечно, эти преимущества были бы невозможными без заимствования технических новинок у итальянских коллег. Выпуск таких машин позволил многого добиться для «копейки».

Водителей очень привлекала возможность, при которой в зимний период машина ВАЗ-2101 могла без проблем завестись. Раньше для этого тратилось много времени, используя паяльную лампу, а также горячую воду в ведре, но «копейка» могла начать активную работу даже без использования стартёра. Это было возможным при работе Weber 32 DCR — карбюратора от Fiat на две камеры. Чуть позже они активно продавались в СССР под названием их модификации ДААЗ-2101.

Появление «копейки» стало успехом для всего Союза. В то время нужно было продемонстрировать возможности отечественного производства и также доказать его значимость. Именно выпуск этой линейки автомобилей сделал бренд известным на весь мир. И по сегодняшнее время эти машины активно присутствуют на наших дорогах.

Сегодня автомобильные компании делают большую ставку на современные технологии. Они используют всё новые решения, чтобы упростить работу водителя. Но многие забыли о качестве сборки, которым известны «Жигули». По этой причине многие люди до сих пор используют старые и проверенные «копейки».

carextra.ru

«Копейка» ВАЗ-2101

Сегодня развеем миф о том, что «Народная копейка» (ВАЗ-2101) — это полноценная разработка компании FIAT, а СССР просто штамповал копии.

«Копейка» ВАЗ-2101 : небольшая историческая справка.

Fiat 124 начал выпускаться в 1966 году, а уже в 1967-м, стал «Автомобилем года». Во многом этому способствовал уникальный для своего времени дизайн машины. Модели на базе Fiat 124 выпускались не только АвтоВАЗом в СССР, но и многими фирмами в таких странах, как Испания (SEAT 124), Турция (TOFAS Murat 124), Южная Корея (Fiat-KIA 124), Индия (Premier 118NE), Аргентина и Венесуэла. Так же сборка данного автомобиля из итальянских комплектующих происходила в Болгарии, Польше и Югославии.

Это был действительно популярный легковой автомобиль в своё время. Именно благодаря ВАЗ-2101 Fiat 124 смог побить рекорд в 15 млн. экземпляров, принадлежавший Ford-T. Кстати, больше в мире выпустили только VW Жук, которого было выпущено 21,5 млн. копий.

Fiat 124 с конвейера сняли в 1974 году, тогда как производство ВАЗ-2101 (модификации ВАЗ-21011) прекратили лишь в 1982 году. За это время непосредственно модель ВАЗ-2101 было выпущено в количестве 2 700 000 экземпляров и ещё 2 100 000 различных модификаций «копеек», среди которых было немало очень интересных, а иногда и уникальных моделей.

FIAT 124 или «Копейка» ВАЗ-2101:
кто на самом деле был залогом успеха?

Что интересно, именно ВАЗ-2101 стоит в музее Fiat в Турине, как иллюстрация успеха 124-й модели.

Почему итальянцы поставили в музей ВАЗ-2101(Лада),
а не свою изначальную 124 модель?

Думаю, что секрет этого можно понять, разобравшись в деталях истории покупки Советским Союзом автомобильного завода у Итальянцев. Очень интересно об этом рассказывают очевидцы того времени:

  • Кирилл Сытин, начальник отдела испытаний НАМИ (Научный автомоторный институт)
  • Павел Тараненко, зам. главного конструктора АЗЛК в 70-е годы

Фрагмент документального фильма
«Колёса Страны Советов. Были и небылицы.
Фильм 1 (Крылья России, 2012)» с 21:17 по 30:19 мин

«Копейка Ваз-2101: история создания» (157 МБ)

Действительно, подготовленный для СССР автомобиль, получивший индекс Fiat 124R – Russo, некоторое время дорабатывался, поскольку был не только устаревшим по технологическим нормам того времени, но и сырым и недоработанным конечным товаром. С 1966 по 1970 годы 35 образцов будущих ВАЗ-2101 прошли всесторонние тесты в НАМИ (Научном автомоторном институте) и больше 2,5 миллиона километров испытаний на Дмитровском полигоне под Москвой.

