8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Реле самоподхват схема – Блокировка двигателя используя самоподхват реле

Содержание

Блокировка двигателя используя самоподхват реле

Каждый автолюбитель задумывался о том, как сделать так, что бы его машину мог завести только он. Для этого существует куча различных сигнализаций, которые без метки или, допустим, без нажатия секретной кнопки не снимут машину с блокировки и она не заведется.

Но, что если сигнализация вам не по карману? Или вы хотите дополнительную защиту от угона? В этом случае можно установить дополнительную секретную кнопку на запуск двигателя.

Виды секретных кнопок

Секретная кнопка может быть установлена в любом месте, как в салоне автомобиля, так и где либо снаружи. может быть в виде тумблера.

Может быть кнопкой с залипанием (кнопки фиксируется при нажатии):

И может быть кнопкой без залипания, которая при нажатии замыкает контакты, при отпускании контакт размыкается.

 

На фото изображена кнопка — микрик.

Первые два примера не представляют особого интереса, так как ничего сложного в их установке нет. Просто находите блокируемую цепь и разрываете ее кнопкой или тумблером. Тут все просто: вкл и выкл.

А вот сделать блокировку двигателя микриком уже сложнее. Именно этот процесс описан в данной статье.

Как сделать реле блокировки двигателя своими руками

Делать мы это будем используя самоподхват реле. Для этого нам понадобятся:

  • обычное реле,
  • два диода
  • и, естественно, микрик.

Стоит отметить, что для блокировки не обязательно использовать дополнительные кнопки. Можно использовать штатные кнопки автомобиля. Например, можно устроить так, что ваш автомобиль заведется, только при включенных фарах или при зажатой кнопке правого заднего стеклоподъемника. Зависит все от вашей фантазии. И блокируемую цепь вы можете выбрать на ваш вкус.

Главное, что бы ваша блокировка не вызывала ошибок других блоков и систем!

Блокировка бензонасоса

Мы рассмотрим самую простейшую блокировку — это блокировка питания бензонасоса. И использовать будем кнопку – микрик.  Роль микрика в вашем автомобле может сыграть любая кнопка без залипания. Например, кнопка управления стеклоподъемником.

В нормальном состоянии, при обычных условиях использования автомобиля, питание на бензонасос подается при включении зажигания и, в некоторых случаях, при начале вращения стартера.

Найдя провод, подающий плюс на бензонасос и перерезав его, мы прекратим подачу топлива в двигатель. Выработав оставшееся топливо в системе, двигатель заглохнет и завести его можно будет, только снова восстановив провод питания. Но, чтоб каждый раз, припарковав авто, нам не перерезать проводку, мы будем использовать нормальноразомкнутое реле.

Замкнутый контакт либо удаляем, либо просто изолируем.

Найдя провод питания бензонасоса, перерезаем его. Тут надо понимать, с какой стороны приходит плюс. Проверить это можно прозвонкой. Включаем зажигание и смотрим, на каком из концов провода появился плюс.

Этот провод мы подматываем к общему контакту реле. Второй, соответственно, на разомкнутый контакт.

Теперь, чтоб заработал бензонасос, нам надо подать на провода управления разные потенциалы. И один из этих проводов надо разорвать кнопкой, иначе никакого смысла в нашей блокировке не будет.

Но, прежде чем пускать провод на кнопку, нам нужно в эту схему добавить диоды.

Первый диод устанавливается между разомкнутым контактом и проводом управления реле, который идет на кнопку.

Обратите внимание на направление диода.

Если вы еще не знаете, то диод в одну сторону пропускает ток, в другую нет. Собственно, для этого он нам тут и нужен.

Если присмотреться, то можно увидеть, что на одной из сторон диода есть чёрточка. Она означает, что с этой стороны положительный заряд не пройдет на другую сторону.

На нашей схеме получается, что плюс, появившийся на разомкнутом контакте, так же будет протекать и на контакт управления. То есть, нажав кнопку, мы пропускаем положительный заряд на управление реле. Реле размыкается. На разомкнутом контакте появляется плюс, который идет на бензонасос и на контакт управления реле, что, в свою очередь, не дает реле обратно замкнуться. И это будет продолжаться до тех пор, пока мы не выключим зажигание, и, питание с общего контакта не пропадет. Как только оно пропадет на общем контакте, оно сразу же пропадет и на разомкнутом. Соответственно, исчезнет оно и с провода управления. То есть реле замкнется.

Для установки микрика такой схемы, в принципе, достаточно. Но я рекомендовал бы поставить диод еще и на провод, идущий на микрик. Так как, ток протекает во всех доступных ему направлениях. И отпустив кнопку, ток с разомкнутого контакта пойдет не только на управление реле, но и обратно на кнопку. В ситуации с микриком это не страшно. Хотя, если у вас токи разной величины, это может привести совсем не к тем результатам которые вы ожидаете. А если вы используете не микрик, а кнопку, допустим, управления стеклоподъемником, то второй диод просто необходим.

Направление диода должно быть от кнопки к реле.

Что у нас получилось

  • Включив зажигание, мы дали питание на общий контакт и на провод идущий до кнопки.
  • Нажав кнопку, мы пустили ток на разомкнутый контакт.
  • С разомкнутого контакта ток пошел на бензонасос и на самоподхват, то есть начал давать плюс на управление реле, тем самым не давая ему замкнуться.
  • Диоды обеспечивают нужное нам направление тока, не давая ему течь, куда не следует.
  • Выключив зажигание, мы обесточиваем нашу схему.
Опубликовано 21 фев 2017 — 00:00 пользователем Иван

autodops.com

Схема самоподхвата пускателя — Всё о электрике в доме

Схема включения пускателя

Для того, чтобы без проблем запускать асинхронные двигатели, существуют различные виды электрических пусковых схем. Их неотъемлемой составной частью является магнитный пускатель. Поэтому, отдельно существует специальная схема включения пускателя, с помощью которого и выполняются основные коммутационные процессы.

Принцип действия пусковой схемы

Все элементы пусковой схемы, кроме самого двигателя, помещаются в специальный щиток или коробку. На пусковом устройстве имеются кнопки, с помощью которых выполняется запуск и остановка двигателя. Они называются, соответственно, «Пуск» и «Стоп». Они могут располагаться на передней части щитка или в другом месте, удобном для управления всеми процессами. К щитку с пусковым оборудованием выполняется подводка трехфазного напряжения от основного распределительного щита. Из пускового щитка кабель подводится непосредственно к электродвигателю.

Принцип работы всего устройства достаточно простой. На каждую фазную клемму поступает напряжение. Чтобы запустить асинхронный двигатель должен сработать магнитный пускатель. Во время срабатывания замыкаются все три контакта, благодаря напряжению, подаваемому на обмотку пускателя. Каждая катушка, в том или ином магнитном пускателе, рассчитана на определенное значение напряжение. Поэтому, каждое пусковое устройство предназначено для определенных условий и конкретного оборудования. Диапазон действия катушек составляет от 12 до 380 вольт.

Практическая работа пусковой схемы

Для подачи электропитания к катушке пускателя существует определенная схема, определяющая путь движения тока. С 1-го фазного контакта происходит поступление фазы к контакту тепловой защиты, который находится в нормальном замкнутом состоянии. Далее, проходя через катушку, фаза подходит к кнопке «Пуск» и к контакту самоподхвата пускателя. После этого, фаза двигается к нормально замкнутой кнопке «Стоп», с последующим замыканием на нуле.

Схема включения пускателя предполагает нажатие пусковой кнопки, после чего происходит замыкание катушки и последующее притягивание контактов. При отпускании кнопки, специальный контакт не позволяет магнитному пускателю отключиться, в результате, электродвигатель продолжает непрерывно работать. Эта функция и есть самоподхват. Чтобы остановить электродвигатель, достаточно выполнить нажатие кнопки «Стоп», которая осуществляет разрыв цепи, подводящей питание на катушку. Происходит отключение контактов и последующая остановка двигателя.

Защитные функции выполняются с помощью тепловых реле. В случае перегрузок, происходит нагревание двигателя, которое может привести к его выходу из строя. Срабатывание тепловой защиты происходит при увеличении тока на фазах. Размыкание тепловых контактов происходит аналогично срабатыванию кнопки «Стоп».

Как подключить магнитный пускатель

СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ МАГНИТНОГО ПУСКАТЕЛЯ

Прежде чем приступить к практическому подключению пускателя – напомним полезную теорию: контактор магнитного пускателя включается управляющим импульсом, исходящим от нажатия пусковой кнопки, с помощью которой подается напряжение на катушку управления. Удержание контактора во включенном состоянии происходит по принципу самоподхвата – когда дополнительный контакт подключается параллельно пусковой кнопке, тем самым подавая напряжение на катушку, вследствие чего пропадает необходимость удерживать кнопку запуска в нажатом состоянии.

Отключение магнитного пускателя в этом случае возможно только при разрыве цепи управляющей катушки, из чего становится очевидной необходимость использования кнопки с размыкающим контактом. Поэтому кнопки управления пускателем, которые называют кнопочным постом, имеют по две пары контактов – нормально открытые (разомкнутые, замыкающие, НО, NO) и нормально закрытые (замкнутые, размыкающие, НЗ, NC)

Данная универсализация всех кнопок кнопочного поста сделана для того, чтобы предвидеть возможные схемы обеспечения моментального реверса двигателя. Общепринято называть отключающую кнопку словом: «Стоп » и маркировать её красным цветом. Включающую кнопку часто называют пусковой, стартовой, или обозначают словом «Пуск », «Вперёд », «Назад ».

Если катушка рассчитана на срабатывание от 220 В, то цепь управления коммутирует нейтраль. Если рабочее напряжение электромагнитной катушки 380 В, то в цепи управления протекает ток, «снятый» с другой питающей клеммы пускателя.

Схема подключения магнитного пускателя на 220 В

Здесь ток на магнитную катушку КМ 1 подается через тепловое реле и клеммы, соединенных в цепь кнопок SB2 для включения – «пуск» и SB1 для остановки – «стоп». Когда мы нажимаем «пуск» электрический ток поступает на катушку. Одновременно сердечник пускателя притягивает якорь, в результате чего происходит замыкание подвижных силовых контактов, после чего напряжение поступает на нагрузку. При отпускании «пуск» не происходит размыкание цепи, поскольку параллельно этой кнопке выполнено подключение блок-контакта КМ1 с замкнутыми магнитными контактами. Благодаря этому на катушку поступает фазное напряжение L3. При нажатии «стоп» питание отключается, подвижные контакты приходят в исходное положение, что приводит к обесточиванию нагрузки. Те же процессы происходят при работе теплового реле Р – обеспечивается разрыв ноля N, питающего катушку.

Схема подключения магнитного пускателя на 380 В

Подключение к 380 В практически не отличается от первого варианта, различие лишь в питающем напряжении магнитной катушки. В данном случае питание осуществляется с использованием двух фаз L2 и L3, тогда как в первом случае – L3 и ноль.

На схеме видно, что катушка пускателя (5) питается от фаз L1 и L2 при напряжении 380 В. Фаза L1 присоединяется напрямую к ней, а фаза L2 – через кнопку 2 «стоп», кнопку 6 «пуск» и кнопку 4 теплового реле, соединенные последовательно между собой. Принцип действия такой схемы следующий: После нажатия кнопки 6 «пуск» через включенную кнопку 4 теплового реле напряжение фазы L2 попадает на катушку магнитного пускателя 5. Происходит втягивание сердечника, замыкающее контактную группу 7 на определенную нагрузку (электродвигатель М), при этом подается ток, напряжением 380 В. В случае выключения «пуск» цепь не прерывается, ток проходит через контакт 3 – подвижный блок, замыкающийся при втягивании сердечника.

При аварии в обязательном порядке должно сработать теплового реле 1, его контакт 4 разрывается, отключается катушка и возвратные пружины приводят сердечник в исходное положение. Контактная группа размыкается, снимая напряжение с аварийного участка.

Подключение магнитного пускателя через кнопочный пост

В данную схему включены дополнительные кнопки включения и остановки. Обе кнопки «Стоп» подключены в цепь управления последовательно, а кнопки «Пуск» соединяются параллельно.Такое подключение позволяет производить коммутацию кнопками с любого поста.

Вот ещё вариант. Схема состоит из двухкнопочного поста “Пуск” и “Стоп” с двумя парами контактов нормально замкнутых и разомкнутых. Магнитный пускатель с катушкой управления на 220 В. Питание кнопок взято с клеммы силовых контактов пускателя, цифра 1. Напряжение подходит до кнопки “Стоп” цифра 2. Проходит через нормально замкнутый контакт, по перемычке до кнопки “Пуск” цифра 3.

Нажимаем кнопку “Пуск”, замыкается нормально разомкнутый контакт цифра 4. Напряжение достигает цели, цифра 5, катушка срабатывает, сердечник втягивается под воздействием электромагнита и приводит в движение силовые и вспомогательные контакты, выделенные пунктиром.

Вспомогательный блок контакт 6 шунтирует контакт кнопки “пуск” 4, для того, чтобы при отпускании кнопки “Пуск” пускатель не отключился. Отключение пускателя осуществляется нажатием кнопки “Стоп”, цифра 7, снимается напряжение с катушки управления и под воздействием возвратных пружин пускатель отключается.

Подключение двигателя через пускатели

Нереверсивный магнитный пускатель

Если изменять направление вращения двигателя не требуется, то в цепи управления используются две не фиксируемые подпружиненные кнопки: одна в нормальном положении разомкнутая – «Пуск», другая замкнутая – «Стоп». Как правило, они изготавливаются в едином диэлектрическом корпусе, при этом одна из них красного цвета. Такие кнопки обычно имеют две пары групп контактов – одну нормально разомкнутую, другую замкнутую. Их тип определяется во время монтажных работ визуально или с помощью измерительного прибора.

Провод цепи управления подключается к первой клемме замкнутых контактов кнопки «Стоп». Ко второй клемме этой кнопки подключают два провода: один идет на любой ближайший из разомкнутых контактов кнопки «Пуск», второй – подключается к управляющему контакту на магнитном пускателе, который при отключенной катушке разомкнут. Этот разомкнутый контакт соединяется коротким проводом с управляемой клеммой катушки.

Второй провод с кнопки «Пуск» подключается непосредственно на клемму втягивающей катушки. Таким образом, к управляемой клемме «втягивающей» должно быть подключено два провода – «прямой» и «блокирующий».

Одновременно замыкается управляющий контакт и, благодаря замкнутой кнопке «Стоп», управляющее воздействие на втягивающую катушку фиксируется. При отпускании кнопки «Пуск» магнитный пускатель остается замкнутым. Размыкание контактов кнопки «Стоп» вызывает отключение электромагнитной катушки от фазы или нейтрали и электродвигатель отключается.

Реверсивный магнитный пускатель

Для реверсирования двигателя необходимо два магнитных пускателя и три управляющие кнопки. Магнитные пускатели устанавливаются рядом друг с другом. Для большей наглядности условно отметим их питающие клеммы цифрами 1–3–5, а те, к которым подключен двигатель как 2–4–6.

Для реверсивной схемы управления пускатели соединяются так: клеммы 1, 3 и 5 с соответствующими номерами соседнего пускателя. А «выходные» контакты перекрестно: 2 с 6, 4 с 4, 6 с 2. Провод, питающий электродвигатель, подключается к трем клеммам 2, 4, 6 любого пускателя.

При перекрестной схеме подключения одновременное срабатывание обоих пускателей приведет к короткому замыканию. Поэтому проводник «блокирующей» цепи каждого пускателя должен проходить сначала через замкнутый управляющий контакт соседнего, а потом – через разомкнутый своего. Тогда включение второго пускателя будет вызывать отключение первого и наоборот.

Ко второй клемме замкнутой кнопки «Стоп» подключаются не два, а три провода: два «блокирующих» и один питающий кнопки «Пуск», включаемых параллельно друг другу. При такой схеме подключения кнопка «Стоп» выключает любой из скоммутированных пускателей и останавливает электродвигатель.

Советы и хитрости установки

  • Перед сборкой схемы надо освободить рабочий участок от тока и проконтролировать, чтобы напряжение отсутствовало тестером.
  • Установить обозначение напряжения сердечника, которое упоминается на нем, а не на пускателе. Оно может быть 220 или 380 вольт. Если оно 220 В, на катушку идет фаза и ноль. Напряжение с обозначением 380 – значит разные фазы. Это является важным аспектом, ведь при неверном подсоединении сердечник может сгореть или не будет запускать полностью нужные контакторы.
  • Кнопка на пускатель (красная)Нужно взять одну красную кнопку «Стоп» с замкнутыми контактами и одну черную либо зеленую кнопку с надписью «Пуск» с неизменно разомкнутыми контактами.
  • Учтите, что силовые контакторы заставляют работать или останавливают только фазы, а нули, которые приходят и отходят, проводники с заземлением всегда объединяются на клеммнике в обход пускателя. Для подсоединения сердечника в 220 Вольт на дополнение с клеммника берется 0 в конструкцию организации пускателя.

А ещё вам понадобится полезный прибор – пробник электрика. который легко можно сделать самому.

Как подключить магнитный пускатель

Для подачи питания на двигатели или любые другие устройства используют контакторы или магнитные пускатели. Устройства, предназначенные для частого включения и выключения питания. Схема подключения магнитного пускателя для однофазной и трехфазной сети и будет рассмотрена дальше.

Контакторы и пускатели — в чем разница

И контакторы и пускатели предназначены для замыкания/размыкания контактов в электрических цепях, обычно — силовых. Оба устройства собраны на основе электромагнита, работать могут в цепях постоянного и переменного тока разной мощности — от 10 В до 440 В постоянного тока и до 600 В переменного. Имеют:

  • некоторое количество рабочих (силовых) контактов, через которые подается напряжение на подключаемую нагрузку;
  • некоторое количество вспомогательных контактов — для организации сигнальных цепей.

Так в чем разница? Чем отличаются контакторы и пускатели. В первую очередь они отличаются степенью защиты. Контакторы имеют мощные дугогасительные камеры. Отсюда следуют два других отличия: из-за наличия дугогасителей контакторы имеют большой размер и вес, а также используются в цепях с большими токами. На малые токи — до 10 А — выпускают исключительно пускатели. Они, кстати, на большие токи не выпускаются.

Внешний вид не всегда так сильно отличается, но бывает и так

Есть еще одна конструктивная особенность: пускатели выпускаются в пластиковом корпусе, у них наружу выведены только контактные площадки. Контакторы, в большинстве случаев, корпуса не имеют, потому должны устанавливаться в защитных корпусах или боксах, которые защитят от случайного прикосновения к токоведущим частям, а также от дождя и пыли.

Кроме того, есть некоторое отличие в назначении. Пускатели предназначены для запуска асинхронных трехфазных двигателей. Потому они имеют три пары силовых контактов — для подключения трех фаз, и одну вспомогательную, через которую продолжает поступать питание для работы двигателя после того, как кнопка «пуск» отпущена. Но так как подобный алгоритм работы подходит для многих устройств, то подключают через них самые разнообразные устройства — цепи освещения, различные устройства и приборы.

Видимо потому что «начинка» и функции обоих устройств почти не отличаются, во многих прайсах пускатели называются «малогабаритными контакторами».

Устройство и принцип работы

Чтобы лучше понимать схемы подключения магнитного пускателя, необходимо разобраться в его устройстве и принципе работы.

Основа пускателя — магнитопровод и катушка индуктивности. Магнитопровод состоит из двух частей — подвижной и неподвижной. Выполнены они в виде букв «Ш» установленные «ногами» друг к другу.

Нижняя часть закреплена на корпусе и является неподвижной, верхняя подпружинена и может свободно двигаться. В прорези нижней части магнитопровода устанавливается катушка. В зависимости от того, как намотана катушка, меняется номинал контактора. Есть катушки на 12 В, 24 В, 110 В, 220 В и 380 В. На верхней части магнитопровода есть две группы контактов — подвижные и неподвижные.

Устройство магнитного пускателя

При отсутствии питания пружины отжимают верхнюю часть магнитопровода, контакты находятся в исходном состоянии. При появлении напряжения (нажали кнопку пуск, например) катушка генерирует электромагнитное поле, которое притягивает верхнюю часть сердечника. При этом контакты меняют свое положение (на фото картинка справа).

При пропадании напряжения электромагнитное поле тоже исчезает, пружины отжимают подвижную часть магнитопровода вверх, контакты возвращаются в исходное состояние. В этом и состоит принцип работы эклектромагнитного пускателя: при подаче напряжения контакты замыкаются, при пропадании — размыкаются. Подавать на контакты и подключать к ним можно любое напряжение — хоть постоянное, хоть переменное. Важно чтобы его параметры не были больше заявленных производителем.

Так выглядит в разобранном виде

Есть еще один нюанс: контакты пускателя могут быть двух типов: нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми. Из названий следует их принцип работы. Нормально замкнутые контакты при срабатывании отключаются, нормально разомкнутые — замыкаются. Для подачи питания используется второй тип, он и есть наиболее распространенным.

Схемы подключения магнитного пускателя с катушкой на 220 В

Перед тем, как перейдем к схемам, разберемся с чем и как можно подключать эти устройства. Чаще всего, требуются две кнопки — «пуск» и «стоп». Они могут быть выполнены в отдельных корпусах, а может быть единый корпус. Это так называемый кнопочный пост.

Кнопки могут быть в одном корпусе или в разных

С отдельными кнопками все понятно — у них есть по два контакта. На один подается питание, со второго оно уходит. В посте есть две группы контактов — по два на каждую кнопку: два на пуск, два на стоп, каждая группа со своей стороны. Также обычно имеется клемма для подключения заземления. Тоже ничего сложного.

Подключение пускателя с катушкой 220 В к сети

Собственно, вариантов подключения контакторов много, опишем несколько. Схема подключения магнитного пускателя к однофазной сети более простая, потому начнем с нее — будет проще разобраться дальше.

Питание, в данном случае 220 В, полается на выводы катушки, которые обозначены А1 и А2. Оба эти контакта находятся в верхней части корпуса (смотрите фото).

Сюда можно подать питание для катушки

Если к этим контактам подключить шнур с вилкой (как на фото), устройство будет находится в работе после того, как вилку вставите в розетку. К силовым контактам L1, L2, L3 можно при этом подавать любое напряжение, а снимать его можно будет при срабатывании пускателя с контактов T1, T2 и T3 соответственно. Например, на входы L1 и L2 можно подать постоянное напряжение от аккумулятора, которое будет питать какое-то устройство, которое подключить надо будет к выходам T1 и T2.

Подключение контактора с катушкой на 220 В

При подключении однофазного питания к катушке неважно на какой вывод подавать ноль, а на какой — фазу. Можно провода перекинуть. Даже чаще всего на А2 подают фазу, так как для удобства этот контакт выведен еще на нижней стороне корпуса. И в некоторых случаях удобнее задействовать его, а «ноль» подключить к А1.

Но, как вы понимаете, такая схема подключения магнитного пускателя не особо удобна — можно и напрямую проводники от источника питания подать, встроив обычный рубильник. Но есть гораздо более интересные варианты. Например, подавать питание на катушку можно через реле времени или датчик освещенности, а к контактам подключить линию питания уличного освещения. В этом случае фаза заводится на контакт L1, а ноль можно взять, подключившись к соответствующему разъему выхода катушки (на фото выше это A2).

Схема с кнопками «пуск» и «стоп»

Магнитные пускатели чаще всего ставят для включения электродвигателя. Работать в таком режиме удобнее при наличии кнопок «пуск» и «стоп». Их последовательно включают в цепь подачи фазы на выход магнитной катушки. В этом случае схема выглядит как на рисунке ниже. Обратите внимание, что

Схема включения магнитного пускателя с кнопками

Но при таком способе включения пускатель будет в работе только то время, пока будет удерживаться кнопка «пуск», а это не то, что требуется для длительной работы двигателя. Потому в схему добавляют так называемую цепь самоподхвата. Ее реализуют при помощи вспомогательных контактов на пускателе NO 13 и NO 14, которые подключаются параллельно с пусковой кнопкой.

Схема подключения магнитного пускателя с катушкой на 220 В и цепью самоподхвата

В этом случае после возвращения кнопки ПУСК в исходное состояние, питание продолжает поступать через эти замкнутые контакты, так как магнит уже притянут. И питание поступает до тех пор, пока цепь не будет разорвана нажатием клавиши «стоп» или срабатыванием теплового реле, если такое есть в схеме.

Питание для двигателя или любой другой нагрузки (фаза от 220 В) подается на любой из контактов, обозначенных буквой L, а снимается с расположенного под ним контакта с маркировкой T.

Подробно показано в какой последовательности лучше подключать провода в следующем видео. Вся разница в том, что использованы не две отдельные кнопки, а кнопочный пост или кнопочная станция. Вместо вольтметра можно будет подключить двигатель, насос, освещение, любой прибор, который работает от сети 220 В.

Подключение асинхронного двигателя на 380 В через пускатель с катушкой на 220 В

Эта схема отличается только тем, что в ней подключаются к контактам L1, L2, L3 три фазы и также три фазы идут на нагрузку. На катушку пускателя — контакты A1 или A2 — заводится одна из фаз (чаще всего фаза С как менее нагруженная), второй контакт подсоединяется к нулевому проводу. Также устанавливается перемычка для поддержания электропитания катушки после отпускания кнопки ПУСК.

Схема подключения трехфазного двигателя через пускатель на 220 В

Как видите, схема практически не изменилась. Только в ней добавилось тепловое реле, которое защитит двигатель от перегрева. Порядок сборки — в следующем видео. Отличается только сборка контактной группы — подключаются все тир фазы.

Реверсивная схема подключения электродвигателя через пускатели

В некоторых случаях необходимо обеспечить вращение двигателя в обе стороны. Например, для работы лебедки, в некоторых других случаях. Изменение направления вращения происходят за счет переброса фаз — при подключении одного из пускателей две фазы надо поменять местами (например, фазы B и C). Схема состоит из двух одинаковых пускателей и кнопочного блока, который включает общую кнопку «Стоп» и две кнопки «Назад» и «Вперед».

Реверсивная схема подключения трехфазного двигателя через магнитные пускатели

Для повышения безопасности добавлено тепловое реле, через которое проходят две фазы, третья подается напрямую, так как защиты по двум более чем достаточно.

Пускатели могут быть с катушкой на 380 В или на 220 В (указано в характеристиках на крышке). В случае если это 220 В, на контакты катушки подается одна из фаз (любая), а на второй подается «ноль» со щитка. Если катушка на 380 В, на нее подаются две любые фазы.

Также обратите внимание, что провод от кнопки включения (вправо или влево) подается не сразу на катушку, а через постоянно замкнутые контакты другого пускателя. Рядом с катушкой пускателей изображены контакты KM1 и KM2. Таким образом реализуется электрическая блокировка, которая не дает одновременно подать питание на два контактора.

Магнитный пускатель с установленной на нем контактной приставкой

Так как нормально замкнутые контакты есть не во всех пускателях, можно их взять, установив дополнительный блок с контактами, который называют еще контактной приставкой. Эта приставка защелкивается в специальные держатели, ее контактные группы работают вместе с группами основного корпуса.

На следующем видео реализована схема подключения магнитного пускателя с реверсом на старом стенде с использованием старого оборудования, но общий порядок действий понятен.

Источники: http://electric-220.ru/news/skhema_vkljuchenija_puskatelja/2014-08-04-668, http://el-shema.ru/publ/skhemy_podkljuchenija/skhema_podkljuchenija_magnitnogo_puskatelja/13-1-0-429, http://stroychik.ru/elektrika/podklyuchenie-magnitnogo-puskatelya

electricremont.ru

Контактор и магнитный пускатель в автоматике

Магнитный пускатель (контактор) — это устройство, предназначенное для коммутации силовых электрических цепей. Чаще всего применяется для запуска/останова электродвигателей, но так же может использоваться для управления освещением и другими силовыми нагрузками.

Чем отличается контактор от магнитного пускателя?

Многих читателей могло покоробить от данного нами определения, в котором мы (сознательно) смешали понятия «магнитный пускатель» и «контактор», потому что в данной статье мы постараемся сделать упор на практику, нежели на строгую теорию. А на практике эти два понятия обычно сливаются в одно. Немногие инженеры смогут дать вразумительный ответ, чем же они действительно отличаются. Ответы различных специалистов могут в чём-то сходиться, а в чём-то противоречить друг другу. Представляем Вашему вниманию нашу версию ответа на этот вопрос.

Контактор — это законченное устройство, не предполагающее установки дополнительных модулей. Магнитный пускатель может быть оборудован дополнительными устройствами, например тепловым реле и дополнительными контактными группами. Магнитный пускателем может называться бокс с двумя кнопками «Пуск» и «Стоп». Внутри может находится один или два связанных между собой контактора (или пускателя), реализующими взаимную блокировку и реверс.

Магнитный пускатель предназначен для управления трёхфазным двигателем, поэтому всегда имеет три контакта для коммутации силовых линий. Контактор же в общем случае может иметь другое количество силовых контактов.

Устройства на этих рисунках правильнее называть магнитными пускателями. Устройство под  цифрой один предполагает возможность установку дополнительных модулей, например теплового реле (рисунок 2). На третьем рисунке блок «пуск-стоп» для управления двигателем с защитой от перегрева и схемой автоподхвата. Это блочное устройство — тоже называют магнитным пускателем.

А вот устройства на следующих рисунках правильнее называть контакторами:

Они не предполагают установку на них дополнительных модулей. Устройство под цифрой 1 имеет 4 силовых контакта, второе устройство имеет два силовых контакта, а третье -три.

В заключение скажем: обо всех названных выше отличиях контактора и магнитного пускателя полезно знать для общего развития и помнить на всякий случай, однако придётся привыкнуть к тому, что на практике эти устройства никто обычно не разделяет.

Устройство и принцип работы магнитного пускателя

Устройство контактора чем-то похоже на электромагнитное реле — оно так же имеет катушку и группу контактов. Однако контакты магнитного пускателя  — разные. Силовые контакты предназначены для коммутации той нагрузки, которой управляет этот контактор, они всегда нормально открытые. Существуют еще дополнительные контакты, предназначенные для реализации управления пускателем (об этом речь пойдёт ниже). Дополнительные контакты могут быть нормально открытыми (NO) и нормально закрытыми (NC).

В общем случае устройство магнитного пускателя выглядит так:

Когда на катушку пускателя подаётся управляющее напряжение (обычно контакты катушки обозначаются А1 и А2), подвижная часть якоря притягивается к неподвижной и это приводит к замыканию силовых контактов. Дополнительные контакты (при наличии) механически связаны с силовыми, поэтому в момент срабатывания контактора они также меняют своё состояние: нормально открытые — замыкаются, а нормально закрытые, наоборот, размыкаются.

Схема подключения магнитного пускателя

Так выглядит простейшая схема подключения двигателя через пускатель. Силовые контакты магнитного пускателя KM1 подключены к клеммам электродвигателя. Перед контактором установлен автоматический выключатель QF1 для защиты от перегрузки. Катушка реле (А1-А2) запитана через нормально разомкнутую кнопку «Пуск» и нормально замкнутую кнопку «Стоп». При нажатии кнопки «Пуск» на катушку приходит напряжение, контактор срабатывает, запуская электродвигатель. Для остановки двигателя нужно нажать «Стоп» — цепь катушки разорвётся и контактор «расцепит» силовые линии.

Эта схема будет работать только если кнопки «пуск» и «стоп» — с фиксацией.

Вместо кнопок может быть контакт другого реле или дискретный выход контроллера:

Контактор можно включить и выключить с помощью ПЛК. Один дискретный выход контроллера заменит кнопки «пуск» и «стоп» — они будут реализованы логикой контроллера.

Схема «самоподхвата» магнитного пускателя

Как уже было сказано, предыдущая схема с двумя кнопками работает только если кнопки с фиксацией. В реальной жизни её не используют из-за её неудобства и небезопасности. Вместо неё используют схему с автоподхватом (самоподхватом).

На этой схеме используется дополнительный нормально открытый контакт пускателя. При нажатии на кнопку «пуск» и сработки магнитного пускателя дополнительный контакт КМ1.1 замыкается одновременно с силовыми контактами. Теперь кнопку «пуск» можно отпустить — её «подхватит» контакт КМ1.1.

Нажатие кнопки «стоп» разорвёт цепь катушки и вместе с этим разомкнётся доп. контакт КМ1.1.

Подключение двигателя через пускатель с тепловым реле

На рисунке изображён магнитный пускатель с установленным на него тепловым реле. При нагревании электродвигатель начинает потреблять больший ток — его и фиксирует тепловое реле. На корпусе теплового реле можно задать значение тока, превышение которого вызовет сработку реле и замыкание его контактов.

Нормально закрытый контакт теплового реле использует в цепи питания катушки пускателя и рвёт её при сработке теплового реле, обеспечивая аварийное отключение двигателя. Нормально открытый контакт теплового реле может быть использован в сигнальной цепи, например для того, чтобы зажечь лампу «авария» при отключении электродвигателя по перегреву.

Реверсивный пускатель

Реверсивный магнитный пускатель — устройство, с помощью которого можно запускать вращение двигателя в прямом и обратном направлениях. Это достигается за счёт смены чередования фаз на клеммах электродвигателя. Устройство состоит из двух взаимоблокирующихся контакторов. Один из контакторов коммутирует фазы в порядке А-В-С, а другой, например, А-С-В.

Взаимная блокировка нужна, чтобы нельзя было случайно одновременно включить оба контактора и устроить межфазное замыкание.

Схема реверсивного магнитного пускателя выглядит так:

Реверсивный пускатель может изменить чередование фаз на двигателе, коммутируя питающее двигатель напряжение через контактор КМ1 или КМ2. Обратите внимание, что порядок следования фаз на этих контакторов различается.

При нажатии Кнопки «Прямой пуск» двигатель запускается через контактор КМ1. При этом размыкается дополнительный контакт этого пускателя КМ1.2. Он блокирует запуск второго контактора КМ2, поэтому нажатие кнопки «Реверсивный пуск» ни к чему не приведёт. Для того чтобы запустить двигатель в обратном (реверсивном) направлении, нужно сначала остановить его кнопкой «Стоп».

При нажатии кнопки «Реверсивный пуск» срабатывает контактор КМ2, а его дополнительный контакт КМ2.2 блокирует контактор КМ1.

Автоподхват контакторов КМ1 и КМ2 осуществляется с помощью нормально открытых контактов КМ1.1 и КМ2.1 соответственно (см. раздел «Схема самоподхвата магнитного пускателя»).


lazysmart.ru

Схемы включения реле и пускателей

Схемы включения реле и пускателей

Программа КИП и А

Здесь представлены и рассматриваются типовые схемы включения реле / пускателей в устройствах КИП и А.

Схемы достаточно тривиальны и широко распространены, но тем не менее могут представлять интерес для начинающих работников КИП и А.

Внимание! Так как все схемы работают под напряжением 220 Вольт, опробование и наладка должна производиться квалифицированным персоналом с соответствующей группой допуска по электробезопасности.

Простая схема управления реле / пускателем

Простая схема управления (включение / выключение) трехфазным электродвигателем приведена на рисунке 1.


Рисунок 1. Простая схема управления реле / пускателем


K1 – реле / пускатель ~220 Вольт с 4 нормально разомкнутыми контактами.
SB1 – кнопка «Пуск» с 1 нормально разомкнутым контактом
SB2 – кнопка «Стоп» с 1 нормально замкнутым контактом
K1.1 – нормально разомкнутый контакт реле K1
K1.2…K1.4 – контакты реле K1 для коммутации силовых цепей

Принцип действия

При нажатии кнопки «Пуск» (SB1), напряжение ~220 Вольт между фазой и нулевым проводом подается через нормально замкнутый контакт SB2 кнопки «Стоп» на катушку реле / пускателя K1.

Реле срабатывает и замыкает как три силовых контакта, подключая электродвигатель к трехфазной цепи, так и контакт самоподхвата K1.1, удерживающий реле во включенном состоянии.

При нажатии кнопки «Стоп» (SB2), питание катушки реле K1 прекращается, и оно переходит в исходное состояние разрывая как контакты силовой цепи, так и контакт самоподхвата K1.1.

Хотя на схеме показан процесс включения трехфазного электродвигателя, эта схема является классической и пригодна для различных целей, где используются две кнопки «Пуск» и «Стоп», с соответствующими изменениями в силовой части схемы.

Схема управления реверсивным электродвигателем

Еще одна широко используемая схема включения реле / пускателей для управления реверсивным электродвигателем приведена на рисунке 2.


Рисунок 2. Схема управления реверсивным электродвигателем


K1, K2 – реле / пускатель ~220 Вольт с 4 нормально разомкнутыми контактами и одним нормально замкнутым.
SB1, SB2 – кнопки «Вперед», «Назад» с одним нормально разомкнутым контактом.
SB3 – кнопка «Стоп» с 1 нормально замкнутым контактом

Принцип действия

При нажатии кнопки SB1Вперед»), напряжение ~220 Вольт подается через нормально замкнутый контакт SB3 кнопки «Стоп» и нормально замкнутый контакт K2.2 реле K2 на катушку реле K1.

Оно замыкает свой контакт самоподхвата K1.1, удерживая таким себя во включенном состоянии.

Кроме того, оно размыкает нормально замкнутый контакта K1.2 в цепи кнопки SB2 «Назад», предотвращая этим самым срабатывание реле K2 при нажатии кнопки «Назад». Иначе бы произошло короткое замыкание между фазами «B» и «С».

При нажатии кнопки SB3Стоп»), цепь питания катушки реле K1 разрывается, оно переходит в исходное состояние, отключая силовые цепи питания электродвигателя.

При нажатии кнопки SB2Назад»), напряжение ~220 Вольт подается через нормально замкнутый контакт SB3 кнопки «Стоп» и нормально замкнутый контакт K1.2 реле K1 на катушку реле K2. Оно замыкает свой контакт самоподхвата K2.1, удерживая таким себя во включенном состоянии.

Кроме того, оно размыкает нормально замкнутый контакта K2.2 в цепи кнопки SB2 «Вперед», предотвращая этим самым срабатывание реле K1 при нажатии кнопки «Вперед».

Силовые цепи питания электродвигателя собраны так, что при срабатывании реле K2, фазы «B» и «С» меняются местами и электродвигатель вращается в обратную сторону.

При нажатии кнопки SB3Стоп»), цепь питания катушки реле K2 разрывается, оно переходит в исходное состояние, отключая силовые цепи питания электродвигателя.

Замечания.

Для повышения надежности схемы, существуют промышленные блоки управления реверсивным электродвигателем, в которых кроме электрического блокирования включения противоположных реле / пускателей, применяются и механические рычаги блокирования одновременного срабатывания двух реле K1 и K2. В редких случаях это может происходить, когда силовые контакты одного из реле подгорели (залипли).

 

www.axwap.com

Схемы подключения магнитного пускателя | Электрик



Подключения магнитного пускателя и малогабаритных его вариантов, для опытных электриков не представляет никакой сложности, но для новичков может оказаться задачей над которой пройдется задуматься.

Магнитный пускатель является коммутационным устройством для дистанционного управления нагрузкой большой мощности.
На практике, зачастую, основным применением контакторов и магнитных пускателей есть запуск и остановка асинхронных электродвигателей, их управления и реверс оборотов двигателя.

Но свое использование такие устройства находят в работе и с другими нагрузками, например компрессорами, насосами, устройствами обогрева и освещения.

При особых требованиях безопасности (повышенная влажность в помещении) возможно использования пускателя с катушкой на 24 (12) вольт. А напряжение питания электрооборудования при этом может быть большим, например 380вольт и большим током.

Кроме непосредственной задачи, коммутации и управления нагрузкой с большим током, еще одной немаловажной особенностью есть возможность автоматического «отключения» оборудования при «пропадание» электричества.
Наглядный пример. При работе какого то станка, например распиловочного, пропало напряжение в сети. Двигатель остановился. Рабочий полез к рабочей части станка, и тут напряжение опять появилось. Если бы станок управлялся просто рубильником, двигатель сразу бы включился, в результате — травма. При управлении электродвигателем станка с помощью магнитного пускателя, станок не включится, пока не будет нажата кнопка «Пуск».

Схемы подключения магнитного пускателя

Стандартная схема. Применяется в случаях когда нужно осуществлять обычный пуск электродвигателя. Кнопку «Пуск» нажали – двигатель включился, кнопку «Стоп» нажали – двигатель отключился. Вместо двигателя может быть любая нагрузка подключенная к контактам, например мощный обогреватель.

В данной схеме силовая часть питается от трехфазного переменного напряжения 380В с фазами «А» «В» «С». В случаях однофазного напряжения, задействуются лишь две клеммы.

В силовую часть входит: трех полюсный автоматический выключатель QF1, три пары силовых контактов магнитного пускателя 1L1-2T1, 3L2-4T2, 5L3-6T3 и трехфазный асинхронный электродвигатель М.

Цепь управления получает питание от фазы «А».
В схему цепи управления входят кнопка SB1 «Стоп», кнопка SB2 «Пуск», катушка магнитного пускателя КМ1 и его вспомогательный контакт 13НО-14НО, подключенный параллельно кнопке «Пуск».

При включении автомата QF1 фазы «А», «В», «С» поступают на верхние контакты магнитного пускателя 1L1, 3L2, 5L3 и там дежурят. Фаза «А», питающая цепи управления, через кнопку «Стоп» приходит на «3» контакт кнопки «Пуск», вспомогательный контакт пускателя 13НО и так же остается дежурить на этих двух контактах.

Обратите внимание. В зависимости от номинала напряжения самой катушки и используемого напряжения питающей сети, будет разная схема подключения катушки.
Например если катушка магнитного пускателя на 220 вольт — один ее вывод подключается к нейтрале, а другой, через кнопки, к одной из фаз.


Если номинал катушки на 380 вольт — один вывод к одной из фаз, а второй, через цепь кнопок к другой фазе.
Существуют также катушки на 12, 24, 36, 42, 110 вольт, поэтому, прежде чем подать напряжение на катушку, вы должны точно знать ее номинальное рабочее напряжение.

При нажатии на кнопку «Пуск» фаза «А» попадает на катушку пускателя КМ1, пускатель срабатывает и все его контакты замыкаются. Напряжение появляется на нижних силовых контактах 2Т1, 4Т2, 6Т3 и уже от них поступает на электродвигатель. Двигатель начинает вращаться.

Вы можете отпустить кнопку «Пуск» и двигатель не отключится, так как с использованием вспомогательного контакта пускателя 13НО-14НО, подключенного параллельно кнопке «Пуск», реализован самоподхват.

Получается так, что после отпускания кнопки «Пуск» фаза продолжает поступать на катушку магнитного пускателя, но уже через свою пару 13НО-14НО.

В случае если не будет самоподхвата, будет необходимо все время держать нажатой кнопку «Пуск» чтобы работал электродвигатель или другая нагрузка.


Для отключения электродвигателя или другой нагрузки достаточно нажать кнопку «Стоп»: цепь разорвется и управляющее напряжение перестанет поступать на катушку пускателя, возвратная пружина вернет сердечник с силовыми контактами в исходное положение, силовые контакты разомкнутся и отключат электродвигатель от напряжения сети.


Как выглядит монтажная (практическая) схема подключения магнитного пускателя?

Чтобы не тянуть лишний провод на кнопку «Пуск», можно поставить перемычку между выводом катушки и одним из ближайших вспомогательных контактов, в данном случае это «А2» и «14НО». А уже с противоположного вспомогательного контакта провод тянется непосредственно на «3» контакт кнопки «Пуск».

Как подключить магнитный пускатель в однофазной сети



Схема подключения электродвигателя с тепловым реле и защитным автоматом

Как выбрать автоматический выключатель (автомат) для защиты схемы?

Прежде всего выбираем сколько «полюсов», в трехфазной схеме питания естественно нужен будет трехполюсный автомат, а в сети 220 вольт как правило, двохполюсный автомат, хотя будет достаточно и однополюсного.

Следующим важным параметром будет ток сработки.

Например если электродвигатель на 1,5 кВт. то его максимальный рабочий ток — 3А (реальный рабочий может быть меньше, надо измерять).  Значит, трехполюсный автомат надо ставить на 3 или 4А.

Но у двигателя, мы знаем, пусковой ток намного больше рабочего, а значит обычный (бытовой) автомат с током в 3А будет срабатывать сразу при пуске такого двигателя.

Характеристику теплового расцепителя нужно выбирать D, чтобы при пуске автомат не срабатывал.

Или же, если такой автомат не просто найти, можно по подбирать ток автомата, чтобы он был на 10-20% больше рабочего тока электродвигателя.

Можно и удаться в практический эксперимент и с помощью измерительных клещей замерить пусковой и рабочий ток конкретного двигателя.

Например для двигателя на 4кВт, можно ставить автомат на 10А.

Для защиты от перегрузки двигателя, когда ток возрастает выше установленного (например пропадания фазы) — контакты теплового реле RT1 размыкаются, и цепь питания катушки электромагнитного пускателя разрывается.

В данном случае, тепловое реле выполняет роль кнопки «Стоп», и стоит в той же цепи, последовательно. Где его поставить — не особо важно, можно на участке схемы L1 — 1, если это удобно в монтаже.

С использованием теплового расцепителя, отпадает надобность так тщательно подбирать ток вводного автомата, так как с тепловой защитой вполне должно справится тепловое реле двигателя.

Подключение электродвигателя через реверсивный пускатель

Данная необходимость возникает, тогда когда нужно чтобы движок вращался поочередно в обоих направлениях.

Смена направления вращения реализуется простим способом,  меняются местами любые две фазы.

Когда включен пускатель КМ1, это будет «правое» вращение. Когда включается КМ2 — первая и третья фазы меняются местами, движок будет крутиться «влево». Включение пускателей КМ1 и КМ2 реализуется разными кнопками «Пуск вперед» и «Пуск назад«, выключение — одной, общей кнопкой «Стоп» , как и в схемах без реверса.


В таких схемах запуска всегда должна быть защита от одновременного включения кнопок «вперед» и «назад».

Реверсивный пускатель должен иметь механическую защиту от одновременного включения двух его половин. А если он состоит из двух отдельных пускателей, между ними должен стоять специальный механический блокиратор.

Вторая защита — электрическая. Контакты КМ2.4 и КМ1.4, стоящие в цепях питания катушек пускателей. Например, если включен КМ1, его НЗ контакт КМ1.4 разомкнут, и если случайно нажать обе кнопки «пуск», ничего не получится — электродвигатель будет слушаться той кнопки, которая нажата раньше.

Для реализации электрической блокировки одновременного включения и самоподхвата на каждый пускатель надо, кроме силовых, ещё один НЗ (блокировка) и НО (самоподхват). Но так-как пятого контакта, в большинства магнитных пускателей нет, можно поставить дополнительный контакт. Например приставка ПКИ.

с катушкой на 220 вольт

с катушкой на 380 вольт

elektt.blogspot.com

Автоматика: Реле (Промежуточные ABB CR-P; Самоблокировка реле) на CS-CS.Net: Лаборатория Электрошамана

ВНИМАНИЕ! Этот пост устарел! Про реле серии CR-P я написал новый свежий пост, где подробно рассказал про них и дал все коды заказа. Пожалуйста читайте его!

А вот я у себя на блоге столько раз распинаюсь про разные реле и прочую автоматику, что мне пришла в голову одна мысль: каждый уважающий себя чел с паяльником обязательно должен иметь на своём блоге запись про реле 😉 Ну а на самом деле — я случайно натолкнулся на промежуточные реле ABB серии CR-P, жутко ими пропёрся (как обычно) и решил накатать про них небольшой обзорчик. А заодно и привести классическую схему реле с самоблокировкой, потому что её обязаны знать все, и по ней постоянно в форумах возникают вопросы вида «А как бы мне сделать кнопки пуск-стоп для моего насоса?»

Итак, раз статья классическая — кратко опишу о том, что же такое обычное реле. Это штука с катушкой и контактами. Причём прямой электрической связи между ними нет. И если подать на катушку напряжение, то контакты реле изменят своё состояние. Контакты реле бывают трёх видов: замыкающий, размыкающий и комбинированный: переключающий. У самого реле может быть несколько групп контактов. Например один или два переключающих, два замыкающих. Размыкающие контакты обычно отдельно не встречаются, а идут в виде переключающих. Из переключающего контакта легко можно сделать размыкающий или замыкающий — нужно просто заюзать нужную его половину.

Ток через контакты реле может протекать гораздо больше того, который требуется для его срабатывания. Ну или, совсем простым языком: катушка у реле может срабатывать от 3-5 вольт, а управлять мы можем двигателем на 220 или 380 вольт. Вот это — первое свойство реле, которое нам очень может пригодиться в какой-нибудь домашней автоматике. Сделаю пометку о том, что специальные реле, которые рассчитаны на большие токи контактов, называются контакторами и будут описаны мной чуть позже.

Второе удобство реле — это то, что мы можем размножить нужные нам контакты. Скажем, у нас есть кнопка, которая имеет только один замыкающий контакт. А нам надо их штуки три. Не проблема! Возьмём подходящее реле (а если количества контактов одного не хватит — то два), запитаем его от кнопки, а контакты будем использовать как хотим.

Третье удобство — это то, что его контакты никак не связаны электрически с катушкой. Это значит, что при помощи реле можно управлять разными, не связанными друг с другом цепями или разными напряжениями. Например некоторый народ на дачах морочится следуюдщим образом. Чтобы от кнопки звонка на калитке никого не трахнуло током, они собирают небольшую цепь из кнопки и реле на 12 вольт. А реле в свою очередь питает звонок на 220. Пример несколько синтетический, но народ у нас ещё умирать боится, и поэтому более-менее запоминает о чём идёт речь.

Так вот. Конечно, сейчас реле активно вытесняются всякими электронными их аналогами или твердотельными реле. Но если вам хочется получить дубовую, надёжную как монтировка схему — можно легко взять реле. Ну и ещё реле остаются в некоторых интересных нишах типа построения логических контроллеров и систем промышленной автоматики.

Вот именно такую серию реле я нашёл у ABB. Она называется CR-P, и имеет моё любимое достоинство: крепится на DIN-рейку (в последнее время я обленился и подсел на неё — собираю всё на DIN-рейках или в боксах с DIN-рейками). Сами реле в этой серии достаточно слабенькие и зовутся промежуточными. То-есть их задача как раз состоит в том, чтобы передать какие-нибудь сигалы управления или размножить контакты. А нам часто это и надо — в бытовой-то автоматике. Максимальный ток у них примерно 5-8А, но его хватит зажечь какую-нибудь лампочку в какой-нибудь автоматике освещения — что тоже плюс.

Серия состоит из отдельных компонентов: самих реле, номенклатура коих огромна по вариантам контактов и напряжениям катушек (12, 24, ~220 вольт), специальной колодки для крепления реле на DIN-рейке и пластикового фиксатора. Мне понравился прикол: фиксатор сделан в китае, реле в польше, а колодка — в италии. Во как! Ржал %)

Форм-фактор у реле стандартный, и оказалось что в эти колодки влезают, например, мои TYCO’вские релюшки с катушкой на 12 вольт и двумя группами переключающих контактов, коих я накупил пачку в ТерраЭлектроника для своих технических поделок. То-есть, если захочется — можно и те и эти реле поставить на DIN-рейку.

Ещё стоит отметить, что колодка сделана так, что будет влезать в обычный щиток наравне с обычными автоматами. Этот факт я отмечаю особо, потому что обычно релюшки такого типа хоть и монтируются на DIN-рейку, но рассчитаны на большие шкафы, где стоят открыто без кожуха. А эти влазят в щиток. Правда, у них торчат верхние контакты колодки, но это не так страшно. Главное то, что если мне придётся в квартире родить какую-нибудь штуку на реле — то я смогу запихать их в свой же щиток.

Реле и колодок я набрал про запас, уже соорудил и испытал на них одну схемку, а остаток будет у меня в оперативном запасе на домашнем «складе» на случай сборки какой-нибудь автоматики для себя или для заказа.

Схема включения реле с самоблокировкой

Ну а теперь немного побалуемся. Все видели и много раз (возможно) пользовались каким-нибудь ящиком с кнопками Вкл/Выкл или чаще Пуск/Стоп. Это мог быть и насос, вентилятор или ещё что-нибудь типа станка, точила. Давайте рассмотрим эту вещь повнимательнее.

Начнём с простого. Откудова там реле. Почему нельзя сделать включение обычным выключателем? Тут всё просто: реле (или контактор) мы можем взять на большой ток, а пользователю сделать красивую панельку с парой удобных и красивых кнопок, проложив управляющий кабель небольшого сечения. А так — был бы у него огромный ящик с рубильником, например.

Отлично. Но что дальше? Составим кратенькое ТЗ. Итак, у нас есть две кнопки: Пуск и Стоп. Надо сделать так, чтобы при нажатии на Пуск наше реле включалось и оставалось включенным. А при нажатии на Стоп, конечно же, отключалось. Показываю идею. Сначала соберём простую схему (рисовать не буду): кнопка Пуск (SB2) включает реле. Отлично. Фазу подали через кнопку на один конец обмотки реле, ноль — на другой конец обмотки. Нажали кнопку — реле включилось. Как обычный звонок.

Окей. А как его включенным удержать? А вот как! Возьмём один из замыкающих контактов реле и влепим его параллельно кнопке Пуск. Тогда получится вот что: нажали на кнопку, включилось реле и своим контактом эту же кнопку закоротило. Теперь кнопку можно отпускать — реле самозаблокировалось и будет держать своё собственное питание включенным пока не отключится. А как его теперь заставить отключиться? А просто — разорвать цепь питания катушки! Так как кнопки тоже могут быть не только замыкающими, а ещё и размыкающими и переключающими — то возьмём кнопку, которая имеет нормально замкнутый контакт и посмотрим на схему:

Видите, как всё просто? SB1 при своём нажатии разомкнёт цепь питания катушки реле, и оно отключится, разомкнув контакт K1.1, который у нас стоит параллельно кнопке SB2. Вот и вся идея. А если у нас есть ещё и проблема с кнопкой на размыкание (я с таким сталкивался из-за банального дизайна: есть пара красивых кнопочек, но только на замыкание) — то мы влепим ещё одно промежуточное реле, которое будет тупо от этой кнопки срабатывать и своими контактами размыкать цепь питания первого реле. Получится так:

Кстати, поддразню и напомню что в обычных сериях электроустановочных изделий кнопок на размыкание нет. Вот и придётся городить такую штуку 😉

А теперь смотрим на схему ещё раз. Можно на верхнюю, без второго реле. Зацените фишку. Так как кнопка Стоп размыкает цепь питания реле, то эта кнопка будет у нас приоритетной! То-есть, пока Стоп нажата — Пуск хрен сработает. И этим пользуются, например, в плане безопасности: ставят ещё один размыкающий контакт под крышку какого-нибудь привода станка и соединяют последовательно с кнопкой Стоп. И пока крышка открыта (контакт разомкнут, цепь питания реле разорвана) — хрен ты станок включишь.

И есть ещё одна важная полезность в плане безопасности. У этой схемы есть чётко определённое состояние, в котором она будет после подачи питания: Стоп. То-есть, если питание пропало, а потом появилось снова — то ничего само не включится и не завертится и никого не убьёт. А в случае с рубильником или выключателем схема будет находиться в том же состоянии, в котором она была до пропадания питания.

Отсюда использование кнопок Пуск/Стоп на оборудовании давно стало стандартом, а кнопки экстренной остановки оборудования («грибок») выпускаются даже с фиксацией: по ней удобно хреначить кулаком, а назад она сама просто так не отжимается: для этого на неё надо нажать и провернуть.

Ну и добавлю ещё вот что, для полноты картины. Никто нам не мешает через контакты реле K1 запитать не нагрузку сразу, а более мощный контактор. амперчиков так на 250. И через него уже управлять нагрузкой огромной мощности.

cs-cs.net

2.5.Реле самоподхвата

Очень часто нужна схема, которая сохраняет включенный режим, так называемый самоподхват.

Эл. Схема / символ в LOGO!

Включение

Описание

Вход S

Через вход S (Set) Вы устанавливаете выход Q на 1

Вход R

Через вход R (Reset) Вы сбрасываете выход Q на 0 Если S и R одновременно 1, то сначала осуществляется сброс (сброс имеет приоритет перед установкой).

Параметр Par

Par имеется только в вариантах LOGOL.-I

Этот параметр включает и выключает реманентность

Rem:

Off= нет реманентности

on = состояние ременентно запоминается

Выход Q

Q включается с S и остается включенным, пока не установется вход R.

Характеристика коммутационного процесса

Реле самоподхвата — простой двоичный элемент памяти. Значение на выходе зависит от состояний на входах и прежнего состояния на выходе.

2.6. Симметричный задатчик тактовых импульсов

Эл. Схема / символ в LOGO!

Включение

Описание

Вход En

Через вход En (Enable) Вы включаете и выключаете датчик тактовых импульсов

Параметр Т

Т — время, на которое выход включается или выключается.

Выход Q

Q включается и выключается циклически со временем такта Т.

2.7. Счетчик прямого и обратного счета

Эл. Схема / символ в LOGO!

Включение

Описание

Вход R

Через вход R (Reset) Вы устанавливаете внутреннее значение счетчика и сбрасываете выход в 0 (Сброс имеет приоритет перед Cnt).

Вход Cnt

Счетчик считает изменения состояний на входе Cnt (Count) с 0 на 1. Изменение состояния с 1 на 0 не считается. Максимальная частота счета на входных клеммах: 5 Гц

Вход Dir

Через вход Dir (Direction- направление) Вы задаете направление счета: Dir = 0: счет вперед Dir = 1: в обратном направлении

Параметр Par

Обратите внимание на примечание к заданию параметра Par в связи с таблицей.

Выход Q

Q включается при достижении значения счетчика (Parameter Par или Lim — см. ниже.).

Задание параметра Par

Если внутреннее значение счетчика равно или больше Par (параметр) или Urn, то устанавливается выход. При переполнении в любом направлении счетчик останавливается.

Par может находиться в пределах между 0 и 9999 . Um может находиться в пределах между 0 и 999999 .

Rem: Этот параметр позволяет включать и выключать реманентность внутреннего

значения счетчика Cnt в LOGO!.I

off = нет реманентности

on = значения счетчика Cnt запоминается реманентно Степень защиты:

+: Параметр Par или Lim можно изменить в рабочем режиме.

Параметр Par или Lim можно изменить только на этом месте при программировании. В рабочем режиме изменения невозможны.

З. Вторая программа

Для второй программы немного видоизменим первую. Давайте сначала рассмотрим электрическую схему для второй программы:

Первую часть схемы Вы уже знаете. Оба переключателя S1 и S2 включают реле. Это реле должно включать потр. Е1 Реле должно выключать потр. с 12 минутной задержкой

в LOGO! программа для этого выглядит следующим образом:

Вы снова находите блок ИЛИ и реле выхода Q1 из первой программы. Новым является только задержка выключения. Так Вы видоизменяете Вашу первую программу: Включите LOGO! в режим редактирования

  1. Включите LOGO! в режим работы Программирование (нажать одновременно клавиши ◄, ► и ОК)

  2. Выберите в главном меню «Program..»

(•>’ передвинуть на «Program..» и нажать ОК)

Выберите в меню программирования «Edit Prg» (•>’ передвинуть на «Edit Prg» и нажать ОК)

Теперь вы можете изменять существующую программу. Ввод в программу дополнительного блока Подведите курсор под В в В01 (В01 номер блока ИЛИ).

Переместить курсор: Нажать кнопку

В этом месте мы вводим теперь новый блок. Нажмите клавишу ОК:

LOGO! показывает теперь список BN.

Выберите список SF (клавиша в)

В списке SF Вы найдете Блоки для специальных функций

Нажмите клавишу ОК.

На экране блок первой специальной функции:

При выборе блока для специальной или основной функции LOGO! показывает блок функции. Курсор стоит на блоке и имеет форму полного блока. С помощью клавиш В или Y Вы выбираете нужный блок.

Выберите нужный блок (задержка выключения -см. следующий рисунок) и ОК:

Введенный блок получает номер блока В02. Подключенный до этого к Q1 блок В01 автоматически подключается к самому верхнему входу введенного блока Курсор стоит на самом верхнем входе введенного блока

Блок для задержки выключения имеет 3 входа. Самый верхний вход — это вход триггера (Trg). Через этот вход Вы запускаете задержку выключения. В нашем примере задержка выключения запускается блоком ИЛИ В01. Через вход Reset Вы сбрасываете время и выход. Через параметр Т Вы устанавливаете время для задержки выключения. В нашем примере мы не используем вход Reset задержки выключения. Мы обозначаем его знаком ‘х1. Как это делается, Вы уже видели в первой программе. Еще раз для напоминания:

    1. Установите курсор под R: клавиша ▲ или ▼

    2. Перейдите на режим ввода: клавиша ОК

    3. Выберите список Со: клавиши ▲ или ▼

    4. Подтвердите список Со: клавиша ОК

    5. Выберите ‘х1: клавиши ▲ или ▼

Подтвердите V: клавиша ОК Так должен теперь выглядеть дисплей:

Теперь введите время Т для задержки выключения:

      1. Если курсор еще не стоит под Т, то передвиньте его под Т:

клавиши А или т

      1. Перейти в режим ввода: клавиша ОК

Для параметров LOGO! показывает окно параметров:

Курсор стоит на первой позиции значения времени. Так Вы изменяете значение времени:

Клавишами < и ► Вы двигаете курсор взад и вперед. Клавишами А и V Вы изменяете значение на позиции. Если Вы ввели текущее значение, нажмите клавишу ОК. Установите время Т = 12:00 минут:

        1. Установите курсор на первую позицию: клавиши ◄или ►

        2. Выберите цифру ‘1’: клавиши ▲ или ▼

        3. Установите курсор на вторую позицию: клавиши ◄или ►

        4. Выберите цифру ‘2’: клавиши ▲ или ▼

        5. Установите курсор на единицу измерения , клавиши ◄или ►

        6. Выберите единицу времени м для минут: клавиши ▲ или ▼

Индикация параметров/ убрать индикацию

Если Вы хотите, чтобы параметр не отображался в режиме параметрирования:

        1. Установите курсор на вид защиты: клавиши ◄или ►

Выберите вид защиты ‘-‘: клавиши ▲ или ▼ На дисплее вы должны сейчас увидеть:

. Завершите свой ввод клавишей ОК

Сейчас эта цепочка программы для Q1 полностью завершена. LOGO! показывает Вам выход Q1. Вы можете еще раз просмотреть программу на дисплее. Клавишами Вы двигаетесь по программе. С помощью ^ или ► от блока к блоку и с помощью ▲ и ▼ к различным входам одного блока. Как Вы завершаете ввод программы, Вы уже знаете из первой программы. В качестве напоминания:

          1. Назад в меню программирования: клавиша ESC

          2. Назад в основное меню: клавиша ESC

          3. ‘>’установить на ‘Start’: клавиши ▲или ▼

          4. Подтвердить старт: клавиша ОК LOGO! теперь вновь в RUN:

Контрольные вопросы.

1Что называют специальными микроконтроллера LOGO!?

            1. Функция задержки включения ?

            2. Функция задержки выключения ?

            3. Функция импульсного реле ?

            4. Функция реле времени ?

в. Функция реле самоподхвата ?

              1. Функция симметричного задатчика тактовых импульсов ?

                1. Функция реверсивного счетчика ?

Литература

                  1. Густав Олссон, Джангуидо Лиани Цифровые системы автоматизации и управления.-СПб.: Невский диалекг,2001

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *