На сегодняшний день, авиация практически на 100% состоит из машин, которые используют газотурбинный тип силовой установки. Иначе говоря – газотурбинные двигатели. Однако, несмотря на всю возрастающую популярность авиаперелетов сейчас, мало кто знает каким образом работает тот жужжащий и свистящий контейнер, который висит под крылом того или иного авиалайнера.
Газотурбинный двигатель, как и поршневой двигатель на любом автомобиле, относится к двигателям внутреннего сгорания. Они оба преобразуют химическую энергию топлива в тепловую, путем сжигания, а после — в полезную, механическую. Однако то, как это происходит, несколько отличается. В обоих двигателях происходит 4 основных процесса – это: забор, сжатие, расширение, выхлоп. Т.е. в любом случае в двигатель сначала входит воздух (с атмосферы) и топливо (из баков), далее воздух сжимается и в него впрыскивается топливо, после чего смесь воспламеняется, из-за чего значительно расширяется, и в итоге выбрасывается в атмосферу. Из всех этих действий выдает энергию лишь расширение, все остальные необходимы для обеспечения этого действия.
А теперь в чем разница. В газотурбинных двигателях все эти процессы происходят постоянно и одновременно, но в разных частях двигателя, а в поршневом – в одном месте, но в разный момент времени и по очереди. К тому же, чем более сжат воздух, тем большую энергию можно получить при сгорании, а на сегодняшний день степень сжатия газотурбинных двигателей уже достигла 35-40:1, т.е. в процессе прохода через двигатель воздух уменьшается в объеме, а соответственно увеличивает свое давление в 35-40 раз. Для сравнения в поршневых двигателях этот показатель не превышает 8-9:1, в самых современных и совершенных образцах. Соответственно имея равный вес и размеры газотурбинный двигатель гораздо более мощный, да и коэффициент полезного действия у него выше. Именно этим и обусловлено такое широкое применения газотурбинных двигателей в авиации в наши дни.
А теперь подробней о конструкции. Четыре вышеперечисленных процесса происходят в двигателе, который изображен на упрощенной схеме под номерами:
Таким образом получается замкнутый цикл. Воздух входит в двигатель, сжимается, смешивается с горючим, воспламеняется, направляется на лопатки турбины, которые снимают до 80% мощности газов для вращения компрессора, все что осталось и обуславливает итоговую мощность двигателя, которая может быть использована разными способами.
В зависимости от способа дальнейшего использования этой энергии газотурбинные двигатели подразделяются на:
Двигатель, изображенный на схеме выше, является турбореактивным. Можно сказать «чистым» газотурбинным, ведь газы после прохождения турбины, которая вращает компрессор, выходят из двигателя через выхлопное сопло на огромной скорости и таким образом толкают самолет вперед. Такие двигатели сейчас используются в основном на высокоскоростных боевых самолетах.
Турбовинтовые двигатели отличаются от турбореактивных тем, что имеют дополнительную секцию турбины, которая еще называется турбиной низкого давления, состоящую из одного или нескольких рядов лопаток, которые отбирают оставшуюся после турбины компрессора энергию у газов и таким образом вращает воздушный винт, который может находится как спереди так и сзади двигателя. После второй секции турбины, отработанные газы выходят фактически уже самотеком, не имея практически никакой энергии, поэтому для их вывода используются просто выхлопные трубы. Подобные двигатели используются на низкоскоростных, маловысотных самолетах.
Турбовентиляторные двигатели имеют схожую схему с турбовинтовыми, только вторая секция турбины отбирает не всю энергию у выходящих газов, поэтому такие двигатели также имеют выхлопное сопло. Но основное отличие состоит в том, что турбина низкого давления приводит в действия вентилятор, который закрыт в кожух. Потому такой двигатель еще называется двуконтурным, ведь воздух проходит через внутренний контур (сам двигатель) и внешний, который необходим лишь для направления воздушной струи, которая толкает двигатель вперед. Потому они и имеют довольно «пухлую» форму. Именно такие двигатели применяются на большинстве современных авиалайнеров, поскольку являются наиболее экономичными на скоростях, приближающихся к скорости звука и эффективными при полетах на высотах выше 7000-8000м и вплоть до 12000-13000м.
