Александр Ефимкин
23 апреля на площадке музея Гаража особого назначения состоялось открытие ретросезона автоклуба «Волга М-21». Мы отправились на ВДНХ, чтобы поближе познакомиться с реставраторами и их автомобилями. И ответить на вопрос: как чувствует себя классическая «Волга» на современных московских дорогах?
Стоит ли говорить, что автомобильные реставраторы – люди ностальгирующие и любящие круглые даты? Вот и открытие ретроклуба «волговодов» обязательно приурочено к юбилею, причем связанному либо непосредственно с ГАЗ-21, либо со страной, его создавшей.
В нынешнем году свою первую годовщину отмечает музей Гаража Особого Назначения, открытый в честь 100-летия транспортного подразделения ФСО. По этому случаю на территории музея была организована выставка машин первых лиц государства – от Delaunay-Belleville Николая II до современных «Аурусов».
Экспозицию музея ГОН составляют машины советских вождей на все случаи жизни. В хронологическом порядке (и в порядке убывания чопорности) слева направо: лимузин Rolls-Royce Silver Ghost Владимира Ленина, парадный фаэтон ЗИС-110Б (на нем успел поездить даже Никита Хрущев) и полноприводный ГАЗ-24-95, который Леонид Брежнев использовал на охоте
Представители «Волги М-21» рассказывают, что автоклуб задумывался ради сплочения единомышленников и любителей автомобилей ГАЗ. Реставраторы уверены, что регулярные собрания и участия в выставках (клуб собирается несколько раз в году) привлекают внимание молодого поколения к истории страны, учат заботиться о ее культурном наследии.
Очередное открытие ретросезона было посвящено автомобилям специального назначения. Свои скрупулезно отреставрированные машины «скорой», такси и милиции гости клуба припарковали прямо у главного здания музея ГОН. Именно припарковали: в клубе существует негласное правило, по которому каждой «Волге» положено добраться до выставки своим ходом. Некоторые участники ехали по полторы тысячи километров, но ни одному из 81 экипажа эвакуатор так и не пригодился. Хотя разные трудности вроде погасшего головного света на пути к ВДНХ, конечно, случались.
Интересные экземпляры можно перечислять долго. Как вам, например, две 21-х «Волги» лемановского пилота Алексея Васильева, построенные специально для участия в ралли «Монте-Карло»? Конечно, из родного у машины только кузов (под капотом установлен 3-литровый мотор УМЗ-4216 от «Газели», с помощью спортивного карбюратора Weber и других ухищрений с него удалось снять около 200 л. с., тормоза и рессоры также неродные: все-таки ралли!), но ведь и в 60-х инженеры заводской команды «Торпедо» не чурались радикальных переделок…
Еще один яркий экспонат – скорая помощь 1967 года на базе ГАЗ-22. Как рассказал ее владелец, восстановление заняло целых три года: редкие запчасти приходилось искать по всей стране, а что-то даже изготавливалось по чертежам. Зато теперь его «Волга» в точности соответствует санитарным машинам той эпохи – кремовый универсал вызывал у зрителей живой интерес
Нельзя не упомянуть и машины скорой помощи на базе латвийского РАФ-977, трехрядное такси ГАЗ-24-02, милицейскую вазовскую «копейку» и многие другие объекты советского автонаследия
Моим гидом в этом импровизированном музее Горьковского автозавода стал Владимир Арефьев, автор ютуб-канала «Мастерская 21/21». К покупке «Волги» его подтолкнуло чувство светлой ностальгии по детству: когда-то «21-я» была в семье, но потом ее продали. Серый седан в хорошем состоянии (и за более-менее вменяемую сумму) нашелся в пригороде Арзамаса: как рассказывает реставратор, «поехал не раздумывая». Затраты на приведение ретро-автомобиля в заводской вид здесь приводить не будем. Скажем лишь, что ухоженная «Волга», как и в Советском Союзе, – признак небедного человека.
Ретроспецтехника – это не только автомобили
По словам Владимира, его машина соответствует оригиналу на 95%: не хватает мелочей вроде родного домкрата, запасного колеса, «кривого стартера» и бачка омывателя. Трудности возникли и с радиоприемником. Кнопки выбора волновых диапазонов в XXI веке выполняют сугубо декоративную функцию, поэтому в закромах передней панели спрятан USB-порт: на «флешке» записаны советские песни и даже новостные передачи той эпохи.
Напрасно полагать современных реставраторов «21-х» дотошными снобами. Рядом с безупречными «Волгами» можно встретить и подобные экспонаты: на литых дисках и с затонированными задними окнами. Эту бирюзовую «Волгу» не пощадило время, но ведь и используется машина по прямому назначению: ежедневно возит людей по их нуждам…
У Владимира ГАЗ-21 самой массовой, третьей серии, за внешний вид радиаторной решетки прозванной в народе «китовый ус». С поиском запчастей для таких машин дела обстоят несколько проще: из почти 640 тыс. выпущенных «21-х» около 470 тыс. пришлось на последнюю модернизацию. Но и привлечь внимание одноклубников и посетителей такой «Волгой» сложнее, поэтому в ход часто идут неродная яркая краска (в том числе двухцветная, которая для третьей серии почти не использовалась; на заводе применялась акриловая, из-за чего машины быстро тускнели) и упраздненная ввиду травмоопасности фигурка оленя на капоте. Наша «Волга» не такая: в родном сером цвете и без лишнего декора. А вынужденный новодел – по возможности незаметный.
