Наименование, параметр характеристики |
Марка трактора |
|||
Т-16 |
Т-16М |
Т-16МГ |
||
Общие данные |
||||
Тип шасси |
Самоходные, универсальные |
|||
Габаритные размеры, мм |
длина |
3820 |
3700 |
3700 |
ширина при наименьшей колее |
1550 |
1550 |
1550 |
|
ширина при наибольшей колее |
2000 |
2000 |
2035 |
|
высота |
2600 |
2500 |
2500 |
|
База, мм |
2500 |
2500 |
2500 |
|
Колея, мм |
ведущих колес |
1264, 1358, 1563, 1750 |
||
направляющих колес |
1280, 1410, 1540, 1800 |
|||
Дорожный просвет, мм |
560 |
|||
Масса шасси с жестким каркасом (без грузовой платформы) эксплуатационная, кг |
1250 |
1810 |
1795 |
|
Расчетные скорости движения, км/ч |
на первой передаче |
3,72 |
5,51 |
5,51 |
на шестой передаче |
19,6 |
23,17 |
23,17 |
|
Расчетные тяговые усилия, кН |
на первой передаче |
8,20 |
6,91 |
6,91 |
на шестой передаче |
1,00 |
3,41 |
3,41 |
|
Характеристика двигателя Д-16 |
||||
Марка |
Д-16 |
Д-21А1 |
Д-21А1 |
|
Номинальная мощность, кВт |
13,4 |
18,4 |
18,4 |
|
Номинальная частота вращения коленчатого вала, кВт |
1750 |
1800 |
1800 |
|
Диаметр цилиндра, мм |
95 |
105 |
105 |
|
Ход поршня, мм |
|
120 |
120 |
|
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/кВт*ч |
272 |
253 |
253 |
|
Система охлаждения |
воздушная |
|||
Система смазки |
комбинированная |
|||
Система пуска |
электростартер |
|||
Трансмиссия |
||||
Сцепление |
Сухое, фрикционное, однодисковое, постоянно замкнутое |
|||
Коробка передач |
Механическая, четырехходовая с поперечным размещением валов, с прямозубыми шестернями |
|||
Главная передача |
Цилиндрическая, прямозубая |
|||
Дифференциал |
Конический, двухсателлитный |
|||
Техническая характеристика трактора Т-16 — Ходовая часть |
||||
Размер шин колес, дюймы |
передних |
6.00-16 |
6.00-16 |
6.50-16 |
задних |
8.00-32 |
9.50-32 |
9.50-32 |
|
Давление воздуха в шинах, МПа |
передних |
0,23-0,25 |
0,14-0,34 |
0,14-0,31 |
задних |
0,11-0,12 |
0,10-0,20 |
0,10-0,20 |
|
Системы управления |
||||
Тормозы |
Ленточные, сухие, простого действия, с механическим приводом |
|||
Управление тормозами |
Двумя педалями |
|||
Рулевое управление |
Механическое |
Гидрообъемные |
||
Характеристика Т-16 — Электрооборудование |
||||
Генератор |
Г-80, постоянного тока |
136.3701, переменного тока |
466.3701, переменного тока |
|
Аккумуляторная батарея |
6СТ-68ЭМ |
3СТ-150 (2 шт.) |
3СТ-155 (2 шт.) |
|
Стартер |
СТ-204 |
СТ-222 |
СТ-222А |
|
Реле-регулятор |
РР-81 |
— |
— |
|
Рабочее и дополнительное оборудование |
||||
Гидравлическая система |
насос |
НШ-10 |
НШ-10Е-Л-3 |
А-25х3 |
рабочее давление, МПа |
10 |
10 |
10 |
|
распределитель |
Золотниковый (2 шт.) |
|||
силовой цилиндр |
Двухстороннего действия (2 шт.) |
|||
Частота вращения основного ВОМ, мин-1 |
533 |
540 |
540 |
|
Дополнительный ВОМ (синхронный) |
Привод от вала левого ведущего колеса и от вторичного вала коробки передач |
|||
Количество грузов (на передний мост) |
2 |
2 |
2 |
|
Масса грузов, кг. |
2х20 |
2х20 |
2х20 |
|
Приводной шкив |
привод |
От хвостовика полунезависимого ВОМ в зоне рамы |
||
частота вращения, мин^-1 |
985 |
540 |
540 |
www.traktor-t-16.ru
Это легендарная модель, которая имеет особую конструкцию. У нее мотор расположен позади, под кабиной, благодаря этому значительно улучшается сцепление ведущих колес с поверхностью. Спереди установлен небольшой «багажник». Из-за своего необычного внешнего вида в народе трактор Т-16 окрестили «попрошайкой», поскольку при взгляде спереди его корпус напоминает вытянутую ладонь.
