Где то в 1962/1963 году (мне было около 10 лет), мой отец посадил меня за руль своего служебного ГАЗ-69. Ох, как меня тянуло на обочину!
С 2000 до 2014 у меня был чёрный русский терьер (черныш) ROKAS. Это была больше чем собака, больше чем друг, больше чем сын (у меня две дочки, у жены два сына — на двоих у нас 5 внуков и 4 внучки — всего 9!!!). ROKAS очень любил природу и ездить. Не одну тысячу километров мы с ним «намотали».
Эта машина в память о ROKASE. Других ретро автомобилей не было и не будет, как не будет и второго такого ROKASA.
4 ноября 2014 года у меня во дворе появился этот ГАЗ-69. Много лет он стоял как «вывеска» у одного из лесных мотелей в Литве. Когда то это была радио машина, но осталась только табличка и кузов с отверстиями для радио оборудования и безшабашных действий бывших хозяев. А остальное — сборная солянка со всех когда-то выпускавшихся авто в СССР. Кузов был гнилой.
Зимой 2014 — 2015 года разобрал машину до последней гайки и болта.
Спасибо Ретродетали за помощь в покупке запчастей.
С уважением Вайдотас.
Автомобили семейства ГАЗ до недавних пор использовались индонезийскими военными, а затем украсили местный рынок ретротехники. Фото Владимира Карнозова
В годы Великой Отечественной войны Красная армия широко использовала легковые полноприводные открытые автомобили разных марок.
Основную часть такой командирско-штабной автотехники составляли полученные по ленд-лизу однотипные американские джипы Willys MB и Ford-GPW: их было поставлено в 1942–1945 годах порядка 36 800 штук.
Джипов же отечественной конструкции ГАЗ-64 и ГАЗ-67 в войсках имелось гораздо меньше. Их выпуск с 1941 по 1945 год исчислялся соответственно 672 и 3137 экземплярами.
ТРУЖЕНИК НА ВСЕ КОЛЕСА
Производство ГАЗ-67 в улучшенной модификации ГАЗ-67Б образца 1944 года продолжилось и после Победы. Эти юркие «всепролазные» автомобильчики поступали как в армию, так и на «гражданку», преимущественно в сельское хозяйство. Всего промышленность дала стране до прекращения производства в 1953 году около 93 тыс. ГАЗ-67Б. Что, между прочим, позволило осуществить импортозамещение в связи с прекращением поставок заокеанских «виллисов».
При этом ГАЗ-67 пришлось воевать еще не раз. Переданные союзникам СССР эти машины, окрещенные на родине «козликами», принимали участие в гражданской войне в Китае (1946–1949), в корейской войне (1950–1953), в войнах на территории Вьетнама и других военных конфликтах.
Опыт создания и освоения производства полноприводных армейских легковушек семейства ГАЗ-67 позволил появиться еще более совершенной модели – ГАЗ-69, принятой на снабжение Советской армии в 1952 году вместе с одноосным прицепом ГАЗ-704. Разработка нового советского джипа велась под руководством ведущего конструктора ГАЗа Григория Вассермана. Выполнение заказа на создание легкого артиллерийского тягача (именно так он фигурировал в секретных документах военного ведомства) было закамуфлировано под тематическим названием «Труженик». Подразумевалось, что проектируется совершенно мирный автомобиль для села.
Машина пошла в серию в 1952 году. А ее массовый выпуск как техники двойного назначения начался в 1953-м. «Газик» быстро стал культовым автомобилем, вполне сопоставимым по своей популярности – с учетом поставок за рубеж – с американскими армейскими джипами М38 и М151 и британскими «лендроверами».
Всего ГАЗ в 1952–1955 годах и Ульяновский автозавод (под обозначением УАЗ-69) в 1956–1972 годах выпустили более 630 тыс. «газиков».
«Газик» был создан в двух основных вариантах. Это собственно ГАЗ-69 – грузопассажирский автомобиль с кузовом, рассчитанным на 500 кг груза или на 8 человек, а также чисто пассажирский пятиместный ГАЗ-69А.
«Газик» являлся преемником «козлика» ГАЗ-67 лишь функционально, а конструктивно это была новая машина. Ее кузов, рама и раздаточные мосты создавались «с нуля», а не на основе предшественника.
