8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Машина ссср амфибия: автомобили-амфибии СССР Автомобильный портал 5 Колесо

5 советских машин-амфибий, не доплывших до наших дней — Фан зона

  • Фан зона
  • Староход

Если вы думаете, что автомобили, умеющие плавать, – явление современное, то сильно ошибаетесь. Машины, которым в прямом смысле море по колено, начали строить еще в 20-х годах прошлого века. Причем Страна Советов со своими земноводными моделями была чуть ли не впереди планеты всей.

Вячеслав Василенко

Разработка подобных проектов – впрочем, как и сейчас – требовала серьезных инвестиций, поэтому многие из перспективных идей были загублены в СССР еще на стадии подготовки. А ведь сухопутные советские лодки могли взорвать мировую автоиндустрию, но, увы, оказались выброшенными на свалку истории. Вспомним самые любопытные.

ЗИС-485 «БАВ»

Государственный комитет обороны в 40-х годах поручил Министерству автотракторной промышленности построить грузопассажирскую амфибию с незамысловатым названием БАВ – Большой Автомобиль Водоплавающий. По аналогии с американской GMC DUKW-353, больше известной как «Утка», транспортное средство обзавелось трехосной базой, заимствованной у грузовика ЗиС-151. Над моделью трудился  Виталиий Грачев, главный конструктор Днепропетровского автозавода. Множество узлов и агрегатов земноводному «чуду техники» досталось от бронетранспортера БТР-152. И спустя восемь лет кропотливой работы ДАЗ выпустил первые опытные образцы, прошедшие ряд успешных испытаний на Днепре. Машина могла одновременно перевозить 25 человек и до 25 тонн груза – вплоть до артиллерийских орудий. За океаном новинку отметили, как одну из лучших разработок в мире. Но спустя 12 лет производственного цикла по требованию Лаврентия Берия сборку остановили, переориентировав мощности предприятия для строительства ракетоносителя ядерных боеголовок Р-1.

ГАЗ-46 «МАВ»

Не сложно догадаться, что аббревиатура расшифровывается, как Малый Автомобиль Водоплавающий. Выпуском лодки, ползающей по земле, занялись специалисты Горьковского автозавода в 1953 году. Средство передвижения предназначалось для обеспечения действий подразделений разведки, в частности, высадки с кораблей, преодоления широких водных преград и организации десантных переправ. На борту могли уместиться 5 человек и до 500 килограммов полезного груза. Позже МАВ, оснащенный гребным винтом (подвеска и трансмиссия – от ГАЗ-69), стали использовать для проведения научно-инженерных работ на воде. Ближе к 60-м, с отмашки советских властей, амфибию сняли не только с вооружения, но и с конвейера. А оставшиеся в обиходе экземпляры превратились в вездеходы для перевозки начальства, которое помимо рабочих нужд использовало их также в поездках на рыбалку и охоту.

НАМИ-055В

Идея создания легкой армейской амфибии была содрана с американского Ford GPA, только в отличие от «янки» машина имела складные подводные крылья, позволяющие ей парить над водой, словно на воздушной подушке, со скоростью 60 км/ч. Что примечательно, конструкцию откидных крыльев на тот момент не применял еще никто из автопроизводителей. Еще бы – ведь над транспортным средством наряду с инженерами автомоторного института трудился сам руководитель конструкторского бюро судостроительной техники Ростислав Алексеев, спустивший на воду знаменитые «Ракеты» и «Метеоры». В 1958 году свет увидел первый товарный образец водоплавающего вездехода с кодовым обозначением 055В, имевшего полный привод, силовой агрегат от 410-го «Москвича» и гребной винт, разместившийся под кормой. Однако невзирая на солидную техническую начинку и завидные «водные» способности, проходимость машины на суше оказалась предельно слабой. В итоге от ее модернизации отказались.

348522

ЛУАЗ-967

Самая компактная советская амфибия была выпущена в 1971 году по заказу ВДВ для обеспечения подвоза военно-технического оборудования и боеприпасов по воде, а также буксировки, установки отдельных точек вооружения и эвакуации раненых. Кстати, без преувеличения успешная машина в последствие стала основой для знаменитого ЛуАЗ-969 «Волынь». А уцелевшие образцы после завершения производства в 1989 году еще несколько лет служили «техничками» во время проведения военных учений и использовались службами аэропортов. Луцкий автомобильный завод выпустил две модификации водоплавающего «проходимца» – с 27-сильным мотором и более мощным двигателем о 37 «лошадях», знакомым нам по легендарным «Запорожцам». Жаль, но дорабатывать модель Правительство сочло нецелесообразным, переключившись на развитие современной автопромышленности, которую, к слову, мы не увидели до сих пор.