Трактор Т-16
Трактор Т-16 владимирец является модернизацией своего предшественника Т-14. Он был оснащен более мощным двигателем, широкопрофильными колесами и универсальной гидравлической системой. Его производство началось в 1961, а закончилось в 1968 году. За этот короткий промежуток временно было выпущено более 600 000 экземпляров данной техники.
Большинство навесного оборудования можно устанавливать спереди, благодаря чему облегчается контроль над его работой и управлением.
Спрос на Т-16 объясняется простотой их конструкции, экономичностью и широкими эксплуатационными возможностями. В основном, данный трактор приобретался для потребностей сельского хозяйства.
Вскоре, взамен трактора Т-16 начались разработки более мощной модели Т-16М. На ней был установлен мотор с мощностью в 25 лошадиных сил, который позволил увеличить наибольшую скорость до 23,2 км/ч. Благодаря ходоуменьшителю минимальная скорость работы теперь составляет 1,6 км/ч. Благодаря этому происходит более качественная обработка земли. Из-за установки более мощного мотора, Т-16М стал весить 1810 кг.
Трактор Т-16МГ
В 1986 году начался выпуск трактора Т-16МГ. Улучшилась комфортабельность проведения работ. Несмотря на то, что двигатель остался тот же, увеличилась максимальная транспортировочная скорость до 40 км/ч.
На модификацию Т-16МГ установлено 3 вала отбора мощности (1 независимый и 2 синхронных), которые позволили увеличить производительность этой машины.
На переднюю платформу «попрошайки» Т-16 МГ был установлен самосвальный механизм. Вследствие этого, модель начала пользоваться спросом среди транспортных и строительных компаний.
Все модификации Т-16 разрабатывались на основе базовой модели. Ее габаритные размеры составляют 3820×2000×2600 мм. Отклонения у остального модельного ряда от этих показателей не велико. Т-16 весит 1685 кг. Высота от моста до земли составляет 58 см.
Трактор Т-16М
Сравнительные технические характеристики тракторов Т-16 представлены ниже в виде таблицы.
Модель | Т-16 | Т-16М | Т-16МГ |
Двигатель | Д-16 | Д-21А1 | Д-21А1 |
Мощность, кВт (л.с.) | 13,4 (16) | 18,4 (22) | 18,4 (22) |
Номинальная частота вращения коленчатого вала, кВт | 1750 | 1800 | 1800 |
Расход топлива, г/кВт*ч | 274 | 253 | 253 |
Габариты, мм (длина х ширина х высота) | 3820 х 2000 х 2600 | 3700 х 2000 х 2500 | 3700 х 2035 х 2500 |
База, мм | 2500 | 2500 | 2500 |
Дорожный просвет, мм | 560 | 560 | 560 |
Размер шин колес, дюймы (передних, задних) | 6.00-16 (8.00-32) | 6.00-16 (9.50-32) | 6.50-16 (9.50-32) |
Масса, кг | 1685 | 1810 | 1795 |
Базовые тракторы Т-16 были оборудованы четырехтактным мотором с мощностью 16 л.с., более поздние модели были оборудованы двигателем Д-21А1 с 22 лошадиными силами. Этого мотора хватает для приведения в действие не только трактора Т-16, но и навесного оборудования, которое может весить до 150 кг.
Схема двигателя Д21А1
Оба мотора имеют воздушное охлаждение. На головках и боковых сторонах цилиндров расположены ребра, которые обеспечивают их охлаждение. Можно регулировать скорость воздушного потока при помощи поворотного диска в соответствующем канале.
На минитракторе Т-16 установлена механическая коробка передач. На первых моделях было четыре положения для езды вперед, на последующих модификациях их количество было увеличено до 7.
Валы коробки передач находятся под прямым углом по отношению к продольной оси. Благодаря этому удалось уменьшить размеры трансмиссии и машины в целом.
Схема сцепления трактора Т-16
Сцепление включает в себя два однодисковых узла, которые предназначаются для передачи момента вращения на коробку передач и регулировку работы ВОМ. Ведущий мост – задний.
Кабина не является козырем «Попрошайки». Она со всех сторон застеклена. Кондиционер и вентилятор в этих машинах не предусмотрен. Высота сиденья не регулируется, и приборная панель выполнена в минималистическом стиле.
Большинство навесок минитрактора Т-16 устанавливается впереди на трубчатый подрамник. Завод производитель предлагает большой комплект навесного оборудования, который поможет в проведении сельскохозяйственных работ.