Удержаться от соблазна поставить на капот своей «третьей» Волги неисторичного «оленя» под силу не каждому: красиво же!
Например, как быть с резиной? Не ездить же на истертой до корда родной! Выходов из ситуации несколько. Один из них – поставить высокопрофильные шины сербского бренда Tigar (сейчас компания входит в структуру «Мишлена», но все-таки бывшая Югославия!): такая стоит на нашей «21-й» и вполне подходит для повседневной езды. Гордую маркировку «Made in USSR» можно встретить только на покрышках откровенно коллекционных образцов: высокие боковины подвержены иссыханию и образованию боковых трещин.
В случае Владимира погоня за музейным состоянием заведомо обречена, ведь «21-я» используется в семье как машина выходного дня: бережный уход – само собой, но сдувать пылинки со своей «Волги» ее владелец считает излишним. Недавно, например, была поездка в Дубну (120 км от столицы), которую машина выдержала с достоинством.
ГАЗ-21 первой серии (с пятиконечной звездой на решетке радиатора) – настоящая гордость реставратора: за все время было выпущено лишь около 30 тыс. машин
На ВДНХ Владимир приехал не только, чтобы увидеться с другими любителями олдтаймеров, но и ради презентации воздушного фильтра BIG Filter GB-566 для карбюраторного мотора ЗМЗ 21. Именно ему вместе с напарником по YouTube-каналу Вячеславом Охотиным пришла мысль разработать современный фильтр для любимого автомобиля и всех реставраторов-энтузиастов.
В BIG Filter называют этот проект своим самым творческим и эмоциональным: не каждый раз конструкторскому отделу приходится прикладывать руку к сохранению памяти отечественного автопрома!
Мы выезжаем с территории выставки под многочисленные улыбки, поднятые вверх большие пальцы и объективы фотокамер. С годами ВДНХ оформился в памятник послесоветской ностальгии, и наша автоколонна, несомненно, будит в прохожих это светлое и щемящее чувство.
В современной Москве с ее нескончаемыми заторами «Волге» тесно. Останавливаясь, нужно каждый раз скидывать на «нейтралку», иначе сцепление долго не протянет. К тому же родной печке не по плечу даже 20-градусная «жара» – машина дрожит и греется, напитывая салонный воздух бензиновыми парами.
Зато на широком шоссе «Волга» не едет, а мягко фланирует, слегка покачиваясь на задних рессорах. Остается лишь приоткрыть окно и сделать погромче ламповый звук советского шлягера – и вот залитая солнцем Москва превращается в декорацию фильма Рязанова или Данелии. Дорожные выбоины, которые на условном Kia Rio пришлось бы избегать даже ценой резких поворотов руля, «21-я» давит не замечая. Не замечаем их и мы, заодно резюмируя: показатели плавности хода у сохранной «Волги» для современного бюджетного сегмента недостижимые.
Вот так разработанный еще в 1950-х автомобиль смог раскрыться в неожиданном качестве. Спустя почти 70 лет ГАЗ-21 остается не только красивым экспонатом советской инженерной мысли – машиной-эпохой, но и вполне состоятельным олдтаймером для выходного дня за рулем: статным, вальяжным, но не по-современному живым. Остается лишь повторить за бесчисленными фанатами старых машин по всему миру: сейчас таких уже не делают!..
Не можем пройти мимо и не выложить на ваш экспертный суд вот это творение Айка Саргсяна из города Вязьма. Сразу скажем, что модернизация получилась до такой степени глубокой, что исходник (а нас в данном случае волнует ГАЗ 24) не угадывается совсем.
Также скажем, что мнение по этому проекту с нашей стороны очень не однозначное. Но автомобиль в таком виде имеет право на существование на радость своему владельцу. А вот право на присутствие «Волговского оленя» на капоте — дело дискуссии.
Причем, когда мы узнали, что на изготовление этого «рашн-маскл-кара» было израсходовано две «Волги» и один BMW, то спорность путей достижения конечной цели еще более подверглось сомнению.
Но давайте поближе рассмотрим этот транспортный объект. Во-первых, из четырехдверного седана, автомобиль, который необычно был назван «Мариванна», стал двухдверным спорт-купе.
Во-вторых, если посмотреть сбоку, то в верхней части, начиная с боковой линии изгиба, даже при заниженной крыше и удлиненной двери довольно легко угадывается «24-ка».
Надо сказать в плюс этого проекта, что именно эта верхняя часть по пропорциям сделана достаточно гармонично и стремительно. Но вот, что касается нижней части — здесь настоящий стиль «САМАВТО» со смешением многих стилей и, причем, примененных очень неумело.