В результате оказалось, что модель Fiat 124, которую изначально предложили Советскому Союзу для покупки, начинала буквально разваливаться после пробега всего в 5 000 км по тестовому полигону. А поскольку Брежнев приказал покупать именно 124 модель, даже не 125, которую в последствии купили поляки, то советские инженеры были вынуждены заставить итальянцев значительно доработать автомобиль перед окончательной покупкой. По факту в 124-й модели:

  • был переделан почти весь мотор;
  • усовершенствована тормозная система;
  • разработан кузов повышенной жесткости;
  • изменилась конструкция подвески и был увеличен клиренс;
  • появилось наружное зеркало заднего вида;
  • спинки передних сидений стали раскладываться;
  • утопленные травмобезопасные ручки дверей;
    и ещё сотни изменений в деталях и узлах автомобиля были доработаны.

Как говорится — сварили кашу из топора.
(Вот сравним вкратце оригинальный FIAT 124 и доработанный НАМИ)

 

Фактически, итальянцы мозгами и руками советских учёных и инженеров, которые предложили множество рацпредложений и доработок, создали практически новый автомобиль, который, кстати, успешно производился в испанском филиале концерна FIAT без каких либо выплат или дивидендов СССР за участие в доработке и совершенствовании модели FIAT 124. Именно по этой причине ВАЗ-2101 – это не «чистый» Fiat, Более того, по мнению автора статьи, именно благодаря доработкам советских инженеров Fiat и смог преодолеть рекорд по производству автомобилей в 15 млн. экземпляров.

ВАЗ-2101: ещё немного о доработках советских инженеров

Очень интересно показан процесс доработок в следующем видео

 
«Копейка ВАЗ-2101: модификации» (76,9 МБ)

ВАЗ-2101 — качественный европейский автомобиль

В 70-е годы прошлого века ВАЗ-2101, и его модификации ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 были самыми комфортабельными и надежными автомобилями, которые делали на просторах СССР. В них на скорости можно было разговаривать не повышая голоса.

О европейском уровне ВАЗ-2101 говорит и тот факт, что эту модель экспортировали не только в соцстраны: Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Югославию и ГДР. Экспортные варианты «Копейки» продавались в ФРГ, Австрии, Франции, Швейцарии, Великобритании, Египте и Нигерии. Эти экспортные экземпляры были мечтой многих советских автомобилистов. Ведь помимо более богатой комплектации, экспортные ВАЗы были надежнее и качественнее. Они проходили в Центре Импорта 39 стадий дополнительной промежуточной проверки. А потом – еще проверки у местных дилеров за границей. Не случайно, в Западной Европе до сих пор еще функционируют клубы любителей ВАЗ-2101.

 Более того, инженеры Советского Союза не остановились на достигнутом и в 1975 году уже предложили глубокую собственную переработку автомобиля — ВАЗ 2101-80. И что самое интересное, этот вариант самый сдержанный и приближён к классическому виду. Были ещё более смелые, но в итоге выбрали этот. Однако дальше создания прототипа дело не пошло ... Вот на такой копейке граждане Советского Союза могли бы ездить уже в 1980 году!

Да, начать производить подобные машины в 1975 году Советский Союз технически был не готов, поскольку, например, производство кузова такой машины требует качественного листового металла для штамповки, изготовление сложных пресс-форм и т.п. Т.е. необходимы были усилия по развитию промышленности и за пятилетку можно было бы вполне подтянуть технологии, но у правящей верхушки СССР, начиная с 55-х годов, появились совсем другие цели. Поэтому почти все удивительные разработки тех времён во всех сферах жизни, как правило, так и оставались разработками и прототипами.

 

 И вместо этой собственной отечественной разработки лишь через 9-ть лет, в 1984 году, начали выпускать угловатую 8-ку — ВАЗ-2108 «LADA Samara».

 

Kris.h.Nive
LifeSecrets.in.ua

lifesecrets.in.ua

Обзор автомобиля ВАЗ-2101 "Копейка". | Автоновости и полезные советы для автолюбителей

В уже далеком 1966 году, между ведомством внешней торговли СССР и итальянским автоконцерном FIAT, было подписано историческое соглашение о сотрудничестве в области производства автомобилей. Для этих целей, в городе Тольятти, специально был построен новый автозавод. Так началась история Волжского автомобильного завода – крупнейшего автопроизводителя Советского Союза и современной России.