Турбовальные двигатели практически идентичны по конструкции с турбовинтовыми, за исключением того, что вал, который соединен с турбиной низкого давления, выходит из двигателя и может приводить в действие абсолютно что угодно. Такие двигатели используются в вертолетах, где два-три двигателя приводят в действие единственный несущий винт и компенсирующий хвостовой пропеллер. Подобные силовые установки сейчас имеют даже танки – Т-80 и американский «Абрамс».
Газотурбинные двигатели имеют классификацию также по другим признакам:
Турбореактивный двигатель с осевым компрессором получил широкое применение. При работающем двигателе идет непрерывный процесс. Воздух проходит через диффузор, притормаживается и попадает в компрессор. Затем он поступает в камеру сгорания. В камеру через форсунки подается также топливо, смесь сжигается, продукты сгорания перемещаются через турбину. Продукты сгорания в лопатках турбины расширяются и приводят ее во вращение. Далее газы из турбины с уменьшенным давлением поступают в реактивное сопло и с огромной скоростью вырываются наружу, создавая тягу. Максимальная температура имеет место и на воде камеры сгорания.
Компрессор и турбина расположены на одном валу. Для охлаждения продуктов сгорания подается холодный воздух. В современных реактивных двигателях рабочая температура может превышать температуру плавления сплавов рабочих лопаток примерно на 1000 °С. Система охлаждения деталей турбины и выбор жаропрочных и жаростойких деталей двигателя — одни из главных проблем при конструировании реактивных двигателей всех типов, в том числе и турбореактивных.
Особенностью турбореактивных двигателей с центробежным компрессором является конструкция компрессоров. Принцип работы подобных двигателей аналогичен двигателям с осевым компрессором.
Полезные статьи по теме.
Ещё узлы и агрегаты
avia.pro
Турбина Уэльса
— Принцип работы лопаток турбины Турбина Уэльса (Уэллса) (англ. Wells turbine) воздушная турбина низкого давления имеющая симметричную аэродинамическую поверхность лопаток, позволяющую им … ВикипедияГОСТ 23851-79: Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения — Терминология ГОСТ 23851 79: Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения оригинал документа: 293. Аварийное выключение ГТД Аварийное выключение Ндп. Аварийное отключение ГТД D. Notausschaltung Е. Emergency shutdown F. Arrêt urgent… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
воздушный турбостартер — BTC Ндп. воздушная турбина Турбина, работающая на сжатом воздухе и используемая в качестве пускового устройства для запуска ГТД. [ГОСТ 23851 79] Недопустимые, нерекомендуемые воздушная турбина Тематики двигатели летательных аппаратов Синонимы BTC … Справочник технического переводчика
Планер Гимли — Планёр Гимли Общие сведения Дата 23 июля 1983 г. Характер Закончилось топливо из за неисправности приборов и ошибки техников Место Авиабаза Гимли, Канада Пункт … Википедия
Воздушный турбостартер — 224. Воздушный турбостартер BTC Ндп. Воздушная турбина D. Druckluftturboanlasser Е. Air Turbine starter F. Démarreur á turbine á air Турбина, работающая на сжатом воздухе и используемая в качестве пускового устройства для запуска ГТД Источник:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Ветроэлектрическая станция — ветроэнергетическая установка, преобразующая кинетическую энергию ветрового потока в электрическую. В. с. состоит из ветродвигателя (См. Ветродвигатель), генератора электрического тока, автоматических устройств управления работой… … Большая советская энциклопедия
Пулеметно-пушечное вооружение — авиационное авиационные пулеметы, пушки с их установками, а также боепасы к ним и прицельные системы, применяемые на летательных аппаратах. Основные характеристики: калибр пушек 20 57 мм, калибр пулемётов 7,62 15 мм, темп стрельбы 300 10000… … Энциклопедия техники
пулемётно-пушечное вооружение — авиационное авиационные пулеметы, пушки с их установками, а также боеприпасы к ним и прицельные системы, применяемые на летательных аппаратах. Основные характеристики: калибр пушек 2057 мм, калибр пулемётов 7,6215 мм, темп… … Энциклопедия «Авиация»
