После краха Советского Союза вряд ли кто-либо всерьёз ожидал, что Россия сможет всего через пару лет представить миру новый основной боевой танк. Тем не менее, это произошло, и вот уже более двух десятилетий танк Т-90 является звездой, темой для горячих обсуждений, как среди экспертов, так и между любителями.
Источники с пропагандистской ориентацией сразу же поспешили объявить его превосходящим по всем параметрам возможных конкурентов. Скептики провозглашали Т-90 заведомо устаревшим. Масла в огонь подливало и фактическое отсутствие этой боевой машины в войсках, и обещание конструкторов с конкурирующих заводов предоставить более совершенные образцы (проект “Чёрный орёл”). Теперь, когда опыт эксплуатации накоплен, уже можно делать выводы о том, кто был прав.
Парк бронетанковой техники советских войск в восьмидесятые годы отличался разнообразием. В строю одновременно стояли: первенец советских ОБТ Т-64, удешевлённый и более технологичный конкурент Т-72, представитель нового поколения Т-80 с газотурбинным двигателем, и его дизельный “родственник” Т-80УД, и это только основные.
Помимо них, в строю оставались и модернизированные “старички” Т-55 и Т-62.
Наиболее современным и эффективным считался Т-80 – в то же время оказавшийся дорогим и сложным в производстве и эксплуатации. В 1988 году стартовали работы по доведению до нужной эффективности надёжного и безотказного Т-72.
Весной 1991 года экспериментальный “Объект 188” рекомендовали к принятию на вооружение.
Предполагалось назвать его “Т-72БУ”, но в советскую армию он так и не попал. Он стал новейшей машиной уже российской армии, и окрещён был – Т-90.
Смену названия связывают с желанием президента РФ Б.Ельцина иметь полностью новый танк. Возможно и то, что после войны с Ираком в 1991 репутация Т-72 была серьёзно подмочена, и новое обозначение могло помочь продавать технику на экспорт.
Корпус Т-90 сварен из листов брони, башня ранних образцов- литая. Длина корпуса (без пушки) составляет 6.8 м. У поздних модификаций башни стали сварные. Лобовая броня корпуса (верхняя деталь) выполнена из комбинированной брони, установлена под наклоном в 680. Борта толщиной 70-80 мм – вертикальные, без наклона. Это выше, чем у большинства аналогов (хотя от попадания бронебойного снаряда защищает одинаково плохо).
Борта закрыты резинотканевыми экранами, частично – блоками динамической защиты. Для дополнительной защиты возможна установка противокумулятивных решёток, широко распространившихся в последнее десятилетие.
В конструкции башни Т-90 комбинированная броня применена для защиты лобовой проекции, частично – бортов и крыши.
Высота достигает 2.2 метра, а весит Т-90 около 46 тонн.
На Т-90 установили систему активной защиты “Штора”. Если его облучается лазером наведения, то “Штора” оповещает об этом экипаж и отстреливает аэрозольные гранаты. Получившаяся дымовая завеса не только маскирует танк визуально, но и рассеивает луч лазера.
Первая динамическая защита, появившаяся на Т-90 имела обозначение “Контакт-5”. От тандемных зарядов она не защищала и не работала на повышение стойкости против бронебойных снарядов. Новейшая модель комплекса защиты “Реликт”, которую получили Т-90АМ, снижает бронепробиваемость снарядов противника на 40% и защищает от тяжёлых ПТУР с тандемным зарядом. Кроме того, модернизированные блоки для системы “Контакт” поднимают её эффективность почти до “реликтового” уровня.
Негативно на живучести сказывается плотная компоновка – баки с горючим приходится размещать в боевом отсеке. Впрочем, на поздних модификациях их изолировали от экипажа стальными переборками. Уязвим остаётся автомат заряжания – он находится за слабозащищённым бортом прямо под экипажем. Можно сказать, что командир и оператор вооружения сидят на выстрелах.
Размещение экипажа неизменно со времён появления Т-64. Место механика-водителя расположено впереди по центру корпуса. Наводчик находится в левой половине башни, а командир танка – справа от пушки.
Силовая установка досталась Т-90 в наследство от Т-72.
Это многотопливный 12-цилиндровый дизель В-84МС объёмом 38,8 литров, развивающий 840 л.с. У модификации Т-90А мотор заменён на усовершенствованный вариант В-92, базирующийся на том же блоке. Его мощность доходит до 1000 л. с. Трансмиссия 7-ступенчатая, включает в себя отдельные планетарные коробки передач. Для облегчения управления применены гидравлические приводы. Подвеска у Т-90 торсионная, амортизаторы гидравлические.
Главный калибр танка – “традиционная” для советских, а затем и российских машин пушка “Рапира” калибра 125мм. Т-90 получил её вариант 2А46М-5, кучность стрельбы которой (по сравнению со старыми версиями) увеличена на 15-20%.Стабилизатор орудия – двухплоскостной.
Автомат заряжания карусельного типа “достался” от Т-72, но теперь может управляться с места командира. В “карусели” размещены 22 выстрела, остальные (общим количеством до 43) – в укладках в корпусе. Экипаж своими силами либо заряжает ими собственно пушку, либо может осуществить перезарядку автомата заряжания.
Для поражения вражеской бронетехники Т-90 использует бронебойные подкалиберные снаряды, например, 3БМ46 с урановым сердечником. Прицельная дальность при стрельбе такими снарядами составляет до 3000 м. Система заряжания танка Т-90С была переработана и позволяет использовать новейшие снаряды повышенного удлинения, такие, как 3БМ60. Для повышения эффективности поражения пехоты в укрытиях разрабатывался осколочный снаряд с возможностью подрыва в воздухе и готовыми поражающими элементами.
Альтернативой подкалиберным “болванкам” может выступать кумулятивный снаряд 3БК31, тройная боевая часть которого может преодолевать двойную динамическую защиту.
Через ствол орудия Т-90 может запускать управляемые ракеты. ПТУР 9М119М “Инвар” с лазерным наведением имеет тандемную кумулятивную БЧ с бронепробиваемостью (по нормали) до 700 мм. Боекомплект может дополняться ракетами с фугасными и термобарическими зарядами. Ракеты позволят поразить движущуюся цель на дистанциях до 5000 м.
С пушкой, как и на предыдущих танках, спарен пулемёт ПКТ калибра 7.62мм.
Его боезапас составляют восемь 250-патронных лент, практическая скорострельность – до 250 выстрелов в минуту. Машины первых выпусков в качестве зенитной установки имели дистанционно управляемый крупнокалиберный пулемёт НСВТ. Позже его заменили на схожий внешне, но отличающийся по конструкции пулемёт КОРД.
Система управления огнём “Иртыш” досталась ранним танкам от предшественника – Т-80. Но уже доработанный танк Т-90А получил новую систему управления огнем (СУО) 1А42. В неё входят прицельно-дальномерный прибор наведения (сочетающий лазерный дальномер с прицелом) и автоматический электронный баллистический вычислитель 1В528-1.
Наблюдательный прибор Т01-К04 даёт возможность вести огонь не только из зенитного пулемёта, но и основного орудия. Ночью он может работать как в пассивном, и активном (с подсветкой цели ИК-прожектором) режиме.
