Нередко мне приходится сталкиваться с недоуменными вопросами: «Зачем он вообще нужен, этот ЦАП?»
В современной цифровой звуковоспроизводящей аппаратуре аудио сигнал передаётся в закодированном (цифровом) виде. В таком звуко-записывающем устройстве аналоговый аудио сигнал сначала оцифровывается: измеряется определённое количество раз в секунду (44100 для компакт-дисков) и полученное число передаётся дальше на обработку и запись.
При проигрывании с CD или других источников эти циферки надо преобразовать обратно в уровни напряжения или тока, чтобы усилить их и привести в движение мембраны динамиков или наушников. Вот этим вот преобразованием цифр в сигнал и занимается ЦАП (Цифро-Аналоговый Преобразователь). Понятно, что ЦАП присутствует в любом цифровом плеере, выдающем аналоговый сигнал. Так зачем же городить огород и строить внешний ЦАП?
Evaluation Board от CS обошлась мне в конце прошлого столетия где-то в районе 50 баксов плюс пересылка. Учитывая тот факт, что за CD-player было уплачено в те же времена около шести сотен зелёных, разница в цене/звуке обескураживала. Причём плата с CS4390 была мною тогда цинично прикручена на фанерку, запитана через банальные «КРЕНки» с использованием самых что ни на есть советских конденсаторов в фильтрах питания, в общем, никаких изысков. Сама плата и всё, что на ней собрано — простейший пример применения микросхем CS8412 и CS4390 от Cirrus-Logic / Crystal «по учебнику», т.е. как рекомендовано у них в даташитах.
Инженерный зуд не давал остановиться на использовании корявенькой, пусть и неплохо звучащей, отладочной платы и требовал дальнейшего развития ЦАП’о-строения. А работа над HotFET-Pre навела на весьма оригинальное решение преобразователя ток-напряжение. Вобщем, тема аудио-ЦАП очень богата и я буду публиковать схемки и заметки, особенно если они найдут отклик у читателей. Как минимум PCM1794, TDA1541 и TDA1543, а так же «супер-ЦАП» AK4396 ждут своей очереди.
На момент написания статьи слушал AD1955. Опять же никаких чудачеств: недорогая плата китайского коммерческого гения. Ни капли фантазии, просто аккуратное воплощение рекомендаций производителей чипов. Цифровой приёмник WM8805. PCM2706 использован лишь для того, чтобы организовать USB вход, и то, как это воплощено у разработчика платы — абсолютно лишняя вещь, но об этом в другой раз. Выход на ОУ в точности по datasheet (см. стр. 19). Операционные усилители взяты тоже от Analog — AD827, но отнюдь не такие качественные, как рекомендовано в доке на ЦАП (там AD797). Полной схемы продавец платы не предоставил, так что срисую и опубликую только если будет на то необходимость.
Пара интересных замечаний по поводу звука этой платы. Во-первых, плате ЦАП потребовалось с полчасика погреться, чтобы зазвучать. Конечно, можно списать это на субъективность моего восприятия и привыкание, но сдаётся мне, что немалую роль в этом эффекте прогрева играют алюминиевые электролитические конденсаторы, которые восстанавливают свои свойства под напряжением. Во-вторых, играет этот ЦАП ощутимо «честнее», нежели CS4390, я бы сказал «по-пионерски», без прикрас. Вобщем-то ничего удивительного: и разработка посвежее, и у AD, вроде, опыта в аналоговой технике должно быть поболе. Правда, это «честнее» получается у AD как-то менее «душевно», чем у старичка от CS. Но если между внешними DAC / ЦАП можно устраивать состязания, то попытка послушать музыку напрямую с именитого CD-проигрывателя не вызывает никаких эмоций, кроме сожаления о низком уровне грамотности инженеров фирмы «М……».
Мы совсем не затронули ни управление от микроконтроллера и возможные манипуляции и варианты передачи цифрового сигнала, ни построение аналоговых каскадов без ОУ и петлевых ООС, ни грамотное питание различных блоков ЦАП… А уж тема ламповых ЦАП’ов — вообще клондайк! Сдаётся мне, что тема ЦАП в современном аудио — это ящик Пандоры, приоткрыв который ты уже не в силах остановиться 🙂 У Вас, дорогой мой читатель — та же история, не правда ли? 😉
myelectrons.ru
mysku.ru
Понятие ЦАП в русском языке — это прямой аналог аббревиатуры DAC в английском. Может означать как специализированную микросхему преобразователя из цифры в аналог, так и готовое законченное устройство. USB ЦАП означает внешнюю звуковую карту, которая служит исключительно для прослушивания музыки, в 90% случаев такие ЦАП не имеют аналоговых входов. Зато у USB ЦАП практически наверняка имеется мощный специализированный наушниковый усилитель, который позволяет подключать практически все распространенные модели наушников, кроме экзотики. USB ЦАП, как правило, обеспечивает намного более качественное звучание, чем интегрированный звук или массовые звуковые карты, а также зачастую поддерживает форматы высокого разрешения и DSD-воспроизведение без конвертации. В последнее время USB ЦАП вытеснили звуковые карты в кругу любителей музыки. Обновления в этой области ведутся непрерывно и вызывают огромный интерес.
Участники сегодняшнего тестирования интересны тем, что все они оригинальны и весьма доступны по цене. При этом нет ни одного устройства на навязшей в зубах начинке бюджетных устройств, типа WM8740. Все ЦАПы очень интересны и заслуживают внимания. Форм-фактор устройств миниатюрный. Основной сценарий — использование с наушниками, а не с колонками. Но это и не мобильные ЦАП. Хотя некоторые из устройств могут играть c телефоном, использовать их таким образом можно только в настольном варианте. Ходить по улице с ненадежной связкой из переходников не получится, а про низкую громкость при питании от телефона даже и говорить не хочется.
Поэтому для всех тестируемых устройств больше всего подходит определение «миниатюрные внешние ЦАПы», основной вариант для подключения которых — USB-порт ноутбука. На это же намекают ну очень короткие USB-кабели в комплекте либо наличие разъема USB и регулировки громкости прямо на корпусе ЦАПа. В принципе, опциональный качественный удлинитель довольно легко позволит подключить такой ЦАП и к настольному компьютеру. Но все же для настольной системы лучше поискать стационарный ЦАП со своим питанием. Об этом — как-нибудь в другой раз.
Мы приводим параметры, заявленные производителями, в ознакомительных целях. Не нужно по ним выбирать устройство! Если устройства примерно одного уровня, нет перепада в классе, то делать выбор по цифрам — очень плохая идея. Не лучше, чем по цвету упаковки. Зачастую паспортные измерения сделаны в разных условиях и по разным методикам. Часто измеряют при очень высоком уровне сигнала — для получения высоких характеристик сигнал/шум и высокой мощности. В реальной эксплуатации все эти максимальные характеристики смысла не имеют, так как измерены на керамических резисторах эквивалентного сопротивления. Подключение 16-омных наушников к усилителю с 2 ВRMS приведет к мгновенному выходу их из строя или к проблемам со слухом.
Зачем производитель тогда вообще указывает какие-то цифры? Причины разные. Часто высокие параметры являются предметом гордости разработчика, инструментом маркетинга или могут быть востребованы в одном случае из тысячи, при подключении экзотической аппаратуры. Измеренные параметры реального устройства могут сильно отличаться от паспортных, причем отличия чаще в лучшую сторону. В паспорте приводятся цифры с запасом на дрейф комплектующих или просто выбрана ближайшая красивая цифра. Считается, что 0,01% или 0,005% выглядит лучше, чем 0,003857%, а сигнал/шум 100 дБ выглядит привлекательнее, чем 103,76 дБ, так как круглое число вызывает меньше беспокойства у людей с цифробоязнью.
Перейдем к участникам тестирования.
ЦАП Schiit Fulla разработан и сделан в США двумя инженерами-энтузиастами, ушедшими из больших компаний, чтобы организовать свой собственный бизнес. ЦАП интересен необычным аналоговым трактом и миниатюрным аналоговым регулятором громкости. Драйверов на момент тестирования не имеет (подхватывает стандартные). ASIO нет, DSD нет. Частоты до 96 кГц.
Что внутри? Начинка с первого взгляда показалась ну очень странной. Применен USB-контроллер C-Media 6631A и микросхема ЦАП AKM AK4396 (сигнал/шум 120 дБ, КГ+шум −100 дБ). Фильтр на полевых транзисторах в нетипичном Analog Devices ADA4610. Токовый буфер TI LMH6643. Для регулировки громкости используется качественный аналоговый регулятор громкости ALPS. Питание от USB с преобразователем в биполярное ±5 В. Прожорливость процессора устройства делает невозможной работу от слаботочного порта Micro-USB мобильного телефона. Только ноутбук, и только с полноценным, не урезанным USB-портом, либо через хаб со своим питанием.
Но странному устройству Schiit Fulla можно всё простить за качественный звук. На звук здесь действительно сделана основная ставка. Даже ЦАП AK4396, который в других устройствах звучит, мягко говоря, не всегда хорошо, здесь раскрылся совершенно с новой стороны. Нет жесткости, нет ненормального количества искажений. Как говорится, «рассказал бы кто — ни слову бы не поверил». Очень интересно. Громкость устройства также поражает. Мощный звук, характерный скорее для настольных устройств. Не является проблемой не только низкоимпедансная нагрузка, но даже тугие полноразмерные высокоомные наушники. В целом устройство из серии «очевидное — невероятное», электронная часть представляет собой шедевр.