пулемётно-пушечное вооружение — авиационное авиационные пулеметы, пушки с их установками, а также боеприпасы к ним и прицельные системы, применяемые на летательных аппаратах. Основные характеристики: калибр пушек 2057 мм, калибр пулемётов 7,6215 мм, темп… … Энциклопедия «Авиация»
translate.academic.ru
Изобретение относится к области энергомашиностроения, а именно к стационарным и транспортным турбинным установкам, и может быть использовано в судовых и в других энергетических системах. Реактивная воздушная турбина состоит из ротора, реактивных сопел в плоскости вращения турбины, оси которых перпендикулярны радиусу турбины, и устройств подвода воздуха к реактивным соплам. В корпусе устройства подвода воздуха размещены не менее двух соосных сужающихся сопел и средства ионизации воздуха, при этом, по меньшей мере, одно сопло жестко или с возможностью осевого перемещения введено в следующее по ходу движения воздуха сопло с образованием между ними полости, причем не менее чем одна полость сообщена с устройствами подачи и отсоса воздуха, и не менее чем в одной полости размещены впускные клапаны на ее стенке и указанные средства ионизации воздуха. В полостях размещены датчики давления, на входном и выходном соплах — датчики скорости потока с выдачей информации с датчиков на блок управления работой установки. Входные сечения входного сопла и реактивного сопла выполнены в виде прямоугольной щели, ориентированной вдоль вала ротора, при этом нижняя сторона щели совпадает с цилиндрической обшивкой ротора. Использование изобретения обеспечит повышение эффективности, позволяет упростить конструкцию, снизить массу, габариты, расход и необходимые запасы топлива транспортных средств. 2 ил.
Изобретение относится к области энергомашиностроения, а именно к стационарным и транспортным турбинным установкам. Может быть использовано в судовых и в других энергетических системах, а также в качестве силовой установки транспортных средств.
Известны реактивные турбины, содержащие ротор, направляющий аппарат и рабочие лопатки [1].
Недостатки этих турбин — сложное конструктивное оформление проточной части, имеющей два вида облопачивания, и сравнительно низкая эффективность.
Известна реактивная турбина, содержащая ротор с каналами подвода рабочего тела к соплам, размещенным в плоскости вращения ротора, при этом оси сопел перпендикулярны его радиусу [2]. Эта турбина принята за прототип.
Недостатки прототипа — большие гидравлические потери в каналах подвода рабочего тела, сравнительно низкая эффективность.
Технический результат изобретения — повышение эффективности реактивной турбины за счет использования энергии воздуха, в том числе упрощение конструкции, снижение массы и габаритов турбины, расхода и необходимых для транспортных средств запасов топлива.
Технический результат достигается тем, что в известном устройстве, состоящем из ротора, реактивных сопел в плоскости вращения турбины, оси которых перпендикулярны радиусу турбины, и устройства подвода воздуха к реактивным соплам, в корпусе устройства подвода воздуха размещены не менее двух соосных сужающихся сопел и средства ионизации воздуха. При этом, по меньшей мере, одно сопло жестко или с возможностью осевого перемещения введено соосно в следующее по ходу движения воздуха сопло с образованием между ними полости, причем не менее чем одна полость сообщена с устройствами подачи и отсоса воздуха, и не менее чем в одной полости размещены впускные клапаны на ее стенке и указанные средства ионизации воздуха. В полостях размещены датчики давления, на входном и выходном соплах — датчики скорости потока с выдачей информации с датчиков на блок управления работой установки. Входные сечения входного сопла и реактивного сопла выполнены в виде прямоугольной щели, ориентированной вдоль вала ротора, при этом нижняя сторона щели совпадает с цилиндрической обшивкой ротора.