На последующих сериях СУО модернизировалась, а модификации танка АМ(СМ) получили новейшую систему “Калина”. Этот многофункциональный комплекс объединяет в себе не только прицелы и вычислители – он встраивает танк в электронную систему управления батальоном, повышая эффективность взаимодействия с прочей бронетехникой и пехотой.
Тепловизоры ранних машин относились к ранним моделям и значительно уступали аналогичным зарубежным.
На поздних сериях (и некоторых экспортных версиях) устанавливали тепловизоры французского производства. Для связи служит радиостанция Р-163-50У, работающая в УКВ-диапазоне. Командирские модели получали, в дополнение, коротковолновую радиостанцией с дальностью действия до 50 км.
В таблице приводятся технические характеристики Т-90А, как самой распространённой модели, и его ближайших аналогов и конкурентов.
Т-90А | Leopard 2A6M | Challenger 2 | |
---|---|---|---|
Длина/Ширина, мм | 9530/3780 | 6670/3700 | 11570/3520 |
Боевая масса, т | 46,5 | 68,5 | 62,5 |
Экипаж, человек | 3 | 4 | 4 |
Основное вооружение, боекомплект | 125мм гладкоствольная пушка 2А46М-5, 43 выстрела | 120мм гладкоствольная пушка Rh-120, 42 выстрела | 120 нарезная пушка L30E4, 52 выстрела |
Автомат заряжания | Есть | — | — |
Вспомогательное вооружение | 1 x 7.62 мм пулемёт ПКТ, 1 х 12.7 мм пулемёт КОРД | 2 x 7.62 мм пулемёта MG3 | 2 x 7.62 мм пулемёта L94 и L37 |
Управляемое вооружение | Рефлекс-М | — | — |
Подвеска | Торсионная | Торсионная | Гидропневматическая |
Тип двигателя | 12-цилиндровый дизель В-92С2 | 12-цилиндровый дизель MB 873 | 12-цилиндровый дизель CV-12 |
Мощность силовой установки, л. с. | 1000 | 1500 | 1200 |
Максимальная скорость, км/ч | 70 | 72 | 56 |
Запас хода, км (по шоссе) | 550 | 550 | 400 |
Согласно цифрам, российский танк равен конкурентам по скорости хода и его запасу. В плане стратегической мобильности превосходит за счёт меньшего веса и габаритов, облегчающих транспортировку. Возможно, что более совершенный автомат заряжания “Леклерк” может дать ему некоторые преимущества в бою за счёт высокой скорострельности.
Стоит упомянуть и то, что систему заряжания Т-90 пришлось дорабатывать для возможности применения новых снарядов (большей длины), ограничивая боевые возможности ранних танков.
Достоинством российских танков (не только Т-90) считают наличие штатного осколочного снаряда.
У большинства западных конкурентов “многоцелевым” боеприпасом считается кумулятивно-осколочный снаряд, а британцы до сих пор используют бронебойно-фугасные. С другой стороны, американцы разработали для “Абрамс” и картечные, и бетонобойные снаряды.
Управляемое вооружение по-прежнему широкого распространения не имеет (можно назвать разве что израильские ракеты LAHAT). В то же время, до сих пор не известны случаи, когда танку пришлось применять ПТУР в бою.
За линейными танками Т-90 последовал командирский вариант – Т-90К, оснащённый дополнительной радиостанцией и системой навигации. С 2004 года начались поставки Т-90А с более мощным двигателем, усиленной бронёй и улучшенными тепловизорами. В 2006 году и у этого танка появился командирский вариант Т-90АК, тоже с более мощным радионавигационным оборудованием.
Проект “Прорыв” привёл к появлению серьёзно переработанных танков Т-90. Башня модификации Т-90АМ получила отсек для размещения дополнительного боекомплекта, Среди других изменений – штурвал вместо рычагов управление и трансмиссия, автоматически переключающая передачи.
А версия Т-90М получила новую пушку 2А82 и другую компоновку – топливные баки и боекомплект перенесли, чтобы повысить живучесть.
Отдельно стоит упомянуть танки, созданные специально для экспорта. Т-90С и Т-90СК были в целом аналогичны оригинальному Т-90, но прожекторы системы “Штора” на них не устанавливались. Специально для Алжира производились модели Т-90СА и Т-90СКА. Доработанный для лицензионной сборки в Индии Т-90 получил даже имя собственное “Бишма”.
Новейший танк для экспортных поставок получил индекс Т-90СМ, и соответствует по своим данным танку Т-90АМ. Шасси Т-90 применяли для постройки инженерной техники: артиллерийских “самоходок” и РСЗО. Отдельного упоминания заслуживает оригинальная “Боевая машина огневой поддержки”, прикрывающая танки в бою.
Есть заявления о Т-90, участвовавших в первой кампании в Чечне, но документальных подтверждений этому нет. А вот его участие в сирийском конфликте – факт. В Сирии применяются танки Т-90 российской армии.
За более чем два года были потеряны лишь 2 танка, и еще 2 выведены из строя.
Получило известность видео, запечатлевшее Т-90, оставшийся целым после попадания в его башню ракеты TOW. А вот опубликованное фото Т-90 с оторванной башней доказывает, что боеукладка остаётся его уязвимой зоной.
Пожалуй, правильно будет сказать, что Т-90 сам является “следом в истории танкостроения”. Следом, который оставили идеи, впервые материализованные в Т-64. Т-90 вобрал в себя всё лучшее от предшественников – безотказность Т-72, техническую “продвинутость” Т-80.
Танк Т-90 стал лучшей и наиболее мощной машиной в этой лестнице развития. И одновременно ознаменовал её завершение, когда был разработан полностью новый танк Т-14. При этом по своим боевым качествам Т-90 продолжает удерживаться на высоком уровне, и скорое снятие с вооружения ему не грозит.
Очень просто ругать Т-90, называя его “всего лишь модернизацией Т-72”. Но ведь и “Абрамс” и “Леопард” – совсем не новые танки, а модификации “самих себя” 30-летней давности.
Ирония: если бы за танком сохранилось обозначение Т-72БУ, никто бы и не заявлял, что старую машину выдают за новую.
Конечно, для контрпартизанских войн Т-90 не предназначался, но, во-первых, ни один из его конкурентов (за исключением, разве что, танк “Меркава”) тоже для этих целей не задумывался. Во-вторых, в Сирии Т-90 показывает себя достойно. А преемственность конструкции и обеспечила возможность выпуска танка в тяжёлые для страны годы. На сегодняшний день он среди лучших образцов танков, и это бесспорно.
warbook.club
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.
Перейти до навігації Перейти до пошукуТ-90А на параді в честь 64-тої річниці перемоги в ІІ Світовій війні | |
Т-90 | |
---|---|
Загальні дані | |
класифікація | основний бойовий танк |
компонувальна схема | класична |
Виробництво та застосування | |
роки виробництва | з 1992 |
кількість виробів, од. | більш 1 000 |
роки експлуатації | з 1992 |
основні країни-оператори | |
Основні параметри | |
бойова маса, т | 46,5 т |
екіпаж, осіб | 3 |
довжина, мм | 6860 (корпус) |
ширина, мм | 3789 |
висота, мм | 2280 |
кліренс, мм | 490 |
Броня | |
тип броні | стальна катана і лита, багатошарова комбінована, протиснарядна |
лоб башти, мм/град. | еквівалентний броньової сталі: 800—830 мм проти БПС, 1150—1350 мм проти кумулятивних боєприпасів[1] |
активний захист | ТШУ-2 «Штора-1» |
динамічний захист | вбудований, «Контакт-5» |
Озброєння | |
калібр, марка та тип гармати | 125-мм 2А46М-5[2], гладкоствольна гармата |
довжина ствола, кал. | 48 |
кути ВН, ° | −6…+13,5° |
боєкомплект гармати | 42 снаряди (з них 22 в АЗ) |
приціли | лазерний приціл-дальномір 1Г46, денний/нічний ТКН-4С, активно-пасивний нічний ТПН-4-49 або тепловізійний «Есса» з камерою Catherine-FC |
кулемети | 1 × 12,7-мм НСВТ або Корд, 1 × 7,62-мм ПКТ |
Силова установка, маневреність та мобільність | |
тип, марка двигуна |
uk.wikipedia.org
Российский основной боевой танк Т-90, представляет из себя дальнейшее развитие наиболее сильных сторон Т-72 и Т-80. По сравнению со своими современниками — один из наиболее хорошо защищенных ОБТ в мире и также один из наиболее сильно вооруженных.
Как и другие танки времен СССР, он имеет автомат заряжания, экипаж в количестве трёх человек, низкий профиль и отличную подвижность. Даже после появления Т-14 Армата, Т-90 ещё долго будет оставаться на вооружении.
В момент распада СССР, русские военные оказались не в приоритете и попали под сокращение доходов. Многие перспективные проекты были или отложены на неопределенный срок или отменены в целом. В период холодной войны Советская Армия наслаждалась перспективой получения сразу двух ОБТ, начиная с введения Т-64 в 1963 году, который позже, в 1971 году был дополнен Т-72. Оба проекта имели автомат заряжания и гладкоствольное главное орудие большого калибра. Т-64 был разработан как машина с множеством новых технологий, и потому являлся весьма дорогим и сложным в производстве, основным танком Советской Армии, в то время как Т-72 был создан как более дешевый, предназначенный в основном для экспорта дружественным странам. В итоге это привело к тому, что Т-72, получил известность во всём мире и множество модификаций благодаря этому, а Т-64 был ограничен Советской Армией из-за его статуса «государственной тайны».
Поэтому началось создание машины, соединяющей в себе сильные стороны Т-64 и Т-72, которой стал новый ОБТ под обозначением Т-80, который поступил на вооружение в 1976 году и стал основным танком Советской Армии вплоть до развала СССР. Он был примечателен своим газотурбинным двигателем, который выдавал очень большую мощность, превышающую мощность традиционных дизелей. Однако, надежность была далека от совершенства, потребление топлива чрезмерно высоким, а сам он был слишком сложен в производстве.
Понимая нестабильность и низкий бюджет своей новой страны, российские власти начали принимать решение по поводу достоинств и недостатков существующих ОБТ, чтобы начать производства наиболее удачного решения, поскольку производить и обслуживать все имеющиеся модели было нерационально. Появилась идея модернизировать Т-72, взяв от Т-80 самые удачные ключевые качества, чтобы получить современный и по настоящему грозный танк.
Система управления огнем от Т-80, корпус от Т-72, сохраненный автомат заряжания, который доказал свою эффективность в многочисленных вооруженных конфликтах, как и проверенная временем и боями гладкоствольная 125 миллиметровая пушка. Этот симбиоз наиболее сильных и проверенных решений отечественного танкостроения стал опытным образцом под названием Т-88. После испытаний и решения поставить надежный, неприхотливый и экономичный дизельный двигатель мощностью 830 л.с., на свет появился Т-90, вобравший в себя всё лучшее от предшественников и являющийся их эволюцией.
Мелкосерийное производство началось в 1993 году, постепенно оно увеличивалось, вплоть до 1995 года, когда было налажено полномасштабное производство на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле. С тех пор было произведено около 1670 единиц для России и некоторых стран мира.
Как и предшественники, Т-90 имеет очень низкий профиль, благодаря двухместной башне, в которой справа размещается командир, а слева наводчик. Карусельный автомат заряжания совершенствовался в течении десятилетий, расположен в башне на полу корпуса и позволяет иметь скорострельность до 8 выстрелов в минуту. Как и предыдущие советские ОБТ, Т-90 может вести огонь ракетами из ствола своего основного орудия, что позволяет бороться с воздушными и любыми наземными целями. Водитель расположен спереди, по центру корпуса, сразу за ним находится башня. Двигатель вынесен в заднее отделение и отделен от экипажа. Ходовая часть традиционная, с торсионной подвеской, шестью опорными катками с наружным обрезиниванием и тремя поддерживающими катками с внутренней амортизацией, ведущим колесом сзади.
Верхняя лобовая деталь расположена низко и под сильным наклоном для дополнительной защиты от вражеского огня. Аналогично ей и башня имеет очень приземистую форму с сильными углами наклона, обеспечивая мощную защиту от попавших в танк снарядов. Командир имеет свою башенку с круговым обзором, в то время как наводчик управляет башней и имеет свой люк для входа/выхода. Броня состоит из смеси стали и композитных материалов, к ней добавлена встроенная динамическая защита «Контакт-5», защищающая от поражения кумулятивными и подкалиберными снарядами. Её блоки прикреплены к передней и боковым частям корпуса, а также к башне. Боковые экраны — стандарт для всех модификаций.
Бронирование, система управления огнём и противоракетная защита остались от Т-80. Оборудование системами ночного видения и ядерной, биологической и химической защиты стало стандартом. Противоракетный набор контрмер «Штора-1» дополнительная опция, которая почти всегда устанавливается и может противодействовать системам с лазерным наведением. Система управления огнем полностью цифровая способна наводиться как по тепловизору, так и по лазерному дальномеру. Всё это позволяет стрелять на ходу даже в условиях ограниченной видимости. Под носом корпуса скрыт нож ковша, который может использоваться для преодоления различных препятствий, также к танку может крепиться минный трал.
В пушке, пришедшей на Т-90 с предшественников, используются различные типы снарядов. Боекомплект состоит из выстрелов раздельного заряжания следующих типов: бронебойно-подкалиберных, бронебойно-кумулятивных, бронебойно-фугасных и с управляемой ракетой. В общей сложности 42 снаряда. Вспомогательное вооружение включает в себя спаренный пулемет калибром 7.62 с боезапасом в 2000 патронов и зенитный с круговым обстрелом и боезапасом в 300 патронов. Два блока сшестерённых ракетниц позволяют ставить свою дымовую завесу для скрытия. Дополнительно к этому дизельное топливо может быть введено в выхлоп для альтернативной или более густой дымовой завесы — отличительная черта многих советских танков.
Изначально силовая установка для Т-90 была представлена V-12 В-84 мощностью 840 л.с. Позже танк был модернизирован и получил дизель В-92 мощностью 950 л.с. Последние версии используют двигатель В-96 мощностью 1250 л.с. Семиступенчатая коробка передач и торсионная подвеска призваны обеспечить хорошую подвижность и проходимость в любых условиях.
Максимальная скорость составляет достигает 60-65 км/час по шоссе. Запас хода 550 км, 700 км. с внешними баками. По бездорожью — 350 и 520 соответственно. Боевая масса 46-50 тонн. Тяговооруженность 21,5 л/с т.
В оригинале танк имел обозначение Т-90. Его экспортные варианты были отмечены как Т-90Е, а экспортные варианты командирской версии были известны как Т-90K. Первая модификация, получившая дизельный двигатель В-92, сварную башню и ночной комлекс ТПВ «Эсса» стала Т-90A и была предложена для экспорта под обозначением Т-90С и, в командирской версии, Т-90СК.
Т-90 был модернизирован в 1996 году и получил модульный комплекс динамической защиты «Реликт» месте с измененной схемой композитной брони, став Т-90М. Был установлен новый двигатель В-96 мощностью 1250 л.с, пушка, крепление башни и ТПВ. Навигация GPS стала стандартом. После его принятия на вооружение получил название Т-90МС.
На базе Т-90 было создано несколько различных машин, а именно БМР-3М, БРЭМ-1М, ТОС-1А Солнцепек, ИМР-3М, МТУ-90, Рамка и Э300.
Есть спорная информация о том, что проверку огнем Т-90 вероятно прошёл во время Второй чеченской войны в августе 1999 года. Во время конфликта Т-80 показал ограниченные возможности городского боя, в котором чеченские партизаны, используя тактику коротких ударов с помощью ПТРК, вывели из строя около 200 танков всего за один месяц. Т-80 был разработан для агрессивных боевых действий на ровной местности, поэтому осторожный бой на тесных улицах не был его сильной стороной. К тому же российские танкисты оказались плохо подготовлены и не имели эффективной поддержки.
7 августа 1999 года Исламская международная миротворческая бригада, включавшая в себя бойцов Аль-Каиды, вторглась в российскую республику Дагестан, чтобы начать Вторую чеченскую войну. Российская армия, вовремя учтя свои ошибки первой войны, отправила танки как часть войск, обеспечивающих взаимное прикрытие и поддержку. Об участии в этих боевых действиях практически нет данных, кроме пары документов, содержащих рекомендации по устранению недостатков Т-90 по итогам боевых действий.
Начало поставок Т-90 в Сирию можно считать началом настоящих боевых испытаний. Танк столкнулся с различными противотанковыми средствами, самым грозным из которых стал американский ПТРК TOW-2A.
В сети появилось несколько видео, например, попадание TOW в Т-90, во время которого броня российской машины выдержала удар и спасла жизнь экипажу.
Также стало известным другое видео, на котором запечатлён горящий Т-90. Скорее всего, пожар вызван возгоранием блока динамической защиты, которое перекинулось на надбой, из-за чего патроны для пулемёта раскалились и начали детонировать. Такая версия является наиболее вероятной, поскольку нет привычных съёмок запуска ПТУР, нет видео поражения танка, сам огонь вырывается лишь из одного люка.
Сейчас танк продолжает верно служить и получает модификации, например, Т-90СМ, являющуюся в каком-то смысле переходной ступенью к новейшему Т-14 Армата, и равен лучшим образцам западной бронетехники.
Т-90 экспортируется в Индию, где пользуется большим спросом, так же в Алжир, Азербайджан и Казахстан.
Разумеется, что у него есть и недостатки, но основная их часть вызвана классической компоновкой и присущи большинству ОБТ этого времени.
Окончательно их устранить может лишь принципиально новый танк вроде уже упоминавшегося Т-14 Армата, а пока что Т-90 успешно выполняет все возложенные на него задачи.
tanksdb.ru
На проходящей выставке вооружений в Нижнем Тагиле был представлен модернизированный танк Т-90С. Это настоящий «гвоздь» программы, потому что давно российская «оборонка» не представляла на нижнетагильском «Экспо» ничего подобного. Танк действительно можно назвать отличной бронемашиной. По сравнению с зарубежными аналогами он намного легче и маневреннее, при этом конструкторы снабдили машину эффективными средствами как защиты, так и нападения. Ожидалось, что модернизация Т-90С коснется лишь усиления боковых и лобовых проекций, но представленная версия на полигоне «Старатель» оказалась куда более модернизированной, чем предполагали ранее. Машина совершенно новая. Ее вполне можно было бы именовать, например, Т-92 или Т-2011. Впрочем, похоже, что сами конструкторы до конца не определились с названием, так как еще недавно речь шла о Т-90АМ. Неразбериха получилась потому, что возникли какие-то проблемы с рассекречиванием нового танка. А процесс презентации именно этой машины именно на салоне «Нижний Тагил-2011» был уже запущен. На «Уралвагонзаводе» не стали рисковать и назвали совершенно новый танк модернизацией Т-90С.
В преддверии открытия нижнетагильской выставки многие уже заблаговременно пытались раскритиковать разработку «Уралвагонзавода», указывая на то, что танк не сможет противостоять ПТУРам. Однако разработчики припасли для скептиков сюрприз в виде оснащения модернизированного Т-90С защитным комплексом, позволяющим дезориентировать системы лазерного наведения противотанковых ракет и снарядов. Стоит сказать, что танк надежно защищен и от так называемых подкалиберных снарядов. Система защиты просто ломает сердечники боеприпасов такого типа, делая их абсолютно беспомощными. Новая динамическая система защиты модернизированного Т-90С настолько эффективна, что ни одна известная на сегодняшний день противотанковая ракета не способна поразить бронемашину в лобовой проекции. Это, действительно поражает, если учесть какой мощью обладают современные ПТУРС.
Помимо своей надежной защиты танк претерпел существенные изменения и внутри. Так у механика-водителя теперь появилась возможность управлять бронированной машиной не с помощью безнадежно устаревшей системы рычагов, а на основе функционального штурвала. При этом управление может быть переведено в ручной режим. Т-90С оснащен автоматической коробкой передач, что «развязывает» руки механику-водителю. Если в предыдущих версиях российских танков он должен был и работать с рычагами поворота, и одновременно переключать скорости, то такого неудобства в модернизированной бронемашине нет. Позаботились разработчики и о том, что в танке появился кондиционер. Другими словами, уходят в прошлое те времена, когда об экипаже машины конструкторы думали в последнюю очередь.
Теперь у танка Т-90С появился и автономный генератор электроэнергии. Его внедрение позволит до минимума снизить возможность обнаружения танка противником в инфракрасном диапазоне во время его стоянки. Ранее танк в таком состоянии был идеальной мишенью для противника. При этом даже маскировка не спасала его от вездесущих регистрирующих систем инфракрасного излучения. Теперь экипаж и сама бронемашина надежно защищены даже в то время, когда танк не находится в состоянии активности.
Необходимо указать еще и на то, что у модернизированного Т-90С боекомплект находится не внутри корпуса, как это было в предыдущих моделях, а в особом модуле. Такой подход к «хранению» снарядов повышает «живучесть» танка, предотвращая боезапас от детонации при попадании в корпус танка снаряда противника.
Неудивительно, что такой бронемашиной заинтересовалось не только российское министерство обороны, но и зарубежные специалисты.