Покритикуем Schiit Fulla. Для нас немного странно, что это единственный ЦАП у производителя Schiit Audio, к которому не поставляются драйвера и нет ASIO. Свои идеи на этот счет мы отослали производителю.
Нагрузка выхода «наушники»: 32—150 Ом
Нагрузка выхода «наушники/цифровой»: 16—32 Ом
Габариты: 70×24×10 мм
Вес: 30 г
Прочие характеристики публично не объявлены.
Процессор SA9226 позволяет подключать устройство к смартфону и питаться от него. ЦАП довольно бюджетный, CS4392 (сигнал/шум 114 дБ, КГ+шум −100 дБ). Полноценный самобытный ASIO-драйвер. Поддержка до 192 кГц. DSD нет.
M-Audio, будучи производителем самых-самых бюджетных профессиональных устройств, выпускает продукты для массового рынка, вполне подходящие и для бытового применения. Micro DAC 24/192 очень неплохо выступил. Мы со страхом ожидали самую дешевую начинку и посредственный звук. Начинка и правда бюджетная, но программная часть и звук на высоком уровне. Сбрасывать устройство со счетов не стоит.
Интересно было бы выкинуть все, что стоит после цифрового контроллера, и послушать эту идею с более высокого класса ЦАПом, хотя бы с CS4398 и с аналоговой частью чуть получше, так как в этой концепции виден хороший потенциал. Можно сказать, что более полная реализация нас ждет в AudioQuest DragonFly Red, где тот же процессор, но начинка существенно побогаче.
Что нам не очень понравилось: большие габариты корпуса препятствуют включению рядом с другими USB-устройствами, для решения проблемы в комплекте идет переходник. Большие габариты объяснимы тем, что у производителя есть очень бюджетное устройство Micro DAC (ахтунг! кодек 16 бит 48 кГц), и чтобы психологически разделить два устройства по нишам, в старшей модели вдвое увеличены габариты и вес.
Вес: 110 г
Громкость: цифровая регулировка
Импеданс нагрузки: 16—150 Ом
Батарейка: 1500 мА·ч
Мощность: > 200 мВ (32 Ом, КГКГ: Проникновение: > 75 дБ (1 кГц)
Режимы усиления: 0/6/12 дБ
Габариты: 104×62×13 мм
Батарейка: > 15 ч
Импеданс усилителя: Сигнал/шум: > 113 дБ (с линейного входа)
Максимальное напряжение: > 7,8 ВP-P
Максимальный ток: > 115 мА
FiiO — чисто китайская компания, где всё проектируют и производят 100%-ные китайцы. Однако их мобильные ЦАПы и усилители весьма интересные, популярные, не очень дорогие в сравнении с брендами первой величины. Такой очень крепкий середнячок.
Это единственный ЦАП с аккумулятором внутри, однако мобильные устройства не определяют его как ЦАП (как это происходит в случае FiiO E18), а на картинке производителя нарисован только ноутбук. Более того, есть официальный ответ производителя: это ЦАП только для ноутбуков, с телефоном он работать и не должен. 15 часов батарейки нужны, видимо, для более чистого питания устройства, либо производитель не смог заставить уверенно работать E17K с телефонами и «переобулся на лету» с позиционированием устройства.
Внутри стоит экономичный контроллер SA9027 (наше тестирование — определенно бенефис Saviaudio). Микросхема ЦАП PCM5102 (сигнал/шум 112 дБ, КГ+шум −93 дБ) довольно популярна в бюджетных устройствах. Однако все можно простить за OLED-экран и цельнометаллический корпус — очень эффектно смотрится! Аналоговая часть также не подкачала: полевики в ОУ OPA1642 + мощный токовый буфер LMH6643. Драйвер ASIO есть. DSD есть (software-driven). Поддержка до 96 кГц.
Что нам не очень понравилось: на экране устройства всегда фигурирует надпись 16 бит 48 кГц, независимо от поступающего по USB формата. Как поясняет производитель, цифры на экране не отражают режим работы ЦАП устройства (!). Они показывают некие внутренние режимы работы. Например, при отключении USB выводится надпись «16 бит 32 кГц». При воспроизведении DSD выводится 24 бит 96 кГц. К устройству прилагается табличка с расшифровкой. Ноу комментс.
Микросхема ЦАП: ESS ES9023
Первый режим работы USB 1.0: 16/24 бит, 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2 кГц, 96 кГц
Второй режим работы USB 2.0: 16/24 бит, 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2 кГц, 96 кГц, 176,4 кГц, 192 кГц
Выходное напряжение: 2 ВRMS
Минимальный импеданс наушников: 12 Ом
КГ: Сигнал/шум: 103 dBr (unweighted)
Проникновение: 66 дБ
Импеданс усилителя: 0,5 Ом
Шагов громкости: 54
Габариты: 30×10×53,5 мм
Вес: 100 г
Необычное устройство. Удерживая кнопки громкости 6 секунд, можно выбрать один из двух режимов работы. Первый режим не требует драйверов. Второй требует установку драйвера и обеспечивает воспроизведение до 192 кГц. Микросхема ЦАП ES9023 с интегрированным ОУ спроектирована для мобильных устройств, сигнал/шум 112 дБ и 0,005% искажений.
Контроллер: Microchip PIC32MX
Микросхема ЦАП: ESS ES9016
Выход 2,1 В
Габариты: 12×19×62 мм
Самый дорогой участник тестирования и самая дорогостоящая начинка. Нетипичный MIPS-процессор PIC32MX с низким потреблением энергии. Производитель обещает true побитную передачу в ЦАП и обработку регулятора громкости в ОС средствами самого ЦАП. Производитель также обещает выпустить ПО AudioQuest Desktop Manager, на момент тестирования недоступное для скачивания. ASIO нет, DSD нет.
Совместим с iOS и Android, но при недостаточном токе выдает сигнал намного тише, чем с наушникового выхода смартфона.Текущий режим работы отображается цветом подсветки: красный — Standby, зеленый — 44 кГц, голубой — 48 кГц, желтый — 88 кГц, сиреневый — 96 кГц.
Работа наушникового усилителя оценивалась на вставных внутриканальных и полноразмерных наушниках. Из имеющегося ассортимента разница между ЦАП была наиболее слышна на вставных трехполосных Sony XBA-3 (32 Ом, 105 дБ/мВт) и Grado SR325is (32 Ом, 98 дБ/мВт). Остальные наушники, с импедансом от 16 до 300 Ом, были использованы на случай, если на слишком экстремальной нагрузке вдруг всплывут какие-то неожиданные эффекты. В целом ничего заслуживающего внимания обнаружено не было — все-таки все устройства в тесте высококачественные и подготовленные для любых массовых моделей. Если говорить об экзотике, типа 8 Ом 90 дБ или 600 Ом 88 дБ, то для таких наушников существует свой класс специализированных настольных усилителей, со стационарным блоком питания в десятки или сотни Вт и мощнейшими специализированными усилителями с внушительным радиатором. Нет никакого смысла подключать экзотику к миниатюрным ЦАП с питанием от USB.
Мы подключили одновременно все 6 устройств к одному компьютеру. Было создано 6 портативных копий foobar2000 (программа не нуждается в установке, простое копирование папки дает еще одну копию). Запускалась тестовая композиция, устанавливался комфортный уровень громкости. Далее с помощью RMAA мы выставляли одинаковую громкость для всех устройств при выбранных наушниках, чтобы исключить влияние проседания напряжения от нагрузки, в том числе с изменением нагрузки. Громкость всех устройств выставлялась с точностью до 0,1 дБ.
Это очень важно, так как даже одно и то же тестируемое устройство при отличии громкости фонограммы всего лишь в десятые доли децибела может восприниматься как более качественное (в случае более громкого варианта). При проигрывании одного и того же файла! Субъективно будет казаться, что больше деталей, чуть лучше бас, атака и прочее. То есть, по сути, устройство «проиграет самому себе», что совершенно недопустимо для правильной экспертизы. Понятно, если сравнивать с заведомо плохим устройством, эти меры выглядят перестраховкой, но при сравнении звуковых трактов одного класса такие требования обязательны.
Об этом же все время предупреждал эксперт мирового уровня в области мастеринга Андрей Субботин. В отношении подготовки фонограмм он всегда требовал сравнивать только выровненные по громкости отмастеренные варианты фонограммы. Сравнивать что-либо с разной громкостью — это путь к самообману, так как более громкий вариант для человеческого слуха всегда будет звучать чуть лучше. В этом легко может убедиться каждый.
Проведение экспертизы заняло у нас 2 недели. Мы понимаем важность этого сравнения и свою ответственность перед читателями. Любой желающий может проверить результаты самостоятельно — и, мы уверены, придет к тем же самым заключениям. Никакими золотыми ушами обладать не нужно. Но требуется минимальное эстетическое восприятие музыки, чтобы не было ситуации «я люблю отсутствие высоких, шипение и детонацию, как у магнитофона Юность», что статистически встречается среди абсолютно случайных людей. Среди подготовленных людей могут быть небольшие нюансы в интерпретации терминов, могут быть личные особенности восприятия артефактов звука — разные степени критичности, но в глобальной оценке качества звука расхождений нет.
