1 | Льюис Хэмилтон | 225 | 18/2 | 25/1 | 25/1 | 18/2 | 26/1 | 25/1 | 25/1 | 25/1 | 10/5 | 26/1 | 2/9 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
2 | Валттери Боттас | 184 | 26/1 | 18/2 | 18/2 | 25/1 | 18/2 | 15/3 | 13/4 | 18/2 | 15/3 | 18/2 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
3 | Макс Ферстаппен | 162 | 15/3 | 12/4 | 12/4 | 12/4 | 15/3 | 12/4 | 10/5 | 12/4 | 26/1 | 10/5 | 26/1 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
4 | Себастьян Феттель | 141 | 12/4 | 10/5 | 15/3 | 15/3 | 12/4 | 18/2 | 18/2 | 11/5 | 12/4 | — | 18/2 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
5 | Шарль Леклер | 120 | 10/5 | 16/3 | 10/5 | 11/5 | 10/5 | — | 15/3 | 15/3 | 18/2 | 15/3 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
6 | Пьер Гасли | 55 | — | 4/8 | 9/6 | — | 8/6 | 11/5 | 4/8 | 1/10 | 6/7 | 12/4 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
7 | Карлос Сайнс | 48 | — | — | — | 6/7 | 4/8 | 8/6 | — | 8/6 | 4/8 | 8/6 | 10/5 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
8 | Даниил Квят | 27 | 1/10 | — | — | — | 2/9 | 6/7 | 1/10 | — | — | 2/9 | 15/3 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
9 | Кими Райкконен | 25 | 4/8 | 6/7 | 2/9 | 1/10 | — | — | — | 6/7 | 2/9 | 4/8 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
10 | Ландо Норрис | 22 | — | 8/6 | — | 4/8 | — | — | — | 2/9 | 8/6 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
11 | Даниэль Риккардо | 22 | — | — | 6/7 | — | — | 2/9 | 8/6 | — | — | 6/7 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
12 | Лэнс Стролл | 18 | 2/9 | — | — | 2/9 | — | — | 2/9 | — | — | — | 12/4 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
13 | Кевин Магнуссен | 18 | 8/6 | — | — | — | 6/7 | — | — | — | — | — | 4/8 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
14 | Нико Хюлькенберг | 17 | 6/7 | — | — | — | — | — | 6/7 | 4/8 | — | 1/10 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
15 | Александр Элбон | 15 | — | 2/9 | 1/10 | — | — | 4/8 | — | — | — | — | 8/6 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
16 | Серхио Перес | 13 | — | 1/10 | 4/8 | 8/6 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
17 | Ромен Грожан | 8 | — | — | — | — | 1/10 | 1/10 | — | — | — | — | 6/7 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
18 | Антонио Джовинацци | 1 | — | — | — | — | — | — | — | — | 1/10 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
19 | Роберт Кубица | 1 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 1/10 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
20 | Джордж Расселл | 0 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
ru.motorsport.com
Фото: JEP / LAT Images
Марри Уокер начал заниматься гоночной журналистикой в конце 40-х годов и следил за Формулой 1 с момента учреждения чемпионата мира. Начиная с 1978-го он был постоянным комментатором Гран При на британском телевидении, завершив активную карьеру только с наступлением XXI века.
Этой осенью Марри исполнилось 94 года, но он по-прежнему в строю – и составил для британской газеты The Sun два рейтинга – лучших британских гонщиков, и сильнейших пилотов Формулы 1 за всю ее историю.
«По-моему, Льюис [Хэмилтон] – лучший из гонщиков своего поколения, – написал Уокер. – То, что он сделал – потрясающе, поскольку только два человека в Формуле 1 с 1950 года выиграли больше чемпионатов мира: это Михаэль Шумахер с семью титулами и [Хуан-Мануэль] Фанхио с пятью».
Но даже несмотря на то, что четвертое чемпионское звание сделало Хэмилтона самым успешным британцем в истории Ф1, Уокер все же поставил Джеки Стюарта выше, чем пилота Mercedes.
