Имеем 5 отладочных комплектов для АРМов от ST:
Есть осцил Tektronix TDS 220.
Стол, стул, комп с 2я мониторами, чайник, кофе, паяльник, немножко деталюшек, некоторый опыт и, главное, желание что-либо сделать.
Переизбытком времени не страдаю, поэтому то, что описано ниже, делалось урывками и с большими перерывами.
Итак…
Радиостанций для Си-Би немерено! Но! Они почти все «возимые» — т.е. автомобильные. Есть хорошие, есть плохие, есть навороченные, есть дешевые, есть дорогие.
Поскольку у меня машина легковая и туда рацию размером 1 DIN встраивать особенно некуда, мой выбор пал на Алан. Ибо это одна из трех портативных СИ-Би рацаек с довольно-таки неплохими параметрами — 240 каналов и 4 Вт мощи в антенне. Правда, я не мерил, но похоже, что так и есть.
Внешний вид машины тоже не хотелось портить путем грамаздючения на нее автомобильной антенны типа Lemm 2001 TURBO… За сим я нашел антеннку Sirio Triflex, которая неплохо встает на место штатной антенны Форда не портя внешний вид. Очень много говорится об антеннах в Си-Би сообществе, но я об этом здесь говорить не буду — язык не поворачивается 🙂
Вот… Для чего мне нужна Си-Би связь в машине? Ну… тоже об этом много говорилось… Можно почитать форумы на радиосканере или СиБиПитер и т.п. В любом случае наличие дополнительного источника информации никогда не помешает.
Поездил я так месяц — другой и понял, что надо что-то менять… В больших городах слишком много помех чтобы комфортно общаться. Поэтому постоянно приходилось крутить ручку SQL (порога шумодава) — спросил в эфире, включил шумы и ждешь когда ответят. А если не ответят? Или едешь, а тут и реклама и помехи от предприятий и еще какие-то помехи… А если задавать шумодав, то будешь слышать только ближних респондентов, а хочется и дальних тоже. В общем, не совсем удобно.
А в прошлом году я купил новую Мегажуть. У нее есть автоматический шумодав и выходная моща в 2 раза больше чем у Алана. А еще у нее все управление было вынесено на тангенту. Ура! Я ее саму ставлю под сидение, а тангенту в консоль. Так получилось и удобно и красиво. Правда Мегажуть требует доработки, но не сложной.
После недели эксплуатации я понял, что надо что-то менять. Т.е. меня не устраивает то, как работает шумодав. Но для начала разберемся какие они бывают.
В эфире всегда присутствует определённый уровень шума и динамик радиостанции будет всегда шипеть или как принято говорить шуметь. Шумоподавитель предназначен для избавления от этого досадного недоразумения.
Шумоподавители радиостанций гражданских диапазонов бывают нескольких типов. Так же в одной радиостанции может присутствовать несколько вариантов шумоподавителя.
Вообще говоря, шумодавы для радиосвязи — зло! Так говорят практически все радиолюбители. Я знаю. Сам такой. Но нам не нужна «прозрачность эфира». Мы не охотимся за DX и не слушаем эфир с целью поиска дальних респондентов и изучения обстановки в Выборге, сидючи в Питере. На Си-Би просто нужна комфортная связь. Т.е. хотим, чтобы динамик не открывался ни на что, кроме голоса. Ну и, желательно, подрезать там всякие там наводки от моторов, ЛЭП и т.п.
Вот такой-то вот шумодав, наверное, нам и нужен. Если можно и провести аналогию, то это, скорее всего, более похоже на ASQ, нежели на другие виды шумодавов. Осталось понять, как такой шумодав сделать. Пока что мы этого не знаем, но можем для начала сформировать требования к устройству, которое можно вставить в возимую рацайку:
Для этого подключаем башмак к Алану и плохую антенну. Её за окно. В данном случае чем хуже — тем лучше. Выход динамика Алана к компу, на компе запускаем Адоб Аудишн и вперед!
Для начала запишем шумы 1ого канала ЧМ (Питер), и 15ого канала АМ (дальнобой).
Записали — смотрим на спектр. Здесь зелененькая линия — спектр сигнала ЧМ, красная — АМ. Соответственно файлы — air3.wav и air4.wav (кстати, там не только шумы. файлы внизу в архиве in.zip).
Заметим, что не совсем корректно здесь говорить о спектре сигнала. Скорее можно говорить об АЧХ детектора и всего, что перед ним помноженное на спектральную плотность шума. Однако, нам необходимо будет работать именно с этим сигналом. За сим будем считать, что спектр сигнала на выходе есть такой-то…
Итак — спектры ФМ и ЧМ. Ну… они похожи, однако, с ростом частоты они заваливаются — примерно на 15-20дБ от 400Гц до 4000кГц. Что-ж… это можно будет потом учесть.
1. Файл air3.wav. Тут и фильтровать то нечего. На 1ом канале ЧМ автошумодав Мегажути работает адекватно, все слышно хорошо. Ну, разве лишь, некоторый зуд на 100Гц — что-то вроде помехи от источника передатчика. Почему от передатчика, а не мой локальный приемник? Да потому что в моменты паузы этого зуда нет.