Реактивная воздушная турбина представлена на фиг.1 в двух проекциях (сечение перпендикулярно валу и вид сбоку). На фиг.2 дана схема устройства подвода воздуха.
Предлагаемая турбина (фиг.1) содержит ротор 1 на валу 2, устройство подвода воздуха 3 в плоскости вращения ротора, входное сопло в виде щели 4, выходное сопло 5 в виде щели и цилиндрическую обшивку ротора 6.
Устройство подвода воздуха (фиг.2) содержит корпус 7, размещенные в нем соосно сужающееся сопло 8 с входным сечением 4 и критическим сечением 9, сужающееся сопло 10 с критическим сечением 11 и полость 12 между этими соплами. В полости 12 помещены средства ионизации воздуха 13 и впускные клапаны 15 на стенке 14 полости. Далее по ходу движения воздуха следуют сужающееся сопло 16 с критическим сечением 17 и полость 18 между соплами 10 и 16, сужающееся сопло 19 с критическим сечением 20 и с полостью 21 между соплами 16 и 19, а также выходное сопло 5. При этом сопла 8 и 10, а также 10 и 16, 16 и 19 в местах соединения между собой выполнены герметичными. К полостям 12, 18 и 21 подсоединены устройства 22 отсоса воздуха из полостей и подачи воздуха внутрь этих полостей.
Устройство работает следующим образом. Вариант 1. Использование турбины для выработки электроэнергии и на транспортных средствах. Для разгона и начала устойчивой работы турбины производят ионизацию воздуха в полости 12 с использованием одного или нескольких средств ионизации 13, размещенных в полости. При этом клапаны 15 закрыты. Такими средствами ионизации могут быть нанесенные на внутренние поверхности стенки полости электроды, соединенные с полюсами источника напряжения электротока, или магнитные полосы. Средствами ионизации могут быть также источник искусственного потока элементарных частиц с энергией в интервале от 10 эВ до 1,2·1045 эВ или нанесенные на стенки полости покрытия, содержащие радиоактивные элементы. Ионизацию осуществляют, например, возбуждением в воздухе в полости электрического разряда переменным электрическим и/или магнитным полем. Или путем ввода в полость катализатора процесса ионизации (инертный газ (например, аргон), элементы четвертой группы периодической таблицы химических элементов (например, углерод)) и др. В результате такого воздействия молекулы воздуха (азота и кислорода) частично разрушаются с выделением большого количества тепла и кинетической энергии [3]. Поток расширенного в полости 12 газа вылетает к центральной оси устройства, эжектируя при этом воздух из внешней среды через входное сечение 4 сопла 8. Далее клапаны 15 открываются и в полость 12 поступает воздух из внешней среды или от источника сжатого воздуха (баллона сжатого воздуха). После этого клапаны закрываются. Частота выполнения таких операций (пульсаций) регулируется и может быть достаточно высокой, чтобы обеспечить квазинепрерывный характер работы. Когда скорость потока газа, идущего из полости 12, с учетом эжектируемого из внешней среды воздуха (через сопло 8) между сечениями 11 и 17 будет достаточной для эжекции воздуха из полости 18, в последней возникнет некоторое разрежение. Оно будет способствовать повышению перепада давлений между сечениями 4 и 17 и тем самым увеличению скорости истечения и расхода воздуха через входное сопло 8. Это в свою очередь приведет к усилению вакуумирования полости 18. Такие процессы будут происходить до тех пор, пока перестанет повышаться вакуум в полости. Здесь возможны два исхода. Первый, когда величиной вакуума в полости 18 не управляют, скорость потока воздуха будет наибольшей при технически возможной степени вакуума (за счет самовакуумирования [4]). Второй исход, когда, наоборот, величину вакуума назначают и поддерживают в полости 18 искусственно, скорость потока при этом будет управляемой. При установлении постоянной скорости потока частоту пульсаций постепенно уменьшают вплоть до полного выключения. Осевое перемещение сопла относительно предыдущего позволяет регулировать скорость вакуумирования полости.