Итак, в сравнении с интегрированным звуком ноутбука и даже со звучанием неплохого кодека телефона Samsung Galaxy Note 3 любой из тестируемых USB ЦАП играет лучше на порядок. И чем лучше играют наушники или колонки, тем лучше слышна разница, тем больше новых деталей появляется в звуке. А значит, смысл в приобретении этих устройств очень даже имеется, но только для владельцев нормального звукового тракта.
Правда, до эталонного звука настольных ЦАП уровня Hi-End пока, что называется, не доплюнул ни один USB ЦАП, но это и не их задача. Задача миниатюрных USB ЦАП — это ноутбук и прослушивание в наушниках разумной ценовой категории.
Явные лидеры тестирования по звуку — Schiit Fulla и AudioQuest DragonFly Red. Schiit Fulla можно похвалить за открытость и музыкальность, динамику, мощь в звуке, но покритиковать за некоторую грубость и шершавость. AudioQuest DragonFly Red — его полная противоположность: нет никаких слышимых искажений, но звук смещен в сторону некой рафинированности. Все очень хорошо, но не хватает резкости. Сложно предпочесть какой-то один из этих двух отличных ЦАПов, так как идеальный звук находится где-то посередине. Оба устройства очень понравились, сразу захотелось их иметь в коллекции.
Следующая строчка — M-Audio Micro DAC 24/192 и Сambridge Audio Dacmagic XS. Отличные устройства, в общем-то чуть-чуть не дотянувшие до лидеров класса. Звук очень хороший, большинство пользователей останутся полностью довольны. Плюс феноменальная программная поддержка, которой очень не хватает лидерам нашего тестирования. Еще раз приходим к выводу, что идеальных устройств не существует, у всех свои плюсы и минусы.
На последней строчке по звуку находится FiiO Alpen 2 E17K. Самый титулованный по фичам и самый красивый агрегат с экранчиком. Есть ощущение, что продукция FiiO имеет перекос в сторону экстерьера. Звук просто хороший, но после остальных устройств не интересный. Зачем-то может выступать в качестве мощного чистого усилителя, с аналоговым входом и своей батареей. Как ЦАП довольно средненький. Это уже вторая модификация E17, с буквой K, с другим чипом ЦАП и с DSD, но без подключения к iOS и Android. С оптимизмом ждем от плодовитых китайцев третий вариант, где акцент будет на звуке, а не на фичах и сегментации рынков.
Нам было интересно послушать звучание не только в наушниках, но и в колонках. Мы использовали активные студийные мониторы высшей категории — 3-полосные Adam Audio.
Ничего особенно нового, по сравнению с тестированием в наушниках, мы не услышали. Все сказанное выше полностью подтверждается. Разница в каких-то случаях просто более явная, так как все записи в первую очередь рассчитаны на прослушивание в колонках.
Главный вывод — в том, что несмотря на маленькие габариты и разъем миниджек, все USB ЦАП пригодны в качестве стационарных источников звука, в то время как стационарные ЦАП непригодны в качестве мобильных устройств.
Однако вам придется решать проблему коммутации. Качественных шнуров с разъемом миниджек еще поискать, а китайские переходники на полноразмерные коннекторы способны при одном неловком движении вывернуть миниатюрный разъем мобильного ЦАП вместе с частью печатной платы и вывести устройство из строя. В своем тестировании мы специально озаботились этой проблемой и использовали новый шнур максимального качества с позолоченными разъемами Neutrik и профессиональным кабелем Canare (сделано не в Китае). Далее подключался пассивный аттенюатор на базе модифицированного заводского образца с готовыми новыми XLR-шнурами Neutrik/Cordial. Для массового пользователя решение всех этих вопросов представляет непреодолимые трудности при поиске и покупке приемлемого варианта. К списку сложностей добавим отсутствие пульта ДУ, экранчика с текущим режимом и риск отправить мобильный ЦАП «в полет» при резком рывке за провод наушников. Поэтому стационарные USB ЦАП все же предпочтительнее в своей сфере использования, да и потенциал по звучанию у них выше. Но при ограниченном бюджете вопрос о покупке отдельного стационарного ЦАП, как правило, вообще не стоит, дело ограничивается недорогим медиаплеером или мобильным ЦАП.
Мы собрали специальный комплекс для изучения поведения наушниковых усилителей на низкоомной нагрузке. Тесты наушникового выхода без нагрузки показывают просто идеальную картинку, а под нагрузкой искажения растут многократно.
Исходно измерения были проведены при напряжении 1 ВRMS на нагрузочных резисторах, для максимального раскрытия характеристик. Получились отличные высокие результаты сигнал/шум, но не очень хорошие цифры искажений, слабо относящиеся к реальности, потому как с такими предельными измерениями есть несколько проблем. На низкоомной нагрузке при 1 ВRMS сила тока составляет очень высокую величину, что приводит к работе системы питания в нештатном режиме. Отсюда возникает перегруз тракта, который не наблюдается в реальной эксплуатации. Чтобы приблизить испытания к реальной жизни, были подключены самые типичные наушники 16 Ом и 32 Ом и установлено, какой ток им действительно необходим. Было выяснено, что вполне достаточно 0,36 ВRMS: на наушниках 32 Ом средней чувствительности это уже громко, а на 16 Ом высокой чувствительности слушать вообще невозможно. При этом сохраняется баланс между высоким параметром сигнал/шум и довольно умеренными искажениями. Следует еще учесть, что синус максимальной амплитуды намного сильнее нагружает тракт, чем 90% уровня сигнала в музыке, при том что в кратковременных пиках человеческий слух не фиксирует форму сигнала, чем, кстати, пользуются создатели студийных лимитеров и максимайзеров.
Куда смотреть на графиках и какие проблемы низкокачественных усилителей для наушников бывают? На графике АЧХ надо смотреть на проседание на низких частотах. На графике шума можно увидеть качество фильтрации питания, поступающего от шины USB. На графике искажений нужно отслеживать жесткую перегрузку и отсутствие проблем с цифровым сигналом, таких как явный джиттер или пересчет частоты.
Измерения без нагрузки на графиках показаны знаком «прочерк», иначе указывается номинал резистора. Мы выбрали самые показательные значения: 16 Ом, 32 Ом, 64 Ом, 300 Ом.
Для получения чистых спектров и разрыва земляных петель все ЦАП по очереди подключались к ноутбуку на Windows 10, работающему от батарейки. Звук воспроизводился через DirectSound для всех устройств. Отличий по цифрам от ASIO там, где есть этот API, не было.
Надо признать, что абсолютные цифры, кроме теста АЧХ, достаточно сильно зависят от уровня усиления и амплитуды тестового сигнала, так что сравнение можно делать только при измерениях в идентичных условиях. Мы использовали тестовый сигнал 24 бит 44 кГц, чтобы увидеть собственный шум устройства, насколько это возможно. Для тех устройств, у которых заявлены паспортные параметры, наши измерения показали тот же или лучший результат.
Все измерения проходили в пакетном режиме, без изменения подключения и положения проводов. Звуковая карта для измерений находилась в другом компьютере, характеристики ее встроенного наушникового усилителя можно увидеть в самом конце. В тесте шума там поймалась небольшая петля из-за земляного контура 2-метрового шнура, разрывать экран с одной из сторон подключения мы не стали. Само устройство имеет небалансные входы и выходы и дискретный наушниковый усилитель. Разработано в России, в 2016 году, для собственных нужд. Существует в виде отладочной платы без корпуса. Кстати, это реальный ответ на вопрос: достижимо ли в компьютере техническое качество звука в принципе? Принципиально — да. Нужно ли оно? Для измерений — да, нужно. Для прослушивания музыки — нет, не нужно. За качественный звук бороться стоит. Высокие цифры должны быть автоматическим побочным эффектом правильно разработанного устройства, результатом владения знаниями и опытом проектирования и производства аппаратуры. Высокие цифры как самоцель — недопустимы ни в коем случае! Иначе получится интегрированный звук. Мерзкий безжизненный фастфуд, нездоровая пародия из дерьма, производимая третьесортными ноунейм-подрядчиками. Суррогат от случайных людей, которые чихать хотели и на музыку, и на потребности пользователя. Предел интегрированного звука — озвучивать динамики ноутбука. Любое из устройств в нашем тестировании — существенно лучше, по всем показателям.