ВАЗ-2122 «РЕКА»

А как вам первая и единственная амфибия Волжского автозавода? Не слышали? А между тем по заказу Министерства обороны СССР в середине 70-х над таким аппаратом работал лично главный вазовский конструктор Георгий Мирзоев. Он решил отказаться от привычных гребных винтов и явить военным чудо в виде машины, передвигающейся по воде за счет вращения колес! «Река», построенная на базе «Нивы» и оснащенная сначала 1,6-литровым мотором, а потом – для снижения нагрузки на трансмиссию – движком объемом 1,3 литра, преодолевала водоемы с мизерной скоростью 5 км/ч, в то время как по земле ускорялась до 110 км/ч. Зато модель могла похвастать кузовом с открытым бортом, двумя съемными дверями и плоским откидным лобовым стеклом. За 11 лет стараний на предприятии изготовили 27 опытных образцов ВАЗ-2122 в различных модификациях. Но министр обороны Дмитрий Устинов «обрадовал» генерального директора завода, что ввиду отсутствия финансовых возможностей, будущего не доведенной до ума машине не видать, как ему своих собственных ушей.

  • Фан зона
  • Староход

Самые неадекватные объявления по продаже старых LADA

184008

  • Фан зона
  • Староход

Самые неадекватные объявления по продаже старых LADA

184008

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:

  • Telegram
  • Яндекс.Дзен

АВТОВАЗ, автозаводы, история модели, ретромобили, история

Машины-амфибии, разработанные в СССР для нужд армии и народного хозяйства

Zefirka > Авто/Мото > Машины-амфибии, разработанные в СССР для нужд армии и народного хозяйства

В XX веке автомобильную промышленность всех ведущих государств заразила лихорадка по разработке и производству машин-амфибий. Пытались создавать плавающую технику как для гражданского, так и для военного сегмента многие. Получалось хоть что-то дельное у единиц. Советская история разработки амфибий крайне противоречивая, но при этом и крайне насыщенная на интересные образцы.

1.

Понтонно-мостовая машина ПММ

Известна машина так же, как Паромная амфибия ПММ «Волна». Серийно установка производилась с 1974 по 1985 год, а используется в армии по сей день. Создавалась как замена устаревшей на момент 1970-х годов ПММ «Челнок», которая также имела несколько чисто конструктивных проблем вроде отсутствия жесткой конструкции (машина была сделана из стеклопластика). Для передвижения по воде «Волна» использует два винта. Сбрасывающиеся с палубы амфибии понтоны позволяют создать импровизированный паром с полезной нагрузкой до 42 тонн. При помощи «Волны» также можно наводить 50-тонные переправы общей длиной до 260 метров.

2.

НАМИ-0281

В 1989 году после почти 30-летнего перерыва Научно-исследовательский автомоторный институт вновь взялся за тему разработки низкопрофильных армейских автомобилей-амфибий для доставки вооружений и личного состава, а также для эвакуации раненых. В итоге получилась плавающая 1.5-тонна машина способна разгоняться до 125 км/ч на шоссе, которая внешне скорее походила на небольшой прогулочный катер, чем на десантную машину. Особенно, когда оказывалась на воде.

3.

Урал-375П

Если про автомобили-амфибии, вездеходы-амфибии и машины-паромы большинство людей хотя бы слышало, то вот плавающий грузовик для большинства наверняка станет откровением! Именно такой машиной является советский Урал-375П. Разработан плавающий прототип был в 1975 году в рамках специальной научно-конструкторской работы по приданию армейским грузовикам плавучести. Для этого 375-ый оборудовали не только подводными винтами, но и герметичным кузовом. В кабине также появился специальный люк для увеличения обзора и повышения безопасности водителя.

4.