Движитель начинает работать только за счет засасывания в сопло 18 воздуха из внешней среды вакуумом этой полости. После прекращения пульсаций возникает разрежение и в полости 12. При дальнейшем самовакуумировании полостей 12, 18 и 21 в выходном сопле 5 возникает поток воздуха в широком диапазоне скоростей — от дозвуковой до сверхзвуковой скорости.
Регулировка скорости (мощности) потока воздуха на выходе из движителя в реальном времени производится: 1) путем управления величиной вакуума в указанных выше полостях. Для этого предусмотрены устройства 22 для отсоса воздуха из полостей при необходимости увеличения скорости и подачи воздуха в полости для уменьшения скорости потока; 2) путем изменения частоты пульсаций в полости 12. В этом случае турбина имеет широкий диапазон скоростей на выходе ее, начиная от нуля, и может быть применена на транспортных средствах в качестве привода движителя.
Вариант 2. Использование турбины для выработки электроэнергии.
Ротор раскручивается двигателем-генератором до определенного числа оборотов. При этом в устройства подвода воздуха 3 поступает воздух со скоростью, позволяющей осуществить разгон и устойчивую работу турбины. При необходимости, когда скорость поступающего потока воздуха в устройства подвода воздуха 3 недостаточна для разгона турбины, включается процесс дополнительного ускорения воздуха за счет использования энергии воздуха в полости 12. После получения устойчивого режима работы турбины двигательный режим двигателя-генератора заменяется на генераторный.
Рассматриваемый режим работы устройства не является единственным. Возможен вариант работы, при котором впрыскивание и ионизация газа (воздуха) в полости 12 производятся непрерывно. В этом случае энергия, выделяемая при разложении атомов газа в полости 12, будет дополнять, усиливать энергетический эффект движения газа, полученный от вакуумирования полостей 18 и 21.
Мощность турбинной установки может быть увеличена за счет использования на одном валу нескольких рассмотренных выше устройств (фиг.1) при размещении выходных сопел, например, в шахматном порядке.
Затраты энергии на работу двигателя сравнительно небольшие. Энергия тратится на разгон воздуха внутри устройства подвода воздуха до заданной скорости, на ионизацию воздуха в полости 12, внутренние потери на трение и т.п. Кроме этого, энергия расходуется на работу механизмов открытия-закрытия впускных клапанов 15. Поддержание же задаваемой скорости воздуха на выходе турбины осуществляется, главным образом, за счет вакуума в полостях устройства подвода воздуха. Отсос или подача воздуха в вакуумированные полости, имеющие небольшие объемы, а также питание измерительной аппаратуры и блока управления потребуют сравнительно небольшие затраты энергии.
Таким образом, изобретение позволяет повысить эффективность реактивной турбины, в том числе упростить конструкцию и удешевить турбину, снизить удельный расход топлива, необходимые запасы топлива для транспортных средств.
Источники информации
1. А.В.Щегляев. Паровые турбины. Теория теплового процесса и конструкции турбин. М.-Л.: ГЭИ. 1955, с.136, 199-224.
2. Патент RU 2193669, Кл. 7 F 01 D 1/32, опубл. 27.11.2002.
3. Е.И.Андреев, О.А.Ключарев, А.П.Смирнов, Р.А.Давыденко. Естественная энергетика. — СПб: Нестор, 2000. — 122 с.
4. Патент WO 03/25379, Кл. 7 F 02 К 7/00, опубл. 27.03.2003.