«Шотландец выиграл три чемпионата, он возглавил свою команду Формулы 1, был блестящим бизнесменом, отличным спортсменом и гонщиком, – продолжил Уокер. – Если бы я составлял список из лучших британских пилотов, то я бы поставил Стюарта на самый верх, затем Льюиса, а следом Стирлинга Мосса, Джима Кларка и Грэма Хилла.
Если же брать гонщиков со всего мира, то Льюис будет четвертым. Фанхио окажется на вершине, следом Стюарт, за ним Ален Прост, четырехкратный чемпион мира.
Айртон Сенна будет пятым, а Михаэль Шумахер – шестым. У них обоих были негативные черты. Они не были самыми честными гонщиками, ради победы готовы были на все и множество раз переходили грань между решимостью и безжалостностью».
Слайдер
Список
1/6
Фотограф: LAT Images
2/6
Фотограф: LAT Images
3/6
Фотограф: LAT Images
4/6
Фотограф: Стив Этерингтон / LAT Images
5/6
Фотограф: Sutton Images
6/6
Фотограф: LAT Images
ru.motorsport.com
В минувший уик-энд Формула 1 отпраздновала 1000-й Гран При в истории чемпионата, хотя далеко не все согласны с тем, что это событие пришлось именно на Гран При Китая. Но историческая статистика – не единственная область, в которой приходится применять какие-то условности.
Ими грешат и любые попытки составить рейтинг лучших гонщиков всех времён и народов, хотя они не раз предпринимались в прошлом, да и в будущем мы ещё не раз увидим подобные рейтинги. Немецкое издание Auto Motor und Sport решило не оставаться в стороне от этого увлекательного дела и предложило свою версию, посвятив её недавнему юбилею.
Как сразу признают составители нового рейтинга, дать на 100% корректный ответ на вопрос, кто же был лучшим среди 775 гонщиков, когда-либо выступавших в Формуле 1 начиная с 1950 года, невозможно. Просто потому, что разные эпохи крайне сложно сравнивать.
Чтобы отрешиться от каких-либо эмоционально окрашенных оценок, было решено ограничиться только сухими цифрами, но при этом во внимание принимались не только абсолютные значения. Как например, сравнивать достижения Михаэля Шумахера, который провёл 307 гонок, с Хуаном-Мануэлем Фанхио, на счету которого только 51 Гран При?
С другой стороны, ни один из гонщиков современности не может сравниться с великим аргентинцем по процентному соотношению гонок и побед. Фанхио выиграл 47% Гран При, в которых принимал участие. В случае, например, с Шумахером подобного уровня достичь было нереально, поскольку за его 19 сезонов в Формуле 1 не раз бывало, что он пилотировал далеко не самые быстрые машины, или чемпионат по тем или иным причинам складывался для него неудачно.
Одним из главных критериев при составлении рейтинга была эффективность, при этом победа оценивалась выше, чем поул, а лучшее время, показанное в квалификации, котировалось выше, чем самый быстрый круг в гонке.
Также авторы не пытались объять необъятное и оценивали не всех 775 гонщиков, а только чемпионов мира, победителей Гран При и квалификаций, авторов лучших кругов и тех, кто хотя бы раз лидировал в гонках. При этом пилоты, принимавшие участие только в Indy 500 в период с 1950-го по 1960 гг., когда эта гонка входила в зачёт чемпионата мира, во внимание не принимались.
В итоге образовался шорт-лист из 169 гонщиков. Кроме того, необходимо было найти обобщённый подход к числу заработанных ими очков, ведь упомянутый уже Фанхио получал за победу 8 очков, Айртон Сенна – 9, Мика Хаккинен – 10, а, например, Валттери Боттас – уже 25. И если в 50-е годы призовые баллы начислялись только первой пятёрке, то в наше время – уже первой десятке. Были и другие сложности, связанные с системой начисления очков, которая со временем не раз менялась.
Но, разумеется, при составлении рейтинга учитывались не только заработанные очки, тем более что в 50-е годы были сезоны, когда календарь состоял менее чем из десяти этапов, а сейчас вполне нормально, когда их число превышает 20.
В своей системе оценки гонщиков составители рейтинга за каждый чемпионский титул начисляли 200 условных баллов, за второе место в личном зачёте – 100 баллов, третье место оценивалось в 50 баллов.