Технические характеристики
Боевая масса, т.: 46,5
Пушка, тип: 2А46М-2 пушка 125 мм, гладкоствольная, стабилизированная в двух плоскостях наведения
Калибр, мм: 125
Длина ствола, мм: 4800
Длина х высота х ширина, мм: 6860 х 3780 х 2228
Боекомплект, выстр.: 42 снаряда (из них 22 в автомате заряжания)
Тип выстрелов: бронебойный подкалиберный, кумулятивный, осколочно — фугасный
Управляемое оружие: управляемая ракета
Броневая защита, мм: 800—830 мм против БПС, 1150—1350 мм против кумулятивных боеприпасов
Динамическая защита: встроенная, «Контакт-5»
Двигатель: V-образный, 12-ти цилиндровый, многотопливный Мощность двигателя, кВт (л.с.): 1000
Максимальная скорость движения, км/ч: 60 Тип подвески: индивидуальная торсионная
Запас хода по шоссе, км: 550
Глубина преодолеваемой водной преграды, м: 1,2 (1,8 с предварительной подготовкой, 5 с ОПВТ)»
topwar.ru
После появления «Арматы» на прошлогоднем параде Победы мысли многих любителей бронетанковой техники прикованы именно к новинке отечественного танкостроения. При этом в тень практически ушел российский же Т-90С «Тагил». А зря, так как танк этот замечательный, что ярко демонстрируют последние сирийские события. По степени защищенности и боевой эффективности он значительно превосходит даже последние модификации Т-72. Остается только сожалеть, что в наших войсках этой техники едва ли не меньше, чем у зарубежных покупателей.
Внешний вид машины очень «прилизанный» и аккуратный, облик «Тагила» ничем не уступает современным западным машинам. Но обращать внимание на внешность было бы глупо… если бы и внутреннее содержимое ей не соответствовало.
Для этого танка характерно следование основным канонам отечественного танкостроения, включая минимально возможный силуэт, очень малую массу в сравнении со всеми западными образцами, отличные показатели скорости и маневренности. Особенно ценится способность Т-90С (характеристики которого мы рассмотрим далее) сходу преодолевать многие препятствия, для форсирования которых более тяжелым машинам требуется предварительная инженерная подготовка местности.
Справедливости ради стоит заметить, что «низкий силуэт», являвшийся «визитной карточкой» нашей бронетехники, в современных условиях предоставляет мало преимуществ. Прошли те времена, когда танкисты выцеливали вражеские танки по пушке (реальные случаи ВОВ). Сегодня все нормальные ПТРК позволяют поражать цели размером с легковую машину с расстояния в несколько километров. Так что размеры танка особой роли не играют. Куда важнее подвижность: фото «танк Т-90С в полете» наглядно демонстрируют, что эта характеристика у машины на высоте.Описываемая нами модификация изначально предназначена для экспорта в страны Персидского залива и прочие государства региона, которые с давних пор являются партнерами СССР и, впоследствии Российской Федерации в области торговли вооружением.
Сразу расскажем о том, чем конкретно вооружен один из наиболее узнаваемых и уважаемых танков мира. Пушка калибра 125-мм модели 2А46М-5 или 125-мм 2А82 – основное орудие, позволяющее вести огонь как стандартными снарядами, так и самонаводящимися ракетами класса земля-земля-воздух. Так что машина может поражать цели на земле, воде, а также использоваться для стрельбы по низколетящим воздушным объектам. В боекомплект входит до 40 снарядов и/или ракет, так что Т-90С, фото которого есть в статье, способен вести длительный бой.
Вспомогательным оружием является пулемет 6П7К (ПКТМ). Предназначен для уничтожения вражеской пехоты, находящейся в мертвой зоне основного орудия. Так как он спарен с пушкой, можно вести пристрелочный огонь. В стандартный его боекомплект входит 2000 патронов 7,62х54R. Все это вооружение установлено на башне совершенно новой компоновки, имеющей мало общего с таковой у «старичка» Т-72.Куда интереснее дистанционно управляемый модуль Т05БВ-1, в состав которого входит еще один пулемет 6П7К (ПКТМ). Идеально подходит для действий в городских условиях, так как позволяет уничтожать вражескую пехоту, располагающуюся значительно выше сектора обстрела из стандартного вооружения. В боекомплект входит 800 патронов 7,62х54R.
Модель Т-90С является логичным продолжателем идей, заложенных еще в танках Т-90А. Но и отличий от них, а также от Т-72, у «Тагила» хватает. Сразу бросаются в глаза следующие нюансы:
Некоторые «эксперты» считают, что башня этого танка заметно уязвимей в сравнении с Т-80 или даже Т-72. В качестве доводов они приводят увеличение ее размеров. Но на практике все оказывается совершенно наоборот.
Достижение повышенной боевой живучести осуществлено за счет адекватного размещения боеприпасов. Во-первых, дополнительные выстрелы размещаются в нише с вышибными панелями. Во-вторых, сам автомат заряжания находится на уровне катков, а потому его поражение в боевых условиях слабо вероятно. Этим танки Т-72/90 выгодно отличаются от Т-64/80, у которых снаряды расположены по периметру башни вертикально. Пробитие башенной брони у этих машин с вероятностью более 90% вызывает детонацию всего боекомплекта. С кормы башня Т-90 надежно защищена массивным инструментальным ящиком.
Так как Т-90С в бою уже бывал (Сирия), то его высокая защищенность вполне подтвердилась на практике.
СУО отечественного танка обеспечивает визуальное обнаружение и сопровождение вражеских целей на дистанциях до пяти километров. В отличие от предыдущих модификаций, на этом танке могут быть одновременно задействованы как командирский прицел, так и приборы наводчика. Существенно повышены возможности для обзора поля боя: в движении, на ходу, в полной темноте.
Впервые в практике отечественного танкостроения был задействован режим взаимодействия между несколькими машинами, автоматическое сопровождение целей, а также автоматическое вычисление наиболее оптимального режима стрельбы, для чего электроника ориентируется на температуру, влажность, скорость ветра и другие факторы внешней среды.
Если в боевых условиях полностью выйдет из строя СУО, или же в результате огня противника была повреждена бортовая электросеть, экипаж может воспользоваться альтернативным режимом стрельбы, для которого предназначены дублирующие прицелы. В отличие от предыдущих разновидностей отечественных танков, именно танк Т-90С получил штатное оборудование для помехоподавления, радиоразведки и системы помех для отражения атак вражеских ПТРК.
Все проекции танка получили значительно более выраженную защиту от попаданий противотанковых орудий, ПТРК и гранатометов. Конструкторы предусмотрели перспективы дальнейшей модернизации этой техники, что выражается в модульности всей конструкции: если возникнет такая необходимость, то можно быстро модернизировать танк, не затрачивая для этого большие средства.
Так что Т-90С, экспорт которого постоянно наращивается, является очень перспективной машиной, которая еще долгое время не утратит своего значения на мировых оружейных рынках.
Подвижность и управляемость были значительно повышены за счет установки более мощного дизеля и роботизированного переключения передач. Последнее обстоятельство является громадным облегчением для механиков-водителей, особенно в условиях жаркого климата Ближневосточного ТВД. Кстати говоря, силовая установка описываемой нами модификации изначально предназначена для эксплуатации в условиях предельно жаркого и сухого климата, что особенно ценится заказчиками. Так что танк Т-90С, характеристики которого предусматривают использование машины в столь специфичных условиях, наверняка будет востребован еще долго.
