Если вы родились еще в СССР, то, возможно, уже начали скучать по тем временам. А особенно по стареньким ламповым автобусам и грузовикам, которые изо дня в день выполняли свою работу, словно пчёлки-труженики. Сегодняшняя подборка — ностальгическая. Давайте вместе посмотрим на то, что всегда было рядом с нами на дорогах Союза.
Автобус ЛиАЗ-677М (известный также, как «Луноход») сфотографирован в 1988 году в Лужниках. Сейчас на маршрутах их уже не осталось, разве что в Арзамасе.
Советский автозавод-гигант ЗИЛ, расположенный в Москве. Выпускал потрясающие ЗИЛ-130 и многие другие модели. Завод с историей, который сейчас уже не существует.
Этот красно-бежевый красавец — сочлененный троллейбус СВАРЗ ТС-2. Сфотографирован в Москве на улице Горького (Тверская), следует по направлению к площади 50-летию Октября (Манежная).
Стоянка круглолобых автобусов ЛАЗ на автостанции в городе Мацеста. На фотографии можно также увидеть более новый ЛАЗ-695Н или -695Р, а также ПАЗ-672.
ЛАЗ-699 из Ярославской области. Был одним из самых любимых автобусов нашего детства: теплый, мягкий и комфортный. Возил пассажиров на дальние расстояния.
1975 год. Так производилась сборка легендарных ЛиАЗ-677 на Ликинском автобусном заводе. На фотографии ранние версии автобусов с четырьмя круглыми задними фонарями.
Это не какая-то выставка классических автобусов, а вполне привычный пейзаж времен СССР. Сейчас, конечно, такая картинка кажется фантастикой.
В Кургане тоже выпускали автобусы, причем, их тираж в советское время был одним из самых больших. На фотографии — площадка готовой продукции при заводе.
Помните такую картину на дорогах Москвы? Конец 1980-х. Перегон новых грузовиков ЗИЛ-130 методом частичной погрузки одного шасси на другое.
Автобусное предприятие в Коломне. На фотографии видно несколько венгерских автобусов Ikarus, пара такси ГАЗ-24 «Волга», ЛАЗ-695 и даже старый Ikarus-55 на заднем плане.
В сельских районах доживали свой век старенькие ЗИС-155. Для городов они были слишком медленными и тесными, зато в таких небольших поселениях, как на фотографии — самое то.
А это город Житомир. Так производили ремонт троллейбусов в местном депо №1. Посмотрите, какая чистота в помещении и в каком идеальном состоянии находятся троллейбусы.
Один из самых красивых советских автобусов — междугородний ЗИС-127. В его передней части есть что-то схожее с электровозами, а общий дизайн напоминает американские автобусы того времени.
Автобусы Ikarus на восточном автовокзале в Минске. Без сомнений, эти венгерские автобусы были одними из самых популярных в СССР, особенно для междугородних перевозок.
Фотография со сборочного конвейера столичного автозавода ЗИЛ. Когда-то жизнь тут кипела, рабочие бригады торопились выполнить и перевыполнить план.
На различных районных маршрутах часто можно было увидеть подобную парочку. Слева — ПАЗ-652, справа — носатый ПАЗ-651 на базе ГАЗ-51А.
А это уже конвейер Львовского автобусного завода — ЛАЗ. Симпатяги ЛАЗ-695, еще с круглой передней частью. Слева — красные, справа — синие. Красотища!
Фотография из Никопольского АТП. Снова Икарусы (красный — междугородний 256, желтые — городские 260) и ЛИАЗ-677. На заднем плане — тоже Икарусы, только постарше.
А так собирали детские педальные автомобили на автомобильном заводе имени Ленинского комсомола (АЗЛК, бывший МЗМА). Именно эта продукция становилась для многих граждан СССР первым «личным» автомобилем.
3-й автобусный парк в городе Ленинград. Фотография сделана в 1970-е годы. Автобусы ЛиАЗ-677 во время обслуживания. Обратите внимание на плакаты возле каждого стапеля.
11 марта 2021
Страницы истории
Снова порадовать глаз и испытать ностальгию мы предлагаем с ретроавтобусом из СССР ЛАЗ-695М “Львiв”. Их ещё называли “Марусями”. Эти машины были не слишком распространены в Москве из-за небольшой вместительности, но вот в культурной столице их было достаточно много. Кстати, один из таких отлично восстановлен, и сейчас его можно встретить, шагая по Петербургу.