При таком раскладе у Михаэля Шумахера с учётом его семи титулов набралось 1750 баллов. Кстати, среди гонщиков, кто никогда не становился чемпионом мира, лидирует Стирлинг Мосс, который оказался на 12-м месте этого зачёта.
Пилот | Баллы |
Михаэль Шумахер | 1750 |
Ален Прост | 1250 |
Хуан-Мануэль Фанхио | 1200 |
Льюис Хэмилтон | 1200 |
Хитрый алгоритм применялся при учёте очков, заработанных гонщиками за годы выступлений в Формуле 1. Для того, чтобы всё было по справедливости, за основу была взята система начисления очков, действующая в наше время. В случае с каждым участником рейтинга полученная сумма делилась на число его стартов в Гран При, а затем умножалась на 100.
После таких подсчётов в лидеры с заметным отрывом вышел Фанхио, у которого 1749,2 балла. У Шумахера оказалось только 1267,1. При этом Луиджи Фаджиоли, стартовавший в 1950-1951 гг. лишь в семи гонках, одержавший одну победу, но поднявшийся на подиум шесть раз, получил 1600 баллов.
Пилот | Баллы |
Хуан-Мануэль Фанхио | 1749,2 |
Луиджи Фаджиоли | 1600 |
Льюис Хэмилтон | 1481 |
Победы учитывались так: их число делилось на число стартов и умножалось на 2500. В лидеры вновь вышел Фанхио, набравший 1176,5 балла. В первой тройке оказался Джим Кларк, одержавший 25 побед, а всего 72 раза финишировавший в первой тройке. Льюис Хэмилтон с его 75-ю победами при 232 стартах, набрал 808,2 балла.
Пилот | Баллы |
Хуан-Мануэль Фанхио | 1176,5 |
Альберто Аскари | 1015,6 |
Джим Кларк | 858,1 |
С поулами поступили похожим образом, только эти достижения котировались ниже: число поул-позиций делилось на число стартов и умножалось на 500. По этому показателю Фанхио вновь впереди: у него 29 поулов при 51 старте.
Пилот | Баллы |
Хуан-Мануэль Фанхио | 284,3 |
Джим Кларк | 229,2 |
Альберто Аскари | 218,8 |
Подход к лучшим кругам был аналогичным, но они оценивались ещё ниже: число лучших кругов делилось на число стартов и умножалось на 300. Фанхио лидер и здесь: у него 135,3 балла.
Пилот | Баллы |
Хуан-Мануэль Фанхио | 135,3 |
Джим Кларк | 116,7 |
Альберто Аскари | 112,5 |
Километры лидирования учитывались так: число таких км делилось на число стартов и умножалось на 5. Вновь впереди Фанхио.
Пилот | Баллы |
Хуан-Мануэль Фанхио | 914 |
Альберто Аскари | 909,5 |
Джим Кларк | 702,4 |
Также учитывались титулы, завоёванные в других сериях, кроме Формулы 1, ведь в своё время звёзды автоспорта были настоящими универсалами, они смело садились за руль спорткаров, гонялись в кузовных чемпионатах, выступали в сериях национального уровня. На этом мы подробно останавливаться не будем, лишь скажем, что эти достижения тоже сказались на конечном результате.
Когда составители рейтинга произвели подсчёты по всем статьям, получилась такая картина: Фанхио на 57,9 очков опередил Шумахера, Льюис Хэмилтон оказался на третьем месте, хотя стал лидером в таких категориях, как победы и поулы. Но если пятикратный чемпион мира, выступающий за Mercedes, продолжит и дальше выступать на этом же уровне, то к концу следующего сезона он опередит Хуана-Мануэля Фанхио.
Дальше места в первой десятке распределились так: Себастьян Феттель, Альберто Аскари, Ален Прост, Джим Кларк, Айртон Сенна, Джеки Стюарт и Фернандо Алонсо. Подчеркнём, это лишь результат статистических подсчётов по методике, придуманной авторами рейтинга, хотя они понимают, что многие предпочли бы переместить, например, Кларка и Сенну на более высокие позиции – всё-таки эти два имени вызывают у болельщиков особые чувства. Но математика на эмоции не ориентируется.
