Никто не верил в их успех в 68-м и 70-м. У конкурентов были целые штаты механиков и вертолеты, а у них — только две «технички» с запчастями. Они спали в машинах, сбивали кенгуру, спасались от мафии, чуть не погибли, но в итоге финишировали на подиуме.
Тяжелейшие международные марафоны «Лондон — Сидней» и «Лондон — Мехико» 1968 г. и 1970 г. современники назвали «Ралли века». Команды советских «Москвичей» были в числе немногих успешно дошедших до финиша. Составляющей успеха были не только сами автомобили — героизм пилотов, штурманов и механиков отмечали даже соперники.
В нашей прошлой публикации, также посвященной тем легендарным «Москвичам»,
Выставить свои экипажи в двух на самом деле выдающихся ралли-марафонах Советскому Союзу помог случай. Один из руководителей советской внешнеторговой организации «Автоэкспорт», совершенствуя свой английский, читал за чаем британскую прессу и наткнулся на анонс первого ралли-рейда. Времени до конца регистрации оставалось немного, и чиновник немедля позвонил в Министерство автомобильной промышленности. «Добро» на государственном уровне было получено сразу. Генсек Леонид Ильич, как известно, сам был не чужд любви к автомобилям.
До начала соревнований никто из именитых людей мирового автоспорта и организаторов гонки «Москвичи» всерьез не воспринимал. Когда перед стартом марафона в Лондоне проходил светский раут и всех участников попросили выбрать три потенциальные команды-лидера, лишь польский гонщик Собеслав Засада точно подметил, что советские машины еще себя покажут.
Для команд-участниц и в первом, и втором марафонах на заводе готовили по запасному автомобилю. Как оказалось, отнюдь не на случай серьезной поломки в последний момент одной из зачетной машин. Ввиду надежности «боевых» автомобилей, главная роль запасного образца сводилась к позированию для фирменных фотоальбомов и буклетов. Собственно говоря, и прошедшие весь нелегкий путь рейда экземпляры «Москвичей» тоже сохранили свой товарный вид.
Длинный путь обоих ралли-рейдов приносил нашим гонщикам приятные сюрпризы и не очень. Так, еще двигаясь по автобанам и проселкам Европы, пилоты «Москвичей» начали замечать за собой хвосты из других «боевых» автомобилей — пелотоны по 2-3, а иногда и 5-7 машин, не торопящихся обгонять «русских». Сначала пытались найти у себя какую-то неисправность, потом внимательно смотрели на ограничения скорости, не нарушаются ли ПДД. Но разгадка оказалась достаточно простой: наши штурманы были лучшими среди всех участников гонки и никогда не блуждали по узким улицам старых европейских городков.
В первом марафоне, когда маршрут проходил через Италию, все гоночные авто лишились своих номеров на боковинах кузова. С чем это связано? Дело в том, что итальянцы, как известно, народ эмоциональный, и они, видя на своих улицах соревнующиеся экипажи, не упускали возможность потягаться на своих «Альфах» и «Фиатах» с марафонскими «Мерсами» и «БМВ». Пилоты заводской команды Ford вспоминали, что когда их остановили полицейские за превышение скорости, то согласились отпустить лишь после импровизированного стритрейсерского заезда. Надо сказать, что патрульная Alfa Romeo проиграла раллийному Ford Escort, хотя перед заездом карабинеры убеждали гонщиков в обратном.
Ford Escort MK1
В бразильском Сан-Паулу неприятная история с хорошим концом приключилась с одним из наших экипажей. На какой-то из улиц города две машины вдруг блокировали «Москвич». Два человека, вооруженных автоматическим оружием, попытались вломиться в салон 412-го. Один из членов экипажа, проходивший срочную службу в советских ВДВ, дал отпор, крепко ударив нападавшего, затем успел закрыть окно и дверь на замок. Вокруг машины собралась толпа, пытавшаяся ее перевернуть. Но один молодой человек на ломаном английском поинтересовался национальностью гонщиков. Узнав, что команда советская и Гагарин в самом деле советский космонавт, нападавшие сняли осаду, и «Москвич» продолжил гонку. Позднее выяснилось, что один из английских экипажей, незадолго до того промчавшийся по этой улице, чуть не сбил мальчика. Его отец и пытался напасть на автомобиль — горячие бразильцы решили отомстить тем, кто попался под их горячую руку.
На австралийском этапе первого пробега гонщики одного из «Москвичей» не поставили на передок защиту от кенгуру — хотели сэкономить в весе, не перегружая передок. По иронии судьбы именно экипаж этого автомобиля оказался единственным из нашей команды, кто сбил взрослого кенгуру. Большое животное помяло облицовку передка, оказалась разбитой фара, а главное — пробило радиатор. На ремонт потратили более получаса.
В гонке 1970 года советская команда из-за азарта борьбы даже потеряла одну машину. Несмотря на то что внутренняя конкуренция в команде жестко пресекалась, полностью ее побороть не удалось. Во время смены водителя мимо «Москвича» под номером 21 промчался другой наш экипаж. Пилот кинулся догонять коллег по команде и в горячке, прыгнув за руль, не пристегнулся ремнем. Как на грех, сразу после этого на одном из крутых виражей гонщик не справился с управлением и отправил «Москвич» под откос. Машина пошла кубарем, при перевороте водитель вылетел через дверь и сломал семь ребер.
Экипаж следовавшей в конце пелотона нашей «технички» увидел на обочине горной дороги местных ребятишек, играющих табличкой со стартовым номером 21, и почуял неладное. «Дознание» привело к месту аварии, и соотечественники пришли на помощь пострадавшим.
Правда, судьи все-таки сняли 21-й номер с соревнований, но не по техническим причинам, а из-за потери члена экипажа, оставшегося в больнице. Дальше остальным экипажам «Москвичей» пришлось ехать гораздо медленнее, перестраховываясь, чтобы наверняка довести до финиша оставшиеся три зачетные машины — именно столько требовалось, чтобы зафиксировать в Мехико финиш «Москвичей» в командном зачете.
Можно смело сказать, что советская команда добилась высоких результатов вопреки скромной поддержке и экономному финансированию. Заводские команды Ford, Peugeot, Citroen, British Leyland и прочие обладали десятками «техничек» и даже вертолетами поддержки, а команды механиков встречали «своих» на каждом бивуаке.
Наши же «боевые» седаны могли ждать помощь только от двух «техничек» — по окна загруженных запчастями универсалов «Москвич-427», вес которых без людей составлял около 2 500 кг. Кстати, о людях: не зря в экипаж марафонских «четыреста двенадцатых» входило по три человека вместо привычных для европейцев двух, потому что наши гонщики одновременно являлись и механиками.
И зачастую по ночам, вместо отдыха, они обслуживали и ремонтировали потрепанные за день «Москвичи». Отсыпались потом прямо на трассе, покрепче пристегнувшись к сиденью своей несущейся по спецучастку машины. Да и то высыпались далеко не всегда, ведь самые нешуточные ремонты на маршруте экипажи часто успевали закончить своими силами еще до того, как прибывала помощь «технички». Запасные узлы и детали везли прямо в багажниках «боевых» машин.
Значительную часть маршрутов обоих марафонов составляли провинциальные дороги без какого-либо покрытия, горные серпантины, каменистые тропы. По воспоминаниям участников, были этапы, когда наши «четыреста двенадцатые» целый день двигались не выше чем на второй передаче. С другой стороны, на некоторых спецучастках, в том числе и в горах, средняя скорость «Москвичей» составляла 100, а то и 120 км/ч! Даже при сегодняшнем уровне техники и навигации трудно представить себе, как можно вести перегруженную легковушку (не джип, не кроссовер!) по пересеченной местности в таких условиях.