Эти не по стилю широкие расширители ( извините за тавталогию) арок и завышенный клиренс делают заявку на повышенную проходимость автомобиля. Тяжелая и ниспадающая носовая губа обозначает претензии автомобиля на «стритрейсерские» амбиции. Сюда же можно отнести замену двигателя объемом 3.5 литра мощностью 260 л.с., который значительно улучшает динамические характеристики автомобиля.
Есть даже несколько заснятых видео, когда «Мариванна» на драг-заезде, например, делает Lexus.
Но портит все во внешнем дизайне эта несуразная и некрасивая огромная радиаторная решетка, которая закрывает почти всю переднюю часть вместе с фарами головного света. И только, когда включены фары, более-менее вид спереди автомобиля улучшается.
Покраска кузова выполнена как-то некачественно, «по-самодельному». Видны довольно большие вмятины и неровности плоскостей кузова. Но все встает на места, когда забираешься внутрь автомобиля, и у вас наступает шок. Весь салон обшит искусственным мехом, причем со стилизацией под … корову! И становится понятно, что это автомобиль -«СТЕБ» над самим стилем американских «маскл-каров», выполненный в настоящем советском «народном тюнинге».
Именно вот в таком контексте сразу на «Мариванну» смотришь уже под другим углом и даже с неким уважением.
Авто именно в таком виде снимался в российском сериале «Четвертая смена» с участием популярного актера Алексея Чадова.
А вы, как истинные ценители истории советских автомобилей и ревностные стражи их оригинальности, что скажете? Ждем ваших комментариев.
Ремикс – Tiefschwarz
Ремикс — Питер Крудер, Stereotyp
Ремикс — Питер Крудер, Stereotyp
Remix – Fauna Flash
Remix – Fauna Flash
Remix – Optimo
Remix – Optimo
Remix – Krikor
900 02 Ремикс – КрикорRemix – Volga Select
Remix – Volga Select
С участием – Hubert Tubbs
Remix – Peter Kruder, Stereotyp
С участием – Hubert Tubbs
Remix – Peter Kruder, Stereotyp
Ремикс – Морис Фултон
Ремикс – Морис Фултон
Новое представление | Возвратное колесо ( Ремиксы и ремейки) (2×12 дюймов, 33 ⅓ об/мин, промо, сборник) | Crammed Discs | CRAM 121 | Бельгия | 2003 | |
Return Wheel (классика, ремиксы и архивы) (3× CD, сборник, бокс-сет, ) | Переполненные диски, Переполненные диски, Переполненные диски, Переполненные диски | CRAM 115, CRAM 115-1, CRAM 115-2, CRAM 115-3 | Европа | 2004 | ||
Новое представление | Возврат Колесо (Классика) (CD, Сборник, Переиздание) | Переполненные диски | нет | Израиль | 2016 |
Тига
Ghostrack
Тифшварц
Прототип
Пес Рекс
Район метро 4
Район метро
Aphex Twin
Kinda New (Tiefschwarz Mixes)
Spektrum
Poney EP
Vitalic
Metro Area 5
Metro Area
Me & Madonna / Fitting Together
Black Strobe
Приливы
Бинфилд
Редактировать выпуск
Все версии этого выпуска
Верные данные
Купить VinylSell Vinyl
voodoo, misjaal, readetruth, taalem, razors, raleva, oosiomanjiro
Сообщение о подозрительной деятельности
Здравствуйте!
Меня зовут Виктор Хеффеле, город Хаммельбург (Германия).
Свою Волгу 1963 года светло-коричневого цвета я купил в Оснабрюке в Германии в октябре 2006 года у коллекционера старинных автомобилей.
Был снаружи оригинал, в очень хорошем состоянии, только салон был переделан и не было «оленьей» фигуры. С большим трудом нашел и установил на капот. Два года на ней откатал и начал восстанавливать в 2008 году.
За зиму разобрал Волгу до последнего болта, переварил новые пороги и коробки (варить там больше было нечего). Потом пескоструй, доводка, подгонка, покраска. Хотел покрасить корпус в цвет морской волны — не получилось. Но он оказался очень красивого синего цвета, под цвет морской волны. Салон был недавно сделан из кожи. Все детали, которые должны были быть хромированы, были перехромированы. В апреле 2009 г., стал все собирать. Все поставилось новое. В мае прошел техосмотр без единой немецкой ошибки. Поставил на учёт и к концу года проехал почти 4 тысячи километров. За весь год была только одна поломка, полетел конденсатор. Первые 3 года ходил на выставки, одну занял первое место со своей старушкой.
В середине 2000-х в Германии было очень мало возможности получить подробности о Волге. В 2007 году познакомился с Артемом (руководитель интернет-магазина «Ретродеталь»), он был в гостях у родственников в Германии.
Вот и началось наше знакомство, без него было бы очень сложно собрать мою Волгу. За 10 лет нашего знакомства с помощью «Ретродетали» очень много людей собрали свои Волги в Германии. БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!!
Сегодня в марте 2017 года мой любимец пробежал почти 16 тысяч километров, и ни одной проблемы не было, только одно не радует — поет задний мост, но мы над этим работаем.