Фернандо Алонсо оказался на 10-й позиции, и она не изменится, даже если испанец выиграет Indy 500 и второй раз победит в Ле-Мане. Чтобы опередить в этом рейтинге сэра Джеки Стюарта, ему надо вернуться в Формулу 1 и выступать несколько более успешно, чем в период с 2014-го по 2018 гг.
Пилот | Баллы |
1. Хуан-Мануэль Фанхио | 5565,9 |
2. Михаэль Шумахер | |
3. Льюис Хэмилтон | 4806 |
4. Себастьян Феттель | 4210,2 |
5. Альберто Аскари | 4164,5 |
6. Ален Прост | 4123 |
7. Джим Кларк | 3868,4 |
8. Айртон Сенна | 3662,7 |
9. Джеки Стюарт | 3442,4 |
10. Фернандо Алонсо | 3161,2 |
www.f1news.ru
Вконтакте
Telegram
Опубликовано 6 мая 2019
Издание Forbes традиционно подсчитало прибыль пилотов Формулы 1. В этот раз — доход гонщиков за всю их карьеру. Ранее подобные подсчеты делали другие издания, и в них побеждал Михаэль Шумахер. Однако спустя пару лет самым богатым гонщиком в истории Формулы 1 стал совершенно другой чемпион.
Подсчитывая прибыль пилотов Формулы 1, издание Forbes учитывало исключительно зарплату гонщиков, которую они получали от своих команд. Информация о спонсорских контрактах куда более секретная, поэтому эта статья доходов не учитывалась.
Итак, согласно информации американского журнала, на 10–6 местах в рейтинге самых высокооплачиваемых гонщиков Формулы 1 расположились пилоты, давно завершившие свою карьеру. Сообщается, что Рубенс Баррикелло за 19 лет своей карьеры заработал $110 млн. Столько же получил и соотечественник Рубенса — Фелипе Масса. Поэтому два бразильца разделяют 9 и 10 строчки данного рейтинга.
Седьмым в рейтинге самых высокооплачиваемых гонщиков Формулы 1 расположился Ральф Шумахер с заработком $121 млн., а шестым стал Дженсон Баттон с доходом $147 млн.
Чистый доход финского гонщика от Формулы 1 на данный момент оценивается в $331 млн. И в ближайшие годы он не станет значительно больше. Согласно данным издания Forbes, по сравнению с сезоном-2018 зарплата Кими Райкконена уменьшилась в 9 раз! Годом ранее, когда финский спортсмен выступал за Ferrari, его прибыль была $40 млн. А в сезоне-2019 (первый совместный год с командой Sauber) Кими получит всего $4,5 млн. Но вряд ли Райкконен перешел в Sauber ради зарплаты. Да и спонсорские контракты не дадут пропасть финскому чемпиону.
Два года назад немец в аналогичном рейтинге занимал только шестую строчку и владел $156,9 млн. За прошедшие пару лет зарплата Себастьяна Феттеля значительно выросла, что позволило ему вплотную приблизится к ТОП-3.
Эксперты журнала Forbes подсчитали, что Фернандо Алонсо за свою карьеру в Формуле 1 заработал $458 млн. И это третье место в рейтинге самых высокооплачиваемых гонщиков Формулы 1. Два года назад эксперты оценивали заработок испанца в $335 млн. И тогда же они предполагали, что если Алонсо останется в Формуле 1 на сезон-2018, то уже через год может стать самым богатым пилотом за всю историю Королевы автоспорта.
Как мы знаем, испанец остался в Формуле 1 на сезон, а позже завершил свою карьеру в этом гоночном чемпионате. Очевидно, именно этот факт помешал Фернандо стать самым богатым гонщиком в истории Королевы автоспорта.
Семикратный чемпион мира уступил пальму первенства в рейтинге самых высокооплачиваемых гонщиков Формулы 1. Эксперты подсчитали, что за годы своей карьеры в Королеве автоспорта немец заработал $464 млн. Напомним, что подсчитывалась только зарплата, которую пилот получал от своих команд.