УАЗ-3907 «Ягуар»

В 1983 году на свет появился еще один экспериментальный водоплавающий автомобиль на базе внедорожника УАЗ. Предполагалось, что «Ягуар» сможет доставлять по воде грузы до 600 кг, а также вывозить при необходимости раненных на носилках. Нижняя часть «Ягуара» полностью герметична. В движение 3907-ой приводился 77-сильным мотором, который приводил в движение пару гребных винтов, а также лебедку, которую можно было принять в случае застревания.

5.

ВАЗ-2122 «Река»

В 1976 году был создан автомобиль-амфибия «Река» на базе гражданской модель ВАЗ-2121. В Министерство обороны Советского Союза резонно предположили, что из «Нивы» выйдет отличный разведывательный автомобиль. Интересно, что во время разработки 2122-го по документам машина проходила как амфибия для рыбаков и охотников… Проект был бы воплощен в жизнь. Более того, на заводе успели произвести первые 10 амфибий «Река». Однако, крест на проекте поставил развал страны.

6.

ЗИЛ «Дельфин»

«Дельфин» является, пожалуй, самой известной советской машиной-амфибией. Первоначально машина способна двигаться по воде на скорости в 16 км/ч создавалась для нужд вооруженных сил страны. Однако, в последствии использовалась главным образом для спасения космонавтов.

Строго говоря, ожидала момента, когда для этого понадобится.

Источник: https://novate.ru/blogs/160822/63885/

Авто/Мото 29 августа, 2022 548 просмотров

советских конструкций амфибий

ПТС-М 1-го понтонного батальона Сербской речной флотилии заходит в реку. Srđan Popović CC BY-SA 3.0

В истории Советы много раз пытались создать машину-амфибию. Некоторые из этих попыток были более успешными, чем другие.

ГАЗ-46 МАВ был ранней попыткой разработать такой автомобиль. Во время Второй мировой войны Ford производил автомобиль-амфибию, известный как GPA. Он был медленным на суше и неэффективным на воде, поэтому американские войска не хотели их использовать. Большая часть ГПД была отправлена ​​в Россию по программе ленд-лиза. Затем Советы получили лицензию от Ford на собственное производство GPA.

Когда война закончилась, Советский Союз разработал ГАЗ-46 на основе конструкции Ford GPA.

Он был немного больше, чтобы сделать его более плавучим в воде, но имел ту же базовую компоновку и дизайн, что и оригинальная модель Ford. Многие страны Восточного блока использовали машину для пересечения озер и рек, а также для ведения разведки на реках.

ГАЗ 46 в Auto & Technik Museum Зинсхайм, Германия. Автор AlfvanBeem CC0

«МАВ» — это русская аббревиатура, которая переводится как «небольшое плавучее транспортное средство». Было решено, что для преодоления ограничений MAV в 5 человек и относительно небольшого количества груза необходима более крупная амфибия. Так был разработан «БАВ», или «большой плавучий корабль».

ЗиС-485 был похож на ДУКВ, который использовался другими союзными войсками во Второй мировой войне и который в то время поставлялся в Советский Союз. Он вмещал до 28 человек или 2,5 тонны груза. Советы прекратили производство ЗиС-485 в 1960-х годах, но они продолжали использоваться в Восточном блоке и на Ближнем Востоке до 1980-х годов.

 

ЗИЛ-485 (БАВ) в Музее Великой Отечественной войны, г. Киев. By Varga Attila CC BY-SA 3.0

В 1960-х годах в Советском Союзе была разработана оригинальная машина-амфибия, которая пришла на смену BAV. Известная как ПТС, это была транспортная машина среднего размера, которая стала образцом для будущих конструкций десантных машин, некоторые из которых до сих пор используются российской армией.

Представленный в 1965 году, PTS вмещал в два раза больше груза, чем BAV. В отличие от BAV, у которого было шесть колес, в нем использовались гусеницы. ПТС также имел возможность действовать в районах, зараженных радиацией или химическим оружием.

 

ПТС-М Сербской речной флотилии 1-го понтонного батальона. Автор Срджан Попович CC BY-SA 4.0

Нива — популярный кроссовер советских времен, который можно было использовать как по бездорожью, так и по городу. Минобороны заказало амфибийную версию для использования в военных целях. ВАЗ-Э был разработан в 1976, чтобы удовлетворить этот запрос, но на совершенствование системы охлаждения двигателя ушло еще десять лет.