55-сильный карбюраторный двигатель был заимствован у «Победы» (ГАЗ М-20), ряд других агрегатов – у грузовика ГАЗ-51. Напоминал «газик» грузовик ГАЗ-51 и дизайном капота и оперения. Кое-что отражало и передовые американские решения, реализованные в джипах.
В целом же ГАЗ-69 имел весьма эстетичную «русскую» компоновку, среди послевоенных джипов присущую только ему.
ЛУЧШЕЕ – НЕ ВРАГ ХОРОШЕГО
Однако были здесь весьма интересные моменты, о которых (равно как и об использовании заокеанских технологий) советская печать предпочитала помалкивать.
Как-то во второй половине 1980-х годов мне довелось беседовать с приглашенным в нашу воинскую часть на празднование Дня Победы крепким еще ветераном – фронтовым водителем. Речь зашла и о том, за баранкой каких автомобилей он проделал свой боевой путь.
– И полуторку водил, и ЗиС-5, и «студебекер»… А в конце войны на ГАЗ-69 ездил, – сообщил ветеран.
– Может быть, на ГАЗ-67?
– Ты меня не путай, старлей. ГАЗ-67 у нас в дивизии тоже были. А я вот ездил на трофейном ГАЗ-69, немецком. Гансы в Польше бросили, а мы и воспользовались. Хорошая машинка, не хуже «козла» или «виллиса»… Я почему говорю ГАЗ-69? После войны я работал в совхозе как раз на ГАЗ-69, начальство возил. Так вот у него, у «газика», и кузов был как у того «немца», и дверки, и тент складной…
– А как на самом деле называлась та машина?
– Я и не знаю, честное слово. Мы его называли «немецкий козел», и нигде у нас он не был прописан, потому как трофей.
Вот такой случился разговор. Я потом все же поинтересовался у начальника автослужбы нашего полка – слышал ли он, например, в училище о родстве ГАЗ-69 и немецких машин. Тот заверил, что нет, но мало ли – все могло быть.
В то время любителям исторической техники в СССР было доступно совсем немного информации об оснащении вермахта. Наша открытая пресса, например популярные журналы типа «Техника – молодежи», кое-что рассказывали о гитлеровских самолетах и танках. А вот автомобильную тематику применительно к нацистской Германии своим вниманием как-то обходили.
Другое дело – сегодня. Дабы не показаться голословным, в подтверждение слов почтенного ветерана приведу такой отрывок из капитального труда автомобильного эксперта Михаила Соколова «АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили».
«Создававшийся на рубеже 1940–1950-х новый «козлик» ГАЗ-69 внешне испытывал на себе влияние и немецких командирских машин повышенной проходимости, таких, как «легкие единые» разработки фирмы «Штевер» – «R180/R200/Тип 40», «средние» фирмы «Хорьх» и даже аналогичных вариантов австрийского «Штайр-1500А», – пишет Соколов. – Несмотря на типично заокеанскую начинку в виде классической рамы, цельных балок неразрезных мостов с зависимой рессорной подвеской, картеров типа «Сплит» и ШРУСов «Бендикс вейсс», «69-й» с виду больше всего походил не на «виллис» или сменивший его типовой армейский М38, а именно на «Штевер» и прочие «кюбельвагены» (обобщенное название разномастного семейства легких армейских автомобилей вермахта). Тот же коробообразный угловатый кузов, те же полукруглые раздельные крылья, натягивающийся на ветровое стекло брезентовый тент, прямоугольная корма и т. п.».
И действительно, «газик», особенно в четырехдверной модификации ГАЗ-69А, похож на «Штевер-40» как брат на брата. Но это не близнецы. А адаптация зарубежных подходов к возможностям отечественного автопрома, причем на более высоком с точки зрения тактико-технических требований уровне, является разумным подходом.
Такие приемы в создании новых конструкций (не только автомобилей) свойственны и зарубежным странам. Так что в этом нет ничего предосудительного. Наоборот, честь и хвала нашим инженерам, сумевшим не только повторить немецкие достижения, но и превзойти их.
ОТ РАЦИЙ ДО РАКЕТ
Пассажирский ГАЗ-69А нашел в армии применение главным образом как разъездной командирский автомобиль. Большей же частью такие «газики» направлялись в народное хозяйство, где служили персональным транспортом партийно-хозяйственной номенклатуры низового звена: начальников строек, председателей колхозов, секретарей райкомов.