ВАЗ — 2101: Родная, советская «копейка».

В качестве прототипа для нового «народного» автомобиля был выбран FIAT-124, ставший в 1967 году «Автомобилем года». В 1970 году с конвейера АвтоВАЗа сошел первый автомобиль, получивший название ВАЗ-2101. За время его производства, которое продолжалось до 1988 года, было выпущено почти 5 миллионов автомобилей.

Обзор ВАЗ-2101 «Копейка».

Внешне, копейка почти ничем не отличается от своего прародителя FIAT-124: непритязательная, лаконичная, в те годы такой вариант кузова был очень перспективен (вон у нас, аж до 2012 года выпускалась такая компоновка). Но сходство было только внешним, ведь после испытаний Фиата было выявлено множество недостатков. И автомобиль доработали для наших дорог: установили более совершенный двигатель, был увеличен дорожный просвет, были установлены более подходящие для российских дорог барабанные тормоза, усилили подвеску (правда тоже недостаточно), сцепление. После всех доработок и «акклиматизации», был получен хороший (по тем временам), надежный и экономичный автомобиль, способный «дать бой» АЗЛКовским Москвичам.

Внешне, копейка почти ничем не отличается от своего прародителя FIAT-124

Небольшой модернизации был подвергнут и салон автомобиля. Интерьер здесь довольно простой, как говориться дешево и сердито, но опять же, по меркам 70-х годов очень даже добротно. Особо ничего не скрипит и не отваливается. Правда в 1988 году нормы к эргономике ужесточились, и спартанский салон первых жигулей был признан неудовлетворительным. Но, к тому времени и саму «копейку» уже практически сняли с производства. Что же касается вместительности салона, то он достаточно просторный, опять «плевок в душу» Москвичу.

Багажник был довольно вместительный. В джентльменский набор водителя входило запасное колесо, домкрат, ну и набор инструментов и прочих принадлежностей. Капот открывался в сторону движения машины. Передние сидения были раздельными и откидными, получались довольно неплохие спальные места. На ранних жигулях передние сидения не оснащались подголовниками, что было очень неудобно, некоторые рассказывали, что из-за этого, бывали случаи, что при аварии водители ломали себе шею, на более поздних выпусках «копейка» получила хорошие, удобные сидения. Заднее сидение оставалось цельным и неподвижным.

Что же касается вместительности салона, то он достаточно просторный, опять «плевок в душу» Москвичу.

Немногим позже стали выпускать модернизированные версии «копейки»: ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013. Автомобили получили усовершенствованные двигатели объемом 1.2 и 1.3 литра, мощностью 69 лошадей. Был улучшен кузов и салон: установили новый удобные сидения, была изменена панель управления. На автомобиле появилась новая радиаторная решетка, на бамперах убрали «клыки», их заменили резиновые накладки. Был установлен фонарь заднего хода. Кроме того, «копейка» выпускалась в трех вариантах: ВАЗ-2101 седан, ВАЗ-2102 универсал, и ВАЗ-2103 люкс.

В середине восьмидесятых «копейку» постепенно начали снимать с производства. В 1981 году прекратился выпуск ВАЗ-21011, а в 1982 эта участь постигла и «ноль-первую». Дольше всех, до 1988 года, продержался «гибридный» ВАЗ-21013. Вазовская «копейка» оказала огромное влияние на советский, а позже и российский автопром. В 70-х годах, появление этой машины стало большим прорывом. Какой еще российский автомобиль может похвастаться такой популярностью и за рубежом: ВАЗ-2101, в экспортном варианте, который назывался Lada 1200, поставлялся практически во все страны социалистического блога, а также во Францию, Бельгию, Швейцарию, Египет, и даже Германию и Великобританию. ВАЗ-2101, это поистине легендарный автомобиль, который по праву заслуживает всеобщего уважения. Недаром в России и странах СНГ он был признан лучшим автомобилем XX века.

Удачного вам дня! А напоследок, реклама советского автопрома начала 80-х годов, которая транслировалась в Великобритании.

Похожие статьи:

www.driver-motors.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *