Oshkosh L-ATV – внедорожник, который станет заменой легендарного HMMWV в армии США.
Это «дорестайлинговый» вариант модели Oshkosh L-ATV.
Машина комплектовалась гибридной силовой установкой, электрическая составляющая которой использовалась в труднодоступных местах.
Еще одна машина Oshkosh — LCTV. Для нее также доступна гибридная силовая установка.
Эта машина Oshkosh именуется S-ATV. В ее арсенале 275-сильный турбодизель и независимая подвеска с 438-миллиметровым ходом.
Специальное транспортное средство ГАЗ233114 «Тигр-М» начали собирать в 2011 году. Тогда же начались поставки модели ВС РФ.
СТС оснащено 4,4-литровым дизелем ЯМЗ, который выдает 215 лошадиных сил и 735 Нм крутящего момента.
Бронемобиль Puma M26-15 создан южноафриканской фирмой OTT. Может везти до десяти человек на скорости не выше 80 километров в час.
Paramount Group Marauder APC (ЮАР) принимал участие в съемках одной из серий Top Gear. 4,5-тонная машина способна перевозить десять человек.
Ridgeback PPV (США) построен на базе военной машины Cougar H.
14,5-тонный донор «Риджбека» оснащен 330-сильным двигателем Caterpillar.
Cobra II — разработка турецкой фирмы Otokar. Машина массой 12 тонн оснащена 6,7-литровым 281-сильным дизелем.
Norinco VN4 разработали в Китае. Машину с дизельной «турбошестеркой» используют не только военные, но и сотрудники полиции.
General Dynamics Flyer-72 ALSV также используется в армии США. Максимальная скорость машины со 195-сильным дизелем составляет 160 километров в час.
Delta Didgori 1 создали в Грузии. Семитонная машина с 450-сильным дизелем разгоняется до 120 километров в час.
International Saratoga — продукт американской компании Navistar Defense. Машину показали в 2011 году.
У «Саратоги», прошедшей тесты протяженностью 40 тысяч километров, стоит 340-сильный дизель 6.0 V8.
Двухтонный Polaris Dagor (США) способен взять на борт до девяти человек.
Максимальный запас хода машины с дизельным двигателем составляет 805 километров.
Mowar Eagle придумали в Швейцарии. 10-тонная машина использовалась, например, во время боевых действий в Афганистане.
Отсюда
trinixy.ru
Людям, интересующимся военной техникой и автомобилями, будет интересно узнать, какие существуют внедорожники и на что они способны. Расскажем понемногу о каждой наиболее яркой модели.
Основной маркой автомобилей повышенной проходимости в российской армии в настоящее время является «Тигр». Несмотря на скептические высказывания о результатах испытаний различными экспертами, автоконцерн ГАЗ провел серьезную модификацию внедорожника, в производстве которого используются отечественные материалы и детали. Он выпускается в основном для военных целей, но возможен заказ на производство и для гражданских лиц.
Известно несколько исполнений этой модели: броневики ГАЗ 233034 и ГАЗ 233036, самая распространенная армейская модель ГАЗ 233014, КШМ Р-145БМА (командно-штабная машина) и универсальный джип, который может купить гражданское лицо – ГАЗ 233001.
Все варианты внедорожника «Тигр» приспособлены для передвижения в условиях бездорожья, для чего у них имеется надежная рама, высокие колеса, обеспечивающие внушительный дорожный просвет. Большинство автомобилей этой модели оснащены двигателями дизельного типа.
Основными особенностями джипа являются: нечувствительность к неровностям дороги, благодаря применению торсионной подвески на каждое колесо; гидравлические амортизаторы совместно со стабилизаторами поперечной устойчивости; полный привод; авторегулировка давления в шинах; электрическая лебедка.
К недостаткам автомобиля можно отнести отсутствие удобств для водителя и пассажиров, а также дефицит мощности двигателя при больших габаритах кузова.
Автомобиль был создан командой конструкторов из Санкт-Петербурга, которую возглавлял инженер Дмитрий Парфенов. За два года они создали прототип этой машины, получивший название Team-98 или, сокращенно, T-98. В 2004 году она получила сертификат соответствия России, что дало право начать выпуск небольшими сериями внедорожников. И с того времени их уже построено и продано, в том числе за рубеж, несколько сотен.
Конструкторы постоянно изменяют и улучшают дизайн автомобиля, стремясь приблизить его к внешнему виду современных военных машин. При этом они не забывают о комфорте и безопасности пассажиров, улучшают функциональность и управляемость. В кузове джипа достаточно места для размещения как людей, так и перевозимых грузов, которые могут быть довольно габаритными.
Днище внедорожника из специальной стали имеет специальную форму в виде различных скосов, что позволяет защитить автомобиль от подрыва зарядов большой мощности.
В одном из вариантов установленный бензиновый двигатель достигает объема 8,1 л, а мощность – 400 л.с. По желанию заказчиков может быть установлен двигатель любого типа. Идеальное распределение массы и центр тяжести, расположенный близко к поверхности дороги, обеспечивают отличную управляемость и устойчивость. Несмотря на свой внушительный вес, внедорожник позволяет разогнаться до 100 км/час всего за 10 секунд и дальше достичь предельных 180 км/час.
Умельцы из Кременчугского акционерного общества создали автомобиль повышенной проходимости, который мало какими характеристиками уступает знаменитому джипу «Хаммер». Ему не страшно никакое бездорожье, ведь дорожный просвет у него достигает 605 миллиметров. В добавок к этому, на автомобиль установлена пневмоподвеска, что позволяет поднять автомобиль еще на 50 сантиметров.
Он оснащен всеми современными средствами комфорта: мягкими кожаными креслами, большим телевизором, устройствами кондиционирования воздуха и электрическими стеклоподъемниками. Двигатель IVECO объемом 3,9 л и мощностью 139 л.с. позволяет разогнать автомобиль весом более 3-х тонн до скорости 140 км/час и перевозить в кузове до 2 тонн груза.
Этот армейский автомобиль создан итальянской компанией в 2001 году и принадлежит к машинам специального целевого предназначения. У него ходовая часть необычной конструкции, которая надежно защищена от подрывов мин, а еще в нее установлена бронезащита от попадания пуль и осколков. Двигатель мощностью 185 л.с. перемещает автомобиль весом до 6 тн со скоростью, достигающей 130 км/час.
Выпускается множество модификаций с переменным количеством пассажирских мест: от 4 до 7. Более десяти стран в мире взяли внедорожник на вооружение.
История создания модели начинается в 2008 году с подписания договора о сотрудничестве фирмы IVECO (Италия) и российского концерна КАМАЗ. После многочисленных разработок начат выпуск автомобилей «Рысь» на воронежском автомобильно-ремонтном заводе. И к 2020 году их должно быть произведено почти 1800 штук.
Внедорожник имеет все характеристики, позволяющие ему стать армейской машиной: дорожный просвет – от 315 до 473 см, полезная нагрузка – 2,3 т, мощность двигателя – 190 л.с., максимальная скорость – до 130 км/час.
k-manipulyator.ru
Этот автомобиль является гордостью России, поскольку получил популярность не только среди военных, но и гражданских лиц. Да каких! Расторгуев, Михалков…
Любопытно знать, что «Тигр» разрабатывался для военного ведомства ОАЭ, которое не пожалело на разработку и изготовление опытных образцов 60 миллионов долларов США. Первые образцы Tiger HMTV были представлены в Абу-Даби на Международной выставке вооружения IDEX-2001. Однако, заказчик в итоге отказался от автомобиля и Россия оставила разработку себе.
Мелкосерийным выпуском внедорожника занимается Арзамасский машиностроительный завод. Цена — от 100 до 120 тысяч долларов, в зависимости от модификации. «Тигр» имеет 180-сильный американский турбодизель Cummins В-180 рабочим объемом 5,9 литра. Подвеска — БТРовская. Вес — 5,3 тонны. Вместимость — 2-10 человек. Клиренс — 430 мм. Глубина преодолеваемых бродов — до 1,2 м
Т-98 «Комбат»
Российский бронированный внедорожник Т-98 «Комбат» разрабатывался для перевозки командующего состава российской армии в зоне боевых действий.
Автомобиль специальный модели Т98 представлен в двух вариантах исполнения: 5-местный седан и 9(12)-местный универсал.
Армейский внедорожник с чисто украинским названием был впервые показан в 2009-м году. Его презентовали лично Виктору Ющенко в День Независимости Украины. И хотя было много разговоров по поводу того, чтобы активно использовать это авто на службе в армии, дальше слов дело не пошло. Есть информация, что два «Козака» ждут «покращення» на окраине Киева. К счастью, в законсервированном состоянии. Что примечательно — на военных госномерах.
«Козак» был разработан для сил специальных операций научно-производственным объединением «Практика». Автомобиль имеет противоминную конструкцию днища, а кузов сделан из трех частей, которые закреплены на шасси по отдельности друг от друга (если машина наедет на мину одним из колес, пострадает часть автомобиля, а не весь).
Масса «Козака» — 5,5 тонн, которые приводятся в движение 176-сильным турбодизельным мотором Iveco. Экипаж — 5 человек. Клиренс — 365 мм. Глубина преодолеваемых бродов — до 1,5 м. На создание и испытания автомобиля государство не выделило ничего. Абсолютно.
Харьковское Конструкторское Бюро по Машиностроению имени А.А.Морозова имеет несколько разработок, которые в теории должны были бы заинтересовать украинскую армию и МВД. Но нет. Продукцией харьковского бюро больше интересуются иностранцы, нежели украинское правительство.
На сайте разработчиков сказано, что ДОЗОР-А является многоцелевым колесным транспортным средством, которое может использоваться для оснащения специальных подразделений Вооруженных сил и сил быстрого реагирования в качестве транспортного средства или носителя различного вооружения и военного оборудования, и применяться при выполнении войсковых и миротворческих операций, а также эксплуатироваться в гражданских организациях как при наличии сети автомобильных дорог, так и в условиях бездорожья.
Вес автомобиля — 3,5 тонны. Экипаж — 5 человек. Двигатель дизельный, с турбонаддувом мощностью 122, 136 или 197 лошадиных сил. Клиренс — 400 мм.
Также есть ДОЗОР-Б. Этот автомобиль посерьезнее версии «А». Он предназначен для транспортировки личного состава, грузоперевозок и установки различного вооружения легкого типа, средств связи и специального оборудования.
Вес автомобиля — 6,3 тонны. Экипаж (десант), чел. 11 (3+8). Двигатель — как у версии «А». клиренс — 400 мм. Глубина преодолеваемых бродов — до 1 м.
Еще одна украинская разработка — внедорожник Вепрь. В создании этого джипа принимали участие более 30-ти заводов. Было выпущено четыре модели автомобиля. Шасси сделал Николаевский ремонтно-механический завод БТР, бронированный кузов – мариупольский завод имени Ильича, бронестекло – запорожский «Стеклопласт», двигатель – «Мотор Сич». «Вепрь» начиняли радиоэлектроникой, и он служил в оборонном ведомстве: охранял границы, воздушное пространство – мог глушить любые радиосигналы. Броня была такой крепости, что пуля калибра 7,62 мм превращалась в пуговицу, а на машине – ни вмятины.
Колеса у машины — от БТРа, диаметром больше метра! Это в полтора раза больше, чем у «Хаммера». Одно колесико стоит тысяча евро!
Удивительные колеса выдерживают четыре прострела из автомата. В салоне, как и в БТР, есть кнопочка: нажимаешь ее — компрессор подкачивает сразу четыре колеса до нужного давления.
По ширине салон «Вепря» напоминает автобус
Салон машины — неслыханно широкий для автомобиля. От дверцы до дверцы — два метра двадцать сантиметров. Такие габариты скорее подходят автобусу. Сзади могут спокойно сидеть человек шесть. Но роскошных кожаных сидений, как и положено респектабельному суперджипу, всего три! Достаточно минуты за рулем «Вепря», чтобы тебя охватило ощущение собственного величия. До соседнего пассажира рукой не дотянуться! Правда, отделка у кременчугского «зверя» не такая роскошная: приборная панель взята от микроавтобуса «Ивеко», руль — от старенького «Фольксвагена».
«Вепрь», прежде всего, поражает своими размерами – он имеет привычные для современных джипов очертания кузова, но крупнее любого «гранда» и даже несколько превосходит в этом аспекте американский «Хаммер». В частности, если габариты «h3 2003SUT» равны 4782х2469х1922, то у «Вепря» они соответственно 5300х2500х2100.
Правда, в мощности двигателя «Вепрь» уступает американцу – всего 136 л.с. (против 160-325 у разных моделей «Хаммера»), при этом скорость развивается до 140 км/час. Для внедорожника это вполне достаточно, хотя на хорошем шоссе, конечно, «Вепрь» смогут обгонять все, кроме малолитражек. Однако этот двигатель как раз и предназначен не для достижения высоких скоростей – его сила «тягловая», как у военной техники, которая помогает машине пройти через ямы, завалы, кочки.
Этот армейский внедорожник можно считать интернациональным. Он хоть и был разработан в Италии, где носит название Lince («рысь»), но используется в различных целях за пределами родины. В Германии он называется Caracal («пустынная рысь»), а в британской армии — Panther («пантера»). В общей сложности, подобные авто есть на вооружении 10 стран мира. Цена автомобиля — 300-400 тысяч долларов.
Несколько таких IVECO есть в России — они были сделаны при содействии с заводом «КАМАЗ», подписавшим соглашение о сотрудничестве в 2008-м году. Пока что, как площадку для российско-итальянского проекта рассматривают мощности завода РосАвто. Также у российских военных создание завода по производству легкой брони, аналогичной итальянской.
Двигатель — турбодизельный 185-сильный. Вес — 6,5 тонн. Вместимость — 2-8 человек. Клиренс — 400 мм. Глубина преодолеваемых бродов — 0,85 м (с предварительной подготовкой — до 1,5 м).
Этот автомобиль хорошо знаком нашим соотечественникам . Причем, независимо от статуса и уровня достатка, поскольку именуемый «кубиком» автомобиль можно часто встретить на улицах крупных городов, где их обладатели любят на дорогах общего пользования «давить авторитетом» коллег по потоку. Это сегодня G-класс воспринимается как роскошный внедорожник, а ведь когда-то он был совсем иным, хоть и практически таким же снаружи, как современная интерпретация.
По неофициальной версии, эта машина разрабатывалась по заказу НАТО. Так или иначе, но есть исторические факты, свидетельствующие о том, что авторы проекта сначала обратились к чужому государству, а уж потом предложили Gelandewagen правительству Германии. Собственно, этот шаг был воспринят руководством страны не лучшим образом и поначалу разработчики получили отказ, мотивированный дороговизной автомобиля.
Сегодня он является автомобилем «для особых условий эксплуатации» и приобретается в основном военными, спецслужбами и т. п. Данный автомобиль служит в армиях более 20 стран мира — таких как Германия, Швейцария, Канада, Австралия, Египет и т. д. Даже США закупили около тысячи автомобилей в кузове W461, поскольку Hummer Н1 не помещается в вертолет.
На самом деле «кубики» бывают абсолютно разными и для совершенно разных целей. Всего существует 26 возможных версий, включая армейские и те, которые предназначены «для особых условий эксплуатации». Просто так их не купить — для покупки этой машины нужен «сертификат конечного потребителя» (доказательство необходимости данного автомобиля).
Эта модель также хорошо всем известна. Впрочем, историю его появлению тоже знают многие. Но вкратце расскажем.
Первый образец военного автомобиля под маркой HMMWV M998 (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, сокращенно — HUMVEE) пошeл в серию в 1981 году и сегодня известен всем под названием h2. Результаты испытаний удивили военных — автомобиль превосходил абсолютно все требования и стандарты армии США, которая объявила тендер на армейский внедорожник. К слову, в этом состязании участвовала и Lamborghini, которая проиграла битву.
Сегодня Хаммер стоит на вооружении более 40 стран мира и официально не выпускается, однако по спецзаказу его могут сделать в разных версиях для самых разнообразных задач. Что касается последователей h2, это чисто гражданские модели h3 и h4, которых объединяет с предком разве что имя.
Двигатель — турбодизельный 195-сильный. Вес — 3 тонны. Вместимость — 2-6 человек. Клиренс — 406 мм. Глубина преодолеваемых бродов — 0,76 м.
Lamborghini LM002
Это тот самый автомобиль, который проиграл Хаммеру.
Название модели происходит от Lamborghini Military (LM). Несмотря на то, что тендер, оглашенный США, итальянский производитель спорткаров проиграл, модель не погибла в зародыше. С 1986 по 1993 годы сошли с конвейера более 300 таких авто (по другим данным — 400). Сотню автомобилей заказал Ливан, еще сорок экземпляров — вооруженные силы Саудовской Аравии. Один экземпляр достался Саше Белому из «Бригады»… В Украине есть по меньшей мере два внедорожника Lamborghini.
Двигатель — бензиновый (от спорткара Countach) мощностью 426 л.с. Вес — 2,7 тонны. Вместимость — 4-5 человек. Клиренс — 300 мм. Глубина преодолеваемых бродов — 0,7 м.
Французский вариант армейского внедорожника, имеющий определенные сходства с Хаммером.
Впервые о нем серьезно заговорили после 30-тысячного пробега от Южного к Северному полюсу и Дакара-2009. Разработка принадлежит военному подразделению Renault Trucks Defense.
На данный момент есть 4 версии модели — для рыбалки, для спасательных операций, для инкассации и для VIP-персон. Цены — от 120 до 400 тысяч долларов.
Двигатель — турбодизельный объемом 4,76 л мощностью 215 л.с. Вес — 3,8 тонны. Вместимость — 2-6 человек. Клиренс — 600 мм. Глубина преодолеваемых бродов — 0,75 м.
У Тойоты тоже был свой «Хаммер». Это модель Mega Cruiser, созданная в 1995 году для военных целей (перевозка личного состава, перевозка раненых). Существовала спецверсия для Сухопутных сил самообороны Японии. За пределами страны модель не продавалась.
Правда, не продавалась официально. Ведь на самом деле существовала гражданская модификация, которая имела повышенный уровень комфорта и была доступна для покупки любому желающему (вплоть до 2002 года). Гражданские версии Toyota Mega Cruiser имеют руль от Toyota Carina, салонные лампы от Toyota Corolla и другие детали, позаимствованные у серийных авто.
Двигатель — турбодизельный объемом 4,1 л мощностью 155 л.с. Вес — 2,85 тонны. Вместимость — 4-7 человек. Клиренс — 420 мм. Глубина преодолеваемых бродов — до 1,2 м.
А это китайская вариация на тему Хаммера.
В апреле 2012 года на Пекинском автосалоне дебютировала гражданская версия внедорожника под названием DongFeng DFM EQ2050. Она построена на узлах и агрегатах GM, но, если верить китайцам, при использовании на гражданке она даже лучше Хаммера, поскольку более комфортна.
Двигатель — турбодизельный объемом 6,5 л мощностью 195 л.с. Вес, клиренс и глубина преодолеваемых бродов неизвестны. Цена гражданской версии — $185 000.
Knight XV
Этот автомобиль разрабатывался для тех, кто хочет в мирное время передвигаться на очень большом, безопасном и в то же время комфортном и надежном автомобиле.
Как ни странно, главные покупатели — политики (возможно, среди них есть или будут украинские). Именно они составляют львиную долю клиентов, которым не жаль полмиллиона долларов на такое чудо техники.
Автомобиль построен на базе Ford F-550. Двигатель — 6,8-литровый мощностью 400 л.с. Вес — 5,4 тонны. Вместимость — 4-6 человек. Клиренс — 350 мм. Глубина преодолеваемых бродов — до 1 м.
Еще один гражданский внедорожник, созданный по образу и подобию армейских броневиков, но предназначенный и для спецподразделений США.
Изготовитель — Alpine Armoring. Если верить этой компании, пока что ни один из пассажиров их бронеавтомобилей не был убит. Это обусловлено броней особой конструкции. Pit-Bull VX SWAT Truck отличается слоистым защитным «панцирем», который рассеивает энергию взрыва.
Двигатель — турбодизельный объемом 6,7 л. Вес — 4 тонны. Вместимость — 4-6 человек. Клиренс — 400 мм. Глубина преодолеваемых бродов — до 1,2 м.
Dartz Kombat
Предприятие компании находится в Риге. И хотя компания не обладает правами на марку «Руссо-Балт», она всячески ассоциирует себя с ней.
В армейских кругах компания известна внедорожниками для проведения специальных операций, для быстрой атаки, нужд полевого генштаба, предотвращения уличных беспорядков и тактической атаки. Скандально известным «Комбат» стал после того, как создатели решили предложить клиентам такую опцию, как отделка салона кожей китового пениса. И это не шутка. Сыграла свою роль и эксклюзивная водка в золотой бутылке, купив которую, клиент получал броневик в подарок.
VIP-Комбат для гражданских лиц производитель считает люксовым броневиком повышенной проходимости. В зависимости от уровня оснащения и кузова (бронирован или нет), цена может варьироваться в пределах 150 тыс.-1,5 млн. долларов.
Двигатель — турбодизельный V8 8,1л мощностью 400 л.с. или 6,6 л Duramax Turbo Diesel мощностью 310 л.с. Вес — 4 тонны. Вместимость — 5-7 человек. Клиренс — 200-415 мм. Глубина преодолеваемых бродов — до 0,7 м.
Это представитель броневиков будущего. Пока что он лишь проходит испытания и подготовку к будущим военным операциям.
Проект является результатом совместной работой исследовательского центра американской армии TARDEC и специалистов британской инжиниринговой компании Ricardo. Главная суть FED Alphа скрыта в аббревиатуре «FED», которая расшифровывается как Fuel Efficient Ground Vehicle Demonstrator и подразумевает повышение экономии топлива на поле боя.
В проекте FED Alpha используются известные на товарных машинах технологии — светодиодные фары, двигатель Cummins и пр. О технических и тактических характеристиках новинки пока что информации нет. источник: autoportal.ua
Рекомендуем также почитать:
• Почему существует левостороннее и правостороннее движение?
• На чем ездят владельцы Фейсбука, Гугла и Майкрософта
• Автосалонные разводы или что нужно знать при покупке нового авто
rosautopark.ru
Российский завод «ЗИЛ» создал внедорожник для армии.
Серийную машину должны показать в 2015 году, после чего она должна поступить на вооружение российской армии. Учитывая, что Китай не получит военный Hummer, то наверное расчет и на их рынок.
По замыслу конструкторов, будущий броневик должен соответствовать тактико-техническим требованиям армии, сочетающим такие параметры, как надежность, долговечность, проходимость.
Выносливость узлов и агрегатов боевой машины должна быть гораздо выше, чем у гражданских машин. Кроме того, новый внедорожник должен быть высокомобилен, иметь полный привод и высоченный дорожный просвет, чтобы штурмовать неприступные преграды.
Внедорожник у «ЗИЛа» получился и правда с марсианским дизайном, как пришелец из будущего, но пока далек от совершенства. Нижняя часть автомобиля спроектирована по подобию многих современных военно-транспортных средств и имеет V-образную форму. Такая конструкция призвана снизить воздействие взрывной волны при наезде на мину или закопанное СВУ.
Крыша может быть тентовой или жесткой.
Боковые двери машины распахиваются вверх, как и большие створки в задней части машины. Для размещения десанта в корпусе авто установлены 10 сидений: два одноместных сиденья находятся спереди, шесть сидений расположены в ряд за сиденьями водителя и командира, еще два находятся сзади. Все кресла развернуты к дверям.
Салон оборудован жидкокристаллическими экранами, подключенными к внешним камерам.
Джип выполнена на основе старого и проверенного, ремонтоудобного, в системе подвесок используются рессоры, тормоза — барабанные.
Вес внедорожника составит 4,57 тонны, а движущей силой будет 185-сильный рядный 4-цилиндровый дизельный агрегат, который будет работать в связке с 5-ступенчатой механической коробкой.
Видимо такая вот новинка пойдет для ФСБ и спецподразделений МВД, а ниже новый УаЗ, бронированный грузовик «Колун», и его модификации для армии и МВД. И их ждемсЪ…
Все фото (С) интернет
pantv.livejournal.com
Автомобили являются самым массовым транспортным средством в российской армии и используются во всех видах и родах Вооруженных сил РФ. Причем в каждой воинской части имеется некоторое количество автомобилей различных классов. В войсках в целом их количество многократно превосходит суммарную численность всех видов другой техники.
Общий парк военной автомобильной техники в ВС РФ составляет более 410 тысяч единиц. В последние годы около 90% автопарка идет под монтаж различного вооружения и военной техники, около 10% используется как средства буксировки различных комплексов вооружения и под другие цели.
‘YouTube/Минобороны России’
По данным Минобороны России, ключевым требованием войск к автомобилю XXI века является защита экипажа и оборудования. В настоящее время в этом направлении ведутся работы в проекте «Тайфун», где воплощены в железо требования по противопульной и противоминной защищенности.
Только за последний год прошли испытания 37 образцов военной автомобильной техники, на них проведено около 540 лабораторных работ. В настоящее время ведутся 31 научно-исследовательская и 21 исследовательско-испытательная работы.
ТАСС рассказывает о самых популярных военных автомобилях российской армии.
Новейшие бронеавтомобили «Тайфун» — семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности. Первые образцы были представлены на показе военной техники на полигоне в Бронницах в 2011 году.
Предназначены для перевозки личного состава, а также для установки на модульные варианты различного оборудования или систем вооружений. Семейство послужит единой унифицированной платформой для «легких» бригад Сухопутных войск.
Все автомобили этого семейства имеют гидропневматические, независимые подвески, коробку-автомат, двигатели нового, революционного образца и бортовые информационные системы.
В данный момент «Тайфуны» находятся в войсках на опытной эксплуатации.
Предназначен для Сухопутных войск и ВМФ. Представляет собой бронированный автомобиль, созданный на базе шасси КамАЗа. Может перевозить до 16 человек в модуле для транспортировки личного состава воинских подразделений к месту проведения боев.
Максимальная скорость — 80 км/ч. Для него не являются препятствием склоны с углом до 23º и броды глубиной до 1,75 м (при этом водитель сидит уже по пояс в воде, а машина продолжает двигаться).
Имеет противопульную и противоминную защиту экипажа, груза, а также основных узлов и агрегатов. На машинах применена комбинированная броня, состоящая из лайнера, стальной основы и керамических броневых плит на основе керамических элементов. Лоб кабины обладает усиленным бронированием, которое обеспечивает защиту от 30-миллиметровых снарядов.
Автомобили этого семейства защищены от подрыва мины весом не менее 8 кг в тротиловом эквиваленте в любом месте под днищем и колесом.
Производится на Уральском автомобильном заводе.
Шасси автомобиля капотное, рамное, полноприводное, трехосное. Может быть использован в качестве разведывательной, командно-штабной машины, машины РЭБ/РТР или связи, санитарной машины или для ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, осуществления грузоперевозок.
«Тайфун-У» бронирован и выдерживает обстрел из снайперской винтовки и автомата Калашникова. Более того, днище машины имеет V-образную форму — стенки, расположенные под углом к земле, рассеивают ударную волну, если «Урал» наедет на мину. Большинство сидений в салоне подвешены к потолку, что снижает риск травмы при подрыве, а те, что привинчены к полу, стоят на противоминных опорах.
Коробка передач — гидромеханический «автомат» МЗКТ белорусского производства с кнопочным включением блокировки дифференциала и понижающего ряда в «раздатке». Подвеска — гидропневматическая, которая способна «поджимать» колеса при прохождении неровностей, как на Range Rover последнего поколения.
Легкобронированный бронеавтомобиль, применение возможно в вариантах штабного, патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного автомобиля.
Бронеавтомобиль по проходимости препятствий не уступает танку Т-80УК. Одновременно на борту «Выстрела» может находиться до 10 бойцов, включая водителя и старшего машины.
16-миллиметровая броня обеспечивает экипажу и десанту полное локальное бронирование при обстреле по 6-му классу защиты. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С, при относительной влажности воздуха 98%, скорости ветра до 30 м/с, в горной местности на высотах до 4500 м.
Существует пять модификаций, для Сухопутных войск ВС РФ используется БПМ-97. В 2009 году несколько машин приняли участие в крупномасштабных учениях «Запад».
По данным из открытых источников, в РФ находится более 100 единиц в эксплуатации.
Специальный бронированный автомобиль предназначен для перевозки по дорогам всех категорий в различных климатических условиях и защиты личного состава.
Защищен от подрыва безоболочных взрывных устройств массой до 1 кг в тротиловом эквиваленте под днищем и взрыва гранаты Ф-1 на поверхности крыши. Внутри бронеавтомобиль может быть оснащен антиосколочной и антирикошетной защитой.
Бронеавтомобиль создан на базе агрегатов автомобиля КамАЗ с колесной формулой 6 х 6. В передней части бронекорпуса расположены две боковые распашные двери (водителя и командира), в кормовой части — две распашные двери, а в крыше — шесть люков. Лобовое стекло с электрообогревом.
Вместимость — 10 членов экипажа. Кресла десанта подвесные со встроенными амортизационными устройствами, позволяют снизить нагрузку на человека при подрыве автомобиля на мине.
Пригоден к эксплуатации по дорогам всех категорий в любых климатических условиях в диапазоне температур от –45 до +50 °С.
Грузовой автомобиль повышенной проходимости двойного назначения с колесной формулой 6 × 6, производящийся на Уральском автомобильном заводе в Миассе (Россия).
Был разработан для транспортировки грузов, людей и трейлеров на всех типах дорог.
Обладает значительными преимуществами по сравнению с аналогичными автомобилями: он легко преодолевает заболоченные участки, брод до 1,5 м, канавы до 2 м, рвы, подъемы до 60%.
На сегодняшний день серия «Урал-4320» производится с дизельными двигателями ЯМЗ мощностью 230–312 л. с. экологического класса «Евро-4».
Грузовики и шасси этой линейки начали выпускать в 1977 году и производят по настоящее время в существенно модернизированном виде. В 2014 году автомобиль «Урал-4320ВВ» с усиленной бронезащитой был представлен на выставке «Оборонэкспо».
Полноприводная легкая колесная платформа модульного типа для создания бронетранспортеров, грузовиков, тягачей, шасси для ПТУР и ЗРК ближнего действия, командно-штабных, разведывательно-дозорных, медицинских автомобилей.
Автомобили ВПК-3927 «Волк» предназначены для перевозки личного состава (от 8 до 18 человек), грузов, буксирования прицепов массой до 2,5 т. Максимальная скорость — 120 км/ч.
Они не имеют цельносварного корпуса, что является важным отличием от бронеавтомобиля «Тигр». Модульное исполнение семейства является основой в создании унифицированных транспортных платформ нового поколения.
Навесная броня обеспечивает круговую защиту экипажа от всех основных видов стрелкового оружия (даже при стрельбе бронебойной пулей из винтовки СВД) и осколков снарядов.
Одна из особенностей машины — возможность изменения дорожного просвета от 250 мм до 550 мм.
Совместная разработка российских и итальянских компаний, российская вариация итальянской бронемашины Iveco LMV M65.
Автомобиль предназначен для использования в качестве средства обеспечения подвижного личного состава и выполнения задач служебно-боевой деятельности разных родов войск и силовых структур. Также применяется в качестве транспортной базы легких систем вооружения, связи и военной техники.
Машина обладает высоким уровнем защиты от огня стрелкового оружия калибров 5,56 и 7,62 мм, импровизированных взрывных устройств и инженерных мин, а дополнительно установленные навесные модули пассивной брони способны обеспечить защиту от огня крупнокалиберных пулеметов.
‘ТАСС/Минобороны РФ’
Разработчик заявляет, что бронемашина может защитить экипаж от подрыва взрывного устройства мощностью 6 кг тротила под днищем или колесом. При этом развивает скорость до 130 км/ч и имеет запас хода 500 км.
По данным открытых источников, договоренность о лицензионном производстве «Рысей» в России была достигнута в 2011 году. В конце 2012 года замминистра обороны Юрий Борисов сообщил о контракте на сборку 358 бронеавтомобилей.
В начале 2013 года он заявил, что контракт будет выполнен, хотя уже стало известно о претензиях к этим бронемашинам. Тогда министр обороны генерал армии Сергей Шойгу потребовал сравнить «Рыси» с аналогичными машинами российской разработки, например «Тигром».
ГАЗ-3937 разработан изначально как высокомобильный колесный армейский автомобиль многоцелевого назначения. Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе с 1997 года. Впервые был представлен широкой публике на выставке «Средства спасения — 1994».
Автомобиль полностью бронированный, двухосный с колесной формулой 4 х 4, с несущим открытым корпусом модульного типа. Предназначен для перевозки личного состава, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог и местности, а также монтажа вооружения и военной техники.
«Водники» способны быстро перемещаться по дорогам и по непроходимой местности на расстояния до 1000 км без дополнительной заправки горючим, нести вооружение от легкого стрелкового до 120-мм миномета, транспортировать экипаж в 10 человек.
Благодаря быстроразъемному соединению возможна быстрая замена различных модулей на одном автомобиле даже в полевых условиях. Такая конструкция значительно увеличивает срок жизни боевой машины. На машинах семейства широко использованы отработанные узлы и агрегаты БТР-80.
Автомобиль имеет водоизмещающий корпус, что позволяет ему преодолевать водные преграды не только вброд, но и на плаву за счет колесного движителя. Он рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м.
Машины семейства «Водник» сочетают качества вездехода и скоростного маневренного автомобиля.
Бронированные автомобили российской разработки производятся для Минобороны РФ группой ГАЗ на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах (входит в Военно-промышленную компанию, ВПК). Они предназначены для разведки, охраны колонн, патрулирования и огневой поддержки пехоты.
«Тигр» — многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Предназначен для перевозки людей (до 10 человек) и различных грузов по дорогам и бездорожью. Независимая торсионная подвеска всех колес и мощный двигатель обеспечивают машине исключительную проходимость на бездорожье и скорость до 140 км/ч на шоссе. «Тигр» способен форсировать водные преграды глубиной до 1,2 м.
Автомобиль оборудован гидроусилителем рулевого управления. В боковых стенках «Тигра» имеются бойницы, в крыше — два люка, в салоне, кроме размещения экипажа, предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств. Бронированный вариант автомобиля тяжелее обычного на 700 кг.
На «Тигр» дополнительно могут быть установлены: кондиционер, аудиосистема, электростеклоподъемники, дополнительный отопитель, антиблокировочная система.
Существуют более 20 модификаций этого автомобиля, в том числе с боевыми модулями и противотанковыми системами.
В 2016 году стало известно, что на базе «Тигра» ведется разработка новой машины. «Она будет отвечать всем современным требованиям Минобороны. Облик также изменится. Задача стоит в первую очередь сохранить шасси, а внешний вид корпуса будет изменен», — сказал директор департамента проектирования продуктов Военно-инженерного центра (входит в ВПК) Вячеслав Ершов.
Бронированный автомобиль «Скорпион», вмещающий восемь человек, является многоцелевым. Он может использоваться как для транспортировки личного состава и эвакуации раненых, так и для доставки грузов, ведения разведки, проведения спецопераций, буксировки вооружения и т. д.
Машина с 166-сильным «дизелем» выполнена по колесной формуле 4 х 4 со всеми ведущими колесами, имеет полностью независимую подвеску и способна передвигаться по любому типу покрытий, демонстрируя высокую скорость (до 130 км/ч) и маневренность.
На «Скорпионы» можно устанавливать различное вооружение, включая пулеметы «Корд», КПВТ, гранатомет «Пламя». Машина оборудована защитой шестого класса от стрелкового оружия (АКМ, СВД). Также имеет днище V-образной формы, выдерживает подрыв на минах и фугасах до 6 кг в тротиловом эквиваленте.
Автомобиль КамАЗ-6350 «Мустанг» используется для транспортировки личного состава, а также сопутствующих грузов и буксировки крупных прицепов практически по всем типам местности.
Температурный интервал, в котором можно эксплуатировать КамАЗ-6350, варьируется от –45 и до +40 °С включительно. Колесная формула 8 х 8 делает его практически незаменимым для несения военной службы. Машина способна работать при любых условиях, при этом практически полностью исключены отказы и перебои.
Основные отличия машины — увеличенная грузоподъемность, а также довольно большая длина рамы транспортного средства. Все направлено на обеспечение возможности установки дополнительных модулей и других специализированных надстроек.
На базовом шасси машины монтируются многие спецнадстройки для армии: кузов-контейнер, автомобильные кухни-столовые, опытный образец ЗРПК 96К6 «Панцирь-С1» и т. д.
Боевой автомобиль создан на базе внедорожника УАЗ. По классификации НАТО относится к классу легких штурмовых автомобилей.
На усиленной раме, размещенной внутри салона, предусмотрена установка на турели пулеметов калибра 7,62 и 12,7 мм и автоматического гранатомета калибра 30 мм.
Армейский внедорожник оснащен 2,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 203 л. с. (150 кВт). Весит автомобиль 1,8 т, развивает скорость до 180 км/ч, имеет запас хода 500 км, грузоподъемность машины — 1 т.
Роман Азанов
tass.ru
URO VAMTAC — колёсный полноприводный внедорожник вооружённых сил Испании. Производится фирмой UROVESA – URO Vehículos Especiales S.A. Автомобильная компания UROVESA сосредоточена на проектирование и изготовлениие многоцелевых внедорожников для военного и гражданского применения, таких как VAMTAC и TRUCK M3.
В испанские войска поставлено около 1200 URO VAMTAC, причем 60% — модели S3. Кроме того, машина используется полицейскими подразделениями. Машины были в составе испанского миротворческого контингента в Афганистане, Конго и Ливане. Имеют также экспортный успех.
Тигр — российский многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-вседорожник. Производится на Арзамасском машиностроительном заводе с двигателями ЯМЗ-5347-10, Cummins B-205. Некоторые ранние образцы оснащались двигателями ГАЗ-562 (лицензионный Steyr), Cummins B-180 и B-215.
Автомобиль предназначен для перевозки людей и различных грузов по дорогам и бездорожью. Представляет собой шасси рамной конструкции, несущее на себе основную часть агрегатов и кузов. Кузов автомобиля цельнометаллический однообъёмный пятидверный с грузовым отсеком, рассчитан на перевозку четырёх человек и до 1500 кг груза (бронированный трёхдверный однообъёмный, рассчитан на перевозку 6—9 человек и 1200 кг груза — для армейского и полицейских вариантов машины). Грузовое отделение отделено от пассажирского перегородкой, оборудовано сиденьями, на которых можно дополнительно разместить 2—4 человека.
Легкий бронированный автомобиль, по сути, представляет собой грузовик Iveco 40.10 (с дизельным двигателем мощностью 100 л.с.) 4×4, защищенный листами броневой стали толщиной 6 мм, что дает экипажу полную защиту от огня стрелкового оружия. Крыша и днище машины также имеют защиту в виде листов броневой стали толщиной от 2 до 3 мм.
Все окна и приборы наблюдения имеют пуленепробиваемые стекла толщиной 38 мм, которые обеспечивают такой же уровень защиты, как и бронированный корпус.
На Пекинском автосалоне совместное предприятие Beijing Benz-Daimler Corporation представило один из первых серийных образцов внедорожника BJ2022. Полноприводный автомобиль, который поступит на вооружение китайской армии, комплектуется 3,2-литровым турбодизелем мощностью 136 л.с. и может нести до 750 кг груза. BJ2022 форсирует водные преграды глубиной до 60 см, а его колесная база составляет 2794 мм – столько же, сколько у Jeep Grand Cherokee.
Разработка «Храброго воина» велась с 2002 года. В вооруженных силах Китая он заменит предыдущую модель BJ2020, созданную на базе легендарного российского УАЗ-469.
Создан австрийской компанией Steyr-Daimler-Puch, по заказу швейцарской армии. Основой конструкции стал вездеход Haflinger, который был разработан коллективом инженеров под руководством Ганса Ледвинки. За работу по созданию взялись в 1968 году, 17 мая 1971-го первые серийные экземпляры были построены на заводе Steyr-Daimler-Puch (SDP) в городе Грац (Австрия). Трёхосная версия была освоена заводом в 1972 г. По состоянию на 2009 год находится в производстве, их собирают в Великобритании. Автомобиль сертифицирован по нормам Евро III.
Машина может преодолевать песчаное и болотистое бездорожье, показывает хорошую проходимость в горной местности.
Toyota Land Cruiser — внедорожник, выпускаемый японской компанией Toyota Motor Corporation с 1951 года. Land Cruiser выпускается дольше всех других автомобилей Toyota.
Производство первого поколения Land Cruiser началось в 1951 году, автомобиль представлял подобие гражданского джипа. Land Cruiser производился как кабриолет, хардтоп, универсал и грузовик. Надежность и долговечность автомобиля привела к его огромной популярности, особенно в Австралии, благодаря несущей раме и приводу на все четыре колеса. Toyota тестирует Land Cruiser в австралийской глубинке, считая, что это одно из самых сложных условий эксплуатации, благодаря местному рельефу и температуре.
УАЗ-469 — советский грузо-пассажирский автомобиль повышенной проходимости (внедорожник), выпускавшийся на Ульяновском автомобильном заводе.
Основной командирский автомобиль в Советской Армии, а также в странах Варшавского договора, начиная с середины 1970-х, сменивший в этом качестве предшественника ГАЗ-69. Серийный выпуск моделей УАЗ-469 и УАЗ-469Б начат в декабре 1972 года, до этого начиная с 1964 года было произведено несколько опытно-промышленных серий. В 1985 году начат выпуск модернизированной модели УАЗ-3151 с нормализованным отраслевым индексом. Её выпуск в 2003 году был ограничен только редукторной и экспортными версиями в связи с переходом на модернизированную модель УАЗ-315195 «Хантер» для внутреннего рынка.
Серийный УАЗ-469 установил мировой рекорд по вместимости легкового автомобиля. Внутри автомобиля разместилось 32 человека. Общий вес пассажиров вместе с водителем составил 1900 кг. УАЗ-469 с полной загрузкой проехал 10 метров, как этого требуют условия установления мирового рекорда. Рекорд был зарегистрирован 2 июня 2010 года Международным агентством рекордов и достижений.
Mercedes-Benz G-класс — серия полноразмерных внедорожников (автомобилей повышенной проходимости), производимых в Австрии фирмой Magna Steyr и продаваемых под торговой маркой Mercedes-Benz. Выпускается с 1979 года по настоящее время. G-класс был разработан в качестве военного транспортного средства по предложению иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, в то время являвшегося акционером компании Mercedes-Benz. Гражданская версия автомобиля была представлена в 1979 году.
Полиция, подразделения государственной безопасности, военные и правительственные учреждения Российской Федерации используют внедорожники G-класса. В распоряжении команды сопровождения президента и премьер-министра находятся чёрный G500 и G55 AMG.
Land Rover Defender — внедорожник, производившийся британской компанией Land Rover с 30 апреля 1948 года до 29 января 2016 года. В самом начале своей истории назывался просто Land Rover Series I, II, III, с указанием колёсной базы в дюймах (88,109). В 1983 из названия ушла приставка Series, в место этого модель стала именоваться Land Rover с указанием колёсной базы. (90/110/130). В 1990 г. в связи с появлением модели Discovery, автомобиль получил название Defender.
Land Rover первой серии был принят на вооружение чуть ли не сразу после начала производства в 1948 году. Так же охотно военные закупали модели следующих серий – второй и третьей. От гражданских они отличались не очень сильно: колеса с 16-дюймовыми дисками, усиленные бамперы, экранированное и влагозащищенное электрооборудование, масляный радиатор (начиная со второй серии, 1958 год) и 24-вольтовое электрооборудование. Последнее, к слову, устанавливалось далеко не на всех машинах. Land Rover нередко вооружали безоткатными орудиями, которые в 70-х годах постепенно заменяли ПТУРами.
Многочисленные кузовные фирмы использовали шасси удачного внедорожника в качестве основы для полицейских броневиков, пожарных, санитарных и прочих специальных машин. Самой известной из них стала Pink Panther («Розовая пантера»), созданная на базе модели с базой в 109 дюймов (2,77 м) в 1968 году.
HMMWV или Humvee — американский армейский вседорожник, стоящий на вооружении в основном у ВС США, а также вооружённых сил, полицейских и иных служб некоторых других стран. Автомобиль обладает высокой проходимостью, пригоден к транспортировке по воздуху и десантированию парашютным способом.
Со времени принятия на вооружение вооруженными силами США в 1980-х на базе Humvee были созданы: основной военный автомобиль, легкий грузовик, автомобиль скорой помощи, мобильные РЛС и ЗРК, инженерные и бронированные машины и т. д. – всего более 20 модификаций.
Первоначально HMMWV рассматривался в качестве средства доставки пехоты к линии фронта, но не как боевая машина. Подобно предшествующим джипам, основная модель HMMWV не имела бронирования или защиты против ядерного, биологического и химического оружия. Тем не менее, потери были относительно низкими в традиционных операциях, таких как «Буря в пустыне». Машины и экипажи понесли значительные потери и ущерб вследствие городских стычек в боях за Могадишо. Хотя HMMWV никогда не создавался для обеспечения защиты против пуль от стрелкового оружия, более разрушительного пулеметного огня и реактивных гранат, живучесть шасси позволяла основной части экипажей возвращаться невредимыми.
Источник: Military Today USA
Комментарии:
pooha.net
Статья подготовлена на основе материалов, предоставленных корпорацией «Защита». Принятие на снабжение Российской армии новых семейств автомобилей типа 4×4, 6×6 и 8×8 — «Уральских» «Мотовозов» и КамАЗ-овских «Мустангов» — отнюдь не решило вопроса о новом легком автомобиле повышенной проходимости для замены старых добрых УАЗов.
Между тем такой автомобиль — и в качестве транспортного, и в качестве высокомобильной авиатранспортабельной платформы для установки специального оборудования и некоторых образцов вооружения — насущно необходим современным вооруженным силам, да и другим силовым ведомствам государства. С другой стороны, локальные военные конфликты, контртеррористические и миротворческие операции возродили интерес к такому типу боевых машин, как легкий бронеавтомобиль на полноприводном шасси повышенной проходимости.
Начиная с 1980-х гг. наблюдается процесс возвращения бронеавтомобилей в вооруженные силы различных государств в качестве патрульных и разведывательных машин, легких бронетранспортеров, санитарно-эвакуационных машин, носителей или тягачей вооружения. Особенно вырос интерес к ним по опыту военных конфликтов первого десятилетия XXI века. В ведущих странах открыли программы создания многоцелевых войсковых небронированных и бронированных автомобилей «легкой» и «средней» категории (например, американская программа JLTV, германская AMPV).
В России за последние годы представлен ряд машин колесной формулы 4×4, призванных заполнить указанные «ниши». Некоторые из них прошли определенные этапы испытаний в Вооруженных Силах. Среди них «легкий штурмовой автомобиль» ЛША и «легкий штурмовой автомобиль, бронированный» ЛША-Б, разработанные и представленные корпорацией «Защита» (известной ранее работами по бронированию специальных автомобилей). Рассмотрим подробнее эти машины как один из интересных примеров решения упомянутых задач. Тем более — на фоне планов закупки для отечественных Вооруженных Сил машин, базирующихся целиком на зарубежных шасси.
Лёгкий «штурмовой»
Определение «легкий штурмовой автомобиль» — практически дословный перевод англоязычного Light Strike Vehicle (LSV). Именно к «штурмовым» (или «ударным», как можно перевести «strike») относят ряд военных автомобилей «легкого» и «среднего» класса нового поколения. Дело, видимо, не только в «эффектности» и броскости подобных определений. В кругу задач, решаемых многоцелевыми автомобилями повышенной проходимости, заметно усилилась «боевая» составляющая, задачи боевого обеспечения.
Автомобиль ЛША («Скорпион-2М») со съемным тентом и бортовыми креплениями
Появление ЛША связано именно с зарубежным опытом. В 2007 г. корпорация «Защита» приняла участие в конкурсе нелегкий бронированный многоцелевой автомобиль для вооруженных сил Республики Индия. Был представлен бронированный вариант существенно переделанного автомобиля УАЗ «Барс» с трехдверным кузовом, установкой дизельного двигателя и «правым рулем» — в соответствии с требованиями заказчика. На завершающем этапе конкурса определилось также требование независимой подвески колес автомобиля, что вызвало дальнейшие изменения конструкции. Наконец, в 2009 г. индийские военные заявили о потребности в «легком штурмовом» (ударном) автомобиле. Это побудило корпорацию «Защита» заняться разработкой собственного шасси.
Прототип нового автомобиля был готов к августу 2010 г. Индийский заказ корпорация не получила, но «легкий штурмовой автомобиль» (ЛША) заинтересовал представителей ГАБТУ Минобороны РФ. В сентябре 2010 г. первые образцы передали для опытной эксплуатации в войсках. Всего с осени 2010 г. по лето 2011 г. опытную эксплуатацию (в том числе на базе 45-го отдельного полка специального назначения ВДВ и 56-й отдельной десантно-штурмовой бригады) прошли десять обычных и два бронированных автомобиля.
Параллельно шли лабораторные испытания на базе Научно-исследовательского испытательного центра исследований и перспектив развития автомобильной техники 3-го ЦНИИ МО РФ (бывшего 21-го Испытательного НИИ Минобороны) в подмосковных Бронницах. По опыту этих испытаний были уточнены тактико-технические требования к автомобилям, проведена существенная доработка их конструкции, и в сентябре 2011 г. фактически сложился нынешний облик ЛША и ЛША-Б. У этих машин есть и коммерческие обозначения — «Скорпион-2М» и «Скорпион-Б» соответственно.
Панель управления с вмонтированным телеметрическим бортовым вычислителем ТБВ-М1
ЛША несколько «выбивается» из привычного ряда внедорожников своей грузоподъемностью. При достаточно ограниченных габаритах и снаряженной массе (вместе с водителем) 2400 кг его грузоподъемность доведена до 1000 кг. В сочетании с удачно скомпонованной кабиной это позволяет легкому автомобилю перевозить восемь (включая водителя) полностью экипированных бойцов, практически — одно мотострелковое отделение или группу, если речь идет о спецподразделениях.
Плоский пол кабины, откидные съемные сиденья и широкие задние двери облегчают использование ЛША для перевозки раненых на носилках, транспортировки тяжелого вооружения (например, 82-мм миномета с расчетом и боекомплектом), габаритных грузов, а также приспособление автомобиля для монтажа специального оборудования, комплекса радиоаппаратуры и т.п. Возможна установка автоматического вооружения, ПТРК, ПЗРК.
Как уже отмечалось, для нового автомобиля не бралось готовое отечественное или зарубежное шасси — оно создавалось заново с использованием готовых или доработанных агрегатов. С точки зрения «локализации» поставок, в настоящее время шасси — «смешанное». Скажем, дизельный двигатель «Андориа» — польского производства (двигатели моторостроительного завода «Андориа» в г. Андрюхов вообще широко поставляются в Россию), 5-сту-пенчатая коробка передач — корейской фирмы «Даймос» (аналогичная коробка стоит на УАЗ-3159 «Барс» Ульяновского автозавода; легкий вездеходный «Скорпион-1», представленный корпорацией «Защита», выполнен на основе УАЗ-3159), раздаточная коробка аналогична устанавливаемой на ГАЗ-66, шины — широко распространенной марки «Купер Дискавер» STT, главная передача, узлы подвески — собственной разработки, гидравлика — отечественных поставщиков и т.д.
Автомобиль ЛША с жестким кузовом и бортовыми грузовыми полками
Впрочем, корпорация «Защита» заявила о возможности (при получении серийного заказа) практически полного перевода ЛША на комплектующие отечественного производства, включая организацию лицензионного производства двигателей. Базой для непосредственного выпуска автомобилей может стать действующее предприятие корпорации в подмосковном Фрязино.
Шасси автомобиля — рамной конструкции, с мощным рядным 4-цилиндровым дизельным двигателем с турбонаддувом, подключаемым полным приводом с межколесными блокировками, независимой подвеской всех четырех колес. Необходимость обеспечить высокую подвижность как небронированной, так и бронированной машине требовала двигателя мощностью не менее 100 кВт (136 л.с). Специалисты «Защиты» совместно со специалистами «Андориа» провели соответствующие доработки польского дизеля, и сейчас ЛША и ЛША-Б представлены с двигателем «Андориа» 0501ADCR такой мощности.
Трансмиссия — механическая, с 5-ступенча-той коробкой передач, синхронизированной на всех прямых передачах, и двухступенчатой раздаточной коробкой с отключаемым приводом передних колес. Два топливных бака размещены по бортам вдоль лонжеронов рамы. Подвеска всех колес — независимая, пружинная, на сдвоенных поперечных рычагах, с винтовыми цилиндрическими пружинами и телескопическими гидроамортизаторами двухстороннего действия на всех колесах. Тормоза на всех колесах — дисковые с антиблокировочной системой. Ширина колеи приближена к армейским грузовикам, что не только увеличивает вместимость и поперечную устойчивость машины, но и облегчает движение в колонне по плохим дорогам.
Набор органов управления и приборов обеспечивает управление машиной водителем квалификации ниже средней, т.е. обычным солдатом-срочником. Имеются гидроусилитель руля, гидравлический привод и вакуумный усилитель тормозной системы. Легкий доступ к агрегатам моторного отсека и трансмиссии облегчает обслуживание и ремонт в полевых условиях. Представлен вариант ЛША («Скорпион-2М») с двигательной установкой в «арктическом» исполнении — с подогревателем.
Легкий штурмовой автомобиль бронированный ЛША-Б
Многоцелевому назначению способствует модульная конструкция корпуса, составленного из заменяемых штампованных панелей. Производитель может собирать автомобиль в варианте с жесткой кабиной и тентом, с жесткой кабиной и жестким верхом (с круглым верхним люком, допускающим установку вооружения), с открытым кузовом и жестким каркасом безопасности. Заменяемые съемные панели облегчают и ремонт машины. На кузове предусмотрены приспособления для крепления маскировочной сетки и другого маскировочного материала.
Набор приспособлений вполне типичен для современного внедорожника, предназначенного не для гонок по пляжу, а для эксплуатации в экстремальных условиях, — рама для запасного колеса, лебедка для самовытаскивания, усиленные бамперы, передний и задний буксирные крюки, крепления для установки багажного отделения на крыше жесткого корпуса, грузовых полок по бортам кузова и т.п.
Лёгкий бронированный
Бронированный ЛША-Б действительно относится к разряду «легких». Достаточно сравнить его полную массу (4,5 т), скажем, с отечественными ВПК-3927 «Волк» (7,5-11,5 т), ВПК-233114 «Тигр-М» (7,8 т), ВПК-3924 «Медведь» (12 т), КАМАЗ-43269 «Выстрел» (10,5 т), южноафриканскими «Мамба» Мк II (6,8 т) и RG-31 «Ньяла» (8,4 т), польским «Тур» (6,2 т). Любопытно, что еще накануне Второй мировой войны к «легким» относились бронеавтомобили массой до 7 т. По вместимости ЛША-Б превосходит таких представителей бронеавтомобилей «легкой» категории, как, например, британский трехместный S52 «Шорлэнд» (4,4 т), и близок германскому LAPV «Енок» (5,4 т).
Установка 7,62-мм пулемета ПКМ на бронированной турели автомобиля ЛША-Б
ЛША-Б выполнен на шасси ЛША. Для увеличения его подвижности в перспективе возможно использование дизельного двигателя мощностью 115 кВт (156 л.с). Рама усилена и дополнена кронштейнами для крепления бронекорпуса (защитной капсулы) и топливных баков, подвеска усилена. Современные «бронеавтомобили» в значительной части своей отличаются от предшественников локализацией бронирования. Вот и в ЛША-Б забронировано только «обитаемое отделение». Задача такого «капсюльного» бронирования — не превратить машину в «колесный легкий танк», а увеличить шансы экипажа и десанта на выживание в случае обстрела или подрыва, не сокращая подвижность автомобиля-внедорожника.
Бронекорпус сварен из броневой стали, сварные швы снаружи усилены накладками, а окна выполнены из броневого стекла. В соответствии с тактико-техническими требованиями, бронекорпус и бронестекла обеспечивают круговую защиту по 5-му классу по ГОСТ Р 50963-96 («Защита броневая специальных автомобилей»). Точнее, лобовая, кормовая и бортовые проекции защищены от попадания по нормали пуль ПС автоматного 7,62-мм патрона с термоупрочненным стальным сердечником (автомат АКМ) и пуль ЛПС снайперского 7,62-мм винтовочного патрона (винтовка СВД) с нетермоупрочненным стальным сердечником при обстреле с дальности 5-10 м; крыша, соответствующая 3-му классу по тому же ГОСТ, защищает от тех же пуль при попадании их под углом к нормали 45° и больше. Кроме механических свойств собственно брони, защищенность обеспечивается и разнесенной конструкцией корпуса.
Протектированные взрывобезопасные топливные баки вынесены за пределы бронекорпуса и установлены на раму по бортам. Ячеистый наполнитель уменьшает опасность детонации паров топлива; самозатягивающееся покрытие препятствует вытеканию топлива при повреждениях (например, в случае попадания мелкого осколка или малокалиберной пули). Силовая установка и агрегаты трансмиссии не бронированы, но колеса выполнены боестойкими за счет пластиковых жестких вставок — ограничителей деформации шины, позволяющих при поврежденной шине продолжить движение с уменьшенной скоростью.
Предусмотрена возможность усиления бронирования корпуса до класса 6а — наивысшего класса противопульного бронирования по ГОСТ Р 50963-96, предполагающего защиту от бронебойной пули Б-32 7,62-мм винтовочного патрона, выпущенной из винтовки СВД с дистанции 5-10 м. Это достигается навешиванием дополнительных блоков из керамической брони: для них предусмотрены крепления на бронелистах корпуса.
Рабочее место водителя ЛША-Б
К особенностям исполнения бронекорпуса стоит отнести сочетание бронезащиты с хорошим обзором для водителя (практически на уровне обычного автомобиля), V-образную форму нижней части и стремление соблюсти требования эргономики. Для быстрой посадки-высадки служат три сравнительно большие двери, откидываемые на петлях. В стыках дверей выполнены «пулеулавливатели» или уплотнения типа лабиринт, причем защита стыков заранее предусмотрена по классу 6а. Двери и откидная крышка верхнего люка снабжены автоматически срабатывающими фиксаторами, удерживающими их в открытом положении при наклоне корпуса машины.
Необходимость обеспечить достаточное пространство для работы водителя и разместить (в соответствии с требованиями заказчика) фильтровентиляционную установку для защиты от ОМП заставила сдвинуть левый (по ходу) ряд сидений десантников назад, а правый ряд — вперед. Но в результате взаимное смещение рядов сидений позволяет десантникам не упираться друг в друга коленями. Обитаемый объем постарались освободить от выступающих внутрь деталей, создающих опасность для бойцов.
Вид на десантное отделение ЛША-Б. Справа от двери смонтирована ФВУ
Сиденья десанта и бортовая амбразура. Заслонка амбразуры откидывается внутрь
Одна из наиболее актуальных проблем современных военных транспортных средств — противоминная защита. В ЛША-Б для ее обеспечения принят ряд конструктивных мер: уже упомянутая V-образная форма нижней части корпуса, многослойная структура днища, крепление сидений экипажа и десанта к бортам машины с использованием деформируемых деталей, поглощающих часть энергии взрыва, ремни безопасности на всех сиденьях, многоточечные замки бронедверей. Испытания подрывом показали, что машина может обеспечить выживание экипажа и десанта при подрыве под серединой корпуса заряда, эквивалентного 600 г тротила; до 2 кг в тротиловом эквиваленте — под задним колесом и до 4 кг — под передним колесом.
Испытания обстрелом подтвердили, что защитная капсула ЛША-Б обеспечивает защиту по 5-му классу
ЛША-Б также может приспосабливаться для размещения различных грузов, раненых на носилках, монтажа вооружения и специального оборудования. Окна снабжены свертываемыми занавесками для светомаскировки, внешние световые приборы оснащены светомаскировочными устройствами.
В бортах корпуса и кормовой двери выполнены амбразуры с откидными бронезаслонками, предназначенные для ведения огня из индивидуального оружия, и небольшие окна для бойцов десанта. Верхний круглый люк с откидываемой назад крышкой служит не только для спешной эвакуации или обзора местности. Над ним может монтироваться бронированная турель, рассчитанная на установку, например, 7,62-мм пулемета ПКМ, 12,7-мм пулемета «Корд» или 30-мм автоматического гранатомета АГ-17. Для удобства работы стрелка служит убираемая подставка (в сложенном виде она убрана под сиденья, чтобы не мешать сидящим в корпусе бойцам). В крыше корпуса выполнен также и небольшой вентиляционный люк.
Машина представлена с такими элементами оборудования, как видеокамера заднего обзора и кондиционер. Предусмотрена установка информационно-управляющей системы и терминала спутниковой навигационной системы.
Автомобиль ЛША-Б после испытаний подрывом. 2012 г.
Немаловажным показателем боевой бронированной машины является ее авиатранспортабельность. Соответствующих испытаний ЛША-Б пока не проводилось, но примечательно появление на его крыше четырех мощных петель, позволяющих перевозить автомобиль на внешней подвеске десантно-транспортного вертолета (хотя для наших Вооруженных Сил это не слишком характерно).
Весной 2012 г. автомобили ЛША и ЛША-Б переданы для проведения приемо-сдаточных испытаний на базе Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники 3-го ЦНИИ МО с расчетом на выход на государственные испытания в сентябре.
/Семен Федосеев, topwar.ru/
army-news.ru