А вот базовый грузопассажирский ГАЗ-69 (в усовершенствованном варианте – ГАЗ-69–68) послужил шасси для разнообразной военной техники. Включая мобильные радио- и радиорелейные станции («радики», как их называли в войсках), топопривязчики, аэродромные пусковые агрегаты и контрольно-поверочные стенды для проверки бортовых систем летательных аппаратов и авиационных ракет, автомобили радиационной и химической разведки (УАЗ-69рх), самоходные дорожные миноискатели (ДИМ) и т. д.
Все они продолжали состоять на вооружении долгое время после прекращения серийного производства ГАЗ/УАЗ-69 (его сменил на конвейере новый армейский джип УАЗ-469). Например, снятые с хранения по случаю больших учений УАЗ-69 автор этих строк имел возможность наблюдать среди прочей техники батальона химической защиты Краснознаменной Каспийской флотилии в 1985 году.
«Газики» поставлялись во многие страны мира, где нашли применение как на военной службе, так и в мирном амплуа. По советской лицензии производство ГАЗ(УАЗ)-69 было налажено в Румынии и КНДР.
Румыны осуществили ряд последовательных модернизаций ГАЗ-69, доведя эту машину до модели ARO М-461С c собственным мотором мощностью 77 л. с. М-461С развивал скорость до 100 км/ч и перевозил 650 кг груза против 90 км/ч и полутонны у советского оригинала.
Северокорейцы выпускали модели ГАЗ-69 «Сынри-4.15» («Сынри» значит «Победа», а 4.15 – это 15 апреля, день рождения Ким Ир Сена), а также ГАЗ-69А – в их версии «Кенсен-68» («Кенсен» означает «Самостоятельность»). Кроме того, они освоили упрощенную «бюджетную» неполноприводную модель (с колесной формулой 4Х2) «Кенсен-68NA» грузоподъемностью около тонны.
В славной семье «газиков» особое место занимает также разработанная на шасси ГАЗ-69 первая отечественная самоходная пусковая установка 2П26 противотанковых управляемых ракет 3М6 комплекса 2К15 «Шмель», принятая на вооружение наших Воздушно-десантных войск в 1960 году. В дальнейшем машины 2П26 появились и в некоторых мотострелковых полках.
Каждый такой «ракетный газик» имел четыре направляющие для ПТУР с ручной системой управления по проводам, способные поражать бронетехнику противника на дальности 600–2000 м (бронепробиваемость кумулятивной боевой части ПТУР по нормали – до 300 мм).
Комплексы 2К15 «Шмель» на «газиках», которые в НАТО прозвали Baby Carriage («детская коляска»: имелся в виду складывающийся на манер детских колясок тент, скрывающий направляющие с ПТУР), поставлялись и другим государствам – как союзникам по Варшавскому договору, так и странам «третьего мира». Среди них были Афганистан, Болгария, Куба, Кипр, Чехословакия, ГДР, Египет, Венгрия, Монголия, КНДР, Польша, Румыния, Сирия и Югославия.
Боевое применение «ракетных газиков» отмечено в арабо-израильских войнах (причем некоторое количество этих комплексов было захвачено Израилем, принято на вооружение его армии и демонстрировалось там на военных парадах) и в конфликте из-за Северного Кипра.
В противотанковом качестве использовались и непосредственно ГАЗ-69. Но за рубежом – например, в арабских армиях – «газики» оснащались советскими же 107-мм безоткатными орудиями Б-11. Получалось легкое высокомобильное противотанковое средство. Причем чуть ли не более эффективное, нежели самоходные пусковые установки 2П26 с ПТУР «Шмель», управление которыми требовало наличия хорошо подготовленных расчетов.