Ниже — временная зависимость сигнала и его сонограмма.
Виден четкий переход от эфирного шума к несущей и обратно. Помеху 100Гц убрать не сложно.
2. air4.wav — вот здесь все гораздо хуже… Где-то виден переход от шума к голосу, а где-то нет. Например:
Вот это то мы будем пытаться фильтровать, усиливать улучшать и т.п., добиваясь чего-либо такого:
Здесь вверху нарисовано как должен выглядеть фильтрованный сигнал, а внизу исходный. (внизу архив — out1.zip). Забегая вперед отмечу, что это фильтровано одной из ранних версий моего шумодава на компе. Но это я очень сильно вперед забежал 🙂
Вообще говоря, это так уж, наверное и не надо. Так уж слишком хорошо. Шумы можно так сильно (на картинке -10дБ) и не давить, а вот адекватный, регулируемый голосовой детектор нам бы не помешал…
Итак, наш шумодав будет состоять из двух частей — аппаратной и программной. Мы хотим, чтобы первая была «минимальна» — в смысле как можно меньше паять и удовлетворяла требованиям выше, а вторая должна просто влезать в эту аппаратную 🙂
Считается, что для нормальных записи/воспроизведения звука нужно иметь аудио кодек бит эдак 16. Однако задумаемся. 16 бит это 96дБ динамического диапазона. Нужно ли нам столько? Ну хорошо, stm32f3xx некоторые имеют 16и битное АЦП, однако у него нет такого же ЦАПа. У него есть 12и битный ЦАП. Может нам хватит 12и бит и ЦАПа и АЦП?
12 бит это 72дБ динамического диапазона. Даже самые лучшие кассетные магнитофоны не имели столько!!!
GSM использует 13 бит и мы все хорошо слышим.
Китайские говорящие игрушки… Интересно, сколько? 1 бит? 2 бита? И ведь слышно же!
Итак, останавливаемся на том, что 12 бит для голоса вполне достаточно.
Какой проц будем использовать? Как я говорил у меня на столе их 5. Ну stm32L151 не для этого. Primer 1 тоже не то. RF Control Kit вообще для других целей. Остаются f3 и f4.
STM32F3xxx хороший проц, много периферии на борту, быстрый и т.п., но STM32F4XXX быстрее. Чем? Чем STM32F3xxx. Поэтому тренироваться будем на нем и, потом, если хватит ресурсов и не разыграются аппетиты, то спустимся до f3. Хотя, если у нас 12 бит и мы хотим выиграть еще 2 бита, то потребуется передискретизация в 16 раз, а это сразу 128кГц такта, а если еще и 3ая ПЧ 32 кГц, то… Чего-то это я сильно вперед забежал.
Кстати, чтобы избежать алиасинга на входе (ибо АЦП не есть кодеки) все-равно придется вход цифровать на большей частоте, нежели 8кГц.
АЦП имеет опорное напряжение 3 примерно вольта, значит 300мВ макс. амплитуды на выходе детектора нам надо усилить раз эдак в 5. Не проблема — rail-to-rail операционник с фильтрами НЧ на входе и выходе вполне решит задачу. ЦАП имеет такой же размах. Значит на выходе надо поставить делитель. ВСЕ!
Нет, не все. Еще стабилизатор напряжения, кварц, пару-тройку подстроечных резисторов, задающих некоторые параметры шумодава и SQL детектора, пару светодиодов для красоты, обвязка операционника, блокирующие кондеры и т.п. и вот теперь все!
P.S. почему-то не прикрепляются файлы…
we.easyelectronics.ru
Написать эту статью меня побудили 2 вещи. Во-первых, позиции MegaJet MJ-600 Plus (Turbo), MegaJet MJ-300 в рейтинге продаж Си-Би радиостанций на нашем рынке. На момент написания статьи они занимают почетные 2-е и 3-е места. И во-вторых, постоянные вопросы по доработке уже приобретенных радиостанций для корректной работы в 15 канале.
То, что MegaJet MJ-600 Plus (Turbo) занимает почетное второе место в рейтинге радиостанций продаваемых в нашей стране, нет ничего особенно удивительного, об этом я еще буду писать в статье, в которой буду разбирать результаты голосования. Если коротко, то покупателей привлекает броский дизайн, довольно удобное управление, синяя подсветка, которую почему-то очень любят автомобилисты и другие пользователи си-би диапазона. Ну и конечно название. MegaJet MJ-600, это народная радиостанция-легенда и в свое время она была чрезвычайно популярна. Сейчас в связи с выходом MJ-650 актуальность и качество сборки этой модели сильно упали, но, тем не менее, она продолжает продаваться и приносить прибыль хитрым продавцам. А здесь предлагается MegaJet MJ-600, да еще и версия Plus, что психологически должно обещать какие-то дополнительные прибамбасы и улучшения. На самом деле это совсем не так!
Действительно, станция радует глаз и при покупке люди не сведущие ориентируются на советы продавцов, которые, как правило, сами не знают что продают, или знают, но молчат. И на внешний вид. Никто особенно не задумывается, что их ждет в процессе эксплуатации.
Относительно MegaJet MJ-3031M Turbo можно сказать, что тут тоже работает психологический трюк, поскольку станция MJ-3031M как и MJ-600 тоже была очень популярна, а версия Turbo обещает еще и повышенную выходную мощность. Но, надо сказать, что MJ-3031M Turbo ничего общего с MJ-3031M, кроме похожей внешности не имеет! Это тот же самый MJ-600 Plus, только в другом корпусе!
А что касается MJ-300, то ее покупают за то, что она простая, надежная и дешевая.
Ничего не подозревающие покупатели, соблазнившись на красивый дизайн, легендарное прошлое или низкую цену бодро приобретают эти радиостанции, устанавливают в машины и совершенно не подозревают, что в процессе эксплуатации этих станций в 15 канале и амплитудной модуляции их ждет форменный кошмар. А происходит это по одной простой причине:
У ЭТИХ СТАНЦИЙ НЕТ ПОРГОВОГО ШУМОПОДАВИТЕЛЯ!!!
А именно этот тип шумоподавителей наиболее эффективен при работе в амплитудной модуляции. У этих двух радиостанций установлен ТОЛЬКО АВТОМАТИЧЕСКИЙ, СПЕКТРАЛЬНЫЙ ШУМОПОДАВИТЕЛЬ!!! Который создан для работы в частотной модуляции (FM).
Некоторые могут мне возразить, позволь, как это нет?! Зачем ты городишь ерунду?! Нам продавец в магазине показал радиостанцию, сказал, что пороговый шумоподавитель у них есть, и даже дал покрутить ручку на передней панели, мол, вот он! А вот кнопочка ASQ, она включает автоматический шумоподавитель! Раз есть кнопочка включающая автомат и ручка, на которой написано SQ значит тут 2 шумоподавителя!
На что я резонно отвечу, что Вас, дорогие друзья, обманули. Впрочем, может быть даже не сознательно. Продавцу же не обязательно знать, как устроена радиостанция, чтобы ее продать. Поэтому от них можно услышать все что угодно.
Для того чтобы понять принципиальную разницу между этими двумя типами шумоподавителей, и почему спектральный шумоподавитель плохо работает в AM потребуются некоторые разъяснения.
Тем, кому не охота читать заумные слова и вникать в суть, переходите сразу к «Работа автоматического шумоподавителя в AM». Тем, кто хочет вникнуть в детали, читаем дальше.
Пороговый шумоподавитель
Исторически сложилось так, что гражданская радиосвязь зародилась в США. По тогдашним стандартам, было разрешено пользоваться только амплитудой модуляцией. Вся аппаратура, рассчитанная на работу в амплитудной модуляции снабжалась только пороговым шумоподавителем. Пороговый шумоподавитель работает с абсолютным значением сигнала на входе приемника. Принцип работы, сводится к тому, что когда сигнал на частоте приема выше чем установлено ручкой, то динамик станции начинает издавать звук. Если сила сигнала стала ниже, то звук пропадает. Иными словами, если кто-то включился на передачу или уровень шумов сильно возрос, и поднялся над порогом, при котором шумоподавитель закрыт, мы это услышим. Источником шумов может быть что угодно. ЛЭП, двигатель ЗИЛка который едет рядом, дальнее прохождение и.т.п. Все это является источником вредных помех способных открывать шумоподавитель не по делу и действовать на нервы. Но здесь есть и свои плюсы. Достали шумы? Затянул ручку сильнее, шумы пропали. Помеха исчезла, а шумоподавитель по прежнему закрыт и мы слышим только тех, кто может создать сигнал выше уровня помехи которую мы недавно подавили. Ручку нужно возвращать в исходное положение. Все это не очень удобно, зато просто и эффективно.
Автоматический шумоподавитель
Автоматические шумоподавители, которыми снабжены MJ-300, MJ-400, MJ-600 Plus (Turbo) и MJ-3031M Turbo идеологически пришли в Cи-Би связь из профессиональной радиосвязи УКВ диапазона. На частотах УКВ используется только частотная модуляция (FM). Именно для работы в FM был разработан этот тип шумоподавления. Принцип работы в общем виде выглядит так. При отсутствии сигнала на частоте приема, спектр шума равномерен во всем диапазоне частот. При появлении несущей частоты в эфире, промодулированной полезным сигналом (кто-то нажал на передачу и начал говорить) наблюдается следующая картина: видимый подъем сигнала в речевом спектре от 300 до 3000 Гц и спад на частотах от 3000 и выше. Спектральный шумодав наблюдает за куском спектра от 7кГц до 9кГц (может быть настроен по разному в разных аппаратах, но всегда выше чем участок спектра на котором передается голос). Соответственно, при отсутствии сигнала в эфире уровень шумов на частотах 7-9кГц высок и шумоподавитель ориентируясь на их уровень — закрыт, у него тоже есть порог срабатывания, по которому принимается решение, открывать шумоподавитель или нет. Иными словами, если на этих частотах уровень шума высок, шумоподавитель закрыт. Появилась несущая, уровень шума упал, шумоподавитель открывается. Кстати у аппаратов MJ-300, 400, 600+ и других из этой статьи, порог срабатывания автомата выведен на ручку, которая находится на передней панели, а кнопка, если она есть, просто заменяет переменный резистор постоянным. И все!