О сложности трассы, качестве нашей техники и машин соперников говорит, к примеру, интересная статистика второго марафона. Из 12 авто марки Peugeot к финишу добрался только 1, из 9 «Фордов» черно-белый клетчатый флаг увидели экипажи всего 4 машин, заводская команда Citroen у финиша встречала один свой автомобиль (стартовало 6), из 6 британских Triumph в конечный пункт марафона доехали 2. «Москвичей» же стартовало 5, а финишировало 3, как ни крути — лучшая статистика в гонке!
А авто таких марок, как Porsche, Mercedes, BMW, Hillman вообще не пересекли финишную отметку. И если бы нашим парням такую техподдержку, какая была у вышеупомянутых команд маститых марок, они наверняка дошли бы до Мехико без потерь, заняв в командном зачете не третье, а более высокое место. Но такой результат «Автоэкспорту» и советскому автопрому не очень-то был и нужен: производственных мощностей АЗЛК и без того едва хватало для удовлетворения спроса, а 60% выпущенных «Москвичей» уходило на экспорт…
Но не будем предаваться ностальгии, и сегодня у нас есть серьезный повод для гордости. Мало кто сделал для защиты спортивной чести Отечества столько, сколько наши спортсмены на грузовиках в ралли-рейдах «Дакар» и Africa Eco Race. Будем надеяться, что поводов для автомобильной гордости у нас будет становиться все больше и больше.
Идея организации международного ралли-рейда по маршруту «Лондон — Сидней» пришла некоему владельцу британской газеты Daily Express. Бизнесмену и журналисту хотелось создать яркий информационный повод для издания и привлечь инвестиции в «застывшую» английскую послевоенную экономику. Кроме того, по мнению организаторов, большие шансы на победу имели автомобили именно британских марок, что могло бы увеличить их продажи на зарубежных рынках.
1 / 12
2 / 12
3 / 12
4 / 12
5 / 12
6 / 12
7 / 12
8 / 12
9 / 12
10 / 12
11 / 12
12 / 12
Фирменный буклет «Автоэкспорт СССР», посвященный ралли
Проведение второго марафона в 1970 году инициировали издатели британского таблоида The Daily Mirror, увидев определенный символизм. Все дело в том, что в 1966 году сборная Англии по футболу выиграла Чемпионат мира у себя дома. Следующим хозяином мундиаля являлась Мексика, поэтому было решено соединить трансконтинентальным пробегом стадионы «Уэмбли» (Лондон) и «Ацтека» (Мехико). В багажнике одного из гоночных автомобилей даже находился фрагмент лондонского газона, который посадили на стадионе по прибытии в столицу Мексики.
<a href=»http://polldaddy.com/poll/8598615/»>Смогли бы советские гонщики победить?</a>
история
Статьи / История Чисто английское самоубийство: как появился и почему исчез спорткар Jensen-Healey История знает немало примеров того, как автомобильная марка, родившись в одной стране, затем становится достоянием другой. В наши годы такие истории становятся особенно актуальны. Но такое с… 220 0 0 29.04.2023
Статьи / Гаджеты Комбо-устройства с патч-антеннами: так хорошо это или плохо? Что мы выяснили, покатавшись неделю с тремя устройствами? Еще недавно все комбо-устройства имели формат здоровенного «утюга», но сегодня их вытеснили гаджеты в формате «смартфона» – плоские,. .. 265 0 1 28.04.2023
Статьи / Практика Трубки, шланги и необычные ключи: что и почему ломается в тормозной магистрали Основная проблема тормозной магистрали заключается в том, что она не радует большим разнообразием поломок: магистраль может только протекать, причём часто она это делает неожиданно быстро. Я… 310 0 1 28.04.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв 30 лет рабства: тест-драйв ГАЗ-53 Точнее было бы написать «тест-драйв ГАЗ-САЗ-3507 на шасси ГАЗ-53-14», но это слишком сложно. А вот просто ГАЗ-53 узнает каждый, кто успел выпить стакан газировки за одну копейку (с сиропом… 10082 9 878 09.12.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 9044 8 9 07.04.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв Пятаки на снегу: первый тест-драйв Москвич 3 Про автомобили с эмблемой московского завода «Москвич» сейчас говорят много и не всегда – хорошо. Что уж там, всем ведь понятно, что в этом «россиянине с раскосыми и жадными глазами» из росс… 6630 17 2 23.12.2022
Под занавес минувшей недели в музее Гаража особого назначения на ВДНХ состоялись торжественные проводы российских экипажей на 24-е историческое ралли «Монте-Карло». И хотя прежде наши ребята неоднократно принимали участие в этом престижном и просто красивом соревновании, нынешнее событие рискует стать знаковым. Впервые с 1965 года на старт спецучастков выйдут автомобили «Москвич»: модель 408 поведут в бой сразу три экипажа.