ГАЗ-69 (ГАЗ-69)
Производитель | ГАЗ (Горьковский автомобильный завод) |
Название модели | ГАЗ-69 (ГАЗ-69) |
Годы выпуска | 1946 — 1958 |
Корпус | 2 (4) дверные легкие грузовики, 5 (8) пассажирские |
Тип кузова | 4×4, Полный привод |
Двигатель | ГАЗ 69, 4 цил. 2,12 л, 55 л.с. |
Передача | 3-ступенчатая механическая |
Максимальная скорость | 90 км/ч. |
Емкость топливного бака | 40 + 17 л |
Расход топлива | 14 л/100 км. |
Размеры | 3850х1750х2030 (ГАЗ-69А -1920 мм) |
Грузоподъемность | 650 (425) кг. |
Собственная масса | 1525 (1535) кг. |
Gaz-69-четырехколесный световой грузовик, производимый Gaz, или Gorkovsky, Automobory, Automobory. между 1953 и 1956 г., а затем УАЗом в 1956–1972 гг., хотя все эти автомобили были известны как ГАЗ-69.
ГАЗ-69 был создан командой главного конструктора Григория Вассермана в качестве замены ГАЗ-67Б, который будет иметь меньший расход топлива, чем его предшественник, и использовать те же 55 л. с. (41 кВт; 56 л.с.) 2,1 л (130 у.е. в) рядная четырех- и трехступенчатая коробка передач, как у ГАЗ-М20 Победа. Процесс разработки начался в 1946 году, и первые прототипы, известные под названием «Труженик» (Труженик), были построены в 1919 году.47. После продолжительных дорожных испытаний новый внедорожник был запущен в серию 25 августа 1953 года. основанный на конструкции ГАЗ-69, производился ARO в Румынии до 1975 года, сначала как IMS-57, затем как IMS M59, а затем модернизированный как ARO M461. ГАЗ-69 были стандартными военными джипами Восточного блока и государств-клиентов.
Стандартный ГАЗ-69 мог развивать скорость 56 миль в час (90 км/ч), но его более мощные версии с 2400 куб. см (производные от базового 2100 куб. см) мощностью 65 л.с. двигателями и такой же трехступенчатой коробкой передач мог развивать скорость до 100 км/ч (62 мили в час). Они были известны как ГАЗ-69М или ГАЗ-69АМ в четырехдверной версии.
Он имел два топливных бака: один на 47 литров (12 галлонов США; 10 имп галлонов) под полом, один на 28 литров (7 галлонов США; 6 имп галлонов) под пассажирским сиденьем. Все гражданские модели также должны были соответствовать требованиям армии на случай реквизиции военного времени. (Вот почему версия с жесткой крышей не была доступна до 1993).
Базовый вариант ГАЗ-69 имеет пару дверей и обычно стандартные брезентовый верх и верхние борта; впереди два сиденья и по бокам две откидные скамьи на трех пассажиров. Дальнейший вариант ГАЗ-69А (УАЗ-69А) имеет четыре двери, складной брезентовый верх и два ряда сидений.
Он был положен в основу заднеприводного фургона ГАЗ-19, построенного в 1955 году, но не прошедшего стадию прототипа. Внедорожник и легкий грузовик УАЗ-450 и более новый УАЗ-469.также ведут свое происхождение от ГАЗ-69.
ГАЗ-69 был основным легким внедорожником Советской Армии, заменив ГАЗ-67 и джипы Willys, до принятия на вооружение армии УАЗ-469. Он также был использован в качестве основы для истребителя танков 2П26, а также для ГАЗ 46 МАВ, легкой амфибии 4×4, вдохновленной Ford GPA «Seep».
(Из Википедии, свободной энциклопедии)
© Тбилисский Автомузей. 2019
ГАЗ-69 — полноприводный автомобиль. Это был один из немногих автомобилей, выпускавшихся по формуле 4х4. Эту модель выпускал Горьковский автомобильный завод. Модель была запущена в серийное производство в 1953 году, а всего производилась почти двадцать лет.
Вслед за этим сотрудники компании не стали создавать такой план, но машина получилась на удивление удачной. Хотя горьковцы собирали 69й модели не так давно производство было передано Ульяновскому автомобильному заводу в 1956 году. Весь модельный ряд ГАЗ.
Content: [Show]
Тогда ульяновские специалисты были заняты созданием небольших внедорожников, чем, впрочем, занимаются и сегодня. Не лишним будет добавить, что УАЗ 69 называют «козликом», но сразу после прекращения производства 69-й модели начали выпускать другую, не уступающую по популярности модель УАЗ 469, но разработка велась уже на заводе. Ульяновский автомобильный завод.