Работа автоматического шумоподавителя в AM
Здесь можно сказать коротко, работает он откровенно плохо, особенно в присутствии вредных помех и множестве других источников сигнала. Схемотехнически автоматический шумоподавитель жестко привязан к FM детектору и ориентируется по сигналу, поступающему с него на фильтр шумоподавителя. Но что будет, если FM детектор будет принимать сигнал промодулированный другой, отличной от частотной модуляции? В нормальных условиях, при отсутствии помех и на близких расстояниях ничего не произойдет. Автомат будет отрабатывать вполне корректно, поскольку в AM сигнале тоже присутствует несущая, которая будет на участке 7-9кГц давить уровень шумов и открывать шумоподавитель. Однако на средних и дальних расстояниях мощность несущей в AM ниже, чем в FM и шумоподавитель с ростом расстояния будет работать все менее уверенно, постоянно закрываться и хлопать.
Очень осложняет жизнь наличие вредных помех наложенных на несущие сигналы других участников радиообмена. Сами по себе помехи и колебания шума, при отсутствии несущей, как правило, не способны открыть автомат. Но вот если на частоте приема присутствуют хотя бы отголоски несущих сигналов, то автомат будет бодро открываться, а вместо речи Вы услышите помеху, поскольку она зачастую бывает сильнее полезного сигнала.
Также очень мешают «дальние прохождения». Ионосфера в силу высокой солнечной активности приобретает способность отражать радиоволны. Таким образом, сигнал излученный, например, в Омске можно легко принять в Москве и наоборот. В результате эфир наполняется таким количеством информации, шума, несущих и пр., что никакой автомат с таким потоком справится не сможет и будет или постоянно хлопать, или вообще почти всегда открыт, поскольку в эфире кто-то постоянно что-то говорит. А если на это наложить еще и вредную помеху, то взрыв мозга водителя использующего автоматический шумоподавитель в AM гарантированно обеспечен.
Итог
Радиостанции MegaJet MJ-300, MJ-400, MJ-600 Plus (Turbo) и MJ-3031M Turbo для 15 канала с AM модуляцией подходят плохо! Нельзя сказать, что их нельзя использовать вообще. В принципе можно, на спокойном эфире, при условии, что нет помех, нет сильных шумов, нет дальних прохождений и мало количество одновременно работающих в канале корреспондентов. Выполнить эти условия в современных реалиях чрезвычайно сложно, да и практически невозможно. Все эти радиостанции, кроме того что морально устарели, плохо подходят для тех задач для которых их хотят использовать. Никакими доработками нельзя исправить автоматический шумоподавитель так, чтобы он корректно отрабатывал в 15 канале в AM, это противоречит принципу его работы. Если Вам нужна рация способная хорошо работать в 15 канале с амплитудной модуляцией, присмотритесь к радиостанциям, у которых есть пороговый шумоподавитель. А еще лучше чтобы их было 2, пороговый и автоматический.
Всем удачи, 55, 73!
Нашли что-то полезное? Поделитесь с друзьями!
radiochief.ru
Шумоподавители радиостанций гражданских диапазонов бывают нескольких типов. Так же в одной радиостанции может присутствовать несколько вариантов шумоподавителя.
Пороговый шумоподавитель
Представляет из себя простой регулятор. Этот регулятор просто поднимает порог чувствительности уровня выше и шум не воспринимается как сигнал, соответственно радиостанция замолкает и больше не шипит. Насколько высоко поднят порог зависит от положения регулятора. Поэтому он и называется пороговым. Положение регулятора в свою очередь будет зависеть от помех в том месте где Вы находитесь. В городах например уровень помех намного выше, а рядом с тролейбусами и ЛЭП их просто катастрофически много. Следовательно чем больше уровень помех, тем больше Вы закрутите регулятор что бы не слышать шума. Чем больше Вы закрутите регулятор тем выше будет порог его срабатывания. Главный недостаток этого шумоподавителя — невозможность отличить сигнал от шума или помех. То есть он по сути снижает чувствительность радиостанции и дальние или слабые корреспонденты не смогут превысить своим сигналом тот порог который выставлен Вами ручкой регулировки. В целом работу этого шумоподавителя можно сравнить с наушниками для строителей. Одели наушники и шум строительной техники и оборудования резко упал, хорошо и тихо, но и своего товарища Вы будете слышать с трудом. Только тут ещё и регулятор есть, чем больше закрутим тем тише будет. Соответственно мощную или расположенную недалеко рацию Вы скорее всего услышите, а вот более слабых корреспондентов нет. При этом в крупных городах помехи проходят постоянно и вынуждают так же постоянно крутить ручку закрывая шумоподавитель, а по проезде помехи откручивать обратно — иначе мало что услышите или вообще ничего не услышите. В итоге 1-2 часа поездок по крупному городу запросто или приведёт Вас в бешенство или привыкните периодически слушать шум от помех и не крутить эту идиотскую ручку.Спектральный шумоподавитель или ASQ
