30.04.2019
В модельном ряду российской бронированной техники есть машины, которые заслуживают более пристального внимания, как со стороны военных, так и со стороны экспертов в области современного танкостроения. К таким машинам можно смело отнести Основной Боевой Танк Т-90МС. Как показала практика последних лет, боевая машина, созданная Уральскими танкостроителями, является на сегодняшний день одной из самых покупаемых в мире. Причина такого спроса на отечественный танк лежит в конструкции бронированной машины и в ее высоких тактико-технических характеристиках.
Появление в начале 90-х годов танка Т-90 стало своеобразным толчком к развитию нового поколения российских бронированных машин. Используя накопленный производственный потенциал и боевой опыт применения танков Т-72, российские конструкторы сумели создать принципиально новую машину. Танк Т-90 стал основной боевой машиной в российской армии и выпускался в первоначальной версии почти 12 лет. В 1999 году после смерти создателя боевой машины главного конструктора В.И. Поткина было решено присвоить Т-90 словесный индекс «Владимир». Машина получилась настолько удачной, что только в 2004 году были начаты первые работы по модернизации базовой модели.
Необходимость в модернизации возникла из-зи появления повышенного интереса к российскому танку со стороны иностранных покупателей. Требовалось не только усовершенствовать базовую модель Т-90, но и внести в конструкцию ряд усовершенствований, появившихся в танкостроении в новом тысячелетии. Огромный технологический ресурс базового танка позволил создать в процессе модернизации целое семейство новых бронированных машин, среди которых особо выделяются экспортные варианты изделия.
Следует отметить, что экспортный вариант машины Т-90С был разработан параллельно с началом производства основного танка, еще в 1992 году. Долгое время новый Т-90С находился в тени. Неясна была обстановка с поставками на экспорт другой машины этого семейства танка Т-80. Только в 1997 году российский танк был впервые продемонстрирован на международной выставке вооружений в Абу-Даби, получив с легкой руки военных экспертов прозвище «летающий танк».
Первым серьезным покупателем российского танка выступила Индия. Сначала в Индию для проведения испытаний было отправлено три машины. Результаты, полученные в ходе испытаний Т-90С, превзошли все ожидания. Финальной точкой стало подписание большого контракта на поставку для индийских вооруженных сил 310 танков модификации Т-90С. В этом же году индийской стороне была передана техническая документация для производства индийского варианта Т-90С «Bhishma» на лицензионных условиях.
Следом за Индией машиной заинтересовались Алжир, Азербайджан и Казахстан. По условиям контракта 2019 года намечена поставка российских танков во Вьетнам. Всего на экспорт, начиная с 2001 года, было поставлено около 1500 машин этого типа.
Опираясь на повышенный интерес к экспортной версии основного боевого танка Т-90, специалисты и конструкторы АО» НПК Уралвагонзавод» разработали усовершенствованный вариант машины. На сегодняшний день экспорт является основным направлением производства танков Т-90. По сравнению со своим предшественником новый танк с индексом Т-90МС получил значительное усиление и улучшение основных танковых параметров: огневой мощи, защиты и подвижности. По многим параметрам модернизированная машина напоминает немецкий основной танк «Леопард-2», который создавался в эти же годы. Экспортная модификация российского ОБТ «Владимир» Т-90МС «Тагил» к 2009 году успела пройти все виды испытаний и получила право на серийное производство.
По данным военных экспертов новая модификация представляет собой оптимальное сочетание «цена-качество». Новый танк «Армата» еще только переживает трудности подросткового возраста, тогда как базовая модель Т-90 уже хорошо отработана в плане производства и обкатана в полевых условиях. Стоимость бронетанковой техники на сегодняшний день является ключевой. Танки представляют собой военную технику, применяемую массировано, поэтому при разработке новой боевой машины делается ставка на массовое, серийное производство. Здесь важно сделать акцент на том, что контрактная стоимость российского танка варьируется в диапазоне 2,5-2,6 млн. долларов.
Для справки: Стоимость немецкого основного танка «Леопард-2» составляет примерно 10 млн. долларов.