Высокое сочетание технических и боевых характеристик позволяет вести бой на Т-90 в самых различных условиях, вне зависимости от климатических факторов, времени года и суток. Во многом улучшение подвижности эксперты объясняют наличием на этом танке штурвала вместо старых рычагов и роботизированной КПП, что делает российский ракетно-пушечный танк Т-90С одним из наиболее удобных в своем классе.
Все эти «роскошества» позволяют упростить подготовку механика-водителя и, вместе с тем, сделать управление тяжелой машиной лучше. На Т-90 водитель может сосредоточиться на дороге и быстром маневрировании в условиях боя. Как показал опыт первой Чеченской кампании, это немаловажно. Так что Т-90С «Тагил», характеристики которого мы рассматриваем, явно должен обладать большей живучестью.Как известно, в мире нет ничего идеального. Нет и идеальных танков. К числу недостатков описываемой нами машины можно, в частности, отнести плотную компоновку. Нет, в чем-то эта характеристика хороша (меньше размер и масса), но при пробитии брони кумулятивной струей почти гарантировано будет задето что-то из оборудования или пострадает кто-то из экипажа.
Кроме того, на первых модификациях была очень плохая СУО. С ситуаций до сравнительно недавнего времени справлялись, покупая комплектующие… у Франции. Кстати, аналогичное оборудование ставили и на Т-72Б3. Как ситуация обстоит сейчас, неизвестно. Учитывая, что танк Т-90С, характеристики которого были кратко освещены в статье, является одним из наиболее совершенных отечественных машин, такая зависимость от импортных комплектующих не совсем понятна.
Наконец, осталась действительно странная ситуация со снарядами. С одной стороны, часть из них размещена в кормовой нише, что хорошо. С другой – конструкторы напрочь игнорируют мнения самих танкистов и опыт обоих Чеченских кампаний, продолжая упорно распихивать «дополнительные» выстрелы по всем уголкам обитаемого отделения. Одна более-менее «удачная» граната – и всему экипажу гарантировано приходит конец. Конечно, увеличение БК – дело хорошее, но для чего наступать на старые грабли?
Известно также, что у ранних модификаций частенько ломались торсионы на задних катках. Как дела с этим обстоят на этой версии, неизвестно. Во всяком случае, отсутствие рекламаций со стороны покупателей позволяет сделать вывод об устранении этого явления. Учитывая, что Т-90С, экспорт которого ведется в несколько стран, охотно покупают, вряд ли заказчики оставили бы без внимания такой недостаток.
На современном этапе развития эволюция всех танков и средств их поражения идет по двух разнонаправленным направлениям: бронемашины постоянно совершенствуются в своем качественном развитии, в то время как разработчики ПТРК делают упор на преодолении систем их защиты. Именно поэтому еще 10-15 лет назад бытовало мнение, что вскоре танки станут не нужны на поле боя. Однако американский опыт в Ираке доказал, что штурм укрепленных районов в городах без танков невозможен: только под прикрытием тяжелых машин пехота может быстро продвигаться внутрь вражеских позиций, не тратя много времени на преодоление огневых точек.
Так что танк Т-90С – своего рода компромисс между необходимостью и реальностью. Он хорош как массовый танк для большой страны с призывной армией. При кажущейся простоте основы машину можно модернизировать, так как потенциал для этого есть. Кроме того, на базе этой машины можно создавать десятки разновидностей вспомогательной и боевой техники. Так что Т-90С – «звезда» современного танкового мира.fb.ru
Основной боевой танк Т-90
История создания
Т-72Б серийного производство, которого было начато в 1985 году уже на момент своего создания оказался устаревшим по показателям комплекса управления огнем, так автоматизированная СУО на нем вообще отсутствовала. Т-72Б отставал как от зарубежных танков «Леопард-2» и «Абрамс» так и отечественных Т-80БВ, Т-64БВ, Т-80У и Т-80УД, производство которых велось во второй половине 80-х. Поэтому сразу после начала производства Т-72Б начались работы по его совершенствованию. Были разработаны различные варианты модернизации, включавшие установку комплекса управления вооружением 1А45 уже устанавливаемого на Т-80УД и Т-80У при сохранении существующей компоновки Т-72Б. Модернизированная машина получила индекс «Объект-188». Первые четыре танка поступили на испытания в 1989 году, еще два доработанных образца испытывали в 1990-ом.
Наряду с установкой 1А45 существовал и более простой вариант усовершенствования включавший модификацию танкового прицельного комплекса 1А40-1 и установку комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1».
Конструкция танка «Т-72Б усовершенствованный» не имела серьезных отличий от Т-72Б, а система 1А45 уже давно была отработана на танках разработанных ХКБМ им. Морозова и ленинградского «Спецмаша». По сути, в задачу конструкторов УКБТМ входило только установить готовый комплекс управления вооружением в танк Т-72Б. Но даже эта задача оказалась трудной для конструкторов УКБТМ, из-за чего, по мнению, как испытателей, так и танкистов рабочее поле наводчика и командира и эргономика их рабочих мест реализованы неудачно.
Танк был принят на вооружение в 1992 году после развала СССР. Изначально для этой достаточно скромной модернизации предполагалось и новое название «Т-88», которое позднее заменили на «Т-90».
Производство танков Т-90 для российской армии началось в 1992 году, в достаточно тяжелые для России времена, но благодаря покровительству президента России Б. Н. Ельцина до этого председателя Свердловского обкома финансирование завод получал. С 1992 по 1997 год для вооруженных сил России было выпущено около 120 танков Т-90. Первые машины попадали в учебные центры, Т-90 поступили на вооружение 21 Таганрогской ордена Суворова мотострелковой дивизии и 5 гвардейской донской танковой дивизии. В 90-е годы часть танков была разукомплектована, многие были не боеспособны. В середине 2000-х оставшиеся танки Т-90 были переведены из Сибири во 2-ою гвардейскую таманскую дивизию в Подмосковье и ряд учебных центров.
Компоновка танка Т-90
Для поставок за рубеж была разработана экспортная модификация танка Т-90С с усовершенствованными характеристиками. С 2004 года началось производство усовершенствованного Т-90А.
Огневая мощь
Основным вооружением Т-90 является 125-мм модернизированная гладкоствольная пушка-пусковая установка 2A46M-2.
Боекомплект танка — 43 выстрела из них 22 выстрела укладываются во вращающий транспортер автомата заряжания и 21 в немеханизированных укладках.
С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62. Боекомплект пулемета 200 патронов (8 лент по 250 патронов). Стрельбу из спаренного с пушкой пулемета можно вести с места наводчика или командира.
Зенитный пулемет размещен на командирском люке, имеет дистанционное управление и предназначен для стрельбы по воздушным и наземным целям с закрытыми люками танка с места командира. Угол наведения по вертикали составляет от -5° до +70°, по горизонту — в диапазоне +/- 90° по курсу, или 360° вместе с башней танка. По вертикали в диапазоне углов от -3° до +30° пулемет стабилизирован. Боекомплект к зенитному пулемету 300 патронов (2 ленты в магазинах по 150 каждая).
Основным противотанковым вооружением Т-90 также являются бронебойные подкалиберные снаряды (3БM-22, 3БM-26, БМ-29, 3БM-42) и комплекс управляемого вооружения с выстрелами 3УБК14 и 3УБК20. Скорострельность — 6…8 выстрелов в минуту. Российские БПС из боекомплекта Т-90 отстают по бронепробиваемости от американских т.к. в основном были разработаны еще в 80-е годы при СССР.
