Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 22 апреля 2016
В середине апреля свой 46 летний юбилей отпраздновала машина, полностью изменившая жизнь советского автомобилиста, да что там говорить, эта машина изменила весь ход отечественной авто истории. Как многие, наверное, догадались, речь идет о модели Волжского автозавода ВАЗ-2101. 19 апреля 1970 года с конвейера сошли первые шесть автомобилей этого семейства, однако, ритмично конвейер заработал лишь к августу. Впрочем, давайте по порядку.
В 1966 году Fiat выпускает свой 124, на следующий год машина получает престижное звание «Автомобиль года». Удивительный факт, но изначально планировалось спроектировать машину с передним приводом, однако экономический кризис заставил владельцев компании обратить взоры в сторону классического привода и классической же компоновки. Был бы 124-й седан с приводом на переднюю ось, глядишь и у нас бы все пошло иначе. Чем же эта машина так понравилась потребителю и, почему для основного продукта избрали именно ее?
Fiat 124 имел фантастически низкую себестоимость, при этом, оставаясь очень простым по конструкции, но высокотехнологичным изделием. Именно это и привлекало покупателя, именно этот факт и стал решающим при выборе правительством СССР лицензии на производство. В том же 1966 году группа ведущих инженеров отправилась в Турин, дабы лучше изучить машину. И ведь не даром говорится, что русскому хорошо, то немцу смерть. Так и тут в конструкции выявили кучу недостатков. СССР как и современная Россия не имел развитой дорожной инфраструктуры, а это значит, что в машину было необходимо внести существенные изменения, их, кстати, будет около 800, ведь эксплуатировать «Жигули» предстояло и на проселочных дорогах и на грейдере. Поэтому переднюю подвеску усилили, доработали заднюю, отказались и от задних дисковых тормозов, заменив их на более простые барабанные, и, наконец, самое важное, увеличили клиренс. Кстати, итальянский мотор тоже не устроил инженеров, он был не сильно ремонтопригоден, поэтому и его доработали тоже.
В общем, к 1970 году это был с одной стороны Fiat 124, а с другой ВАЗ-2101. Для многих жителей союза это было откровение, ведь теперь в машине можно было разговаривать, а не перекрикивать вой ветра и шум мотора. В салоне зимой было тепло, да и заводилась машина даже зимой отменно. Ручной стартер в ней был, но даже в инструкции говорилось, что использовать ручку нужно лишь тогда, когда машина долгое время не эксплуатировалась. Копейка стала вожделенной мечтой каждого советского автомобилиста. За ними стояли в очереди, перекупали, шли на всякие ухищрения, все это делалось с одной целью — стать владельцев вожделенного авто.
«Копейку» можно назвать и самым большим долгожителем отечественного автопрома, ведь последняя модель так называемого классического семейства ВАЗа вышла в сентябре 2012 года. Конечно, за время пути автомобиль безнадежно устарел, он не отвечал ни требованиям безопасности, ни экологическим нормам, да и вообще это был уже прошлый век автомобилестроения. Впрочем, в апреле 1970 об этом еще никто не знал, в только что отстроенном городе Тольятти заработал новый завод, из ворот которого выехала первая продукция, имя которой ВАЗ-2101 или «Жигули».
19 апреля — День первого автомобиля. 50 лет назад, а именно 19 апреля 1970 года, состоялся пуск главного конвейера. Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны в качестве подарка к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, вождя мирового пролетариата. Покрасили «первенцев» в цвета национального флага РСФСР- два кузова синие, четыре красные. Это был триумф не только ВАЗа — всей страны. В создании автозавода участвовали десятки проектных организаций, в его строительстве несколько министерств. Технический проект составлял 300 объемистых томов.
ВАЗ-2101 весил всего 860 кг, но требовал около 10 000 комплектующих изделий. В поисках красивого, звучного имени для первенца состязались более 50 тысяч граждан. Предлагались названия: «Волжанка», «Россиянка», «Катюша», «Аврора», «Жигули», «Лада». .. В западной прессе мелькало добродушное «Мерседес Востока».