Историческая справка: дебют «Москвича» на ралли «Монте-Карло» состоялся в 1964-м. Тогда во Францию отправили модель 403. Годом позже заводчане планировали стартовать на перспективном 408-м (на европейских рынках машину знали под именем Moskvitch Elite), однако не успели омологировать прототип: на гонку вновь отправился 403-й в экспортной версии, а модель 408 прошла дистанцию вне зачета. Впрочем, громких успехов не удалось добиться ни тогда, ни в 1965-м.
ГАЗ-21 «Волга» стартует в историческом ралли «Монте-Карло» уже в третий раз. Пока ее лучшим результатом остается 36 место в абсолюте и пятое – в классе автомобилей до 1964 года выпуска в 2020-м (экипаж Алексей Васильев/Константин Жильцов).
Идея проведения исторического ралли «Монте-Карло» родилась в 1996 году и принадлежит Автомобильному клубу Монако при поддержке князей Гримальди – потомственных адептов моторного спорта. При этом нынешняя гонка – лишь 24-я по счету. Небольшая математическая «нескладушка» объясняется различными форс-мажорами. Скажем, в прошлом году соревнование отменили из-за пресловутого коронавируса. Да и в 2022-м вероятность такого сценария сильно отличалась от нуля.
Alpine A110 на ралли «Монте-Карло», первая половина 1960-х годов.
Можно заявиться за рулем одного из автомобилей, принимавших участие в ралли «Монте-Карло» с 1955 по 1980 годы. Так что компанию «Москвичам» и «Волгам» составит немало эпохальных машин. Lancia Stratos, Renault 5 Turbo, Porsche 911, Lotus Elan, Jaguar E-Type и классический Mini Cooper – вот лишь малая часть автомобилей из заявочного листа. Всего же на старте ожидаются 267 экипажей. На финише, как правило, не досчитываются примерно четверти.
Помимо четырех экипажей, о которых сегодня рассказываем подробно, на Rallye Monte-Carlo Historique заявлено еще четыре машины под нашим флагом. Денис Мысачев и Владимир Панкевич помчат на третьем «Москвиче-408». Андрей Козлов и Андрей Цыганков заявили ВАЗ-2103 (Lada 1500). Илья Кашин и Борис Костырко поведут в бой Volkswagen Golf GTI 1977 года выпуска, а Андрей Пономарев и Марат Яруллин – красивейший Jaguar E-Type 4.2.
Его как такового и нет. А комиссары соревнования на удивление лояльны. Если вкратце: автомобиль должен быть полностью исправным и аутентичным (исключение – тормоза). Однако никто не станет вскрывать стандартный с виду блок, интересоваться «начинкой» заднего моста или изучать форму рычагов подвески. А еще можно экспериментировать с коробкой передач и ротацией навесного. К примеру, у наших «Москвичей» по два бензонасоса. И расположены они в самом холодном месте – в багажнике.
Разумеется, при подобном подходе и четвертьвековом историческом гандикапе (напомним, допускаются машины, выходившие на старт основного ралли «Монте-Карло» с 1955-го по 1980-й) разница между техникой будет внушительной. Однако нужно понимать: Monte-Carlo Historique – ралли третьей категории (Р3К). Гонка на точность и надежность, в которой средняя скорость на спецучастках редко переваливает за 55–60 км/ч. А эта задача под силу большинству машин-участниц.
В отличие от «Москвичей», частично выкрашенных в непонятный металлик, в случае с «Волгами» решили сохранить советскую ливрею. На фото слева – ГАЗ-21 на ралли «Монте-Карло» 1964 года.
Мероприятие, которое нам довелось посетить, организовано командами «АМК ФСО России» и Cupper, выставляющих на историческое ралли «Монте-Карло» 2022 четыре экипажа: две «Волги» ГАЗ-21 и два «Москвича-408». Продукцию горьковского завода поведут в бой Алексей Васильев (штурман – Константин Жильцов) и Максим Ягуткин (Татьяна Елисеева). АЗЛК возвращают во Францию Александр Никоненко (Сергей Мамыкин) и Владимир Мельников (Никита Гудков). Все они широко известные в узких кругах ребята.
Сергей Мамыкин (слева) – основатель группы компаний Cupper, сядет в штурманское кресло одного из «Москвичей» и будет «направлять» Александра Никоненко – многократного чемпиона страны по ралли. Второй экипаж на 408-м представят Владимир Мельников (второй справа) и Никита Гудков (справа) – одни из быстрейших автомобильных журналистов России.
Постройкой всех четырех автомобилей занимался упомянутый выше Алексей Васильев. Причем пафосный эпитет подразумевает вовсе не скучное финансирование, а реальную работу сварочным аппаратом, болгаркой и краскопультом – такой вот ловкий и умелый пилот. Несмотря на то, что второй из «Москвичей» Алексей «допиливал» непосредственно в ночь перед этой презентацией (и меньше чем за неделю до старта), все же нашел в себе силы рассказать немного о технической стороне вопроса.
Алексей Васильев (второй справа) – один из первых российских пилотов, заявивших о себе на международном уровне. Стартовал в чемпионате FIA GT, поднимался на подиум в Ле-Мане, отметился в европейском Ferrari Challenge. Рядом – Татьяна Елисеева.
Под капотом стоит уфимский УЗАМ-412 (на 408-е такой не ставили, но организаторов устраивает), расточенный до 2,2 литра. Это достаточно прочный алюминиевый блок, «переваривающий» кованые поршни и жесткие гильзы. Не без помощи пары горизонтальных карбюраторов отдачу мотора удалось довести до 185 сил и 250 Нм. А пару ему составила доработанная механическая коробка от… «единички» BMW. Плюс амортизаторы Koni, иная «начинка» заднего моста, самоблок с преднатягом и дисковые тормоза всех колес. Безопасность дороже аутентичности.
«Сердце» боевой двадцать-первой – 2,9-литровый УМЗ 421-й серии. Этакий мотор-долгожитель, разработанный еще в конце 1960-х и использующийся по сей день на «ГАЗелях». В отличие от москвичевского блока, его не точили. Но пара спортивных карбюраторов Weber и щепотка инженерного мастерства позволили довести отдачу до 195 сил и 280 «ньютонов». Коробка передач – пятиступенчатая механика от ГАЗ-31105. И задний мост от нее же. В 2020 и 2019 годах это ассорти показало себя отлично.
Современное штурманское оборудование, гоночные «ковши» и полноценный каркас безопасности – основные отметины современности. В остальном интерьеры боевых «Волги» и «Москвича» аутентичны.
24-е историческое ралли «Монте-Карло» стартует в четверг – 27 января – в городе Реймс и финиширует в ночь с 1 на 2 февраля (вторник и среда) на той самой набережной в Монако. Общая протяженность составит около 2800 км. Из них около 500 км придется на скоростные спецучастки, где пилотам и штурманам предстоит вывернуть наизнанку все свое мастерство. Будем болеть за ребят и надеяться: возвращающиеся в Альпы «Москвичи-408» не удумают страдать от технических неисправностей.
Вечером 24 февраля люди вышли протестовать против войны против Украины в 44 городах по всей России.
Были «одиночные пикетчики» — одинокий человек, держащий табличку, форма протеста, не требующая разрешения — и скопления многих сотен или тысяч людей, которые маршировали по центрам городов.
Ни одна из акций не была официально разрешена, и они были закрыты милицией и подразделениями национальной гвардии, которые задержали некоторых участников.
Пушкинская площадь
Игорь Генералов
Пушкинская площадь
Игорь Генералов
Пушкинская площадь
Игорь Генералов
У посольства Украины
Игорь Генералов
У посольства Украины
Игорь Генералов
В посольстве Украины
Игорь Генералов
У посольства Украины
Игорь Генералов
В посольстве Украины
Игорь Генералов
Страстной бульвар
Игорь Генералов
Рядом с Пушкинской площадью
Игорь Генералов
Страстной бульвар
Игорь Генералов
Страстной бульвар
Игорь Генералов
Страстной бульвар
Игорь Генералов
Страстной бульвар
Игорь Генералов
Страстной бульвар
Игорь Генералов
Рядом с Пушкинской площадью
Игорь Генералов
Страстной бульвар
Игорь Генералов
Страстной бульвар
Игорь Генералов
90 000 москвичей вышли на митинг за и против действий Кремля в Украине Демонстранты на митинге националистов держат транспарант с надписью «Севастополь — русский город!»».Поскольку в понедельник температура в Москве третий день подряд достигла рекордного уровня, сотни людей устремились на одну из центральных площадей города — но не для того, чтобы насладиться солнечным светом. Вместо этого они пришли, чтобы выразить противоречивые мнения относительно напряженной ситуации на Украине, где силы, которые, как считается, являются российскими, взяли под контроль Крым.
Два митинга, один в поддержку действий российских властей в Украине, а другой — антивоенная демонстрация, прошли подряд на Новопушкинской площади, где полиция поставила забор, чтобы предотвратить возможные потасовки между двумя группами демонстрантов.
Несколько сотен человек во главе с русскими националистами заняли площадь первыми, держа в руках российские флаги и антизападные транспаранты. Активисты, выступавшие со сцены, заявили, что восточные регионы Украины исторически были русскими и должны «вернуться домой».
«Мы требуем свободы для россиян, которые хотят присоединиться к России и не хотят быть под контролем группы олигархов и фашистов», — заявил лидер Партии действия Константин Бабкин, имея в виду действующую украинскую власть, которой Россия отказала признать законным.
Бабкин и другие активисты, выступавшие на митинге, высмеивали страны Запада за то, что они заявили, что предстоящий референдум в Крыму о присоединении к России будет незаконным, и заявили, что такие референдумы должны проводиться по всей Украине, поскольку это единственный «демократический способ для Украины избежать кровопролития». » Выступавшие, похоже, считали, что у Крыма не было другого выхода, кроме как присоединиться к России в ближайшем будущем.
Известный русский националист Эдуард Лимонов заявил, что Россия должна вернуть все свои территории, утраченные в результате распада СССР в 1991 году, в ответ на что люди стали кричать «слава России!»
Екатерина Кравцова / МТ
Мужчина на митинге в жилете с изображением президента Владимира Путина и надписью «Родина! Свобода!'»
Один из участников митинга, 25-летний Евгений Иванов, сказал, что пришел только для того, чтобы «увидеть лица» тех, кто поддерживает действия российских властей в Крыму.
«Я не верю сообщениям о нарушениях прав человека в Украине и о том, что нынешняя украинская власть была фашистской», — сказал он. Но добавил, что если крымчане проголосуют за присоединение к России, то он не будет против.
Люди, собравшиеся на антивоенном митинге, заявили, что, по их мнению, у жителей Крыма не было выбора и их заставляли голосовать за присоединение Крыма к России.
«Российские власти лгут [когда говорят], что крымчане хотят присоединиться к России — очевидно, это пропаганда», — сказала 56-летняя Елена Иваницкая.