Еще одним фактором, сдерживающим развитие боеприпасов повышенного могущества для танка Т-90 являются ограничения автомата заряжания (АЗ) по длине заряжаемого снаряда.
Танки Т-90, оснащенные КУВ 9К119 «Рефлекс» получают принципиально новые боевые возможности: дальность стрельбы ТУР в 2…2,5 раза превышает дальность ответного огня БПС любых современных танков. Это позволяет отечественным танкам выигрывать бой до входа в зону эффективного огня танков противника.
Размещения боекомплекта в танке Т-90
Комплекс управления огнем 1А45-Т состоит из дневного прицела наводчика 1Г46, ночного комплекса наводчика ТО1-КО1 с прицелом «Буран-ПА», прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29, баллистического вычислителя 1В528-1 с датчиками входной информации, стабилизатора вооружения 2Е42-4 и других устройств.
Дневной прицел наводчика 1Г46 имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал управления управляемой ракетой.
Ночной прицельный комплекс ТО1-КО1 с прицелом ТПН-4 «Буран-ПА» с электронно-оптическим преобразователем.
Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С состоит из комбинированного дневно-ночного прицела командира ТКН-4С и датчика положения пушки. Комбинированный прицел командира ТКН-4С стабилизирован в вертикальной плоскости и имеет три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 8х и ночной канал с кратностью 5,4х. Командир может переключаться с дневного канала на ночной (с электронно-оптическим преобразователем) и обратно при помощи рычажка.
Зенитный прицел позволяет командиру вести огонь по воздушным целям из зенитно-пулеметной установки находясь под защитой брони башни.
Баллистический вычислитель 1В528-1 для расчета баллистических поправок автоматически учитывает сигналы, поступающие со следующих датчиков: скорости танка, угловой скорости цели, угла крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно для расчета вручную вводятся следующие параметры: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха и др.
Недостатками комплекса управления огнем Т-90 являются погрешности стабилизации поля зрения ночного прицела, что затрудняет наблюдение и прицеливание в движении. Ночной прицел ТПН-4 имеет зависимую стабилизацию в обеих плоскостях.
На Т-90С и Т-90А установлена усовершенствованная система управления огнем с тепловизионным прицелом «Есса» условия для наблюдения за целью и прицеливание через второй прицел в движении не хуже, чем при работе через первый.
Защищенность Т-90
Конструкция башни с литой основой танка Т-90 аналогично применявшейся на Т-72Б. Пакеты наполнителя относится к «полуактивному» типу.
На лобовой части башнги танка Т-90 установлено 7 контейнеров и один блок динамической защиты, которые перекрывают менее половины лобовой проекции башни при курсовых углах обстрела 0°.
На крыше башни установлен 21 контейнер, защищающий от боеприпасов атакующих сверху.
В связи с неудачной схемой установки прожекторов-постановщиков помех из состава КОЭП «Штора-1» большой участок проекции башни в наиболее угрожающих секторах обстрела не защищен динамической защитой. Участки по бокам от амбразуры также защищены весьма слабо, одним контейнером и одной секцией уменьшенного размера.
Дальнейшая модернизация башни затруднена по причине значительного момента неуравновешенности башни (центр тяжести смещен вперед).
Бронирование корпуса Т-90 состоит из разнесенных преград из стали повышенной твердости и бронирования с использованием «отражающих листов» по принципу функционирования аналогичных пакету, применяемому в башне танка.
На верхней детали лобового узла установлена встроенная динамическая защита «Контакт-V» обеспечивающая защиту не только от кумулятивных ПТС а и от ОБПС.
На бортах корпуса установлены силовые экраны с встроенной динамической защитой.
Танки, оснащенные встроенной динамической защитой «Контакт-V» обеспечивают защиту от бронебойного подкалиберного снаряда (БПС) М829А1.
Характеристики сравнения | |||||||
Тип | Страна-производитель | Б.вес, т. | Бронепробиваемость (мм./600) | Защита экв. (мм.) | |||
БПС | КС | от БПС | от КС | ||||
Т-90 | РФ | 46,5 | 220…300 | 350 | 670…700 | 1000 | |
Комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1»
Комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1», обеспечивающий танку индивидуальную защиту от находящихся на вооружении большинства армий мира противотанковых управляемых ракет (ПТУР) с командными полуавтоматическими системами наведения типа «TOW», «Hot», «Milan», «Dragon» и лазерными головками самонаведения типа «Maverick», «Hellfiree», «Copper head» за счет создания активных помех их наведению. В доли секунды после попадания лазерного луча дальномера “противника” автоматика Т-90 звуковым сигналом предупредила экипаж об опасности и отстрелила в угрожаемом направлении гранату, которая, взорвавшись, создала плотное аэрозольное облако, полностью поглотившее танк. В результате лазерный дальномер потерял цель и ПТУР сбилась с курса.
Комплекс “Штора- 1” состоит из двух самостоятельных систем: дистанционной системы постановки аэрозольных образо вании, предназначенных для перекрытия полей зрения (аппаратурных и визуальных) систем наведения, использующих лазерный подсвет, и станции оптико-электронного противодействия ТШУ 1-7, предназначенной для организации ложных сигналов в контуре управления противотанковых снарядов с полуавтоматическими командными системами наведения.
Комплекс “Штора- 1” обеспечивает: постановку помех в виде модулированного инфракрасного излучения, воздействующего на полуавтоматическую систему управления ракетой; автоматический отстрел аэро-золеобразующей гранаты в направлении источника лазерного подсвета и перекрытие этого направления аэрозольной завесой, определение направления на источник лазерного подсвета и выдачу команды на поворот башни танка в указанном направлении, световую и звуковую сигнализацию при облучении танка лазерными целеука-зателями и дальномерами, постановку перед танком маскирующей аэрозольной завесы.
Станция оптико-электронного подавления ОТШУ-1, установленная на танке Т-90С, обеспечивает постановку помех в виде модулированного ИК-излучения в диапазоне длин волн 0.7-2.5 мкм в секторе +-20 градусов от оси канала ствола по горизонту и на 4.5 градуса — по вертикали.
Система постановки аэрозольной завесы реагируют на лазерное злучение в пределах 360 градусов по азимуту и -5…+25 в вертикальной плоскости. Аэрозольная завеса образуется на удалении 55- 70 метров через 3 секунды после отстрела гранат 3Д17. Время действия аэрозольного облака составляет около 20 секунд (по данным зарубежных источников). Вес системы — около 400 кг.
Тактические характеристики системы ШТОРА | |
Вероятность срыва прицельного наведения противотанкового оружия типов АТЛИС, ТАДС, ПЕЙВ-СПАЙК | днем 0,85 |
Вероятность срыва управляемых ракет с лазерной головкой самонаведения типа «Мейверик», «Хелфайр» | 0,8 |
Вероятность срыва управляемых артиллерийских снарядов типа «Копперхед» | 0,8 |
Вероятность срыва наведения целеуказателей с электронно-оптическим модулятором | 0,8 — 0,9 |
Вероятность срыва наведения противотанковых управляемых ракет с телевизионными головками «Мейверик», «Хелфайр» | 0,54 |
Вероятность срыва наведения противотанковых управляемых ракет типа «Милан», «Хот» | 0,6 |
Повышение вероятности защиты от артиллерийских систем с лазерными дальномерами, в разах | 1,3 — 3,0 |
Подвижность
На танке установлен двигатель В-84МС мощность 840 л.с. отличающийся от В-84-1 конструкцией выпускных коллекторов.