Трактор Т-16 и сейчас можно встретить в сельской местности. Его популярность обуславливается несколькими факторами:
Однако, многими владельцами отмечается тот факт, что с каждым годом все сложнее и сложнее найти запчасти к трактору Т-16, поскольку они уже давно не производятся. Поэтому, легче поддерживать технику в рабочем состоянии, и проводить периодическое обслуживание, чем искать запчасти при выходе из строя.
«Попрошайка» является очень простым трактором в плане ежедневного и периодического обслуживания. Перед каждым выездом следует проверять и при необходимости доливать топливо, охлаждающую жидкость и масло, проверять работоспособность тормозной и рулевой системы, заряд аккумулятора.
Трактор Т-16 отличается простотой конструкции и проведения ремонтных работ.
Если двигатель не заводится:
Слишком комфортным попрошайку назвать нельзя в силу того, что кабина находится прямо над трансмиссией, и при небольшом весе его очень трясет во время езды. Однако, если идет сильная вибрация, то это является признаком неисправности:
Обзор вспашки трактором Т-16 с двухконтурным плугом
Обзор управление куном на тракторе Т-16
Обзор скашивания сена на тракторе Т-16
Обзор трактора Т-16 с передней лебедкой
Ниже собрано несколько мнений о тракторе Т-16 с тематических форумов.
Игорь:
«Об этой технике справедливей всего будет сказать, что качество полностью соответствует технике. За бюджетную стоимость понимаешь, что и технические характеристики будут соответствующие. Работать на ней можно, но необходимо провести ряд доработок. Одной из них является герметизация кабины, поскольку у меня она текла со всех сторон. Удобно работать с передней навеской, поскольку не приходиться постоянно оборачиваться назад для контроля хода навесного оборудования.»
proogorod.com
В малом строительстве, сельском и коммунальном хозяйстве не обойтись без спецтехники высокой проходимости. Колёсный трактор Т-16 на базе самоходного шасси с передним расположением платформы – продукция Харьковского тракторного завода, одна из самых удачных разработок советского машиностроения с высокими рабочими характеристиками. Универсальная машина отлично подходит для небольших хозяйств и способна заменить собой целый ряд техники.
Базовая модель Т-16 выпускалась без кабины и была укомплектована дизельным двигателем мощностью 16 л. с., имела показатель максимальной скорости 17 км/ч. Более поздние версии отличаются усовершенствованными характеристиками основных узлов и силового агрегата.
Модификация Т-16М получила дизельный двигатель мощностью 25 л. с. с номинальной частотой вращения коленчатого вала1800 об/мин. Расширенный диапазон скоростей от 1,6 до 23 км/ч позволяет привлекать машину для выполнения многих видов работы, в первую очередь, в сельском хозяйстве. Т-16М комплектуется каркасной тентовой кабиной со съёмными дверцами и боковинами.
Трактор Т-16М
Версия Т-16МГ оснащена более совершенной трансмиссией, что увеличивает максимальную скорость до 40 км/ч (при использовании того же силового агрегата). На этой модели установлена металлическая кабина, внедрены дополнительные параметры безопасности и комфорта для водителя: кресло с регулируемым положением спинки, ремень безопасности, откидные подлокотники.
Трактор Т-16МГ
Другие версии:
Рулевой механизм Т-16М
Отличительная конструктивная особенность Т-16М – расположение двигателя и трансмиссии сзади. Передняя рама представляет собой сварную конструкцию и предназначена для размещения навесного оборудования. Такое решение улучшает обзор междурядий и упрощает контроль оборудования.
Смещённый центр тяжести на ось ведущих задних колёс обеспечивает надёжное сцепление с грунтом. Благодаря невысокой массе Т-16М не утрамбовывает пашню во время сельскохозяйственных обработок. Компактные размеры позволяют применять машину в условиях ограниченного пространства – на приусадебных участках, узких улицах, складских территориях, в портах, корабельных трюмах.
На тракторе установлена механическая коробка передач – 7 передних (из них одна замедленная) и 1 задняя скорость. Поперечное расположение валов позволило сократить габаритные размеры трактора. Муфта – замкнутая фрикционная, сухого типа. Рабочие органы и рулевое управление регулируются гидравлической системой.
Схема КПП трактора Т-16М
Дополнительная рабочая характеристика – возможность настройки ширины колеи, что позволяет выполнять сельскохозяйственные обработки (культивацию, прополку сорняков, обработку посевов от вредителей) с максимальной точностью и аккуратностью.
Схема топливного насоса трактора Т-16М
Основные значимые технические характеристики Т-16М:
Модификация Т-16М оснащена четырёхтактным двухцилиндровым двигателем с системой воздушного охлаждения и предкамерным смесеобразованием. Отличается относительно низким расходом топлива (272 г/кВт*ч). Предусмотрены фильтры предварительной и тонкой очистки. Запуск мотора осуществляется стартером, имеется декомпрессор для облегчения процесса. Система холодного пуска не предусмотрена – это, возможно, единственный значимый недостаток Т-16М.
Двигатель Т-16М
Трактор Т-16 может оснащаться широким набором дополнительных рабочих агрегатов, что расширяет сферы его применения и превращает в универсальную машину для многих отраслей:
В зависимости от применяемых рабочих органов, трактор Т-16 используется как:
Самоходный опрыскиватель на базе трактора Т-16
Компактные размеры, многофункциональность, высокая проходимость, достойные технические характеристики наряду с низкой стоимостью – основные причины востребованности трактора Т-16. Запасные части унифицированы и доступны. Ремонт любого уровня сложности можно выполнить самостоятельно при наличии необходимых знаний и навыков в механике. Хотя модель уже давно снята с производства, её до сих пор можно встретить во многих фермерских хозяйствах и на предприятиях коммунального обслуживания.
Кабина трактора Т-16 внутри
specnavigator.ru
Трактора марки Т-16 являются тракторными шасси с задним расположением двигателя и открытыми возможностями для использования практически любой передней навески – начиная с всевозможных разновидностей погрузочного оборудования и грузовой платформы и заканчивая дорожными щетками и даже мотопилой.
Т-16 как базовый начал выпускаться Харьковским заводом самоходных тракторных конструкций еще с 1961-го по 1967-й годы, а затем обрел новую жизнь с вводом небольших усовершенствований и продолжил выпуск до 1996-го года. Изначально он стал глубокой модернизацией устаревшего одноцилиндрового харьковца ДСШ-14, получив более мощный двухцилиндровый силовой агрегат, действующую от гидросистемы навеску и шины низкого давления.
Самоходное шасси на колесном ходу Т-16 создавалось для сельскохозяйственных работ, требующих не высокой силы, а большой аккуратности и маневренности – в огородах, небольших полевых угодьях, на фермах. Но сразу же после ввода его в действие на работе реальных хозяйств область его применения сразу же расширилась до универсальности. Т-16 стал применяться как маленький легкий вездеход, обладающий высокой мощностью, в следующих работах:
Главными преимуществами тракторного шасси типа Т-16, благодаря которым его популярность не снижается до сих пор, являются его низкая стоимость в сочетании с очень длительным сроком службы – трактора выпуска 60-х – 80-х и сейчас успешно обрабатывают поля и бегают по дорогам с перевозками различных грузов.
Фото трактора Т-16Трактор и его модификации ценятся за следующие возможности:
ВНИМАНИЕ! Недостатками Т-16 являются невозможность обработки очень больших объемов угодий из-за его невысокой производительности, а также оборотная сторона удобства воздушного охлаждения – необходимость частой очистки воздушных клапанов и центрифуги.
Однако в использовании трактора по назначению – для нужд малых хозяйств – он дает отличные результаты при малой себестоимости их выполнения.
Главная особенность конструкции шасси Т-16 – расположение двигателя позади кабины, а в передней части рамы – креплений для навешивания рабочего оборудования, которым в стандартной комплектации является транспортная платформа самосвального типа.
Трактор оснащен 16-сильным двигателем марки Д-16 – дизельным, двухцилиндровым, четырехтактным, воздушного охлаждения со следующими техническими особенностями:
Пуск двигателя осуществляется с помощью действия стартерной пусковой системы либо посредством буксировки – так называемого «пускача» у этой модели нет.
Схема топливного насоса трактора Т-16Т-16 имеет две пары разновеликих колес – маленькие передние и большого размера задние, устройство крепления которых позволяет изменять для обеих пар ширину колеи с функцией смещения центра тяжести на задней оси.
ИНТЕРЕСНО! Благодаря способности тракторного шасси менять взаимное расположение колес с его помощью возможна детальная обработка сельхознасаждений – прополка, опрыскивание от вредителей, окучивание и т.п.
Силовая передача к ходовым деталям осуществляется механической трансмиссионной системой, расположенной аналогично двигателю сзади и включающей следующие элементы:
Гидравлическая система тракторного шасси оборудована двумя силовыми цилиндрами выносного типа. Они управляются специальным гидрораспределителем, позволяющим:
Для него характерны 4 положения составляющих золотников – «нейтральное», «плавающее», «опуск» и «подъем», отличающиеся положением поршня и способом поступления в гидравлику масла.
Стандартный набор электрооборудования включает устройства, работающие под напряжением 12 В:
Именно благодаря наличию собственного генератора тока для этой модели трактора возможно подключение таких отдельных агрегатов, как циркулярные пилы, сварочные аппараты и т.п.
Удобство действия рулевой заключается в управлении посредством гидравлики, что значительно облегчает работу оператора, не требуя больших усилий для поворота руля.
Рулевая колонка Т-16 составлена из следующих элементов:
Гидрообъемное управление рулем не предполагает наличия механической связи между управляемыми колесами и рулевым колесом, включая шестеренный насос, насос-дозатор и гидроцилиндр, имеющий двустороннее действие.
Схема КПП трактора Т-16Самые первые модели типа Т-16 выпускались без кабины, имея только открытое кресло оператора. Более современные модификации оборудованы комфортабельными кабинами, которые не только увеличивают удобство работы в различную погоду, но также делают ее намного более безопасной.
Для нее характерны отличный обзор и удобное размещение всех управляющих приборов и систем.
Навесное оборудование является незаменимой составляющей производственных процессов и специализации тракторного шасси. Для его установки на трубчатой раме Т-16 предусмотрены специальные отверстия и платформы. Благодаря возможности использования практически всех существующих видов навески позволяет расширить функционал машины до максимума.
На трактор Т-16 устанавливаются следующие виды навесного оборудования:
ВНИМАНИЕ! Навесное оборудование не поставляется в стандартном заводском комплекте — обычно оно приобретается отдельно, в зависимости от нужд потребителя.
Технические характеристики трактора Т-16 в таблице:
Характеристики | Ед. измерения | Показатели |
Общий вес | кг | 1685 |
Габаритные показатели: | ||
— ширина по колее | мм | 1550-2000 |
— длина | мм | 3820 |
— высота | мм | 2600 |
Тяговой класс | — | 0,6 |
Двигатель, номинальная мощность | л.с. | 16 |
Вращение коленвала | об/мин | 1750 |
Ход поршня | мм | 120 |
Расход топлива | г/кВт*ч | 272 |
Скорость транспортировочная, макс./мин. | км/час | 17,6/1,5 |
Видео обзор трактора Т-16:
Чисто базовая модель Т-16 выпускалась лишь до 1967-го года, последующие трактора уже являлись его модификациями, получившими некоторые изменения устройства и внешней конструкции.
Наиболее популярными моделями среди них являются:
Технические характеристики модификаций:
Модель | Т-16М | Т-16МГ |
Общий вес, кг | 1810 | 1730 |
Габаритные показатели, мм: | ||
— ширина по колее | 1550 | 1550 |
— длина | 1800 | 3700 |
— высота | 2600 | 2500 |
Тяговой класс | 0,6 | 0,6 |
Двигатель, номинальная мощность, л.с. | 25 | 25 |
Число передач коробки передач (КПП) | 7/1 | 7/1 |
Скорость транспортировочная, макс./мин., км/час | 1,6/23,2 | 1,55/40,17 |
На видео трактора Т-16МГ:
allspectech.com
Трактор Т-16 (ДВСШ-16) – не совсем привычный вариант трактора, который разработали конструкторы Харьковского завода тракторных самоходных шасси. Вернее сказать разрабатывалась модель ДСШ-14, а Т-16, это его доработанный вариант. За необычное расположение кузова и малую грузоподъемность его прозвали в народе «попрошайка». Харьковским конструкторам удалось изобрести агрегат, аналогов которому не было.
Содержание
Первые трактора Т-16 шли без кабины вообще, потом было принято решение защитить тракториста от травм, в случае опрокидывания, и установить прочный, стальной каркас. Трубчатый каркас не обеспечивал необходимую защиту от погодных капризов.
Поэтому, чтобы уберечь человека от дождя или ветра, каркас решили дополнить дверьми, крышей, стеклами (передним и задним), так появилась кабина Т-16.Нестандартная компоновка, отличная проходимость и маневренность, сделали Т-16 «шассик» (еще одно народное прозвище), почти незаменимым в народном хозяйстве.
Многие городские организации считали необходимым иметь подобную технику в своем гараже, а колхозы вообще не представляли себе существование без таких агрегатов. На протяжении многих лет «шассик» выполнял работы различного профиля и направления. В основном это была доставка грузов, которые имели небольшой вес, но впоследствии, на трактор начали устанавливать различные приспособления, которые значительно расширили его сферу применения.
Машину оснастили гидравлической системой, которая была способна управлять и контролировать несколько видов навесного оборудования. Установив в Т-16 насос в дозатор (гидрораспределитель) гидравлической системы, разработчики дали ему возможность реализовывать себя в различных областях народного хозяйства.
Например: погрузчик из Т-16, получился очень практичный, и способный великолепно реализовать свои способности в сельской местности. Также из него делали экскаватор, самопогрузчик-самосвал, мобильную помпу для откачки воды, косилку, стогомет, и т. д, вариантов много.
Погрузчик Т-16, конечно был слабоватый, хотя, существовало много отраслей, где требовалось погрузить, перевезти не слишком тяжелые грузы на небольшие расстояния, данный образец техники, с этой задачей великолепно справлялся.
Двигатель, хотя и небольшой, был довольно функциональным.
Двигатель Т-16, имел некоторые отличия от привычных агрегатов. Двигатель Д-16 (его настоящая маркировка) обладал одной особенностью, которая считалась нестандартной, в нем применялся предкамерный способ смесеобразования.
Цилиндры мотора, отливались из высокопрочного легированного чугуна, имели 17 ребер охлаждения.
Головка цилиндра изготавливается из обычного серого чугуна. После небольшой доработки, его мощность стала составлять 25 л. с. Двигатель запускался с помощью электростартера, прямо из кабины водителя, такая схема, по тем временам, была доступна далеко не всем тракторам.
Коробка передач Т-16 – восьмиступенчатая, она содержит 7 передач вперед, одну назад. А особый механизм блокировки, специально разработанный заводом, делает невозможным. Вал отбора мощности (полунезависимый), позволял контролировать и управлять навесным оборудованием.
Ремонт трактора т-16 не представлял особых трудностей. Простота конструкции механизмов, позволяла легко находить причину поломки, без особых проблем ее устранить. На рынке сельскохозяйственной техники, без труда можно отыскать все необходимые запчасти и агрегаты.
Произведя небольшой тюнинг трактора, конструкторы получили агрегат с улучшенными параметрами и техническими характеристиками:
Популярность данного механизма объясняется несколькими причинами:
traktorwork.ru
Самоходное шасси Т-16 выпускалось Харьковским заводом тракторных самоходных шасси, начиная с 1961 года. Сегодня эти машины можно найти разве что в музеях и частных подсобных хозяйствах. Популярность Т-16 среди земледельцев объясняется его универсальностью. Машины на базе Т-16 до сих пор работают на приусадебных участках.
Всего за 6 лет работы Харьковский завод выпустил немногим меньше 600 000 экземпляров Т-16. Само шасси стало плодом модернизации предыдущей разработки завода.
Первоначально на трактор Т-16 устанавливался 16-сильный дизельный мотор с двумя цилиндрами. Коробка передач в базовой комплектации была четырехступенчатой, причем количество передач вперед и назад было одинаковым. Максимальная скорость движения достигала 15,6 км/ч. На машинах различных комплектаций в разные годы устанавливалось от одного до трех валов отбора мощности.
Отличительная особенность Т-16 — расположение двигателя. Трактор является заднемоторным. Кабина не предусматривалась. Водительское место было открытым и не оснащалось крышей или навесом.
Трактор Т-16 известен высокой проходимостью и возможностью агрегатирования с внушительным списком оборудования: самосвал, погрузчик, мотопила, грейдер, щетка и другое сельскохозяйственное и коммунальное оборудование. Агрегат устанавливается спереди на заводские крепления.
Первоначально машина была предусмотрена для возделывания овощных культур. Для этого трактор агрегатировался с культиваторами, опрыскивателями и уборочной техникой. Однако уникальные технические данные позволили Т-16 получить гораздо более широкое распространение.
Со временем трактор стал применяться как автомобиль повышенной проходимости для транспортировки грузов. Трактор Т-16 незаменим в малом строительстве. Здесь машина может служить как средством транспортировки, так и приводом для небольшого строительного оборудования. Производитель принял во внимание популярность машины и выпустил множество разнонаправленного сменного оборудования.
Модель Т-16М появилась в результате увеличения мощности заводского мотора. Трактор получил двухцилиндровый дизельный двигатель с системой воздушного охлаждения и непосредственного впрыска. Мотор выдавал 18 л.с. и 25 кВт.
Коробка передач также стала более совершенной. Теперь количество передач вперед выросло до 6, а назад — уменьшилось до 1. Трактор Т-16М мог похвастаться большей скоростью движения на каждой передаче. Максимальная скорость движения достигла значения 23,2 км/ч. А скорость на передаче через ходоуменьшитель снизилась с 9,9 до 1,6 км/ч.
Ввиду увеличения грузоподъемности, производитель увеличил и размер колес. Для повышения комфорта на водительское место мог устанавливаться каркас с тентом и даже дверцами. Эксплуатационная масса трактора Т-16М выросла на 125 кг и достигла значения — 1,8 тонн.
Самая последняя версия трактора на базе шасси Т-16 — универсальная колесная техника с самосвальной платформой Т-16МГ. Тяговый класс машины — 0,6.
В конструкцию трактора были внесены изменения, в соответствии с требованиями рынка. Была повышена безопасность управления машиной, прочность узлов и агрегатов и расширены сферы его применения.
Т-16МГ получил дизельный двигатель Д-21А1 с двумя цилиндрами и мощностью 18 л.с./25 кВт. Номинальная частота вращения коленвала составила 1800 об/мин. Удельный расход топлива не превышает значения 253 г/кВт*ч.
На тракторе используется сухая замкнутая фрикционная муфта сцепления с дополнительным приводом вала отбора мощности. Коробка передач не отличается от применяемой в предыдущей модели. Здесь также есть 6 передач вперед и одна назад. Коробка оснащается делителем на все передачи. Дополнительная передача замедленного хода позволила использовать трактор в агрегате с рассадопосадочными машинами.
На тракторе Т-16МГ используется три вала отбора мощности. Один, независимый, устанавливается параллельно оси шасси так, что хвостовик оказывается впереди. Два дополнительных вала синхронизированы с ведущим мостом на любой передаче.
Грузоподъемность платформы составляет 1000 кг. Предусмотрена возможность разгрузки вперед и по бокам. Электрооборудование трактора создает напряжение 12 В.
Система рулевого управления — гидрообъемная. Рулевая колонка регулируется в высоту и по углу наклона и оснащается сдвоенным гидравлическим насосом. Система фильтрации оборудуется фильтрами тонкой очистки.
Особенно стоит отметить кабину трактора Т-16МГ. Она здесь есть и представляет собой жесткий каркас ос съемными дверцами и боковиной. Спинка сиденья водителя регулируется, как и подлокотники. Для удобства управления трактор оснащается указателем уровня масла.
База трактора — 2,5 м. Колея ведущих колес регулируется в значениях 1264, 1358, 1562 и 1750 мм. Колея рулевых колес регулируется в значениях 1280, 1410, 1540, 1800 мм. Дорожный просвет — 560 мм. На Т-16МГ устанавливаются ведущие колеса с размером 9,5/32 и рулевые — 6,5/16.
Минимальный радиус поворота трактора — 3,5 м, что делает его достаточно маневренным. Габаритные размеры: 3700х1550х2500 мм. Конструкционная масса машины — 1730 кг.
Широкий перечень навесных машин и прицепного оборудования позволял использовать трактора Т-16МГ во всех областях сельского хозяйства для выполнения различных видов работ. Достаточно большая грузоподъемность платформы и тяговый класс машины расширили сферу ее применения до транспортировки грузов и буксировки техники.
Шасси Т-16 оказалось настолько удачным и долговечным, что на его базе было создано несколько сельскохозяйственных машин, а запчасти на тракторы снятых с производства моделей все еще можно найти в продаже. Это лишний раз подтверждает, что Т-16 сохранились и работают в хозяйствах.
Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:
spectehnika-info.ru
Самоходное тракторное шасси марки Т-16 в обиходе больше известное под названием «шассик» — удачное во всех отношениях следствие глубокой модернизации базового трактора ДСШ-16. Главные отличия самоходного шасси от классической тракторной концепции — оригинальная конструкция.
Легкая и маневренная машина повышенной проходимости с лучшей стороны зарекомендовала себя в качестве малогабаритного транспортного средства. А также для приведения в действие наземных агрегатов с механическим приводом, типа измельчителей грубых кормов, электрогенераторов и циркульных пил.
За 6 лет с конвейера сошло более 600 тысяч несложных в обслуживании и экономичных в эксплуатации машин, пользующихся высоким спросом в сельскохозяйственной и промышленной сфере. Тракторы Т-16 до настоящего времени успешно трудятся в частных и фермерских хозяйствах.
Этому способствует широкий ассортимент фирменного навесного оборудования, ремонтопригодность всех систем, унификация запасных частей, доступность самостоятельного ремонта разных уровней сложности.
Из всего перечня навесок наибольший спрос на оборудование для обработки грунта, сенокосилки, погрузчики, опрыскиватели и фирменные кузова с гидравлической фронтальной или боковой разгрузкой.
С 1967 года начато производство более современной машины, получившей известность под маркой Т-16М. Возможности этой версии расширены за счет более мощного двигателя и улучшенной коробки передач с демультипликатором-замедлителем.
Т-16М получил легкую съемную одноместную кабину с усиленным каркасом, более удобную рулевую колонку и доработанный плунжерный переключатель бортовой гидравлики. Доработка двигателя трактора модели Т-16 МГ позволила увеличить транспортную скорость машины до 40 км/ч, подключить к трансмиссии два независимых ВОМ и один синхронный.
В комплект бортовой раздельно-агрегатной гидравлики трактора входит производительный шестеренчатый насос, распределитель плунжерного типа, маслобак, два исполнительных гидроцилиндра и маслопроводы.
Большим преимуществом самоходных шасси всех версий являются их габариты.
Особенность конструкции двигателя Д-16 — использование корпуса картера в качестве остова. Доступ к шестерням приводов обеспечивается через переднюю крышку с сапуном и заправочной горловиной.
Кожух маховика, электростартер, масляные фильтры расположены с противоположной стороны. В картере двигателя нашлось место для кулачкового распределительного вала и шестеренчатого насоса системы смазки.
Трансмиссия трактора — механическая. Крутящий момент передается на реверсированную четырехступенчатую коробку передач через сцепление постоянно-замкнутого типа, диапазон рабочих и транспортных скоростей варьируется от 3,74 до 16 км/ч. Для версии Т-16 М с ходоуменьшителем эти показатели составляют 1,6-23,3 км/ч.
Модель | Т-16 | Т-16М | Т-16МГ |
---|---|---|---|
Двигатель | Д-16 | Д-21А1 | Д-21А1 |
Мощность, кВт (л.с.) | 13,4 (16) | 18,4 (22) | 18,4 (22) |
Номинальная частота вращения коленчатого вала, кВт | 1750 | 1800 | 1800 |
Расход топлива, г/кВт*ч | 274 | 253 | 253 |
Габариты, мм (длина х ширина х высота) | 3820 х 2000 х 2600 | 3700 х 2000 х 2500 | 3700 х 2035 х 2500 |
База, мм | 2500 | 2500 | 2500 |
Дорожный просвет, мм | 560 | 560 | 560 |
Размер шин колес, дюймы (передних, задних) | 6.00-16 (8.00-32) | 6.00-16 (9.50-32) | 6.50-16 (9.50-32) |
Масса, кг | 1685 | 1810 | 1795 |
Т-16 до настоящего времени пользуется высоким спросом в частных и фермерских хозяйствах. Его популярность определяется:
Владельцы положительно оценивают возможность самостоятельного обслуживания и ремонта, взаимозаменяемость запасных частей с предыдущими моделями, достаточный выбор навесных и прицепных агрегатов самого разного назначения с механическим и гидравлическим управлением.
Основной недостаток — проблема запуска силового агрегата при температуре ниже -10°С, поскольку конструкция двигателя не предусматривает установки предпускового подогревателя. Запчасти и расходные материалы производятся с каждым годом в меньшем количестве, что неизбежно приводит к ограничению действующего ассортимента.
Последняя версия самоходного шасси Т-16 МГ сошла с конвейера в 1995 году. Купить эту модель с нулевой наработкой практически невозможно. Более реальный вариант — покупка подержанной технически исправной машины с достаточным запасом двигательного и тракторного ресурса.
С учетом общего состояния и комплектности всех узлов и агрегатов ценовой диапазон варьируется в пределах от 40 до 70 тысяч гривен (1500 – 2500$). Машина после капитального ремонта стоит дороже, но от покупки трактора собранного из подручных материалов лучше отказаться сразу.
Посторонние шумы в двигателе и трансмиссии, изношенная резина, следы сварочных работ и небрежного ремонта являются полноценным основанием для получения существенной скидки до 25-30% включительно.
Видео: обзор возможностей Т-16Стабильно высокий спрос на самоходные шасси инициировал разработку идентичных машин на ХТЗ и Владимирском тракторном заводе. В первом случае это модель СШ-2540, имеющая небольшие конструкционные и эксплуатационные отличия, во втором – универсальное шасси ВТЗ-30СШ, также известное на тракторном рынке под маркой Агромаш-30СШ.
Не преуменьшая достоинств этих машин, следует отметить, что их ценовой диапазон по отношению к стоимости тракторов Т-16 существенно выше.
Качество Т-16 в полной мере соответствует ее стоимости, требовать особых характеристик за небольшие деньги не приходится. Машина сыровата, но большая часть конструкционно-производственных недоработок устраняется своими силами. В частности, разборную конструкцию кабины несложно сделать более герметичной. Т-16 отлично агрегатируется с косилкой, имеет место превосходный обзор при обработке междурядий.
Аркадий Петрович
Живу в деревне. Грунты у нас тяжелые, поэтому приспособить Т-16 для вспашки не получилось. Эксплуатирую машину в транспортном варианте уже четвертый год. Серьезных поломок за это время не было, но из-за проблемных дорог ходовая часть требует постоянного контроля.
Сергей
Продал старый Т-40 и купил капитально отремонтированный Т-16, о чем пожалел уже с первых недель эксплуатации. Доступная стоимость не компенсирует отсутствия кабины и дискомфортной вибрации. При транспортировке объемных грузов напрягает плохой обзор достаточно большого участка дорожного полотна.
Василий Васильевич
agromania.com.ua