Тест | Fulla — | Fulla 16 | Fulla 32 | Fulla 64 | Fulla 300 |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ | +0,01, −0,05 | +0,01, −0,05 | +0,01, −0,05 | +0,01, −0,05 | +0,01, −0,05 |
Уровень шума, дБ (А) | −97,1 | −97,1 | −97,1 | −97,0 | −97,1 |
Гармонические искажения, % | 0,0048 | 0,286 | 0,129 | 0,068 | 0,019 |
Тест | Micro Dac — | Micro Dac 16 | Micro Dac 32 | Micro Dac 64 | Micro Dac 300 |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ | +0,18, −0,04 | +0,20, −0,04 | +0,19, −0,04 | +0,19, −0,04 | +0,18, −0,04 |
Уровень шума, дБ (А) | −90,3 | −90,0 | −90,3 | −90,4 | −90,4 |
Гармонические искажения, % | 0,0014 | 0,017 | 0,0078 | 0,0040 | 0,0015 |
Тест | Alpen — | Alpen 16 | Alpen 32 | Alpen 64 | Alpen 300 |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ | +0,01, −0,08 | +0,01, −0,08 | +0,01, −0,08 | +0,01, −0,08 | +0,01, −0,08 |
Уровень шума, дБ (А) | −100,1 | −100,1 | −100,0 | −100,2 | −100,2 |
Гармонические искажения, % | 0,0009 | 0,0060 | 0,0031 | 0,0022 | 0,0012 |
Тест | Dacmagic — | Dacmagic 16 | Dacmagic 32 | Dacmagic 64 | Dacmagic 300 |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ | +0,02, −0,13 | +0,02, −0,13 | +0,02, −0,13 | +0,02, −0,13 | +0,02, −0,13 |
Уровень шума, дБ (А) | −99,8 | −99,9 | −99,9 | −99,9 | −99,9 |
Гармонические искажения, % | 0,0032 | 0,0022 | 0,0014 | 0,0023 | 0,0029 |
Тест | Dragonfly — | Dragonfly 16 | Dragonfly 32 | Dragonfly 64 | Dragonfly 300 |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ | +0,04, −0,29 | +0,04, −0,29 | +0,04, −0,29 | +0,04, −0,29 | +0,04, −0,29 |
Уровень шума, дБ (А) | −104,9 | −104,8 | −104,7 | −104,8 | −104,8 |
Гармонические искажения, % | 0,0020 | 0,020 | 0,011 | 0,0063 | 0,0030 |
Тест | — | 16 | 32 | 64 | 300 |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ | +0,00, −0,02 | +0,01, −0,04 | +0,01, −0,03 | +0,01, −0,03 | +0,00, −0,02 |
Уровень шума, дБ (А) | −108,1 | −107,7 | −107,9 | −107,8 | −108,0 |
Гармонические искажения, % | 0,0002 | 0,0005 | 0,0003 | 0,0002 | 0,0002 |
Напоминаем, вы можете скачать бесплатную версию нашей программы RMAA и провести собственные измерения.
AudioQuest DragonFly Red и Schiit Fulla присуждается награда «Кристальный звук: Лидер класса».
Отметим M-Audio Micro DAC 24/192 и Сambridge Audio Dacmagic XS, как заслуживающие пристального внимания. FiiO Alpen 2 E17K демонстрирует отличные продажи и без нашего одобрения, однако в нашем тесте всегда побеждает звук, а не фичи.
www.ixbt.com
© 2009 Datagor Audio Lab., Vladimir Kuznetsov
All Right Reserved
Первый набор-радиоконструктор на Портале!
20/08/2009 Конструктор в наличии!
Последняя ревизия печатной платы устройства выполнена на заводе. Она многослойная, с металлизацией отверстий, покрыта черной паяльной маской, контактные площадки покрыты иммерсионным золотом, контур отфрезерован. Выполняется электроконтроль каждой платы.
Далее мы постарались ответить на многочисленные вопросы и получше познакомить всех желающих (даже начинающих) с нашим проектом внешнего ЦАПа.
0. Что содержит ваш набор, сколько стоит, для кого он предназначен?
Вопросы стоимости и условия отражены в ветке нашего форума о Подписке на набор.
Набор содержит все активные и пассивные компоненты для сборки, заводскую ПП, трансформатор БП, Инструкцию по сборке и монтажную схему.
Т.е. для сборки вам потребуется только паяльник и золотые руки.
Проект средней сложности для сборки. Некоторые активные элементы, включая процессор, выполнены для SMD-монтажа.
Предупреждаем! Набор не предназначен для новичков. Рассчитывайте свои силы. ЦАП не должен быть вашим первым проектом.
ПП по доп. договоренности может поставляться с установленными SMD-компонентами или полностью собранная.
0,15uF/63V 5% = 8 шт.
0,022/50V = 4 шт.
1800p/50V NP0, 5% = 2 шт.
330p/50V NP0, 5% = 2 шт.
22p/50V NP0, 5% = 1 шт.
33p/50V NP0, 5% = 1 шт.
PLD-2 (штыри в плату, 2-конт.) = 5 шт.
BLS-2 (розетки на штыри, 2-конт.) = 5 шт.
USBB-FR (розетка USB на плату) = 1 шт.
22/16V 0511 105C RD (SAMWHA, 0511R) = 3 шт.
22/16V 0511 105C (JAMICON, 0511R) = 4 шт.
2200/25V 1320 105C (JAMICON, 1320R) = 1 шт.
KX-49 12.000 MHz (GEYER, HC49/U) = 1 шт.
L7805CV (ST) = 1 шт.
L78L05CZ (ST) = 1 шт.
LM1117MPX-3.3 (National) = 1 шт.
PCM2702E (Texas Instruments) = 1 шт.
SF14 (DC) = 4 шт.
TLE2141AID (Texas Instruments) = 2 шт.
1 k 5% = 1 шт.
1 M 1% = 1 шт.
1,5 k 5% = 1 шт.
10 k 5% = 1 шт.
100 k 5% = 2 шт.
100 ohm 5% = 3 шт.
12 k 1% = 4 шт.
15 ohm 5% = 2 шт.
22 ohm 5% = 2 шт.
3,9 k 1% = 2 шт.
680 ohm 5% = 1 шт.
Трансформатор ТПГ122 = 1 шт.
Печатная плата = 1 шт.
Руководство по сборке и эксплуатации = 1 шт. в электронном виде.
1. «GOLDSMITH DAC», что это за штука? Для чего она?
DAC или ЦАП, цифро-аналоговый преобразователь.
Данное устройство представляет собой внешний двухканальный (стерео) USB-ЦАП и предназначено для высококачественного воспроизведения музыки с персонального компьютера.
«GOLDSMITH» является отличной основой для построения Hi-Fi аудиосистемы, в которой персональный компьютер служит цифровым источником и хранилищем медиа-файлов.
Вход устройства подключается к USB-порту компьютера. Выход ЦАПа подключается к входу усилителя ЗЧ.
2. Какие у вашего ЦАПа технические характеристики?
Параметры «GOLDSMITH»:
— поддержка стерео и моно USB-аудиопотоков разрядностью 16 бит
— поддерживаемые частоты дискретизации — 32.000, 44.1000, 48.000 Гц
— полоса воспроизведения, при неравномерности не более 0.2дБ — 10…20.000 Гц
— динамический диапазон — 100 дБ (типовой для 16 бит)
— уровень шума в полосе частот, не более — 102 дБ.
— суммарные нелинейные и интермодуляционные искажения не более — 0.005%
— вход — USB
— выход — линейный RCA
— выходное напряжение — 1.55В (макс. амплитудное значение)
— сопротивление нагрузки, не менее — 2кОм
3. ЦАП питается по USB? Нет? А почему?
USB дает только 5В, да еще от импульсного блока ПК. В нашем ЦАПе «GOLDSMITH» используется классическое внешнее питание от трансформатора, с целью обеспечения его «чистоты» и для исключения проникновения «цифровой грязи» от цепей питания ПК в аналоговую часть ЦАПа.
Кроме этого, согласно спецификации Texas Instruments, PCM2702E должна использоваться только с самостоятельным питанием. Мы согласны с разработчиками. А потому не следует сравнивать наш ЦАП с поделками в виде брелков, получающих питание от USB-шины.
4. Какие у вашего ЦАПа преимущества над другими подобными штуками?
— Качество звучания нашего ЦАПа очень высокое, а при проигрывании CDDA-дисков и WMA/FLAC-файлов (PCM, 16 бит 44.1кГц — без передискретизации!) заметно превосходит, например, профессиональный аудиоинтерфейс ESI WAMI RACK 192Х, а также популярную звуковую карту Ego Systems Juli@, не говоря уже об изделиях Creative, а тем более о встроенных звуковых картах.
— Различия по звучанию заключаются в более плотном басовом регистре, натуральной «серёдке», прозрачном и не утомляющем «верхе» и лучшей стереопанораме.
— «GOLDSMITH» работает со стандартным драйвером USB audio device.
— «GOLDSMITH» имеет внешний, не встроенный в чип, фильтр LPF, что открывает пути для дальнейшего совершенствования устройства.
— Доступная цена. Для информации: ЦАПы за $1000…$3000 не редкость. Чего туда положили изготовители мы сказать затрудняемся. Наша идеология — максимальное качество по демократичной цене.
5. ЦАП заменяет звуковую карту компьютера?
Наш ЦАП не может заменить звуковую карту только в 2-х случаях:
1. Нужен многоканальный (более 2-х каналов) звук.
2. Нужно записать звук на компьютер, например с микрофона, линейного входа, т. к. ЦАП является однонаправленным устройством и не имеет аналоговых входов, т. е. служит только для воспроизведения звуковых файлов.
С точки зрения устройств в Windows — это такая же звуковая карта (устройство вывода звука), только без возможности записи (оцифровки) звуков.
6. Что с этим ЦАПом можно слушать (форматы)?
Слушать можно все те форматы, которые поддерживает ваш программный плеер, такой как Win Amp, Foobar, Apollo, Windows Media Player и др., т. е. все популярные форматы: CDDA, mp3, WMA, FLAC, APE и т. п.
Для частот дискретизации, не поддерживаемых ЦАПом, (что случается крайне редко) можно применить программный «oversampling» — такой модуль есть, например, в Foobar.
7. Будет ли «mp3» лучше звучать? А «FLAC», «APE» и т. п. «безпотерьные» форматы?
Разумеется, лучше будут звучать форматы «безпотерьные», в этом случае наш ЦАП полностью реализует свои преимущества. Но и форматы, использующие сжатие — такие как mp3 — будут при высоком битрейте звучать хорошо. Однако, с эти ЦАПом резко чувствуется разница между mp3 и CDDA, не в пользу mp3.