В сравнении с зарубежным образцами российский танк выгодно отличается в ценовом диапазоне, однако считать российскую разработку дешевым вариантом не стоит. Технология производства и внедрение технических новинок позволили не только повысить тактико-технические характеристики российской разработки, но и удешевить массовое производство Т-90МС. Подобные мероприятия направлены на создание выгодных условий для покупателей по экспортным контрактам.
Конструкция нового ОБТ Т-90МС вобрала в себя все самое лучшее, что имеется в мировом танкостроении на данное время. Основной фишкой новой машины стала башня. Теперь это уже не танковая башня в привычном понимании, а полноценный боевой модуль. Внутренне пространство башни получило лучшую эргономику. Экипаж боевой машины теперь чувствует себя внутри башни намного комфортнее. Все лишние детали, узлы и механизмы убраны из открытого доступа. Из конструктива башни удалены все огнеопасные элементы и покрытия. Электропроводка уложена в магистрали, занимая теперь значительно меньшее пространство внутри башни.
Внутреннее пространство башни претерпело кардинальные изменения. Для удобства работы экипажа в башне установлен автомат заряжания. Здесь же стоит система управления огнем и блок дистанционного управления автоматическим оружием. На новой модели резервные боеприпасы хранятся в кормовой части башни, что ускоряет процесс подачи очередной партии выстрелов в боевое отделение.
На оснащении танка поступил новый прицел наводчика, который имеет теперь визирный и тепловизирный каналы. Другими словами, экипаж боевой машины теперь может распознать цель на расстоянии до 5 км. Для точного определения расстояния до цели используется лазерный дальномер. Следует отметить основное оружие бронированной машины. На танке Т-90МС установлена 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М5с хромированным стволом. Такое новшество значительно увеличило ресурс орудийного ствола. Пушка дополнительно оснащена эжектором и имеет теплозащитный кожух, в котором установлена система контроля теплового изгиба ствола.
Артиллерийское вооружение танка дополняет автоматическое оружие. В башне вместе с орудием стоит спаренный 7,62 мм пулемет. На крыше башни устанавливается зенитный пулемет калибром 7,62, который может быть заменен на более мощное оружие.
Машина в отличие от своих предшественниц имеет круговую защиту. Сегодня танк одинаково хорошо защищен со всех сторон, включая верхнюю и боковую часть корпуса. Усилена броневая защита кормы танка — ахиллесовой пяты всех танков. Современный бой часто ведется в условиях тесной городской застройки, поэтому конструкторы Т-90МС предприняли шаги по созданию эффективной защиты танка со всех ракурсах. Для этой цели по всему периметру бронированного корпуса дополнительно установлены решетчатые экраны.
Силовая установка танка впечатляет. На танке Т-90МС стоит модернизированный дизельный двигатель производства Челябинского Тракторного Завода, мощность которого увеличили до 1130 л.с. Двигательная установка обеспечивает бронированной машине высокую скорость движения: по шоссе до 80 км/ч, по пересеченной местности до 30км/ч. Запас хода составляет 325 км и 520 с навесными топливными баками. На новом российском танке стоит автоматическая коробка передач, что обеспечивает механику-водителю большую свободу действий во время движения. Теперь во время движения машины водителю-механику нет необходимости переключать внимание с рычагов поворота на рычаг переключения скоростей. Для независимого электроснабжения танка в конструкции установлен генератор электроэнергии, обеспечивающий питание всех важных машины даже при выключенном основном двигателе.
Новая экспортная версия отечественного танка «Владимир» стала настоящим прорывом в современном танкостроении. Добившись серьезных улучшений в основных боевых характеристиках машины, отечественные танкостроители создали не только новое изделие, привлекательное для иностранных покупателей, но обеспечили задел на будущее. Большое количество однотипных танков, поставленных за рубеж, в скором времени будет нуждаться в модернизации. Экспортный вариант Т-90МС является готовой разработкой для последующей реализации масштабной модернизации ранних версий.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Автор статьи:
Метальников АлександрВоенный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.
Свежие публикации автора:
С друзьями поделились:
militaryarms.ru
На прошлой неделе журнал «Армейский стандарт» опубликовал интервью с заместителем министра обороны Дмитрием Булгаковым; темой этого материала стало развитие отечественных боевых бронированных машин, в том числе новейший проект Т-90М. Замминистра раскрыл основные особенности перспективного танка, а также рассказал, какие именно изменения были внесены в существующую конструкцию. Таким образом, теперь специалисты и любители техники имеют возможность оценить нововведения не только в области экстерьера, но и в части внутреннего оснащения. Также Д. Булгаков рассказал о текущих работах в рамках нового проекта.
По словам заместителя министра обороны, в настоящее время обновленный танк типа Т-90М находится на испытаниях, необходимые для подтверждения реальных характеристик и возможностей. При создании проекта было сделано все возможное для полного использования имеющегося модернизационного потенциала. В результате этого удалось максимально повысить боевые качества машины за счет применения тех или иных новых узлов и агрегатов.
Согласно ранее опубликованным и новым данным, проект Т-90М предусматривает использование массы готовых узлов и устройств, ранее созданных для танка базовой модификации. При этом на них монтируются совершенно новые системы того или иного рода, необходимые для решения определенных задач и повышения основных характеристик. Как следствие, танк Т-90М имеет значительное внешнее и техническое сходство с предыдущим Т-90, но отличается более высокими характеристиками и расширенными возможностями.
Одной из целей проекта Т-90М было усиление защиты. Имеющуюся броню дополнили новыми накладными элементами. Лобовая проекция и значительная часть бортов прикрываются блоками динамической защиты «Реликт». Кормовые элементы корпуса, обеспечивающие защиту моторно-трансмиссионного отделения, дополнительно закрываются решетчатыми экранами. По периметру башни монтируется сетчатый экран с усилением на пересечениях нитей. Металлическая броня, динамическая защита и экраны также могут быть дополнены комплексом активной защиты.
При создании комплекса дополнительных средств защиты были учтены особенности предыдущих проектов. Результатом этого стало определенное сокращение ослабленных зон дополнительной защиты, что положительным образом сказалось на общих параметрах живучести техники. В сочетании с активной защитой все это должно давать значительный прирост реальной эффективности.
Приняты меры по повышению подвижности. Для улучшения подобных характеристик предлагается использовать новый двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. Двигатель комплектуется программируемым подогревателем, обеспечивающим запуск при отрицательных температурах. Также проект предусматривает использование дизель-генераторной установки для энергоснабжения электрических приборов при отключенном основном двигателе.
На рабочем месте механика-водителя размещается новый дисплейный комплекс. Аппаратура управления имеет функции контроля технического состояния силовой установки в целом и отдельных ее систем. Также работа водителя в некоторой мере упрощается за счет установки видеокамеры заднего вида.
Получая новое оборудование, танк Т-90М сохраняет основные компоненты комплекса вооружения. Основным оружием бронемашины является 125-мм гладкоствольное орудие-пусковая установка 2А46М-4. Эта система способна использовать все существующие танковые боеприпасы, а также применяется с комплексом управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс». Также проект предусматривает использование спаренного пулемета ПКТМ калибром 7,62 мм и зенитного 12,7-мм НСВ.
Гладкоствольное орудие в новом проекте не претерпевает заметных изменений, однако комплектуется улучшенным автоматом заряжания. Последний был доработан в соответствии с необходимостью использования перспективных бронебойных подкалиберных снарядов. При этом сохраняется полная совместимость с боеприпасами старых типов.
Система управления огнем была переработана и дополнена новыми приборами. Для повышения информационной осведомленности экипажа используется система внешнего видеонаблюдения. Набор видеокамер обеспечивает слежение за всем окружающим пространством. В распоряжении командира теперь имеется многоканальный панорамный прицел, обеспечивающий поиск целей и наведение оружия в любое время суток.
С учетом современных тенденций и вызовов танк Т-90М получил дистанционно управляемый боевой модуль для зенитного пулемета. Крупнокалиберный НСВ монтируется на подвижной установке с механическими приводами, контролируемыми с пультов экипажа. Для управления боевым модулем в составе СУО имеется отдельный канал.
В ходе модернизации танк получает программно-технический комплекс связи, при помощи которого машина интегрируется в автоматизированную систему управления тактического звена. За счет этого повышается эффективность работы танка в составе подразделения. В первую очередь, упрощается обмен данными с другими боевыми машинами и командованием.