Этот вид шумоподавителя пришёл из профессиональной связи, хотя с успехом применяется и радиолюбителями. Обычно его называют ASQ хотя на мой взгляд это не совсем точно, более коректно называть его спектральным шумоподавителем. Название же AUTO SQUELCH в сокращении ASQ не так чтоб неправильно, но всё же не совсем верно и скорее изыск маркетологов. С другой стороны управляет работой звука он автоматически, поэтому и такое название ему подходит. Этот шумоподавитель является умным и не регулирует уровень как пороговый. Он вообще ничего не регулирует. Его работа за Вас прослушивать эфир и в случае обнаружения сигнала от другой радиостанции включить динамик. При пропадании полезного сигнала динамик отключается. На самом деле это очень упрощённо но понятно. В реальности полезный сигнал определяется по изменению спектра, шум имеет больше высокочастотных составляющих, а при наличии передающей радиостанции, частотный спектр сигнала меняется. Поэтому более правильно называть этот шумоподавитель спектральным, его процессор отслеживает спектр поступающего к нему сигнала и реагирует включением и отключением усилителя звука Вышей рации при наличии или отсутствии полезного сигнала. Самое главное преимущество данного вида шумоподавителя в том, что он не меняет чувствительность радиостанции как пороговый. Этот шумоподавитель по сути вообще ничего не регулирует. Но есть и недостатки. Первый заключается в том что шумоподавитель всегда находится в закрытом состоянии и если он решил что полезного сигнала нет, то Вы его никак не услышите даже на фоне шумов. Данный шумоподавитель можно сравнить с автоматическими дверями, Вы к ним подходите и они открываются. Если никто не подходит, то они не открываются. Но зачастую можно видеть как ребёнок подходит к дверям и…, и двери не открываются. Вот так и в нашем случае с этим шумоподавителем, он может не открыться, а возможности отключения в радиостанциях диапазонов LPD и PMR обычно не предусмотрено. Так же не во всех сиби радиостанциях имеется возможность его отключения. Но в целом правильный и хороший шумоподавитель этого типа идеален для поездок по городам и крупным населённым пунктам, за городом в отсутствии помех актуальность снижается очень быстро — там нет помех и дешёвый пороговый шумоподавитель справляется с задачей без проблем. Второй недостаток связан с его ценой, наличие в сиби радиостанции этого типа шумоподавителя сказывается на её цене в сторону увеличения. На цене раций LPD и PMR это не сказывается, для них это в общем-то штатная система шумоподавления, в некоторых даже есть возможность её небольшой регулировки.Источник
www.7fm.by
В эфире всегда присутствует определённый уровень шума и динамик радиостанции будет всегда шипеть или как принято говорить шуметь. Шумоподавитель предназначен для избавления Вас от этого досадного недоразумения. Шумоподавители радиостанций гражданских диапазонов бывают нескольких типов. Так же в одной радиостанции может присутствовать несколько вариантов шумоподавителя.
Пороговый. Это самый простой и самый неудобный в городах шумоподавитель. Распространён только в радиостанциях CB.
Спектральный или ASQ. Это шумоподавитель пришедший из профессиональных раций, не из радиолюбительских, а именно из профессиональных. Наиболее удобен и комфортен в использовании. В основном именно этот шумоподавитель имеется в рациях диапазона LPD и PMR. Так же он устанавливается в некоторые модели сиби радиостанций.
CTCSS. Шумоподавитель который отсекает ненужных Вам корреспондентов — Вы будете слышать только тех кто имеет тот же код что и у Вас, а Вас будут слышать все. Этот этот шумоподавитель имеется практически во всех рациях LPD и PMR. Ставится он и в некоторых радиостанциях CB, хотя там его полезность весьма сомнительна.
DSC. Этот шумоподавитель можно назвать более совершенным или более помехозащищённым вариантом CTCSS в гражданских рациях встречается крайне редко, отдельно рассматривать смысла нет, всё относящееся кCTCSS можно отнести и к нему.
Шумоподавитель (ШП) радиостанции (рации) — это система отключенияУНЧпри отсутствии полезного сигнала, ШП разделяются на амплитудные и спектральные.
Амплитудные ШП наиболее просты и применяются в большинстве импортных и отечественных радиостанций, как носимых, так и автомобильных (стационарных). Принцип действия амплитудного ШП заключается в детектировании входного сигнала, снимаемого с последнегоУПЧи сравнении уровня продетектированного сигнала с порогом, задаваемым органом регулировки ШП.
Принцип действия спектрального ШП заключается не в детектировании абсолютного уровня смеси полезного сигнала и шума (как у амплитудного ШП), а в оценке отношения мощности полезного сигнала к шуму (внешнему и внутреннему). Если это отношение велико, УНЧ открыт, если мало — закрыт. Порог устанавливается органом регулировки чувствительности ШП.
Спектральный ШП более сложен в реализации, но при установке высокого уровня чувствительности у спектрального ШП существенно меньше ложных срабатываний (при отсутствии полезного сигнала), чем у амплитудного ШП. Особенно в диапазоне 27 МГц (Си-Би), в котором уровень внешнего шума, обусловленный атмосферными и индустриальными помехами, солнечной активностью и т. д. значительно изменяется с течением времени или при смене местоположения. Наибольшее количество электроэнергии радиостанция потребляет в режиме передачи. Для продления работы радиостанции при питании от одной батареи необходимо максимально сокращать время передачи радиограмм, тщательно продумывая каждое сообщение и избегая лишних слов.