8. Поддерживает ли ЦАП «GOLDSMITH» звук в играх? Звук станет лучше?
Звук в играх поддерживается так же, как если бы вы использовали другую звуковую карту, например встроенную, только происходит микс на 2 канала для многоканального звука. При хорошей акустике и усилителе, даже в стерео-режиме, звук лучше, чем с многоканальным Microlab-ом, Sven-ом и иже с ними.
9. Чем «GOLDSMITH» лучше встроенной или обычной, звуковухи?
Являясь внешним устройством — ЦАП лучше защищен от помех и наводок по питанию ПК и обеспечивает меньше шумов. Его можно подключить, например, к ноутбуку, качество «звуковухи» которого обычно очень низкое.
Кроме того, эксклюзивная схемотехника и топовый, в линейке «USB DAC», контроллер РСМ2702 от легендарной фирмы Burr-Brown позволяют превзойти по качеству звучания любую звуковую карту в ценовом диапазоне до $350.
10. Можно ли ЦАПом оцифровывать звуки?
Нет, нельзя. ЦАП является однонаправленным устройством и не имеет аналоговых входов, т. е. служит только для воспроизведения звуковых файлов.
11. Нужно ли устанавливать драйвера? Нет? А как тогда всё работает?
ЦАП не требует драйверов и является Plug-and-play устройством воспроизведения звука. При подключении устройство автоматически определяется как «USB Burr-Brown Japan PCM2702». В Панели управления MS Windows наш ЦАП находится под именем «USB audio device».
12. У меня уже установлена звуковая карта. Не будет ли конфликта устройств?
Нет. В панели управления можно будет выбрать, какое устройство воспроизведения звука будет основным и задать его настройки. В дальнейшем, используя настройки игровых программ или звуковых плееров, можно будет оперативно выбирать что использовать — ЦАП или другую звуковую карту.
13. Работает ли ваш ЦАП под MS Windows Vista?
Да. Проблем не выявлено.
14. На каких еще ОС тестировался ЦАП «GOLDSMITH»?
Устройство работает в MS Win2000, MS WinXP, MS WinVista, а так же в Linux (+ALSA) и под MacOS.
15. Поддерживает ли «GOLDSMITH» работу с ASIO?
Да, «GOLDSMITH» работает с ASIO без проблем.
16. Может ли «GOLDSMITH» работать с программными генераторами? Какова форма сигнала на 20 кГц?
С синусом на 20 кГц всё ОК. Проверено осциллографом на генераторе WaveGen из AudioTester 2.
И это тоже показатель качества. Попробуйте посмотреть форму сигнала с «обычной» звуковухи от 3 кГц и выше.
Игорь Котов (Datagor)
Россия, Сибирь, г.Новокузнецк
Основатель, владелец и главный редактор Журнала практической электроники datagor.ru.
Founder, owner and chief editor of datagor.ru.
datagor.ru
Стародуб, 26 мая 2019
Много читал отзывов о цапе Cambridge Audio DacMagic 100 Black и о положительном результате и о том, что его и не нужно совсем покупать от аудиофилов, что качества в звуке не заметишь, имея своё оборудование я описал ниже. Но всё же купил и не был в этом разачарован. Он оправдал все мои ожидания. Подключил его к dvd плееру pioneer dv-696 av в качестве транспорта по оптическому проводу инаккустик к усилителю yamaha htr-6060 аналоговым проводом инаккустик из серии премиум, наушники sennheiser hd 485 всё отлично. Аккустика самодельная на отечественных динамиках. Автор проекта: А. Демьянов, г. Москва. (Радио №2 1993 год) ldsound.ru » 3-х полосная АС на 75 ГДН-1-4, 5 ГДШ-5-4 и 6 ГДВ-4-8 3, качество звука с этим цапом улучшилось, звук стал мягкий, насыщенный высокими частотами, мелкой детализацией, бас глубокий, объёмный. Конечно кто прочитает этот отзыв на счет применения этой аккустики, будет много своих мнений. По моему ограниченому бюджету собранная мной данная аккустика даст фору многим импортым аккустикам, так как я тоже придирчивый и требовательный к звуку. ЦАП Cambridge Audio DacMagic 100 Black качественый и многим советую к приобретении этого цапа на сайте Audiomania.
Тольятти, 2 мая 2019
Александр Ф.Внешний ЦАП Cambridge Audio DacMagic 100 нет в продаже
Общение с менеджером оставило хорошее впечатление. Товар отправлен быстро, на адрес — тоже. Качество товара — отличное. Все заработало с пол-пинка. Драйвера скачались и установились за пару минут. Этот ЦАП у меня второй, до этого был Topping, но он погорел. К Cambridge Audio DacMagic 100 замечаний по работе нет. Вернул звуку дополнительный колорит.
Магнитогорск, 27 апреля 2019
Андрей С. ОтличноВнешний ЦАП Cambridge Audio DacMagic 100 нет в продаже
Детальность звука превзошла мои ожидания.
Краснотурьинск, 24 апреля 2019
Виталий М. Автор 2 отзывов НормальноВнешний ЦАП Cambridge Audio DacMagic 100 нет в продаже
Ожидал лучшего от цапа. Видимо за эти деньги хороший не купить.
Москва, 26 марта 2019
Алексей ОтличноВнешний ЦАП Cambridge Audio DacMagic Plus нет в продаже
Инструкция по установке драйверов для Windows и переключению аппарата в режим usb 2.0 должна быть в описании к товару. Эта тема реально может оттолкнуть, убил на это 1.5 часа. Сам аппарат топ конечно, с учётом скидки. Рекомендацией доволен, ЦАП очень хорош, имеет три фильтра звучания и это радует. Важно для меня, так как бывают разные треки с разным звучанием. Слушаю на HD 660s
Калуга, 17 марта 2019
Александр С. Автор 2 отзывов ОтличноВнешний ЦАП Cambridge Audio DacMagic Plus нет в продаже
Спасибо огромное за быстрое и качественное выполнение заказа. Аппаратом очень доволен, цена — качество вполне соответствуют. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
Санкт-Петербург, 2 марта 2019
В полном восторге. Купил для прослушивания музыки с компьютера, пришлось купить дополнительно кабель supra 4 метра. Можно сказать открыл для себя цифровую музыку. До этого слушал либо винил, либо со встроенной звуковой карты/телефона. Пропасть по качеству звучания была огромная (в пользу винила соответственно). Советую всем, кто хочет переосмыслить качественный цифровой звук (в бюджетном сегменте), оно того стоит. Покупал со скидкой за 12к. Система: усилитель yamaha ax 400, колонки yamaha ns 555/наушники akg k550
Снежинск, 20 февраля 2019
Владимир Ш. Автор 3 отзывов ХорошоВнешний ЦАП Cambridge Audio DacMagic Plus нет в продаже
Что то звук меня не очень обрадовал, по USB. Уже больше 10лет сижу на карте esi julia, если бы не умирающий порт PСI даже и не думал бы о смене. Допаяю aleph pass буду на нем экспериментировать.
Лесосибирск, 14 февраля 2019
Артем А. ОтличноВнешний ЦАП Cambridge Audio DacMagic Plus нет в продаже
ЦАП отлично себя показал со связкой усилителя Yamaha A-S201 и акустики Yamaha 8390. Звук детальный, басы глубокие (кстати басы очень четкие и мягкие, но стали глубже на этом цап), сцена хорошая, ощущение что полностью погружаешься в музыку. Удивило то, что звук с тв приставки цифровой по цифровому кабелю просто превзошел ожидания. Думал будет хуже. Но играет реалистично очень. Слушаю музыку по usb с ПК.
Ижевск, 8 февраля 2019
Владимир Д. ОтличноВнешний ЦАП Cambridge Audio DacMagic Plus нет в продаже
Отличный ЦАП с отличным звуком
www.audiomania.ru
При переходе от стационарного компьютера к ноутбуку, серьезно сужается список звуковых интерфейсов за бюджетную цену с высококачественной начинкой. Если к стационарному компьютеру можно подключить интерфейс по PCI, PCIe, USB или FW (а так же по SPDIF к материнской плате, с далеко не всегда адекватным качеством), то ноутбуки в большинстве случаев ограничены только USB и реже FW. Основными вариантами являются или внешние звуковые карты с интерфейсом USB, или комбинация из USB-SPDIF устройства и подключенного к нему внешнему ЦАП.
Основная разница между внешней звуковой картой и внешним ЦАП достаточно проста, внешний ЦАП может работать без подключения к компьютеру, в то время как звуковая карта без компьютера работать не может. Стоимость USB-SPDIF колеблется от $100 до $200 что делает комбинацию на первый взгляд довольно дорогостоящей. С другой стороны, некоторые USB-SPDIF конверторы имеют поддержку 192 кГц и ASIO, что может быть очень полезным.
В обзоре мы поверхностно рассмотрим ряд недорогих USB звуковых карт и некоторые внешние ЦАП. Все карты и ЦАП отобраны по следующему признаку, в качестве микросхемы ЦАП используются верхние модели микросхем ЦАП. Разумеется, надо отдавать отчет в том, что за качество звучания отвечает не только микросхема ЦАП, но и ее реализация, в которую входит обвязка и схемотехнические решения. Данный обзор дает вводную информацию, на какие звуковые карты и ЦАП желательно обратить внимание в первую очередь, а так же раскрывает некоторые особенности продуктов, которые стоит обойти стороной.
Большая часть звуковых карт и ЦАП-ов имеется в наличии на Российском рынке, а их стоимость начинается от $100-$200 и не выше $500-$600.
Реалии текущего дня таковы, что внешние решения дороже раза в два внутренних при использовании аналогичных комплектующих, при этом итоговое качество сопоставимое.
Микросхемы, которые в данном обзоре были отнесены к верхнему топу (все имеют динамический диапазон выше 120 дБ).
Выпускаются такие карты, как E-MU1212m, E-MU1616m, X-Fi Elite Pro, Xonar DX и Xonar D1.
ESI/Prodigy HD2, Razer Barracuda, Auzentech X-Fi Prelude 7.1, AUZEN X-Fi Forte 7.1
Не применялся в широко известных картах
Не применялся в широко известных картах
Не применялся в широко известных картах
Xonar Essence ST, Xonar Essence STX
Sound Blaster X-Fi Titanium HD
Не применялся в широко известных картах
Xonar D2/PM, Xonar D2X, Xonar HDAV1.3, Xonar HDAV1.3 Deluxe, Xonar Xense, ROG Xonar Phoebus
Не применялся в широко известных картах
Еще раз хочется подчеркнуть, что перечисленные ниже устройства, это то, на что стоит обратить внимание в первую очередь, но не означает, что на этом надо остановить свой выбор. В маркетинговых целях может выбраться высококачественная микросхема ЦАП, но обвязка может оказаться настолько плохой, что звучать может гораздо лучше другое устройство, на более простой микросхеме, но с более удачной обвязкой. Однако надо отметить, что мы сейчас обращаем внимание на бюджетные варианты, а не дорогостоящие, и поэтому ожидать более лучшего звука от устройства с более простым ЦАП и аналогичной обвязкой не стоит. В «дорогих» устройствах, где уделяется внимание не столько измерениям, сколько субъективному восприятию, может получиться высокий результат на относительно простых комплектующих. Но это уже другие категории отбора и явно не с этого начинается поиск источника для себя при переходе со стационарного компьютера, особенно если устраивает звучание таких карт, как E-MU серии m или Asus Xonar Essence STX.
Относительно недорогая карта для профессионального применения, имеет на своем борту раздельные выходы для колонок и усилителя для наушников, каждый из которых обслуживается Asahi Kasei Microdevices AK4396. Это один из самых доступных по цене вариантов на AK и при этом является технически грамотно сделанным. По результатам измерений нет проблем ни с повышенными искажениями, ни наличием джиттера. Отдельно хочется отметить, что в спектре гармонических искажений практически нет гармоник высших порядков. Из дополнительных плюсов можно отметить поддержку ASIO (позволяющий обойти микшер Windows). Из минусов с позиции начинающих аудиофилов – ОУ не съемные и по этому моддинг без пайки невозможен. Питание осуществляется от USB.
Creative E-MU 0204 USB | |
ЦАП | AK4396 |
Сменные ОУ | нет |
Наличие ASIO | да |
Поддержка по USB 24 бит | да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | да |
Цифровой вход SPDIF (коаксиальный или оптический) | нет |
Цена | $175 |
Подробный обзор E-MU 0204 USB
RAA Report: Отчет тестирования встроенного усилителя E-MU 0204 USB в базе измерений
Данный продукт получил низкую популярность благодаря доблестным рекламщикам от Creative, которые вместо того, чтобы на момент выхода карты озвучить используемую схемотехнику, традиционно пошли обратным путем, назвав относительно невысокие измеренные параметры в виде 114 дБ для параметра сигнал/шум. Это дало понять большинству, что в карту встроен ЦАП среднего уровня и карта не является конкурентом текущей на тот момент профессиональной E-MU0404, а представляет собой конкурента в лучшем случае E-MU0202 и прочим картам среднего звена от M-Audio и т.п. Когда шумиха относительно выхода карт серии HD утихла и о ней практически забыли, разумеется стала известна начинка в виде ЦАП AK4396, но поезд уже ушел и интерес к ней по сей день умеренный. Было бы больше толку, если бы производитель в данной ситуации сделал упор на модель ЦАП, а не на характеристики.
И плюсов стоит отметить наличие отдельного контакта для заземления, который может помочь избавится от земляных петель. Питание осуществляется от USB.
Стоимость около $100 и наличие цифрового выхода дает повод рассматривать Creative SoundBlaster X-Fi HD не просто как звуковую карту с хорошим аналоговым выходом, но и как конвертер USB-SPDIF.
Creative SoundBlaster X-Fi HD | |
ЦАП | AK4396 |
Сменные ОУ | нет |
Наличие ASIO | нет |
Поддержка по USB 24 бит | да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Цифровой вход SPDIF (коаксиальный или оптический) | да |
Цена | $100 |
Новинка 2013 года на CS4398 с многоканальным выходом 7.1 и всеми программными дополнениями в виде Xear и Dolby, входящих в комплект к внутренним картам. Цифровой вход только USB, есть комбинированный цифровой выход SPDIF (RCA) и miniTOSLINK. Выход для наушников выполнен отдельно. Колесо управления громкостью безупорное, синхронизированное с панелью управления драйвером. В ближайшее время ожидается подробный обзор новинки. Стоимость пока не известна, но есть информация, что устройство будет в нижнем ценовом сегменте.
ASUS U7 | |
ЦАП | CS4398
|
Сменные ОУ | нет |
Наличие ASIO | да |
Поддержка по USB 24 бит | да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | да |
Цифровой вход SPDIF (коаксиальный или оптический) | нет |
Цена | $100-150
|
iBasso D-Zero базируется на Wolfson WM8740 и представляет собой миниатюрный USB-ЦАП и портативный усилитель для наушников (на ОУ AD8656). Через USB поддержка ограничивается 16 бит и 48 кГц через TI PCM2706 (к слову, 44.1 поддерживаются в честном режиме, без передискретизации). D-Zero относительно недорогой и является удачным вариантом в портативном использовании с планшетом или ноутбуком в поездках. Для стационарного применения его стоит рассматривать, если надо ограничится минимальным бюджетом или поддержка форматов высокого разрешения не принципиальна. Питание возможно как от USB, так и от аккумулятора.
iBasso D-Zero | |
ЦАП | WM8740 |
Сменные ОУ | нет |
Наличие ASIO | нет |
Поддержка по USB 24 бит | нет |
Поддержка по USB 96 кГц | нет |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Цифровой вход SPDIF (коаксиальный или оптический) | нет |
Цена | $150 |
RAA Report: Отчет тестирования встроенного усилителя iBasso D-Zero в базе измерений
Этот внешний портативный усилитель D2+ Boa функционально схож с D-Zero, использует Wolfson WM8740, связь с USB через TI PCM2706. Поддержка форматов ограничена 16 бит и 48 кГц (44.1 без передискретизации). Для автономного питания используется встроенный аккумулятор. Корпус металлический из категории «не убиваемых». D-Zero был выпущен позже D2+ Boa и является своего рода обновленной бюджетной версией.
iBasso D2+ Boa | |
ЦАП | WM8740 |
Сменные ОУ | нет |
Наличие ASIO | нет |
Поддержка по USB 24 бит | нет |
Поддержка по USB 96 кГц | нет |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Цифровой вход SPDIF (коаксиальный или оптический) | нет |
Цена | $220 |
RAA Report: Отчет тестирования встроенного усилителя iBasso D2+ Boa в базе измерений
D4 Mamba использует два WM8740 по схеме двойного моно. Связь с USB через TI PCM2706. Поддержка форматов ограничена 16 бит и 48 кГц (44.1 без передискретизации). В качестве электрической батареи использует крону. Из-за схематических особенностей при подключении по USB необходимо выставлять уровень сигнала на 7 dB ниже от 0 dBFS. Таким образом, в данной модели преимущества двойного моно нивелированы. В целом разработка неплохая как портативный усилитель, но как цап, могла бы быть значительно лучше. В комплекте поставляется два корпуса разного цвета. ОУ в тракте усилителя расположены в кроватках.
iBasso D4 Mamba | |
ЦАП | 2*WM8740 |
Сменные ОУ | да (тракт усилителя) |
Наличие ASIO | нет |
Поддержка по USB 24 бит | нет |
Поддержка по USB 96 кГц | нет |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Цифровой вход SPDIF (коаксиальный или оптический) | нет |
Цена | $250 |
RAA Report: Отчет тестирования встроенного усилителя D4 Mamba в базе измерений
iBasso D6 использует схему двойного моно на WM8740s и поддерживает по USB форматы высокого разрешения через TI TAS1020B до 24 Бит и 96 кГц. В тракте усилителя есть 4 сменных ОУ. Позиционируется как достаточно мощный портативный усилитель для наушников.
iBasso D6 Fer-de-Lance | |
ЦАП | 2*WM8740 |
Сменные ОУ | да (тракт усилителя) |
Наличие ASIO | нет |
Поддержка по USB 24 бит | да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Цифровой вход SPDIF (коаксиальный или оптический) | нет |
Цена | $310 |
iBasso D7 поддерживает по USB 24 бит и 192 кГц, и помимо миниджековых разъемов имеет линейные RCA выходы для аналога и цифровой коаксиальный выход. Цифровой выход поддерживает 192 кГц. Аналоговый тракт базируется на WM8740.
iBasso D7 Sidewinder | |
ЦАП | WM8740 |
Сменные ОУ | да (тракт усилителя) |
Наличие ASIO | нет |
Поддержка по USB 24 бит | да
|
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | да |
Цифровой вход SPDIF (коаксиальный или оптический) | нет |
Цена | $220 |
ILTW базируется на Wolfson WM8740. В качестве USB приемника используется TENOR TE8802 с поддержкой 24 бит и 192 кГц. Помимо USB входа есть цифровой вход I2S. Использует внешнее питание 24 вольт.