Также, по словам Д. Булгакова, проект Т-90М предусматривает применение ряда других нововведений того или иного рода. Впрочем, представитель военного ведомства не стал уточнять, о каких именно доработках идет речь в этом случае.
Замминистра считает, что ожидаемая серийная модернизация существующих танков семейства Т-90 по проекту Т-90М приведет к заметным положительным последствиям для бронетанковых частей. По его мнению, оснащение сухопутных войск модернизированными танками Т-90М позволит обеспечить, как минимум, паритет с зарубежными армиями. Подобная ситуация будет сохраняться во время будущего переходного периода, вплоть до развертывания массового производства перспективных танков следующего поколения Т-14 «Армата».
***
В течение нескольких последних месяцев военное ведомство несколько раз делало проект Т-90М «героем» свежих новостей. Так, в конце августа этого года, во время международного военно-технического форума «Армия-2017», министерство обороны подписало несколько крупных контрактов на строительство и модернизацию боевых бронированных машин. Одно из подобных соглашений оговаривало серийную модернизацию имеющихся танков Т-90 по проекту с литерой «М».
В начале сентября на 33-го общевойсковом полигоне в Ленинградской области прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню танкиста. В ходе этого праздника состоялась первая открытая демонстрация нескольких обновленных танков, в том числе опытного Т-90М. Была представлена табличка с основной информацией о машине, однако часть сведений тогда не огласили.
Так же в начале осени начальник Главного автобронетанкового управления генерал-лейтенант Александр Шевченко рассказал, что танк Т-90М был разработан в рамках опытно-конструкторской работы «Прорыв-3». К тому времени опытная бронемашина успела выйти на государственные испытания. Параллельно шла подготовка к испытаниям другой обновленной машины – Т-80БВМ.
Согласно последним заявлениям заместителя министра обороны Д. Булгакова, опубликованным изданием «Армейский стандарт», на данный момент испытания танка Т-90М продолжаются. Когда удастся завершить требуемые проверки – пока не уточняется. При этом, однако, уже был подписан контракт на будущее серийное производство новой техники. Подробности договора от 24 августа пока не раскрывались. Есть основания полагать, что пока речь идет о модернизации нескольких десятков танков, при помощи которых можно будет перевооружить, как минимум, один батальон.
По разным данным, серийный выпуск танков Т-90М и другой бронетехники последних проектов будет выполняться без строительства новых машин. Поставки будут осуществляться по результатам ремонта и модернизации основных танков, взятых из строевых частей сухопутных войск. В настоящее время российская армия располагает значительным числом танков нескольких типов, часть которых нуждается в ремонте. Восстановление технической готовности будет сопровождаться заменой тех или иных агрегатов. Подобный подход уже используется в рамках проекта Т-72Б3 и полностью себя оправдал. Теперь его, по-видимому, используют и при обновлении бронетехники других типов.
Ранее, в ходе выставки «Армия-2017», руководство министерства обороны огласило новые планы про развитию парка бронетанковой техники. По словам официальных лиц, имеющиеся танки, такие как Т-90, все еще сохраняют большой модернизационный потенциал, а также не успели растратить весь свой ресурс. Как следствие, ремонт и модернизация позволят не только сохранить эту технику на вооружении, но и вывести ее потенциал на уровень, соответствующий требованиям времени. Таким образом, Т-90М и другие модернизированные танки смогут оставаться в строю до появления достаточного количества перспективных Т-14. За счет этого удастся получить желаемую боеспособность войск при приемлемых расходах на обновление парка.
Согласно сообщениям последнего времени, министерство обороны уже заказало первую партию модернизированных танков Т-90М. При этом опытный образец такой машины пока находится на полигоне и участвует в государственных испытаниях. Таким образом, заказчик уже решил судьбу проекта, хотя пока не уточняет сроки начала серийной перестройки имеющихся танков. Количество необходимой техники так же не оглашалось. Согласно известным оценкам, первая партия модернизированных машин не будет отличаться большой численностью. В дальнейшем, однако, будет запущено полноценное массовое обновление техники.