Мобильные радиостанции, как правило, питаются от аккумулятора автомобиля и в меньшей степени ограничены в работе емкостью питающего их устройства. Питание стационарных радиостанций осуществляется от сети переменного тока. В случае их использования следует порекомендовать обустройство резервного питания такой радиостанции от аккумуляторов.
studfiles.net
Шумоподавитель (Ш/П) современных cb-радиостанций (системы отключения УНЧ при отсутствии полезного сигнала) разделяются на амплитудные и спектральные. Амплитудные Ш/П наиболее просты и распространены в подавляющем большинстве импортных и отечественных радиостанций, как носимых, так и автомобильных (стационарных).
Принцип действия этих Ш/П заключается в детектировании входного сигнала, снимаемого с последнего УПЧ (455, 465 кГц) после самого узкополосного фильтра ПЧ и сравнении уровня продетектированного сигнала с порогом, задаваемым органом управления чувствительности Ш/П. Этот простой и удобный способ построения системы Ш/П имеет существенный недостаток.
Дело в том, что на вход приёмного устройства радиостанции наряду с полезным сигналом может поступать и внешний шум (атмосферный; индустриальный; шум жилых районов; шум, обусловленный солнечной активностью и т.д.). Причём этот внешний шум в диапазоне cb может иметь достаточно высокий уровень, изменяющийся с течением времени и при перемещении радиостанции в индустриальных (городских) районах. Амплитудный детектор «измеряет» абсолютный уровень входного сигнала и не отличает полезный сигнал от шума.
Поэтому при установленной высокой чувствительности Ш/П возможны частые ложные срабатывания (при отсутствии полезного сигнала) или, при низкой чувствительности, пропуски полезного сигнала.
Спектральные Ш/П более сложны в реализации, но работают более «правильно» и свободны от упомянутых выше недостатков.
Принцип действия заключается не в детектировании абсолютного уровня смеси полезного сигнала и шума, а в оценке отношения мощности полезного сигнала к шуму (внешнему и внутреннему). Если это отношение велико, УНЧ открыт, если мало — закрыт. Порог устанавливается органом регулировки чувствительности. Рассмотрим более подробно работу спектрального Ш/П.
Структурная схема радиоприёмного устройства (РПУ) приведена на рис. 1:
Оценка отношения мощности полезного сигнала и шума (С/Ш) производится путём анализа спектра продетектированного сигнала на выходе частотного детектора (ЧД). Спектр продетектированного сигнала (без модуляции) на выходе ЧД (рис.1) при различных отношениях С/Ш приведён на рис. 2:
Видно, что при отсутствии полезного сигнала на входе (С/Ш=0) спектр шума равномерен в полосе частот от 0 до П, где П — полоса пропускания самого узкополосного фильтра (обычно ПФ2).
При увеличении отношения С/Ш на входе спектр приобретает квадратичную зависимость и уровень шумов падает. Поэтому, пропустив продетектированный сигнал с выхода ЧД через полосовой фильтр верхних частот (ПФВЧ) и измеряя уровень шума в области оценки спектра можно достаточно точно оценивать отношение С/Ш на входе РПУ.
Причём при отсутствии полезного сигнала на входе шум на входе может изменяться сколько угодно, спектральный Ш/П на это никак не отреагирует. Поэтому порог можно устанавливать «на грани» срабатывания и добиваться максимальной чувствительности при низком уровне «ложных» срабатываний.
Спектральные шумоподавители таких разработанных А.Б. Криваловым радиостанций серии Беркут при чувствительности приёмника 0,1…0,12 мкВ позволяют обнаруживать сигналы на уровне 0,05…0,07 мкВ (!) с глубиной регулировки порога до 0,5 мкВ, что соответствует отношению С/Ш от 2…3 дБ до 25 дБ с «гистерезисом» около 0,7 дБ при максимальной девиации частоты. А.Б. Кривалов (2002г).
kbberkut.ru
В эфире всегда присутствует определённый уровень шума и динамик радиостанции будет всегда шипеть или как принято говорить шуметь. Шумоподавитель предназначен для избавления Вас от этого досадного недоразумения.
Шумоподавители радиостанций гражданских диапазонов бывают нескольких типов. Так же в одной радиостанции может присутствовать несколько вариантов шумоподавителя.
Коротко ознакомимся с работой и возможностями этих шумоподавителей.
Пороговый шумоподавитель.
Представляет из себя простой регулятор. Этот регулятор просто поднимает порог чувствительности уровня выше и шум не воспринимается как сигнал, соответственно радиостанция замолкает и больше не шипит. Насколько высоко поднят порог зависит от положения регулятора. Поэтому он и называется пороговым. Положение регулятора в свою очередь будет зависеть от помех в том месте где Вы находитесь. В городах например уровень помех намного выше, а рядом с тролейбусами и ЛЭП их просто катастрофически много. Следовательно чем больше уровень помех, тем больше Вы закрутите регулятор что бы не слышать шума. Чем больше Вы закрутите регулятор тем выше будет порог его срабатывания. Главный недостаток этого шумоподавителя — невозможность отличить сигнал от шума или помех. То есть он по сути снижает чувствительность радиостанции и дальние или слабые корреспонденты не смогут превысить своим сигналом тот порог который выставлен Вами ручкой регулировки. В целом работу этого шумоподавителя можно сравнить с наушниками для строителей. Одели наушники и шум строительной техники и оборудования резко упал, хорошо и тихо, но и своего товарища Вы будете слышать с трудом. Только тут ещё и регулятор есть, чем больше закрутим тем тише будет. Соответственно мощную или расположенную недалеко рацию Вы скорее всего услышите, а вот более слабых корреспондентов нет. При этом в крупных городах помехи проходят постоянно и вынуждают так же постоянно крутить ручку закрывая шумоподавитель, а по проезде помехи откручивать обратно — иначе мало что услышите или вообще ничего не услышите. В итоге 1-2 часа поездок по крупному городу запросто или приведёт Вас в бешенство или привыкните периодически слушать шум от помех и не крутить эту идиотскую ручку.
У данного шумоподавителя всего два плюса. Первый это его цена, для производителя совсем копейки, значит не сказывается на стоимости оборудования. Второй это возможность полностью открыть шумоподавитель, нужно в сложных условиях связи на предельной дальности, в шуме можно попробовать разобрать что Вам говорит корреспондент.
В целом данный вид шумоподавителя больше подходит для полевого, а не городского использования. За городом помех практически нет и там проблем с ручкой не будет. Запросто можно за 400-500 километров повернуть ручку не более 2-3 раз при проезда под ЛЭП или рядом с ней.
Спектральный шумоподавитель или ASQ.
Этот вид шумоподавителя пришёл из профессиональной связи, хотя с успехом применяется и радиолюбителями. Обычно его называют ASQ хотя на мой взгляд это не совсем точно, более коректно называть его спектральным шумоподавителем. Название же AUTO SQUELCH в сокращении ASQ не так чтоб неправильно, но всё же не совсем верно и скорее изыск маркетологов. С другой стороны управляет работой звука он автоматически, поэтому и такое название ему подходит. Этот шумоподавитель является умным и не регулирует уровень как пороговый. Он вообще ничего не регулирует. Его работа за Вас прослушивать эфир и в случае обнаружения сигнала от другой радиостанции включить динамик. При пропадании полезного сигнала динамик отключается. На самом деле это очень упрощённо но понятно. В реальности полезный сигнал определяется по изменению спектра, шум имеет больше высокочастотных составляющих, а при наличии передающей радиостанции, частотный спектр сигнала меняется. Поэтому более правильно называть этот шумоподавитель спектральным, его процессор отслеживает спектр поступающего к нему сигнала и реагирует включением и отключением усилителя звука Вышей рации при наличии или отсутствии полезного сигнала. Самое главное преимущество данного вида шумоподавителя в том, что он не меняет чувствительность радиостанции как пороговый. Этот шумоподавитель по сути вообще ничего не регулирует. Но есть и недостатки. Первый заключается в том что шумоподавитель всегда находится в закрытом состоянии и если он решил что полезного сигнала нет, то Вы его никак не услышите даже на фоне шумов. Данный шумоподавитель можно сравнить с автоматическими дверями, Вы к ним подходите и они открываются. Если никто не подходит, то они не открываются. Но зачастую можно видеть как ребёнок подходит к дверям и…, и двери не открываются. Вот так и в нашем случае с этим шумоподавителем, он может не открыться, а возможности отключения в радиостанциях диапазонов LPD и PMR обычно не предусмотрено. Так же не во всех сиби радиостанциях имеется возможность его отключения. Но в целом правильный и хороший шумоподавитель этого типа идеален для поездок по городам и крупным населённым пунктам, за городом в отсутствии помех актуальность снижается очень быстро — там нет помех и дешёвый пороговый шумоподавитель справляется с задачей без проблем. Второй недостаток связан с его ценой, наличие в сиби радиостанции этого типа шумоподавителя сказывается на её цене в сторону увеличения. На цене раций LPD и PMR это не сказывается, для них это в общем-то штатная система шумоподавления, в некоторых даже есть возможность её небольшой регулировки.
Система кодового(тонового) шумоподавления CTCSS.
Обе рассмотренные выше системы являются именно системами шумоподавления. Данная же система имеет несколько другое предназначение. При использовании системы CTCSS Вам надо ввести определённые номера кодов в радиостанции. Если в двух рациях введены одинаковые коды то при передаче первая радиостанция будет передавать кроме речи ещё и пилот-тон с этим кодом. Вторая, услышав и опознав «свой» код, откроет шумоподавитель и Вы услышите корреспондента. При наличии других сигналов в эфире без этого кода шумоподавитель открываться не будет. Данная функция используется в двух вариантах.
В случае занятости канала и постояных разговоров там других людей, которых Вы слышать не хотите, а хотите услышать только своих. Вводите одинаковые коды и не слышите других. Не забывайте — они Вас могут слушать!
В случае использования репитера. Репитер закрывается на код и для его использования надо заранее ввести в свою рацию этот же код.