21 ВАЗ-Э был выпущен до того, как перестройка привела к прекращению его разработки.

УАЗ-469 — Виталий В Кузьмин CC BY-SA 4.0

Советы также разработали автомобиль-амфибию для воздушно-десантных войск для эвакуации раненых и доставки боеприпасов. Автомобиль, получивший обозначение ЛуАЗ-967, можно было вести в полулежачем положении. Он был достаточно легким, чтобы его можно было перевозить самолетом, но мог перевозить только 880 фунтов груза. Этот автомобиль производился в СССР на протяжении 1960-х и 1970-х годов.

Łuaz 967.

 

В 1970-х годах УАЗ, советский автомобильный завод в Ульяновске, начал разработку автомобиля-амфибии для армии и пограничной службы. В начале 1980-х завершила разработку УАЗ 3907 «Ягуар».

 

УАЗ-3907 Ягуар – Вадим Кондратьев CC BY-SA 4.0

 

Прочтите еще одну историю от нас: Противотанковые ракетные машины – 22 факта о советской серии 2Р

К 1989 году УАЗ выпустил 14 автомобилей «Ягуар». Они могли нести 1763 фунта, двигаться со скоростью 62 мили в час, маневрировать в воде и даже выдерживать ударную волну ядерного взрыва. Дизайн был одобрен военными, но с распадом Советского Союза производство Jaguar было прекращено.

Новый российский автомобиль-амфибия выглядит как нечто из фильма о Джеймсе Бонде некоторые из предлагаемых новинок. И нет ничего более экзотичного, чем автомобиль-амфибия «Дрозд», который представит Балтийская машиностроительная компания и который, похоже, мог появиться в мастерской Q — вымышленного научно-исследовательского подразделения Джеймса Бонда.

В сопроводительном репортаже ТВ Звезда , официальной телесети Минобороны России, говорится, что в настоящее время проходит испытания прототип автомобиля-амфибии. Он цитирует главного конструктора машины Сергея Терещенкова, который также возглавляет Балтийскую машиностроительную компанию (или БМК) в Санкт-Петербурге, и описывает конструкцию как первую российскую полноприводную амфибийную «глиссирующую» машину в своем классе.

. Как глиссирующая конструкция, «Дрозд» должен иметь скорость, необходимую для достижения эффекта аквапланирования, частично отрываясь от поверхности воды, как это делает быстроходный катер.

Дрозд (имеется в виду дрозд, певчая птица) «практически непотопляем», как смело заявляет ТВ Звезда , и, как сообщается, развивает максимальную скорость 43 мили в час на воде и до 62 миль в час на суше. , мощность его 260-сильного дизельного двигателя передается через трехступенчатую автоматическую коробку передач. «Высокий уровень проходимости позволяет использовать амфибию на дорогах общего пользования, бездорожье, а также в водах рек, озер и морей», — добавляется в сообщении. Его диапазон на суше заявлен как 497 миль, по воде сокращено до 186 миль.

Дрозд имеет общий вес 4409 фунтов и может нести полезную нагрузку до 3307 фунтов. Сообщается, что легкая конструкция амфибии достигается за счет использования композитных материалов, особенно углеродного волокна, которое используется для создания несущего композитного корпуса. За гидродинамику амфибии отвечала российская компания «Компан Морские Системы», производитель быстроходных судов для силовых структур, а также для спорта и отдыха.

BMK

На имеющихся фотографиях передние колеса автомобиля убраны в горизонтальное положение, что необычно для амфибии, но, как говорят, повышает мореходные качества в условиях до 3 баллов (высота волны 1,25 метра). Между тем, задние колеса приподняты над днищем корпуса на воде. Центральная система регулирования давления в шинах — обычная черта российских колесных военных машин — также включена, что, кажется, добавляет еще один уровень сложности. Передняя часть автомобиля несет запасное колесо и шину, а также лебедку для самостоятельного подъема.

Хотя на прилагаемых изображениях показана полностью черная окраска в гражданском стиле — предположительно, это прототип — серийная амфибия явно предназначена для использования в военных целях и будет предлагаться с вариантами вооружения, включая пулеметы и различные «боевые модули», в том числе множественные -пусковые ракетные комплексы. При этом представляется вероятным, что БМК также предвидит ограниченный гражданский рынок для автомобиля-амфи, как в России, так и в других странах.