За базовую модель был принят «ФИАТ 124», признанный в 1966 г лучшим автомобилем в своем классе. Он обладал достаточно высокими эксплуатационными характеристиками, его конструкция соответствовала требованиям массового производства. Но дороги и климат России диктовали свои жесткие условия: нужен быстрый запуск при низких температурах, необходим дорожный просвет в 170-175 мм. Конструкторы ВАЗа внесли в аналог «ФИАТ 124» ряд изменений, которые сделали ВАЗ-2101 вполне конкурентоспособным автомобилем.
ВАЗ-2101 послужил базовой моделью для всей последующей гаммы моделей — автомобилей классической компоновки: ВАЗ-2102, -2103, -2104, -2105, -2106, -2107 ВАЗ-2101 открыл ряд автомобилей, для которых стали объективно характерны:
— высокие динамические качества и экономичность;
— надежность и долговечность;
— простота ухода и эксплуатации.
За все время производства (с 1970 по 1987 гг.) на главном конвейере АВТОВАЗа собрано свыше 2,7 млн.
автомобилей семейства ВАЗ-2101 в разных модернизациях и более 650 тысяч «универсалов» ВАЗ-2102 на базе первой модели ОАО «АВТОВАЗ».
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
«Жигулям» — 35 : [История выпуска первого автомобиля АвтоВАЗа ВАЗ-2101. ФИАТ-124 как прототип «Жигулей» — сходство и отличие] // Наука и жизнь. — 2005. — N 4. — С.64-67.
Открыть
[37 лет со дня выпуска первого автомобиля АВТОВАЗа ВАЗ-2101 : тематическая подборка статей] // Волжский автостроитель. — 2007. — 19 апр. (N 69). — С. 1-3.
Открыть
[Из истории выпуска первого автомобиля на ВАЗе] Неизвестная страница истории ВАЗа (9 стр.) «Исхитрись, но запечатлей историю…» (9 стр.) [Изоматериал] / ред. — сост. : Фрумина Р. — Б. м. : Б. и. — 2 буклета. — Содерж.: Неизвестная страница истории ВАЗа (9 стр.) ; «Исхитрись, но запечатлей историю…» (9 стр.).
Открыть
[Из истории выпуска первых автомобилей на АВТОВАЗе : тематический выпуск] // Рубежи : Историко-информационный бюллетень отдела корпоративной культуры ДСУ.
Открыть
19 апреля день выпуска первого автомобиля : [спецвыпуск : 50 лет сборке первых шести автомобилей ВАЗ-2101 на Волжском автозаводе]. — Текст : непосредственный // Волжский автостроитель. — 2020. — 16 апреля (N 6). — С. 1-8.
При наличии оцифрованной копии статьи Вы можете познакомиться с текстами непосредственно на сайте, нажав на кнопку «Открыть» под библиографическим описанием. Если текст не представлен в электронном виде, Вы можете заказать копию статьи, уточнив условия по почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Наверх
Предсерийная история
Большинство людей знают о сделке Советского Союза с Fiat, но мало о том, что на самом деле к ней привело. Хотите верьте, хотите нет, но в НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомобильный моторостроительный институт) в основном высказывались за переднеприводный автомобиль — Рено 16, но остальным он не понравился и его не выбрали. Главный инженер посчитал, что Fiat 125 был бы лучшим выбором, чем 124. 125 классом выше и, вероятно, лучше продавался бы за пределами СССР, но он базировался на старой модели — Fiat 1300/1500 1961. Таким образом, он использовал задний мост с листовой рессорой и в целом был устаревшим (в отличие от 124, который имел задний мост с 3 звеньями и был почти полностью новой моделью).