Эксперты издания Forbes утверждают, что если подсчитать всю прибыль Михаэля Шумахера, включая прибыль от спонсорских контрактов, то состояние немца значительно больше. Однако точной суммы сейчас никто не может назвать. В 2017 году сообщалось, что состояние Шумахера равняется приблизительно $1 млрд. А в 2005 году журнал Eurobusiness назвал Михаэля первым в мире спортсменом-миллиардером. Однако после того, как немец получил травму головы и продолжает проходить курс реабилитации, его состояние значительно уменьшилось. И сейчас эксперты не могут назвать точную сумму, которой владеет бывший гонщик.
По ходу прошлого сезона британец обновил несколько спортивных достижений Михаэля Шумахера. Он же опередил немца и в списке самых высокооплачиваемых гонщиков Формулы 1. После того как Хэмилтон продлил свой контракт с Mercedes до 2020 года, его суммарный заработок в Королеве автоспорта вырос до $489 млн., не учитывая доход от спонсорских контрактов.
Ирина Лазурская
parabolike.com
by.tribuna.com
1-я тренировка
11:55
2-я тренировка
15:55
Пресс-конференция
3-я тренировка
12:55
Квалификация
15:50
Пресс-конференция
Стартовое поле
www.f1news.ru
Итоги опроса F1 Racing о самых быстрых гонщиках.
Жюри
Гэри Андерсон, Даниэле Аудетто, Мартин Брандл, Кристиан Даннер, Энтони Дэвидсон, Ник Фрай, Джон Хауэтт, Эдди Джордан, Руперт Киган, Лука Марморини, Сэм Майкл, Тьяго Монтейру, Макс Мосли, Стирлинг Мосс, Ян Филипс, Тони Парнелл, Серхио Ринланд, Кеке Росберг, Рикард Райделл, Пол Стюарт, Ханс Штук, Пол Стоддарт, Марк Зурер, Пэт Симондс, Патрик Тамбэ, Марио Тайссен ,Жан Тодт, Паскаль Васселон, Чарли Уайтинг.
Как мы считали
Каждый член жюри составил свой список из 20 быстрейших, по его мнению, гонщиков Формулы 1 с 1950-го по 2006-й; лучшему присуждалось 20 очков, второму – 19, и т. д. Статистические данные гонщиков высчитывались на основании истинного количества их стартов в Гран При, но сравнение с их напарником по команде проводилось только по времени квалификации – вне зависимости от того, стартовали ли они в гонке. Процент поулов берется из отношения поул-позиций к количеству проведенных квалификаций, Процент быстрых кругов – из числа Гран При, в которых гонщик стартовал.
10. Йохен Риндт (Австрия)
Карьера в Ф1 60 ГП, 1964-70
Квалификации относительно напарников 71% (44:18)
Процент поулов 16% (10)
Процент быстрых кругов 5% (3)
Результаты не соответствовали таланту, пока в 1969 году он не перешел в Lotus, но скорость его была очевидна с того самого момента, как в 1964-м он ворвался на арену Ф2. В памяти тех, кто мог наблюдать его изумительную технику вождения в сносе из-за ограждения в «Кристал Палас» или с заснеженной насыпи промозглого Нюрбургринга, он остался именно таким: самым быстрым из всех. Когда он наконец получил козырное место в Ф1, сомнения в прочности конструкций, созданных Колином Чепменом, ничуть не сказались на его бравурном стиле, когда Йохен выходил на трассу. Это сочетание принесло ему чемпионский титул – и стоило ему жизни. За рулем сегодняшних безопасных машин Ф1 он смотрелся бы потрясающе!