Firestone Audio ILTW | |
ЦАП | WM8740 |
Сменные ОУ | нет |
Наличие ASIO | нет |
Поддержка по USB 24 бит | да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | да |
Цифровой вход SPDIF (коаксиальный или оптический) | нет |
Цена | $450 |
Эти устройства нельзя напрямик подключить к ноутбуку и необходимо использовать конвертер USB-SPDIF. На сегодняшний день оптимальны следующие конверторы:
Оптический выход
Коаксиальный выход
Любопытный конвертер на CS4398. На сегодняшний день уже снят с производства, но в есть изобилии на рынке Украины. Стоимость относительно невысокая, имеет смысл обратить на него внимание.
SM PRO AUDIO ADDA | |
ЦАП | CS4398 |
Сменные ОУ | нет |
Поддержка по USB 24 бит | да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | да |
Цифровой вход SPDIF коаксиальный | да |
Цифровой вход SPDIF оптический | да |
Цена | $450 |
Эти устройства могут работать как звуковая карта USB, так и отдельное устройство по SPDIF, не подключенное к компьютеру. Во многих внешних ЦАП USB сделано для «галочки» с поддержкой только 16 бит и 48 кГц и для них наверняка придется докупать отдельный конвертер USB-SPDIF, что стоит учитывать в конечной стоимости.
Рекомендуемые бюджетные USB-SPDIF конверторы:
Оптический выход
Коаксиальный выход
Новинка 2012 года. Основные преимущества, это использование PCM1795 в схеме двойного моно и возможность замены 11 ОУ. На сегодняшний день это можно считать рекордом для моддинга с помощью заменяемых ОУ. Как показало тестирование, USB вход подвержен джиттеру и для реализации потенциала Asus Essense One желательно использовать внешний USB конвертер. Среди цифровых входов есть как коаксиальный, так и оптический вход.
ASUS Essence One/Plus | |
ЦАП | 2*PCM1795 |
Сменные ОУ | да |
Поддержка по USB 24 бит | да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | да |
Наличие ASIO | да
|
Цифровой вход SPDIF коаксиальный | да |
Цифровой вход SPDIF оптический | да |
Цена | $540 |
RAA Report: Отчет тестирования встроенного усилителя ASUS Essence One/Plus в базе измерений
Внешний вариант внутренних карт ST и STX на PCM1792A со сменными ОУ и усилителем на TPA6120A2. ЦАП имеет поддержку ASIO и 192 кГц. Подробный обзор.
Creative E-MU 0204 USB | |
ЦАП | PCM1792
|
Сменные ОУ | да
|
Наличие ASIO | да |
Поддержка по USB 24 бит | да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | да |
Цифровой вход SPDIF (коаксиальный или оптический) | да |
Цена | $400
|
Эта карта появилась еще раньше E-MU0204 USB в 2006 году и была одним из первых продуктов с бюджетной ценой и использованием AK4396. Если сравнивать с E-MU 0204 USB, основным отличием будет добавление цифровых входов и выходов. В остальном практически то же самое. С точки зрения технических измерений, E-MU 0204 USB показывает чуть лучший результат. Питание осуществляется от внешнего блока питания.
Creative E-MU 0404 USB | |
ЦАП | AK4396 |
Сменные ОУ | нет |
Наличие ASIO | да |
Поддержка по USB 24 бит | да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | да |
Цифровой вход SPDIF (коаксиальный или оптический) | да |
Цена | $280 |
RAA Report: Отчет тестирования встроенного усилителя E-MU 0404 USB в базе измерений
Данный ЦАП выпускается в разных модификациях, и в качестве ЦАП может быть установлена одна из микросхем: PCM1792, PCM 1794 или PCM 1796. Безусловно, версия с 1792 или 1794 наиболее желательна, однако что окажется внутри, покупатель узнает лишь после покупки. Такая лотерея не очень приятна, однако стоит признать, что даже с PCM1796 V-DAC достаточно интересен. За USB у первой версии отвечает TI2706 с ограничением в 16 бит и 48 кГц. На ЦАП подается поток после апсемплера в 192 кГц, выполненного с помощью SRC4392. Цифровые входы есть обоих типов, коаксиальный и оптический. Питание у V-DAC внешнее. На сегодняшний день первая версия (в черном корпусе) снята с производства и предлагается вторая версия в серебристом корпусе. По результатам измерений первой версии на PCM 1792, характеристики на выходе были не идеальные (фоновые шумы, не самые низкие искажения) и остается надеется, что во второй версии была проделана работа над ошибками.
Musical Fidelity V-DAC | |
ЦАП | PCM1792, PCM 1794 или PCM 1796 |
Сменные ОУ | нет |
Поддержка по USB 24 бит | нет |
Поддержка по USB 96 кГц | нет |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Наличие ASIO | нет |
Цифровой вход SPDIF коаксиальный | да |
Цифровой вход SPDIF оптический | да |
Цена | $400 |
Данный ЦАП основан на PCM 1796. У второй версии USB поддерживает до 24 бит и 96 кГц. На ЦАП подается поток после апсемплера в 192 кГц, выполненного с помощью Burr Brown SRC4392. Цифровые входы есть обоих типов, коаксиальный и оптический. Оптический вход поддерживает до 96 кГц и 24 бит, а коаксиальный до 192 кГц и 24 бит. Питание у V-DAC II внешнее.
Основным отличием от первой версии является обновленная схема с трактом USB с поддержкой форматов высокого разрешения.
Musical Fidelity V-DAC II | |
ЦАП | PCM1796 |
Сменные ОУ | нет |
Поддержка по USB 24 бит | да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Наличие ASIO | нет |
Цифровой вход SPDIF коаксиальный | да |
Цифровой вход SPDIF оптический | да |
Цена | $400 |
D12 пришел на смену D10 Cobra и является промежуточной моделью между D6 и DB1/DB2. Портативный ЦАП базируется на WM8740 по схеме двойного моно, имеет цифровые входы, оптический и коаксиальный. USB реализован на PCM2906B с соответствующим ограничением в 16 бит, 48 кГц. ОУ подлежат замене в кроватках, а в комплекте поставляется набор ОУ для поиска наиболее подходящего звучания самим пользователем.
iBasso D12 Anaconda | |
ЦАП | 2*WM8740 |
Сменные ОУ | да |
Поддержка по USB 24 бит | да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Наличие ASIO | нет |
Цифровой вход SPDIF коаксиальный | да |
Цифровой вход SPDIF оптический | да |
Цена | $350 |
RAA Report: Отчет тестирования усилителя встроенного в iBasso D12 Anaconda в базе измерений
Достаточно взрослая версия портативного ЦАП-а, технический экспресс тест показал высокие характеристики на уровне стационарной технически грамотно сделанной аппаратуры. За USB отвечает PCM2906B с ограничением в 16 бит и 48 кГц. Цифровые входы обслуживает CS8416. Т.к. экспресс анализ делался год назад, то точно известно, что была поддержка 24 бит, но не осталось данных относительно поддержки 192 кГц, а в официальных источниках информация не указана. Цифроаналоговый преобразователь выполнен на WM8740. Аналоговый выход выполнен в форме специального балансного разъема.
К сожалению, на текущий момент iBasso DB1 Boomslang продается лишь в комплекте с усилителем PB1 (на территории нашей страны оф. дистрибьютором) и конечная цена удваивается.
iBasso DB1 Boomslang | |
ЦАП | WM8740 |
Сменные ОУ | нет |
Поддержка по USB 24 бит |
нет |
Поддержка по USB 96 кГц | нет |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Наличие ASIO | нет |
Цифровой вход SPDIF коаксиальный | да |
Цифровой вход SPDIF оптический | да |
Цена | $250/$500 |
DB2 в отличии от DB1 использует два WM8740 в монорежимах и USB поддерживает 24 бит и 96 кГц. Помимо USB есть коаксиальный и оптически вход. Аналоговые выходы выполнены в двух вариантах: небалансный на миниджеке и балансный в специальном разъеме. Благодаря возможности зарядки от USB, может работать автономно. За связь с USB отвечает TAS1020B, за обслуживание цифровых входов — CS8416.
Среди компактных портативных DAC это пожалуй один из возможных лидеров на рынке.
iBasso DB2 Boomslang2 | |
ЦАП | 2*WM8740 |
Сменные ОУ | нет |
Поддержка по USB 24 бит | да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Наличие ASIO | нет |
Цифровой вход SPDIF коаксиальный | да |
Цифровой вход SPDIF оптический | да |
Цена | $380/$760 |
В продаже встречается редко, однако является одним из популярных решений. На сегодняшний день продается версия DX. Базируется на PCM1798, при этом, предшественник показывал очень высокие технические характеристики и звучал на уровне E-MU1616m. По USB поддерживаются форматы до 24 бит и 96 кГц. Цифровые входы выполнены в оптическом и коаксиальном варианте с поддержкой до 24 бит и 192 кГц. Цифровой выход выполнен в коаксиальном варианте с поддержкой 24 бит и 96 кГц. В тракте ЦАП и усилителя для наушников возможно менять ОУ.