Различия между Fiat 124 (вверху) и Fiat 125 (внизу). 125 колесная база — 2505, 124 колесная база — 2420 мм. Также на Фиат 125 задняя подвеска рессорная, на 124 витая.Испытания
Автомобильный дизайнер Данте Якоз помнить «Испытания 124, проведенные в России, оказались очень полезными для адаптации автомобиля к нуждам этой огромной страны. Испытания, проведенные на специальном подмосковном полигоне на огромном участке земли, были невероятно жесткими. Первые экземпляры, полученные в июле 1966 года, рассыпались по дорогам Дмитровского полигона всего через 5000 км. Итальянская делегация бросилась в панике. Через неделю Тараненко вызвали в министерство: «У вас есть две недели, чтобы собрать документацию по испытаниям и отправить итальянцам»».
Модифицированные «Фиаты» прошли по полигону НАМИ с 17 ноября по 10 декабря 1966 г., проехав 12 000 км (8 000 — по легкому булыжнику, 2 000 — по тяжелому и еще 2 000 — по грунтовым дорогам). в ноябре 1966 г. Они имели существенно усиленное шасси. После 12 000 км дорожных испытаний у №7 и №8 было по 5 трещин против 17 у №5 и 24 у №4 (№6 и №9 были отправлены на лабораторные испытания). Некоторые из трещин были длиной 150 мм в месте соединения крыши со стойками, из-за чего стойка оторвалась. Русские также изменили конструкцию заднего моста (у оригинального сломался корпус дифференциала и появились трещины на креплениях рычагов).И все равно он был не готов. Резиновые втулки передней подвески постоянно выходили из строя, а задние тормоза оказались еще одной проблемой в ходе переговоров. Тормозных колодок хватало на 400-800км, а когда полигон был засыпан солью и песком, он попал в тормозные механизмы.
Итальянцы очень гордились задними дисковыми тормозами на 124-м и поэтому упорно отказывались менять их на барабанные, но в конце концов сдались.0005Двигатель и коробка передач
Двигатель Лады не является двигателем Фиата.
Россияне сочли двигатель Fiat 124-й серии с верхним расположением клапанов слишком старым и не нуждающимся в улучшении. Поэтому они увеличили расстояние между цилиндрами до 95 мм, изменили диаметр цилиндра и ход поршня с 73×71,5 до 76×66, сохранив рабочий объем 1,2 литра, и сделали новую головку SOHC.
Итальянцам настолько понравились изменения, что они повлияли на некоторые из их более поздних разработок. Коробка передач также была изменена — увеличенное сцепление, более мощные синхронизаторы, шестерни от Fiat 124 Sport, модифицированный карданный вал.
В двигателе был большой нереализованный потенциал, и всего лишь простой тюнинг поднял мощность почти до 100 л.с.(низкая компрессия, плохой карбюратор и т.д.)
Модернизация 2101, а скорее 2103.
Он был сделан в 1967 году. Через год вышел 124S, очень похожий на 2103 — четыре фары, такие же дверные ручки и бамперы. Пока шли переговоры, были произведены модификации автомобиля №1(2101) и №2. Русские решили сделать двигатели такими, чтобы они подходили для раллийных классов 1300 и 1600. Двигатель 1200 был заменен с диаметром цилиндра 76 мм на 79 мм.мм, что сделало его 1293 куб.см, а 1451 куб.см — 1568 куб.см.
Это положило начало моделям 21011 и 2106.
1 / 2
Скачать
Производство 2103 началось в четвертом квартале 1972 года. Интересно, что и 2101, и 2103 прошли дорожные испытания… после запуска в производство.
ВАЗ-2106 назывался 21031, как и 2101-21011. Дизайн разрабатывался с 1974 года. Но был переименован в 2106. В производство пошел 21 февраля 1976 года.»Первые 5 экземпляров ВАЗ-2105 были изготовлены в 1977. Комната, где проекты демонстрировались высшим властям, получила прозвище «Греческий зал». Все слышали Райкина: «В Греческом зале, в Греческом зале…» Сам того не зная, корреспондент описал: «Мы пошли с Марком Васильевичем в главный зал Центра стиля. Словно в музее восковых фигур, там застыли пластилиновые модели будущих автомобилей в полный рост. Демидовцев рассказал журналисту, как сложно что-либо изменить в облике автомобиля в условиях жестких технологических ограничений и узкоспециализированного оборудования: «Допустим, мы хотели бы сделать линию крыши другой. Вроде небольшое изменение, но очередь не позволяет.
1 / 3
Скачать
Слева — Изначально ВАЗ-2105 должен был иметь 4 фары, но начальство в здравом уме не допустило этого. Средний — Проект глубокой модернизации ВАЗ-2101, разработанный В.Пашко в 1975 году, получивший обозначение ВАЗ-2101-80. 80-м году автомобиль должен был поступить в производство. Справа — ВАЗ-2105, 1980 г.в. главный инженер — В.Квасдов, конструктор — В.Степанов
Впервые в СССР с галогеновыми фарами и форсунками, регулируемыми зеркалами заднего вида, обогревом заднего стекла, двигателем с ременным приводом и полиуретановой набивкой сидений на базе 2105 и 2107
Их можно узнать по цифре 9 в конце обозначения шасси:
21019,21059,21079(кроме 21018)
-21018 — одновинтовой Ванкель ВАЗ-311, 70л.с.
-21019 — двухвинтовой Ванкель ВАЗ-411, 120л.с.
-21059 — двухвинтовой Ванкель ВАЗ-4132, 140л.с.
-21079 — двухвинтовой Ванкель ВАЗ-413Х, 140л.с.
Среднестатистический американский автолюбитель исторически почти ничего не знал о советских автомобилях. Кажется, это меняется. По мере того, как американская поп-культура за последнее десятилетие начала более тонко смотреть на советскую культуру с помощью таких популярных шоу, как Американцы , автолюбители, особенно молодые, начинают ценить металл, произведенный за железным занавесом.
Профессор Льюис Зигельбаум, ныне вышедший на пенсию из Мичиганского государственного университета, опередил эту кривую. Еще в 2008 году он опубликовал один из самых полных сборников по истории советского автомобилестроения под названием « Автомобили для товарищей ». Книга охватывает невероятное количество тем, начиная от историй происхождения некоторых из самых знаковых автомобилей СССР и заканчивая печально известным ненадежным состоянием его дорог и появлением уникальной советской автомобильной культуры, одновременно исследуя противоречия между советской идеологией и Автомобиль как классический символ американского индивидуализма и потребительства.
«Автомобиль и советский коммунизм составляли странную пару», — отмечает Зигельбаум в своем предисловии. «В отличие от некоторых других видов транспорта — поездов, самолетов, тракторов — автомобили редко служили символами советского марша в светлое социалистическое будущее».
Машинки для товарищей обязателен к прочтению всем, кто интересуется советской историей или необычными автомобилями. В интересах окунуться в пресловутое озеро Байкал, которое представляет собой огромную и сложную историю советского автомобиля, мы представили некоторые основные моменты, а также данные Хагерти о потенциальной коллекционируемости некоторых из наиболее примечательных автомобилей.
АМО-ЗИС-ЗИЛ (или просто «ЗИЛ») ЗИС-110Б советского лидера Никиты Хрущева на выставке в Музее Гаража особого назначения Федеральной службы охраны (ФСО) в Москве. Недавно открывшийся музей будет пропагандировать достижения российского автомобилестроения. Александр Неменов через Getty ImagesМосковское автомобильное общество (АМО), также известное как «ЗИС» или «ЗИЛ», является единственным производителем в этом списке, существовавшим до, во время и после существования Советского Союза. Фактически, АМО была одной из пяти частных компаний, получивших контракты на производство автомобилей для Российской Императорской Армии во время Первой мировой войны. АМО каким-то образом удалось пережить Гражданскую войну в России и найти свое место в новом социалистическом государстве как «ЗИС». при Сталине, поскольку он, несколько неожиданно, подчеркивал важность привнесения «американской эффективности» в новую советскую эпоху. Он также пережил последующие усилия по десталинизации, поскольку недавно окрещенный «ЗИЛ» был переименован в честь своего давнего директора Ивана Лихачева. В настоящее время ЗИЛа больше нет. Хотя неясно, существует ли компания технически и юридически до сих пор, в 2013 году она была объявлена банкротом и больше не производит автомобили.