9. Джеки Стюарт (Великобритания)
Карьера в Ф1 99 ГП, 1965-73
Квалификации относительно напарников 77% (71:21)
Процент поулов 17% (17)
Процент быстрых кругов 15% (15)
Его никогда не заботили поулы, до середины пятого сезона на счету у Джеки не было ни одного. А потом посыпались, как из рога изобилия и понять, как ему это удается, было почти невозможно – настолько легко он побеждал в квалификациях. При необходимости он действовал, как тигр – летел на озорующем BRM по старой трассе Спа, круг за кругом преследовал Риндта в Сильверстоуне, четко повторяя все его маневры, все сносы – но куда более типичной для Стюарта была гонка в Монако, когда он вел свой Tyrrell, на котором остались только передние тормоза, к победе так, будто с машиной все было в полном порядке. Мягко сбавляя газ, мягко нажимая педаль тормоза, мягко ее отпуская, чуть-чуть прибавляя газ… – вот как он действовал за рулем Matra, BRM и Tyrrell. Мало у кого это получалось так же легко…
8. Фернандо Алонсо (Испания)
Карьера в Ф1 86 ГП, 2001-06
Квалификации относительно напарников 67% (59:29)
Процент поулов 17% (15)
Процент быстрых кругов 9% (8)
Алонсо отличается уникальным стилем вождения, который требует умелого блокирования колес на входе в поворот, чтобы заставить машину заплясать на апексе. Кажется, что это противоречит логике, и уж точно – законам физики в том смысле, как ее понимают в этом виде спорта. Добавьте сюда холодный, расчетливый, безошибочно действующий ум – и вам уже не будет казаться удивительным то, что Фернандо стал самым молодым чемпионом за всю историю Формулы 1. Он добивается успехов, потому что его талант – его скорость – совершенен. Обладая аналитическим умом, позволяющим варьировать темп по ходу гонки, Алонсо может легко побеждать, стартуя из первых рядов. Но он бывает и грозным бойцом, способным стремительно рассечь пелетон, не позволяя себе даже короткой паузы, чтобы перевести дух. Он великолепно справляется с гигантским прессингом, прибавляя по мере повышения ставок – и умеет бескомпромиссно сражаться колесо в колесо, даже когда условия не равны. Подобный подход помог ему в блестящем стиле завоевать два чемпионских титула, оставив позади соперников, располагавших более быстрыми машинами.
7. Мика Хаккинен (Финляндия)
Карьера в Ф1 161 ГП, 1991-2001
Квалификации относительно напарников 71% (117:48)
Процент поулов 16% (26)
Процент быстрых кругов 16% (25)
Хаккинен был не первым «летучим финном» Формулы 1 – до него так называли Кеке Росберга, – но Мика отличался еще более высокой скоростью, чем его предшественник. Более того, он был из тех гонщиков, кто сражается тем отчаяннее, чем выше цель. Другими словами, это был великолепный матчевый игрок. Некоторые, из завоеванных им 26 поулов, казались пугающе стремительными, – отчасти, возможно, из-за серебристой раскраски его McLaren. А еще он отличался отвагой. Те счастливчики, которым довелось побывать в Спа в 2000 году, до конца своих дней будут вспоминать, как он обогнал Шуми.
6. Хуан Мануэль Фанхио (Аргентина)
Карьера в Ф1 51 ГП, 1950-58
Квалификации относительно напарников 86% (43:7)
Процент поулов 57% (29)
Процент быстрых кругов 45% (23)
В 1950 годы гонщики просто прыгали в свои машины с мотором, расположенным впереди, и мчались к финишу. Если хватало здравомыслия, они оставляли кое-какой запас, не приближались к изгородям и канавам, держались подальше от домов и деревьев. Временами Фанхио давал волю чувствам: на крутых подъемах и спусках Руана или во время своей отчаянной погони за Майком Хоторном и Питером Коллинсом на Ринге в 1957-м, за что был по праву отнесен к сонму «бессмертных». Но обычно он делал ровно столько, сколько было нужно, чтобы напомнить своим соперникам, кто тут лучший (а у них благоговейное восхищение вызывало и его умение справляться со страхом смерти), кому удалось завоевать пять чемпионских титулов.
5. Ронни Петерсон (Швеция)
Карьера в Ф1 123 ГП, 1970-78
Квалификации относительно напарников 41% (28:40)
Процент поулов 11% (7)
Процент быстрых кругов 7% (9)
Woodcote. Тот, прежний, который когда-то проходили на скорости за 200. И который был знаменит своей ужасной кочкой – прямо посередине. И вот в него входит Супершвед. В заносе! Кр-р-ру-то! Должно быть, ему повезло, что он счастливо спасся, – но ведь кругом ранее он проделал здесь то же самое. И вот он летит снова. Боже мой! Глаз не оторвать – но это, скорее всего, стоило ему потери времени… А вот и нет – Ронни взял поул. Эмерсон Фиттипальди, в те времена самый молодой чемпион мира, был в Lotus любимчиком – пока в 1973 году не получил в напарники Петерсона. Он ничем не мог ответить на скорость шведа, и был, вероятно, единственным парнем в мире, кто недолюбливал потрясающего, бесподобного Ронни.