При помощи нескольких проектов модернизации основных танков разных типов, в том числе программы Т-90М, планируется самым серьезным образом обновить парк бронетехники сухопутных войск, что будет сопровождаться ростом их потенциала. Первые проекты подобного рода уже дошли до серийной перестройки бронемашин, тогда как новые еще находятся на стадии испытаний. Тем не менее, необходимые проверки будут завершены уже в ближайшем будущем, после чего армия получит серийную технику новых типов.
По материалам сайтов:
https://tvzvezda.ru/
https://rg.ru/
http://ria.ru/
topwar.ru
Российские танки Т-72 и Т-90 можно назвать родственниками, ведь Т-90 создан не с нуля, а в результате тщательной модернизации своего предшественника.
Очевидно, что более новый ОБТ лучше, но тогда почему в армии остаётся огромное количество Т-72 и уже разработана другая замена в лице Т-14 Армата?
Появившись в 1992 году, Т-90 обзавёлся новой системой управления огнём и комплексом Штора-1. Таких нововведений оказалось мало, поэтому в 2004 году на свет появилась модернизированная версия Т-90А, обладающая следующими отличиями:
Благодаря этому Т-90 получил заметно лучшую защиту, подвижность и огневую мощь, сравнимые в своё время с лучшими западными образцами.
Также имеется современная модификация Т-90АМ / Т-90СМ с новой башней, вынесенной в неё частью боекомплекта, встроенной динамической бронёй Реликт, улучшенными бортовыми экранами, дистанционно управляемой пулемётной установкой, двигателем мощностью 1130 л.с. и автоматической коробкой передач.
Т-72 в это время постоянно модернизировался, выходили его новые версии. Перечислять каждую из них слишком долго и не имеет смысла, поэтому лучше подвести некий итог на сегодняшний день.
Может показаться, что Т-90 однозначно побеждает в этом сравнении, хотя бы потому, что лучше защищён и все модернизации Т-72 всего лишь попытки дотянуться до уровня младшего брата. Но в России имеется огромный танковый парк из Т-72 различных версий и гораздо дешевле модернизировать имеющиеся Т-72Б, чем произвести новый Т-90.
Получается ситуация, в которой для Т-90 попросту не остаётся места, поскольку есть огромное количество Т-72 с возможностью их совершенствования до относительно современного уровня и есть Т-14 Армата, которая должна поступить на вооружение и превзойти любые существующие ОБТ.
Сравнение Т-72 и Т-90 теряет смысл, ведь на первое место выходит бюджет. Даже с принятием на вооружение Т-14, старые танки будут не только оставаться в армии, но и составлять её костяк. Так что вопрос замены, не смотря на отличия Т-72 и Т-90 даже не стоит поднимать, разве что экспортный вариант будет производиться в ещё больших количествах чем сейчас и постепенно заменять предшественника в вооружённых силах других стран.
tanksdb.ru
Характеристики танка могут показаться неточными, поскольку большинство машин имеет несколько модификаций, отличающихся друг от друга. Подробно описывать каждую из них не имеет особого смысла, поэтому обычно на сайте указан год принятия на вооружение самой первой модификации, а характеристики самой современной или распространённой версии.
Страна | Россия |
Принят на вооружение | 1992 |
Экипаж | 3 |
Масса | 48 т |
Длина с орудием | 9.5 м |
Длина корпуса | 6.7 м |
Ширина | 3.8 м |
Высота | 2.2 м |
Главное орудие | 125 мм 2А46М / 2А46М-5 / 2А82 |
Пулемёт | 12,7-мм 6П49 Корд, 7,62-мм ПКТ / 7,62 мм Т05БВ-1 |
Углы склонения орудия | -5 +16 |
Боекомплект орудия | 40 — 43 |
Боекомплект пулемёта | 2000 патронов 7,62 мм, 300 патронов 12,7 мм |
Двигатель | В-92С2 |
Мощность | 1000 л.с |
Максимальная скорость по шоссе | 60 км/ч |
Запас хода | 550 км |
Преодолеваемый подъём | 30 ° |
Преодолеваемая стенка | 0.85 м |
Преодолеваемый ров | 2.8 м |
Преодолеваемый брод | 1.2 м |
Преодолеваемый брод с подготовкой | 1.8 м |
tanksdb.ru