Семискоростная бортовая коробка передач (БКП), была разработана в начале 60-х годов для танка Т-64 под двигатель 5ТДФ, мощностью 700 л.с. В 70-е годы БКП была усилена под двигатели В-46, а затем и В-84 и В-92.
Естественно, что БКП разработанные в 60-х годах уже не полностью соответствуют современным требованиям. Из-за использования устаревшей схемы механизма поворота, роль которого выполняют бортовые ступенчатые коробки передач, маневренность российского танка Т-90 ниже, чем у зарубежных танков.
Кроме маневренности недостатком трансмиссии танка является низкая скорость заднего хода — 4,8 км/ч. На современных западных танках используется гидрообъемные механизмы поворота с цифровыми системами автоматического управления, обеспечено движение задним ходом до 30 км/ч.
Другим аспектом является удобство обслуживания танкового двигателя, в чем В-84 уступают зарубежным дизелям. Замена двигателя затруднена из-за плохого доступа к нему в моторном отделении и необходимости проведения центровочных работ — замена двигателя заводской бригадой в составе 4 человек занимает 22.2 часа. Наличие гитары и необходимость центровки с ней других агрегатов затрудняет и усложняет ремонтные работы в моторно-трансмиссионном отделении. Это не соответствовало требованиям, предъявляемым к перспективной бронетанковой технике еще в 70-е годы.
Ходовая часть Т-90 аналогична применяемой на Т-72Б.
Тактико-технические характеристики | ||
Параметр | Единица измерений | Т-90 |
Полная масса | т | 46,5 |
Экипаж | чел. | 3 |
Удельная мощность | л.с./т | 18 |
Двигатель | Л.с. | В-84МС |
Ширина танка | ||
Удельное давление на грунт | кгс/см2 | 0,94 |
Температурный режим работы | °С | -40…+50 (со снижением мощности) |
Длина танка | ||
с пушкой вперед | мм | 9530 |
корпуса | мм | 6917 |
Ширина танка | ||
по гусенице | мм | 3370 |
по съемным защитным экранам | мм | 3780 |
Высота по крыше башни | мм | 2228 |
Длина опорной поверхности | мм | 4270 |
Дорожный просвет | мм | 426…470 |
Ширина колеи | мм | 2790 |
Скорость движения | ||
Средняя по сухой грунтовой дороге | км/ч | 35…40 |
Максимальная по дороге с твердым покрытием | км/ч | 60 |
На передаче заднего хода, максимальная | км/ч | 4,18 |
Расход топлива на 100 км | ||
По сухой грунтовой дороге | л, до | 260…450 |
По дороге с твердым покрытием | л, до | 240 |
на основных топливных баках | км | 460 |
с дополнительными бочками | км | 650 |
Боекомплект | ||
Выстрелов к пушке | шт | 42 |
(из них в конвейере механизма заряжания) | шт | 22 |
Патронов: | ||
к пулемету КТ-7,62 | шт | 2000 |
к пулемету КТ-12,7 | шт | 300 |
Аэрозольных гранат | шт | 12 |
www.btvt.narod.ru
Танки Самолеты | Танк Т-90, представляющий собой усовершенствованный танк Т-72Б, принят на вооружение в 1993 году. Появление танка вызвано необходимостью модернизации существующих образцов с учетом опыта войны в Персидском заливе, а также переориентацией производства на российские комплектующие. В средней части Т-90 установлена низкая плоская башня со смещенной вправо командирской башенкой. Лобовая часть башни укреплена активной плиточной броней второго поколения. Навесные блоки брони могут быть установлены и на крыше башни, создавая дополнительную защиту от поражения с воздуха. Сиденье механика-водителя находится в передней части корпуса танка. Над ним располагается люк и широкоугольная оптическая система. Носовая часть танка оборудована остроугольным отвалом, снабженным креплением для минного трала КМТ-6. В качестве основного вооружения на Т-90 установлена гладкоствольная 125-мм пушка 2А46М, оснащенная съемным термоизоляционным кожухом. В боекомплект пушки Т-90 введен осколочно-фугасный снаряд с электронным дистанционным взрывателем. Для подготовки взрывателя к работе в режиме дистанционного подрыва используется установщик временных интервалов. Справа от орудия расположен спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ. На башне размещается 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ, оснащенный системой дистанционного управления 1Ц29 со стабилизацией в вертикальной плоскости. 125-мм пушка танка приспособлена для стрельбы ПТУР АТ-11 с лазерным наведением. Дальность стрельбы ПТУР составляет 4000 м. Комплекс управления огнем 1А45 позволяет наводчику и командиру вести прицельную стрельбу артиллерийскими выстрелами из пушки днем и ночью с места и в движении, управляемыми ракетами — с места. В состав комплекса входят система управления огнем 1А42, комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс», приборно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С и тепловизионный танковый комплекс Т01-П02Т. Таким образом, танк Т-90 способен поразить большинство танков и вертолетов противника, оставаясь вне зоны досягаемости. Входящие в состав системы управления огнем цифровой баллистический вычислитель 1В528-1 с емкостным датчиком ветра ДВЕ-БС и лазерный дальномер позволяют с высокой точностью поражать цели и в ночных условиях. Комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-2 «Штора» обеспечивает дополнительную защиту танка Т-90 путем создания помех в оптическом диапазоне линиям управления ПТУР (снарядов, авиабомб, авиационных УР), имеющих оптическую обратную связь, либо с лазерным наведением (подсветкой). Эта система состоит из двух ИК-прожекторов, расположенных рядом с пушечным стволом. Прожекторы постоянно включены и излучают закодированный ИК-сигнал, препятствующий точному наведению ПТУР противника. На башне танка установлены 12 гранатометов для постановки аэрозольных завес. Броневая защита лобовой части корпуса и башни Т-90 представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров: на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых экранах — 96. С 1988 года на серийных танках Т-90 (Т-72Б) применяется встроенная динамическая защита. Корпус танка сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 63° от вертикали. Башня литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от 10° до 25°. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. Танк Т-90 отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа. Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б «Туча» для постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования ЗЭЦ13 «Иней». Танк Т-90 имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6. На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув. Мощность двигателя составляет 840 л. с. Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72). Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира, Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха. Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидро-сервоуправление и собственную масляную систему. Танк Индии Т-90 «Бхишма» В 2006 году правительство Индии подписало контракт стоимостью 2,5 млрд долларов на лицензионное производство 1000 танков Т-90 «Бхишма» (имя в честь легендарного героя древнеиндийского эпоса «Махабхарата») В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6-ом узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки — внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски. Танк Т-90 Танк Т-90 имеет несколько модификаций и поставляется в разные страны мира Танк Т-90 оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи «Абзац», который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить 10 частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности. Тактико-технические характеристики основного боевого танка Т-90:
Модификации основного боевого танка Т-90
Источники:
|
wikiwar.ru