4. Найджел Мэнселл (Великобритания)
Карьера в Ф1 187 ГП, 1980-95
Квалификации относительно напарников 47% (91:103)
Процент поулов 17% (32)
Процент быстрых кругов 16% (30)
Il Leone – «лев» для итальянских тифози – получил свое меткое прозвище за то, что его лучшие выступления отличали редкостный напор, отвага и мощь. Вне машины Мэнселл частенько казался запуганным параноиком, но все эти слабости искупал, когда садился в кокпит, демонстрируя в гонках невероятную отвагу. И когда бы он ни выходил на бой, этот запас стойкости делал его непобедимым. Вспомните его обгон Пике в Сильверстоуне в 1987 году, резкий бросок мимо бессильного Айртона Сенны в Венгрии в 1989-м или захватывающий дух прорыв по внешней траектории мимо Бергера в профилированном вираже Peraltada в Мексике в 1990-м. Только Мэнселл мог выжать такое из гоночной машины. Рикардо Патрезе однажды показалось, что это уже чересчур. «Сними штаны, Найджел, – пошутил итальянец после того, как британец привез ему 2 секунды, завоевав поул на Гран При Великобритании 1992 года. – Хочу своими глазами увидеть, сколь велика твоя отвага…»
3. Джим Кларк ((Великобритания)
Карьера в Ф1 72 ГП, 1960-68
Квалификации относительно напарников 83% (60:12)
Процент поулов 46% (33)
Процент быстрых кругов 39% (28)
Если статистика и свидетельствует об уровне скорости гонщика, то это справедливо в отношении Джима Кларка: стартовав в 72 гонках, он выиграл 25, но вторым финишировал лишь однажды (на Нюрбургринге в 1963-м), причем, с «чихавшим» мотором Climax. Ошибки? Трудно припомнить. В Гонке чемпионов 1965 года он летел по трассе в стиле Сенны, испытывая невероятный прессинг со стороны Дэна Герни. В 1960-м в Порту во время тренировки потерял управление своим Lotus 18 на трамвайных путях. Во всем остальном же – только безупречное, превосходно отточенное вождение.
Сильверстоун, 1965 год: падало давление масла, на последних кругах Кларк даже выключал мотор, походя повороты Stowe и Club, но мимо боксов проносился на полной скорости, чтобы ничем не выдать свои проблемы соперникам (и одолел Грэма Хилла, который шел на пределе). Монца, 1967 год: потеряв целый круг после прокола колеса, Кларк на последних кругах вышел в лидеры, но проиграл из-за утечки топлива. Он великолепно смотрелся даже за рулем неконкурентоспособной машины, – к примеру, в 1966 году, когда круг, принесший ему поул в Монако, придал новый смысл понятию «совершенство». Так чем же он был хуже Сенны или Шумахера? Ответ: ничем.
2. Михаэль Шумахер (Германия)
Карьера в Ф1 249 ГП, 1991-2006
Квалификации относительно напарников 86% (214:36)
Процент поулов 27% (68)
Процент быстрых кругов 31% (76)
Почему Михаэля сочли не таким быстрым, каким был Сенна? Ответить на этот вопрос не так-то просто. Видимо, наши присяжные выносили свой вердикт как под влиянием эмоций («Айртон соперничал с Михаэлем на абсолютно легальном Williams» или «Сенна не позволял себе выходок вроде той, какую Шуми допустил в Монако»), так и полагаясь на здравый анализ. Ибо такова загадка Айртона Сенны. Чего не было у Михаэля, так это странной манеры Айртона на протяжении всей карьеры поигрывать газом в ожидании «момента». Михаэль, напротив, демонстрировал образцовое терпение.
В свою эпоху, в дни, когда столь многое зависит от техники, Михаэль был лучшим. Он знал, как надо проходить круг: результаты во вторых квалификационных сессиях трех последних этапов сезона-2006 останутся лучшими в его карьере, лучшими за все времена. Он не боялся перемен и с максимальным эффектом использовал любые «примочки», появлявшиеся на машине. Он всей душой и сердцем стремился окружить себя безупречной командой. Он без конца совершенствовал свои собственные способности. Он был безупречен в любых условиях: на быстрых трассах и на медленных, под дождем и в сухую погоду, в хорошей машине или в плохой, стартуя из хвоста пелетона или же с поула. И он ненавидел проигрывать – просто не признавал поражений. И при всем этом был быстр.
1. Айртон Сенна (Бразилия)
Карьера в Ф1 161 ГП, 1984-94
Квалификации относительно напарников 89% (141:18)
Процент поулов 40% (65)
Процент быстрых кругов 12% (19)
Удивлены? Вот и мы тоже нет. Пока Шумахер, наконец, не побил мировой рекорд Сенны по количеству поулов (у Айртона их было 65), это число было таким же символом величия в спорте, как 1220 голов, забитых Пеле за годы его карьеры, или три победы Эмиля Затопека (в беге на 5000 м, 10000 м и в марафоне) на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году. Но статистика, как и у всех немногочисленных гениев спорта, умевших заставить своих соперников выглядеть не более чем середняками, это только половина истории. Сердца заставляла биться манера, в какой Сенна добивался своих триумфов.
Воспоминания о его квалификации в Монако-1988 (на полторы секунды быстрее Проста – на такой же машине, между прочим) до сих пор вызывают восхищение, а Сенна, словно усиливая магию своего волшебства, не мог найти слов, чтобы объяснить, откуда взялась такая скорость. Вот и в Донингтоне в 1993-м он каким-то образом умудрился, словно по волшебству, найти поразительное сцепление на абсолютно мокром асфальте, на котором его соперники скользили, словно пьяные на катке. Так был ли он безупречным гонщиком? Нет, он был слишком безжалостен, иногда до безумства. Но удавалось ли еще хоть кому-нибудь вести машину Ф1 быстрее него, с таким же напором, с пустыми баками на последних секундах любой из квалификаций конца 80-х или начала 90-х? Абсолютно точно – нет. Никому. Он был не просто быстр, он был сама СКОРОСТЬ.
Гонщики, занявшие места с 11 по 50…
11 | Жиль Вильнев | Канада |
12 | Стирлинг Мосс | Великобритания |
13 | Кими Райкконен | Финляндия |
14 | Ален Прост | Франция |
15 | Нельсон Пике | Бразилия |
16 | Альберто Аскари | Италия |
17 | Эмерсон Фиттипальди | Бразилия |
18 | Ники Лауда | Австрия |
19 | Штефан Беллоф | Германия |
20 | Кеке Росберг | Финляндия |
21 | Джеймс Хант | Великобритания |
22 | Алан Джонс | Австралия |
23 | Франсуа Сэвер | Франция |
24 | Крис Эймон | Новая Зеландия |
25 | Хуан-Пабло Монтойя | Колумбия |
26 | Жаки Икс | Бельгия |
27 | Марио Андретти | США |
28 | Карлос Рейтеманн | Аргентина |
29 | Том Прайс | Великобритания |
30 | Джоди Шектер | Южная Африка |
31 | Деймон Хилл | Великобритания |
32 | Джек Брэбем | Австралия |
33 | Джузеппе Фарина | Италия |
34 | Ханс-Йоахим Штук | Германия |
35 | Карлуш Пас | Бразилия |
36 | Тони Брукс | Великобритания |
37 | Джон Сертис | Великобритания |
38 | Джонни Серво-Гавен | Франция |
39 | Герхард Бергер | Австрия |
40 | Йо Зифферт | Швейцария |
41 | Дидье Пирони | Франция |
42 | Ярно Трулли | Италия |
43 | Марк Уэббер | Австралия |
44 | Рене Арну | Франция |
45 | Жан Алези | Франция |
46 | Дэн Герни | США |
47 | Риккардо Патрезе | Италия |
48 | Жан-Пьер Жарье | Франция |
49 | Дженсон Баттон | Великобритания |
50 | Тони Брайз | Великобритания |
www.f1news.ru