За весь период времени на ГАЗ-69 удалось создать более 600 тысяч автомобилей повышенной проходимости.индекс. Сюда входят различные модификации. Восстановление ГАЗ 69 нравится многим автолюбителям. Дебютные испытания прошли под наблюдением Государственной комиссии в сентябре 1951 года.
Благодаря хорошей проходимости и неприхотливости модель смогла стать эталоном для всех автомобилей мира. Среди достоинств ГАЗ-69 было наличие короткой базы, небольшой массы, системы полного привода, отличной высоты дорожного просвета под мостами автомобиля, что давало пикапу возможность не бояться сложных дорожных условий. .
По технической части и, особенно, по проходимости автомобиля с полным приводом ГАЗ-69 могли бы позавидовать если не все, то многие автомобили мира.
За основу легкового автомобиля специалисты Горьковского автозавода решили взять 67-ю модель, хорошо зарекомендовавшую себя в военные и первые послевоенные годы. Что касается узлов и агрегатов новой машины, то они были заимствованы у «Победы», ЗИМа и грузовика ГАЗ-51.
Поэтому модель отличалась просто феноменальными сроками изготовления. От «Победы» взяли силовой агрегат, прошедший некоторую доработку, в результате чего мощность составила 55 лошадиных сил. Трансмиссия нового внедорожника также была позаимствована у знаменитого ГАЗ-М-20.
В качестве новинки машина получила новое устройство, обеспечивающее предварительный нагрев. Салон был оборудован отопителем, а для лобового стекла предусмотрен обдув теплым воздухом. Такие улучшения давали возможность использовать газон в любое время года и при любой погоде.
67-я модель создавалась для армейских нужд, а вот Газон-69 использовался для народного хозяйства. Машина разрабатывалась в течение 5 лет (1948-1953 гг. ), а ее прототипы носили название «рабочая». Машину в народе называли «козликом» за то, что она прыгала при движении по ухабистой местности и кочкам, а также из-за короткой базы и высокой посадки.
Двигаться на большой скорости в «пикапе» с такой прыгающей скоростью было опасно — велика вероятность опрокидывания. Производство ГАЗ-69в полноприводном варианте был освоен в двух комплектациях:
Пятиместную модель Газона, получившую индекс ГАЗ-69А, в народе прозвали «командирской» или «председательской», в зависимости от того, где она использовалась – в воинских частях или в сельскохозяйственные районы. Впрочем, сама машина явно не была городской, однако и гнать ее по городской дороге не было никакого смысла.
Проходимость, которой обладал «козлик», была предметом зависти многих внедорожников всего мира – 69-я модель с отменной маневренностью преодолевала всевозможные броды и выползала из самых труднопроходимых грязевых участков . Вторая половина ХХ века позволила использовать 69-ю модель как мобильную военную машину досмотра.
Гражданская версия многих моделей, поступивших в отделение милиции. В полицию поступили автомобили специальной конструкции, где был жесткий верх. Последние модификации имели разделение салона на две зоны – водитель и патрульный полицейский находились впереди автомобиля, а сзади обычно сидели правонарушители.
Несмотря на то, что салон автомобиля ГАЗ-69А считался достаточно свободным, сидеть в нем было не так удобно, отчасти из-за узких дверей. Понятно, что обилия комфортных элементов здесь нет, но все необходимое есть.
На передней панели газона минимальное количество приборов, среди которых спидометр, указатель, информирующий водителя об уровне остатка топлива в баке, и амперметр, показывающий заряд аккумулятора уровень. Трансмиссионный тоннель очень крепко стоит на полу, но, в принципе, не мешает.
Он смотрит на большой трехспицевый руль. Справа от приборной панели можно найти замок для ключа зажигания. Сам трансмиссионный тоннель оснащен рычагом механической коробки передач.
Напротив водительского места на торпеде есть ручка, за которую можно держаться, так как машину часто трясло, так что просто необходимо было держаться. Верхняя часть дверей была сделана из брезента, а нижняя – из металла.
ГАЗ-69салон не получил лишних деталей, а на передней панели есть только самые необходимые приборы.
В холодное время года планировалась система отопления, которой очень не хватало в прошлых машинах. А в летний период был предусмотрен солнцезащитный козырек. Крышка багажного отделения оказалась откидной. В открытом положении он делался длиннее пола багажника и давал возможность перевозить даже негабаритные грузы.
Сиденья были обтянуты кожзаменителем и хоть и были мягкими, но был изъян в скользком материале, поэтому при неровном дорожном покрытии сидеть на креслах было довольно сложно. Газон имел рессорную конструкцию подвески, поэтому на ухабистой дороге машина подпрыгивала, а вместе с ней «подпрыгивали» и все, кто находился внутри машины.
Для очистки лобового стекла от внешних загрязнений был установлен стеклоочиститель, трапеция которого крепилась поверх стекла. Для защиты салона автомобиля от непогоды конструкторы предусмотрели наличие укрытия, представляющего собой тент из плотного материала (брезента), который не промокает. Последний натягивался на каркас кузова ГАЗ 69 из металла с помощью петель, которые «припаивались» по краям покрытия и прочно закреплялись в основании.
Двигатель модели представлял собой 2,0-литровый двигатель с нижним расположением клапанов мощностью 55 л.с. Двигатель был разработан на платформе шестицилиндрового двигателя Газон-11, который использовался на знаменитом грузовике ГАЗ-51.
Сам агрегат имеет четыре цилиндра большого диаметра и работает на низкооктановом топливе (бензине) А-66. Силовая установка ранее устанавливалась на автомобиль «Победа». Водяной насос имел металлическую массивную крыльчатку вентилятора, имевшую 6 лопастей.
В качестве трансмиссии была установлена механическая 3-х ступенчатая коробка передач с задней передачей. Система полного привода на 69-й модели не постоянная. Передний мост можно включить с помощью распределителя.
Как было сказано выше, подвеска была немного жестковата из-за рессор, т.к. это был не грузовик, а модель не предназначалась для использования в городских условиях и на ровной дороге. Внедорожник имел рамную конструкцию, и к раме вместе с силовым агрегатом крепились две оси.
Все два моста являются ведущими, межосевой дифференциал отсутствует. Рама имеет прямоугольную форму и имеет шесть поперечных усилений. Передний мост может быть оснащен шарико-винтовой передачей Bendix-Weiss.
Хотя в конструкции машины не было гидравлического усилителя рулевого управления, управлять им можно было без особых затруднений, даже если пикап стоял на месте.
Также не имел усилителя тормозов, поэтому его можно назвать достаточно жестким. Понятно, что все колеса оснащены барабанными тормозами.
Хотя советских полноприводных автомобилей не так много, ГАЗ-69, их все же можно приобрести с рук. И не все модели находятся в руках реставраторов или в музее. Чтобы купить внедорожник Горьковского автозавода на ходу, вам понадобится около $3064. Чем выше ценник, тем лучше качество самого автомобиля.
Многие покупают эти автомобили для последующего тюнинга, но настолько хорошо, что многие просто думают, что появился новый ГАЗ-69. Сделать это не так сложно, ведь чертежи есть в интернете. Так же много видео раритетных и неизменных моделей, а так же автомобилей переживших тюнинг.
ГАЗ-69 — полноприводный советский автомобиль повышенной проходимости с богатой историей. Модель настолько часто использовалась, что даже умела прыгать с парашютом, да вы так не думали! Машина летала, прыгала с парашютом и даже плавала. По тому, что машина имела небольшую высоту при сложенной крыше и небольшие габаритные размеры, 69й вполне мог уместиться в транспортном самолете и вертолете.
Например, грузовое отделение среднего вертолета Ми-4 предназначено именно для перевозки этой машины. Для десантирования автомобиля с него были сняты выступающие элементы, такие как запчасть и бампер. Само транспортное средство загружалось на специализированную платформу и автоматически приземлялось на любую поверхность.
Это было очень удобно, быстро и практично. Также конструкторы сделали плавающий вариант на платформе 69-го.й газон – ГАЗ-46, который многим известен как МАВ (небольшой водоплавающий автомобиль). Его производство продолжалось пять лет. Производство было остановлено в связи с переездом машины в Ульяновск.
Как кажется, модель активно использовалась не только для нужд Советской армии, но и для нужд гражданского населения. При таких габаритах, хорошей проходимости и системе полного привода у него в те годы не было конкурентов. Несмотря на солидный возраст, этот автомобиль все еще можно найти.
Особо популярен среди любителей рыбалки, охоты и отдыха. Многие автолюбители переделывают транспортное средство своими руками. Чертежи автомобилей легко найти.