EXROADmedia через Wikimedia

Другие военные особенности, как сообщается, включают корпус с неизвестными мерами противоминной защиты и возможность добавления легкой брони. «Амфибия способна приземляться на высокой скорости и продолжать движение на колесах», — добавляет ТВ Звезда , в котором предполагается, что он может быть особенно актуален для десантно-штурмовых операций, действующих в качестве передовой разведки или разведки. Время, необходимое для переключения с наземного режима на водный, составляет всего 12 секунд. Хотя неясно, как транспортное средство движется по воде, скорее всего, оно использует водомет.

В интервью Mil.Press Flot Терещенков говорит, что модульная конструкция «Дрозда» позволяет адаптировать его для использования в морской пехоте, флоте, десантных войсках и береговых войсках. Его задачи могут включать разведку и специальные операции, материально-техническое обеспечение и медицинское обслуживание. Конструктор также указывает на его полезность для инженерных войск, которые могли бы использовать его, например, для устройства понтонных переправ. Среди возможных гражданских операторов — спасательные и пожарные службы, а также правоохранительные органы.

«Кроме того, «Дрозд» может применяться в районах со сложными дорожными и климатическими условиями и обилием водных преград, в том числе арктических. Машина подготовлена ​​для работы при температурах до -50 градусов по Цельсию [-58 градусов по Фаренгейту]», — добавляет Терещенков.

В беседе с Mil.Press Flot генерал-полковник Владислав Полонский, ранее отвечавший за бронетехнику в Министерстве обороны России, сказал, что считает «Дрозд» особенно актуальным для российской морской пехоты — в целом эквивалентной корпусу морской пехоты США. Он пояснил, что пока их БТР-90, БМД-3 и БМП-3 отличаются высоким уровнем сложности, им всем мешает низкая скорость на воде, составляющая в среднем около 6-7 миль в час.

В статье на сайте Мил.Пресс Флот Терешенков поясняет, что толчком к проектированию автомобиля-амфимобиля послужила «ликвидация отставания России в области скоростных глиссирующих амфибий», заявил главный конструктор отметив, что Советский Союз создал подобную машину еще в 1980-х годах, когда изобретатель Дмитрий Кудрячков создал глиссирующую амфибию «Тритон». Его не следует путать с более поздним BORTS Triton, легким транспортным средством, которое одновременно является амфибией и способно летать с использованием установленного сзади толкающего винта и съемного гибкого крыла.

Ряд других советских или российских амфибийных разработок остался недостроенным. До этого Советский Союз представил ГАЗ-46 МАВ еще в начале 1950-х годов, это была амфибийная версия вездесущего джипа ГАЗ-69 с винтовым двигателем, но ему не хватало способности к глиссированию.

Джип-амфибия ГАЗ-46 МАВ, хранящийся в музее., WIKIMEDIA COMMONS

С начала 20-го века в разных странах мира также было разработано множество автомобилей-амфибий и грузовиков. Сюда входят знаменитые американские грузовики-амфибии DUKW, более известные как Ducks, которые какое-то время широко использовались во многих городах США для водных туров. Возраст этих транспортных средств, а также громкие аварии, в том числе случаи со значительным числом погибших, привели к тому, что в последние годы они в значительной степени были выведены из коммерческого использования.

Статья Mil.Press Flot конкретно указывает на недавние «похожие» разработки, предпринимаемые на Западе и в Китае, упоминая неуказанную работу, проведенную Lockheed Martin и General Dynamics в Соединенных Штатах, а также в исследовательском центре Китая. Институт транспортных средств и Gibbs Amhibians в Соединенном Королевстве. Gibbs предлагает полный спектр транспортных средств-амфибий, от мотоциклов и квадроциклов до более крупных автомобилей и грузовиков, в первую очередь предназначенных для гражданских, коммерческих и аварийно-спасательных служб.

«В каждой стране создано несколько таких машин, некоторые из них уже выпускаются серийно», — добавляет он. Тем не менее, в нем отмечается, что ни один из зарубежных проектов не имеет «настоящего» полного привода с межколесными дифференциалами, обеспечивающими прямую подачу мощности на все колеса.

Дрозд, без сомнения, представляет собой интригующую конструкцию, не имеющую реального аналога на вооружении других вооруженных сил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *