8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Автомобиль нами 1: у нее был правый руль! — журнал За рулем

у нее был правый руль! — журнал За рулем

Малолитражка НАМИ 1 — эпохальная для нашей страны модель. Это первый серийный легковой автомобиль, полностью разработанный при советской власти.

Производство машины, созданной в молодом еще, основанном в 1921 году, Научном автомоторном институте, наладили в Москве, в Каретном Ряду, на 4‑м Государственном автозаводе (ГАЗ № 4, позднее – завод «Спартак»). Это бывший завод П. Ильина, где до революции собирали автомобили зарубежных марок и строили к ним кузова. НАМИ‑1 делали полукустарным методом, вплоть до окраски кузова кистью. Первые три экземпляра изготовили в 1927‑м, серийный выпуск начали к концу 1928 года.

НАМИ‑1 – разработка молодого авторского коллектива. За основу взяли дипломный проект малолитражки Константина Шарапова. В создании машины участвовал и Андрей Липгарт – будущий главный конструктор Горьковского автозавода. Это была простая и дешевая конструкция. Бесхитростный четырехместный кузов имел две двери, слева и справа, – по одной на каждый ряд сидений.

За основу проекта была взята чехословацкая Tatra 11. Такой автомобиль, среди других зарубежных, экспонировали на 1‑й Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в 1923 году. Внешне чешская и советская машины похожи, за исключением передка. Правда, для малолитражки Tatra 11 и более поздней модели 12 делали множество разных пассажирских и грузопассажирских кузовов, а НАМИ‑1 был только с открытым четырехдверным. Двухместную машину построили лишь в единственном экземпляре.

Приборов у НАМИ‑1 не было. Те, что на фото, – «наслоения», установлены позднее. Характерная особенность автомобиля (как и грузовика АМО-Ф15) – правый руль. Позднее серийно для отечественного рынка таких машин уже не делали.

Несомненно, правый руль – от Татры. До 1938 года в Чехословакии было левостороннее движение, а модели с правым рулем собирали и позже. Татровская панель приборов со временем менялась, ведь модель Tatra 12 делали вплоть до 1933 года.

В основе шасси НАМИ‑1 с колеей 1200 мм и базой 2800 мм – трубчатая, так называемая хребтовая рама, внутри которой проходит карданный вал. Легкая, простая и недорогая конструкция. Подвеска полностью независимая: спереди – на продольных рессорах, сзади – на поперечной. Дифференциала у НАМИ‑1 не было, от него отказались ради упрощения и удешевления машины. Относительно тихоходный (максимальная скорость 75 км/ч) автомобиль вполне мог без него обойтись. Подобные решения на европейских малолитражках применяли вплоть до начала 1930‑х. Тормозá – механические, только на задних колесах.

Конечно, советское шасси создавалось с оглядкой на малолитражку Tatra 11, разработанную знаменитым инженером Гансом Ледвинкой. Однако оно не скопировано полностью с чешского. Колея такая же, 1200 мм, но база у чехословацкого автомобиля короче: 2635 мм. Обе подвески Татры – на поперечных рессорах, у НАМИ передняя – на продольных. У чешской машины тоже нет дифференциала, а тормозá – только на задних колесах.

Правда, с 1926 года на модернизированной модели Tatra 12 появились и передние тормоза. Удачной конструкции с хребтовой рамой чехословацкий завод придерживался много десятилетий – не только в легковых, но и в грузовых машинах.

Двигатель НАМИ‑1 – V‑образный, двухцилиндровый, воздушного охлаждения, рабочим объемом 1,16 литра (84×105 мм), развивал 18,5 л.с., а позднее – 22 л.с. У него был внешний привод клапанов.

К двигателю Tatra 11 советский мотор отношения не имел. Общее – лишь воздушная система охлаждения. Чешский агрегат – оппозитный, объемом 1,06 литра (82×100 мм), развивал 12 л.с.

Первый советский серийный легковой автомобиль нельзя назвать оригинальной конструкцией, но всё же технические решения заимствовались творчески. Главным недостатком НАМИ‑1 было кустарное производство и, соответственно, низкое качество. Об этом, кстати, тогда много писали в журнале «За рулем».

В Чехословакии концепцию малолитражек Tatra 11 и 12 развили в модели Tatra 57, которую делали с 1932 года до середины 1940‑х. В СССР предпочтение позднее логично отдали отработанной конструкции и технологии массового производства американской компании Ford. НАМИ‑1 в небольших количествах ­собирали лишь до 1930 года. Всего изготовили 369 автомобилей.

  • Из чего сделали первый советский лимузин ЗИС-101, вы узнаете тут.
  • С кого срисовали знаменитую «копейку», узнайте тут.
  • Не обошлось без клонирования и при создании Москвича-2141.
  • О том, чьей копией была легендарная Победа ГАЗ-М20, читайте здесь.
  • Запорожец ЗАЗ-965 тоже имеет заграничных родственников.
  • Какие заокеанские прототипы были у Чайка ГАЗ-13, мы вспоминали в этой публикации.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем в Дзен

10 особенностей НАМИ-1: первый советский автомобиль

Конструкция НАМИ-1, созданного 95 лет назад, вызывает смесь изумления и смеха. А для тех времён это была очень неплохая и по-своему элегантная конструкция. Которая, между прочим, положила начало советской теории автомобиля.

НАМИ

НАМИ-1 – первый легковой автомобиль, разработанный в СССР, продукт только что созданного Национального автомобильного института (НАМИ). Он выпускался небольшой серией в 1927-1931 годах, став первым опытом отечественных автомобильных конструкторов. Один из них, Андрей Липгарт, стал позже главным конструктором ГАЗ и создал такие знаменитые машины, как ГАЗ-20 «Победа» и «козлик» ГАЗ-69.

Большинство современных автомобилистов вряд ли слыхали о хребтовой раме. У современных легковых машин рамы нет, а шасси и двигатель крепятся к кузову – несущая конструкция. У грузовиков и автобусов есть рама, но она привычного нам лестничного типа – два продольных лонжерона, соединённых поперечинами.

А у НАМИ-1 была хребтовая рама – труба, идущая в диаметральной плоскости через весь автомобиль. Наши конструкторы не «оригинальничали», а взяли перспективное на тот момент решение — хребтовые рамы использовались, например, в чешских «Татрах».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие узлы, которые у современных автомобилей считаются обязательными, в НАМИ-1 отсутствуют или упрощены до неприличности. Например, такие моторы, как у него – V-образный двухцилиндровик воздушного охлаждения, – в наше время такие можно встретить только на мотоциклах и лёгких самолётах. Причём крепился он на раму жёстко. Сейчас все двигатели имеют водяное охлаждение и ставятся на резиновые подушки, чтобы уменьшить вибрацию и шум.

А как можно обойтись без дифференциала? Тем не менее, у НАМИ-1 его не было. Дифференциал нужен, чтобы уменьшать износ шин и улучшить поворачиваемость автомобиля. Логика конструкторов НАМИ была примерно такой: машина достаточно лёгкая — всего 700 кг, — поэтому износ шин будет незначительным, несмотря на это упрощение. К тому же, дороги того времени были не того качества, чтобы дифференциал оказался сильно полезен.

Зато отсутствие дифференциала сделало НАМИ-1 самым проходимым легковым автомобилем в СССР.

А такие упрощения, как подача топлива самотёком, просто опасны.

В целом, мы нашли десять необычных, с позиций XXI века. решений в этом автомобиле:

  • Несимметричный кузов: двери слева для переднего ряда и справа для заднего.
  • Хребтовая рама – широкая труба, идущая вдоль всего автомобиля в диаметральной плоскости.
  • V-образный двухцилиндровый двигатель,
  • Воздушное охлаждение,
  • Жёсткое крепление двигателя к раме.
  • Подача бензина самотёком из бака, висящего на переборке за моторным отсеком.
  • Смазка двигателя «саморазбрызгиванием» без масляного насоса.
  • Отсутствие дифференциала.
  • Приводной вал внутри трубы рамы.
  • Тормоза на валу двигателя.

US 1 Продажа автомобилей — Автосалон в Гранитевилле, Южная Каролина

US 1 Продажа автомобилей — Автосалон в Гранитвилле, Южная Каролина

Добро пожаловать в США 1 Продажа автомобилей

Посмотреть перечень

Найти автомобиль

900 02 МаркаВсе маркиAcuraChevroletDodgeFordGMCHondaJeepKiaLexusNissanRAMToyota

МодельВсе модели

Макс. ценаНет Макс. цена1,000$2,000$3,000$4,000$5,000$6,000$8,000$10,000$12,000$15,000$20,000$25,000$30,000$40,000$50,000$75 ,000

Популярные автомобили

RAM 1500 Limited 2019 года

37 995 долларов США

106 200 миль

RAM 2500 SLT 2018 года

900 02 52 995 $

30 100 миль

2014 Toyota Tundra SR5

25 995 $

65 395 миль

2021 GMC Sierra 2500HD Denali

74 995 $

30 235 миль

2018 Nissan Maxima 3.5 SR

24 995 $

54 100 миль

202 0 GMC Sierra 3500HD Денали

72 900 $

34 200 миль

2015 Chevrolet Tahoe LT

24 900 $

123 100 миль

2014 Jeep Wrangler Unlimited Sahara

24 995 $

144 650 миль

Ford F-350 Super Duty Lariat 2012 года выпуска

21 995 $

191 200 миль

2017 Chevrolet Traverse LT

19 900 $

60 050 миль

Lexus ES 350 2013

18 995 $

106 025 миль

2013 Lexus GS 350

18 995 $

125 560 миль