Хотя АМО-ЗИС-ЗИЛ так и не осуществил в полной мере мечту о достижении американского уровня массового производства, ему удалось занять нишу высококачественного советского автомобиля. Лимузины ЗИС и ЗИЛ были вершиной советской автомобильной роскоши и официальными автомобилями глав советских государств. В Товарищи Зигельбаум называет их «Кадиллаками советского автопарка» или, альтернативно, Паккардами, учитывая давний спор среди автолюбителей о том, использовались ли в ЗИС-110 штампы кузова Packard или завод изготовил их самостоятельно.
Возможно, эти споры вокруг ЗИС-110 продолжаются потому, что этот автомобиль особенно символизирует приверженность этого производителя качеству и символической значимости. Поскольку производство продолжалось с 1945 по 1958 год, этот 2,8-тонный красивый зверь имел мощность 140 л.с. 6,0-литровый рядный восьмицилиндровый двигатель, обеспечивающий скорость до 140 км/ч (87 миль в час). 110 был первым советским автомобилем с независимой передней подвеской, стабилизаторами передней и задней оси и, как и у Packard 180, на базе которого он был создан, электрическими стеклоподъемниками.
Всего было выпущено менее 2100 ЗИС-110, и их осталось гораздо меньше. На самом деле Хагерти страхует только одного. Как и в случае с Mercedes-Benz 600 Grosser, стоимость ЗИС 110 зависит от того, какому диктатору или высокопоставленному члену семьи он принадлежал. Если и когда ЗИС 110, наконец, появится на аукционе, он, скорее всего, будет продаваться по шестизначной цене. Если бы он принадлежал самому Сталину, пару миллионов должно хватить.
ГАЗ-21 (он же Волга) Этот ГАЗ-21 был продан в августе за 22 500 долларов. Принесите трейлер/зоопаркВо время холодной войны Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), расположенный в городе, который сейчас называется Нижним Новгородом, был, возможно, самым близким к полностью реализованному советскому Детройте как по производительности, так и по технологическому совершенству. Это имеет смысл, учитывая, что завод был создан в результате соглашения 1929 года между СССР и Ford Motor Company, согласно которому Ford должен был предоставить рабочий проект завода и техническую экспертизу в обмен на закупку Советским Союзом определенного количества деталей. и транспортные средства, среди прочего. Хотя с тех пор она пережила множество взлетов и падений (последний раз на нее сильно повлияли санкции правительства США), компания существует и по сей день.
Первоначально завод начал производство автомобилей Ford Model A. Однако в конечном итоге ГАЗ перешел к разработке собственных моделей, независимых от своего американского партнера. Один из самых известных «фирменных» автомобилей ГАЗа был представлен в 1956 году как ГАЗ-21, первый автомобиль популярного семейства «Волга» (названного в честь реки Волги, возле которой находится автопроизводитель). Хотя большая часть его стиля была заимствована у многих американских автомобилей того времени, ГАЗ отказался от «неэкономичных» больших свесов и задних плавников, вместо этого сосредоточившись на пассажирском пространстве. Волга стандартно поставлялась с функциями, которых часто не хватало ее американским аналогам, включая откидывающуюся переднюю скамью, прикуриватель и радио.
ГАЗ-21 оснащался надежным 2,5-литровым рядным четырехцилиндровым двигателем мощностью 70 л.с. и впечатляющим крутящим моментом 123 фунт-фут. Известная долговечность сделала универсальную «Волгу» популярной рабочей лошадкой в советском таксопарке, а дорожный просвет в 9,1 дюйма позволил ей регулярно присутствовать на раллийных мероприятиях по всей Европе — одна из машин даже одержала победу в своем классе на ралли «Тысяча озер» в Финляндии в 1959 году.
Примерно 640 000 автомобилей ГАЗ-21 «Волга» были построены тремя сериями с 1956 по 1970 год, и Зигельбаум отмечает: «Трудно представить себе советские города в 1960-е годы без этих машин собрались у региональных партийных штабов и других важных зданий». Со своим стилем середины века, хромированными бамперами и текущей стоимостью около 21 000 долларов Волга, вероятно, является наиболее доступной советской классикой для американцев. Джей Лено даже добавил ГАЗ-21 1963 года к своей постоянно растущей коллекции еще в 2013 году. АВТОВАЗ
Подобно ГАЗу, в значительной степени зависящему от Форда, Волжский автомобильный завод, или ВАЗ, вышел из сделки с Fiat в 1919 году.66, чтобы построить интегрированный автомобильный завод. На этом этапе холодной войны о партнерстве с американской или западногерманской фирмой не могло быть и речи, и поэтому Fiat смог заключить «сделку века» на сумму около 900 миллионов долларов (или около 7,6 миллиарда долларов сегодня). . Как и в сделке ГАЗ с Ford, Fiat должен был предоставить техническую помощь и обучение для производства автомобиля, аналогичного его существующим моделям. В честь своих итальянских товарищей город, выросший вокруг фабрики, был назван в честь одного из основателей Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти.
Зигельбаум предполагает, что отличительной чертой ВАЗа была его «молодость» и ориентация на среднего советского гражданина. Флагманский автомобиль ВАЗ, безусловно, поддерживает эту теорию и, возможно, является самым известным из всех советских автомобилей — Lada. Официально именуемый ВАЗ-2101 и известный внутри страны как «Жигули», его доступность и простота в ремонте часто упоминаются в качестве важных факторов, определяющих его неизменную актуальность и первоначальное место в качестве советского «народного автомобиля». Первая Lada сошла с конвейера в 19 г.70 и был представлен как более прочная версия седана Fiat-124, с более толстым стальным кузовом и большим дорожным просветом, что позволяло ему лучше преодолевать печально известные ухабистые советские дороги и суровые зимы. Из-за модификаций прочности Lada весила на 200 фунтов больше, чем Fiat. У него был одинарный верхний распредвал, двигатель объемом 1198 куб.см мощностью 59 л.с. и максимальной скоростью 140 км/ч (около 87 миль в час).
Примечательно, что «Лада» также довольно хорошо продавалась за пределами СССР и почти добралась до рынка США в 70-х годах, но не попала туда главным образом потому, что американские политики рассудили, что американские производители автомобилей уже борются без добавления более дешевых коммунистических автомобилей. соревнование. Однако надежда еще может быть. ВАЗ окончательно превратился в АвтоВАЗ, когда он был приватизирован в 1919 году.93 после распада Советского Союза, и завод остается одним из крупнейших производителей автомобилей в России и Восточной Европе. Хотя точное состояние нынешних владельцев неясно, похоже, что Renault владеет контрольным пакетом акций совместного предприятия, которому принадлежит АвтоВАЗ, что, по сути, делает АвтоВАЗ дочерней компанией Renault. Renault считает, что у имени Lada еще много жизни, и продвигает его вперед в надежде, что оно станет международным брендом.
Renault может быть в чем-то прав, поскольку Lada, похоже, является всеобщим фаворитом среди советских автолюбителей, включая Зигельбаума. Он объясняет их привлекательность тем, что «они не вычурные, они пахнут аутентичностью, а также, возможно, тем, что пожилые люди пренебрегают ими». Из-за их многомиллионного производства большинство Lada можно найти за 10 000 долларов или меньше.
Американские коллекционеры советских автомобилей склонны к молодости, но это особенно верно в отношении «Лад», средний владелец которых составляет бодрые 44 года — это на 13 лет моложе типичного владельца классического автомобиля.
миллениалов владеют 33 процентами автомобилей Lada. Кажется, что и более низкая цена, и более стереотипно «советский» внешний вид хорошо сочетаются с предпочтениями поколения, которое склонно ценить уникальность и доступность (и, возможно, иронию) выше роскоши. Молодые коллекционеры часто являются людьми, которые привносят малоизвестные автомобили в мейнстримный мир классических автомобилей.