Реактивная воздушная турбина, состоящая из ротора, реактивных сопел в плоскости вращения турбины, оси которых перпендикулярны радиусу турбины и устройств подвода воздуха к реактивным соплам, отличающаяся тем, что в корпусе устройства подвода воздуха размещено не менее двух соосных сужающихся сопел и средства ионизации воздуха, при этом, по меньшей мере, одно сопло жестко или с возможностью осевого перемещения введено в следующее по ходу движения воздуха сопло с образованием между ними полости, причем не менее чем одна полость сообщена с устройствами подачи и отсоса воздуха и не менее чем в одной полости размещены впускные клапаны на ее стенке и указанные средства ионизации воздуха, в полостях размещены датчики давления, на входном и выходном соплах — датчики скорости потока с выдачей информации с датчиков на блок управления работой установки, входные сечения входного сопла и реактивного сопла выполнены в виде прямоугольной щели, ориентированной вдоль вала ротора, при этом нижняя сторона щели совпадает с цилиндрической обшивкой ротора.
www.freepatent.ru
Турбина Уэльса — Принцип работы лопаток турбины Турбина Уэльса (Уэллса) (англ. Wells turbine) воздушная турбина низкого давления имеющая симметричную аэродинамическую поверхность лопаток, позволяющую им … Википедия
ГОСТ 23851-79: Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения — Терминология ГОСТ 23851 79: Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения оригинал документа: 293. Аварийное выключение ГТД Аварийное выключение Ндп. Аварийное отключение ГТД D. Notausschaltung Е. Emergency shutdown F. Arrêt urgent… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
воздушный турбостартер — BTC Ндп. воздушная турбина Турбина, работающая на сжатом воздухе и используемая в качестве пускового устройства для запуска ГТД. [ГОСТ 23851 79] Недопустимые, нерекомендуемые воздушная турбина Тематики двигатели летательных аппаратов Синонимы BTC … Справочник технического переводчика
Планёр Гимли — Air Canada 767 C GAUN, fin 604 … Википедия
Планер Гимли — Планёр Гимли Общие сведения Дата 23 июля 1983 г. Характер Закончилось топливо из за неисправности приборов и ошибки техников Место Авиабаза Гимли, Канада Пункт … Википедия
Воздушный турбостартер — 224. Воздушный турбостартер BTC Ндп. Воздушная турбина D. Druckluftturboanlasser Е. Air Turbine starter F. Démarreur á turbine á air Турбина, работающая на сжатом воздухе и используемая в качестве пускового устройства для запуска ГТД Источник:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Ветроэлектрическая станция — ветроэнергетическая установка, преобразующая кинетическую энергию ветрового потока в электрическую. В. с. состоит из ветродвигателя (См. Ветродвигатель), генератора электрического тока, автоматических устройств управления работой… … Большая советская энциклопедия
Пулеметно-пушечное вооружение — авиационное авиационные пулеметы, пушки с их установками, а также боепасы к ним и прицельные системы, применяемые на летательных аппаратах. Основные характеристики: калибр пушек 20 57 мм, калибр пулемётов 7,62 15 мм, темп стрельбы 300 10000… … Энциклопедия техники
пулемётно-пушечное вооружение — авиационное авиационные пулеметы, пушки с их установками, а также боеприпасы к ним и прицельные системы, применяемые на летательных аппаратах. Основные характеристики: калибр пушек 2057 мм, калибр пулемётов 7,6215 мм, темп… … Энциклопедия «Авиация»
пулемётно-пушечное вооружение — авиационное авиационные пулеметы, пушки с их установками, а также боеприпасы к ним и прицельные системы, применяемые на летательных аппаратах. Основные характеристики: калибр пушек 2057 мм, калибр пулемётов 7,6215 мм, темп… … Энциклопедия «Авиация»
Судно на воздушной подушке — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на воздушной подушке Привод … Википедия
translate.academic.ru
Турбина Уэльса — Принцип работы лопаток турбины Турбина Уэльса (Уэллса) (англ. Wells turbine) воздушная турбина низкого давления имеющая симметричную аэродинамическую поверхность лопаток, позволяющую им … Википедия
ГОСТ 23851-79: Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения — Терминология ГОСТ 23851 79: Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения оригинал документа: 293. Аварийное выключение ГТД Аварийное выключение Ндп. Аварийное отключение ГТД D. Notausschaltung Е. Emergency shutdown F. Arrêt urgent… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
воздушный турбостартер — BTC Ндп. воздушная турбина Турбина, работающая на сжатом воздухе и используемая в качестве пускового устройства для запуска ГТД. [ГОСТ 23851 79] Недопустимые, нерекомендуемые воздушная турбина Тематики двигатели летательных аппаратов Синонимы BTC … Справочник технического переводчика
Планёр Гимли — Air Canada 767 C GAUN, fin 604 … Википедия
Планер Гимли — Планёр Гимли Общие сведения Дата 23 июля 1983 г. Характер Закончилось топливо из за неисправности приборов и ошибки техников Место Авиабаза Гимли, Канада Пункт … Википедия
Воздушный турбостартер — 224. Воздушный турбостартер BTC Ндп. Воздушная турбина D. Druckluftturboanlasser Е. Air Turbine starter F. Démarreur á turbine á air Турбина, работающая на сжатом воздухе и используемая в качестве пускового устройства для запуска ГТД Источник:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Ветроэлектрическая станция — ветроэнергетическая установка, преобразующая кинетическую энергию ветрового потока в электрическую. В. с. состоит из ветродвигателя (См. Ветродвигатель), генератора электрического тока, автоматических устройств управления работой… … Большая советская энциклопедия
Пулеметно-пушечное вооружение — авиационное авиационные пулеметы, пушки с их установками, а также боепасы к ним и прицельные системы, применяемые на летательных аппаратах. Основные характеристики: калибр пушек 20 57 мм, калибр пулемётов 7,62 15 мм, темп стрельбы 300 10000… … Энциклопедия техники
пулемётно-пушечное вооружение — авиационное авиационные пулеметы, пушки с их установками, а также боеприпасы к ним и прицельные системы, применяемые на летательных аппаратах. Основные характеристики: калибр пушек 2057 мм, калибр пулемётов 7,6215 мм, темп… … Энциклопедия «Авиация»
пулемётно-пушечное вооружение — авиационное авиационные пулеметы, пушки с их установками, а также боеприпасы к ним и прицельные системы, применяемые на летательных аппаратах. Основные характеристики: калибр пушек 2057 мм, калибр пулемётов 7,6215 мм, темп… … Энциклопедия «Авиация»
Судно на воздушной подушке — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на воздушной подушке Привод … Википедия
translate.academic.ru
air turbine
Англо-русский словарь технических терминов. 2005.
Турбина Уэльса — Принцип работы лопаток турбины Турбина Уэльса (Уэллса) (англ. Wells turbine) воздушная турбина низкого давления имеющая симметричную аэродинамическую поверхность лопаток, позволяющую им … Википедия
ГОСТ 23851-79: Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения — Терминология ГОСТ 23851 79: Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения оригинал документа: 293. Аварийное выключение ГТД Аварийное выключение Ндп. Аварийное отключение ГТД D. Notausschaltung Е. Emergency shutdown F. Arrêt urgent… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
воздушный турбостартер — BTC Ндп. воздушная турбина Турбина, работающая на сжатом воздухе и используемая в качестве пускового устройства для запуска ГТД. [ГОСТ 23851 79] Недопустимые, нерекомендуемые воздушная турбина Тематики двигатели летательных аппаратов Синонимы BTC … Справочник технического переводчика
Планёр Гимли — Air Canada 767 C GAUN, fin 604 … Википедия
Планер Гимли — Планёр Гимли Общие сведения Дата 23 июля 1983 г. Характер Закончилось топливо из за неисправности приборов и ошибки техников Место Авиабаза Гимли, Канада Пункт … Википедия
Воздушный турбостартер — 224. Воздушный турбостартер BTC Ндп. Воздушная турбина D. Druckluftturboanlasser Е. Air Turbine starter F. Démarreur á turbine á air Турбина, работающая на сжатом воздухе и используемая в качестве пускового устройства для запуска ГТД Источник:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Ветроэлектрическая станция — ветроэнергетическая установка, преобразующая кинетическую энергию ветрового потока в электрическую. В. с. состоит из ветродвигателя (См. Ветродвигатель), генератора электрического тока, автоматических устройств управления работой… … Большая советская энциклопедия
Пулеметно-пушечное вооружение — авиационное авиационные пулеметы, пушки с их установками, а также боепасы к ним и прицельные системы, применяемые на летательных аппаратах. Основные характеристики: калибр пушек 20 57 мм, калибр пулемётов 7,62 15 мм, темп стрельбы 300 10000… … Энциклопедия техники
пулемётно-пушечное вооружение — авиационное авиационные пулеметы, пушки с их установками, а также боеприпасы к ним и прицельные системы, применяемые на летательных аппаратах. Основные характеристики: калибр пушек 2057 мм, калибр пулемётов 7,6215 мм, темп… … Энциклопедия «Авиация»
пулемётно-пушечное вооружение — авиационное авиационные пулеметы, пушки с их установками, а также боеприпасы к ним и прицельные системы, применяемые на летательных аппаратах. Основные характеристики: калибр пушек 2057 мм, калибр пулемётов 7,6215 мм, темп… … Энциклопедия «Авиация»
Судно на воздушной подушке — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на воздушной подушке Привод … Википедия
dic.academic.ru
Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.