То есть по сути это не столько система шумоподавления сколько сервисная функция позволяющая двум корреспондентам или целой группе использовать рацию в загруженном канале, но не слышать чужие разговоры. Ну или позволит воспользоваться репитерами, значительно увеличив дальность связи.
На радиостанциях CB данные шумоподавители практически не устанавливаются в силу специфики диапазона и невозможности качественной работы вообще и стабильной работы в частности.
infocb.ucoz.ru
CB — сокращение от англ. «Citizens’ Band»—«гражданский диапазон». Это сокращение принято для обозначения радиосвязи в диапазоне 27 МГц. В зависимости от страны использование этого диапазона либоминимально урегулировано правилами проведения локальных связей, либо не урегулировано вовсе. Возможности применения СиБи весьма широки. Это надежное средство связи, предполагающее целый спектр возможностей использования. Наиболее массово СиБи применяется в качестве «связи на колесах». Радиостанции в автомобилях дают возможность водителям постоянно контактировать между собой, получать информацию о ситуации на дорогах в прямом эфире, помощь при поиске маршрута. Поэтому сегодня она признана фактором, улучшающим предупреждение и безопасность на дорогах. Так уж сложилось, что аппаратура связи гражданского диапазона (СиБи) выпускалась в довольно доступном недорогом исполнении. Поэтому производители не утруждали себя сложными схемотехническими разработками и ставили только пороговый шумоподавитель. Принцип его работы заключается в том, что когда уровень сигнала превышает уровень установленный ручкой управления шумоподавителем (SQ), система шумоподавления открывается и в динамике радиостанции появляется звук. Совершенно не важно, полезный это сигнал или паразитный шум. Проехал водитель рядом с источником индустриальных помех (высоковольтные линии, трамваи, троллейбусы) — и рация зашумела. Многие сразу затягивают ручку шумоподавителя по максимуму, чтоб не шумело, а дальше никто тебя не беспокоит, потому что перетянутый пороговый шумоподавитель открыть можно будет только очень сильным сигналом. Можно конечно, отъехав от источника помех туда, где шумов нет почти совсем, снова настроить уровень шумоподавителя на приём слабого сигнала. Но кто об этом вспомнит? Кроме того, для этого нужно снова крутить ручку. При езде по городу с обилием троллейбусов, трамваев и прочих источников радиочастотных помех, ручку SQ нужно крутить все время. Согласитесь, что это не повышает безопасность езды. Если открыть шумоподавитель в отсутствии полезного сигнала, мы услышим сильный шум с обилием высокочастотных составляющих. Однако, если полезный сигнал появится, то высокочастотные составляющие пропадают. Это и есть основной принцип работы спектрального шумоподавителя. То есть для того, чтобы разобраться, когда настало время открывать шумоподавитель, он контролирует появление-отсутствие в звуковом сигнале высоких частот, и если их будет меньше определенного порога, шумоподавитель открывается, и в динамике появляется звук. Если же все-таки больше — то закрывается обратно. Поведение радиостанции с таким шумоподавителем при езде по городу можно описать словом: комфорт. Автоматический шумоподавитель непрерывно, в течение всего времени работы радиостанции, отслеживает наличие полезного сигнала среди всего многообразия эфирного шума, и всегда поддерживает уровень открывания шумоподавителя в некой оптимальной точке, по отношению «сигнал-шум». Первые модели наиболее расспространнёных на российском рынке «сибишек» с автоматическим шумоподавителем появились где-то в середине 90-ых в радиостанции Maycom – HM27, но эта схема, к сожалению, работала не очень корректно. Позже появилась радиостанция уже с вполне работоспособным шумоподавителем такого типа — Megajet 3031М. В этом аппарате помимо порогового шумоподавителя была также кнопка ASQ, при нажатии на которую, пороговый шумоподавитель отключался и включалась система автоматического шумоподавления (ASQ). Вскоре на российском рынке появилась еще одна станция — Alinko DR-M03. Аппарат был сделан по УКВ стандарту, включая и систему шумоподавления. Шумоподавитель на этой радиостанции был сделан по другому принципу (отличному от принципа спектрального распознавания полезного сигнала) и поэтому вместо кнопки здесь уже была ручка. В отличие от Megajet 3031М, в DR-M03 пользователь сам выбирал отношение «сигнал-шум» положением этой ручки вплоть до полного открытия шумоподавителя. Однако порогового шумоподавителя в данной модели не было совсем, и пользователи обратили внимание на несущественное неудобство: при наличии слабого сигнала на рабочей частоте, например чьих-то ненужных переговоров, закрыть шумоподавитель было невозможно, даже затянув ручку до упора. Впоследствии появились модели Megajet (Yosan) 300 с и Megajet (Yosan) 600+, с автошумодавом, выведенным на ручку. Сейчас многие производители сиби техники ( торговая марка Vektor, Yosan, Intek), начали выпуск радиостанций с автоматическим шумоподавителем (ASQ). Это говорит о том, что ещё один вид сервиса, ранее присущий только профессиональной технике связи, прочно входит в жизнь «сибишников». http://cbservis.ru/ |
cbradio.kz