Автомобиль, как транспортное средство, играет значительную роль в экономии времени и повышении производительности труда. Состояние автомобильного рынка косвенно характеризует социально-экономическое развитие страны.
По состоянию на 1 января 2023 года в Казахстане зарегистрировано около 3,9 млн легковых автомобилей . За последние 20 лет количество автомобилей выросло почти в 3 раза. Кроме того, в стране много автомобилей с иностранными номерами. Основную часть из них водят граждане Казахстана.
Мы проанализировали автомобильный рынок, в том числе выяснив причины иностранной регистрации автомобилей. С конца января по 1 июля 2023 года проводится легализация иномарок, ввезенных в Казахстан до 1 сентября 2022 года.
Большинство зарегистрированных автомобилей были произведены более 10 лет назад, на их долю приходится более 70% легковых автомобилей . Вторую по величине категорию составляют автомобили старше 7, но не более 10 лет. Это связано с тем, что данная категория пополняется в основном за счет импорта и производства.
Как формировался автомобильный рынок Казахстана?
Пополнение нашего авторынка происходит за счет импорта и производства как и во всем мире. Мы рассмотрели эти две составляющие в ретроспективе с 2005 года.
Производство автомобилей в Казахстане имело незначительный объем в пределах 2-3 тыс. автомобилей в год до 2010 года – рынок пополнялся в основном за счет импорта. На пике 2006 и 2007 годов импорт составлял около 400 тыс. автомобилей в год , в основном это были подержанные автомобили «старше 10 лет» из Германии и Японии.
Из-за запрета на ввоз в страну праворульных автомобилей объем рыночных поступлений уменьшился в 2008 году . Однако предложение быстро перестроилось, и в Казахстан стали поступать подержанные 5-7-летние автомобили из США.
Пополнение категории «10 лет и старше» за счет импорта прекратилось после вступления Казахстана в Таможенный союз в 2010 году . А ввозить такие автомобили из-за значительного повышения таможенных пошлин и ужесточения других технических регламентов становится невыгодно. С этого периода пополнение рынка автомобилей «старше 10 лет» на рынке Казахстана стало возможным в основном за счет естественного старения уже имеющихся в стране автомобилей.
Можно выделить ситуацию 2014-2015 , когда из-за нарушения долгосрочного паритета тенге/рубль (с 5,5 тенге за рубль до 2,3) большое количество автомобилей, как новых, так и подержанных, было импортируется из России по относительно низкой цене. Официальные автосалоны в этот период также ввозили автомобили из России и продавали их несколько лет спустя. В связи с этим объем официальных продаж превысил фактические объемы импорта и выпуска автомобилей в последующие годы.
Ввоз в страну автомобилей старше 3 лет стал очень дорогим после введения в 2016 году платы за первичную регистрацию и утилизацию . И с тех пор автомобильный рынок Казахстана заполняется в основном за счет отечественного производства или импорта новых автомобилей.
Как продажи реагируют на цены?
Очевидно, что одним из важных критериев продаж на рынке по-прежнему являются розничные цены. Так, 2006-2007 годы охарактеризованы как рекордно высокие объемы пополнения автомобильного рынка страны — около 400 тыс. автомобилей в год при средней цене $3-5 тыс. (это 1,3-2,2 млн тенге по текущему курсу) . Это соответствует текущему спросу на автомобили категории «10 лет и старше».
Тогда при цене автомобиля 15-20 тыс. долларов США (по текущему курсу 6,7-8,9 млн тенге) спрос снижается почти в 2 раза и составляет около 150-200 тыс. шт. в год .
В 2016 г. пополнение внутреннего рынка значительно сократилось при росте цен – импорт и производство составили 79 тыс. автомобилей в год (значительно ниже среднего уровня). При этом цена импорта и стоимость автомобилей, произведенных в Республике Казахстан, практически сравнялись: около 7,5-9,5 млн тенге (16-20 тыс. долларов США).
Как дела на вторичном рынке?
Низкие объемы продаж новых автомобилей в Казахстане и высокие цены на них не обеспечивают потребности всех категорий граждан на вторичном рынке в необходимом количестве. В связи с этим более 60% сделок купли-продажи совершаются с подержанными автомобилями, а с момента их выпуска прошло более 10 лет. На рынке наблюдается дефицит качественных и недорогих автомобилей, так как этот сегмент перестал регулярно пополняться импортом с 2016 г.
На сайте с объявлениями было выставлено на продажу около 170 тысяч автомобилей, 65% из них были старше 10 лет.
Также отметим, что 20% всех выставленных на продажу автомобилей являются бондовыми, а значит с регистрационными номерами других стран, в основном стран ЕЭС. Причем основная их часть приходится на автомобили старше 10 лет. Простая статистическая экстраполяция этих данных показывает, что таких автомобилей в Казахстане около 500 тысяч. Примерно на столько же уменьшилось количество зарегистрированных автомобилей в категории «10 лет и старше» с 2014 по 2021 год9. 0003
Наибольшее количество бондовых автомобилей на вторичном рынке Toyota и Lada . Они составляют 24% и 54% соответственно среди автомобилей 1980-2010 годов выпуска. Это означает, что почти половина из автомобилей Lada имеет иностранную регистрацию.
Перспективы вторичного рынка
Малолитражные автомобили (класса В и С по европейской классификации) уже несколько лет реализуются в основном через официальные каналы продаж. Следовательно, рынок подержанных автомобилей будет в основном состоять из малолитражных автомобилей в возрасте 10 и более лет и разнородных автомобилей в возрасте более 30 лет спустя короткое время.
Интересные моменты:
Списание
Как мы отмечали ранее, отечественный автомобильный рынок до 2010 года стабильно пополнялся в основном старыми автомобилями, количество зарегистрированных автомобилей ежегодно снижалось из-за их износа и несмотря на ежегодное пополнение новыми автомобилями. Это объясняет, что вывод из эксплуатации происходит быстрее, чем покупка новых автомобилей. Так, с 2014 по 2021 год автомобили уменьшились на 200 тысяч единиц, при этом за тот же период на рынок вышло около 800 тысяч автомобилей.
При этом количество зарегистрированных автомобилей в 2022 году составило 3,96 млн автомобилей, что практически равно пиковому значению 2014 года в 4,0 млн автомобилей. Однако пополнение общего автомобильного рынка Казахстана по всем возрастным категориям остается отрицательным. Таким образом, списание вагона еще опережает его пополнение.
Основная часть списания приходится на автомобили старше 10 лет. Эта категория уменьшилась на 500 тысяч единиц с 2014 по 2021 год.
Рынок через 10 лет
Таким образом, исходя из проведенного анализа и сохранения выявленных нами тенденций, рынок через 10 лет будет выглядеть так (см. инфографику ниже).
>Первые полицейские автомобили появились в США — в 1899 году электромобиль, изготовленный в единственном экземпляре, поступил на службу стражам правопорядка. Впоследствии почти все области страны получили свои автомобили, которыми были Ford T.9.0003
Читать далее
>Исходя из особенностей российских дорог, все больше и больше наших граждан находятся в активном поиске действительно неубиваемых автомобилей для повседневного передвижения по своим делам или развлечениям. Каждый из автомобилистов хочет провести как можно меньше времени
Читать далее
>Спрос на электромобили постепенно увеличивается, поэтому на мировых рынках появляется все больше новых машин с электроприводом. Во многом это можно объяснить постоянным ростом цен на топливо. А так как электричество еще
Читать далее
Транспортное средство уже давно не роскошь, а средство передвижения, поэтому многие люди стремятся купить машину для себя. На данный момент производители предлагают достаточно широкий ассортимент, позволяющий приобрести новые автомобили до 500 тысяч рублей. Однако
Читать далее
Наш климат по праву можно назвать беспристрастным судьей, который оставляет на стороне машины со слабыми характеристиками. Если летом в список препятствий значатся только неровности на дорогах, то зимой к
добавляются гололед, низкая температура и сильный снегопад Читать далее
>Не только спортивные и гоночные автомобили предназначены для установления новых рекордов скорости. Существует целая плеяда гонщиков и профессионалов, которые пытаются установить собственные недосягаемые рекорды скорости на грузовиках. Сделать действительно быстрый грузовик невероятно сложно.
Читать далее
>400 000 рублей мало для нового автомобиля, отвечающего всем требованиям и пожеланиям современного автолюбителя? Готов поспорить. За эти деньги можно купить машину из салона, за рулем которой ранее никто не сидел (и не
Читать далее
>Каждый уважающий себя водитель грамотно выбирает себе автомобиль, исходя из предпочтений и целей.