Турбина Уэльса — Принцип работы лопаток турбины Турбина Уэльса (Уэллса) (англ. Wells turbine) воздушная турбина низкого давления имеющая симметричную аэродинамическую поверхность лопаток, позволяющую им … Википедия
ГОСТ 23851-79: Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения — Терминология ГОСТ 23851 79: Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения оригинал документа: 293. Аварийное выключение ГТД Аварийное выключение Ндп. Аварийное отключение ГТД D. Notausschaltung Е. Emergency shutdown F. Arrêt urgent… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
воздушный турбостартер — BTC Ндп. воздушная турбина Турбина, работающая на сжатом воздухе и используемая в качестве пускового устройства для запуска ГТД. [ГОСТ 23851 79] Недопустимые, нерекомендуемые воздушная турбина Тематики двигатели летательных аппаратов Синонимы BTC … Справочник технического переводчика
Планёр Гимли — Air Canada 767 C GAUN, fin 604 … Википедия
Планер Гимли — Планёр Гимли Общие сведения Дата 23 июля 1983 г. Характер Закончилось топливо из за неисправности приборов и ошибки техников Место Авиабаза Гимли, Канада Пункт … Википедия
Воздушный турбостартер — 224. Воздушный турбостартер BTC Ндп. Воздушная турбина D. Druckluftturboanlasser Е. Air Turbine starter F. Démarreur á turbine á air Турбина, работающая на сжатом воздухе и используемая в качестве пускового устройства для запуска ГТД Источник:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Ветроэлектрическая станция — ветроэнергетическая установка, преобразующая кинетическую энергию ветрового потока в электрическую. В. с. состоит из ветродвигателя (См. Ветродвигатель), генератора электрического тока, автоматических устройств управления работой… … Большая советская энциклопедия
Пулеметно-пушечное вооружение — авиационное авиационные пулеметы, пушки с их установками, а также боепасы к ним и прицельные системы, применяемые на летательных аппаратах. Основные характеристики: калибр пушек 20 57 мм, калибр пулемётов 7,62 15 мм, темп стрельбы 300 10000… … Энциклопедия техники
пулемётно-пушечное вооружение — авиационное авиационные пулеметы, пушки с их установками, а также боеприпасы к ним и прицельные системы, применяемые на летательных аппаратах. Основные характеристики: калибр пушек 2057 мм, калибр пулемётов 7,6215 мм, темп… … Энциклопедия «Авиация»
пулемётно-пушечное вооружение — авиационное авиационные пулеметы, пушки с их установками, а также боеприпасы к ним и прицельные системы, применяемые на летательных аппаратах. Основные характеристики: калибр пушек 2057 мм, калибр пулемётов 7,6215 мм, темп… … Энциклопедия «Авиация»
Судно на воздушной подушке — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на воздушной подушке Привод … Википедия
dic.academic.ru