Раньше эти советские ретроавтобусы также работали на космодроме Плесецк и в целом встречались во многих городах.
Серию ЛАЗ-695 на протяжении всего периода выпуска основательно модифицировали, в разные годы машины одной марки могли существенно друг от друга отличаться.
При создании дизайна машины инженеры вдохновлялись автобусом Magirus-Deutz O 3500, об этом намекает даже эмблема машины. В 1969 г. на Львовском автобусном заводе ЛАЗ-695 поступил в серийное производство, 695М был её логичным продолжением. У машины изменили форму крыши, из-за чего пришлось отказаться от маленьких окошек в скатах, боковое остекление сделали выше, чем у предыдущих моделей. Также из конструкции исчез массивный воздухозаборник. “Уши” по бокам появились не сразу, а ближе к концу производства этих автобусов.
Интересной частью конструкции корпуса является отсек с запасным колесом, который скрыт под люком в центральной части переднего бампера. Такое решение не характерно для современных автобусов. В передней части машины также есть ещё один люк, назначение которого неочевидно. Но здесь тоже всё не особенно сложно: автомобиль разрабатывали в том числе и как санитарный, этот люк нужен для погрузки раненых на носилках.
Отметим, что такие автобусы в силу своей вместительности не были рассчитаны на сверхнагруженные перевозки. Салон ЛАЗ-695 имеет компоновку 2+2, двери располагаются только в свесах. Средней двери здесь тоже не было, поэтому в час пик автобус не был лучшей машиной для пассажиров. Тем не менее на малозагруженных маршрутах эти машины применялись — большие города не отказывались от этой модели.
Стоит сказать, что отношение “чем больше можно запихать пассажиров, тем лучше” довольно однобокое. К примеру, в Европе наоборот выше ценят модели с бОльшим количеством сидячих мест, а не стремятся забивать автобусы так, что у людей в толкучке ногти на ногах ломаются.
Автобус имел колёсную базу 4190 мм при общих габаритах 9190x2500x2950 мм. Машины этой серии оборудовали двигателями ЗИЛ-130 мощностью 150 л. с. при 3200 об/мин, а также ЗИЛ-508.10 объёмом 6 л. Машину агрегатировали механической пятиступенчатой коробкой передач от того же производителя. Подвески спереди и сзади были зависимыми, рессорными и с корректирующими пружинами. Автобус имел 33 места для сидячих пассажиров, но суммарно мог вместить до 67 человек. Машина развивала скорость до 86 км/ч.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
автобус | история | пассажирский транспорт | ретро | ссср
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Читайте также по теме
За 7 месяцев 2022 года в России купили 7655 автобусов
Авг 20, 2022
За первые полгода рынок пополнили 6 315 автобусов
Июл 15, 2022
В июне отечественный рынок грузовиков, автобусов и LCV вырос по сравнению с маем
Июл 11, 2022
Вторичный рынок грузовиков и LCV растёт, автобусов — падает
Июн 18, 2022
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с Правилами пользования и Политикой конфиденциальности и обработку персональных данных *
Поделиться:
Спецтехника
Кризис или новые возможности: взгляд арендных компаний
Узнать больше →
Популярное
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Читайте по теме
Выбор читателей
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
( 116 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.
)От кабриолета до венгерской легенды: Самые известные автобусы советской эпохи
Автор «Известий» Евгения Приемская отдает дань уважения нескольким самым известным, любимым и уникальным автобусам советского периода. 17.09.2017, Sputnik International
2017-09-17T18:57+0000
2017-09-17T18:57+0000
2017-09-18T14:38+0000
/[name/html/meta ‘og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.img.sputniknews.com/img/105746/74/
советский союз
Sputnik International
70000256456601MIA „Rosiya Segodnya“
2017
Sputnik International
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
News
Sputnik International
+74956456601
МИА «Россия сегодня»
1920
1080
правда
19203 904009 1040003
https://cdnn1.img.sputniknews.com/img/105746/74/1057467409_0:95:5048:3269_1920x0_80_0_0_ea1fc7155bb92e73c6e8a22170dc893d.jpg
1920
1920
true
Sputnik International
feedback@sputniknews. com
+74956456601
МИА «Россия сегодня»
Sputnik International
жизнь, лента новостей, общество, советский союз
жизнь, лента новостей, общество, советский союз
В эти выходные, по случаюК 0-летию запуска регулярного автобусного сообщения в Санкт-Петербурге жители и гости северной столицы России получили возможность увидеть уникальную выставку ретро-автобусов и троллейбусов. Мероприятие, организованное «Пассажиравтотрансом» — транспортной компанией Санкт-Петербурга и Государственным музеем истории Санкт-Петербурга, было наполнено образцами раритетных автобусов, каждый из которых был с любовью отреставрирован специалистами.
В духе праздника писательница «Известий» Евгения Приемская решила окинуть взглядом одни из самых знаковых автобусов советского периода, а также несколько редких и интересных моделей, так и не пошедших в серийное производство.
АКЗ-1: первый автобус раннего послевоенного периода
Начиная с трудного периода восстановления после Великой Отечественной войны, Приемская напомнила, что производство новых автобусов стало важным символом возвращения к мирной жизни. Во время войны большинство автобусов было отправлено на фронт, многие из них уничтожены, повреждены и не подлежат ремонту или переоборудованы для использования в военных целях.
«На помощь пришел АКЗ-1», — написала Приемская. «Этот автобус был собран из деревянных досок на ремонтном заводе «АремКуЗ», обшит листовым металлом и поставлен на шасси грузовиков ЗиС-150. Часто в состав автобусов входили детали от других автомобилей, которые не подлежали восстановлению».
© Sputnik / Виталий Белоусов / / Перейти в медиабанкАвтобус АКЗ-1 (справа) на выставке ЭкспоСитиТранс 2016 в Москве
Автобус АКЗ-1 (справа) на выставке ЭкспоСитиТранс 2016 в Москве
© Sputnik / Виталий Белоусов /
/
Перейти в медиабанк
«Первый АКЗ-1 был выпущен в 1947 году, как раз к 800-летию Москвы. Однако непритязательность этих автобусов была и их минусом. деревянные конструкции оказались недолговечными, и вскоре большая часть автобусов отправится на слом. Всего было выпущено около 80 АКЗ-1».
ЗиС-154: удобный и стильный
ЗиС-154 прославился как первый по-настоящему массовый автобус послевоенного периода. Что еще более важно, пассажиры оценили автобус за его революционный дизайн и комфорт.
© Sputnik / Михаил Воскресенский / / Перейти в медиабанкЛюди садятся в ЗИС-154 во время выставки в Москве.
Люди садятся в ЗИС-154 на выставке в Москве.
© Sputnik / Михаил Воскресенский /
/
Перейти в медиабанк
Приемская пишет: «ЗиС-154 с круглыми фарами и закругленной кабиной в последующем будет использоваться совместно с троллейбусом МТБ-82 и трамваем МТБ-82. Эта модель станет первой время выпуска отечественным автопромом цельнометаллического кузова. Пассажиры полюбили его в первую очередь за комфорт. В отличие от довоенных моделей, автобус был оснащен рессорной подвеской, имел широкий дверной проем, освещение… и самое главное главное, система вентиляции».
Еще одним нововведением ЗиС-154 стало удобство управления и комфорт водителя.
Первый ЗиС-154 сошел с конвейера в 1946 году, и производство неуклонно росло до начала 50-х годов. Было выпущено 1185 единиц, некоторые из них были оснащены усовершенствованными двигателями, что позволило им продолжать эксплуатацию до конца 1960-х годов.
КАвЗ-52 «Рица»: редкость в европейской части России
КАвЗ-52 «Рица», разработанный в начале 1950-х годов, отличался одной уникальной конструктивной особенностью: открытой кабиной. Созданный специально для экскурсионной работы в курортных зонах, уникальный автобус имел тент, который можно было накрыть салоном в случае непогоды. Названный в честь абхазского озера Рица, КАвЗ-52 мог с комфортом разместить около 20 человек, а также водителя и гида.
© Sputnik / Илья Питалев / / Перейти в медиабанкКАвЗ-52 «Рица» на выставке ретроавтомобилей на проспекте Сахарова, посвященной 91-летию оказания автобусных услуг в Москве
КАвЗ-52 «Рица» на выставке ретроавтомобилей ретромобили на проспекте Сахарова, посвященные 91-летию автобусного сообщения в Москве
© Sputnik / Илья Питалев /
/
Перейти в медиабанк
КАвЗ-663: Science Bus
Построенный на базе КАвЗ-651А, КАвЗ-663 был еще одной уникальной конструкцией, поскольку, в отличие от большинства своих собратьев, предназначенных для перевозки людей, он никогда не предназначался для перевозки пассажиров. Вместо этого он использовался как передвижная сейсмостанция, которую советские ученые использовали в труднодоступных районах страны.
© Sputnik / Михаил Воскресенский / / Перейти в медиабанкКавЗ-663, здесь во время парада раритетных автобусов в Москве
КАвЗ-663, здесь во время парада раритетных автобусов в Москве
© Sputnik / Михаил Воскресенский /
/
Перейти в медиабанк
В автобусе было меньше окон, не было традиционной многоместной рассадки в салоне, а между салоном и сиденьем водителя была глухая перегородка. Самое главное, он был оснащен полным приводом, чтобы он мог проехать по труднодоступным местам вдали от цивилизации. Первый КАвЗ-663 был выпущен в 1961 году, за ним последовали еще 52. Полевые работы в итоге показали, что внедорожных возможностей автобуса недостаточно для нужд ученых, и КАвЗ-663 сняли с производства.
ЛиАЗ-667: Легенда
Приемская писала, что «без сомнения, ЛиАЗ-677 берет на себя звание серийного советского автобуса». Первый автобус этой серии был создан в 1963 году, серийное производство началось в 1967 году, и он был настолько популярен, что ограниченное производство сторонними компаниями продолжалось вплоть до начала 2000-х годов.
© Фото : ГУП «Пассажиравторанс» / А ЛиАЗ-677
А ЛиАЗ-677
© Фото : ГУП «Пассажиравторанс» /
Всего около 19Было выпущено 4000 автомобилей ЛиАЗ-677 различных модификаций, причем за время производства автобус претерпел несколько модификаций стиля.
Эти автобусы можно было встретить буквально в каждом уголке Советского Союза, они использовались как на городских, так и на пригородных маршрутах и со временем стали советской иконой. Они завоевали популярность благодаря своей вместительности, плавности хода и хорошей системе обогрева в холодные зимние месяцы. Среди их недостатков были плохая экономия топлива и склонность к перегреву в летние месяцы. Автобус остается мощным источником ностальгии для многих людей: почти в двух десятках городов бывшего СССР установлены памятники в его честь.
ЛАЗ-695
Среди уникальных особенностей ЛАЗ-695 «Фестивальный» были окна на крыше. Произведенные Львовским автобусным заводом на западе Украины, эти автомобили стали чрезвычайно популярны среди туристов и для длительных поездок за город.
© Sputnik / Антон Денисов / / Перейти в медиабанкАвтобусы ЛАЗ-695 Э и ЛАЗ-695 на праздновании Дня города Москвы
Автобусы ЛАЗ-695 Э и ЛАЗ-695 на праздновании Дня города Москвы
© Sputnik / Антон Денисов /
/
Перейти в медиабанк
Еще одним нововведением ЛАЗ-695 стало то, что это был первый в истории советского автомобилестроения автобус с двигателем, установленным на заднем свесе.
Помимо новаторского дизайна, ЛАЗ-695 пользуется статусом одного из самых популярных автобусов в истории советского автомобилестроения: в период с 1963 по 1970 год было выпущено 40 000 единиц ЛАЗ-695Э. Эта модель отличалась улучшенной мощностью 150 л.с. двигатель, улучшенная трансмиссия и модернизированные тормоза. ЛАЗ-695H и NG с новым дизайном кузова, новой комбинацией приборов и рядом инноваций в области комфорта и безопасности продолжат производство до середины 2000-х годов.
Ikarus 280
Сочлененный автобус Ikarus 280, произведенный в Венгрии на автобусном заводе Ikarus в Секешфехерваре, получил награду как самый импортируемый иностранный автобус в советской истории, по словам Примской.
© Sputnik / Борис Приходько / / В медиабанке на Икарусе 280 на остановке.
В Икарусе 280 на автобусной остановке.
© Sputnik / Борис Приходько /
/
Перейти в медиабанк
Среди многих преимуществ Ikarus 280 была его вместительность, обеспеченная шарнирно-сочлененной конструкцией. Пассажиры и водители также оценили комфортную езду, мягкую подвеску, хорошую приспособленность к сложным климатическим условиям, удобную компоновку салона и большие окна. В 70-х и 80-х годах легендарный автобус, окрашенный в стандартный желтый цвет для советского экспорта, можно было встретить во всех регионах страны, от Дальнего Востока до Прибалтики.