Audiotrak Dr.Dac2 DX | |
ЦАП | PCM1798 |
Сменные ОУ | да |
Поддержка по USB 24 бит | да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Наличие ASIO | нет |
Цифровой вход SPDIF коаксиальный | да |
Цифровой вход SPDIF оптический | да |
Цена | $300 |
По функционалу схожий ЦАП с Dr.Dac2 DX, выполнен на PCM1796, есть сменные ОУ. По USB поддерживаются форматы до 24 бит и 96 кГц. С технической точки зрения реализация немного уступает Dr.Dac2. Основная разница в цене в большую сторону объясняется наличием апсемплера в 192 кГц.
ESI Dr.Dac Prime | |
ЦАП | PCM1796 |
Сменные ОУ | да |
Поддержка по USB 24 бит | да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Наличие ASIO | да |
Цифровой вход SPDIF коаксиальный | да |
Цифровой вход SPDIF оптический | да |
Цена | $480 |
Подробный обзор ESI Dr.Dac Prime
RAA Report: Отчет тестирования встроенного усилителя ESI Dr.Dac Prime в базе измерений
LA 100 похож на Prime — тот же Burr Brown PCM 1796, но без сменных ОУ и с поддержкой по USB до 16 бит и 48 кГц. Есть коаксиальный и оптический вход с поддержкой 24 бит и 192 кГц. Питание используется внешнее.
Lead Audio LA 100 | |
ЦАП | PCM1796 |
Сменные ОУ | нет |
Поддержка по USB 24 бит | нет |
Поддержка по USB 96 кГц | нет |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Наличие ASIO | нет |
Цифровой вход SPDIF коаксиальный | да |
Цифровой вход SPDIF оптический | да |
Цена | $420 |
Music Hall DAC 15.2 прямой конкурент Dr. Dac Prime – использует PCM 1796, полный набор входов, USB, коаксиальный и оптический. Из цифровых выходов есть коаксиальный. Аналоговые выходы выполнены небалансными на RCA. USB вход поддерживает до 24 бит, 96 кГц.
Music Hall DAC 15.2 | |
ЦАП | PCM1796 |
Сменные ОУ | нет |
Поддержка по USB 24 бит | да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Наличие ASIO | нет |
Цифровой вход SPDIF коаксиальный | да |
Цифровой вход SPDIF оптический | да |
Цена | $500 |
Cambridge Audio DAC Magic основан на двух Wolfson WM8740 по схеме двойного моно, использует специальный фильтр апсемплер TMS 320VC5501 DSP. Из цифровых входов есть две пары цифровых входов, состоящих из оптического и коаксиального входов. USB поддерживает только 16 бит и 48 кГц. Остальные цифровые входы до 24 бит и 96 кГц. Аналоговые выходы выполнены как небалансными RCA, так и балансными XLR.
Cambridge Audio DAC Magic | |
ЦАП | 2*WM8740 |
Сменные ОУ | нет |
Поддержка по USB 24 бит |
нет |
Поддержка по USB 96 кГц | нет |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Наличие ASIO | нет |
Цифровой вход SPDIF коаксиальный | да |
Цифровой вход SPDIF оптический | да |
Цена | $550 |
Компактный ЦАП на Wolfson WM8742, который является самым старшим из всех и среди всех обозреваемых внешних ЦАП и звуковых карт DacMagic 100 его единственный использует. По спецификациям все входы поддерживают 24 бит и 192 кГц, среди которых есть USB, два коаксиальных и один оптический. Заявлена поддержка ASIO. Есть переключаемая развязка по заземлению.
Cambridge Audio DAC Magic | |
ЦАП | WM8742 |
Сменные ОУ | нет |
Поддержка по USB 24 бит |
да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | да |
Наличие ASIO | да |
Цифровой вход SPDIF коаксиальный | да |
Цифровой вход SPDIF оптический | да |
Цена | $460 |
Из рекомендаций хочется отметить ультрадешевые решения для стационарного применения в виде Creative SoundBlaster X-Fi HD за $100 и широкой доступностью, а для планшетов – iBasso D-Zero. Из более дорогих решений около $200 наиболее интересными вариантами являются E-MU 0204 USB и iBasso D7.
Можно сделать интересное наблюдение — несмотря на цены, среди внешних ЦАП-ов поддержка USB с 24 бит и 96 кГц довольно редка.
В планах проведение масштабного теста бюджетных внешних решений против встроенных хитовых звуковых карт и ЦАП-ов верхнего ценового сегмента. В комментариях к материалу можно оставлять свои пожелания по моделям, которые хочется увидеть в сравнительном тесте, а также те модели, которые можно добавить в текущий обзор.
Автор:
28.08.2012
Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter. Это не требует регистрации. Спасибо.
personalaudio.ru
Саратов, 13 августа 2018
Купил этот ЦАП на замену Marantz HD-DAC1, так как у последнего при очень хорошем звучании есть особенность, которая мне не нравится-при каждой остановке воспроизведения слышны щелчки реле, если хочешь быстро пролистать альбом по трекам, то просто выводит из себя эти перестуки. ЦАП PS Audio Stellar Gain Cell DAC Black после некоторой приработки звучит очень красиво-детально, с широченной панорамой, инструменты как-бы заняли свои места так как им положено-не в одну линию, вокал и акустические инструменты звучат очень натурально. С частотным диапазоном и динамикой всё в порядке. Особенно порадовал ВЧ диапазон-нет излишнего ни звона , ни резкости. Записанные с перегрузом и некоторой кашей отдельные компакт-диски зазвучали приемлемо.Но главный конёк этого цапа-HiRes и DSD-вот здесь как раз раскроется весь потенциал этого аппарата, слушать долго не надоедает и не утомляет. По конструкции были небольшие претензии, например, винты в верхней части корпуса закручены кривовато-так обычно неумелые гипсокартонщики работают, на задней стенке сетевой выключатель не попал точно в прямоугольное отверстие и торчит криво. Какой-то чудной пульт ДУ-маленький с неудобными, собранными в кучу, кнопками, да ладно уж-все пульты странные. И не понравилось,что на дисплее огроменными синими цифрами светится уровень сигнала, а вот другая информация сбоку столбиком еле умещается с малюсенькими буковками. Но это всё ерунда по сравнению со звуком, который выдаёт этот ЦАП. Очень доволен покупкой. Спасибо Андрею Бледных за консультации и работу!
Москва, 12 января 2015
Звучит очень вкусно, стоит своих денег (1К $)
Санкт-Петербург, 26 декабря 2014
Александр Р. Автор 21 отзыва ОтличноВнешний ЦАП PS Audio NuWave DAC нет в продаже
ЦАП выглядит прекрасно, попробовать в деле пока не смог, нет входных цифровых кабелей необходимого качества.
Ессентуки, 8 октября 2014
Михаил Д. Автор 46 отзывов ОтличноВнешний ЦАП PS Audio DirectStream DAC with bridge нет в продаже
Слушаю пока только 12 дней. Первая мысль когда подключил — изменилось все, причем кардинально. Как будто заменил всю систему вместе с колонками и переехал в другую комнату. До этого стоял цап и предусилитель Primare, теперь DS заменяет их обоих. Также под Праймерами стояли топовые абсорберы Symposium, а к ЦАПу был подключен еще и USB фильтр iFi Audio. Сейчас эксперементы показали, что DS не нужны ни абсорберы ни USB фильтры. Подключен кабелем Nordost Blue Heaven 3 метра. Что изменилось при замене всего этого добра на один «скромный» DirectStream: 1) Контроль мощником акустики вырос очень значительно, ему стало очень легко работать, даже на высокой громкости стал потреблять минимум питания (на сетевом фильтре видно потребление компонентов в ваттах). Видимо это показатель того, что предусиление у DS на бескомпромиссно высоком уровне. И того, что тракт получился очень коротким. 2) Звук стал чище, легче, его приятней слушать, он стал меньше утомлять. 3) Интересней, детальней, насыщенней, старые заслушанные записи слушаешь с новым удовольствием. 4) Сцена объемная, как в глубь так и в ширь, и даже по вертикали. Звуки на многих записях выходят за рамки АС. Акустика практически полностью растворяется в пространстве, к ней больше не привязаны звуки. 5) Голос стал реалистичней, эмоциональней, появился сильный эффект присутствия исполнителя в комнате. Конечно все это касается действительно качественных записей, обычные pop/r&b популярные записи как звучали ужасно так и звучат, правда немного по объемней и по реалистичней. DSD играет потрясающе, при выборе слушать какой-нибудь FLAC/AIFF/WAV 96/24 или DSD64, я предпочту последний. В лучшем случае PCM будет звучать также как и DSD если с ним не напортачили перегоняя в разные форматы и разрешения. Аппарат красивый, добротный, грамотно устроенный, в режиме Stand by потребляет свои обычные 20 ватт оставаясь теплым и готовым играть в полную силу. Отключены лишь экран и входы выходы. Интересным показался момент, что у него ножки очень короткие и между ним и стойкой буквально пол сантиметра, что не может не добавлять еще большей гармоничности в его облике. Экран сенсорный, управляется прекрасно ногтем, чтобы не залапывался. Пульт неплохой по качеству, удобный, привыкаешь на раз. В итоге цап превзошел все ожидания и оказался великолепным со всех сторон.
Москва, 7 ноября 2012
Алексей И. ОтличноВнешний ЦАП PS Audio Digital Link III DAC нет в продаже
Пока сказать сложно, точно можно сказать что в отличие от MHDT Havana USB-тракт работает хорошо.
www.audiomania.ru